Варианты мотивирующего начала занятия по формированию КГН
Поскольку внимание малышей четвёртого года жизни ещё очень неустойчиво при проведении занятия важно создать у них мотивацию, заинтересовать предстоящей деятельностью. Наилучший вариант при этом — задействовать любимые игрушки или известных ребятам сказочных персонажей
Например, в группу стучится почтальон (кто-то из взрослых) и приносит посылку. В ней оказывается письмо от Мойдодыра (дошкольники уже знают про него сказку). Герой сообщает малышам, что вчера во время прогулки он встретил мальчика. Она рассказал, что у них в детском саду есть кукла Маша, у которой всё личико и ручки грязные. Мойдодыр хочет, чтобы дети продемонстрировали ей, как следует умываться.
Таким образом, малыши смогут выступить в роли «учителей», что им всегда очень нравится, ведь так они чувствуют себя взрослыми и значимыми.
Мотивировать малышей можно с использованием игрушки
Другой пример такого «поучения». В гости к дошкольникам приходит Винни-пух (игрушка) Он сообщает, что долго добирался, устал и хочет подкрепиться мёдом, который принёс с собой. Медвежонок начинает есть мёд руками, перемазав всю мордочку. Задача детей — объяснить персонажу, что он поступает неправильно и научить, как нужно правильно принимать пищу.
Другой вариант мотивации — подарок. Это также можно представить в виде посылки. На этот раз её присылает какой-нибудь зверёк из леса, например, зайчик Стёпа. В коробке оказывается несколько интересных предметов: мыло, полотенце, расчёска и пр. Воспитатель рассматривает их вместе с ребятами, беседует о назначении каждой вещи, просит подобрать эпитеты (полотенце мягкое, пушистое, впитывает жидкость, мыло же ароматное, гладкое).
Всегда хорошо работает мотив подарка-сюрприза, например, коробки, в которой оказываются гигиенические принадлежности
Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.
ВЫМОЕМ КУКЛУ
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.
ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание, формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т. д., соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
ПОДБЕРИ КАРТИНКИ
Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни.
Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены.
Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами).
ИГРА “КУКЛА ИДЕТ НА ПРОГУЛКУ”
Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.
Оборудование: кукла.
Ход игры: взрослый говорит,что кукла собирается на прогулку: “Давай поможем кукле одеться, на улице холодно”,предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку,медленно приговаривая:
Надеваем курточку, проденем руки в рукава,
Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели!
Надеваем ботиночки на ножки,
Вот шнурки, я помогу тебе завязать
Вот, ботиночки надели на ножки
Надеваем шапку на голову.
Вот, так, шапку надели
Кукла собралась на прогулку, может идти гулять.
В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.
ИГРА “ВОДИЧКА, ВОДИЧКА!”
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо.Взрослый спрашивает: “Что надо сделать? – Надо вымыть куклам руки!Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!” Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку “Водичка, водичка!”
Какие КГН следует развивать в младшем дошкольном звене
Культурно-гигиенические навыки (КГН), прививаемые в дошкольном учреждении — это навыки поддержания чистоты тела, приёма пищи, соблюдения порядка в своём внешнем виде. Дошкольники с самого начала должны усвоить, что от соблюдения простейших правил во многом влияет на их здоровье, опрятность и красоту внешности, культурное взаимодействие с другими людьми.
Конечно, формирование КГН начинается в семье: многие заботливые родители едва ли не с рождения приучают сына или дочь к самостоятельности и аккуратности. Однако и роль воспитателя ДОУ в этом очень велика.
В период своей рабочей деятельности в детском саду я сталкивалась с такими родителями, которые всю ответственность за гигиеническое развитие своего чада перекладывали на сотрудников ДОУ. В частности, некоторые трёхлетние малыши не понимали, что такое горшок, и приходили из дома в памперсах (мама рассчитывала на то, что воспитатель и няня никуда не денутся и всему научат). Были ребята, не понимавшие в младшей группе, как самостоятельно кушать ложкой или пить из кружки (дома родители вместе с бабушками их кормили с ложечки и поили посредством бутылки).
Мудрые и заботливые родители с самых ранних лет приучают своего ребёнка к самостоятельности и самообслуживанию
За время пребывания во второй младшей группе ребята должны хорошо овладеть такими навыками:
- Правильно и быстро умываться, мыть руки: пользоваться мылом, тщательно вытираться полотенцем, а затем вешать его на крючок.
- Уметь расчёсываться.
- Уметь пользоваться индивидуальным носовым платком: доставать его из кармана, разворачивать и обратно сворачивать после использования, аккуратно класть обратно в карман.
- Уметь элементарно вести себя сидя за столом в процессе приёма пищи: правильно пользоваться ложкой (как столовой, так и чайной), вытираться салфеткой, жевать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды, не крошить хлеб на стол и на пол.
- Самостоятельно одеваться и расчёсываться в нужной последовательности с минимальной помощью взрослого, аккуратно снимать одежду, вешать её на стульчик или в шкафчик, выворачивать вещи на лицевую сторону, замечать неполадки в своём внешнем виде (грязь, отсутствие пуговицы на одежде и пр.) и обращаться к взрослому за помощью.
К концу учебного года воспитанники младшей группы должны овладеть рядом навыков, например, самостоятельно умывать лицо и мыть руки
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы сегодня в зале не одни. К нам пришли гости. Давайте со всеми гостями поздороваемся.
(Дети встают в круг)
-Здравствуй, небо голубое,
-Здравствуй, солнце золотое,
-Здравствуй, вольный ветерок,
-Здравствуй, мой дружок,
-Здравствуй, утро,
-Здравствуй, день,
Нам здороваться не лень.
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях и кукла Катенька, здравствуй, кукла Катя. Посмотрите, какая она аккуратная, опрятная. У нее чистый наряд, красивая прическа. Вам нравится как выглядит кукла Катя? Ребята, а мы такие же аккуратные и опрятные, как Катя?
Д:
В: Катя хочет посмотреть, что мы умеем делать и чем мы пользуемся, чтобы быть такими же опрятными и аккуратными. У меня в руках чудесный мешочек.
(Воспитатель берет в руки чудесный мешочек)
Хотите узнать, что же у меня там? Для этого вам надо будет отгадать загадку.Слушайте внимательно:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос села клякса,
Кто тогда наш первый друг
Снимет грязь с лица и рук?
Д:
(Воспитатель вытаскивает кувшин с водой и льет в тазик)
В: Да, это вода. Что делает вода?
Д: Льется (Можно сказать струится, течет)
Подойдите и потрогайте ее. Скажите, какая она?
Д: Теплая – холодная
Чистая, прозрачная, без запаха,
В: Понюхайте – без запаха
Прозрачная- камушки брошу- они видны. Действительно, вода прозрачная.
В: Для чего она нам нужна? Как вы думаете?
Д: Пить, мыться, поливать цветы, готовить еду, мыть овощи и фрукты и т. д.
В: Да, вода нам очень нужна, без воды мы не можем. Давайте покажем кукле Кате как мы умываемся.
Все вместе:
Закатаем рукава-
Открываем кран- вода.
Моем глазки, моем щёчки,
Моем уши и ладошки.
Посмотрите, крошки,
На свои ладошки.
Ах, какие крошки,
Чистые ладошки.
В: Молодцы! Слушайте вторую загадку.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Дело ясное вполне-
Пусть отмоет руки мне.
Д:
В:(вытаскивает мыло в мыльнице) Да, это мыло. Потрогайте его, какое оно?
Д: Гладкое, ароматное, душистое, бывает разного цвета. Когда его намочить, оно пенится и становиться скользким.
В: А для чего нам нужно мыло?
Д: Смывать грязь.
В: Да, мыло тает в воде, вот я его растворила в воде и у меня получилась волшебная мыльная вода. Хотите поиграть? Мы с вами будем надувать мыльные пузыри. Для этого нам надо набрать в рот по – больше воздуха и силой выдыхать. Давайте попробуем. Как хорошо у вас получается. Молодцы. Кукла Катя будет смотреть, как мы играем с мыльными пузырями.
Берите мыльные пузыри и начинайте надувать. Стаканы держите прямо, чтобы не пролить мыльную волшебную воду. Молодцы.
(Под музыку дети надувают мыльные пузыри)
В: Молодцы. Слушайте еще одну загадку.
И махровое, и гладкое бывает,
Кто помылся, тот о нем не забывает
Взрослого, младенца
Вытирает…
Д: Полотенце
(Воспитатель достает полотенце из мешка)
В: Потрогайте, какое оно?
Д: Чистое, гладкое, мягкое, пушистое, приятное
В: Скажите, а для чего нам полотенце?
Д: Вытираться.
В: А, ребята, у вас есть полотенце? Где хранится ваше полотенце?
Вы пользуетесь только своим полотенцем?
Молодцы кукла Катя и я очень рады, что вы так хорошо все знаете. Катя у нас в гостях и она пришла не с пустыми руками. У нее для нас подарок – большой воздушный шар. Этот шар не простой, а с сюрпризом. На веревочке висят сердечки- на каждом –правила, которые Катя просит нас всегда выполнять. Если вы согласны отвечайте – ДА! (Воспитатель по очереди читает советы)
1. Мыло, полотенце, вода – наши помощники- друзья!
2. Умывайтесь по утрам и вечерам. Мойте руки, лицо, шею и уши.
3. Мойте руки после игры, прогулки и туалета.
4. Мойте руки перед едой с мылом.
5. Чаще принимайте душ и ванну.
Воздушный гелевый шар поднимается в воздух.