Развитие логического мышления у школьников начальных классов
Даже в первом классе, где и так образовательная программа нацелена на общее развитие ребенка, не стоит откладывать в дальний угол упражнения и практические задания на развитие логики.
Продолжите занятия и внесите в их рацион новые упражнения:
- Соединяем не соединяемое — для развития креативного, творческого, быстрого мышления, к примеру, соедини курицу и столб (ходит вокруг столба, врезалась в столб, столб упал на курицу).
- Слово-разбиватели – в длинном слове найти много коротких ( выключатель – вы, ключ, ель, чат).
- Ребусы – с цифрами, буквами, картинками.
- Анаграммы – переставьте буквы или звуки, а также слова так, чтобы изменился смысл, к примеру, «карета» улетела к звездам, переставляем буквы – «ракета» улетела к звездам.
- Логические задачки – к примеру, «Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой. Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?».
- Спичечные головоломки, можно заменить счетными палочками – задания типа — сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника, и з семи палочек — два одинаковых квадрата.
- Правда и ложь – определение ложности или правдивости высказывания для картинок с фигурами, цифрами, животными, растениями, к примеру, поместить на картинку кошку, лису и белку и задать вопросы: эти животные хищники, это домашние животные, они могут лазать по деревьям, у всех есть мех.
- Инструкция – придумать инструкцию к любому предмету, к примеру, инструкцию по использованию расчески.
- Составляем рассказ — по картинке, на заданную тему, по ключевым словам.
- Наведем порядок – расставлять правильно слова в известных пословицах, поговорках, цитатах из сказок или стихов, к примеру, «вытащишь, не, труда, из, рыбку, пруда, без» — что за пословица?
В начальных классах (1-3) надо продолжать развитие логического мышления у ребенка и закреплять полученные навыки. Эти игры помогут стимуляции мозга ребенка для дальнейшего развития.
В какие игры можно играть всей семьей, показаны на видео:
Развитие логического мышления у дошкольников
Дошкольное детство пролетает мгновенно, каких-то 7 лет
Способствует тому и расширение круга собеседников. Если раньше это была только мама, папа, бабушка, то чуть позже – к этому кругу примыкают сверстники во дворе или в детском образовательном учреждении. Известно, что чем больше круг общения, тем быстрее и качественнее формируются навыки, качества, способности, умения ребенка.
При правильном подходе в первую очередь у дошкольников формируются личностные качества:
- инициативность;
- настойчивость;
- общительность;
- организованность.
Важно! Родителям не следует с пеленок начинать развивать в ребенке логическое мышление или торопить его развитие. Все должно проходить естественным путем – от созерцания и рассказа мамы, к совместному анализу и рассуждениям.. В раннем возрасте целесообразно сделать акцент на совершенствование наглядно-действенного мышления, чуть позже — на наглядно-образное мышление
Это станет первыми ступенями у дошколят к формированию логики в разных ее формах: суждений, понятий, умозаключений
В раннем возрасте целесообразно сделать акцент на совершенствование наглядно-действенного мышления, чуть позже — на наглядно-образное мышление. Это станет первыми ступенями у дошколят к формированию логики в разных ее формах: суждений, понятий, умозаключений.
Правила развития
Логика начинает свое формирование у старших дошколят
Логическое мышление как составная психики ребенка основывается на других формах проявления психики:
Речевые навыки и способности.
Внимание.
Память.
Мышление.
Важно! Тесная взаимосвязь всех этих психических процессов и их гармоничное взаимодействие смогут создать прочный фундамент для развития логического мышления.
Логика как высшая форма развития мышления опирается на ряд факторов:
- общий уровень знаний ребенка;
- взаимодействие с окружающей средой;
- уровень знаний о действительности;
- на интеллект ребенка;
- развитость речи.
Подход к каждому ребенку при развитии должен быть строго индивидуальным, в соответствии с возрастом и психикой ребенка. Развить логическое мышление у ребенка можно только в процессе постепенной и последовательной работы.
Тренировки логических операций: понятий, суждений, умозаключений, открытых занятий должны начинаться с младшего дошкольного возраста, как только у ребенка появится определенный опыт и адаптация к окружающей жизни и развитая речь.
Особенности детей от 2-4 лет
Детям в этом возрасте свойственен основной вид мышления — наглядно-действенный
Также «все тащить в рот» — это привилегия ребят данного возраста, ведь очень интересно попробовать его на вкус. В два года ребенок не запоминает полученный опыт, поэтому невкусные предметы он может тянуть в рот повторно. Но уже в три года развитие памяти и внимания позволяют сохранить в памяти полученный опыт. К примеру, не тащить повторно в рот кислый лимон.
Главное в этом возрасте
На что стоит уделить особое внимание, как средство развития логического мышления у детей в 2-4 года:
- давать возможность детям экспериментировать с предметами разного характера (вода, песок, игрушки, растения);
- рассказывать малышу о предметах, давая их точные характеристики по цвету, запаху, форме, функционалу;
- спрашивать у ребенка, какой формы предмет, что с ним происходит, каковы его характеристики – это будет способствовать развитию речевых навыков малыша;
- формировать навыки первоначальных логических операций, таких как классификация или группировке (выделить и собрать предметы, схожие по одному признаку, к примеру, кубики), сериации (собирать предметы по размерам – на убывание или возрастание — пирамидки, матрешки, кольца), синтезу (сбор частей в целое — конструктор, лего, мозаики).
Задача родителей и педагогов раннего развития – создать благоприятные условия для богатой предметно-развивающей среды, приобретая яркие, разноплановые, интересные предметы, как игрушки, так и предметы окружающей среды (вода, песок, растения). Периодически менять предметы.
Практические задания
В три года в большинстве своем детей интересуют логические операции по установлению взаимодействий между двумя предметами. Для этого подойдут игры по поиску пары игрушке, такие как «Кто чей ребенок», « у кого какая пара», «Найди детёныша».
Важно! Лучше применять маленькие игрушки и предметы, чтобы развить моторику ребенка.
В игровой форме стоит предложить ребенку не просто однотипные предметы, а разноплановые, к примеру, куколок и мебель и постараться сгруппировать предметы по назначению. Малыши с удовольствием расставляют мебель, посуду, надевают одежду на кукол, ставят детенышей рядом со взрослым представителем животного.
Чтобы игры стали более эффективными и максимально способствовали развитию логического мышления у ребят, целесообразно применять следующие приемы:
- показать и рассказать все о предмете;
- поиграть с предметами;
- попросить ребенка выполнить ту или иную задачу по расстановке предметов, по классификации, так называемая экспериментальная деятельность.
В игровой форме при правильном педагогическом подходе дети не просто заинтересованы игрой, они получают большой практический опыт и знания свойств и характеристик предметов, что стимулирует развитие памяти и познавательную активность детей.
Как развивать логику и мышление у детей в раннем возрасте, смотрите на видео:
Логические операции
В структуру мышления входят операции, наличие которых у ребенка дошкольного возраста подразумевает полноценное психическое развитие. Операции бывают:
- Сравнение – операция, связанная с установлением сходных и отличительных признаков каких – либо предметов. В результате логической операции может появиться классификация;
- Анализ – психический процесс, связанный с разделением сложного предмета на отдельные составляющие его характеристики или части. Следующим этапом анализа становится сравнение;
- Синтез – логическая операция, которая объединяет разобщенные части в одно целое понятие, объект;
- Абстрагирование – мысленное отделение существенных свойств, связей, характеристик объекта от несущественных. Наличие способности к такой операции говорит о появлении у малыша абстрактно – логического мышления;
- Обобщение – операция появляется по мере накопления словарного запаса ребенка, связана с воображаемым объединением явлений, предметов, действий по значительным признакам;
- Классификация – операция мышления, при которой происходит осмысление порядка вещей, явлений, деление их по какому-либо признаку;
- Конкретизация – логическая операция, с помощью которой дошкольник использует замену слова на понятие с более конкретным значением.
Для семейного досуга
В любой семье должны выделяться часы для совместных игр, развлечений, занятий с детьми разного возраста (подростки 10-13 лет). Для родителей и бабушек-дедушек хорошо подойдут следующие игры с ребенком:
- Развивающие игры – любые настольные игры с правилами, мозаика, лабиринты, логические ловушки.
- Конструкторы — из металла, дерева, магнитов, пластмассы.
- Сделай сам – вырезать из бумаги фигурки, сделать аппликацию, сделать настольный домашний театр из фигурок.
Важно! Совместный досуг в семье – важный фактор для развития ребенка. И какой бы вы игрой ни занимались, приведет только к положительным результатам как психологически, так и в развитии логического мышления у малыша.
Виды мышления
Развитие мышления у ребенка зависит от возрастных особенностей. Это значит, что с взрослением непоседы усложняются психические процессы, происходящие в его головном мозге. Мышление бывает:
- Наглядно – действенное характерно для детей до 2 лет. Они стремятся к получению желаемого результата;
- Наглядно – образное свойственно дошкольникам до 7 лет. Усложняется процесс восприятия, появляется предвосхищение результатом;
- Словесно – логическое появляется в 6-6,5 лет в виде зачатков, которые требуют развития. Дошкольники способны найти ответ в решении сложной задачи в виде преобразования объекта (известные задания на перестановку одной палочки, чтобы в результате получилось нечто не похожее на исходный объект), определить последовательность взаимодействия предметов (например, при решении задачи на логику про козу, волка и капусту, которых необходимо на одной лодке переправить с одного берега на другой при определенных условиях).
Правила развития логики у дошкольников
Несмотря на то, что зачатки логики должным образом формируются только у старших дошколят, а в некоторых случаях в начале школьного обучения, более успешно процесс развития логического мышления будет проходить именно в игровой форме.
Для достижения определенных результатов по развитию логики у детей важно знать о необходимости хорошо развитой психики: мышления, внимания, памяти, речи. Поэтому все техники, методики будут направлены на взаимосвязь развития логического мышления и других психических процессов.
Взрослые должны понимать, что логика является высшей формой развития мышления, опирающегося на обширный уровень знаний об окружающей действительности, то есть интеллект
Все домашние занятия на логику у ребенка должны содержать разнообразный материал о предметах, явлениях, событиях мира, в котором живет ребенок.
Родителям нельзя забывать о том, что развить логическое мышление у ребенка можно только в процессе постепенной и последовательной работы. Тренировки логических операций: понятий, суждений, умозаключений, должны начинаться с младшего дошкольного возраста, как только у ребенка появится определенный опыт окружающей жизни и развитая речь.
Родителям для развития логического мышления ребенка
Дошкольник, который умеет пользоваться логическими операциями, обречен на успешное обучение, отсутствие проблем в познавательной сфере, так как интеллектуальный уровень поможет справиться с трудностями.
Если вы хотите помочь ребенку быть благополучным, советуем воспользоваться следующими развивающими заданиями. Они превратят ваше общение в веселую и полезную игру.
Чтобы начать занятия с ребенком, не обязательно иметь педагогическое образование.
Устные игры
Игры со словами – простые, доступные, не требующие особой подготовки, могут проводиться в любом удобном месте. Такие задания развивают кругозор, уточняют, обогащают словарный запас. Выбирайте те, которые учат находить аналогии, обобщать, классифицировать предметы и явления по группам, проводить логические связи.
- Придумать новую концовку для известной сказки;
- Сочинить историю, стихи сообща, то есть один начинает, другой по смыслу продолжает;
- Поиграть в «разгадалки»: родитель загадывает предмет, объект или явление и предлагает ребёнку отгадать его, используя вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»;
- Поиграть в «верю — не верю». Вы произносите утверждение, например, «Все собаки породистые» или «Груша – это дерево». Ребенок отвечает, верное ли данное предложение. Если ответы и решения спорные, тем лучше, есть возможность поразмыслить и прийти к ответу, рассуждая логически.
Игра “Ассоциации” (развиваем словесно – логическое мышление)
Задание: подобрать подходящее слово к указанному по определенному признаку, соответствующему тому, который присутствует в предыдущей паре, объяснить свой выбор.
Например, птица – гнездо, человек – ?. Птица живет в гнезде, значит, к слову “человек” подберем слово, обозначающее жилье, – “дом”.
- Глухой – песня, слепой – … (картина);
- Самолет – летчик, автобус – … (водитель);
- Лето – кепка, зима – … (шапка);
- Половник – кастрюля, ложка – … (бокал, стакан);
- Ложка – суп, вилка – … (салат, картофель, мясо, вермишель) и др.
Игра «Назови одним словом» (развиваем логические операции классификации, обобщения)
Задание: представленную группу слов необходимо назвать одним обобщающим словом, объяснить свое решение.
- Кисель, компот, чай, морс (напитки);
- Микроволновая печь, пылесос, фен, хлебопечка;
- Гнездо, дупло, нора, муравейник;
- Велосипед, самокат, самолет, мотоцикл;
- Пекарь, экскурсовод, швея, продавец и др.
Игры с использованием карточек, бумаги, ручки
Дошкольникам нравятся игры с использованием ярких картинок. Необходимо этим воспользоваться, применив не только карточки, но и ручку с бумагой. Предложенные идеи можно дополнить своими, усложнив или упростив по своему усмотрению.
- Используйте игры на сравнение и группировку предметов;
- Применяйте готовые головоломки со спичками;
- Составляйте связные рассказы по сюжетным картинкам. Полезно будет в начале предложить их ребенку в неправильной последовательности;
- Проходите лабиринты, спасая героев, разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге.
Настольные игры
Красочные коробки с наборами рисунков, правилами, фигурками привлекают не только дошкольников, но и их родителей. Вечер, проведенный в тесном семейном кругу, полезен как для общения с домашними, так и для развития маленького непоседы. Лото, морской бой, шахматы – классические игры, проверенные временем.
Это занятия, которые всегда будут актуальными, подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.
Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Рассмотрим несколько способов.
- Предлагайте дошкольнику узнать предметы с закрытыми глазами, на ощупь;
- Располагайте предметы по определенному алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру, форме;
- Изучайте с помощью домино и тримино счёт, сложение и вычитание.
alt: Правила игры “Тримино”
Что нужно знать о процессах логического мышления?
Психологи подчеркивают, что уровень развития интеллекта ребенка в целом характеризуется уровнем развития логического мышления
Поэтому взрослым следует уделить самое пристальное внимание формированию у ребенка мыслительных процессов, знаний о причинно-следственных связях, умений делать умозаключения. Чтобы понять, как правильно организовать домашние занятия, нужно познакомиться с основными вопросами: что такое логика? какие ее процессы требуют необходимого формирования? как развивать логическое мышление? Логика – это наука о формах, методах интеллектуальной деятельности, включающая следующие операции:
- Анализ. Представляет собой такую мыслительную операцию, когда при знакомстве с объектом идет разделение его на составные части. Дошколята получают эти умения сравнительно рано, при активном познании окружающего мира. Например, знакомя ребенка с новой игрушкой, взрослый подробно анализирует ее форму, цвет, размер, материал, назначение.
- Синтез. Взаимосвязан с анализом, так как после детального рассмотрения объекта необходимо подвести итог.
- С операциями сравнения, так же как и анализа, детей знакомят в младшем дошкольном возрасте, когда учат устанавливать сходства или различия между предметами.
- Обобщение (объединение объектов по их основным признакам). Необходимо для умственного развития, так как дает возможность овладеть приемом классификации.
- Абстракция. Одна из главных логических операций, представляет собой выделение существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных, что ведет к усвоению понятий. Абстрагирование доступно старшим дошкольникам, имеющим определенные знания об окружающем мире и опыт взаимодействия с ним.
Развивающие задания для дошкольников на логическое мышление
Если в младшем дошкольном возрасте ведущим является наглядно образное мышление, то старшие дети на пороге школьного обучения должны опираться на логику в своих умозаключениях
Также важно все свои решения обосновывать словесно. Поэтому данный вид мышления имеет еще одно название – вербальное
К эффективным приемам, развивающим словесно логическое мышление у старших дошкольников, относят дидактические игры и упражнения.
Игры на ассоциации
Словесные игры на выстраивание ассоциативного ряда с интересом воспринимаются дошкольниками, так как опираются на образы. Дети представляют, что стоит за предложенным понятием и придумывают слова, имеющие отношение к этому понятию.
1.Кто похвалит лучше всех. Детям предлагают придумать как можно больше характеристик для одного объекта. Можно придать соревновательный характер данной игре.
2.Определи хозяина. Называют детям один-два ярких признака, на основе которых они определяют целостный образ.
- хвост и ушки
- ручка
- колючки
- лист
- крышка
3.Свободные ассоциации. Инструкция: «Какой образ или признак ты вспоминаешь, когда слышишь это слово?». В игре могут принимать участие несколько человек. Первый называет любое слово, второй свою ассоциацию с ним, третий называет качество или понятие, ассоциирующееся с предыдущим словом. Иногда можно уточнять, почему именно эта ассоциация возникла у дошкольника.
Упражнения на логические рассуждения
1.Выполнение заданий с использованием наглядного материала. Детям предлагают картинки с изображениями, где им предстоит определить лишний объект, подобрать недостающий, или вставить пропущенную фигуру на свое место.
Дошкольник не только находит решение, но и поясняет свой выбор, вербализирует свои рассуждения.
2.Хитрое лото. Подготавливают два одинаковых набора картинок. Дети играют в паре, каждый участник получает свой набор.
Один из участников выбирает по своему усмотрению одну картинку и, не показывая ее, описывает изображение, выделяя основные признаки. Второй участник отгадывает, а затем предлагает свое описание другой картинки.
3.Отгадай-ка! Желательно участие четверых и более детей. Дошкольники образуют две подгруппы. Одна из них договаривается, какой объект загадать. Участники второй подгруппы, чтобы отгадать объект, задают вопросы, на которые можно отвечать только односложно – «да» или «нет».
Задача состоит не только в угадывании, но и в умении определять важные признаки. Получив отгадку, подгруппы меняются ролями.
Игры на развитие понятийного аппарата
1.Выручи инопланетянина. Дети очень любят эту игру, в которой предполагается, что они встретили жителя другой планеты, ничего не знающего о нашем мире. Как правило, один ребенок исполняет роль инопланетянина и задает вопросы:
- Что это?
- Для чего этот предмет?
- Как им пользоваться?
Один или два дошкольника отвечают на вопросы любознательного гостя. Игра хорошо развивает словесно логическое мышление, а также связную речь.
2.Так бывает или нет? Инструкция: «Составь правдивое и ложное суждение, используя заданные слова». Для игры подготовить несколько пар слов.
Например, дерево – корни. Истинное суждение: «Каждое дерево имеет корни». Ложное: «на корнях дерева растут листочки».
3.Потому что… Инструкция: «Придумай не менее трех объяснений одному и тому же событию (явлению, факту)». Пример: Цветы расцвели, потому что…
- …наступила весна
- …их вовремя поливали
- …даже цветы захотели порадовать Машу
Подобные игровые упражнения развивают мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, способность формулировать суждения и умозаключения.
Развитие логического мышления
Дети уже в раннем дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием размеров, форм, цвета предметов, находящихся вокруг. Восприятие окружающего мира идет без специальной подготовки. Однако, если усвоение происходит интуитивно, оно чаще всего бывает неполноценным, поверхностным.
Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью успешной подготовки ребенка к школе и его гармоничного развития.
Старший дошкольный возраст знаменуется началом появления знаково-символической функции сознания
Этот период обретает важность в целом для умственного развития, для формирования готовности к школьному обучению
Для обозначения предметов, последовательностей, множеств принято использовать знаковую символику, с чем и знакомят детей в период подготовки к школе. Малыши активно ее принимают.
Особенно, если такие модели придумывать сообща, акцентируя внимание на использовании обозначений не только словами, но и графически (например, в одну группу предметов попадают не только прямоугольники, но и другие фигуры, у которых 4 угла, делается акцент на число “4”).