Как обучить детей решению задач по математике в ДОУ

Как научить ребенка решать логические задачи по математике

Такая разновидность заданий дает возможность развивать логику детей и позволяет им обретать навыки нестандартного мышления. Постановка логических задач часто предполагает изобретение особого способа их решения, но все же существуют некоторые разработанные методы их решения, которым и следует обучить школьников:

  • метод рассуждений;
  • таблицы истинности;
  • метод блок — схем;
  • средства алгебры высказываний;
  • графический метод;
  • математический бильярд.

На заметку!Для начальной школы лучше всего подходит метод рассуждений и табличный способ.

При использовании рассуждений важно разделить условие задания на маленькие фрагменты и сделать последовательные выводы из каждого из них, таким образом ребенок приходит к ответу. Данный вариант решения можно также применять, начиная с конца условия, что тоже приводит к решению, но другим путем

Применение таблиц истины дает возможность разделить все данные в тексте задачи на истинные и ложные, сравнить их наглядным образом и сделать соответствующие умозаключения о варианте ответа.

Для успешного овладения навыками решения математических головоломок детям требуется разный подход и приемы в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.

Что делать, если ребенок не понимает задачи по математике во 2 классе

В математике второго года обучения также основными остаются текстовые задачи, которые требуют найти неизвестное при наличии двух известных чисел. Если ребенок не понимает, как следует работать с задачами по математике во 2 классе, то не следует паниковать и критиковать его. Еще вполне можно наверстать то, что упущено. Рекомендовано пройтись по основам данной проблемы и разобраться с ней:

  • убеждаемся, что малыш усвоил знаки «+», «—», «=» и понимает, как они действуют;
  • учим составлять краткую запись условий;

  • используем стандартные схемы и таблицы, чтобы понять что такое «больше», «меньше», «сколько»;
  • выводим правила понятным языком для ребенка;
  • отличаем прямые и косвенные вопросы в заданиях;
  • проверяем найденные ответы и способы решения, показываем, насколько важна проверка и что она дает.

При последовательной работе и выполнении подобных заданий, дети начинают запоминать их и понимают причинно-следственные связи между действиями и результатами, что в конечном итоге и требуется для работы с арифметикой.

Интересные и развивающие математические задачи

У дошкольников формируются основные знания, необходимые им для последующего обучения в школе. Часто возникает вопрос: как научить ребенка решать задачи по математике перед поступлением в 1 класс. Есть несколько основных приемов, которые позволят детям легко решать математические задания:

  1. Внимательно прочитать условие и выделить несколько этапов: условие, вопрос, решение, ответ.
  2. Составить план-схему для нахождения неизвестного. Маленьким детям проще использовать рисунки и схемы, примеры из жизни.
  3. Сделать акцент на вопросе задания: что именно нужно найти и что уже известно.
  4. Для успешного освоения арифметических действий приучите ребенка постоянно практиковать навык решения задач.

Схемы решения задач

Математика – сложная наука, она может привести к некоторым трудностям в период обучения в школе

Не каждый ребенок характеризуется математическим складом ума, и очень важно в период подготовки детей к школе развить интерес к этому предмету и заложить базовые математические представления

Для занятий с дошкольниками предпочтительнее использовать интересные и развивающие задания, способные пробудить тягу к предмету.

Задания для малышей по математике

Счет до 5. Детям раздаются карточки с изображением предметов и последовательностью чисел от 1 до 5. Необходимо посчитать, например, птиц и обвести получившееся число в кружок.

Птицы и последовательность чисел от 1 до 5

Закрашиваем клетки. Детям предлагаются карточки с заданием. На них изображены клеточки и указано количество, которое необходимо закрасить. Например, изображено пять клеток, а требуется закрасить три.

Количественное сравнение предметов. На карточках изображены предметы, например, чашки. Справа три, а слева одна. В задании просят указать, где больше чашек.

Задания по математике для старшей группы

Задание на сравнение. Детям раздаются листы с рисунками и соответствующие им числовые примеры. Они должны подобрать к каждой картинке правильный пример.

Складывание фигур. Детям в группе раздаются палочки и бланки с изображением предметов, к примеру, гриб, очки, качели и т.п. Ребенку необходимо собрать эти фигуры из палочек, ориентируясь на образец.

Изображение предметов для складывания палочками

Посчитай фигуры. На бланке изображены геометрические фигуры и детям предлагается сосчитать, сколько на картинке квадратов, треугольников или иных фигур, из которых состоит предложенное задание.

Геометрические фигуры для счета

Обучающие задачи в детском саду по ФГОС

Обучающие задания для детей по математике направлены на актуализацию знаний и самостоятельное закрепление изученного материала.

Отлично подойдут детские задачки по математике:

Сложи игрушки. Дети должны сложить определенное количество игрушек, которое назвал воспитатель. Таким образом тренируются навыки предметного счета, развивается способность сохранять в памяти нужное число и находить к нему требуемое количество предметов.

Определи фигуру. Малышам раздается наглядный печатный материал с изображением различных фигур разных цветов. Воспитатель называет фигуру и просит детей обвести ее пальчиком и произнести название.

Образовательные задачи в детском саду по ФГОС также направлены на закрепление ранее изученного материала. Например, закрепление состава чисел.

Состав чисел

Особенности решения задач в 1 классе

На начальном этапе используются так называемые «текстовые» задания, которые знакомят малышей в 1 классе с арифметикой и проблематикой поиска неизвестных данных. Для таких заданий характерно:

описание простых сюжетов в задании, которые понятны и знакомы ребенку;
решение таких головоломок помогает осознать важность математических знаний;
формирование ключевых умений: выделение условия и вопроса, установление зависимости между понятиями и данными, построение логической цепочки решения, проверка результата.


Первыми задачами, с которыми знакомятся дети в школе, являются варианты на сложение и вычитание.

Для того, чтобы научить первоклашек таким понятиям как «условие», «ответ», «неизвестное» следует использовать такие методы:

  • дополнительные, наводящие вопросы по условиям;
  • составление схем — рисунков условий;
  • перевод текста в схематическую модель;
  • объяснение значений фраз в условии задания;
  • выбор варианта решения, исходя из схемы;
  • обозначение в схеме известных и неизвестных разными способами.

Успешное получение навыков в решении простых задач поможет освоить математическую дисциплину в последующих этапах обучения.

Что развивает математика у дошкольника

С самого раннего возраста ребенок воспринимает различия между окружающими предметами по цвету, величине, форме, тому, низкий или высокий. Многие игрушки для малышей в 2-3 года похожи на геометрические фигуры: мячики, пирамидки или кубики. Через игры у детей расширяются представления о том, что такое форма или количество предметов.

У малышей не старше трех лет имеется способность группировать предметы в соответствии с их внешними признаками. Со сравнения отдельных предметов или их групп начинается изучение математических знаний. Пособие по математике для дошкольников должно быть наглядным.

В четыре года большинство детей способно сосчитать небольшое количество предметов. Сначала они осваивают счет до пяти, а затем, когда становятся чуть старше, то до десяти.

Игра с геометрическими фигурами

Математика для малышей помогает решить следующие задачи:

  • Формирование приемов мышления, которые ребенок способен использовать при решении задач.
  • Умение при решении детских задач по математике понимать и правильно определять причинные связи явлений окружающего мира.
  • Способность в 5-6 лет выстраивать правильные логические рассуждения, используя имеющиеся у ребенка данные.
  • Развитие при помощи математики в ДОУ способностей малыша к вариативному рассмотрению ситуации.
  • Совершенствование интеллектуальных способностей детей: не только мышления, но и памяти, воображения.
  • Повышение интереса малышей к математике, путем создания условий для проведения исследований чисел и фигур.

Важно! Развивать способность логически мыслить у ребенка эффективней всего, делая это частью математического обучения

Как просто решать задачи в 4 классе

В это период очень важно закрепить навыки работы с задачами разной степени сложности, чтобы применять их в дальнейшем. В 4 классе следует развивать не только автоматизацию процесса решения математических заданий, но и стимулировать интерес к ним разными способами:

  • изменение условий, предполагающее нахождение нескольких способов решения;
  • модификация числовых данных и единиц измерения;
  • использование кратких схем и чертежей вместо текстовых условий;
  • обнаружение ошибок в уже решенной задаче;
  • замена цифр на буквы.


Математические задачи в 4 классе

Только используя различные альтернативные варианты обучения можно подвести ребенка к простому алгоритму, применяемому к любой задаче:

  1. Ознакомление с условием.
  2. Определение неизвестных и способы их поиска.
  3. Анализ и вычисление.
  4. Ответ на главный вопрос.
  5. Проверка корректности найденного числового значения.
  6. Оформление задания письменно.

Если учителю и родителям удалось привести ученика к данному алгоритму работы с математическими головоломками, то он сможет успешно решать простые и сложные задачи.

Когда можно начинать решать задачи по математике с дошкольником

Ребенок использует математические навыки на протяжении всей своей жизни. Раннее изучение математики не означает, что нужно браться за учебники вместо игры. Еще до того, как они пойдут в школу, большинство детей развивают умения складывать и вычитать посредством повседневных взаимодействий. Например, когда мы кладем печенье в банку, сумма увеличивается (сложение); когда мы вынимаем печенье из банки, сумма уменьшается (вычитание).

Дети сортируют предметы по цвету

Вся наша жизнь пронизана математикой и маленькому ребенку будет гораздо проще, если он начнет как можно раньше с ней знакомиться. Исследования педагогов и психологов показали, что мозг детей уже в два года способен решать простейшие задания по математике.

Изучение математических основ в детском саду начинается в младшей группе, где у малышей формируют элементарные представления об этом предмете. Например, детям предлагают задания на подбор и объединение различных предметов по общему признаку.

Алгоритм решения задач на логику и смекалку

Основные шесть этапов, которые последовательно должен пройти ученик, решая логическую задачу:

  • Ознакомление с условиями задачи.
  • Понимание содержания задачи, анализ условий, моделирование.
  • Поиск метода решения.
  • Применение метода решения, поиск правильного ответа.
  • Проверка правильности решения и оформление ответа.
  • Анализ проведенного решения.
  • Отработка и закрепление навыков решения аналогичных задач.

1. Внимательно прочитайте условие задачи, лучше несколько раз. Четко уясните вопрос или проблему, которую нужно разрешить. Чаще всего ошибки в решении появляются от невнимательности. Особенно это касается задач с подвохом.

2. Кратко запишите условия задачи, по возможности, опишите задачу схематически (в виде рисунка, схемы, графика, дерева, чертежа и т.д.). Наглядное представление задачи не только способствует более быстрому уяснению содержания задачи, но и поможет выявить новые связи между элементами задачи или увидеть скрытые свойства объектов. Выделите существенные и несущественные условия задачи и попробуйте упростить задачу, абстрагироваться от действительности, мысленно смоделировать описанную в задаче ситуацию.

3. Попытайтесь определить тип задачи и соответственно подобрать метод решения, который обычно применяется для решения этого вида заданий. Например, для решения задач на определение истинности или ложности высказывания удобно использовать таблицу. Для решения задач с большим количеством взаимосвязанных условий лучше использовать метод графов и т.д.

4. Используя выбранный метод, решите задачу.

5. Проверьте ваш вариант ответа. В случае письменного решения задачи надлежащим образом запишите правильный ответ.

6. Анализ проведенного решения представляет собой обсуждение всего хода мыслительных действий в процесс решения логической задачи. Это завершающий и необходимый этап решения любой задачи, не только логической. Он включает:

  • поиск альтернативного, более рационального, красивого способа решения;
  • анализ всего процесса, моментов, которые вызвали затруднения;
  • выделение важных признаков данного типа задач;
  • составление алгоритма их решения;
  • систематизация полученных знаний.

Школьнику полезно записывать свои решения, алгоритмы и рассуждения в отдельную тетрадь, например, специально для занятий на ЛогикЛайк. Таким образом он будет «пропускать через моторику» свои рассуждения и всегда сможет вернуться к своим наработкам.

7. Чтобы закрепить свое умение решать головоломки определенного типа, необходимо не откладывая решить еще ряд подобных, однотипных задач с постепенным усложнением набора условий.

Математика. Математические представления, ФЭМП – Математическое развлечение «Загадочное путешествие»

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект НОД по ФЭМП «Первые волшебные цветы для пчёлки Жужи» в средней группе для детей 4–5 лет
Конспект нод по фэмп « Первые волшебные цветы для пчёлки Жужи» в средней группе ( дети 4-5 лет) в соавторстве с Пятницкой В.В. Цель: развитие интеллектуальных способностей детей через развивающие игры В. В. Воскобовича. Задачи: • Познавательные: – расширять знания детей о…

Конспект НОД «Путешествие в страну математики с Машей и Медведем» с использованием ИКТ для детей старшей группы
Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшей группы. Тема: « Путешествие в страну математики с Машей и медведем». Цель – закрепление порядкового счета в пределах 7. Задачи: обучающие: закрепить порядковый счет в пределах 7; учить соотносить цифры с количеством предметов….

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в космос. Состав числа 10»
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в космос» Тема: «Состав чисел из двух меньших чисел в пределах 10. Решение простых арифметических задач» Цель: Совершенствование умений составлять числа из двух меньших чисел в пределах 10 и…

Статья «Дидактическая математическая игра из фетра «Готовим пиццу» для детей…»
Дидактическая математическая игра из фетра “Готовим пиццу” для детей среднего дошкольного возраста. Формировать элементарные математические представления у детей среднего дошкольного возраста нужно с учётом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и…

Развитие элементарных математических представлений посредством игровой деятельности
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Для современной педагогики характерно широкое использование игры как средство воспитания и развития дошкольников. При целенаправленном и…

Конспект занятия по математическому развитию «Юные спасатели» в подготовительной к школе группе
Занятие по математическому развитию на тему «Юные спасатели» в подготовительной к школе группе. Цель: закрепить математические знания, умения и навыки посредством игровой формы и занимательных заданий. Задачи: Образовательные: – продолжать учить классифицировать предметы по…

Страницы:

Конспекты занятий по математике

Занятие с детьми в детском саду очень важно. Ведь, пока ребенок маленький в его голове ровными рядами укладываются основные понятия и знания

Именно потом на этом фундаменте будет возводиться шикарный дворец, под названием «личность». Конечно, коррекции подлежит все, но насколько проще будет строить на ровной основе, чем потом постоянно выпрямлять кривые углы.

Именно поэтому особое внимание стоит уделить занятиям педагогов уже в дошкольном учреждении. Развитие речи, логики и математики может проводиться в игровой форме и восприниматься малышом, как веселое времяпрепровождение

Особенно сейчас очень удобно заниматься с малышами, когда под рукой есть Интернет. В сети можно выкладывать свои собственные разработки и одалживать у коллег отличные варианты и интересные находки.

Особенно много конспектов по математике. Ведь занятия в детском саду, которые посвящены этой точной науке очень полезны. В зависимости от программы мероприятия, дети могут учить, а затем успешно повторять числа, а так же учатся красиво и аккуратно их писать. Ребята получают первые навыки сложения и вычитания, закрепляют знания количественного и порядкового счёта.

Чуть позже дети научаться понимать, какие цифры больше, а какие меньше и даже смогут составлять пары. Ближе к школе, математические занятия будут направлены на развитие логического мышления и пространственного воображения, так как дошкольника уже будут задавать настоящие математические задачки. Дети все больше будут узнавать о сложных геометрических фигурах и знакомиться с многоугольниками.

Методический материал по математике в ДОУ

Самое важное в обучении детей объяснить им отличия между задачей и повестью. Нужно отработать основные признаки задачи: выделить характер и смысл вопроса, важность существования как минимум двух чисел в условии

Обратите внимание! Сделать упор на значимость чисел и вопроса в задаче можно, прочитав детям рассказ аналогичный задаче и отметив в тексте рассказа его основные отличия от задачи. Еще один важный момент – научить различать задачи и загадки

Для этого следует выбрать загадку, в которой есть числа. К примеру: «Семь ребят по лесенке, заиграли песенки». «Что это: задача или загадка?» Дети отвечают, что загадка. Тогда воспитателю стоит возразить: «В тексте есть числа. Все-таки в загадке представлено описание нот и ее не нужно решать»

Еще один важный момент – научить различать задачи и загадки. Для этого следует выбрать загадку, в которой есть числа. К примеру: «Семь ребят по лесенке, заиграли песенки». «Что это: задача или загадка?» Дети отвечают, что загадка. Тогда воспитателю стоит возразить: «В тексте есть числа. Все-таки в загадке представлено описание нот и ее не нужно решать».

Для лучшего понимания смысла и типа вопроса можно использовать такой способ. Предложите детям самостоятельно составить задачу, например: «Сложили в ящик трех плюшевых зайчиков и двух мишек», задать не арифметический вопрос: «Какого цвета игрушки?». Дети должны заметить, что с таким вопросом задача не получилась, нужно предложить им сформулировать свои вопросы и отметить, что все они начинаются со слова сколько.

Также необходимо сделать акцент на необходимости числовых данных. Нужно прочитать детям текст: «Оля взяла со стола треугольники и круги. Сколько фигур взяла Оля?». Во время обсуждения опять выяснится, что текст не является задачей, так как не содержит числовые данные: сколько кругов и квадратов.

В свою очередь нужно объяснить детям важность наличия как минимум двух чисел в условии. Для этого специально пропускают одно из числовых данных: «У Нины в корзинке лежит семь пирожков с капустой и несколько с яблоком

Сколько всего пирожков у Нины?»

Дети должны прийти к заключению, что нет решения, потому что не известно, сколько пирожков с яблоком. Затем текст нужно изменить и прочитать его снова: «У Нины в корзинке лежит семь пирожков с капустой и три с яблоком. Сколько всего пирожков у Нины?». Дети лучше понимают необходимость наличия двух чисел в условии, если им приводить конкретные примеры из жизни.

Обратите внимание! Главной целью в обучении дошкольников решению арифметических задач является знакомство с основными арифметическими действиями. Также дети учатся рассуждать, выполнять логические операции, анализировать их, выделять известное и неизвестное и, как следствие, лучше понимать структуру задачи

Обучение дошкольников решению примеров формирует у них начальные представления о математике и способствует подготовке к школе.

Специфика обучению решения математических задач в 3 классе

Важной возрастной особенностью третьеклассника является активное развитие мыслительных процессов, что позволяет усваивать большие объемы информации и понимать сложные действия. Особенностями обучения решению арифметических заданий на данном этапе можно назвать следующие:

  • изменения поставленных вопросов в заданиях, которые требуют отличать простые и сложные головоломки и самостоятельно выбирать пути их решения;
  • поиск нескольких путей решения, демонстрация понимания различных действий, единиц измерения, необходимых для нахождения ответа;

  • использование сравнения в процессе решения заданий, который демонстрирует проведение анализа условий текста задания;
  • определение ошибочности действий, позволяющее найти правильный путь к решению заданного;
  • построение предположений, гипотез для нахождения правильного ответа;
  • выбор ключевых слов и фраз для построения схемы решения;
  • переход к самостоятельному разбору заданий разной сложности.

Полезно знать!Важно также учить детей самостоятельно придумывать математические задачи, чтобы развивать их логическое мышление и способность формулировать задания

Почему у ребенка возникают проблемы при решении типовых задач?

Итак, в начальной школе уже были сформированы основные УУД и решено огромное количество типовых задач. Почему же вдруг в пятом классе ученик не всегда может справиться с, казалось бы, такими знакомыми заданиями? Причины затруднений с типовыми задачами бывают разные:

  1. Стресс. Переход от одного классного руководителя к другому, обилие новых лиц может выбить ребенка из колеи, ввести в ступор. В результате затрудняется процесс учебной деятельности и, в частности, возникают трудности в решение задач по математике.
  2. Высокая нагрузка. В пятом классе появляется много учебных предметов сложных, незнакомых ребенку. Учиться становится нелегко, занятия отнимают много сил. Перегруженному мозгу ничего не остается, как блокировать лишнюю информацию – например, алгоритм решения задач по математике.
  3. Недостаточно хорошо сформированные УУД. Бывает, ребенку по той или иной причине просто не хватает базовых инструментов, чтобы решить задачу. Наша миссия в таком случае – помочь ему восполнить пробелы.
  4. Недостаточно практики применения УУД. В начале нового учебного года пятиклассник еще не может свободно оперировать сформированными умениями. Он только учится это делать, а в процессе обучения, конечно, не обходится без ошибок и затруднений. Задача педагогов и родителей – помочь ему научиться применять имеющиеся навыки.

Что такое ФЭМП в ДОУ

Математическая подготовка дошкольника включает в себя несколько различных областей НОД

Здесь важно освоить определенный начальный объем знаний, получить базовые представления о числах, пространстве и времени. Однако не менее важна выработка способности грамотно мыслить, самостоятельно решать поставленные задачи

В этом возрасте возможно сформировать начальные представления о различных математических объектах.

Изучение цифр

Достичь этих целей можно только при том условии, что теория и методика математического развития детей дошкольного возраста организована рациональным образом. Математическое развитие выражается в формировании у детей правильных представлений о математических объектах, умения последовательно размышлять. Занятия должны строиться с учетом требований ФГОС.

Многие педагоги в своих трудах отмечали, что период жизни дошкольника представляет собой оптимальное время для того, что развивает математика, что создаст основы для дальнейшего развития ребенка.

В этом возрасте у человека преобладает образное мышление. Однако ребенок способен не только улавливать различные внешние связи объектов, но и находить общие связи и закономерности. Принято считать, что ребенку важнее на занятиях по ФЭМП дать основу для понимания и познания жизни, а не просто снабдить его определенной суммой знаний.

Обратите внимание! Известные педагоги занимаются дошкольным образованием детей. Один из наиболее известных — Колесникова, написавшая несколько пособий о том, как эффективно давать детям математические знания

Зачем решать типовые задачи?

Знакомясь с типовыми задачами, отрабатывая единый алгоритм их решения, ребенок учится совершать шаги, которые называют универсальными учебными действиями (УУД): умение поставить задачу, выбрать способы решения, проанализировать полученные результаты и т. д

Эти действия впоследствии ребенок будет совершать не только на уроках математики, поэтому овладение ими чрезвычайно важно. Это и есть цель решения типовых задач

Процесс овладения УУД делится на 2 этапа: 1) формирование УУД; 2) применение УУД.

Первый этап обучающиеся проходят еще в начальной школе. Именно в это время в память закладываются базовые навыки решения задач. Начиная с 5 класса ребенок учится применять эти навыки для решения конкретной задачи. 

Задачи образовательные, воспитательные, развивающие в ДОУ по ФГОС

Постановка цели и задач организованной образовательной деятельности заключается в следующих принципах:

  • Цель одна;
  • Триединство задач: образовательная, развивающая и воспитательная направленность;
  • Образовательные задачи ориентированы на привлечение детей к творческому процессу, на организацию групповой и индивидуальной видов деятельности, на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме организованной образовательной деятельности;
  • Развивающие задачи по ФГОС в ДОУ ориентированы на усовершенствование навыков мышления, памяти, воображения, внимания;
  • Воспитательные задачи в ДОУ на занятиях ориентированы на способность понимать учебную задачу и самостоятельно ее исполнять;
  • Формулировка всех видов заданий обязательно должна начинаться с глагола, а также соответствовать программным задачам.

Каким должно быть занятие по математике для дошкольников

При работе с детьми младшего возраста методы обучения должны быть наглядно-действенными. Малыши лучше всего усваивают новое, наблюдая за действиями старших или делая самостоятельные попытки под его руководством.

Один из действенных приемов — это организация сюрпризных моментов, в которых имитируется появление игрушек или прихода сказочных гостей.

Хорошим подспорьем будет использование онлайн материалов.

Объяснение математических понятий лучше всего начинать со сравнения предметов, нахождения в них общих или отличительных признаков.

Поэтому важно правильно работать с дидактическим материалом. Важно понимать, что если ребенок терпит неудачу, то он быстро теряет интерес к занятию

Поэтому материал надо разбить на относительно небольшие части и давать ребенку простые и понятные объяснения каждого шага решения задачи.

Как правильно научить ребёнка решать задачи

Если ребёнок только начинает осваивать навык решения задач, приучите его придерживаться определённого алгоритма.   

1. Внимательно читаем условия  

Лучше вслух и несколько раз. После того как ребёнок прочитал задачу, задайте ему вопросы по тексту и убедитесь, что ему понятно, что вычислять нужно количество грибов, а не огурцов. Старайтесь не нервничать, если ребёнок упустил что-то из вида. Дайте ему разобраться самостоятельно. Если в условиях упоминаются неизвестные ребёнку реалии — объясните, о чём идёт речь.

Особую сложность представляют задачи с косвенным вопросом, например:

«Один динозавр съел 16 деревьев, это на 3 меньше, чем съел второй динозавр. Сколько деревьев съел второй динозавр?». Невнимательно прочитав условия, ребёнок посчитает 16−3, и получит неправильный ответ, ведь эта задача на самом деле требует не вычитания, а сложения.        

2. Делаем описание задачи

В решении некоторых задач поможет представление данных в виде схемы, графика или рисунка. Чем ярче сложится образ, тем проще будет его осмыслить. Наглядная запись позволит ребёнку не только быстро разобраться в условиях задачи, но и поможет увидеть связь между ними. Часто план решения возникает уже на этом этапе. 

Ребёнок должен чётко понимать значения словесных формул и знать, какие математические действия им соответствуют.  


Формы краткой записи условий задач / shkola4nm.ru‍

3. Выбор способа решения

Наглядно записанное условие должно подтолкнуть ребёнка к нахождению решения. Если этого не произошло, попробуйте задать наводящие вопросы, проиллюстрировать задачу при помощи окружающих предметов или разыграть сценку. Если один из способов объяснения не сработал — придумайте другой. Многократное повторение одного и того же вопроса неэффективно. 

Все, даже самые сложные, математические задачи сводятся к принципу «из двух известных получаем неизвестное». Но для нахождения этой пары чисел часто требуется выполнить несколько действий, то есть разложить задачу на несколько более простых. 

Ребёнок должен знать способы получения неизвестных данных из двух известных:

  • слагаемое = сумма − слагаемое
  • вычитаемое = уменьшаемое − разность
  • уменьшаемое = вычитаемое + разность
  • множитель = произведение ÷ множитель
  • делитель = делимое ÷ частное
  • делимое = делитель × частное

После того как план действий найден, подробно запишите решение. Оно должно отражать всю последовательность действий — так ребёнок сможет запомнить принцип и пользоваться им в дальнейшем. 

4. Формулировка ответа

Ответ должен быть полным и точным. Это не просто формальность: обдумывая ответ, ребёнок привыкает серьёзно относиться к результатам своего труда. А главное — из описания должна быть понятна логика решения.


Задание из базового курса алгебры домашней онлайн-школы «Фоксфорда», 7 класс‍

Одна из самых распространённых ошибок — представление в ответе не тех данных, о которых спрашивалось изначально. Если такая проблема возникает, нужно вернуться к первому пункту.   

5. Закрепление результата

Не стоит думать, что выполнив задание один раз, ребёнок сразу научится решать задачи. Полученный результат нужно зафиксировать. Для этого подумайте над решённой задачей ещё немного: предложите ребёнку поискать другой способ решения или спросите, как изменится ответ при изменении того или иного параметра в условии.

Важно, чтобы у ребёнка сложился чёткий алгоритм рассуждений и действий в каждом из вариантов. 

В нашей онлайн-школе, помимо уроков, ученики могут закреплять  свои знания на консультациях в формате открытых часов, где учителя разбирают темы, вызвавшие затруднения, показывают необычные задачи и различные способы их решения. 

<<Форма курс 5-11>>

Составление и решение математических заданий в детском саду

Во время математического развития детей дошкольного возраста особое значение играет составление и решение математических задач. В детском саду для подготовки к обучению в начальной школе осуществляется предварительная работа по формированию у ребенка навыков к вычислению при сложении и вычитании.

В школе обучение вычислению проводят с помощью решения примеров и арифметических задач. В дошкольных учреждениях детей знакомят с простейшими арифметическими задачами на основе простых. В них включаются связи между данными числами и между данными и искомыми. Они являются определяющим фактором при выборе конкретного математического действия. Когда ребенок умеет устанавливать данные связи, он начинает понимать смысл таких понятий, как «вычитание», «сложение», «получается», «остается».

Важно! Когда дети решают математические задания, у них совершенствуется знания в проведении анализа и синтеза, они учатся умению выделять главное в тексте и отбрасывать все ненужное. Это помогает ребенку учиться рассуждать, доказывать, объяснять свои действия

Он начинает понимать, что нужно прибавить, а что вычесть.

Главное, чтобы содержание задачи соответствовало реальной жизни. Это способствует воспитанию вдумчивого отношения к фактам, учит их анализировать и помогает усваивать логические связи. Когда дети работают над решением, у них формируется дисциплинированное поведение.

Задачи, которые используются в работе с дошкольниками, можно разделить на несколько групп:

  • простые, при решении которых усваивается основой смысл арифметического действия. В них нужно найти сумму двух чисел или остаток.
  • при решении которых необходимо понять связь между компонентами и результатами. Они требуют найти неизвестный компонент;
  • связанные с понятием разностных отношений: увеличить число на несколько единиц; уменьшить число на несколько единиц.

В зависимости от применения наглядного материала задачи подразделяются на:

  • задачи-драматизации. Они отражают жизнь детей, то есть то, что они обычно делают. Особой ценностью обладают данный вид на начальных этапах. У детей формируются навыки составления задач про самих себя, умение рассказывать о действиях друг друга;
  • задачи-иллюстрации с картинками и игрушками. Они развивают воображение, стимулируют умения самостоятельного составления задач.

Помимо этого, в течение года воспитатель проводит с ребятами развивающие занятия. Они посвящены рисованию в тетрадях в клеточку. Дети обводят клетки, пишут графические диктанты, рисуют разные фигуры.

Графический диктант

Цели обучения малыша решению задач

Решать математические задания полезно для развития у дошкольников сообразительности и логического мышления

Во время работы формируются умения анализировать, соединять, уточнять, акцентировать внимание на главном и исключать второстепенное

Обратите внимание! Главным видом математической деятельности в первом классе является обучение вычитанию и сложению

Очень важно провести в детском саду своевременную подготовку и помочь освоить вычисление, составляя и решая арифметические задачи. Благодаря этой работе дети учатся понимать смысл арифметических действий и сознательно к ним прибегать

Благодаря этой работе дети учатся понимать смысл арифметических действий и сознательно к ним прибегать

Очень важно провести в детском саду своевременную подготовку и помочь освоить вычисление, составляя и решая арифметические задачи. Благодаря этой работе дети учатся понимать смысл арифметических действий и сознательно к ним прибегать

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий