«Проект по ФЭМП в подготовительной группе»
Проект по ФЭМП в подготовительной группе
Проблема. Исходя из поставленных задач программы «Радуга», учитывая социальный заказ, индивидуальные особенности детей; используя уже имеющиеся знания и наглядный материал, мы хотим научить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Цель. Формирование представлений о сравнении количества (больше, меньше, равно), арифметических действий сложения, вычитания, решения задач в уме.
Задачи:
Закрепить знание о прямом и обратном счете.
Продолжить составлять задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Познакомить с понятием неизвестность (Х).
Развивать внимание, память и логическое мышление. Воспитывать уверенность в собственных математических способностях, умении работать в коллективе
Воспитывать уверенность в собственных математических способностях, умении работать в коллективе.
Срок реализации проекта – 1 месяц
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
Изучение литературы на тему «Количество и счет»
— «Математика. Логика»
— «На пороге школы» автор Доронова Т.Н.
— «Формирование математических представлений у детей 7 года», авторы: Фалькович Т.А., Барылкина Л.Б., Москва, «Аквариум», 1997г.
— «Готовимся к школе», авторы: Нефедова С.А., Узорова О.В.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 5 2008. – 32-34с.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 2 2008. – 47-53с.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 4 2005. – 42-45с.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2005. – 72-76с.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 5 2005. – 62-64с.
2. Совместно с родителями организовать сбор игр в «Математическую игротеку».
3. Сбор книг и пособий по математике «Учимся считать и отсчитывать», «Я запоминаю цифры».
4. Оформление информационного стенда для родителей.
2 этап – Реализация проекта
Игровая деятельность
1.Дидактические игры:
«Составь число», «Примеров много ответ один», «Пропущенные числа», «Перевертыш».
2.Настольные игры:
«Кубики знаний», «Что к чему».
3. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием:
«Магазин» — упражнять в пересчитывание и отсчитывание предметов и условных обозначений в пределах 20;
«Цирк» — закрепить знание о счете, уметь решать задачи;
«Зоопарк» — создание практической необходимости в сравнении рядом стоящих чисел в пределах 20, установление связи и отношений между ними.
Познавательное развитие
— Упражнение: Посчитай, сколько на картинке домашних животных живущих в нашем крае, животных Африки.
— Наблюдения:
1. Наблюдение за транспортом
Целевая прогулка на улицу Тельмана – посчитайте, сколько
проехало грузовых, легковых машин.
2.Наблюдение за первыми цветами
«Мать-и-мачеха» — посчитайте, сколько появилось цветов на проталине.
3.Посчитайте, сколько на участке тополей, берез; посчитайте, сколько выросло одуванчиков.
4.При рассматривании ветки березы – посчитайте, сколько липких почек готовых раскрыться.
5. Наблюдение за птицами – посчитайте, сколько воробьев, синиц, скворцов сидит на дереве.
Конструирование
1.Возьми 20 кубиков и построй гараж.
2.Конструирование домов из коробок разного размера, сделай нумерацию на них.
Изобразительная деятельность
Рисование по сказке «Волк и семеро козлят»
Лепка на тему «Цифры по сказкам «Три медведя», «Три поросенка».
Развитие речи
— Составление рассказа на тему «Путешествие двойки и пятерки».
— Драматизация сказки «Рукавичка».
— Расскажи, в каких сказках есть числа («Три медведя», «Волк и
семеро козлят», «Три поросенка», «12 месяцев», «Белоснежка и
семь гномов», «Сказка о царе Салтане» (33 богатыря).
— Заучивание пословиц: «В гору-то семеро тащат, а с горы и один
столкнет», «Семеро одного не ждут», «За двумя зайцами
погонишься, ни одного не поймаешь», «Чтобы научиться
трудолюбию, нужно три года, а лени 3 дня», «Семеро с ложкой один с сошкой».
Художественная литература
— Чтение «Занимательные истории про числа и цифры», автор
Г.В. Кузнецова.
— Заучивание стихов – шуток.
— Стихи на математические действия: умножение, деление,
сложение, вычитание.
— Заучивание пословиц с математическим содержанием.
Физкультурное развитие
— Игра «Космонавты» — занимаем места в ракете по 2,3,4,5.
— Физминутки.
Музыкальное развитие
— Разучивание песни «Дважды два четыре»
Математика
— Математический досуг «В дорогу с Винни-Пухом»
— Интегрированное занятие «С математикой в путь»
Работа с родителями
1.Консультация с родителями «Математика глазами детей, родителей и педагогов»
2.Задание детям и родителям «Придумай конкурс для математического праздника»
3.Встреча с учителем начальных классов. Беседа на тему «Как готовить детей к школе»
3 этап – Презентация проекта
Развлечение «Математический турнир»
Конспект НОД по математике
План-конспект
непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию детейв средней группе
«Путешествие в страну Математики»
Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Формировать понятие порядкового счета в пределах 5; развивать умение правильно отвечать на вопросы «Сколько?»; упражнять в счете звуков на слух в пределах 5; развивать умение сравнивать предметы по величине (в пределах 3), называть их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, самый маленький, больше, меньше;
развивать умение сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления, обозначать результаты сравнения словами:больше, меньше; совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами:длиннее – короче, шире – уже ; упражняться в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами:высокий, низкий, выше, ниже; формировать умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами (шар, куб, круг, квадрат) («Познавательное развитие »).
Активизировать речь; обогащать активный словарь, упражнять в построении речевого высказывания в ситуации общения («Речевое развитие
»).
Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопомощи («Социально – коммуникативное развитие»
).
Активизировать слуховое восприятие посредством слушания, развивать согласованность движений с ри).
Методы и приемы
практические: смена видов деятельности, физкультминутка, хождение по дорожке.
наглядные: демонстрационный, раздаточный материал
словесные: беседа-рассуждение, вопросы,
Материалы и оборудование
Демонстрационный материал: картинки домов разной величины и высоты (3 шт.), куб, шар, квадрат, круг (кольцо), иллюстрации города, где все элементы и предметы только из прямых линий; дом, дорожка, мост из кривых линий; дом, дорожка, мост из прямых линий;
Раздаточный материал: на каждого ребенка (или подгруппу детей): кубик, шарик, круг (кольцо), предметные картинки ((солнце, колесо, мяч, руль, шарик, дом, окно), картинка с кривым домиком, с прямым домиком, два шнурка (длинный, короткий), набор счетных палочек. Конверт с запиской. Металлофон.
Форма организации работы на занятии
: групповая, индивидуальная.
Как подготовиться педагогу к занятиям
При подготовке учителя важную роль играет продуманность сюжета и согласованность различных частей занятий. Он должен внимательно изучить конспект и обеспечить такую подготовку, чтобы дети чувствовали его уверенность, когда он помогает им освоить математику.
Важно! Перед тем, как заниматься с детьми, нужно провести с ними подготовительную работу: читать для них соответствующие произведения детской литературы, показывать учебные фильмы, рисовать фигуры в тетрадях, разговаривать о том. что они уже знают и помогать найти математические элементы в окружающей их жизни. Занятие по математике
Занятие по математике
Дидактические игры по математике своими руками
Чтобы усилить познавательный интерес дошкольников, рекомендуется делать для игр яркий, разнообразный и увлекательный материал. Сделать своими руками математические игры несложно, вот несколько интересных примеров:
- Вырезанные из бумаги яблоки с разным количеством семечек — от 1 до 10. К ним дети прикрепляют карточки с соответствующим изображением цифр.
- Математические четки — шнурок с нанизанными бусинами. При решении арифметического примера ребенок сдвигает бусины: отсчитывает первое число, затем второе. А после складывает или вычитает, определяет получившееся количество бусин.
- Продолжи ряд. На бумажных полосках изображены разные изогнутые линии. В начале вдоль этих полосок приклеены геометрические фигурки в определенной последовательности. Задача ребенка — продолжить ряд, используя дополнительные фигуры из коробочки.
- Вылови рыбку. На бумажных ведерках изображены цифры от 1 до 10. На рыбках — арифметические примеры. Дошкольник решает пример, смотрит на каком ведерке изображен ответ, помещает туда рыбку.
- В картонных листах определенного цвета прорезано несколько разных геометрических отверстий. Также вырезаны геометрические фигуры, соответствующие этим отверстиям по форме и цвету листа. Игровая задача — правильно разложить фигуры по отверстиям.
Что такое НОД по математике в ДОУ и его задачи
Математическое развитие дошкольников должно происходить не только в детском саду, но и за его пределами. Это должно стать совместной работой воспитателей с родителями. В ДОУ используются следующие формы непосредственной образовательной деятельности (НОД): групповая и фронтальная, индивидуальная работа, игровая форма. В процессе игры дети также могут получать математические знания и умения, а также совершенствовать свои навыки.
НОД по ФЭМП в детском саду
Основные задачи НОД по математике в ДОУ:
- развитие познавательной активности воспитанников;
- развитие логического мышления;
- развитие стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
- развитие математических способностей через игру;
- развитие творческих способностей;
- совершенствование математических способностей;
- повышение интереса к математике.
Математика — это сложная наука. Дошкольники интересуются не всеми математическими категориями, а только основными — количеством, формой, временем и пространством. НОД должна быть направлена на то, чтобы заинтересовать детей математикой, вне зависимости от их возраста.
Обратите внимание! Воспитателю необходимо найти индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы помочь ему избегать затруднений в этой области в дальнейшем
Публикация «НОД по ФЭМП „Путешествие в страну математике“ в подготовительной группе 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
– Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Развивающие:
-Развивать слуховое и зрительное внимание, память. Воспитательные:
Воспитательные:
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку выполнять задания сообща;
-Умение радоваться своему успеху и успеху своего товарища.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Демонстрационный материал : карточки с цифрами от 1 до 9, картинки с изображением животных (заяц, лось, тигр, бобр, ёж, бегемот, белый медведь, лев, волк, домики с цифрами, три бумажных вазы, мяч, карточка с цифрами от 1 до 9, письмо.
Раздаточный материал : карточки с цифрами от 1 до 9, 9 карточек с цифрой 1 для каждого из детей, наборы геометрических фигур (квадраты, прямоугольники и ромбы красного, желтого и голубого цветов, счётные палочки, домики с цифрами.
Обучение математике в игре
Развивающие игры, проводимые родителем с целью развития познавательной активности ребенка, позволяют ему в простой и ненавязчивой форме усвоить новые знания, приобрести навыки нужные ему. Они отлично развивают фантазию и воображение, помогают ребенку запоминать и успешно применять на практике формы поведения. Таким образом, умственное развитие ребенка выходит на качественно новый уровень.
Игра для ребенка дошкольного возраста (особенно, когда речь идет о развивающих играх) – это не просто развлечение. Это и трудовая, и творческая деятельность одновременно. Ее роль в становлении ребенка как формирующейся личности невозможно переоценить. Направляя и организуя игру, родитель также может включить ее в педагогический процесс, контролируя все аспекты социального развития ребенка. Правильно организованная игра отличается тем, что в ней всегда присутствует конкретная цель, а также средства, необходимые для ее достижения.
Роль игры в обучении дошкольников
Освоение математических представлений должно осуществляться строго поэтапно. Переходить к изучению нового материала нужно только после того, как усвоенный ранее материал окончательно закрепился. Кроме того, развитие математических способностей и навыков у детей дошкольного возраста должны подчиняться строгому принципу природосообразности (каждому возрасту своя нагрузка).
Развиваем математические способности ребенка в игре
Выполнение заданий с математическим уклоном особенно полезно для детей, так как развивает интеллектуальные способности. Ценность состоит не только в накапливании математических представлений и навыков, но и в том, что происходит общее умственное развитие дошкольника.
В практической психологии выделяют три категории игровых занятий, направленных на развитие отдельных компонентов математических способностей.
- Упражнения на определение свойств предметов, выявление объектов по обозначенному признаку (аналитико-синтетические способности).
- Игры на сопоставление различных свойств, выявление существенных признаков, абстрагирование от второстепенных, обобщение.
- Игры на развитие логических умозаключений на основе мыслительных операций.
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста должно осуществляться исключительно в игровой форме.
Упражнения на развитие анализа и синтеза
1.По-порядку становись! Игра на упорядочение объектов по размеру. Подготовить 10 одноцветных полосок из картона одинаковой ширины и различной длины и разложить их хаотично перед дошкольником.
Инструкция: «Расставь «спортсменов» по росту от самого низкого до самого высокого». Если ребенок затрудняется с выбором полоски, предложите «спортсменам» мериться ростом.
После выполнения задания предложите ребенку отвернуться и поменяйте местами некоторые полоски. Дошкольнику предстоит вернуть «хулиганов» на свои места.
2.Сложи квадрат. Подготовьте два набора треугольников. 1-ый – один большой треугольник и два маленьких; 2-ой – 4 одинаковых маленьких. Предложите ребенку сначала сложить квадрат из трех деталей, затем из четырех.
Рисунок 1.
Если дошкольник на составление второго квадрата затрачивает меньше времени, значит, пришло понимание. Способные дети справляются с каждым из этих заданий менее чем за 20 секунд.
Упражнения на абстрагирование и обобщение
1.Четвертый лишний. Понадобится набор карточек, на которых изображены четыре предмета. На каждой карточке три объекта должны быть связаны между собой существенным признаком.
Инструкция: «Найди, что на картинке лишнее. Что не подходит ко всем остальным и почему?».
Рисунок 2.
Такие упражнения стоит начинать с простых групп объектов и постепенно усложнять. Например, карточку с изображением стола, стула, чайника и дивана – можно применять в занятиях с 4-летними детьми, а наборы с геометрическими фигурами предлагать старшим дошкольникам.
2.Построй заборчик. Необходимо подготовить не менее 20 полосок равной длины и ширины, или счетные палочки двух цветов. Для примера: синего цвета – С, и красного – К.
Инструкция: «Давай построим красивый заборчик, где чередуются цвета. Первой будет синяя палочка, за ней – красная, далее… (продолжаем выкладывать палочки в последовательности СКССККСК). А теперь ты продолжи строить забор, чтобы был такой же узор».
В случае затруднения обращать внимание ребенка на ритм чередования цветов. Упражнение можно выполнять несколько раз с различным ритмом узора
Логико-математические игры
1.Мы едем-едем-едем. Необходимо подобрать 10-12 прямоугольных картинок с изображением хорошо знакомых ребенку предметов. Играет ребенок в паре с взрослым.
Инструкция: «Сейчас мы составим поезд из вагончиков, которые будут прочно между собой связаны важным признаком. В моем вагончике будет чашка (кладет первую картинку), а чтобы твой вагончик присоединился, можно выбрать картинку с изображением ложки. Чашка и ложка связаны, потому что это посуда. Я дополню наш поезд картинкой с совочком, так как совочек и ложка имеют похожую форму и т.д.»
Поезд готов отправиться в путь, если все картинки нашли свое место. Можно смешать картинки и вновь начать игру, находя новые взаимосвязи.
2.Почини коврик. Задания на поиск подходящей «заплатки» для коврика вызывают живой интерес у дошкольников разного возраста. Для проведения игры необходимо изготовить несколько картинок, на которых изображен коврик с вырезанным кругом или прямоугольником. Отдельно необходимо изобразить варианты «заплаток» с характерным узором, среди которых ребенку придется найти подходящий для коврика.
Начинать выполнять задания необходимо с цветовых оттенков коврика. Далее предлагать карточки с простыми узорами ковриков, и по мере развития навыков логического выбора, усложнять задания по образцу теста Равена.
Рисунок 3.
«Починка» коврика развивает одновременно ряд важных аспектов: наглядно-образные представления, мыслительные операции, способность к воссозданию целого.
Что развивает математика у дошкольника
С самого раннего возраста ребенок воспринимает различия между окружающими предметами по цвету, величине, форме, тому, низкий или высокий. Многие игрушки для малышей в 2-3 года похожи на геометрические фигуры: мячики, пирамидки или кубики. Через игры у детей расширяются представления о том, что такое форма или количество предметов.
У малышей не старше трех лет имеется способность группировать предметы в соответствии с их внешними признаками. Со сравнения отдельных предметов или их групп начинается изучение математических знаний. Пособие по математике для дошкольников должно быть наглядным.
В четыре года большинство детей способно сосчитать небольшое количество предметов. Сначала они осваивают счет до пяти, а затем, когда становятся чуть старше, то до десяти.
Игра с геометрическими фигурами
Математика для малышей помогает решить следующие задачи:
- Формирование приемов мышления, которые ребенок способен использовать при решении задач.
- Умение при решении детских задач по математике понимать и правильно определять причинные связи явлений окружающего мира.
- Способность в 5-6 лет выстраивать правильные логические рассуждения, используя имеющиеся у ребенка данные.
- Развитие при помощи математики в ДОУ способностей малыша к вариативному рассмотрению ситуации.
- Совершенствование интеллектуальных способностей детей: не только мышления, но и памяти, воображения.
- Повышение интереса малышей к математике, путем создания условий для проведения исследований чисел и фигур.
Важно! Развивать способность логически мыслить у ребенка эффективней всего, делая это частью математического обучения
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь, встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила в группе этот конверт. Хотите узнать, кто его прислал? (ответы детей).Сейчас я его открою и прочту:
Читает письмо: «Здравствуйте, друзья! Пишет Вам Королева страны математики. В моей стране произошла путаница, и я хочу вас пригласить к себе, чтобы помогли мне навести порядок».
Поможем, ребята?
-Да.
А чтобы нам попасть в страну Математики,нужно произнести волшебные слова:
Мы идем, мы идем, никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
Основная часть
Воспитатель: Первое задание королевы Математики. Игра «Ответьте правильно» (с мячом).
Сколько частей суток вы знаете? (частей суток – четыре)
Назовите их (утро, день, вечер, ночь)
Сколько времени года вы знаете? (времени года – четыре)
Назовите их (осень, зима, весна, лето)
Какое сейчас время года? (Весна)
Назовите весенние месяцы (март апрель, май)
Назовите дни недели (понедельник, вторник)
Какой сегодня день недели (среда)
Молодцы, ребята справились с первым заданием.
Воспитатель подходит к доске, и обращает внимание детей на доску, где в беспорядочном положении находятся карточки с цифрами. Второе задание – Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти свое место. Второе задание – Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти свое место
Второе задание – Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти свое место.
Дидактическая игра «Построй цифры»
Дети берут цифры и выстраиваются с ними по порядку, затем воспитатель просит каждую цифру назвать своих соседей. (дети называют).
Ребята, на каком по счету месте конфеты? Ягоды? Мишка? И т. д.
По окончании игры складывают цифры и садятся за столы.
Дети проходят за столы, где для каждого ребенка лежит набор из 5 геометрических фигур.
Воспитатель читает следующее задание: Ребята, геометрические фигуры забыли свои имена, напомним фигурам, как их зовут? – Да (дети называют)
А теперь возьмите, пожалуйста, лист бумаги, который у вас лежит на столах, и слушайте внимательно задание:
Положить в верхний левый угол – круг,
В верхний правый угол – квадрат,
В нижний левый угол – треугольник,
В нижний правый угол – прямоугольник,
В середину – трапецию.
Молодцы, справились и с этим заданием. А теперь давайте немного отдохнем. Физминутка «Буратино, потянулся»
Воспитатель:следующее задание: «Составь задачу про птичек. Запиши её решение и прочитай запись»
Дидактическая игра «Реши задачу»
На одном дереве сидят пять птичек, на другом – четыре. Сколько всего птиц на двух деревьев. 5+4=9 Что есть у задачи – условие, решение, вопрос, ответ.
Молодцы, ребята!
Воспитатель:
В королевстве Математики нет зверей.Королева просит вас подарить их: вырезать геометрические фигуры и выложить зверя на полянке. У вас на столе листок с геометрическими фигурами. Вырезаем детали аккуратно и выкладываем изображение на листе. Клей набираем на кисточку немного, лишний убираем о край баночки. Для чего нужна салфетка?
Но прежде, чем мы начнем работать,напомните мне правила работы с ножницами:
1. Передавать закрытые ножницы кольцами вперед.
2. Ножницы нельзя брать без разрешения
3. Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить.
4. Нельзя держать ножницы лезвием вверх.
5. Нельзя подходить к товарищу во время работы.
Прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика по выбору воспитателя.
Самостоятельная работа.
Рассматривание работы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, выполнили все желания королевы Математики.
В-ль: А теперь, нам пора возвращаться в детский сад.
«Мы идем, мы идем, никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!»
Заключение
Несмотря на то, что далеко не каждый ребенок обладает математическим складом ума и изучение науки может представлять для него трудности даже на начальных этапах, специальные упражнения, проводимые в игровой форме, могут существенно облегчить его. А заодно – превратить его в интересную и увлекательную игру.
Занятия, проводимые в игровой форме, позволяют ребенку приучить себя к контролируемой деятельности, прививая ему интерес к обучению. Также математические игры благотворно влияют на развитие памяти, мышления, речи, а также творческих способностей. А затем помогают усвоить и более сложные категории, такие как цифры, числа, счет и т.д. Ребенок готовит руку к письму, учиться ориентироваться в пространстве.