Комплекс пробуждающей от сна гимнастики для средней группы ДОУ

Проведение побудки в зависимости от поры года и месяца

Побудка подразумевает пробуждение детей под спокойную мелодичную музыку, после чего малыши должны выполнить несколько физических упражнений прямо в постели. В зависимости от того, какая на улице стоит пора года, мелодия может быть разная: тихая и классическая, если идет дождь или снег зимой, заводная и веселая, если на улице солнечная погода и тепло.

Процесс побудки детей

Детки должны пробуждаться и поворачиваться в разные стороны в такт музыке, поглаживать ноги, разводить руки, сжимать и разжимать кисти, а также сгибать ноги в коленях. Все выполняется строго по очереди, после чего все малыши должны встать на массажный ковер и выполнить несколько дыхательных упражнений.

Гимнастика после пробуждения помогает ребенку сконцентрировать свое внимание на последующих уроках, укрепляет физическое здоровье детей и улучшает их настроение. Именно по этим причинам воспитатель должен заниматься со своими воспитанниками регулярно, чередуя игры между собой, чтобы они не надоели детям

https://youtube.com/watch?v=vSJ_VXDETss

Основные виды бодрящей гимнастики и правила проведения

На сегодняшний день специалисты изобрели множество методов бодрящей гимнастики, чтобы пробуждать детей. Среди всего этого разнообразия выделяют несколько наиболее часто применяемых и эффективных. Речь идет про словесную, наглядную, игровую и практическую зарядку. Словесная гимнастика пробуждения состоит из элементов логоритмики, которые объединены в одну систему физических упражнений, чтобы скорректировать речь ребенка.

Все движения должны сопровождаться стихами или фразами для развития рече-двигательного и слухового анализаторов. Также во время словесной гимнастики регулируется дыхание, закрепляются двигательные навыки и нормализуется правильное произношение звуков. Первая часть такой зарядки включает бег и ходьбу, а вторая — движения, которые сопровождаются игровыми самомассажами и стихами.

Обратите внимание! Что касается наглядной гимнастики, то она содержит в себе элементы корригирующих упражнений. Такой вид зарядки предназначен для того, чтобы предотвратить развитие плоскостопия и устранить нарушения осанки

Основными составляющими являются:

  • упражнения, которые формируют и закрепляют навыки правильной осанки;
  • занятия, формирующие стереотип и правильное дыхание.

Взаимоположение частей тела улучшается за счет дыхательной мускулатуры, поэтому наглядная зарядка особенно важна.

Игровая гимнастика

Игровая форма зарядки помогает детям сконцентрироваться на выполнении таких упражнений, как перелезания через препятствия, бег, прыжки или ловля мяча. Игра — это незаменимый инструмент, помогающий совершенствовать движения, координацию, быстроту, силу и выносливость. В ходе игры активизируется память, воображение и мышление.

Важно! Игровая бодрящая гимнастика должна сопровождаться музыкой, стихами или считалками. Таким образом, дети не только укрепляют свою физическую форму, но и пополняют словарный запас

Игровые упражнения

Игровая зарядка состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть представляет собой легкий бег или различные виды ходьбы, а также игру на концентрацию внимания и упражнения для дыхательной системы. Основная часть включает игру высокого уровня подвижности, а заключительная предназначена для того, чтобы проводить с детьми оздоровительные развлечения и ходьбу с дыхательными упражнениями.

Практическая бодрящая гимнастика

Практическая форма занятий с детьми в большинстве случаев представлена бегом, который предназначен для регуляции нагрузки, укрепления дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также для координации работы суставов, мышц и связок.

Обратите внимание! Бег должен быть медленным или средним, во время которого воспитателю нужно внимательно следить за каждым ребенком, чтобы он не переборщил с нагрузкой, не травмировал себя и своевременно отдыхал. Увеличивать нагрузку нужно постепенно, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника и его физическую подготовку

Малышам, которые только поступили в детский сад или долго не ходили на занятия, нагрузка во время бега более чем на 50 % противопоказана

Увеличивать нагрузку нужно постепенно, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника и его физическую подготовку. Малышам, которые только поступили в детский сад или долго не ходили на занятия, нагрузка во время бега более чем на 50 % противопоказана.

https://youtube.com/watch?v=gsFwn5qykwg

Анализ проведения бодрящей гимнастики со средними дошкольниками

Мониторинг проведения упражнений после сна проводится:

  • как элемент составления общей диагностической карты физического развития детей в конкретной группе;
  • для оценки уровня методической грамотности педагога при проведении бодрящей гимнастики.

Диагностика осуществляется как методистами, коллегами воспитателя, так и самим педагогом для выявления недочётов при выполнении упражнений. В обоих случаях схема анализа будет одинаковой.

При проведении анализа учитываются физические возможности детей и уровень методической грамотности педагога

Перед анализом непосредственно содержания блока упражнений, необходимо указать:

  • полное название ДОУ и группы, работа которой диагностируется;
  • имя воспитателя;
  • дату проведения гимнастики;
  • общее количество детей в группе, а также присутствовавших при выполнении упражнений.

Таблица: анализ содержания комплекса упражнений после сна

№ п/пЭтап гимнастикиПеречень и описание упражненийВременные рамкиВывод (цели достигнуты или нет)Примечания
1Организационный момент (начало подъёма, туалет)2 минуты
2Упражнения в постели
3Упражнения общеразвивающего характера3 минуты
4Дыхательные упражнения2,5 минуты
5Процедуры закаливанияВременные рамки зависят от характера процедуры

Гимнастика после сна имеет большое значение не только для общефизического развития детей, но и для создания положительного эмоционального фона. В средней группе фактор настроения играет существенную роль для успешного проявления детей в той или иной учебно-воспитательной деятельности. К тому же многие малыши после пробуждения начинают ещё сильнее скучать по маме, а весёлые упражнения под спокойную музыку помогают отвлечься от переживаний. Учитывая масштабность решаемых задач, педагогу следует тщательно продумывать и структуру, и содержание бодрящей гимнастики.

Методика проведения бодрящей гимнастики: временной план и пример конспекта

Чтобы поддерживать интерес и сохранять эмоциональный настрой ребенка, на протяжении всего выполнения зарядки нужно следовать четким временным рамкам. Упражнения в кроватях сразу после пробуждения должны длиться не менее 2,5-3 мин, активный блок — 3-4 мин, а дыхательная зарядка — 2-3 мин.

Активная зарядка в саду

Обратите внимание! На протяжении 1 мин дети должны ходить по массажным коврикам. Задания следует комбинировать таким образом, чтобы все занятие длилось не более 10 мин

В стандартном конспекте воспитателя должна быть указана образовательная область, место проведения, пояснительная записка и цели занятия. В строке «образовательная область» нужно вписать физическое развитие, в «месте проведения» — игровую комнату или спальню группы детского сада. Что касается основных целей, то подойдут следующие:

  • развитие мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья;
  • устранение сонливости и вялости у детей с помощью физической нагрузки;
  • формирование правильной осанки и предотвращение развития плоскостопия.

Также в конспекте стоит упомянуть о социально-коммуникативном, познавательном, речевом и художественно-эстетическом развитии. Социально-коммуникативное подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между всеми воспитанниками группы, чтобы они учились быть взаимовежливыми и шли на уступки. В процессе познавательного развития у детей закрепляются уже имеющиеся знания про окружающий мир и его составляющие.

Что касается речевого развития, то с его помощью артикуляционный аппарат готовится к тому, чтобы правильно произносить звуки, а также обогащается словарный запас ребенка.

Обратите внимание!  В процессе художественно-эстетического развития у малыша формируется интерес к искусству, музыке и чувство ритма. Также в конспект нужно записать вид деятельности (игровая, коммуникативная, двигательная или познавательная) и оборудование, которое может понадобиться в процессе занятия гимнастикой

Можно использовать ребристые дорожки, цветные листы, гимнастические обручи или массажные мячи

Также в конспект нужно записать вид деятельности (игровая, коммуникативная, двигательная или познавательная) и оборудование, которое может понадобиться в процессе занятия гимнастикой. Можно использовать ребристые дорожки, цветные листы, гимнастические обручи или массажные мячи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий