Занятия дыхательной гимнастикой детям 4-5 лет в детском саду

Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками

Даже здоровые дети имеют развивающуюся иммунную систему и некоторые анатомо-физиологические особенности строения системы органов дыхания, что способствует возникновению воспалительных заболеваний слизистой оболочки, особенно в детских коллективах, где так называемые «детские» вирусные инфекции распространяется с мгновенной быстротой воздушно-капельным путем.

Дыхательная гимнастика

Кроме пресловутых «детских» инфекций, таких как ветряная оспа, скарлатина и т. д., существуют штаммы возбудителей ОРВИ, тропные именно к детскому организму, они то и поражают органы дыхания. Кроме того, чем младше ребёнок, тем больше он имеет «вредного», и меньше «полезного» в верхних и нижних дыхательных путях. Это соотношение меняется в сторону последнего благодаря системе дыхательных упражнений.

Дыхательная гимнастика как оздоровление детей дошкольного возраста

Обратите внимание! Дыхательная гимнастика как оздоровление детей дошкольного возраста, обязательно включена в программу по физическому развитию в каждом ДОУ, а также присутствует в различных методиках раннего развития детей. Следует отметить, что это отлично от специальной лечебной физкультуры, которая назначается врачом индивидуально для каждого ребёнка, поскольку гимнастика более универсальна и имеет профилактическую направленность

Следует отметить, что это отлично от специальной лечебной физкультуры, которая назначается врачом индивидуально для каждого ребёнка, поскольку гимнастика более универсальна и имеет профилактическую направленность.

Систематически выполняемая дыхательная гимнастика для детей оказывает следующее позитивное влияние на организм каждого ребенка:

  • Общее оздоравливающее и общеукрепляющее действие.
  • Создание навыка правильного дыхания.
  • Повышение эффективности респираторного акта, благодаря более глубокому вдоху и более длинному выдоху.
  • У малышей это способствует лучшему развитию речи и артикуляции.
  • Систематичность и ритмичность выполнения комплекса даже самых простых упражнений для дошкольников вкупе с регулярной физической активностью способствует правильному развитию иммунной системы. Поскольку для нормального функционирования всех звеньев иммунной защиты организма необходим некий ритм физической активности, и повышение её уровня аэробности, то есть насыщения кислородом всех тканей и органов.
  • Повышение объёма жизненной ёмкости лёгких способствует развитию здоровой легочной ткани, создавая резерв.
  • Развитие дыхательных мышц. Основная мышца, координирующая акт дыхания — диафрагма, вспомогательные — межреберные мышцы, они у детей маленькие за счёт небольшого размера грудной клетки и горизонтального положения ребер. Дыхательные упражнения для детей развивают размер, силу, эластичность всех этих мышц, а также эластичность и гибкость всех хрящей и суставов грудной клетки.
  • Повышение снабжения кислородом миокарда (сердечной мышцы) и её развитие, а также повышение выносливости организма, подобие кардиотренировки у взрослых.
  • При комплексном подходе позволяет более эффективно справляться с заиканием и другими невротическими расстройствами.

Правила выполнения дыхательной гимнастики в ДОУ

Проведение с дошкольниками дыхательной гимнастики имеет определённые нюансы:

Воздух в помещении обязательно должен быть свежим, но не холодным.
Очень полезно делать гимнастику на улице

Помимо специальных игровых упражнений, хорошо просто предложить детям вдохнуть полной грудью свежий аромат природы (например, после дождя), обратить внимание, как чудесно пахнут цветы на клумбе и пр. Это не только укрепит дыхательные органы, но и обогатит детские представления об окружающем мире

А после прогулки в холодную погоду можно интенсивно подуть на свои ладошки, чтобы согреть их (это тоже полезное дыхательное упражнение).
Любое упражнение по продолжительности не должно длиться более 3 минут.
Мышцы тела ребёнка не должны быть напряжены.
Если у малыша насморк, перед гимнастикой следует очистить носовые ходы.
Упражнения непременно должны быть регулярными, поскольку оздоровительный эффект наблюдается после длительного курса.
Если у какого-то ребёнка плохое настроение и он не расположен к занятиям, то нельзя заставлять его тренироваться. Пользы это не принесёт, ведь важен позитивный настрой. Воспитатель должен проявить фантазию, чтобы малыш сам захотел включиться в деятельность.
Гимнастику нельзя выполнять сразу после приёма пищи, это чревато тошнотой и даже рвотой. Нужно выдержать паузу не менее получаса. Запрещено делать упражнения и на голодный желудок — у ребёнка может просто закружиться голова.
В процессе выполнения гимнастики нужно следить за состоянием дошкольников. Если кто-то побледнел либо покраснел, прикрыл глаза, стал часто дышать, то нужно сразу предложить этому ребёнку отдохнуть.
Одно и то же упражнение с течением временем можно усложнять. Например, не просто греть ручки после прогулки — направлять на них глубокое тёплое дыхание, а сопровождать свои действия протяжным произношением гласных звуков («а», «о», «у»).

Возрастные особенности дошкольников

Практиковать дыхательную гимнастику можно уже с ясельной группы. Для малышей 2–3 лет это должна быть исключительно весёлая игра, в которой воспитатель участвует наравне с дошкольниками.

В раннем и младшем дошкольном возрасте гимнастику нужно проводить в форме забавной игры

Вначале нужно доходчиво объяснить малышам, что из себя представляет дыхание. Для этого можно, к примеру, поиграть с одуванчиком на участке детского сада. Глубокий выдох, от которого разлетаются белые пушинки, делается вначале ртом, а затем носом.

Вначале педагог должен объяснить малышам, что такое дыхание, например, с помощью одуванчика на прогулке

Чтобы заинтересовать самых маленьких дошкольников игровыми упражнениями, воспитатель предлагает поиграть, перевоплотиться в кого или что-либо: «А давайте вы будете насосами!» или «Представьте, что ваш живот — это воздушный шарик!».

Воспитанники средней группы уже более самостоятельные, усидчивые. В этом возрасте нужно учить ребят прислушиваться к дыханию, характеризовать его глубину, силу (тихое либо шумное), частоту, прослеживать, куда направляется воздушная струя, каким образом двигается грудная клетка и пр. Дыхательные упражнения усложняются: появляются повороты влево и вправо, вводится соревновательный элемент.

В среднем дошкольном возрасте в дыхательные упражнения можно вносить элементы соревнования

В старшем же дошкольном звене, помимо прочих упражнений и игр, уже можно практиковать методику А. Стрельниковой. Ведь дети с помощью педагога осознанно подходят к выполнению полезных заданий.

Картотека дыхательной гимнастики в средней группе по ФГОС с целями

Ниже представлено несколько упражнений, которые можно использовать в средней группе в детских садах. Выполнять это следует с детьми 3-4 лет, потому что именно в этом возрасте большой риск простудных заболеваний.

Важно! Дыхательная гимнастика для детей 4-5 лет поможет усилить защитные функции организма без использования аптечных лекарств!

Для плавности и ровности речи малыша очень важно учить его равномерному и спокойному стилю дыхания. А также медленный выдох поможет успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью

Примеры зарядок:

  • Игра «Нюхаем цветы». Вдохнуть носом, задержавшись на 1-2 секунды, далее выдох. Три-шесть раз повторений.
  • Игра «Задуваем свечки». Нужно глубоко вдохнуть воздух носом и одним резким выдохом задуть свечки через рот.
  • Игра «Кораблик». Запустить в таз с водой небольшой бумажный кораблик. После носового вдыхания выдох ртом. Можно даже устроить соревнование, у кого кораблик уплывет дальше.
  • Игра «Скороговорки». Именно они стимулируют четкость произношения звуков и соблюдение рационального выдоха.
  • Игра «Змейка». Следует осуществить вдох, далее плавный длинный выдох, чередовать с короткими выдохами. Нескольких повторений достаточно.
  • Игра «Дровосек». Взгляд вверх — вдох. Наклон вниз — выдох со звуками «ух-х-х». Достаточно нескольких повторений.

Авторские методы

Гимнастика Стрельниковой на данный момент является самой популярной в России. Ее главное преимущество — простота и удобство. Но результат довольно эффективный и не заставит долго ждать.

Упражнение «Повороты головы» по Стрельниковой

Принцип правильного дыхания по Стрельниковой довольно прост: «Энергичный вдох, пассивный выдох». Причем между каждым вдохом должна быть пауза в 3-5 секунд. Пара из упражнений по ее методике:

  • Упражнение «Ладошки». Принцип прост: положение стоя, локти согнуты, ладони вытягиваются перед собой. На вдохе нужно зажать ладони в кулаки, а на выдохе расслабить. Все манипуляции совершаются исключительно за счет пальцев, не привлекая руки.
  • Упражнение «Повороты головы». При этом упражнении нужно принять прямое положение тела, поворачивая голову сначала в одну, затем в другую сторону. При этом при каждом повороте нужно делать шумный вдох. Туловище должно быть неподвижно, а мышцы шеи расслаблены.

Обратите внимание! Дыхательная методика Стрельниковой — очень эффективная система, так как в ее основе лежит эффект, который создается за счет насыщения организма кислородом. Также эти упражнения по-своему уникальны, поэтому они остаются актуальными с течением времени

https://youtube.com/watch?v=rgyNQSOL-7s

Бутейко считал, что большинство людей дышат неправильно: слишком часто и глубоко. Он выдвинул гипотезу о том, что избыток кислорода отравляет организм человека. Есть несколько зарядок по его методике. Упражнение «Гребец на байдарке». Суть этого упражнения в том, что все движения выполняются параллельно дыханию:

  • На вдохе поднять плечи, на выдохе опустить.
  • На вдохе наклон в одну сторону, на выдохе возвращение в исходное положение. Повторяют в другую сторону.
  • На вдохе поворачивают голову назад, на выдохе вперед.
  • На вдохе поворачивают корпус вправо, на выдохе в исходное положение. Повторяют в другую сторону.
  • Конец — круговые движения плечами, имитирующие греблю.

Общее время выполнения около 7-9 минут.

Обратите внимание! Необходимо отметить, что простая, доступная и эффективная гимнастика по его методике позволяет существенно сократить болезни и походы к врачам. А также научит ребенка контролировать свое дыхание

Из всего вышеописанного можно прийти к выводу, что правильное дыхание (особенно зимой и весной в прохладное время) — основа жизни, и заложить правильное, здоровое дыхание требуется еще в раннем возрасте. Существует множество способов и зарядок, обучающих малышей нормальному дыханию. Дыхательная гимнастика не только помогает ребенку контролировать свой ритм дыхания, но и может вылечить даже тяжелые заболевания.

Дыхательная гимнастика и упражнения – Проект для детей средней группы «Дыхательная гимнастика»

Публикация «Проект для детей средней группы «Дыхательная…»
Проект для детей средней группы «Дыхательная гимнастика» Тема проекта: «Дышим правильно – болеем редко» Тип проекта: среднесрочный Вид проекта: познавательно – оздоровительный Срок реализации проекта: октябрь – январь Участники проекта: педагог, дети средней группы, родители…

Проект «Дыхательная гимнастика» в средней группе
Данный проект направлен На сохранение и укрепление здоровья детей. Участники проекта Воспитатели: Хараброва А.П. Урусова О.А. Преподаватель по ИЗО Марченко М.А. Дети группы «Василек» Родители группы «Василек» Срок проведения проекта С 1.09.2013 по 25.12.2013г. Проблемы проекта…

Дыхательные упражнения для младших дошкольников
Вороны: Вот под елочкой зеленой Вдох. Скачут весело вороны — Прыжки на одной ноге. Кар-кар-кар! Прыжки на другой ноге. Целый день они летали, Дети кричат на выдохе. Спать ребятам не давали – Бег на месте со взмахом рук в стороны и вниз. Кар-кар-кар! Дети кричат на выдохе….

Картотека дыхательной гимнастики для детей 3–4 лет
Картотека дыхательной гимнастики для детей 3-4 лет Разработала: Захарова М. А. 19. 04. 2021 Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет ребенка! Думаете, что это не так? Вас одолевают сомнения? Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление. Дыхательная…

Дыхательная гимнастика и упражнения – Дыхательные упражнения для средней группы

Статья «Дыхательные упражнения для средней…»
Дыхательные упражнения для средней группы 1. «Дышим тихо, спокойно, плавно» И.П.: стоя( сидя, лежа. Если сидя, спина ровная, глаза закрыты. 1 – медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет; 2 – плавный…

Использование элементов дыхательной гимнастики и самомассажа с детьми 4–5 лет
Сохранение и укрепление здоровья ребенка — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ используются различные методики и формы работы, в том числе гимнастика и самомассаж, которые…

Картотека дыхательной гимнастики в средней группе
Картотека дыхательной гимнастики в средней группе Дыхательная гимнастика — это комплекс особых упражнений, задействующих как дыхательную систему, так и опорно-двигательный аппарат. Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной…

Конспект НОД в средней группе «Голосовые, мимические, дыхательные и артикуляционные упражнения на тему «Животные зимнего леса»
Конспект НОД в средней группе. Голосовые, мимические, дыхательные и артикуляционные упражнения. Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Животные зимнего леса» Цель: -преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции речевого аппарата, в сочетании с…

Страницы:

Картинки и другие пособия для проведения дыхательных упражнений в ДОУ

Выполнять упражнения на развитие дыхание всегда интереснее с использованием различных пособий. В основном они предназначены для индивидуальной работы, хотя некоторые игры рассчитаны сразу на двух детей.

Вертушка — прекрасный тренажёр для дыхания

Множество игровых пособий педагог легко может сделать своими руками. Главное — подключить фантазию и иметь желание порадовать детей. Можно воспользоваться следующими идеями:

  • «Волшебный домик». Большая коробка обклеивается яркой бумагой, формируется крыша дома. К фасаду прикрепляется новогодний «дождик», а под ним можно помещать картинки (согласно изучаемой теме). Чтобы определить, кто находится в домике, дошкольнику нужно подуть на блестящий «дождик».
  • «Лесная полянка». Коробка из-под конфет или печенья обклеивается красивой самоклеящейся плёнкой. Внутри прикрепляются крупные изображения цветов. Бумажные бабочки подвешиваются на нитки. Ребёнок должен подуть на бабочку — тогда она сядет на цветочек.
  • «Грибочки спрятались». На картинке грибочки прячутся под опавшими листьями. Задача ребёнка — сдуть листики, чтобы увидеть грибы.
  • «Зайчики играют в прятки». Задание аналогично предыдущему, только найти нужно зайчиков, которые прячутся под травкой.
  • «Солнышко и тучки». Воспитатель предлагает ребёнку превратиться в мощный ветер, который прогонит тучки, и тогда засияет солнышко.
  • «Гусеницы и яблоки». Прожорливых гусениц нужно прогнать с яблочка, чтобы они его не съели (подобная идея — пчёлы и банка с вареньем).
  • Мини-футбол. Коробка из-под конфет обклеивается бумагой, внутри устанавливаются ворота из пластиковых контейнеров. Играют 2 дошкольника. Задача — с помощью лёгкого пластмассового мячика забить гол сопернику.
  • «Волшебные бутылочки». В каждой бутылочке находятся атрибуты определённого времени года — снежинки из кусочков салфеток, жёлтые листья из цветной бумаги, цветочки, листики. В крышках через отверстия вставлены трубочки. Если в них подуть, то начинается настоящее чудо-листопад, снежная буря, кружение листочков.
  • «Сдуй шапку с одуванчика». К центру цветочка крепятся лепестки на ниточках. Если на них подуть, то они разлетаются в стороны.
  • «Узнай тайну ракушки». Верхняя часть бумажной ракушки открывается, если подуть на неё (деталь прикреплена ниткой к краю основы). Внутри можно увидеть жемчужину.
  • «Обжорки». Разноцветные шарики-помпончики нужно задувать в ворота, представленные в виде ротика забавного существа. Участвовать в игре могут одновременно до трёх детей.

Фотогалерея: пособия для дыхательной гимнастики

При работе со старшими дошкольниками для выполнения полезных упражнений можно использовать картинки. Педагог не объясняет задание, он просто показывает нужное изображение, а дети выполняют соответствующее упражнение (несколько повторений). Примеры картинок:

  • Свеча. Её нужно задуть.
  • Роза. Дети глубоко вдыхают её аромат.
  • Одуванчик. Нужно очень сильно дуть, чтобы разлетелись воображаемые пушинки.
  • Спущенная шина на велосипеде или автомобиле. Дошкольники глубоко вдыхают воздух носом, а потом постепенно ослабляют звук «с», воспроизводя звук проколотой резины, когда из неё выходит воздух.
  • Воздушный шарик. Малыши его надувают с помощью нескольких выдохов.
  • Ветер. Дошкольники глубоко вдыхают воздух носом. Потом на одном выдохе попеременно то усиливают, то ослабляют звук «ввввв», имитируя свист ветра.
  • Пила. Сидя на стульях, ребята разбиваются на пары и берутся за ручки либо правыми, либо левыми руками. Выполняются движения, воспроизводящие процесс пиления дров — одно движение на входе, другое — на выдохе. При этом вдох делается носом, а выдох ртом.
  • Подводный мир. Дети зажимают носики и приседают, словно спрятались под воду. Так просидеть нужно 20–30 секунд, затем вставь и сделать глубокий вдох.
  • Насос. Нужно показать, каким образом сдувается колесо — на продолжительном выдохе произносится «сссс». Его предстоит накачать насосом (двумя руками малыши изображают соответствующие движения и говорят отрывисто «с-с-с»).
  • Цветок распускается. Дети стоят, ножки их вместе, а ручки на затылке со сведёнными локтями (изображают нераскрывшийся бутончик). Следует медленно подняться на носки, вытянуть ручки вверх и в стороны на вдохе (цветочек распускается). Затем дети медленно возвращаются в исходное положение.

Картинка подсказывает детям, какое дыхательное упражнение нужно выполнить

Информацию по дыхательной гимнастике необходимо предлагать для ознакомления родителям. Для этого воспитатель периодически вывешивает в уголке здоровья в раздевалке соответствующие памятки или плакаты.

С информацией по дыхательной гимнастике обязательно нужно знакомить родителей воспитанников

Правила выполнения дыхательной гимнастики в ДОУ

Правила выполнения дыхательной гимнастики в дошкольных образовательных учреждениях, соответственно ФГОС:

  • Первым необходимым условием является чистое и хорошо проветренное помещение с температурой +22 градуса. Слишком сухой воздух (из-за отопления зимой) необходимо увлажнять хотя бы водой из пульверизатора или специального увлажнителя. Если используется сплит-система, то необходимо регулярно и вовремя очищать фильтры. Воздух должен быть достаточно оксигенированным, то есть содержать примерно 20 % кислорода благодаря зелёным растениям или использованию озонатора.
  • Все дети должны быть здоровы и одеты соответственно температуре в свободную удобную одежду.
  • Длительность занятий для дошкольников — сначала до 6 минут, иначе у малыша закружится голова, постепенно увеличивая до 15 минут в день.
  • Занятия дыхательными упражнениями для дошкольников проводятся непосредственно перед принятием пищи, это также способствует повышению аппетита.
  • Необходимо принять устойчивое положение и расслабиться.
  • Вдыхать через нос, выдыхать через рот.
  • Занятия должны быть ритмичные, в виде игры под музыку и приносить удовольствие.
  • Материалы для занятий должны быть безопасными и лёгкими: бумага, вата, воздушные шары.
  • Все движения должны быть плавными и медленными.
  • Обязательно удлинение выдоха.

Этапы последовательности выполнения действий:

  1. Зафиксировать позу;
  2. Расслабиться;
  3. Сосредоточиться;
  4. Выполнить упражнение;
  5. Отдохнуть.

Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей

Возрастные особенности дошкольников

В зависимости от возраста, детский организм имеет следующие особенности:

  • 2-3 года. В этом возрасте у детей носовые ходы и просвет гортани наиболее узкие, хотя и шире, чем в 1 год. Ребра имеют горизонтальное положение. Эпигастральный угол — тупой. Размер окружности грудной клетки немногим превосходит окружность головы.
  • 3-4 года. Повышается диаметр просвета верхних дыхательных путей и трахеи. Бронхиальное дерево развивается активнее. Грудная клетка увеличивается и в вертикальном и в горизонтальном размерах. Межреберные промежутки увеличиваются, и соответственно размеры и сила межреберных мышц. Размер диафрагмы также растет и повышает глубину и продолжительность вдоха.
  • 4-5 года. Все вышеперечисленные параметры растут и повышается дисциплинированность и устойчивость к физическим и интеллектуальным нагрузкам.
  • 5-6 лет. В этом возрасте наиболее интенсивно развиваются все органы и системы. Возможен первый «скачок» физического развития, особенно скелетно-мышечной системы, как правило, у мальчиков, но бывает и у девочек. Это влечет за собой интенсивное развитие всех органов и систем.
  • 6-7 лет. Более интенсивное развитие всех органов и систем, чем в предыдущие периоды.

Дыхательная гимнастика на занятиях в ДОУ

Всё хорошо в меру — этот принцип применим и для проведения гимнастики органов дыхания. На выполнение комплекса из 6–7 заданий уходит от 10 до 12 минут. При этом время распределяется между упражнениями таким образом:

  • вводная часть — упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 3 минуты;
  • основная часть — задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 5 минут;
  • заключительная часть — упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.

Обязательно стоит учитывать и тот факт, что часто 1–2 дыхательных упражнения входят в состав заданий для физкультминуток. В этом случае на их выполнение время выделяется в пропорциональном соотношении с остальными заданиями.

Таблица: пример конспекта дыхательной гимнастики (фрагмент)

АвторСмецкая Ольга, воспитатель МАДОУ №9, г. Шебекино
Название«Методика проведения дыхательной гимнастики по А. Фролову в старшей группе»
<…Воспитатель: Ребята, к нам из леса в гости пришёл медвежонок Винни-Пух. Он такой больной, что даже не может говорить. У медвежонка болит горло, голова, у него высокая температура, насморк и кашель. Он сказал мне на ушко, что никак не может вылечиться. Не помогают ни таблетки, ни лекарства, даже любимый мёд не лечит Винни-Пуха. На улице тёплая погода, он хочет гулять и играть со своими друзьями в лесу, а простуда не проходит.Винни-Пух, очень жаль, что ты заболел. А ребята в нашем садике не болеют, у них нет ни насморка, ни кашля, ни температуры. Посмотри, Винни-Пух, какие они здоровые, весёлые и активные. Ребята, медвежонок спрашивает, что же надо делать, чтобы не болеть? (Делать зарядку, умываться, закаляться, заниматься спортом).А ещё наши ребята каждый день делают дыхательную гимнастику в детском саду. Ты не знаешь, что такое дыхательная гимнастика? Ребята тебе всё расскажут и покажут.Винни-Пух, тренировать нужно не только тело, но и лёгкие, ведь дыхание — это важная функция, от которой зависит состояние нашего здоровья. Мы дышим кислородом, который проникает во все клеточки нашего организма и помогает их работе. Поэтому ребята проводят дыхательные тренировки.Дети показывают 1–2 упражнения…><…Воспитатель: Ребята, чем помогают вам занятия дыхательной гимнастикой? (Мы стали здоровыми, сильными, весёлыми, красивыми).Винни-Пух, выздоравливай поскорее, тоже закаляйся и делай дыхательную гимнастику. И будешь, как наши ребята, здоровым и весёлым. Ждём тебя в гости в следующий раз здоровым.Ребята, попрощайтесь с нашим гостем и пожелайте ему всего хорошего.Чтоб здоровье раздобыть,Не надо далеко ходить.Нужно нам самим стараться,И всё будет получаться.Если хочешь быть здоровым,Обойтись без докторов –Закаляйся, умывайся,Спортом разным занимайся…>
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/metodika-provedenija-dyhatelnoi-gimnastiki-po-a-frolovu-v-starshei-grupe.html
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий