Художественная литература и ее чтение в старших группах – картотека

Важность художественной литературы для старших групп ДОУ

Художественная литература, по мнению ведущих психологов и педагогов, является важнейшим средством воспитания детей. Исследования показали, что это действенное средство освоения детьми окружающей действительности, а также средство усвоения норм поведения, норм морали.

Развитие посредством художественной литературы

Важно! Литература имеет большой потенциал для развития детей, поэтому педагог должен быть компетентен в вопросах ее применения. Важность литературы в старшей группе дошкольного учреждения заключается в следующем:

Важность литературы в старшей группе дошкольного учреждения заключается в следующем:

  • развиваются художественные способности детей,
  • выявляются их интересы,
  • формируются нравственные чувства, нормы нравственного поведения,
  • воспитывается эстетическое восприятие,
  • развивается речь и грамотность.

В целом художественная литература дает детям уже готовые языковые формы и словесные характеристики. Кроме того, чтение художественной литературы именно в старшей группе эффективно для развития связной монологической речи

Это важно для интеграции на более высокую ступень обучения начальной школы

Воспринимая произведение на слух, дошкольник проникает в его содержание

Дети в старшем дошкольном возрасте не всегда умеют читать, поэтому очень важной является интерпретация произведения взрослым. При этом прочтение — это не только его техническое чтение, но и его понимание, проникновение в самую суть того, что автор хотел донести до читателя

При этом педагог должен стремиться сформировать у детей именно полноценное восприятие, поскольку только оно способствует развитию у детей:

  • возможности сопереживать герою и автору произведения;
  • оценивать динамику эмоций в тексте;
  • воспроизводить в своем воображении представляемые автором картины;
  • размышлять над мотивами и последствиями поступков персонажей, оценивать такие поступки и отстаивать свою внутреннюю позицию.

Полезно знать! Любое произведение должно найти отклик в душе воспитанника, чтобы наиболее полно сформировать те качества, на которые было нацелено чтение конкретного произведения.

Сегодня существуют различные жанры художественной литературы и для полноценного чтения необходимо использовать их разнообразие при организации НОД.

Картотека литературы с целями по ФГОС

Как было сказано выше, детям в старшем возрасте необходимо читать рекомендуемые педагогами книжки. Именно поэтому, в каждой группе должна быть картотека литературы с целями по ФГОС.

Картотека литературы в старшей группе

Представим примерный список литературы для картотеки:

  • нравственное воспитание: «Лиса и кувшин», «Господин Ау», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «А что у вас», «Живая шляпа», «Ребёнок в обществе», «Что такое этикет», «Вовка добрая душа», «Чук и Гек», «Дело было вечером»;
  • самообслуживание и труд: «Мойдодыр» «По щучьему велению» «Федорино горе»;
  • основы безопасности: «Дядя Стёпа — милиционер», «Машины на нашей улице», «Профессии»;
  • ознакомление с социальным миром: «А что у вас», «Рассказ танкиста», «Детский сад», «Сон и слон»;
  • знакомство с миром природы: «Сова», «Кот-ворюга», «Лев и собачка», «Черёмуха», «Приобщение к искусству», «Лето красное», «Как весна и зима спорили», «Осень», «Про космос».

Как видим, программа включает различные жанры и авторов. Это необходимо для того, чтобы дети максимально полно формировали навыки восприятия художественной литературы. Кроме того, средства художественной литературы должны быть использованы в каждой образовательной области, например, в познавательной, речевой, физической и т. п.

Особенности восприятия старшими дошкольниками

Помимо развития связной речи, чтение литературы старшим дошкольникам имеет следующие особенности:

  • использование различных жанров: сказка, повесть, стихотворение и прочие;
  • использование игр и инсценировок, театральных постановок, дидактических игр по теме прочитанного произведения;
  • необходимость подготовительной работы к прочтению произведения также, как и необходимость последующего обсуждения поступков героев;
  • использование наглядности: картин, иллюстраций.

Наглядность при чтении литературы

Особенности восприятия у старших дошкольников заключаются в том, что они могут более ярко воспринимать динамичные произведения, шуточные стихи, сказки

Внимание старших дошкольников еще недостаточно устойчиво, поэтому чтение необходимо проводить с перерывами

Полезно! Дети в этом возрасте уже могут осознавать некоторые события даже те, которых ещё не было в личном опыте. Их интересуют не только поступки героев и их оценка с плохой или хорошей стороны, но и мотивы таких поступков, чувства героев. Более развитые дети способны улавливать авторский контекст.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут воспринимать текст. Здесь усложняется и понимание литературного героя, и понимание некоторых устойчивых оборотов сказки. Именно в старшем возрасте у ребёнка уже активно функционирует механизм изучения целостного образа текста. При этом не всегда нужна опора на наглядность, но она является существенным помощником для детей в понимании сущности текста.

Все навыки работы с художественной литературой, полученные детьми старшего дошкольного возраста в будущем помогут в начальной школе. Развитая связная речь, умение анализировать произведение и выделять главных героев, оценивать их чувства — это то, к чему должен стремиться педагог в обучении групп старшего возраста.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель:

– Ребята давайте поиграем.

Игра «Поделись улыбкой»

Дети встают в круг взявшись за руки и поворачивая голову к соседу улыбаются.

Игра «Что не так?»

Вы родилась раньше родителей?

Ты – дедушкин сын?

Папа – бабушкин брат?

Мама старше бабушки? и т. п.

Воспитатель:

– Я хочу у вас спросить, хотите ли вы стать большими?

Конечно все дети хотят стать большими, вот послушайте рассказ

“Как Маша стала большой” Е. Пермяк

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином халате сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали. Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела,что даже мама удивилась:

– Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился.Удивился и при всех за столом сказал:

– Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов. Не они, видно, маленьких большими делают.

Надеюсь, вам понравился рассказ, и вы сможете ответить мне на вопросы. Игра «Ток шоу».

Я возьму в руки микрофон и кому его протяну тот и будет отвечать на вопрос.

Как звали девочку?

– Чего больше всего хотела девочка? (Вырасти, стать большой)

– Что делала Маша, чтобы стать большой? (В маминых туфлях ходила, в бабушкином халате сидела, прическу как у тети Кати делала, бусы примеряла, часы на руку надевала)

– Удалось Маше стать большой после таких действий?

– Что же такого сделала Маша? (Подмела пол, вымыла посуду)

– Как Маша подмела пол и Вымыла посуду? (Чисто-начисто, очень чисто, чисто-пречисто)

– Как Маша вытерла посуду? (Сухо-насухо, очень сухо, сухо-пресухо)

– Как изменилось имя у Маши после ее поступков? Как ее назвал папа? (Мария)

– А как станут звучать ваши имена когда вы вырастите?

Физкультминутка «Мы работали отлично»

Мы работали отлично

Отдохнуть не прочь сейчас.

На зарядку нам привычно

Встать у наших мест сейчас.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг другу улыбнулись.

Снова дружно зашагали

И на месте тихо встали.

(выполнение движений по тексту)

Игра «Кто из этих людей твои родственники?»

Мама, соседка, подруга, знакомая.

Продавец, дворник, брат, друг.

Бабушка, воспитатель, дедушка, кот.

Сестра, брат, папа, водитель.

Воспитатель:

– А сейчас я вам еще раз прочту рассказ, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

Теперь давайте попробуем пересказать Машину историю, внимательно смотрите на таблицу, она вам поможет.

Рефлексия:

– А что вы делаете, чтобы стать большими?

Нужно ли и для чего читать перед сном

Педагогический процесс детского сада включает в себя 3 участника: родитель, ребенок и педагог. Часто развитием детей занимаются только педагоги, но происходит это из-за того, что родители педагогически неграмотны. Педагоги могут провести для родителей следующие мероприятия:

  • лектории по использованию художественной литературы для детей;
  • мастер-классы по чтению отдельных произведений для формирования у детей тех или иных навыков;
  • мероприятия по обмену опытом, выставки детских книг картотека книг.

Важно! Часто родители задают вопрос, нужно ли читать ребенку перед сном. Педагоги и психологи сходятся во мнении — читать необходимо, но необязательно перед сном

Чтение литературы должно быть спланировано. Необходимо выбирать те книги, которые рекомендованы педагогами для определенного возраста. Чтение можно начинать с рождения.

Также можно найти информацию по поводу того, как именно стоит читать книгу. В основном реализуется такой алгоритм:

  • прочтение книги родителями самостоятельно;
  • выявление основных вопросов;
  • проведение предварительной работы с детьми: характеристика незнакомых слов, объяснение сложных моментов;
  • выразительное чтение детям и последующая беседа по содержанию.

Родители должны читать детям

Сначала родитель должен определить, какую цель преследует прочтение той или иной книги. Даже в самой простой детской книжке заложен определенный смысл. Лучше выбирать книги с картинками, которые ребенок может посмотреть и проанализировать.

Также необходима и последующая беседа: какой герой больше понравился и почему, правильно ли поступил герой в той или иной ситуации и поступил бы ребенок также как герой. Это способствует формированию умения оценивать свои поступки и слова, а также способствуют формированию правильной адекватной самооценки.

Как спланировать и провести занятие по ЧХЛ

Планирование мероприятий по чтению художественной литературы необходимо начинать с начала учебного года. На первоначальном этапе используются легкие произведения: потешки, песенки, а затем подключаются народные сказки.

Подбор иллюстраций для работы

Обязательно в процессе подготовки к мероприятию подбираются игровые приемы для сопровождения чтения. Дети могут слушать одно произведение несколько раз, сохраняя эмоции. Но только при условии, если ребенок эмоционально вовлечен в процесс.

Интересно! Игровые приемы при чтении литературы обязательны в старших группах

План занятия по ЧХЛ:

  • подготовить список литературы и подобрать яркие цветные иллюстрации;
  • рассмотреть книгу и иллюстрации с ней с подгруппам детей, задать вопрос: «О ком (о чем) сказка?» и т. д.;
  • составить конспект мероприятия с выделением проблемных моментов, с включением игровых приемов и техник;
  • выбрать наиболее благоприятное время для проведения ЧХЛ.

Знание основных задач ознакомления с художественной литературой не является формальным требованием, оно необходимо для правильной организации работы в детском саду, направленной на создание условий для формирования личности ребенка и его речевого развития, согласно требованиям ФГОС

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий