Мышление дошкольника: виды и методики развития

Как способствовать формированию словесно логического мышления ребенка

Особенности формирования словесно логического мышления в дошкольном возрасте заключаются в активном становлении категориального строя мыслительных процессов. Абстрактные понятия, которые все больше наполняют лексический словарь ребенка, приобретают конкретность и помогают ему формулировать суждения. Оперируя суждениями, детский мозг приходит к умозаключениям и выводам.

Начальный этап развития логического мышления у младших дошкольников отличается скудностью обоснований и аргументации. Пятилетние дети уже способны объяснять некоторые свои суждения, но они чаще ссылаются на случайные обобщения.

В рассуждениях старших дошкольников прослеживается более глубокое понимание многих закономерностей, но им также не всегда удается абстрагироваться от несущественных признаков в своих умозаключениях. На умение выделять существенные признаки опирается обобщение и классификация, это необходимый навык для школьного обучения.

Что следует развивать

В младшем дошкольном возрасте только проявляются начальные попытки логических рассуждений. Малыш нуждается в расширении понятийного словарика.

На этой стадии развития важно пополнять лексический запас ребенка, поясняя, что значит то или иное слово. Для развития мыслительных операций оперируют только реальными предметами («Чем похожи стол и стул?», «Положи на тарелку только фрукты»)

Средний дошкольный возраст отличается бурным развитием образного мышления, поэтому логические операции лучше всего тренировать, применяя соответствующие картинки. Это стадия активного формирования суждений. Необходимо следить за истинностью суждений, пояснять ребенку, если он ошибается, какие признаки нужно учитывать, и помогать ему сформулировать верное суждение.

Старший дошкольник не только активно использует формы и операции логического мышления, но и предварительно планирует свою деятельность: намечает логическую последовательность, что за чем он будет выполнять, обустраивает место для сюжетной игры и даже подключает коллективное планирование.

Предшкольный этап важен для расширения осведомленности и формирования навыков усвоения информации (см. Что ребенок должен знать к 1 классу). Следовательно, в этом возрасте должен постоянно появляться новый материал, на котором дошкольник практикует свои умения анализировать, обобщать, классифицировать и логически рассуждать.

Методы развития творческого мышления у детей дошкольного возраста

Творческое мышление ребенка нуждается в стимулировании. Занимаясь с детьми, практикуют различные методики, направленные на развитие движущих сил креативности – гибкости и оригинальности мысли.

Применяемые методы можно разделить на две подгруппы на основе их преобладающего назначения:

  • нацеленные на развитие наглядных образных представлений
  • стимулирующие мыслительные процессы

К первой подгруппе относятся задания на воспроизведение внешнего вида предмета, на узнавание образа, на воссоздание объекта по незначительной части. Вторую подгруппу составляют задания на выявление признаков, сравнение, упорядочивание по размерам и пр.

Картинки-небылицы

Популярные примеры с использованием зрительного образа: найти соответствующую фигуру заданных размеров и формы, дорисовать изображение на основе маленькой детали, выделить знакомые предметы в хаотичном рисунке, картинки-небылицы.

Также часто используют способ выявления отдельных признаков и узнавания предмета: назвать 3-4 объекта схожей формы определенного цвета, отгадать по описанию (загадки), определить сходство объектов, дать описательное понятие предмета (объясни жителю другой планеты, что такое тарелка или стол).

Многие несложные приемы легко могут применять родители во время обычной прогулки с детьми:

  • увидеть новый образ (на что похоже облачко или камушек, выложить из веточек фигуру);
  • использование гипотетических возможностей (что можно увидеть, став таким большим как дерево?);
  • завершение историй (взрослый начинает сочинять рассказ, а ребенок продолжает).

Золотым правилом для взрослого, заинтересованного в познавательном развитии дошкольника, должен стать личный творческий подход. Только увлеченный и изобретательный наставник обеспечит условия для развития творческого мышления ребенка.

Задания на развитие пространственного мышления

Стремление ребенка освоиться в пространстве обязательно должно поддерживаться взрослыми. Существует мнение, что 5-15 минут занятий в день достаточно, чтобы активизировать процесс и ускорить формирование пространственной ориентации.

Стимулирующие игры для младших дошкольников

Занятия с малышами включают подвижные игры и другую двигательную активность в виде упражнений с предметами:

Такой указатель поймет любой ребенок

  • Выполнение простейших гимнастических упражнений под детские песенки. Команды должны содержать понятия «право», «лево», «вверх», «вниз». Используются движения рук, ног и комбинации с прыжками;
  • Игра с мячом, который необходимо толкать или бросать определенной рукой или ногой;
  • Помощь игрушек и объектов на прогулке. Перемещение предметов или взятие в определенную руку мяча или совочка закрепляет понятия «право-лево».

Упражнения на развитие мышления старших детей

В старшем дошкольном возрасте задания становится значительно разнообразнее. Для повышения уровня ориентировки в пространстве рекомендуется:

  • Соединение точек по цифрам или для изображения фигуры;
  • Дорисовывание половинки картинки;
  • Копирование узоров и орнаментов;
  • Воспроизведение фигуры с изменением размеров или добавлением деталей;
  • Прохождение нарисованных на бумаге лабиринтов;
  • Создание аппликации знакомых предметов, используя только геометрические фигуры;
  • Описание местоположения персонажей на картинках с использованием соответствующих предлогов;
  • Создание объемных поделок из различных материалов;
  • Помещение воображаемого животного в подходящую по размерам емкость;
  • Запоминание положения предметов и последующее описание их расстановки;
  • Сокрытие «кладов» для поиска по схемам и подсказкам.

В большинство игр родители могут играть вместе с детьми, стимулируя пространственное мышление дошкольников и готовя их к успешному обучению математике и геометрии.

Развитие логического мышления у детей

Базисом человеческой разумности является логические мыслительные процессы. С его помощью люди ориентируются в окружающей действительности, приобретают нужный жизненный опыт, могут выражать свои думы. Логический мыслительный процесс является формой мыслительной деятельности, сущность которой представляет собой оперирование, на основе принципов логики, суждениями, понятиями, умозаключениями, их сравнение и сопоставление с деяниями.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно начинать в трехлетнем возрасте. Именно, находясь на этой возрастной ступени, карапуз проявляет к окружающим предметам особый интерес. Он учится распознавать цвета, различать объекты по конфигурации и размеру.

Развитие логического стиля мыслительного процесса зависит от развития ключевых операций мыслительной деятельности и их сформированности. К таким ключевым операциям относятся классифицирование, анализ и синтез, сопоставление и обобщение, и абстрагирование и конкретизация. Все перечисленные операции взаимосвязаны. Развитие одних провоцирует выработку других. А синтез и анализ числятся базисной основой всех логических действий.

Нужно учитывать, что совсем малыши не умеют мыслить абстрактно. Вначале вырабатывается наглядно-действенный мыслительный процесс, а чуть позже происходит развитие образного мышления у детей. Основой для вырабатывания словесно-логической формы мыслительных процессов является развитая, соответственно с возрастным потенциалом, наглядно-образная мыслительная деятельность. Поэтому отсутствие умения размышлять абстрактно не мешает развивать логику у самых маленьких крох. Для каждой стадии мыслительного функционирования существуют определенные задания. Поэтому не следует перепрыгивать через ступеньки, даже если задачки кажутся довольно примитивными. Также не следует отделять логическое мышление от творческого.

Развитие творческого мышления у детей побуждает их к фантазиям и воображению, а без них невозможно гармоничное развитие мыслительных умений. Лишь комплексные занятия способны сформировать полноценно интеллектуальную личность. Бытует мнение, что творческая форма мышления является первичной и природной формой функционирования мозга. Вследствие чего творческие способности наличествуют у всех, но выражаются по-разному. Шаблонность же мышления возникает из-за влияния социальных факторов, прежде всего, имеющейся концепции обучения и системы воспитания, что значительно тормозит развитие логики. Творческий этап мыслительной деятельности должен находить свое окончание в следующем этапе – логическом, состоящим из стандартов и шаблонов.

Многочисленные исследования и поиски свидетельствуют, что развитие мышления у детей с ЗПР довольно существенно отстает от возрастной нормы, а особенно словесно-логическое. Малыши, выполняя практически верно задания, часто не в состоянии обосновать собственные манипуляции. Важнейшим фактором, который непосредственно способствует формированию мыслительных процессов малышей, является образование логических приемов.

Развитие творческого мышления у детей способствует формированию логического стиля мыслительной деятельности. Ведь стратегия разрешения проблем начинается с определения самого проблемного вопроса, а затем происходит творческий акт, который представляет собой зарождение новой, более эффективной или простой идеи, далее следует проверка, потом – апробация и на завершающем этапе – внедрение.

Творческая мыслительная деятельность – это наивысшее проявление профессионализма.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Особенности мыслительных процессов в творчестве

Рассмотрим, какие качества мыслительных процессов способствуют формированию креативного мышления у детей дошкольного возраста. В психологии активно исследуются особенности творческого мышления. При некоторых различиях в точках зрения, большинство психологов выделяют основных «помощников» творчества:

  • быстрота
  • гибкость
  • оригинальность

Быстрота мышления позволяет генерировать идеи одну за другой. И если первое, что приходит на ум ребенку, как правило, общепринято и банально (например, на основе круга можно дорисовать солнышко, рожицу, руль), то последующие идеи могут оказаться нестандартными (круг – это нос клоуна или помпон на шапочке).

Гибкость мысли подсказывает, как найти совершенно новое использование знакомому предмету. Данное качество можно назвать основой творческого мышления дошкольников. Они легко используют взаимозаменяемость предметов и понятий в ролевых играх. Листочек дерева может служить тарелкой, песочница – кузовом автомобиля, палочка играет роль денег.

Оригинальность мышления – особенность условная. Сложно установить четкие критерии, какую идею считать оригинальной. Поэтому, если прослеживается некоторая новизна в описании происходящего или в применении предметов, отмечают оригинальность мышления ребенка (снежинки – белые комарики, кружок – след пятки…). Неожиданное комбинирование деталей, в результате чего получается новое изображение или необычная конструкция, также свидетельствует об оригинальности мыслительной деятельности.

Феномены детского мышления Ж. Пиаже

Мышление ребенка на первых порах крайне несовершенно и его основной особенностью является эгоцентризм — когда ребенок оценивает любую ситуацию только со своей позиции (точки зрения). То, что ребенок воспринимает, кажется ему абсолютным и единственно возможным вариантом. Причина этого — недостаточное разделение между «Я» и внешней реальностью.

Отличным примером эгоцентризма может служить известный тест о братьях, где взрослый спрашивает ребенка:

– У тебя есть братья?
– Артур.
– А у него есть брат?
– Нет.
– Сколько у вас братьев в семье?
– Двое.
– А сколько у тебя братьев?
– Один.
– А у него есть братья?
– Нет, совсем нет.

Ребенок не осознает, что может не быть «центральным» объектом, и поэтому не догадывается, что у его брата, есть братья.

Жан Пиаже выделил и другие феномены детского мышления, в основе которых лежит эгоцентризм:

Анимизм — приписывание одушевленности неодушевленным предметам. Пиаже приводит следующий разговор с мальчиком:

– Живое ли солнце?
– Живое.
– Почему?
– Оно дает свет.
– Живая ли свеча?
– Живая, так как она дает свет. Она живая, когда дает свет, но не живая, когда его не дает.

Артифициализм — понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека или как созданные человеком.

– Что делает солнце, когда облака и идет дождь?
– Оно уходит из-за плохой погоды.
– Почему?
– Потому что оно не хочет попасть под дождь.

Реализм — склонность рассматривать предметы такими, какими дает их непосредственное восприятие. Когда луна следует за ребенком во время прогулки, значит, так оно и есть. Или трехлетний ребенок может с интересом следить, как папа наряжается Бармалеем, однако пугается и плачет, когда костюм и грим были готовы и он увидел устрашающий образ. Здесь проявляется еще одна особенность детского мышления этого периода: необратимость, неспособность мысленно вернуться к исходной точке. В данном примере, невозможно мысленно с Бармалея снять костюм и маску, вернуться к исходному образу папы.

Центрация — сосредоточение только на одном, наиболее заметном аспекте или признаке объекта, при игнорировании других, т. е. узко сфокусированное мышление. Ж. Пиаже продемонстрировал феномен центрации в своих экспериментах на понимание сохранения. В этих экспериментах Ж. Пиаже показывает, что дети на дооперациональной стадии развития мышления (от 2 до 7 лет) не понимают, что важные характеристики предметов остаются неизменными, несмотря на изменение их внешнего вида. На задачу ниже, ребенок ответит: в верхнем ряду монет стало больше, верхняя палочка длиннее, в одном из стаканов воды больше и т.д. Это происходит, так как он пока не способен соотнести несколько параметров сразу — длину ряда монет с их количеством, толщину палочек с их длиной, высоту и ширину стаканов с объемом.

В целом детское мышление еще далеко от взрослого, и ребенку может быть трудно разобраться, где реальность, а где притворство. Например, действительно ли ведьмы могут наложить на вас заклинание или что у человека могут вырасти крылья, и он полетит, как на картинке в книжке.

Психология развития наглядно-образного мышления у младших дошкольников

В основе догадки проба, прошедшая через умственный анализ, связана с образами предметов. Приблизительно около трех лет у детей младшего дошкольного возраста формируется наглядно-образное мышления. В раннем возрасте данная форма мышления у детей лишь зарождается, из-за чего малыш может применять его только в рамках ограниченного круга задач. Психология развития мышления детей в этом возрасте такова, что более сложные действия он производит при помощи наглядно-действенной формы.

Для развития всех типов мышления детям младшего дошкольного возраста требуются определенные развивающие игрушки, без которых данные процессы могут серьезно затянуться. Наиболее подходящими являются составные игрушки, при использовании которых малышу требуется соотносить детали по размеру или цветам. Иногда во время игры используют сразу две одинаковых вещи, одна из которых выполняет функцию образца, а вторая нужна для того, чтобы воспроизвести действие с предметом.

Одним из самых первых воспроизводящих действий является вкладывание одного предмета в другой. Ближе к концу первого года жизни ребенок достает из коробочки свои игрушки и помещает их обратно. Сначала он их вынимает, а затем разбрасывает. Если взрослый собирает их обратно, то малыш вновь будет их доставать. Так продолжается несколько раз подряд.

Еще через несколько месяцев ребенок быстро собирает небольшие игрушки в определенную емкость. Взрослый человек должен поддержать это начинание и для формирования наглядно-образного мышления у детей показать, как можно собирать игрушки в небольшую коробку, а потом перекладывать их в какую-нибудь другую тару. Если ребенку будет это интересно, такое занятие сильно увлечет его. Однако он станет получать удовольствие от самого процесса, а не от итогового результата.

Взаимодействие с вкладышами в процессе формирования наглядно-образного мышления у детей – более сложный процесс. Подобный набор — это несколько предметов примерно одной и той же формы, но разных размеров. Основная задача ребенка при игре с вкладышами состоит в соотнесении величины предметов, чтобы развить координацию рук. Эти предметы очень полезны для развития не только восприятия, но и мышления.

Использование дошкольниками средств логического мышления

Чтобы речь стала полноценным средством развития логического мышления у детей дошкольного возраста, им необходимо разобраться в том, как слово связано с определенными предметами, явлениями, их признаками и качествами. А для этого нужно освоить формы логического мышления.

Ребенку необходимо понять смысловое содержание слова (что такое картина, двери, растение и т.д.), научиться высказывать свои мысли и делать определенные выводы («Деревья выше других растений», «Чтобы двери открылись, их нужно толкнуть»).

Формы логического мышления

Дети дошкольного возраста используют три основные формы логического мышления:

  • понятие
  • суждение
  • умозаключение

Понятие раскрывает смысловое содержание слова или словосочетания, отражая связи, отношения и существенные признаки предметов и явлений. Усвоив определенное понятие, ребенку не приходится каждый раз задумываться, что же оно означает. Сложность в этом отношении доставляют абстрактные понятия, которые еще не доступны ребенку (народ, сообщество, прогноз и пр.)

Суждение также отражает связи и отношения между объектами, но с выражением субъективного мнения говорящего. По этой причине суждения бывают истинными и ложными.

В тех вопросах, которые дошкольнику близки и понятны, он может рассуждать логически верно. Но большая часть суждений ребенка далека от истины, так как его предположения основываются на недостаточных знаниях и малом опыте.

Умозаключение требует нескольких суждений, на основе которых можно получить вывод. Дошкольники чаще всего выдают умозаключения, отталкиваясь от известных им аналогий, поэтому могут заблуждаться в своих выводах («Курица летает, потому что у нее есть крылья»).

Мыслительные операции

К средствам логического мышления также относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Наглядные логические операции наблюдаются уже в предметной деятельности. Когда малыш выполняет простейшие упражнения на стадии наглядно действенного мышления – собирает пирамидку, складывает детали в коробочку, – ему приходится сравнивать, анализировать, выделять главное и второстепенное.  Действия ребенка приобретают результативность, если он верно выполняет мыслительные операции.

Охарактеризуем кратко, как работают операции логического мышления в дошкольном возрасте.

Анализ – выделение частей целого объекта и мысленное раскладывание на составляющие применяется в любой деятельности. Данная мыслительная функция помогает ознакомиться с предметом; подсказывает, с чего начать рисунок, и что нужно изобразить; смоделировать условия для сюжетной игры и распределить роли.

Синтез – представление целостного объекта на основе отдельных частей. Синтез тесно переплетен с воображением и конструированием. Ребенок представляет образы и фантазирует, собирая детали и отдельные признаки в единое целое.

Обобщение – объединение объектов, основываясь на существенных признаках. Первые обобщения ребенка связаны с орудийными действиями. Выбирая палочку или щепку в качестве ложки, чтобы «покормить» куклу, дошкольник ориентируется на внешний вид ложки, ее размеры и удобство в использовании. Он обобщает признаки и находит предмет-заместитель. Используя подобные заместители в сюжетных играх, дети обязательно их называют, то есть, обозначают понятие, известное всем.

Сравнение – установление, в чем сходны объекты, и чем они различаются. Операции сравнения дошкольник подвергает любую поступающую и новую для него информацию

Ему важно понять, что он уже знает о только что увиденном или услышанном. Там, где ребенок затрудняется выстроить цепочку рассуждений самостоятельно, он задает ряд уточняющих вопросов («Сосна как елка, только с длинными иголками

А ее иголки опадают на зиму, как листочки?»).

Классификация – выделение класса объектов, опираясь на существенные признаки, — наиболее сложная операция для дошкольников, поскольку требует не только выявления характерных признаков, но и абстрагирования от несущественных. Часто ребенок выполняет поисково-исследовательскую мысленную работу, чтобы разделить по группам, классифицировать объекты или информацию.

Каждая из мыслительных операций помогает ребенку развивать логику и постигать закономерности окружающей действительности.

Этапы и особенности мышления дошкольников

Наглядно-действенное мышление

В самом нежном возрасте, примерно в 1,5-2 года малыш «думает» руками: исследует игрушку, разбирает её, нередко ломает.

Этими действиями он пытается в доступной ему форме исследовать окружающие предметы и сформировать о них собственное представление. То есть он использует наглядно-действенный образ мышления, когда оно полностью определяется его целенаправленными активными действиями по исследованию и попытке изменения окружающих вещей.

Основная задача родителей на этом этапе – не препятствовать попыткам малыша изучать руками окружающие предметы. Даже несмотря на то что его действия очень часто могут привести к поломке предмета, при этом крошечный «исследователь» может даже пораниться сам. Тут уже и будет важна функция родителей, которые могут поощрять его желание познавать, одновременно следя за мерами безопасности.

Для тренировки подобного способа мышления хорошо подходят предметы, которые могут заметно изменяться от воздействия манипуляций ребёнка:

  • наборы для прикладной деятельности;
  • игрушки-сортеры;
  • игры с подвижными материалами: снегом, водой, крупой, песком.

Нужно стараться, чтобы во время игры у малыша формировалась чёткая ассоциация «действие – его результат», впоследствии это поможет ему при занятиях математикой и логикой.

Наглядно-образный тип мышления

Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до первого класса. В это время у ребёнка начинает активно работать наглядно-образный тип мышления. При этом наглядно-действенное мышление не вытесняется полностью. Ребёнок продолжает осваивать мир и предметы в нём, работая над ними руками, но кроме этого, он начинает соображать, оперируя системой уже сформировавшихся у него образов.

Особенно ярко данный вариант мышления проявляется в способностях к рисованию. Когда ребёнок рисует предмет, например, домик, то он уже представляет его в своём воображении, ведь в его памяти уже запечатлелись его характерные черты (стены, окошко, крыша). Полученное изображение при этом не получает индивидуальных чёрточек, являясь лишь собирательным образом, сложившимся к этому времени в представлении ребёнка.

Будет прекрасно, если ребёнок с удовольствием будет визуализировать возникающие в его голове образы, воплощать их в действительность. Помогают этому следующие занятия:

  • конструирование;
  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация.

Словесно-логическое мышление

У дошкольников в возрасте 5-7 лет начинает активно проявляться следующая ступень мышления – словесно-логическая. Например, если задать вопрос: «Что такое кот?» 3-4-летнему ребёнку, то ответом будет что-то вроде «Котик – это Барсик, живущий во дворе у бабушки». А 5-6-летний ребёнок ответит уже иначе: «Это такое животное, которое пьёт молоко и ловит мышей». В этом ответе уже прослеживается способность малыша к анализу, который является важнейшей мыслительной операцией. Благодаря ему у детей дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие мышления.

Творческое мышление

Наличие этого типа мышления определяет творческие способности, позволяющие принимать нестандартные решения. От желания родителей развивать в ребёнке творческое начало будет зависеть степень развития в нём творческих способностей. В отличие от предшествующих способов мышления творческий не связан с процессом роста и формирования у ребёнка интеллектуальных способностей. Любому малышу присущи формы психической деятельности – воображение и фантазия, без них невозможно возникновение творческого процесса. Взрослым же нужно создать соответствующую обстановку, где ребёнку было бы проще развивать свой творческий потенциал. Для этого подходят любые виды творчества:

  • изобразительное;
  • литературное;
  • музыкальное;
  • хореографическое.

Не бывает детей, неспособных к творчеству, родители должны об этом помнить. Даже дети с отставанием в развитии способны в предложенных задачах находить нестандартные решения, главное, чтобы учителя и родители способствовали этому.

Конструирование как средство развития пространственного мышления

Одним из лучших способов формирования подобных особенностей мышления психологи считают конструирование трехмерных моделей. Если в 2 года малыш складывает детали наобум, то к 5 годам дошкольник отчетливо представляет, что должно получиться в результате.

Лепка из пластилина дает большее пространство для творчества, потому что можно представить любой домик или поезд, после чего начинать создавать объемные фигуры, скреплять их, использовать другие материалы для придания завершенности.

Конструкторы с готовыми схемами – тоже отличный способ для развития. Обучение чтению схематического изображения помогает представить конечную поделку, описание действий учит соблюдать последовательность необходимых операций.

Отдельным пунктом стоит необходимость выбрать, найти и прикрепить деталь нужного размера нужным способом. Уже одна ошибка может свести на «нет» все труды.

В процессе конструктивной деятельности дошкольник применяет принцип обследования предметов. Он воспринимает объект в целом, определяет его объемную форму и составляющие детали. При этом используются следующие мыслительные операции:

  • Сравнение – необходимо при выборе необходимой детали или фигуры;
  • Классификация – используемые части разделяются по выбранному критерию;
  • Синтез – из представленных деталей ребенок формирует образ готового результата;
  • Анализ – наглядная модель раскладывается на детали, что позволяет составить последовательность действия для конструирования.

Стадии формирования пространственного мышления

Как и любая функция, пространственное мышление формируется поэтапно. Первая стадия – наличие связи между анализаторами: малыш в кроватке видит игрушку и осознает, что нужно поднять руку и дотронуться для получения звуков.

В 3 года восприятие пространства ребенком заключается в осознании себя среди предметов. Он понимает, в какой части комнаты находится, куда переместиться, чтобы подойти к маме или взять игрушку.

В период от 3 до 7 лет понимание пространства значительно улучшается, и к началу учебной деятельности ребенок способен уже во внутреннем плане оперировать размерами предметов, пониманием «далеко-близко», слева-справа» и подобными отношениями.

Освоение пространства в младшем дошкольном возрасте

В 2-3 года превалирует стремление «сам». Иногда родителям кажется, что их сын или дочь шалят, хотя на самом деле, они обучаются чувствовать пространство доступными им способами:

  • Залезть в шкаф, чтобы понять, как мало места может быть вокруг.
  • Соорудить пирамиду, наблюдая за изменениями формы и размера.
  • Ходить по комнате в различных направлениях, чтобы найти самый короткий путь.

Многие самостоятельные игры направлены на неосознанное моделирование пространственных ситуаций. Спрятанная «ЗА» спину конфетка, строительство баррикад «МЕЖДУ» собой и возможными врагами, расставление игрушек «ПЕРЕД» собой, потому что так удобнее играть.

Малыш моделирует ситуации движения, представляя себя, то пилотом, то водителем, с интересом направляет игрушечный локомотив по детской железной дороге, и все это помогает ему развивать зрительно-пространственную координацию.

По мнению специалистов, в 3-5 лет ребенок уже без проблем ориентируется в формах геометрических фигур и знает, что об угол можно удариться. А стремительный рывок от двери подъезда к горке на детской площадке говорит о том, что кратчайший маршрут уже точно известен.

При наличии кубиков или конструкторов LEGO можно наблюдать удивительные строения, подсказанные ребенку воображением.

Рекомендуется в этот период предлагать соединять точки, превращая их в рисунок, строить домики из палочек, воспроизводить на бумаге простые узоры.

Осмысление пространства старшим дошкольником

В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит освоение пространства в более сложной деятельности. Прежде всего, это рисование. Если малыш может нарисовать маму и папу размером с дом, а за ними такое же дерево, то старший дошкольник, наблюдая живую природу и предметы вокруг, способен соотнести размеры по величине. Однако нужно начинать практиковать рисование с детьми 3 4 лет, чтобы у них на практике последовательно осмысливалось пространство.

В процессе изображения картинки или предмета ребенок учится видеть центральные части своего полотна и второстепенные. Первые попытки, скорее всего, будут неуспешны – на какие-то детали не хватит места, другие объекты придется уменьшить.

Регулярная практика позволяет старшему дошкольнику точно выделять центр листа для главной части изображения, соотносить размеры близких и далеких объектов, уместить все задуманное в пределах одной альбомной страницы.

Сюжетные игры – второй способ развития ориентации в пространстве. В подобных развлечениях задействована не одна игрушка, а целый комплект, который сначала необходимо разместить в соответствии с задумкой, а потом начинать сам игровой процесс.

Например, устроить именины для одной из кукол. Ребенок расставляет угощение на столе, рассаживает гостей. Куклы могут сидеть слева, а мягкие игрушки справа.

Игры в доктора – одни из любимейших, особенно у девочек. В процессе также активно задействуются все элементы пространственного мышления. Больного следует уложить в кровать подходящего размера, градусник поставить именно под левую руку или лапку.

В сюжетных играх дети создают наглядную пространственную модель – кухню, кабинет доктора, — обязательно используя самые приметные признаки и располагая предметы так, чтобы ими было удобно пользоваться.

Что подразумевают под пространственным мышлением детей дошкольного возраста

Пространственным мышлением называют процесс усвоения отношений окружающей действительности, использование наглядных моделей для отражения связей между объектами и ориентирование в окружающем пространстве.

Наиболее интенсивно пространственное мышление развивается в старшем дошкольном возрасте, как составляющая интеллектуального развития.

Ребенок осваивает не только мыслительные процессы, но и научается осознавать себя и место предметов в пространстве.

Основные пространственные представления у детей дошкольного возраста заключаются в способности:

  • Использовать навыки координации в пространстве: определить свое местоположение относительно людей или предметов;
  • Оценивать размер и форму предмета;
  • Зрительно разбить объект на геометрические фигуры (например, мишка состоит из шариков и вытянутых колбасок);
  • Нарисовать картинку, учитывая расположение предметов относительного друг друга;
  • Слепить или сконструировать трехмерную модель домика или животного.

Оперируя наглядными моделями, дошкольник осваивает знаковую и схематическую системы, что значительно ускоряют последующее обучение математике.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий