Упражнения по дыхательной гимнастике для детей в ДОУ

Картинки и другие пособия для проведения дыхательных упражнений в ДОУ

Выполнять упражнения на развитие дыхание всегда интереснее с использованием различных пособий. В основном они предназначены для индивидуальной работы, хотя некоторые игры рассчитаны сразу на двух детей.

Вертушка — прекрасный тренажёр для дыхания

Множество игровых пособий педагог легко может сделать своими руками. Главное — подключить фантазию и иметь желание порадовать детей. Можно воспользоваться следующими идеями:

  • «Волшебный домик». Большая коробка обклеивается яркой бумагой, формируется крыша дома. К фасаду прикрепляется новогодний «дождик», а под ним можно помещать картинки (согласно изучаемой теме). Чтобы определить, кто находится в домике, дошкольнику нужно подуть на блестящий «дождик».
  • «Лесная полянка». Коробка из-под конфет или печенья обклеивается красивой самоклеящейся плёнкой. Внутри прикрепляются крупные изображения цветов. Бумажные бабочки подвешиваются на нитки. Ребёнок должен подуть на бабочку — тогда она сядет на цветочек.
  • «Грибочки спрятались». На картинке грибочки прячутся под опавшими листьями. Задача ребёнка — сдуть листики, чтобы увидеть грибы.
  • «Зайчики играют в прятки». Задание аналогично предыдущему, только найти нужно зайчиков, которые прячутся под травкой.
  • «Солнышко и тучки». Воспитатель предлагает ребёнку превратиться в мощный ветер, который прогонит тучки, и тогда засияет солнышко.
  • «Гусеницы и яблоки». Прожорливых гусениц нужно прогнать с яблочка, чтобы они его не съели (подобная идея — пчёлы и банка с вареньем).
  • Мини-футбол. Коробка из-под конфет обклеивается бумагой, внутри устанавливаются ворота из пластиковых контейнеров. Играют 2 дошкольника. Задача — с помощью лёгкого пластмассового мячика забить гол сопернику.
  • «Волшебные бутылочки». В каждой бутылочке находятся атрибуты определённого времени года — снежинки из кусочков салфеток, жёлтые листья из цветной бумаги, цветочки, листики. В крышках через отверстия вставлены трубочки. Если в них подуть, то начинается настоящее чудо-листопад, снежная буря, кружение листочков.
  • «Сдуй шапку с одуванчика». К центру цветочка крепятся лепестки на ниточках. Если на них подуть, то они разлетаются в стороны.
  • «Узнай тайну ракушки». Верхняя часть бумажной ракушки открывается, если подуть на неё (деталь прикреплена ниткой к краю основы). Внутри можно увидеть жемчужину.
  • «Обжорки». Разноцветные шарики-помпончики нужно задувать в ворота, представленные в виде ротика забавного существа. Участвовать в игре могут одновременно до трёх детей.

Фотогалерея: пособия для дыхательной гимнастики

При работе со старшими дошкольниками для выполнения полезных упражнений можно использовать картинки. Педагог не объясняет задание, он просто показывает нужное изображение, а дети выполняют соответствующее упражнение (несколько повторений). Примеры картинок:

  • Свеча. Её нужно задуть.
  • Роза. Дети глубоко вдыхают её аромат.
  • Одуванчик. Нужно очень сильно дуть, чтобы разлетелись воображаемые пушинки.
  • Спущенная шина на велосипеде или автомобиле. Дошкольники глубоко вдыхают воздух носом, а потом постепенно ослабляют звук «с», воспроизводя звук проколотой резины, когда из неё выходит воздух.
  • Воздушный шарик. Малыши его надувают с помощью нескольких выдохов.
  • Ветер. Дошкольники глубоко вдыхают воздух носом. Потом на одном выдохе попеременно то усиливают, то ослабляют звук «ввввв», имитируя свист ветра.
  • Пила. Сидя на стульях, ребята разбиваются на пары и берутся за ручки либо правыми, либо левыми руками. Выполняются движения, воспроизводящие процесс пиления дров — одно движение на входе, другое — на выдохе. При этом вдох делается носом, а выдох ртом.
  • Подводный мир. Дети зажимают носики и приседают, словно спрятались под воду. Так просидеть нужно 20–30 секунд, затем вставь и сделать глубокий вдох.
  • Насос. Нужно показать, каким образом сдувается колесо — на продолжительном выдохе произносится «сссс». Его предстоит накачать насосом (двумя руками малыши изображают соответствующие движения и говорят отрывисто «с-с-с»).
  • Цветок распускается. Дети стоят, ножки их вместе, а ручки на затылке со сведёнными локтями (изображают нераскрывшийся бутончик). Следует медленно подняться на носки, вытянуть ручки вверх и в стороны на вдохе (цветочек распускается). Затем дети медленно возвращаются в исходное положение.

Картинка подсказывает детям, какое дыхательное упражнение нужно выполнить

Информацию по дыхательной гимнастике необходимо предлагать для ознакомления родителям. Для этого воспитатель периодически вывешивает в уголке здоровья в раздевалке соответствующие памятки или плакаты.

С информацией по дыхательной гимнастике обязательно нужно знакомить родителей воспитанников

Занятие по дыхательной гимнастике в детском саду

При проведении занятий дыхательной гимнастикой в ДОУ следует учитывать возрастные особенности дошкольников и уровень сложности упражнений. Выполнение комплекса из 5–7 заданий занимает 8–12 минут. Этапы проведения гимнастики:

  1. Вводная часть: упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 2–3 минуты.
  2. Основная часть: задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 4–5 минут.
  3. Заключительная часть: упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.

В ходе гимнастики можно использовать разнообразные атрибуты с целью повышения мотивации дошкольников

Видео: занятие по дыхательной гимнастике «Путешествие в лес» в младшей группе

Watch this video on YouTube

Умение правильно дышать крайне важно для ребёнка. Ведь это не только необходимый базис для крепкого здоровья, но и условие для полноценного умственного развития

Задача воспитателя — облечь дыхательную гимнастику в занимательную игровую форму. На помощь придут забавные стихотворения и интересные пособия. Выполнение несложных упражнений постепенно войдёт у дошкольников в привычку и сделает времяпрепровождение в детском саду ещё увлекательнее.

Упражнения при заболеваниях

Методика Стрельниковой используется в качестве вспомогательной терапии некоторых заболеваний. Упражнения подбираются индивидуально для каждого случая и пациента, поэтому зарядка помогает добиться хороших результатов.

Есть общие рекомендации по включению заданий в лечебный курс:

  1. Дыхательная гимнастика Стрельниковой при аденоидах у детей состоит из упражнений «Кошка» и «Шаги». Другие задания включаются по желанию ребенка и родителя.

  2. При астме, удушье в ремиссии, частых кашлях включите в систему упражнения «Насос», «Повороты», «Обними плечи».
  3. Для избавления от логоневрозов подходят задания «Обними плечи», «Насос» с одновременным проговариванием скороговорок, чистоговорок.

С чего начать занятия (упражнения)

Зарядка по Стрельниковой для детей ДОУ базируется на трех основных упражнениях. Их нужно освоить в первую очередь, впоследствии использовать как разминочные.

«Ладошки»

Дошкольники стоят, руки согнуты в локтях, ладошки смотрят вверх. Держать руки нужно перед собой.

Делается короткий вдох, ладони ритмично сжимаются. Втягиваем воздух 4 раза шумно, активно, резко. Кулачки сжимаются также 4 раза. Отдыхаем 3–5 секунд, в этот момент происходит произвольный выдох.

Повторяем серию вдохов и сжатий ладошек 24 раза (по 4 на один цикл).

«Насос»

Дети представляют перед собой насос для накачивания шин. Встают прямо, руки внизу. На счет раз округляем спину, расслабляем шею, голову опускаем, наклоняемся вниз. Одновременно с наклоном делаем короткий вдох, как будто качаем насос. В момент вдоха нужно сжать грудную клетку, согнуть спину так, чтобы она мешала расширению мышц груди от воздуха. Вдыхаем 4 раза без перерыва на выдох.

На счет два выдыхаем, поднимаемся, выпрямляем спину, расслабляем мышцы груди. Отдыхаем 3–5 секунд.

Цикл повторяется 24 или 12 раз (по 8 и 4 вдоха на каждый).

«Погончики»

Дети стоят, руки внизу вдоль тела. Нужно сжать кулаки. На вдохах (по 4) ладони резко разжимаются, как будто отталкивают от себя что-то неприятное. Руки при этом сохраняют положение вдоль тела.

После каждого цикла отдыхаем и выдыхаем. Повторяем 24 раза.

Основные правила гимнастики

Выполнять дыхательные упражнения по методу Стрельниковой нужно, строго соблюдая правила вдоха и выдоха. Цель занятий: сформировать навык правильного насыщения организма кислородом.

Дыхательная гимнастика выполняется следующим образом:

  1. Вдыхать нужно только через нос. Воздух вбирается быстро, резко, коротко. Для упрощения процесса делайте вдох шумно.
  2. Кислород посылается глубоко.
  3. Вдох делается часто, каждую секунду.
  4. Разбейте стрельниковскую сотню (96 вдохов–выдохов) на циклы. Для детей – по 4 вдоха, для взрослых – по 8. То есть малыши вдыхают по 4 раза каждую секунду, отдыхают 3–5 секунд, потом продолжают гимнастику опять, делая всего 24 цикла. Взрослые дышат 12 циклов по 8 упражнений. Перерыв тот же.
  5. Выдох делается произвольно через рот или нос. В момент выталкивания воздуха думать о выдохе не нужно. Он проходит самостоятельно.
  6. Одновременно с дыханием совершаются движения руками, грудной клеткой, головой. Набор физических нагрузок зависит от упражнения и возраста пациента.
  7. Мышцы на вдохе должны напрягаться, сопротивляться потоку кислорода.

    Это основное правило для зарядки по Стрельниковой.

  8. На выдохе грудная клетка расслабляется.
  9. Делать зарядку можно стоя, лежа, сидя.

Еще несколько рекомендаций

  1. Заниматься гимнастикой по Стрельниковой можно детям с 3–4 лет и взрослым любого возраста.
  2. Делайте зарядку в группе, семьей.
  3. Регулярность выполнения дыхательной гимнастики — залог успеха. Уделяйте упражнениям 5–10 минут ежедневно для профилактики ОРЗ, для хорошего самочувствия; по 40 минут – с целью вылечить заболевание, исправить деформации позвоночника, наладить психосоматическое состояние.
  4. Начинайте занятия с разминки.
  5. Включайте марш, мелодию в ритме строевого шага.
  6. Придерживайтесь метода носового дыхания в повседневной жизни, вне занятий гимнастикой.

Показания и противопоказания

Изучением положительного и отрицательного воздействия упражнений Стрельниковой занимался ее коллега и ученик Михаил Щетинин. Список показаний и противопоказаний к прохождению подобной терапии опубликован в книге «Дыхательная гимнастика», изданной совместно с дочерью Александры Северовны – Александрой Николаевной Стрельниковой.

Разрешены и рекомендованы упражнения при следующих заболеваниях:

  • хронический гайморит, синусит;
  • нарушения носового дыхания, хронический насморк;
  • язвы ЖКТ;
  • аденоиды (I–II степень);
  • сколиоз, нарушения осанки;
  • частые ОРВИ, ОРЗ;
  • хронические болезни бронхов и легких;
  • психосоматические заболевания;
  • остаточные процессы туберкулеза;
  • логоневрозы, ЗРР.

Не рекомендуется делать зарядку по описанной выше методике Стрельниковой малышам со следующими патологиями:

  • эпилепсия;
  • тяжелые заболевания головного и спинного мозга;
  • повышенное глазное и внутричерепное давление;
  • инфаркт, инсульт в анамнезе;
  • болезни сердца в стадии истощения, декомпенсации;
  • переломы;
  • постоперационный период;
  • лихорадка с повышением СОЭ;
  • тромбофлебит;
  • остеопороз.

Цели и задачи дыхательной гимнастики в детском саду

Воспитатели ДОУ вводят в занятия с группой дыхательную гимнастику с единой задачей – укрепить дыхательную систему дошколят.

Целей ставится гораздо больше:

  1. Укрепление иммунитета
  2. Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.
  3. Корректировка дефектов речевого дыхания
  4. Повысить уровень кислорода в крови
  5. Улучшить обменные процессы детского организма
  6. Научить детей носовому дыханию
  7. Избавиться от поверхностного дыхания
  8. Развить плавный вдох, длительный выдох
  9. Укрепить физиологическое дыхание дошкольников
  10. Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.

Одновременно с укреплением дыхательного и речевого аппарата воспитатели развивают интеллект малышей в детском саду. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей. По этой причине, говорить о вреде или отсутствии пользы дыхательных тренажеров весьма глупо.

Ошибки и отрицательное влияние на организм

Метод дыхания вокалистки изучался со всех сторон. Противники системы оздоровления говорят о его негативном влиянии на организм у небольшого числа пациентов. Выражается это следующим образом:

  1. В процессе выполнения заданий у людей повышается частота сердечного ритма. У пациентов с кардиологическими нарушениями это вызывает аритмию, приступ ишемии.
  2. Резкие вдохи оказывают сильнейшее давление на сосуды, легкие, бронхи. Объем дыхательных и кровеносных органов увеличивается резко. Если легкие, бронхи деформированы, то может нарушиться их двигательная, дыхательная функция из-за спазма. Это опасно при астме, одышке, приступах удушья.
  3. Количество кислорода в крови увеличивается за короткий период времени. Потом происходит обратная реакция: организм испытывает его недостаток, изменяется уровень рН (становится щелочным). Мозг на это реагирует спазмом. У человека возникает ощущение эйфории, повышенной возбудимости, активности.

Автор методики и ее последователи не зря обращают внимание на противопоказания к выполнению упражнений. В тяжелых состояниях, при плохом самочувствии, серьезных патологиях дыхательной системы, сердца, сосудов заниматься по системе маршевого вдоха–выдоха не рекомендуется

Желательно вовсе отказаться от подобных экспериментов или снизить нагрузки, составить индивидуальную схему нетрадиционной терапии вместе с лечащим врачом.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Польза дыхательной гимнастики

Определить, что у вашего малыша плохо развитая система дыхания, просто

Обратите внимание на следующие внешние признаки:

  • Бледность
  • Утомляемость
  • Сонливость
  • Медлительность
  • Отставание в физическом развитии (неразвитая грудная клетка, мускулатура)
  • Дыхание через рот
  • Частые респираторные заболевания.

От кислородного голодания страдает весь организм. В первую очередь мозг. Задача гимнастики дыхания – обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела.

Делать упражнения на дыхание для детей рекомендуется при следующих заболеваниях:

Астме, частых бронхитах, ларингитах, аденоидах, ОРЗ и т.д.

Улучшается иммунитет за счет повышения сопротивляемости вирусам, закаливания, развития мышц дыхательной системы.

При заболеваниях ЖКТ

Улучшается моторика желудочной и кишечной мускулатуры.

Заболевания скелетно-мышечной, опорно-двигательной систем, ДЦП.

Улучшается циркуляция крови в мышцах.

При заболеваниях сердца

Сочетание ЛФК и тренажера органов дыхания.

При ЗРР (задержках речевого развития), ОНР (общих нарушениях речи)

Тренируются мышцы органов речи.

Краткая история создания

Автором уникальной методики дыхательной гимнастики, оказывающей положительное влияние на весь организм, является Александра Северовна Стрельникова. Она была оперной певицей. Нагрузки на связки, срыв голоса были знакомы ей по роду деятельности. Чтобы быстрее восстановиться после концертов, она придумала специальную систему дыхательных упражнений. Занималась по ней сама, учила коллег, тренировала дыхание дочери, которая страдала сердечным заболеванием.

Результаты тренировок поразили автора и учеников. Дочь Стрельниковой излечилась от болезни, один из коллег певицы, Михаил Щетинин, избавился от бронхиальной астмы. Вокалисты приходили к Александре Северовне за помощью, чтобы восстановить голос, научиться правильно дышать для поддержания здоровья.

В 1973 году певица запатентовала свою дыхательную методику, выпустила несколько научных работ, обосновывающих ее положительное влияние на организм человека. Первоначальная задача гимнастики — восстановление голоса – отошла на второй план.

Александра Северовна делала упор на оздоровительную сторону упражнений для детей и взрослых.

О разработке узнали во всем мире, до сих пор гимнастику Стрельниковой называют не по имени создателя, а просто «русской национальной системой дыхания».

Суть гимнастики заключается в тренировке правильных вдоха и выдоха. Они отличаются глубиной, интенсивностью, частотой. В процессе выполнения дыхательной гимнастики и насыщения организма кислородом с телом, внутренними органами и системами происходят чудеса. Можно сказать, что они перерождаются, начинают жить заново, наконец-то обретая необходимое количество энергии.

Сравнение дыхательных упражнений

Существует несколько видов дыхательных систем. Это методика Бутейко, хатха-йога и другие. Они построены на следующих принципах:

  • глубокий вдох;
  • задержка дыхания;
  • замедление дыхания;
  • вдохи–выдохи с физическими нагрузками;
  • дыхание в состояние покоя.

Гимнастика Стрельниковой имеет ряд отличий от традиционных методик:

Дыхание по СтрельниковойКлассические дыхательные упражнения
Нужно делать точное число вдохов – 96. Оптимальная частота – 60–70 за 1 минуту.Частота дыхания устанавливается в индивидуальном порядке, в зависимости от возможностей пациента. Среднее количество вдохов – 18/1 мин.
Необходимо добиться учащения сердечного ритма за счет увеличения количества вдохов за минуту, активных движений руками, мышцами грудной клетки.Ритм сердца снижается или остается нормальным (60–70 ударов в минуту).
Вдохи резкие, короткие, через нос, выдохи произвольные.Дыхание спокойное. Вдох глубокий, выдох растянутый.
Цель пациента: вдохнуть в момент сопротивления мышц грудной клетки.Тело помогает дышать, грудная клетка открывается потоку воздуха.

Гимнастика Стрельниковой резко отличается от всех остальных подходом к дыханию, силой нагрузки на мышцы и органы. Систему певицы называют парадоксальной, но положительно оценивают методику, исходя из результатов применения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий