Как рассказать о Дне Победы дошкольникам разного возраста

Советы родителям

В России практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то работал в тылу, чтобы обеспечить советскую армию всем необходимым на фронте. В те далекие и тяжелые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей Родины.

Говорить с дошкольником о войне нужно простым, понятным и доступным для него языком. Маленькому ребенку будет сложно переосмыслить большой объем информации, поэтому не надо стараться сразу рассказать ему о войне все. Например, о военной технике и оружии лучше побеседовать после посещения музея, когда ребенок сможет увидеть все своими глазами. О героизме и доблести воинов можно поговорить с малышом у памятника или в сквере воинской славы. О подвиге солдат и благодарности за мирное небо можно побеседовать вовремя творческих занятий по рисованию, при подготовке поделок ко Дню Победы.

Если в вашей семье были или еще живы фронтовики, кто-то из родных во время войны работал в тылу, обязательно расскажите о них ребенку. Если есть возможность, пусть ребенок сам пообщается с очевидцами того времени, узнает о той сложной жизни, страшной доле, которая выпала на их плачи. Покажите ребенку награды, которыми был награжден ваш родственник, поделитесь с ним воспоминаниями о том времени. Такие беседы надолго останутся в памяти малыша.

На формировании правильной и четкой гражданской позиции дошкольника положительно скажется и чтение соответствующей литературы. Родители могут сводить ребенка в библиотеку и вместе выбрать книги о подвигах, битвах, блокадах, полководцах Великой отечественной войны, ориентируясь на возраст ребенка. В выходной день можно всей семьей посетить музей или отправиться в путешествие в какой-либо город-герой, посмотреть местные достопримечательности военной направленности.

Возлагая цветы к памятникам боевой славы, расскажите ребенку, с какой целью это делается, почтите память павших минутой молчания. Малыш должен знать, что все они защищали Родину (и его тоже) от фашизма.

Военные профессии

Рассказывая дошкольникам о войне, следует упомянуть и о военных профессиях. Дети должны понимать, что помимо учителей, врачей, продавцов и прочих, есть категория людей, которые занимаются разработкой тактик и стратегий, боевой техники и оружия. В мирное время представители военных профессий готовят новобранцев и пополняют командный состав, занимаются разработками боевой техники и заданий, а во время войны они становятся командующими: генералы, маршалы и прочие.

К военным профессиям относят профессии летчиков, моряков, врачей, медсестер, связистов и другие. Управление боевой техники осуществлялось так же хорошо обученными и подготовленными людьми.

Те, кто остался в тылу, тоже помогали армии. Женщины, дети и старики работали на полях, фабриках, заводах, выращивали продукты, шили форму, готовили запасные части для техники, выпускали танки, самолеты и многое другое. Рассказывая дошкольникам о Великой отечественной войне, следует упомянуть о том, какое это было сложное и тяжелое время даже для тех, кто оставался в тылу, не говоря уже о тех. Кто сражался на линии фронта. Как голодали люди, прятались в бомбоубежищах от бомбежек, как фашисты захватывали деревни и издевались над пленными, как подрывали дома.

Зачем рассказывать детям о войне?

События прошлого века уходят все дальше в историю, и услышать о Великой Отечественной войне из первых уст сейчас почти невозможно. Подвиги прошлого живут благодаря воспоминаниям. Если не передавать историю своим детям, Великая Отечественная война останется на страницах учебников как исторический факт, и не более.

Мамы и папы стараются всесторонне развивать детей до школы, давая им знания в самых разных областях. Нельзя забывать про взращивание патриотизма. Детям интересно будет узнать о стране, о войне, о подвигах, благодаря которым мы сейчас живем. Родители, бабушки, дедушки, педагоги детских садов и развивающих центров должны посвящать детей в эту тему, воспитывать в них любовь к Родине, прививать знание истории и военных событий с малых лет.

Подборка для первой младшей группы

Несмотря на возраст детей в материалах есть и объяснение, и наглядность, и художественная литература.

Объяснение

Разъяснение для малышей следует начинать с того, что День Победы — это праздник

Причём фразу желательно сделать вопросительной: «А вы знаете, какой скоро праздник?» Это позволит привлечь внимание ребят. Далее формулируется объяснение. «Когда наши прабабушки и прадедушки были маленькими, может, чуть старше вас нынешних, на нашей Родине началась война, так как на неё напали враги, пожелавшие, чтобы все жили по тем правилам, которые будут ими установлены

Но граждане страны не хотели так жить. Война длилась 4 года и закончилась нашей победой. К сожалению, многие жители погибли. Солдат, воевавших за Родину, награждали боевыми наградами. После войны их стали называть ветеранами, то есть опытными военными. В честь героев, сражавшихся с врагами, были установлены памятники, а ежегодно, 9 Мая, в день, когда была объявлена наша победа, празднуется День Победы. В этот день мы поздравляем ветеранов и друг друга с тем, что сегодня живём под мирным небом»

«Когда наши прабабушки и прадедушки были маленькими, может, чуть старше вас нынешних, на нашей Родине началась война, так как на неё напали враги, пожелавшие, чтобы все жили по тем правилам, которые будут ими установлены. Но граждане страны не хотели так жить. Война длилась 4 года и закончилась нашей победой. К сожалению, многие жители погибли. Солдат, воевавших за Родину, награждали боевыми наградами. После войны их стали называть ветеранами, то есть опытными военными. В честь героев, сражавшихся с врагами, были установлены памятники, а ежегодно, 9 Мая, в день, когда была объявлена наша победа, празднуется День Победы. В этот день мы поздравляем ветеранов и друг друга с тем, что сегодня живём под мирным небом».

Стихотворения для первой младшей группы

Малыши легче усваивают рифмованные строки, поэтому объяснение нужно сопровождать стихотворениями:

  • Майский праздник — День Победы Отмечает вся страна. Надевают наши деды Боевые ордена. Их с утра зовёт дорога На торжественный парад. И задумчиво с порога Вслед им бабушки глядят. (Белозёров Т.);
  • В небе праздничный салют, Фейерверки там и тут. Поздравляет вся страна Славных ветеранов. А цветущая весна Дарит им тюльпаны, Дарит белую сирень. Что за славный майский день? (Н. Иванова);
  • Мир и дружба всем нужны, Мир важней всего на свете, На земле, где нет войны, Ночью спят спокойно дети. Там, где пушки не гремят, В небе солнце ярко светит. Нужен мир для всех ребят. Нужен мир на всей планете! (Н. Найдёнова).

Наглядность

Слово педагога должно сопровождаться наглядностью. При этом, учитывая возраст ребят, акцент опять-таки делается именно на сам праздник, а не на исторический повод. То есть это могут быть изображения салюта, ветеранов с наградами, орденов, георгиевской ленты.

Как рассказать детям о войне в детском саду

Рассказать ребенку о Великой отечественной войне за одно занятие невозможно

При этом важно учитывать и возраст аудитории. Например, малышам можно почитать стихи и рассказы о войне, написанные для самых маленьких, рассказать о наградах, медалях и орденах

Детям постарше будут интересные беседы о подвигах, технике и оружии. Уместными будут встречи с ветеранами, походы к памятникам героям Великой отечественной войны, аллеям боевой славы, посещение музеев. Родители должны активно сотрудничать с педагогами и воспитателями, чтобы помочь организовать подобные встречи, походы и экскурсии.

Организовывая беседы и познавательные мероприятия для детей дошкольных учреждений, следует корректировать их с учетом возраста детей.

Для детей младшей группы детского сада можно провести беседы о том, почему началась война, как долго она длилась, о подвигах героев, праздновании Дня Победы. Совместными с родителями усилиями приготовить тематические поделки и устроить выставку в группе. Можно посвятить занятия разучиванию стихотворений и песен о войне, армии, мужестве.

  1. Что мне известно о Великой отечественной войне.
  2. Роль женщин при защите Родины во время ВОВ.
  3. Сталинградская блокада, Блокада Ленинграда и прочие.
  4. Подвиг пионеров-героев, подвиг советских людей.
  5. Рассказ о тех, кто трудился в тылу.
  6. Четвероногие помощники на фронте.
  7. Дети войны.

Также можно организовать посещение музеев, поездки и походы к памятникам боевой славы, проведение в группе тематических занятий по рисованию и творчеству.

С детьми старшей и подготовительной групп детского сада можно подготовить тематический утренник, с разучиванием песен и стихотворений о войне, подвиге и мужестве. Рекомендуется делать акцент на зрительном восприятии дошкольников, так как это позволит им более глубоко прочувствовать подвиг солдат, защищавших нашу Родину. Также можно встраивать встречи с ветеранами, организовывать посещения музеев, памятников войны, устраивать чтение книг о подвигах, битвах, полководцах, проводить выставки и спортивные соревнования.

Тематические беседы можно подготовить по следующим темам:

  1. Фотохроника военных дней.
  2. Памятники воинской славы.
  3. Великие битвы, полководцы.
  4. Города-герои.
  5. Военная техника.

В этом возрасте дети уже могут самостоятельно приготовить подарки ветеранам (рисунки, открытки, аппликации).

Навсегда сестричка

Татьяна Гусарова

Она в тот сорок первый год,
Встав из-за парты школьной,
Ушла в шестнадцать лет на фронт,
В медсёстры, добровольно.

Как в ужасе тех страшных лет
В жизнь не утратить веры,
Нам не понять, не знавшим бед 
ТАКОГО вот размера.

Под градом пуль, забыв про страх,
Она, что было силы,
Солдат на худеньких плечах 
Из боя выносила.

Спаситель-ангел для бойцов:
— Водички… пить… водички…
— Не вижу … больно … жжёт лицо…
— Я не умру, сестричка?!

Давно закончилась война.
Та девочка с косичкой 
Кому-то мама, дочь, жена,
Но навсегда – сестричка!

Я — предков славянских кровинка

Юрий Соловьёв

Я — предков славянских кровинка.
Я — вдовой солдатки слеза,
Заросшей траншеи былинка,
Угасшего боя гроза.
Я — стон молодого солдата
Убитого в первом бою.
Я — чувство внезапной утраты,
Когда похоронку дают.
Я — звёздочки на обелисках,
Упорство советских солдат,
Погибших под Наро-Фоминском,
Не сделав и шагу назад.
Я — горькая радость Победы!
Я — гордость за Русский народ!
И что б я ни делал,
И где бы я ни был,
Всё Это со мною живёт!

Опытный ротный и безропотный рядовой

Юрий Соловьёв

— В бой!
— За Родину! 
..и безропотно
Побежал рядовой на врага…
И скосило его вместе с ротным
Беспощадным огнём пулеметным,
У оврага… 
Навсегда…
Не схоронены – слишком  хлопотно,
так бывало военной порой…
Прорастает ромашками ротный,
Спит, укрывшись землёй  рядовой.
………………………………….. 
По туманной низине, где были
Два мальчишки убиты  тогда,
С жеребятами бродят кобылы,
…прелым клевером дышат стога.

Могильный холмик

Юрий Соловьёв
Лежит неизвестный солдат, 
убитый на страшной войне, 
под яблонькой холмик без дат, 
никто не отпишет родне… 
Такая стоит тишина, 
в округе никто не живёт, 
лишь только старушка одна 
Девятого мая придёт. 
Она развернёт узелок 
усталой дрожащей рукой, 
ирисок положит кулёк, 
помолится за упокой. 
Пригладив рукою траву, 
старушка заплачет без слёз, 
ей вспомнится сын наяву 
и запах родимых волос. 
…………………………………. 
Заросший бурьяном погост, 
У речки разрушенный храм. 
Крапива растёт в полный рост 
По с детства знакомым местам.

Ост — Вест

Юрий Соловьёв
          
С боем Ганс прорывался на Ост,
До Москвы, по прямой, сорок вёрст,
На груди его рыцарский крест
За в руинах оставленный Брест.
Из Сибири, оставив там мать,
Ехал Ваня страну защищать,
Поезд мчал новобранца на Вест,
Православный у парня был крест.
И столкнулись они на мосту,
В рукопашном бою за Москву.
Ост на Вест,
     жизнь на жизнь,
              крест на крест.
…не увидеть им больше невест.
С похоронкой летит злая весть,
Русской маме на Ост,
А немецкой на Вест.
……………………………………..
Прорастают сквозь рёбра цветы у моста,
Спят солдаты в земле…
                под холмом…
                Без креста.

Иду с войны, иду домой…

Юрий Соловьёв

Стрелковой роты рядовой
Иду с войны, иду домой.
Смеюсь и плачу над собой,
— Живой?..живой.
— Домой?..домой.
И вторят эхом за спиной
Солдаты ставшие землёй,
— Живой…живой…домой…домой…
…в тумане нежась спит село,
На храме аист ждёт рассвета.
Мне несказанно повезло,
Что пересилив боль и зло
И уцелев чертям назло,
Я жив…и снова вижу это.
…………………………
Стрелковой роты рядовой
Пришел с войны, пришел домой…
               …домой.

Ветераны Великой Отечественной

Юрий Соловьёв

Как мало их осталось на земле
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в страшном сне,
Вновь не стреляли в них на поле брани.
Мне хочется их каждого обнять,
Теплом душевным с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять…
Но я не Бог…война им снова снится.
Пусть внукам не достанется война
И грязь её потомков не коснётся,
Пусть курит бывший ротный старшина
И слушает, как правнучек смеётся.

Хрупкая бабочка тишины

Юрий Соловьёв

Среди смерти,
Кровавого крошева,
Люди, верьте,
Во что-то хорошее!
И быть может,
После войны,
На маленький холмик в песочнице
Сядет хрупкая бабочка тишины.
Очень этому верить, хочется!..

Особенности объяснения дошкольникам значения Дня Победы

Тема «День Победы», согласно ФГОС, включается в рабочую программу ежегодно начиная с первой младшей группы. Целями введения этой темы в учебно-воспитательный процесс является:

  • расширение багажа знаний о героическом прошлом родины;
  • формирование представлений о таких понятиях, как «героизм», «подвиг»;
  • воспитание гордости за подвиг народа в войне против фашизма.

Чтобы выбрать подходящую и доступную форму объяснения сути праздника, подобрать материал, нужно учитывать задачи разработки темы в разных группах детского сада.

Ежегодное возвращение к теме Дня Победы очень важно для патриотического воспитания личности дошкольника

Таблица: задачи разработки темы «День Победы» с детьми разного возраста

Возрастная группаЗадачи
Первая младшая
  • объяснить суть праздника, а для этого дать начальные представления о войне (Родину защищала не только армия, но и все жители);
  • познакомить с понятиями: «боевая награда», «война», «враг», «победа», «ветеран», «салют», «памятник»;
  • дать представления о самых известных военных песнях («День Победы», «Смуглянка» и др.).
Вторая младшая
  • формировать представление о ВОВ как о значимой части истории России (здесь уместен разговор о людских потерях, разрушениях городов);
  • расширить словарь детей словами: «Великая Отечественная война», «фашист», «Вечный огонь», «потомок», «парад», «герой»;
  • продолжать знакомить с известными песнями о войне.
Средняя группа
  • разъяснить, что мы должны быть благодарны за победу не только солдатам, но и труженикам тыла, в том числе детям;
  • формировать понимание того, что война коснулась каждой семьи (у кого-то родственники воевали, а у кого-то работали в тылу);
  • воспитывать чувство благодарности ветеранам за мирную жизнь.
Старшая
  • поощрять интерес изучения истории своей семьи в контексте участия родственников в ВОВ;
  • обогащать словарь понятиями: «блокада», «оккупация»;
  • развивать речь, вовлекая ребят в обсуждение того или иного вопроса по теме (например, в чём был подвиг детей в рассказе С. Алексеева «Брестская крепость»).
Подготовительная
  • обобщить полученные ранее знания о Дне Победы;
  • стимулировать познавательный интерес в отношении изучения событий ВОВ;
  • учиться выражать аргументированные оценочные суждения относительно важных событий войны (Сталинградская битва, блокада Ленинграда, оборона Москвы).

Объяснение и беседа по теме могут быть организованы на прогулке

Работа с темой может быть организована на занятии, а также на экскурсии к Памятнику неизвестному солдату.

Для рассказа о Дне Победы стоит обратиться к:

  • объяснению (ведущая форма изложения материала в младших группах)
  • беседе (подключается в арсенал приёмов работы с детьми со второй младшей группы, а в среднем и старшем дошкольном возрасте является основной формой выстраивания взаимодействия по теме);
  • художественной литературе — поэзии и прозе;
  • подключению наглядных материалов — обязательному сопровождению всех других приёмов объяснения темы (презентациям, картинкам, фото, видеороликам), так как у дошколят ведущим является зрительный канал восприятия информации.

Формы для раскрытия темы могут комбинироваться, но при этом они должны соответствовать уровню развития ребят и образовательным задачам.

Рисунки на тему Дня Победы могут быть проектным заданием для детей и родителей, начиная со средней группы

Раскраски, рисунки, стихи о Дне Победы

Говорить с детьми о войне и победе удобно с помощью творчества. Кроха рисует или раскрашивает тематическую картинку, а вы отвечаете на его вопросы и рассказываете краткое содержание учебника истории.

У многих взрослых первая ассоциация с 9 мая — танк. Это в принципе хороший вариант для изображения и раскрашивания, причем не только мальчиками, но и девочками. Вовсе не обязательно рисовать его черным или темно-зеленым. Можно придумать свою оригинальную расцветку, пусть даже и в цветочек — и пусть символизирует мир на земле и не используется по назначению. Да, это военная машина для военных целей, но нагнетать страх вокруг танков и бронетехники — совсем не лучший вариант воспитания и создания ночных кошмаров.

Следующая ассоциация — солдаты. Опять же, не стоит рассказывать трехлетнему малышу о полицаях, заградотрядах и блокаде, если он просто спросил, кто этот дядя с автоматом. Пока ребенок не заинтересуется этой темой всерьез или не пройдет ее в школе, лишние подробности о том, кто хороший, а кто плохой (с вашей точки зрения, которая может отличаться от общепринятой), помешают ему составить свое собственное мнение. Примем за точку отсчета то, что советские солдаты — хорошие, а фашисты — плохие. И рисовать их можно не только в окопах и рядом с пушками, но и на улицах городов уже после победы.

Важная ремарка! При объяснении ребенку сути войны и Дня Победы старайтесь избегать слова “немцы”. Это мы, выросшие в Союзе, привыкли к такому названию, а современным детям сложнее понять, почему вы в таком случае едете в отпуск в Берлин или Мюнхен.

Рассказывая о Дне Победы, упомяните о флаге над Рейхстагом. Это узнаваемый радостный символ праздника со слезами на глазах. Можно сказать, с водружением советского флага война и закончилась. Пусть дети запомнят, что раньше флаг выглядел по-другому, а Россия была одной из республик СССР, и против врага боролся весь Союз, а не только москвичи. Это, кстати, реальный ответ московского первоклассника на вопрос о том, кто с кем сражался в Великой Отечественной войне.

Можно нарисовать к 9 мая и символы мира — голубей, и красивый салют, и все, что ребенок захочет. Даже если сюжет будет печальным — пусть: значит, процесс познания и понимания идет полным ходом.

Как интересно и доступно рассказать детям о празднике День Победы?

Мы вам в этом поможем. Мы расскажем доступно историю праздника День Победы, предложим вашему вниманию стихи, посвященные Дню Победы.

День Победы – 9 Мая

Праздник Победы — это праздник

День пораженья жестокой войны,

День пораженья насилья и зла,

День воскрешенья любви и добра.

ПОБЕДЫ СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ

Саша достал своё игрушечное ружьё и спросил Алёнку: «Хороший из меня военный?» Алёнка улыбнулась и спросила: «Ты в таком виде пойдёшь на парад ко Дню Победы?» Саша пожал плечами, а потом ответил: «Нет, на парад я пойду с цветами — подарю их настоящим воинам!» Эти слова услышал дедушка и погладил Сашу по голове: «Молодец, внучек!» А потом сел рядом и начал рассказывать о войне и победе.

9 мая мы празднуем День Победы в Великой Отечественной войне. Дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки надевают ордена, идут на встречу со своими друзьями-ветеранами. Вместе они вспоминают, какими были годы войны.

Вторая мировая война началась в 1939 году. Она охватила более 60 стран мира! В нашу страну она пришла страшным утром 22 июня 1941 года. Это было воскресенье, люди отдыхали, планировали свой выходной. Как вдруг громом ударила новость: «Началась война! Фашистская Германия без объявления войны начала наступление…» Все взрослые мужчины надели военную форму и отправились на фронт. Те, кто остался, пошли в партизаны, чтобы бороться с врагом в тылу.

Долгие военные годы люди не могли жить спокойно. Каждый день приносил потери, настоящее горе. Более 60 миллионов человек не вернулись домой. Половина погибших — жители бывшего Советского Союза. Почти каждая семья потеряла дедушку, отца, брата или сестру…

Дорогую цену заплатил русский, белорусский, украинский и другие народы СССР за участие в этой ужасной войне. Война не жалела ни стариков, ни детей.

Нападающие издевались над жителями захваченных городов и сёл. Смело боролись наши воины с захватчиками. Не могли они простить сожжённые дома, разрушенные памятники национальной культуры. А ещё больнее им было за погибших родных и друзей. Не боялись солдаты ни голода, ни холода. Возможно, им тоже было страшно. Но мечта о победе, мирной жизни постоянно поддерживала их.

Шёл 1945 год. Великая Отечественная война против фашистских захватчиков приближалась к победному концу. Наши бойцы сражались, насколько хватало сил. Весной наша армия подошла к столице фашистской Германии — городу Берлину.

Битва за Берлин продолжалась до 2 мая. Особенно отчаянным был штурм рейхстага, где собрались руководители Германии. 8 мая 1945 года представители немецкого верховного командования подписали акт об окончании войны. Враг сдался. День 9 мая стал Днём Победы, большим праздником всего человечества.

Теперь в этот день обязательно расцветают миллионами цветов праздничные фейерверки. Ветеранов поздравляют, поют для них песни, читают стихи. К памятникам погибшим несут цветы. Помним всегда, что мир на земле — самая главная ценность.

Пусть будет мир

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

Вместе с дедушкой

Растаял утренний туман,

Красуется весна…

Сегодня дедушка Иван

Начистил ордена.

Мы вместе в парк идём

Встречать

Солдат, седых, как он.

Они там будут вспоминать

Свой храбрый батальон.

Там по душам поговорят

О всех делах страны,

О ранах, что ещё болят

С далёких дней войны.

Ещё тогда нас не было на свете

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живём!

Помни

(Отрывок)

Помни, как гремели орудий раскаты,

Как в огне умирали солдаты

В сорок первом, сорок пятом —

Шли солдаты за правду на бой.

Помни, в нашей власти и грозы, и ветер,

Мы за счастье и слёзы в ответе,

На планете наши дети —

Поколение юных живёт.

Солдаты

Солнце скрылось за горою,

Затуманились речные перекаты,

А дорогою степною

Шли с войны домой советские солдаты.

От жары, от злого зноя

Гимнастёрки на плечах повыгорали;

Своё знамя боевое

От врагов солдаты сердцем заслоняли.

Они жизни не щадили,

Защищая отчий край — страну родную;

Одолели, победили

Всех врагов в боях за Родину святую.

Солнце скрылось за горою,

Затуманились речные перекаты,

А дорогою степною

Шли с войны домой советские солдаты.

Города-герои

Рассказ дошкольникам о Великой отечественной войне будет не полным, если не упомянуть о городах-героях. Детям нужно объяснить, за что некоторые города получили такое звание. Звание города-героя – почетное звание, которое присваивалось населенному пункту за проявленные его населением героизм и мужество. Города-герои есть на территории Российской Федерации, Беларуси, Украины.

Брестская крепость

Первой приняла на себя удар врага Брестская крепость

Солдаты отважно сопротивлялись попыткам врага занять территорию в течение целого месяца, чтобы выиграть время, пока страна соберет армию для дальнейшего противостояния. Но практически все они погибли в этом неравном бою

Одесса

Одесса – город-герой, расположенный на юге Украины, и имеющий выход к морю. Для разработки военных тактик и стратегий выход к морю очень важен, поэтому фашистские войска решили захватить этого город. Войска врага были велики, окопы и баррикады не могли сдерживать натиск, но местные жители спрятались в приморских пещерах и по ночам тайком пробирались в город и подрывали дома с фашистами, выводили из строя технику. Так началась подрывная война против немцев.

Ленинград

Ленинград тоже является городом-героем. Во вражеском кольце он находился около двух долгих лет. Фашисты окружили город, не пускали в него обозы с продовольствием, лекарствами, испортили систему теплоснабжения. Люди голодали, мерзли, болели, но не сдались врагу.

Более подробная информация о городах-героях представлена на фото-слайдах.

День Победы в нашей семье

Для нашей семьи 9 мая — это особая дата, которая изменила судьбу нашего прадедушки. Он спасся чудом, благодаря медицинской сестре, которая везла его раненого за 8 километров в госпиталь, на санях зимой. А по приезду стала для него донором. К большому сожалению, нам не удалось найти эту отважную женщину, каждый год 9 мая мы всей семьей вспоминаем ее, благодарим за такой поступок. И продолжаем искать. Ее, наверное, уже нет в живых, ведь прошло много лет. Но ее дети и внуки должны знать, какой героический поступок она совершила и гордится ее подвигом.

На День Победы, наша бабушка каждый раз нам рассказывает свою историю то, что она хорошо помнит, не смотря на свой возраст. «Это невозможно стереть из памяти», — так она утверждает. Те кровавые годы навсегда оставили отпечаток. Когда началась война, ей было всего 11 лет и еще рядом три сестренки, которые были младше. Бабушке приходилось во всем помогать своей маме, ведь отец ушел на фронт, и вся надежда была только на нее и ее мать. Тяжелое было время. Зимой бабушка ходила на поле, для того чтобы достать из промерзшей земли хотя бы одну картофель – а прокормить ею нужно было еще трех сестер. С каждым годом бабушка раскрывает все новые и новые события тех лет, а мы сидим всей семьей и не можем остановить слез. Как много ей и ее семье пришлось пережить, какой сильной сделала людей война.

Обязательным, в этот день является посещение нашей семьей Парада Победы, возложение цветов на Братскую могилу погибшим солдатам. И конечно, мы берем самый красивый букет гвоздик и несем их на могилу нашего прадедушки. Мы не забудем его подвиг, пока наша семья будет жить.

Каждый год для того, чтобы почтить память погибших родных и просто солдат — молодых парней и девушек, которые хотели жить в мирной стране, строить семью, рожать детей, мы идем в бессмертном полку с фотографией прадедушки. Он навсегда в наших сердцах, «он идет рядом с нами», пока мы его помним…

Почему началась война

Объяснение дошкольникам причин войны 1941-1945 годов очень волнует и родителей, и воспитателей. Ребенок должен понять, что причины войн заключаются в желании захватить чужую, процветающую территорию или в ссоре руководителей разный стран. Но причина начала Великой отечественной войны была совершенно другой.

Правитель Германии Гитлер решил убивать людей только потому, что они имели другую национальность. Русские, поляки, евреи, французы и другие нации должны были или принять и подчиниться фашистскому режиму Германии, или умереть. Ребенку нужно объяснить, что и в самой Германии проживали люди разных национальностей, к которым жестокие репрессии были применены в первую очередь.

Многие страны, которые были не в состоянии противостоять Гитлеру по каким-либо причинам, сдались. Германия напала на нашу страну внезапно, ранним утром, когда все люди мирно спали

Но русские отказались подчиняться фашистам, вступили с немцами в неравную схватку, и, благодаря отважности и решимости, одержали победу над врагом

Русские почти 4 года защищали свою Землю, свою Родину, детей, жен, родителей, свое Отечество, поэтому войну 1941-1945 годов назвали Великой Отечественной.

Родителям дошкольников

Откладывать разговоры на тему войны не обязательно до возраста, когда ребенок сам может спросить. Дети видят и понимают больше, чем нам кажется. Тем более не отказывайте ребенку в разговоре о войне, если он спрашивает об этом сам.

Говорить о войне с дошкольником нужно простым, понятным языком. Не надо перегружать рассказ датами, подробностями, которые ребенок просто не сможет разложить в голове по полочкам. Детям проще воспринимать информацию наглядно, когда можно посмотреть и потрогать. Поэтому говорите с ребенком, когда показываете семейный фотоальбом, читаете книгу на военную тематику или рассматриваете журнал о военной технике.

Говорить о подвигах советских солдат можно у вечного огня. Расскажите ребенку, что огонь символизирует вечную память о павших воинах и горит в любое время суток, в любую погоду. Поговорите о том, что надписи на мемориальных плитах – это не просто непонятные ребенку слова. Это имена воинов, погибших за будущее своей страны, за будущее нас и наших детей. С именем каждого воина связана своя история – история его жизни и смерти. Каждый из этих людей был чьим-то сыном, братом, отцом. Их линия жизни оборвалась, а мы продолжаем жить – и благодарим их за это.

Не стесняйтесь говорить о войне откровенно. Наша общая история не должна пропасть с годами, мы, родители, должны передавать эту память детям, а наши дети будут рассказывать о войне нашим внукам. Никто не будет забыт, пока мы с вами помним.

Особенности объяснения дошкольникам значения Дня Победы

Тема «День Победы», согласно ФГОС, включается в рабочую программу ежегодно начиная с первой младшей группы. Целями введения этой темы в учебно-воспитательный процесс является:

  • расширение багажа знаний о героическом прошлом родины,
  • формирование представлений о таких понятиях, как «героизм», «подвиг»,
  • воспитание гордости за подвиг народа в войне против фашизма.

Чтобы выбрать подходящую и доступную форму объяснения сути праздника, подобрать материал, нужно учитывать задачи разработки темы в разных группах детского сада.

Ежегодное возвращение к теме Дня Победы очень важно для патриотического воспитания личности дошкольника

Таблица: задачи разработки темы «День Победы» с детьми разного возраста

Возрастная группаЗадачи
Первая младшая
  • объяснить суть праздника, а для этого дать начальные представления о войне (Родину защищала не только армия, но и все жители),
  • познакомить с понятиями: «боевая награда», «война», «враг», «победа», «ветеран», «салют», «памятник»,
  • дать представления о самых известных военных песнях («День Победы», «Смуглянка» и др.).
Вторая младшая
  • формировать представление о ВОВ как о значимой части истории России (здесь уместен разговор о людских потерях, разрушениях городов),
  • расширить словарь детей словами: «Великая Отечественная война», «фашист», «Вечный огонь», «потомок», «парад», «герой»,
  • продолжать знакомить с известными песнями о войне.
Средняя группа
  • разъяснить, что мы должны быть благодарны за победу не только солдатам, но и труженикам тыла, в том числе детям,
  • формировать понимание того, что война коснулась каждой семьи (у кого-то родственники воевали, а у кого-то работали в тылу),
  • воспитывать чувство благодарности ветеранам за мирную жизнь.
Старшая
  • поощрять интерес изучения истории своей семьи в контексте участия родственников в ВОВ,
  • обогащать словарь понятиями: «блокада», «оккупация»,
  • развивать речь, вовлекая ребят в обсуждение того или иного вопроса по теме (например, в чём был подвиг детей в рассказе С. Алексеева «Брестская крепость»).
Подготовительная
  • обобщить полученные ранее знания о Дне Победы,
  • стимулировать познавательный интерес в отношении изучения событий ВОВ,
  • учиться выражать аргументированные оценочные суждения относительно важных событий войны (Сталинградская битва, блокада Ленинграда, оборона Москвы).

Объяснение и беседа по теме могут быть организованы на прогулке

Работа с темой может быть организована на занятии, а также на экскурсии к Памятнику неизвестному солдату.

Для рассказа о Дне Победы стоит обратиться к:

  • объяснению (ведущая форма изложения материала в младших группах)
  • беседе (подключается в арсенал приёмов работы с детьми со второй младшей группы, а в среднем и старшем дошкольном возрасте является основной формой выстраивания взаимодействия по теме),
  • художественной литературе — поэзии и прозе,
  • подключению наглядных материалов — обязательному сопровождению всех других приёмов объяснения темы (презентациям, картинкам, фото, видеороликам), так как у дошколят ведущим является зрительный канал восприятия информации.

Формы для раскрытия темы могут комбинироваться, но при этом они должны соответствовать уровню развития ребят и образовательным задачам.

Рисунки на тему Дня Победы могут быть проектным заданием для детей и родителей, начиная со средней группы

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий