Упражнения по дыхательной гимнастике для подготовительных групп ДОУ

Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками

Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.

Причиной многих проблем с детским здоровьем и самочувствием часто бывает неправильное дыхание

Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться

При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме

Значение дыхательных упражнений для дошкольников очень велико:

Все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать. Ребёнок становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.
Упражнения помогают в борьбе с имеющимися хроническими заболеваниями: астмой, гайморитом, проблемах с аденоидами и пр.
Корректируются дефекты речевого дыхания, укрепляется речевой аппарат, что способствует устранению логопедических проблем.
Поскольку мозг получает полноценное кислородное питание, дети становятся более работоспособными и активными, лучше развивается интеллект.
Улучшается и физическое развитие. Занятия физкультурой при правильном дыхании приносят больше пользы, у ребёнка развивается мускулатура, здоровый румянец.
Упражнения учат дошкольников управлять своим дыханием

Как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия.
Медленный вдох способствует расслаблению, успокоению (это особенно важно для гиперактивных малышей), помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.

Управляя своим дыханием, дети учатся управлять собой

Интересно, что дыхательные упражнения имеют крайне мало противопоказаний. К примеру, выполнять гимнастику нежелательно ребятам, перенёсшим травмы головного мозга, позвоночника, имеющим остеохондроз шейно-грудного позвоночного отдела, а также высокое давление (артериальное, внутриглазное, внутричерепное).

Правила выполнения дыхательной гимнастики в ДОУ

Проведение с дошкольниками дыхательной гимнастики имеет определённые нюансы:

Воздух в помещении обязательно должен быть свежим, но не холодным.
Очень полезно делать гимнастику на улице

Помимо специальных игровых упражнений, хорошо просто предложить детям вдохнуть полной грудью свежий аромат природы (например, после дождя), обратить внимание, как чудесно пахнут цветы на клумбе и пр. Это не только укрепит дыхательные органы, но и обогатит детские представления об окружающем мире

А после прогулки в холодную погоду можно интенсивно подуть на свои ладошки, чтобы согреть их (это тоже полезное дыхательное упражнение).
Любое упражнение по продолжительности не должно длиться более 3 минут.
Мышцы тела ребёнка не должны быть напряжены.
Если у малыша насморк, перед гимнастикой следует очистить носовые ходы.
Упражнения непременно должны быть регулярными, поскольку оздоровительный эффект наблюдается после длительного курса.
Если у какого-то ребёнка плохое настроение и он не расположен к занятиям, то нельзя заставлять его тренироваться. Пользы это не принесёт, ведь важен позитивный настрой. Воспитатель должен проявить фантазию, чтобы малыш сам захотел включиться в деятельность.
Гимнастику нельзя выполнять сразу после приёма пищи, это чревато тошнотой и даже рвотой. Нужно выдержать паузу не менее получаса. Запрещено делать упражнения и на голодный желудок — у ребёнка может просто закружиться голова.
В процессе выполнения гимнастики нужно следить за состоянием дошкольников. Если кто-то побледнел либо покраснел, прикрыл глаза, стал часто дышать, то нужно сразу предложить этому ребёнку отдохнуть.
Одно и то же упражнение с течением временем можно усложнять. Например, не просто греть ручки после прогулки — направлять на них глубокое тёплое дыхание, а сопровождать свои действия протяжным произношением гласных звуков («а», «о», «у»).

Возрастные особенности дошкольников

Практиковать дыхательную гимнастику можно уже с ясельной группы. Для малышей 2–3 лет это должна быть исключительно весёлая игра, в которой воспитатель участвует наравне с дошкольниками.

В раннем и младшем дошкольном возрасте гимнастику нужно проводить в форме забавной игры

Вначале нужно доходчиво объяснить малышам, что из себя представляет дыхание. Для этого можно, к примеру, поиграть с одуванчиком на участке детского сада. Глубокий выдох, от которого разлетаются белые пушинки, делается вначале ртом, а затем носом.

Вначале педагог должен объяснить малышам, что такое дыхание, например, с помощью одуванчика на прогулке

Чтобы заинтересовать самых маленьких дошкольников игровыми упражнениями, воспитатель предлагает поиграть, перевоплотиться в кого или что-либо: «А давайте вы будете насосами!» или «Представьте, что ваш живот — это воздушный шарик!».

Воспитанники средней группы уже более самостоятельные, усидчивые. В этом возрасте нужно учить ребят прислушиваться к дыханию, характеризовать его глубину, силу (тихое либо шумное), частоту, прослеживать, куда направляется воздушная струя, каким образом двигается грудная клетка и пр. Дыхательные упражнения усложняются: появляются повороты влево и вправо, вводится соревновательный элемент.

В среднем дошкольном возрасте в дыхательные упражнения можно вносить элементы соревнования

В старшем же дошкольном звене, помимо прочих упражнений и игр, уже можно практиковать методику А. Стрельниковой. Ведь дети с помощью педагога осознанно подходят к выполнению полезных заданий.

Комплексы дыхательной гимнастики

Что необходимо учитывать при использовании:

  • Эффективность заданий с целью профилактики и оздоровления.
  • Уровень доступности для 6-7 лет.
  • Степень влияния упражнений на мышцы органов дыхания.
  • Эффективность упражнений для подготовки организма к холодному и теплому времени году.

Основные методики, используемые для детей 6-7 лет

Шестой год развития ребенка дает возможность применять комплексы динамической и статистической гимнастики, направленные не только на коррекцию и развитие, но и укрепления тонуса мышц. Это связанно с тем, что задержка дыхания или замирание приводит к активности мускулатуры, а более длительные выдохи с произношением звуков позволяют научиться контролировать дыхание в разговоре.

Демонстрация статистического упражнения

При формировании картотеки упражнений дыхательной гимнастики прибегают к использованию методических пособий, соответствующих возрастным особенностям подготовительной группы:

Для профилактики респираторных болезней прибегают к пособиям Б.С. Толкачева. Автором подобраны простые упражнения с произношением звуков на выдохе.
Комплекс К.П. Бутейко активизирует обменные процессы на клеточном уровне через вибрацию органов за счет произношения звука.
Пособия М.Л. Лазаревой славятся разнообразием статистических упражнений, позволяющих ребенку научиться задерживать дыхание.
А.Н

Стрельникова уделяет внимание интенсивности коротких вдохов через нос с закрытым ртом.

Дыхательная гимнастика в подготовительной группе

Дыхательная гимнастика в подготовительной группе не лишается смысла, а наоборот, увеличивается за счет возрастных особенностей дошкольника. Увеличиваются и физические нагрузки, что приводит к учащению дыхания.

Дети

Виды дыхания:

  • диафрагмальное, где работает верхняя и нижняя часть легких;
  • рёберное, в работе участвуют межреберные мышцы;
  • ключичное, в движении находятся ключицы и плечи, грудная клетка неподвижна.

Для детей 6-7 лет меняются цели выполнения упражнений:

  • развитие продолжительности и равномерности вдохов и выдохов;
  • укрепление силы воздушного потока на выдохе;
  • закрепление умения расхода воздуха при произношении слов и предложений;
  • контроль вдохов и выдохов при определенной тональности и во избежание прерывания фраз;

Для достижения цели перед воспитателем ставятся задачи:

  • психоэмоциональный комфорт;
  • крепкий обеденный и вечерний сон;
  • укрепление иммунитета;
  • избегание переохлаждения горла в зимний период;
  • укрепление мышц диафрагмы;
  • наполнение кислородом.

Способом решения задач выступают приёмы:

  • речевые, где дети слушают инструкцию педагога, а после воспроизводят;
  • наглядные с использованием предметов;
  • практические – закрепление упражнений через творческое задание.

Виды дыхательной гимнастики, практикуемые в детском саду

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) можно выделить следующие основные виды дыхательной гимнастики.

Игры на дыхание

Педагог не просто предлагает дошкольникам выполнить определённые полезные упражнения, а представляет их в форме увлекательной игры. Вариантов здесь множество. Например, малыши создают свой оркестр — одним «музыкантам» раздаются дудочки, другим — губные гармошки. В результате ребята интересно проводят время, укрепляя при этом своё дыхание.

Дыхательные упражнения легко можно облечь в игровую форму

Активным детям наверняка придётся по душе «Воздушный футбол», в котором, чтобы устроить гол, по мячику нужно не бить, а дуть на него, загоняя в ворота. Маленьким творческим натурам будет интересно сильно подышать на стекло или зеркало, чтобы оно запотело. Затем на поверхности можно нарисовать любую картинку.

Ребёнок может подышать на стекло, а потом нарисовать на нём картинку

Ребята всегда с удовольствием играют в снегопад — кладут на ладошку снежинки из маленьких комочков ваты и сдувают их. Точно так же можно устроить листопад или полёт бумажных бабочек.

Хорошая идея — устроить весёлые соревнования, например, «Чей паровоз громче гудит». Каждый ребёнок получает пустой пузырёк и изо всех сил дует в него, так чтобы был слышен свист. Масса положительных эмоций детям обеспечена.

Воспитатель может заинтриговать ребят — предложить им волшебные коробочки (это могут быть пластмассовые контейнеры от киндер-сюрпризов). Каждая наполнена чем-то особенным: апельсиновыми корочками, сухими мятными листьями, ванилином и пр. Задача дошкольников — определить, что это за аромат: для этого нужно глубоко втягивать воздух носом.

Разнообразные идеи для игр можно реализовать на прогулке. Например, устроить праздник мыльных пузырей. Все дети обожают это занятие, а оно между тем укрепляет органы дыхания.

Выдувание мыльных пузырей подразумевает глубокое дыхание и является замечательным упражнением

Дыхательная гимнастика в стихах

Полезные упражнения хорошо выполнять под чтение забавного стихотворения. В таком случае они напоминают собой весёлую физкультминутку. При этом дыхательные движения чаще всего сочетаются с общеукрепляющими.

Упражнения из комплекса Стрельниковой

Существуют разные комплексы дыхательных упражнений, основанные на совокупности приёмов: глубоком и поверхностном дыхании, его задержке и искусственном затруднении. Но в дошкольных учреждениях наиболее широкое распространение получила гимнастика А. Стрельниковой.

Общая суть гимнастики состоит в том, что при вдохе грудная клетка вовсе не расширяется, а, напротив, сжимается, поскольку одновременно выполняются соответствующие движения — наклоны, повороты и пр. За счёт этого кислород попадает в самые отдалённые области лёгких

Автор методики обращает ключевое внимание исключительно на качество вдохов (они должны быть шумными и резкими), а выдохи считает их естественным последствием

Упражнения Стрельниковой доказали свою эффективность при терапии не только дыхательных заболеваний (у детей, в том числе), но также патологий сердечно-сосудистой и нервной системы, ЖКТ. Положительный результат наблюдается даже при лечении детского заикания, причём в тяжёлых формах). Кроме того, при выполнении комплекса задействуется почти вся мускулатура тела, что способствует формированию у дошкольников правильной осанки, развивает гибкость.

Полный комплекс Стрельниковой включает в себя более десятка упражнений, однако в ДОУ воспитанникам обычно предлагаются 3 базовых:

  1. «Ладошки». Исходное положение (И. п.) — стоя, руки согнуты в локтях, а сами локти опущены. Производится 4 коротких вдоха, параллельно ребёнок сжимает кисти в кулачок, будто захватывая и удерживая какой-то предмет. Далее перерыв в несколько секунд. Необходимо выполнить 24 подхода.
  2. «Погончики». И. п. — стоя, руки опущены вдоль тела, а кисти сжаты в кулачки. Выполняется 8 коротких вдохов, в процессе каждого из них кулачки резко разжимаются. Рекомендуется сделать 12 подходов с перерывом в несколько секунд.
  3. «Насос». И. п. — стоя, в руки можно взять палку. Параллельно с вдохом дошкольники делают пружинистые наклоны, на выдохе же выпрямляются. Серия состоит из 8 вдохов и наклонов, далее перерыв в несколько секунд. Всего 12 подходов.

В детском саду обычно практикуются отдельные базовые упражнения комплекса Стрельниковой

Польза дыхательной гимнастики

Определить, что у вашего малыша плохо развитая система дыхания, просто

Обратите внимание на следующие внешние признаки:

  • Бледность
  • Утомляемость
  • Сонливость
  • Медлительность
  • Отставание в физическом развитии (неразвитая грудная клетка, мускулатура)
  • Дыхание через рот
  • Частые респираторные заболевания.

От кислородного голодания страдает весь организм. В первую очередь мозг. Задача гимнастики дыхания – обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела.

Делать упражнения на дыхание для детей рекомендуется при следующих заболеваниях:

Астме, частых бронхитах, ларингитах, аденоидах, ОРЗ и т.д.

Улучшается иммунитет за счет повышения сопротивляемости вирусам, закаливания, развития мышц дыхательной системы.

При заболеваниях ЖКТ

Улучшается моторика желудочной и кишечной мускулатуры.

Заболевания скелетно-мышечной, опорно-двигательной систем, ДЦП.

Улучшается циркуляция крови в мышцах.

При заболеваниях сердца

Сочетание ЛФК и тренажера органов дыхания.

При ЗРР (задержках речевого развития), ОНР (общих нарушениях речи)

Тренируются мышцы органов речи.

Общие правила выполнения

Основная задача педагога – научить ребенка правильно использовать вдох, выдох. Следуйте общим требованиям по подготовке к занятиям и их проведению:

Перед занятиями проветрите комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов. Контролируйте их плавность.
Первые занятия проводите лежа на спине.
Не говорите дошкольнику: “Быстрее дыши, глубже”

Не фиксируйте его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
Следите за напряжением мышц груди, шеи, плеч

Они должны быть расслаблены.
Если у дошкольника насморк, не забудьте перед началом занятий очистить носовые проходы от грязи и слизи.
В периоды болезней сократите нагрузку на детсадовца при выполнении дыхательной гимнастики вполовину.

Дыхательная гимнастика на занятиях в ДОУ

Всё хорошо в меру — этот принцип применим и для проведения гимнастики органов дыхания. На выполнение комплекса из 6–7 заданий уходит от 10 до 12 минут. При этом время распределяется между упражнениями таким образом:

  • вводная часть — упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 3 минуты;
  • основная часть — задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 5 минут;
  • заключительная часть — упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.

Обязательно стоит учитывать и тот факт, что часто 1–2 дыхательных упражнения входят в состав заданий для физкультминуток. В этом случае на их выполнение время выделяется в пропорциональном соотношении с остальными заданиями.

Таблица: пример конспекта дыхательной гимнастики (фрагмент)

АвторСмецкая Ольга, воспитатель МАДОУ №9, г. Шебекино
Название«Методика проведения дыхательной гимнастики по А. Фролову в старшей группе»
<…Воспитатель: Ребята, к нам из леса в гости пришёл медвежонок Винни-Пух. Он такой больной, что даже не может говорить. У медвежонка болит горло, голова, у него высокая температура, насморк и кашель. Он сказал мне на ушко, что никак не может вылечиться. Не помогают ни таблетки, ни лекарства, даже любимый мёд не лечит Винни-Пуха. На улице тёплая погода, он хочет гулять и играть со своими друзьями в лесу, а простуда не проходит.Винни-Пух, очень жаль, что ты заболел. А ребята в нашем садике не болеют, у них нет ни насморка, ни кашля, ни температуры. Посмотри, Винни-Пух, какие они здоровые, весёлые и активные. Ребята, медвежонок спрашивает, что же надо делать, чтобы не болеть? (Делать зарядку, умываться, закаляться, заниматься спортом).А ещё наши ребята каждый день делают дыхательную гимнастику в детском саду. Ты не знаешь, что такое дыхательная гимнастика? Ребята тебе всё расскажут и покажут.Винни-Пух, тренировать нужно не только тело, но и лёгкие, ведь дыхание — это важная функция, от которой зависит состояние нашего здоровья. Мы дышим кислородом, который проникает во все клеточки нашего организма и помогает их работе. Поэтому ребята проводят дыхательные тренировки.Дети показывают 1–2 упражнения…><…Воспитатель: Ребята, чем помогают вам занятия дыхательной гимнастикой? (Мы стали здоровыми, сильными, весёлыми, красивыми).Винни-Пух, выздоравливай поскорее, тоже закаляйся и делай дыхательную гимнастику. И будешь, как наши ребята, здоровым и весёлым. Ждём тебя в гости в следующий раз здоровым.Ребята, попрощайтесь с нашим гостем и пожелайте ему всего хорошего.Чтоб здоровье раздобыть,Не надо далеко ходить.Нужно нам самим стараться,И всё будет получаться.Если хочешь быть здоровым,Обойтись без докторов –Закаляйся, умывайся,Спортом разным занимайся…>
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/metodika-provedenija-dyhatelnoi-gimnastiki-po-a-frolovu-v-starshei-grupe.html

Картотека упражнений дыхательной гимнастики с целями по ФГОС в подготовительных группах ДОУ

Структура планируемого занятия:

  1. Подготовительный этап. Проводятся процедуры по очищению носового прохода, формируется положительный настрой на задания. (1-2 мин.)
  2. Вводная часть. Воспитатель подводит к теме занятия через стихотворение, загадку или наглядное пособие. (2-3 мин.)
  3. Ход занятия. Комплекс направлен на постепенное увеличение нагрузки на органы дыхания. (5-10 мин.)
  4. Рефлексия. Восстановление дыхания. Подведение итогов занятия. (3-10 мин.)

Пример ведения конспекта

Тема «Отважные пожарные».

Цель формирование повышения устойчивости организма к заболеваниям через комплекс дыхательной гимнастики.

Оздоровительные задачи:

  • улучшение физического и психоэмоционального состояния;
  • укрепление органов дыхания;

1. Подготовительный этап.

Воспитатель раздает бумажные платочки детям.

– Что в ваших ручках?

– Платочки.

– Для чего они нам нужны?

– Высморкаться.

– Кто покажет, как это сделать?

Один из детей демонстрирует процесс.

– А сейчас глубоко вдохнули и выдохнули. Дышать стало легче?

-Да.

2. Вводная часть.

На экране (доске, мониторе) появляется картинка из мультика «Кошкин дом», воспитатель зачитывает стихотворение:

– Тили – бом! Тили – бом!

Загорелся кошкин дом!

Идёт дым столбом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила:

— Ой, спасите, потушите!

– Ой, беда, ой беда, ребята, как же кошечке помочь?

– Варианты ответов детей.

– А кого нужно позвать, чтобы помог потушить пожар?

– Пожарных.

– Молодцы, сегодня мы с вами побудем пожарными и поможем кошке.

3. Ход занятия.

– Что мы посоветуем кошке, пока она ждет пожарных?

– Варианты ответов детей.

– Верно, её нужно успокоить. Поможем успокоиться? Встаньте в круг, возьмитесь за руки, делаем глубокий вдох, выдыхаем. Повтор 3 раза.

– Ну что ребята, нам поступил сигнал, едем выручать кошечку. Садимся в пожарную машину. Покажите, как вы держите руль? А как рулить умеете? Молодцы. Поворачиваемся направо и поехали.

Включается звук пожарной машины, дети ходят по кругу и крутят руль. Шаг – вдох, руль вправо, шаг – выдох, руль влево.

– Ура, мы приехали. А что сейчас нам необходимо сделать? Верно, спасти кошку из горящего дома. Что нам поможет?

– Лестница.

– Ставим лестницу (дети изображают действие).

– А сейчас на раз делаем вдох через носик, поднимаем руки вверх и тянемся к ступеньке. На два выдыхаем, встаем на ножки, опускаем ручки до животика. Будто поднялись на ступеньку. Повтор 5 раз.

– Молодцы, спасли кошечку. А теперь что делаем?

– Тушим пожар.

– Что нам в этом поможет?

– Огнетушитель.

– Достаем наши огнетушители. Ручки вытягиваем вперед, ладошки вместе. На один делаем вдох носиком, на два поворачиваемся вправо и говорим «ш-ш-ш», на три встаем ровно, делаем вдох, на четыре поворачиваемся влево и говорим «ш-ш-ш». Повтор 5 раз.

– Мы потушили огонь. А вдруг остались горящие угольки? Давайте проверим и потушим их.

– На один делаем вдох, втягиваем живот, на два задуваем угольки. Губы трубочкой, говорим «ф-ф-ф». Повтор 5 раз.

– Ух, кажется, все потушили. Давайте понюхаем, вдруг где-то еще дымом пахнет.

– Поворачиваем голову вправо, делаем три коротких вдоха, медленно выдыхаем. Поворачиваем голову влево, три коротких вдоха, плавный выдох.

– Молодцы, вы справились с задачей. Помашем кошечке на прощание. Садимся в пожарную машину и едем на базу.

Дети встают в круг, руки перед собой держат руль, ходят по кругу и произносят «виу – виу».

4. Рефлексия.

– Какое полезное дело мы с вами сделали?

– Потушили кошкин дом.

– Что нам для этого понадобилось?

– Пожарная машина, лестница и огнетушитель.

– Подойдите к столику, что вы видите?

– Фигурки.

– В нашей группе тоже нужна пожарная машина, чтобы её сделать, нам необходимо из фигурок вырезать детали и склеить их на альбомном листе.

Аппликация «Пожарная машина»

Гимнастика в средней группе ДОУ

Упражнения могут помочь при таких заболеваниях, как:

  • пневмосклероз;
  • пневмония;
  • аллергические заболевания;
  • бронхиальная астма.

Картотека дыхательных упражнений в средней группе подразумевает допуск к занятиям с 2-х лет. Рекомендовано к выполнению часто болеющим ОРВИ и с аномалиями в дыхательной системе. Комплекс укрепит иммунитет ребенка, а также сделает его сильнее, крепче, выносливее.

Выдох ртом

Важно! Пойдет на пользу, если его подберет лечащий доктор. Исследовательская деятельность на прогулке в подготовительной группе

Исследовательская деятельность на прогулке в подготовительной группе

Правила проведения занятий:

  • Занятия осуществляются при температуре от 17 до 20 градусов Цельсия.
  • Заниматься лучше всего до еды.
  • Упражнения должны проводиться как игра — так ребенок сможет легче адаптироваться.
  • Занятия должны начинаться с легких упражнений, постепенно усложняясь.

Обратите внимание! Только постоянное проведение правильно подобранных комплексов приведет к желаемому эффекту

Цели и задачи дыхательной гимнастики в детском саду

Воспитатели ДОУ вводят в занятия с группой дыхательную гимнастику с единой задачей – укрепить дыхательную систему дошколят.

Целей ставится гораздо больше:

  1. Укрепление иммунитета
  2. Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.
  3. Корректировка дефектов речевого дыхания
  4. Повысить уровень кислорода в крови
  5. Улучшить обменные процессы детского организма
  6. Научить детей носовому дыханию
  7. Избавиться от поверхностного дыхания
  8. Развить плавный вдох, длительный выдох
  9. Укрепить физиологическое дыхание дошкольников
  10. Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.

Одновременно с укреплением дыхательного и речевого аппарата воспитатели развивают интеллект малышей в детском саду. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей. По этой причине, говорить о вреде или отсутствии пользы дыхательных тренажеров весьма глупо.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий