Решение математических заданий с дошкольниками

Математические примеры – Счет в пределах 10 на скорость:

Примеры нужно решать на скорость. Каждый лист поделен на 2 части – правая и левая половины. Для каждой части внизу даны пустые клетки, в которых нужно вписать время, за которое ребенок решил все примеры этой половины листа. Справа от клеток вы увидите оценку результатов ребенка. Если ребенок затратил на выполнение задания более 4 минут, то его оценка – грустный смайлик, если он успел правильно решить примеры менее, чем за 4 минуты – улыбающийся смайлик. Ну а если он справился менее, чем за 3 минуты – смайлик очень радостный – это высшая оценка!

Математические примеры – Счет в пределах 10 в количестве 8 страниц (то есть 16 заданий), находятся во вложениях внизу страницы.

Дети любят раскрашивать и обводить, поэтому данные задания сделают ваши занятия по обучению счету максимально эффективными.

Считаем до 20 с помощью веселых игровых заданий для распечатки! Все, что вам нужно – это выбрать любой набор задачек в картинках, скачать их во вложениях и распечатать на принтере. 

Здесь мы подготовили для вас устный счет в пределах 10 в виде математических заданий в картинках. Данные задания формируют у детей навыки счета и способствуют более эффективному обучению простых математических действий.

Чтобы дети могли быстро и с интересом освоить счет в пределах 10, мы подготовили для вас веселые раскраски с заданиями. Каждое задание содержит в себе картинки для раскрашивания – это стимулирует ребенка правильно выполнить задание.

В этих интересных заданиях дети узнают, что такое порядковый счет до 10. А те, кто уже знакомы с этим понятием, могут показать свои знания с помощью данного упражнения.

Здесь мы выложили для вас счет до 5 – картинки с математическими заданиями для малышей, благодаря которым ваши дети потренируют не только свои навыки счета, но и умение читать, писать, различать геометрические фигуры, рисовать и раскрашивать. 

Здесь вы можете скачать прописи цифры, распечатать их на принтере и использовать в домашнем обучении для подготовки детей к школе

В этой игре малыш должен посчитать количество предметов на игровом экране и нажать на соответствующее число. После этого он увидит и услышит порядковый счет до данного числа.

Здесь ребенку нужно быть внимательным, чтобы найти все спрятанные числа на картинке. В игре также используется порядковый счет.

В этой игре ребенку необходимо выбрать среди предложенных чисел самое большое или самое маленькое. После правильного ответа он услышит порядковый счет до этого числа.

Представляем вашему вниманию еще одну развивающую математическую игру “Сложение и вычитание до 10” для детей раннего возраста от Лисенка Бибуши, в которой малыш сможет решить восемь новых задачек на счет до 10.

Математическая онлайн игра “Задачи-примеры для малышей в картинках” состоит из восьми задачек и подойдет детям, которые учатся считать до 10. В трех уровнях игры ребенок будет решать задачи на вычитание, а в пяти – складывать заданные предметы. 

Задачи образовательные, воспитательные, развивающие в ДОУ по ФГОС

Постановка цели и задач организованной образовательной деятельности заключается в следующих принципах:

  • Цель одна;
  • Триединство задач: образовательная, развивающая и воспитательная направленность;
  • Образовательные задачи ориентированы на привлечение детей к творческому процессу, на организацию групповой и индивидуальной видов деятельности, на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме организованной образовательной деятельности;
  • Развивающие задачи по ФГОС в ДОУ ориентированы на усовершенствование навыков мышления, памяти, воображения, внимания;
  • Воспитательные задачи в ДОУ на занятиях ориентированы на способность понимать учебную задачу и самостоятельно ее исполнять;
  • Формулировка всех видов заданий обязательно должна начинаться с глагола, а также соответствовать программным задачам.

Со скольки лет знакомить дошкольника с математикой

Когда ребенок развивается, он получает от взрослых готовые знания, которые он старательно усваивает

Однако важно воспитать в нем интерес к самому процессу мышления, к познанию, к стремлению самостоятельно получать ответ на возникающие у него вопросы

Дети учатся

На практике знакомство с тем, что такое величина или форма у детей начинается с самого раннего возраста. На первых порах ребёнку интуитивно понятно, что один предмет больше другого по величине или то, что два других похожи между собой по форме.

Постепенно малыш учится ориентироваться в пространстве, учитывать в своей жизни форму и величину предметов. При обучении дошкольников большое значение имеет воспитание интереса у малыша к математике.

Важно! Необходимо подкреплять получение сведений, решения задач постоянными наблюдениями окружающего мира и выделением свойств, относящихся к числам, форме или величине. При этом очень важно участие родителей в процессе обучения дошкольников

Общаясь с детьми важно обращать их внимание на количество предметов или их размеры, учить определять сходство или различие между предметами

Например, разговаривая с детьми младшего дошкольного возраста, можно задавать им следующие вопросы:

Купив домой фрукты, можно спросить малыша о том, чего больше, яблок или груш. Если он испытывает затруднения при ответе, можно показать, как это можно сделать без использования счета

Для этого достаточно расположить их парами и сделать подсчёт при ребёнке.
Накрывая на стол, можно спросить у малыша о том, сколько чашек нужно поставить на стол, перечислив людей, которые должны будут сидеть за столом.
Нужно обращать внимание детей на форму предметов в окружающем мире. Например, указать на то, что тарелки круглые, а кубики квадратные, или привести другие примеры.
У ребенка можно спросить о том, чего у него по два и показать это

Ответом будет указание на руки, ноги или уши, глаза.
Когда хозяйка варит суп, она может спросить стоящего рядом малыша о том, сколько и каких продуктов она положила в кастрюлю, какую форму имели куски овощей.

Ребенка нужно с самого раннего возраста обучать ориентированию в пространстве и времени. Например, во время прогулки можно обращаться к нему с вопросом, о том, что расположено слева или справа.

Надо не только сказать ему о том, какой сейчас день недели, но и спросить, как называется предыдущий или последующий.

Дети изучают цифры

Понимание основных математических величин и отношений на самом простом уровне, воспитание интереса к математической сфере — это основа для математического образования в более старшем возрасте.

Когда возникает вопрос о том, когда начинать освоение этой сферы знаний, то ответ — практическое освоение начинается почти с самого рождения ребенка. Сначала его интерес привлекают к определенным особенностям окружающего мира, постепенно вовлекают в разговоры или игры на такие темы. По мере вырастания, у малыша начинают образовываться абстрактные понятия чисел, отношений и фигур, которые в 7 лет и старше станут базой для освоения математических знаний.

Когда можно начинать решать задачи по математике с дошкольником

Ребенок использует математические навыки на протяжении всей своей жизни. Раннее изучение математики не означает, что нужно браться за учебники вместо игры. Еще до того, как они пойдут в школу, большинство детей развивают умения складывать и вычитать посредством повседневных взаимодействий. Например, когда мы кладем печенье в банку, сумма увеличивается (сложение); когда мы вынимаем печенье из банки, сумма уменьшается (вычитание).

Дети сортируют предметы по цвету

Вся наша жизнь пронизана математикой и маленькому ребенку будет гораздо проще, если он начнет как можно раньше с ней знакомиться. Исследования педагогов и психологов показали, что мозг детей уже в два года способен решать простейшие задания по математике.

Изучение математических основ в детском саду начинается в младшей группе, где у малышей формируют элементарные представления об этом предмете. Например, детям предлагают задания на подбор и объединение различных предметов по общему признаку.

Цели обучения малыша решению задач

Решать математические задания полезно для развития у дошкольников сообразительности и логического мышления

Во время работы формируются умения анализировать, соединять, уточнять, акцентировать внимание на главном и исключать второстепенное

Обратите внимание! Главным видом математической деятельности в первом классе является обучение вычитанию и сложению

Очень важно провести в детском саду своевременную подготовку и помочь освоить вычисление, составляя и решая арифметические задачи. Благодаря этой работе дети учатся понимать смысл арифметических действий и сознательно к ним прибегать

Благодаря этой работе дети учатся понимать смысл арифметических действий и сознательно к ним прибегать

Очень важно провести в детском саду своевременную подготовку и помочь освоить вычисление, составляя и решая арифметические задачи. Благодаря этой работе дети учатся понимать смысл арифметических действий и сознательно к ним прибегать

Знакомство ребенка с математикой

Знакомство ребенка с математикой лучше начинать еще в дошкольном возрасте (с 4-5 лет). Такой подход облегчит дальнейшее обучение и будет способствовать общему развитию

В таком возрасте у детей важно развивать усидчивость, внимание и способность концентрировать его на одном процессе

Начинать нужно с 5 минут, постепенно увеличивая длительность занятий. Ребенка увлечет этот процесс, и он будет заинтересован в достижении высоких результатов. Наши примеры являются хорошими помощниками для сознательных родителей.

Учим порядок цифр от 1 до 10 и от 10 до 1

Очень важно для каждого ребенка запомнить порядок цифр, чтобы не путать напишите все цифры на разных листах бумаги, цифры должны быть большие и яркие. Расположите все цифры от одного до десяти и покажите правильный порядок цифр ребенку

Больше говорите и повторяйте, какая цифра идет за какой, чтобы ребенок хорошо запомнил и ориентировался в цифрах

Расположите все цифры от одного до десяти и покажите правильный порядок цифр ребенку. Больше говорите и повторяйте, какая цифра идет за какой, чтобы ребенок хорошо запомнил и ориентировался в цифрах.

Когда ребенок хорошо усвоит порядок цифр от одного до десяти можно рассказать ему об обратном порядке цифр от десяти до одного.

Покажите ребенку обратный порядок цифр от десяти до одного.

Как правильно научить ребёнка решать задачи

Если ребёнок только начинает осваивать навык решения задач, приучите его придерживаться определённого алгоритма.   

1. Внимательно читаем условия  

Лучше вслух и несколько раз. После того как ребёнок прочитал задачу, задайте ему вопросы по тексту и убедитесь, что ему понятно, что вычислять нужно количество грибов, а не огурцов. Старайтесь не нервничать, если ребёнок упустил что-то из вида. Дайте ему разобраться самостоятельно. Если в условиях упоминаются неизвестные ребёнку реалии — объясните, о чём идёт речь.

Особую сложность представляют задачи с косвенным вопросом, например:

«Один динозавр съел 16 деревьев, это на 3 меньше, чем съел второй динозавр. Сколько деревьев съел второй динозавр?». Невнимательно прочитав условия, ребёнок посчитает 16−3, и получит неправильный ответ, ведь эта задача на самом деле требует не вычитания, а сложения.        

2. Делаем описание задачи

В решении некоторых задач поможет представление данных в виде схемы, графика или рисунка. Чем ярче сложится образ, тем проще будет его осмыслить. Наглядная запись позволит ребёнку не только быстро разобраться в условиях задачи, но и поможет увидеть связь между ними. Часто план решения возникает уже на этом этапе. 

Ребёнок должен чётко понимать значения словесных формул и знать, какие математические действия им соответствуют.  

Формы краткой записи условий задач / shkola4nm.ru‍

3. Выбор способа решения

Наглядно записанное условие должно подтолкнуть ребёнка к нахождению решения. Если этого не произошло, попробуйте задать наводящие вопросы, проиллюстрировать задачу при помощи окружающих предметов или разыграть сценку. Если один из способов объяснения не сработал — придумайте другой. Многократное повторение одного и того же вопроса неэффективно. 

Все, даже самые сложные, математические задачи сводятся к принципу «из двух известных получаем неизвестное». Но для нахождения этой пары чисел часто требуется выполнить несколько действий, то есть разложить задачу на несколько более простых. 

Ребёнок должен знать способы получения неизвестных данных из двух известных:

  • слагаемое = сумма − слагаемое
  • вычитаемое = уменьшаемое − разность
  • уменьшаемое = вычитаемое + разность
  • множитель = произведение ÷ множитель
  • делитель = делимое ÷ частное
  • делимое = делитель × частное

После того как план действий найден, подробно запишите решение. Оно должно отражать всю последовательность действий — так ребёнок сможет запомнить принцип и пользоваться им в дальнейшем. 

4. Формулировка ответа

Ответ должен быть полным и точным. Это не просто формальность: обдумывая ответ, ребёнок привыкает серьёзно относиться к результатам своего труда. А главное — из описания должна быть понятна логика решения.

Задание из базового курса алгебры домашней онлайн-школы «Фоксфорда», 7 класс‍

Одна из самых распространённых ошибок — представление в ответе не тех данных, о которых спрашивалось изначально. Если такая проблема возникает, нужно вернуться к первому пункту.   

5. Закрепление результата

Не стоит думать, что выполнив задание один раз, ребёнок сразу научится решать задачи. Полученный результат нужно зафиксировать. Для этого подумайте над решённой задачей ещё немного: предложите ребёнку поискать другой способ решения или спросите, как изменится ответ при изменении того или иного параметра в условии.

Важно, чтобы у ребёнка сложился чёткий алгоритм рассуждений и действий в каждом из вариантов. 

В нашей онлайн-школе, помимо уроков, ученики могут закреплять  свои знания на консультациях в формате открытых часов, где учителя разбирают темы, вызвавшие затруднения, показывают необычные задачи и различные способы их решения. 

<<Форма курс 5-11>>

Нормы знаний дошкольников по математике

Нормы требований к математическим знаниям и умениям детей дошкольного возраста таковы:

Для детей 4-5 лет

  • выполнять задания по математике в течение 5-10 минут не отвлекаясь,
  • классифицировать предметы, в т.ч. геометрические фигуры,
  • узнавать и называть основные геометрические фигуры, плоские и объемные (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), понимать их отличия,
  • знать все цифры от 0 до 9, считать предметы в пределах 5, соотносить количество предметов с нужной цифрой,
  • сравнивать 2 группы предметов, путем составления пар,
  • понимать определения больше – меньше, поровну, высокий, низкий, узкий, широкий,
  • уметь раскладывать предметы в возрастающем порядке по длине, высоте и т.д.

Для детей 5-6 лет

  • выполнять задания в течение 10-15 минут не отвлекаясь,
  • выполнять самостоятельно задания по образцу,
  • уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части
  • ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, середине), выполнять простые графические диктанты,
  • знать все цифры от 0 до 9, считать предметы в пределах 10, соотносить количество предметов с нужной цифрой,
  • пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»,
  • уметь раскладывать до 10 предметов в возрастающем порядке по длине, высоте, длине, толщине и т.д.

Для детей 6-7 лет

выполнять задания по математике и другим предметам в течение 30 минут не отвлекаясь, внимание становится произвольным,
раскладывать картинки с развивающимся сюжетом (что сначала, что потом).
соотносить цифры (0-9) с количеством предметов
различать и называть части суток, дни недели, месяцы, времена года по порядку,
определять время по часам с точностью до 1 часа,
ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, середине), выполнять графические диктанты,
находить лишний предмет в группе,
решать головоломки, логические задачи,
уметь раскладывать предметы в возрастающем порядке по длине, высоте, длине, толщине и т.д., измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры
решать задачи на сложение и вычитание в одно действие в пределах 1 десятка.

Интересные и развивающие математические задачи

У дошкольников формируются основные знания, необходимые им для последующего обучения в школе. Часто возникает вопрос: как научить ребенка решать задачи по математике перед поступлением в 1 класс. Есть несколько основных приемов, которые позволят детям легко решать математические задания:

  1. Внимательно прочитать условие и выделить несколько этапов: условие, вопрос, решение, ответ.
  2. Составить план-схему для нахождения неизвестного. Маленьким детям проще использовать рисунки и схемы, примеры из жизни.
  3. Сделать акцент на вопросе задания: что именно нужно найти и что уже известно.
  4. Для успешного освоения арифметических действий приучите ребенка постоянно практиковать навык решения задач.

Схемы решения задач

Математика – сложная наука, она может привести к некоторым трудностям в период обучения в школе

Не каждый ребенок характеризуется математическим складом ума, и очень важно в период подготовки детей к школе развить интерес к этому предмету и заложить базовые математические представления

Для занятий с дошкольниками предпочтительнее использовать интересные и развивающие задания, способные пробудить тягу к предмету.

Задания для малышей по математике

Счет до 5. Детям раздаются карточки с изображением предметов и последовательностью чисел от 1 до 5. Необходимо посчитать, например, птиц и обвести получившееся число в кружок.

Птицы и последовательность чисел от 1 до 5

Закрашиваем клетки. Детям предлагаются карточки с заданием. На них изображены клеточки и указано количество, которое необходимо закрасить. Например, изображено пять клеток, а требуется закрасить три.

Количественное сравнение предметов. На карточках изображены предметы, например, чашки. Справа три, а слева одна. В задании просят указать, где больше чашек.

Задания по математике для старшей группы

Задание на сравнение. Детям раздаются листы с рисунками и соответствующие им числовые примеры. Они должны подобрать к каждой картинке правильный пример.

Складывание фигур. Детям в группе раздаются палочки и бланки с изображением предметов, к примеру, гриб, очки, качели и т.п. Ребенку необходимо собрать эти фигуры из палочек, ориентируясь на образец.

Изображение предметов для складывания палочками

Посчитай фигуры. На бланке изображены геометрические фигуры и детям предлагается сосчитать, сколько на картинке квадратов, треугольников или иных фигур, из которых состоит предложенное задание.

Геометрические фигуры для счета

Обучающие задачи в детском саду по ФГОС

Обучающие задания для детей по математике направлены на актуализацию знаний и самостоятельное закрепление изученного материала.

Отлично подойдут детские задачки по математике:

Сложи игрушки. Дети должны сложить определенное количество игрушек, которое назвал воспитатель. Таким образом тренируются навыки предметного счета, развивается способность сохранять в памяти нужное число и находить к нему требуемое количество предметов.

Определи фигуру. Малышам раздается наглядный печатный материал с изображением различных фигур разных цветов. Воспитатель называет фигуру и просит детей обвести ее пальчиком и произнести название.

Образовательные задачи в детском саду по ФГОС также направлены на закрепление ранее изученного материала. Например, закрепление состава чисел.

Состав чисел

Методический материал по математике в ДОУ

Самое важное в обучении детей объяснить им отличия между задачей и повестью. Нужно отработать основные признаки задачи: выделить характер и смысл вопроса, важность существования как минимум двух чисел в условии

Обратите внимание! Сделать упор на значимость чисел и вопроса в задаче можно, прочитав детям рассказ аналогичный задаче и отметив в тексте рассказа его основные отличия от задачи. Еще один важный момент – научить различать задачи и загадки

Для этого следует выбрать загадку, в которой есть числа. К примеру: «Семь ребят по лесенке, заиграли песенки». «Что это: задача или загадка?» Дети отвечают, что загадка. Тогда воспитателю стоит возразить: «В тексте есть числа. Все-таки в загадке представлено описание нот и ее не нужно решать»

Еще один важный момент – научить различать задачи и загадки. Для этого следует выбрать загадку, в которой есть числа. К примеру: «Семь ребят по лесенке, заиграли песенки». «Что это: задача или загадка?» Дети отвечают, что загадка. Тогда воспитателю стоит возразить: «В тексте есть числа. Все-таки в загадке представлено описание нот и ее не нужно решать».

Для лучшего понимания смысла и типа вопроса можно использовать такой способ. Предложите детям самостоятельно составить задачу, например: «Сложили в ящик трех плюшевых зайчиков и двух мишек», задать не арифметический вопрос: «Какого цвета игрушки?». Дети должны заметить, что с таким вопросом задача не получилась, нужно предложить им сформулировать свои вопросы и отметить, что все они начинаются со слова сколько.

Также необходимо сделать акцент на необходимости числовых данных. Нужно прочитать детям текст: «Оля взяла со стола треугольники и круги. Сколько фигур взяла Оля?». Во время обсуждения опять выяснится, что текст не является задачей, так как не содержит числовые данные: сколько кругов и квадратов.

В свою очередь нужно объяснить детям важность наличия как минимум двух чисел в условии. Для этого специально пропускают одно из числовых данных: «У Нины в корзинке лежит семь пирожков с капустой и несколько с яблоком

Сколько всего пирожков у Нины?»

Дети должны прийти к заключению, что нет решения, потому что не известно, сколько пирожков с яблоком. Затем текст нужно изменить и прочитать его снова: «У Нины в корзинке лежит семь пирожков с капустой и три с яблоком. Сколько всего пирожков у Нины?». Дети лучше понимают необходимость наличия двух чисел в условии, если им приводить конкретные примеры из жизни.

Обратите внимание! Главной целью в обучении дошкольников решению арифметических задач является знакомство с основными арифметическими действиями. Также дети учатся рассуждать, выполнять логические операции, анализировать их, выделять известное и неизвестное и, как следствие, лучше понимать структуру задачи

Обучение дошкольников решению примеров формирует у них начальные представления о математике и способствует подготовке к школе.

Что поможет ребёнку решать задачи

В заключение расскажем о том, как сделать процесс решения задач проще и интереснее:

  • Для того чтобы решать задачи, необходимо уметь считать. Следует выучить с ребёнком таблицу умножения, освоить примеры с дробями и простые уравнения.
  • Чтобы решение задач не превратилось для ребёнка в рутину, проявите фантазию. Меняйте текст задания в соответствии с интересами ребёнка. Например, решать задачи на движение будет куда интереснее, если заменить банальные поезда трансформерами, летящими навстречу друг другу в эпической схватке. 
  • Дети с развитой логикой учатся решать задачи быстрее. Советуем разбавлять чисто математические задания логическими. Задачи «с подвохом» избавят ребёнка от шаблонного мышления, а задания с большим количеством лишних данных научат выделять главное из большого количества условий.   

<<Блок перелинковки>>

После того как ребёнок решит достаточно задач одного типа, предложите ему самому придумать задачу. Это позволит ему не только закрепить материал, но и проявить творческие способности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий