Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе

Игры-эксперименты

Эксперименты можно проводить, как часть игры, представляя, что малыши сами являются частью эксперимента, или, на примере проводимого эксперимента, представить определённые взаимодействия в живой природе.

Например, опыт с двумя лампочками и батарейкой. На этом поставленном опыте объяснить необходимость отдыха для человека. Одна лампочка постоянно подключена к батарейке, другую периодически отключают от напряжения. Ребёнку предложить представить, что лампочка, это организм человека, провода — мышцы. Первая лампочка со временем перегорает, вторая продолжает работать. Выводы: человеку надо периодически отдыхать, чтобы не перегореть, как первая лампочка.

Экспериментирование в старшей группе

Система преподавания в ДОУ постоянно стремится к улучшениям. На сегодняшний день мало просто давать детям информацию, от воспитателей (согласно требованиям ФГОС) требуется создавать ситуации, которые будут побуждать дошкольников к активной познавательной деятельности, проводить самоанализ.

Полезно наблюдение за животными

К сведению! Занятия с детьми, основанные на проведении опытов, способствуют перспективному развитию таких качеств малышей, как пытливость ума, любознательность, логику, знакомят их с процессами, происходящими в живой природе и их причинно-следственными связями.

Проведение экспериментов детьми помогает им развивать:

  • самостоятельность;
  • наблюдательность;
  • умения сотрудничать со сверстниками;
  • анализировать полученные результаты.

Поэтому основная задача воспитателя — поддерживать и развивать такой интерес воспитанников.

Эксперименты в ДОУ развивают

Формы и организация познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

В самой природе человека заложено любопытство, тяга к познанию нового. В детском возрасте это стремление проявляется наиболее сильно, и задача воспитателя — организовать этот процесс, сделать его управляемым, чтобы достичь наилучших результатов.

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности могут быть любыми, главное, чтобы они увлекали детей, пробуждали в них интерес и активность.

К сведению! Ребёнок наиболее эффективно воспринимает информацию, если она подаётся ему в игровой форме, поэтому наиболее естественная форма занятия — сюжетно-ролевая игра.

Во время прогулок с детьми весной или зимой можно организовать рассматривание конкретных объектов живой природы и наблюдение за природными явлениями. Либо отправиться на экскурсию в декабре-феврале, где наглядным пособием будет сам окружающий мир. При этом необходимо иметь в виду, что эффект от таких занятий будет только при чётко сформулированной теме занятия: наблюдение за конкретными природными явлениями (плесень на старом дереве), растениями (первые цветы в марте), животным миром (бабочки, жуки). Чем конкретней будет предмет исследования, тем лучший результат будет получен.

Впоследствии, после прогулок или экскурсии, нужно провести беседу, в течение которой обсудить с подопечными полученные данные, проанализировать их, соотнести с целью.

Дети 5-7 лет уже вполне подготовлены к практической деятельности, поэтому им можно предложить конструирование модели или проведение экспериментов. При такой организации занятия, дети вполне способны самостоятельно заниматься решением поставленной задачи, но при этом у них должна быть возможность обратиться к воспитателю за советом или поддержкой.

Проведение опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе можно организовать в:

  • Коллективной форме, когда дети сообща решают поставленную задачу.
  • Подгрупповой форме, в этом случае дети разделяются на группы и решают разные аспекты одной большой проблемы. По достижению определённых результатов, они обмениваются полученной информацией, анализируют её.
  • Индивидуальной форме, когда каждый дошкольник решает собственную конкретную задачу.

Важно! Воспитатель должен хорошо знать своих воспитанников, их характер, особенности, способности и ставить перед ними задачи, с которыми они могут справиться. Только в этом случае от занятий будет результат

Ещё одной формой познавательно-исследовательской деятельности, которая наилучшим образом подходит для старшей группы ДОУ, является открытая эвристическая беседа. Речь и мышление дошкольника 5-7 лет уже довольно развиты для такого формата занятия.

В последнее время в детских садах набирает популярность такой вид познавательной деятельности, как теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). В отличие от эвристической беседы, формат ТРИЗ предполагает применение мозгового штурма для поискового решения поставленной задачи. Такие занятия стимулируют развитие воображения у ребёнка, коммуникативных навыков, способности анализировать информацию и выделять причинно-следственные связи.

Ход занятия:

Приветствие:

В: Ребята, посмотрите, у нас в группе сегодня гости, давайте поздороваемся с ними.

В: Ребята,посмотрите на мольберт: что вы на нём видите? Да, здесь приколот цветок. Какой он?

Как вы думаете, чего не хватает этому цветку?

В: В какие цвета вы бы хотели бы их раскрасить? У вас есть любимые цвета? Назовите их.

В:Но вот беда:у вас есть три цвета: красный жёлтый, и синий. Нам явно нехватает цветов, не так ли?

В: Ребята,я вам открою секрет: среди красок есть главные или основные цвета, и те, которые получаются при их смешивании. Так вот, красный, жёлтый и синий- это основные цвета. А если смешать краски, то в результате получается другие цвета, или неосновн

ые или производные. Это очень удобно, ведь для того, чтобы нарисовать красочную картинку,не обязательно и иметь большую палитру с красками: многие цвета можно получить с помощью смешивания. Вот этим мы сегодня и займёмся: получение новых красок.

А сейчас я вам загадаю загадки про цвета.

Самый цвет прекрасны

Это саков цвет

Яркий он и ясный,

Лучше цвета нет! (красный)

Из скорлупок из пелёнок,

Вылез маленький цыплёнок

Ой, смешной какой ты

Наш комочек. (жёлтый)

Им часто море называют.

Кто цвет возьмёт и отгадает (синий)

В : Присаживайтесь за столы.

В: Перед вами растворы трёх основных цветов. Возьмите пипетку, можмите её пальцами, опустите в раствор, разожмите и наберите в пипетку раствор и перенесите в первую пустую баночку. Затем добавьте раствор из другой баночки.

1. Красный и жёлтый.

В:Посмотрите внимательно : какой получился цвет?

В:Значит можно сделать вывод: что при смешивания красного и жёлтого получится оранжевый цвет.

В: Теперь так же смешайте два других цвета”

2. Синий и жёлтый.

В:Посмотрим внимательно: какой получить цвет?

В: Значит,можно сделать вывод: что при смешивании синего и жёлтого получить зелёный цвет.

В: Теперь так же смешайте ещё два цвета.

3. Синий красный.

В:Посмотрите внимательно: какой получить цвет?

В: Значит,можно сделать вывод: что при смешивании синего и красного получится фиолетовый цвет.

В: А теперь добавьте в четвертую баночку все три цвета и скажите, какой цвет получится?

В: Ребята, а теперь подумайте, и скажите, как получится из наших красок более светлый оттенок?

В: Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю поиграть в игру ” Смешайте краски”.

Малоподвижная игра “Краски”

В: Ребята, сейчас мы поиграем с вами в удивительную игру “,Краски”

Ход игры:Сейчас вам надо выбрать одного из ведущих- продавца и одного покупателя- монаха.

Остальные дети будут красками, участники краски сидят в углу. Продавец тихо (на ушко) говорит каждому какой цвет краски ему соответствует. Дети запоминают свой цвет. Монах – покупатель не должен знать цвет краски.Монах приходит в магазин краски обращаются к продавцу:

-Я Монах в синих штанах, пришол за краской.

-За какой?

Монах называет цвет краски (например,синий). Есть такой краски нет, то продавец отвечает.

Нет такой краски! Скачи по голубой дорожке, на одной ножке, найди сапожки, пройди уточкой, вприсядку или как – то по другому.

Если название краски а магазине присутствует, то продавец отвечает монах.

Есть такая!

Сколько стоит?

Пять рублей (монах громко хлопает по ладони продавца пять раз).

При последнем хлопке название краски вскакивает со своего места и бежит во круг шеренги остальных детей.

Монах пытается её догнать. Если он догоняет краску, то сам становится красной краской и становится покупателем монахов и игра продолжается. Если монах не смог поймать, то игра начинается сначала.

В: А теперь идите к столам, мы с вами смешаем краски и раскрасим наш цветок.

Для удобства я вам даю карту- схему, на которой видно, как получатся новые цвета.

Заключение:

Вам нравится ваш цветок?

Что нового вы сегодня узнали?

Вывод: Вы поняли, что всего из трёх основных цветов можно получить новые цвета. И получить более светлые оттенки, если добавить белый цвет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий