Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе

Примеры организации познавательно-поисковой деятельности средних дошкольников

Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 4–5 лет.

Фотогалерея: примеры оформления исследовательского уголка

Организация детской деятельности в рамках познавательно-исследовательской направленности является важным механизмом разностороннего развития личности. В процессе экспериментирования дошкольники непосредственно контактируют с изучаемыми объектами, память пополняется чувственным опытом, формируются черты исследовательского типа мышления и анализаторские способности. Изучая особенности природных явлений и объектов, дети начинают лучше понимать всю сложность и красоту окружающего мира.

Как провести занятие с опытами

Маленьким любителям неизведанного эксперименты, проводимые в детском саду, однозначно понравятся. Ребенок удовлетворяет свое природное любопытство, получает новые знания, систематизирует и закрепляет уже имеющиеся.

НОД по экспериментированию в средней группе

Проводится экспериментирование в средней группе по теме «Такой интересный песок».

Материалы:

  • леечки с водой;
  • контейнеры с песком;
  • формочки;
  • ложки;
  • лопатки;
  • лупы;
  • стол.

Игры с песком развивают мышление

Воспитатель составляет конспект занятия, в котором прописывает цели и задачи.

Ход НОД:

  1. Дети имеют перед собой открытый контейнер с сухим песком. Педагог предлагает им поиграть с формочками и песком. Конечно же, у дошкольников ничего не выйдет, т. к. песок сухой.
  2. «Ребята, почему у вас не получилось сделать формочки? Правильно, песок сухой».
  3. «Возьмите лупы и посмотрите, что представляет собой песок. Видите, это множество мелких частиц, которые между собой в сухом виде никак не связаны».
  4. «Посмотрите, что есть у вас на столе, что сможет исправить ситуацию? Вода в леечках».
  5. «Полейте ваш песок, и он станет не таким рассыпчатым. Вода поможет частичкам склеиться между собой. Теперь попробуйте сделать формочки. Получается».

Дидактические игры

Такие игры по экспериментированию увлекательны для детей из средней группы ДОУ. Они с удовольствием принимают в них участие.

Игры:

«Утонет или поплывет?». Воспитатель дает детям небольшие образцы из разных материалов и различные предметы. Каждый объект кладется ребенком в центр емкости с водой. Задача заключается в том, чтобы наблюдать, что тонет, а что плавает. Для игры подойдут: скорлупа грецкого ореха, кусочек пенопласта, кусочек картона, пластилин, деревянный брусок, пластиковый кубик, ручка, кружка, металлическая игрушка и прочее.
«Живая вода». Подготовительный этап: ребята совместно с воспитателем садят в стаканчики с землей семена растений. Часть семян не поливают, а часть регулярно поливают водой. Через некоторое время поливаемые семена взойдут. Это наглядный пример того, что растения нуждаются в воде, как люди в пище.
«Знакомый аромат». Детям по очереди завязывают глаза и предлагают по запаху угадать, что же это за съедобный объект. Для этой игры подойдут апельсины, лимоны, огурцы, бананы, творог, шоколад

После игры важно рассказать детям, что такое обоняние, его значение, особенности у человека и некоторых животных.

Ход занятия:

Под музыку в зал входят дети, их встречает воспитатель в образе сказочного персонажа.

В.: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ириска! Я очень любопытная, люблю во что-нибудь играть и проводить опыты. Сегодня я хочу поиграть с вами.

В.: Ребята, а вы любите играть? А вы любите играть с песком? (ответы детей)

А где вы обычно это делаете? (ответы детей). А сейчас можно играть в песочнице? Почему? (ответы детей)

В.: А я вам предлагаю поиграть в песок, несмотря на то, что на улице холодно и сыро. Будем играть в песок прямо здесь и сейчас. Но прежде чем начнем играть с песком,надо запомнить правила:

Здесь нельзя толкаться, драться,

И в глаза песком кидаться,

Поделок чужих не ломать,

А дружно вместе поиграть!

В.: Запомнили правила? (ответы детей)

В.: Давайте положим ладошки на песок.

В.: Прикоснитесь к песку, он гладкий или шершавый?

Д.: Шершавый

В.: Погладьте его, переберите пальцами. Какой песок на ощупь, мокрый или сухой?

Д.: Сухой

В.: Поскользим змейкой, поиграем на пианино, разровняем песок…

В.: Возьмите песок в ладошку, сожмите в кулачок, поверните руку, раскройте, что случилось с песком? (ответы детей).

В.: Значит, мы с вами узнали, что песок какой?

Д.: Сухой, сыпучий, шершавый.

В.: А теперь попробуем, можно ли из него, что-то слепить.

(ответы детей).

В.: А это значит, что из сухого песка лепить нельзя.

В.: Ребята, в нашей песочнице нет ничего кроме песка, не хватает красок.

В.: Мне хочется, чтобы у вас появилось солнышко

(выкладывается солнце из картона).

В.: Какого цвета солнце?

Д.: Желтое, золотое…

В.: Солнышко выглянуло, давайте покажем, какие у солнышка лучики

(дети пальцами проводят линии от солнца вниз).

В.: Солнышко светит, землю пригревает и на земле вырастает зеленая травка (Дети отодвигают песок от бордюра, появляется зеленая трава – зеленое дно песочницы).

В.:Какого цвета трава?

Д.: Зеленая.

В.: А теперь поиграем в словесную игру.Повторяйте за мной:

Чистоговорка

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

Вы-вы-вы – нет травы.

Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.

В.: А скажите мне ребятки, какого цвета песок у вас в песочнице?

(ответы детей)

В.:А вы видели цветной песок: красный, зеленый, желтый.

(ответы детей)

В.: А у меня он есть, вот посмотрите.

В.: Понемногу поляна обретает цвет, а чтобы наша полянка стала яркой и красочной, тонкой струйкой песка можно нарисовать цветы. Мы уже знаем, что песок сыпучий и это свойство нам очень поможет.

(Накладываются трафареты и дети засыпают разноцветным песком пустоты).

В.: А теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь.

Встанем дружно все в кружок

Получается песок.

В.: Ребята песок бывает не только сухой, но и мокрый. Возьмите мокрый песок, сожмите его в кулачок. Что с ним произошло?

(ответы детей)

В.: А где мы с вами можем встретить мокрый песок, послушайте

Загадку:

Бежит, журчит, волнуется.

Все на нее любуются!

Никак не остановится,

Назад не поворотится. (Речка)

В.: А давайте слепим с вами рыбок, которые живут в реке, но сначала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Рыбка плавает в водице, (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула, (снова изображают как плывет рыбка)

Крошку хлебную взяла. (делают хватательное движение обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула, (снова показывают, как плывет рыбка)

Рыбка быстро уплыла.

(дети под музыку лепят рыбок из песка)

Итог занятия

В.: Я предлагаю вам стряхнуть песок с рук и протереть руки влажными салфетками.

Д.: С песком. Он бывает сухой, мокрый, сыпучий, шершавый. Тонкой струйкой рисовали цветы. Определили, что мокрый песок липкий. Лепили из него рыбок.

В.: А лепить рыбку? (ответы детей)

В.: Сегодня вы были очень активными, дружными, отзывчивыми. На память о сегодняшнем дне я хочу взять сделанных вами рыбок, а вам подарить формочки и лопатки для игры в песок. До свидания!

Работа кружка по исследовательской деятельности в детском саду

Опытно-исследовательская деятельность вызывает неподдельный восторг у дошкольников. Благодаря экспериментированию в раннем возрасте в детях закладывается и развивается заинтересованность к приобретению знаний, усиливается желание самостоятельного поиска информации. Эти качества готовят хорошую мотивационную и опытную базу к обучению в школе. Функционирование кружка по исследовательской деятельности развивает познавательные способности ребят и расширяет представления об объектах вещественного мира.

Педагог разрабатывает программу, в которой отмечает цели и задачи работы кружка, освещает изученную методическую литературу по теме, составляет календарно-тематическое планирование. Для проведения занятий кружка может быть выделено отдельное помещение (опытная лаборатория) или организован уголок исследовательской деятельности. Воспитатель оформляет стенд с правилами проведения опытов с различными материалами. Воспитанники должны быть ознакомлены с техникой безопасности в лаборатории, проговаривать правила перед выполнением исследований и соблюдать их в процессе.

Проведение любых экспериментов требует соблюдения правил

Уголок или лаборатория должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Дети всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения. В материальной базе кружка могут быть:

  • Природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна.
  • Приборы: магниты, лупа, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы.
  • Сосуды: баночки, мензурки, колбы, стаканчики.
  • Медицинские материалы: резиновые перчатки, пинцет, шприц, ватные диски, марля, пипетки.
  • Вещества: соль, марганцовка, пищевые красители, мука.
  • Фартуки, защитные очки, шапочки.
  • Карточки и журналы для фиксирования результатов исследований.

Во время проведения опытов ребятам могут потребоваться бахилы, шапочки, фартуки или халаты

В кружке по познавательно-исследовательской деятельности ребята могут познакомиться с удивительным микромиром

Оформление центра экспериментирования

Организация предметно-пространственной среды в рамках развития практических навыков дошкольников заключается в создании центра экспериментирования или мини-лаборатории в помещении группы. В этом познавательном уголке хранятся в подписанных ящиках материалы для самостоятельных исследований:

  • природный и бросовый материалы: веточки, скорлупки, семена, колпачки от фломастеров, обёртки;
  • неструктурированные материалы: песок, соль, сода, мука, сахар;
  • другие материалы: образцы пластмассы, тканей, бумаги, резины;
  • приборы: магниты, цветные линзы, лупы, линейки, весы, лампы и фонарики, микроскоп, подзорная труда, бинокли;
  • сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, пластиковые бутылки, пузырьки;
  • медицинские материалы: резиновые перчатки, шприцы без иглы, ватные диски и палочки, бинт, активированный уголь, перманганат калия;
  • фартуки, косынки, нарукавники, защитные очки.

Доступ к материальной базе уголка открыт каждому воспитаннику. Здесь предусмотрен рабочий стол и стульчики для юных исследователей. Однако исследовать вещества из раздела «Медицинские материалы» разрешается только в присутствии педагога, после повторения воспианниками правил техники безопасности.

В центре экспериментирования может быть выделена зона песка и воды: здесь дети проводят опыты, играют и просто отдыхают.

Оформляется исследовательский уголок фотографиями детских экспериментов, выставкой созданных воспитанниками моделей, плакатами и стенгазетами.

Познавательный центр может иметь забавное название: «В гостях у профессора Знайки», «Наукоград», «Вход для учёных», «Познавай-ка» и др.

В центре экспериментирования для дошкольников открывается широкий простор для опытно-познавательной деятельности

Воспитатель составляет паспорт центра экспериментирования, где указывает его оснащённости и цели функционировании и подробно описывает возможные опыты. Для рассматривания воспитанниками в уголке должен быть альбом или картотека с названиями этих опытов, фотографиями/картинками или символьными схемами проведения. Если ребёнка заинтересовал какой-либо опыт из альбома, он пробует найти необходимые для него вещества/приборы и экспериментирует в рабочей зоне.

Современная система дошкольного образования направлена на воспитание разносторонней личности в ребёнке. Занятия по опытно-экспериментальной деятельности делают детей уверенными в постановке вопросов и разрешении проблемных ситуаций. В детях не угасает любознательность, получение знаний опытным путём даёт возможность почувствовать себя первооткрывателями. Дошкольники хотят знать всё об окружающем их мире и применять ценные знания с умом.

Образцы проектов по ФГОС

Для успешной реализации проекта необходимы следующие документы:

  • пояснительная записка;
  • паспорт проекта;
  • циклограмма его реализации;
  • этапы работы над ним;
  • итоги;
  • отзывы участников.

Одним из самых важных документов является паспорт проекта в ДОУ. На примере проекта «Детские новости в детском саду» рассмотрим, что входит в него. В документе указываются авторы проекта, его тема, тип и вид, цель, задачи, кто будет участвовать, то есть для детей какого возраста он предназначен, сроки его реализации и предполагаемые результаты. С его помощью педагоги планируют познакомить детей с работой журналиста и ведущего и дать им возможность сделать репортаж или выпуск новостей.

В проекте «Детские новости в детском саду» отдельно прописаны задачи для ребёнка и педагога.

Рассмотрим проект «Мини-музей в детском саду. «Наследие земли русской», его цель в паспорте сформулирована следующим образом: создание мини-музея «Наследие земли русской» для обогащения воспитательно-образовательного пространства детского сада.

Реализация проекта включается в себя следующие этапы: организационный, основной и аналитический. Первый этап будет длиться 3 месяца, второй – 11, а третий – 1 месяц. В документах подробно расписаны каждый из этапов, при этом в подготовке к реализации проекта дети не участвуют. Они будут участвовать в основном и аналитическом этапах. Они будут формировать экспозицию музея, делать поделки самостоятельно и вместе с родителями.

Основная работа ложится на воспитателей и других работников дошкольного образовательного учреждения при реализации проекта. Организация образовательной программы ложится на руководителя ДОУ.

Проекты в дошкольном образовательном учреждении

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:

Первый этап

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Выбор цели проекта

Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

Второй этап

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Разработка проекта

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий