Автоматизация звука Ж

Автоматизация звука

Начинать автоматизацию нужно с правильной постановки и артикуляционной гимнастики, после переходить на закрепление произношения. Занятие должно проходить в дошкольном возрасте не более 10 минут, в младшем школьном до 15, в среднем школьном 20, взрослые могут уделять автоматизации звука до 30 минут. В полное время входит подготовка (гимнастика) и основная часть (автоматизация).

Работа со слогами и словами

Переходить сразу к автоматизации не стоит. Начинать закрепление нужно с изолированного произношения. Несколько раз проговорить Ж, пока не будет выработана правильная позиция. Ребенку самостоятельно тяжело определить, как произносится звук, следить за переходом от одного задания к другому стоит педагогу или родителю.

Начать работу нужно с изолированного произношения: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Затем подключать слоги, сначала с закрытой позицией, после с открытой: жа-жо-жу-жи, ож-аж-уж-иж.

Для малышей-дошкольников можно проводить упражнение «Хлопни, как услышишь Ж». Педагог или родитель произносит слова, ребенок должен услышать звук Ж и хлопнуть в ладоши. После упражнения предлагают ребенку вспомнить, какие слова были, произнести их.

Младшему школьнику можно предложить раскрасить жирафа, и закрашивать места, где он увидит букву Ж.

Взрослому и подростку можно читать слова с буквой Ж, от простых к сложным. Используют упражнения «Найди слово», «Буквы перемешались». Нужно соотнести слова с картинками, составить слово из слогов.

Работа с предложением и текстом

При работе с дошкольниками важно делать упор на составление предложений, так как дети не умеют читать. Помогут в работе специальные карточки, индивидуальные мнемотаблицы

Они позволяют отточить навык произношения при составлении предложений, в разговорной речи

Работая по мнемотаблицам, одновременно развивают психические процессы: внимание, воображение, память, мышление, речь. Таблицы можно подбирать по возрастам

При работе с дошкольниками и школьниками над закреплением произношения звука активно используют скороговорки и чистоговорки. Перед их выполнением можно предложить малышу составить самостоятельно по карточкам словосочетания с буквой Ж: жираф жует, кожа жирная, желтый цветок.

Важно подбирать интересный материал по возрасту, по степени сложности начинать всегда с простого, и переходить на более тяжелое задание. Чистоговорки предназначены для оттачивания артикуляционной позиции и правильного, четкого произношения звука

Ребенку или взрослому предлагается говорить, повторять за логопедом или читать предложения, утрируя и выделяя интонационно звук Ж.

При переходе к скороговоркам следует проговаривать слова быстро, не обращая внимание на проблемную букву, так, как человек говорит в обыденной жизни. Работать со скороговорками нужно правильно:

произнести медленно, четко выделяя каждый звук;
артикуляционные органы активно работают (утрировано), ребенок или взрослый должен на каждой букве сохранять нужную артикуляционную позицию, следить за речевым аппаратом;
после медленного прочтения или повторения попытаться проговорить быстрее скороговорку, заостряя внимание на проблемном звуке;
когда получится произнести четко слова с Ж в предложении, ускорить речь, читать скороговорку в быстром темпе, не обращая внимание на проблемный звук.

Жу-жу-жу я на лавочке сижу

Жи-жи-жи, ну-ка сказку расскажи

Жо-жо-жо мне живется хорошо

Жа-жа-жа, а на улице жара.

Автоматизация в связной речи

Закрепление звука Ж в связной речи подразумевает его оттачивание с помощью стихов, текстов, чтобы человек при чтении или повторении не заострял внимание на проблемной букве, произносил слова легко, не задумываясь над прочитанным или сказанным. Когда ребенок или взрослый научится говорить правильно Ж в разговоре и не обращать внимание на верность произнесенных слов, автоматизация считается успешной

Применять для автоматизации слов, где встречается буква Ж можно различные стихотворения по возрастам. Ребенку от 7 лет предлагают прочитать текст, дошкольнику повторить за взрослым.

Стихотворения можно заучивать, ставить по ним сценки, применяя элемент театрализации. Нужно сочинять самостоятельно по картинкам рассказ, нарисовать рисунок по заданной теме и попросить малыша проговорить, что изображено на картинке в форме рассказа, составить сказку совместно со взрослым. Младшим школьникам нравится читать рассказы, где пропущены слова, либо зашифрованы в картинках. Это отвлекает малыша от концентрированности на нужной букве, делает процесс автоматизации более легким и интересным.

Причины

Проблемы с правильным произношением звука могут быть вызваны самыми разными причинами:

  • ребенок подражает кому-то из своего окружения, имеющему такой дефект речи (сюда же можно отнести чрезмерное сюсюканье с малышом);
  • сформировался неправильный прикус из-за слишком долгого использования соски или по другим причинам;
  • у ребенка диагностированы другие физиологические нарушения речевого аппарата;
  • в семье напряженная психологическая атмосфера;
  • у малыша имеются проблемы с органами слуха.

Если не получается научить ребенка выговаривать звук в домашних условиях, необходимо обратиться к специалисту, который установит точную причину и предложит пути решения.

Секреты успешной автоматизации

Чтобы автоматизация звука Ж проходила правильно, необходимо организовать процесс, опираясь на советы профессионалов. В первую очередь следует проверить, насколько отработана проблемная буква, как произносится в словах, предложениях, тексте. Для этого можно использовать различные упражнения по возрастам. У дошкольников логопеды советуют применять работу с карточками. Когда взрослый показывает малышу картинку, обозначающую предмет, профессию, явление природы, дошкольнику нужно угадать и произнести правильно слова (жук, жало, пожар, дождь и т. д.).

Младшим школьникам предлагают составлять слова из слогов, прочитать текст. Нравится ребятам игра в «Пропавший звук», когда в словах или тексте пропущена нужная буква. Если упражнение выполнено и произносится Ж с правильной артикуляционной позицией, можно приступать к автоматизации. У подростков проверить произношение можно, предлагая прочесть стихотворение, текст, чистоговорку, фразу. Взрослые еще до автоматизации должны правильно определять позицию Ж при произношении. Если возникают трудности с постановкой, лучше пройти курс логопедических занятий, что позволит самостоятельно заниматься закреплением.

Секрет успешной автоматизации состоит в выполнении артикуляционной разминки перед каждым занятием. Упражнения позволяют закрепить правильность произношения, разогреть речевой аппарат перед занятием. Использовать артикуляционную разминку нужно, опираясь на коррекцию отдельного звука.

  • «Блинчик». Положить расслабленный язык на нижнюю губу, прикасаясь к уголкам губ. Продержать в таком положении 10 секунд. Верхние зубы при выполнении упражнения должны быть видны.
  • «Маляр». Вытянутым языком, при широко открытом рте, провести сначала вверху рта, касаясь неба, после внизу, не выходя за пределы зубов.
  • «Парус». Поднять язык, закрепить за передними зубами сзади, расслабить, продержать 10 секунд.

Автоматизация звука Ж проходит по принципу от простого к сложному. Сначала необходимо закреплять звук отдельно от слогов и слов − изолированно, после переходить на слоги, слова, предложения, тексты, повседневную речь.

Во время работы нужно отвлекать ребенка от зацикленности на правильности произношения отдельного звука. Сделать это можно, если использовать в занятиях дополнительные методики:

  • элементы театрализации;
  • зрительные образы (наглядный материал);
  • биоэнергопластику (произнесение с одновременным движением рук);
  • тактильно-мышечные методы (включение пальчиковой гимнастики).

Речевой материал:

Ежик

Жил в лесу ёжик. Летом ёжик много ел и был сыт. Зимой нет еды ёжику. Сделал ёжик к зиме нору. В норе ёжику было тепло. Ёжик спал в ней до весны.

Женя заболел

Женя болен. У него болит живот. Он лежит и ждёт маму. Мама готовит Жене ужин. Жене можно кушать жидкий суп, жидкий кисель и желе.

Женя и Жучка

У Жени живёт собака Жучка. Однажды Женя пошёл в лес собирать жёлуди и взял с собой Жучку. Пока Женя собирал жёлуди Жучка гонялась за жуком. Вдруг Женя услышал лай. Он подбежал к Жучке и увидел ежа с ежатами. Женя отозвал Жучку, а ёж и ежата убежали под ёлку.

Живой подарок

Жанна приехала в гости к Жоре. Жора принёс Жанне живой подарок – ёжика. Ёжик жил под лежанкой. Жанна склеила ёжику бумажный домик. Когда темнело, ёжик выходил из домика и бежал к жестяной миске с молоком. После этого на полу оставались маленькие лужицы. Жанна полюбила ежа. Уезжая от Жоры, Жанне было тяжело покидать ежа. Жанна положила ежа в коробку и отвезла домой. Позже она отнесла ежа в живой уголок. Там уже жили ужи, жабы и хомяки. Дети прилежно ухаживали за животными.

Жора и жук

Жора играл на лужайке. На лужайке он поймал жука. Жора положил жука в коробочку. Жук громко жужжал. Жора пожалел жука. Он открыл коробку, и жук улетел.

Рыбалка

Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке. Бежит Женя к реке. Терпеливо ждёт клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Уже две дюжины в ведре. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы.

На сайте представлены иллюстрации только к одному рассказу.Чтобы получить наглядный материал ко всем рассказам, напишите на почту promis_l@mail.ru

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ж] В НАЧАЛЕ СЛОВА

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:                                                                 1а

Жак

Жанна

жокей

жатва

жаба

жакет

жадина

жасмин

жалость

Повтори (прочитай) слова:                                                                 1б

 (в словах со звуками , , )

жар

жалоба

жалейка

жало

жаркое

жаворонок

жара

жонглёр

жалованье

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:                                                                 2а

жим

Жигули

животное

животновод

живот

жизнь

живопись

жидкость

жимолость

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:                                                                 2б

 (в словах со звуками , , )

жир

жираф

жилище

жилетка

жила

житель

жилка

жильё

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:                                                                 3а

,

Женя

жетон

женьшень

женщина

жена

жених

жемчуг

железо

жест

жестянка

жезл

железобетон

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:                                                                 3б

, ,  (в словах со звуками , , , )

желе

желатин

желток

жеребенок

желоб

жёлчь

желвак

желание

желудок

жерло

жернова

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:                                                                 4

жом

Жора

жёрнов

жёрдочка

жокей

жёлудь

жонглёр

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:                                                                 5

жук

журнал

журавль

журналист

жюри

 –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай):                                                                  6

У Жени жук.

Жадная жаба.

У Жоры жар.

Жидкое желе.

Жирное жаркое.

У Жанны жёлуди.

Железный жезл.

Животный жир.

Жалеть жеребёнка.

Журавль Журка.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Упражнения для выработки воздушной струи

Помимо логопедических занятий для звука , артикуляционная гимнастика включает дыхательные упражнения, применяемые в логопедии для становления правильного речевого дыхания:

  • Футболист. Постановка продолжительного, целенаправленного воздушного потока. На ровной поверхности перед ребенком импровизированные ворота и легкий маленький шарик. Глубоко вдохнуть, сложить губы трубочкой, на продолжительном выдохе попытаться задуть мячик в ворота, не прерывая выдыхаемый поток. Если щеки раздуваются при выдохе, нужно немного придавить их ладошками.
  • Ветерок. Становление равномерной, продолжительной, беспрерывной воздушной струи, направляющейся по середине язычка. Между глаз ребенка прикреплена и свисает к середине лица тонкая лента. Максимально открыть рот, широко улыбнуться. Заворачивая боковые края, сделать трубочку и подуть на свисающую ленту. При верном выдохе лента должна приподняться. Пытаться максимально долго удержать её приподнятой, не прерывая выдоха.
  • Побег. Становление равномерной, продолжительной, беспрерывной воздушной струи, проходящей по средней линии языка. На краю стола перед ребенком легкий шарик. Максимально открыть рот, улыбнуться. Высунуть распластанный язык, приподнимая боковые стороны, сделать углубление. Глубоко вдохнуть, выдыхая долго протянуть звук , пытаясь прогнать шарик по столешнице на другой край. Контролировать, чтобы не раздувались щёки.

Фокус. Формирование навыка удержания боковых сторон и кончика языка в верхней позиции, навыка совершать целенаправленный выдох. На нос ребенка кладется легкий предмет. Максимально открыть рот. Сложить язык в виде ковшика, не меняя этой позиции, сдуть предмет. Контролировать, чтобы нижняя челюсть сохраняла статичность, предмет взлетал вверх.

Этапы формирования правильного звукопроизношения

Формирование правильного произношения происходит поэтапно, от простого к сложному. Условно коррекционную работу можно разделить на три этапа:

  • Постановка звука (правильное положение органов артикуляции, произнесение в изолированном состоянии).
  • Автоматизация (правильное воспроизведение в слогах, словах, предложениях).
  • Дифференциация (различие сходных звуков на слух, в данном случае шипящих Ж-Ш).

Специалисты пользуются различными методами и приемами. Во время работы на первом этапе логопед использует в своей работе массажные и постановочные зонды. Первые помогают расслабить или привести в тонус слабые мышцы, вторые фиксируют органы артикуляционного аппарата в правильном положении. Каждое занятие логопед начинает с артикуляционной гимнастики.

На начальных этапах используется зеркало. Это позволяет ребенку правильно соотносить свои действия со взрослым и видеть, правильно ли он повторяет за логопедом. Если малышу сложно удерживать язык в том или ином положении, на первых порах педагог помогает ему при помощи зондов. Однако есть дети, которые воспринимают эти приспособления боязливо, так как они ассоциируются у них с медицинскими приборами. В этом случае в работе можно использовать одноразовые ватные палочки, они безопасны и удобны в применении.

Зарядка для языка при постановке звука Ж может включать в себя следующие упражнения:

  • «Блинчик»: упражнение рекомендовано в особенности для тех детей, у которых повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Правильное выполнение предполагает удержание языка в расслабленном состоянии: рот открыт, язык широкий, лежит на нижней губе, верхние зубы при этом видны. В таком положении необходимо задержаться на 5-10 секунд.
  • «Трубочка»: данное артикуляционное упражнение необходимо для выработки правильного положения губ во время произнесения звука Ж, приводит в тонус слабые мышцы вокруг рта.
  • «Вкусное варенье»: кончик языка должен быть широким, ребенку необходимо облизать сначала нижнюю губу, затем верхнюю. Желательно, чтобы под рукой были сухие салфетки, которыми можно вытереть рот.
  • «Чашечка»: боковые стороны языка упираются в коренные зубы. Если сложно удерживать язык в таком положении, можно на первых порах попросить его «завернуть начинку в блинчик» (логопед ватной палочкой или зондом прижимает среднюю часть языка, что помогает малышу поднять его боковые части).

При щечном произношении, в целях развития правильного дыхания, силы и направленности воздушной струи, ребенку предлагаются задания из комплекса дыхательных упражнений. Например, можно сдуть ватный шарик с ладошки.

Звук Ж можно «поставить» от звуков Ш, З или Р, при условии, что хотя бы один из них произносится ребенком правильно. В группе шипящих основным является Ш, чаще всего именно от него и начинают постановку парного ему Ж. У этих звуков одинаковое артикуляционное положение, поэтому при нарушении обоих из них, ставится сначала Ш, затем с добавлением голоса – Ж.

1. Артикуляционная постановка от звука Р.

Логопед просит произнести слог «ра». Когда ребенок говорит, при помощи постановочного зонда педагог останавливает вибрационные движения, характерные для звука Р. Вместо него будет слышен «ж». Затем повторяет еще несколько раз, после чего ребенок пробует произнести слог «жа» самостоятельно.

2. Постановка Ж от звука З.

Ребенок произносит растянуто слог «за». В этот момент специалист аккуратно меняет положение языка, приподнимая при помощи зонда его кончик к небу за передние верхние зубы.

3. Формирование правильного положения Ж от Ш.

В этом случае зонды и другие постановочные приспособления не понадобятся. Главное, помочь ребенку понять, что необходимо использовать голос. Для этого логопед просит приложить ладони к горлу, чтобы при напряжении голосовых связок чувствовалась вибрация. Затем предлагает попробовать произнести, как можно громче, звук Ш. При работе связок получится Ж.

Широко применяются пальчиковые гимнастики. Также логопед может предложить ребенку наматывать нитку на клубок и на каждый моток произносить слог, слово со звуком, который необходимо автоматизировать. В групповой работе по закреплению правильного произношения в обратных и прямых слогах можно использовать мяч.

Дифференциация звуков происходит при заучивании (чтении) скороговорок, чистоговорок, пословиц и поговорок, содержащих созвучные слова, например «пожар − базар, жал − зал». На начальном этапе используют картинки к словам.

Когда надо обратиться к логопеду

Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» и «Ж» происходит между третьим и пятым годами жизни.

Нарушение произношения исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными

Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш» и «Ж»

Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» и «Ж» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.

Автоматизация звука [Ж] в стечении согласных:

Жлоб, жвачка,  жду, жмурки, жмурить, жмых, жнейка, жнец, жнея, жница, жрец, жбан, жгут, жгутик, жгучий, ждать, жребий, нежданный, блуждать, утверждать, бриджи, джем, джигит, джемпер, джентльмен, джин, джинсы, джип, джунгли, наждак, дождевик, держатель,  держать, держаться, дважды, южная.

Картёжник, чужбина, рождество, Анжела, манжет, оранжевый, инженер, ржание,  поджог, буржуи, одержимый, лживый, лжец, лженаука,  поджечь, каждый, важный, бумажный, гаражный, граждане, многоэтажный, отважный, массажный, влажный, монтажник, стражник, дождик, кожный, ложный, сложный.

Неотложный, тревожный, ничтожный, пирожное, сапожник, художник, ножны, ножницы, дорожный, осторожный, нужно, дружно, дружба, служба, нужный, лыжник, булыжник, пляжный, тяжба, южный, вьюжный, таёжный, надёжный, молодежный, чертежник, ближний, нижний, подвижный, престижный, книжный.

Между, прежде, одежда, надежда, смежный, мятежный, нежный, вежливый, прибрежный, прилежный, побережье, небрежный, однажды, наваждение, награждение, упражнение, гражданин, вражда,  ложбина, ножной, нужда, Лужники, лыжня, трижды, четырежды, бережный, невежа, денежный, набережная, бережливый, невежда, побеждать, княжна.

Этап постановки звука

Как ставить звук “С”? Есть несколько способов постановки “С”:

Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Постановка по подражанию

Возьмите зеркало и покажите ребенку, в каком положении должны находиться язык и губы для получения нужного звука.

Чтобы это не было похоже на скучный школьный урок, пусть язычок будет кораблем, которому ветер-воздушная струя надувает паруса для дальнего плавания:)

Приложите ладошку малыша ко рту, чтобы он почувствовал прохладу выдыхаемого воздуха при произнесении “С”.

Иллюстрации, карточки, макеты и прочий наглядный материал помогут ребенку усвоить суть и не дадут заскучать.

Постановка механическим способом

Этот метод предполагает применение вспомогательных средств, например, зондов, шпателей.

Если вы решили поставить звуки ребенку в домашних условиях, используйте предметы домашнего обихода, предварительно позаботившись об их безопасности, например неострую зубочистку или палочку от мороженого.

Эти предметы, располагаясь вдоль языка, фиксируют правильное его положение для прохождения воздушной струи, способствуя получению нужного звукопроизношения. Чтобы губки слегка улыбались, придержите их пальцами.

Для постановки звука “С”, попробуйте следующее:

  • пусть ребенок улыбнется, положит широко краешек язычка на нижние передние зубы и подует на него;
  • теперь деревянной палочкой, надавливая вдоль язычка, сделайте желобок, по нему потечет воздушная струя;
  • при нажатии послышится шепелявый свист;
  • далее пусть малыш сблизит зубки, а язык уберет внутрь и продолжит свистеть;
  • тем временем вы, регулируя силу нажатия, добейтесь наиболее четкого звучания “С”;
  • после этого можно убрать палочку.

Через некоторое время ребенок сам научится правильно класть язык и свистеть  “С”.

Постановка “С” от других звуков

Твердый “С” можно поставить от мягкого “Сь”.

При произнесении “Сь” палочкой надавите на переднюю часть языка, чтобы образовался желобок. Полученный таким образом твердый звук “С” отрабатывайте многократно, пока язычок сам не будет ложиться правильно.

Если непрерывно тянуть “Т” и, улыбаясь, растягивать губы, то послышится “С”. Если он будет неясным, нужно сильнее улыбнуться, чтобы звук стал ярче.

Если ребенок правильно произносит звук “Ш”, попробуйте оттолкнуться от этого. Попросите малыша пошипеть и объясните, что язычок нужно передвинуть вперед, ближе к верхним зубкам. Послышится “С”. Получается?

Еще один способ постановки  “С” — это от “И”.

Артикуляционный уклад у этих звуков схож. Поэтому, если произнести “И” и, не меняя положения, пустить струю воздуха вдоль язычка, то получится нужный звук “С”.

Постановка мягкого “Сь” хорошо изложена в видеоуроке:

Артикуляционная гимнастика для звука “С”

Предлагаем вам комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме. С помощью логопедических упражнений органы речевого аппарата научатся занимать нужное положение, станут подвижными, их тонус придет в норму.

Исходное положение — улыбка

Почему ребенок не выговаривает букву Ж

Звук «Ж» — шипящий шумный согласный, т.е. в его образовании играет роль шум, который возникает в результате преодоления преграды воздушной струей. Также «Ж» является звонким, в его артикуляции обязательна работа голосовых связок.

Логопед поможет убрать дефекты речевого дыхания.

Таким образом, проблемы в произношении звука «Ж» у ребенка возникают, если присутствуют дефекты артикуляционного аппарата или речевого дыхания. Еще одной причиной является гипертонус мышц речевого аппарата: ребенок не может расслабить язык и растянуть его края на верхние боковые зубы.

Норма артикуляции звука «Ж»:

  • губы округлые, выдвинуты вперед;
  • зубы разомкнуты на 1,5-2 мм;
  • широкий кончик языка поднят к краю твердого неба или альвеолам;
  • между языком и небом посередине образуется щель, через которую проходит струя воздуха;
  • язык прижат к боковым зубам, его средняя часть опущена;
  • задняя часть языка оттянута назад.

Работа со звуком в слогах

Автоматизация Ш, Ж в слогах проводится в таком порядке:

  • прямых (ША, ЖА и др.);
  • обратных (АШ и др.), звук Ж в этих слогах не отрабатывают, потому что происходит его «оглушение»;
  • между гласными (АША, АЖА и др.);
  • со стечением согласных (ШКА, ЖДА и др.).

Задания для малышей на закрепление звуков необходимо сопровождать наглядным материалом. Обязательно в начале занятия проводят артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить речевой аппарат.

К отработке фонемы в прямых слогах добавляют изолированное произношение. Речевой материал также постепенно увеличивают в объеме: когда переходят к новому виду слогов, вначале добавляют 1–2 задания с уже отработанными сочетаниями.

Примеры заданий

Чтобы закрепить правильное произношение в слогах логопед использует специальные дорожки, «шагая» по которым ребенок произносит нужное сочетание звуков. В начале работы взрослый дает образец правильного произношения, затем проговаривает материал вместе с ребенком. Потом малыш повторяет самостоятельно.

Примеры слоговых дорожек:

  • ША-ШО-ШУ-ШИ;
  • ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ;
  • ША-АШ-ШУ-ИШ;
  • АЖА-ОЖО-УЖУ и т. д.

На этом этапе используют чистоговорки. Они направлены не только на отработку правильного произношения в слогах, но и постепенное введение звука в слово.

Примеры чистоговорок:

  • ША-ША-ША – мы купаем малыША;
  • ШО-ШО-ШО – отдыхаем хороШО;
  • ЖА-ЖА-ЖА – увидели Ужа;
  • ЖУ-ЖУ-ЖУ – на солнце я гляЖУ.

Автоматизация в слогах

Когда звук поставлен, его нужно ввести в речь. После отработки артикуляционных движений при изолированном произнесении звук автоматизируется в слогах. Начинать нужно с прямых слогов, в которых гласный идет посл согласного.

  1. Жук хочет найти на полянке самые красивые цветы. Поможем ему? Педагог называет слоги. Если ребенок слышит слог со звуком , кладет цветочек в свою корзинку. Ча, жа, ша, ра, жо, со, зы, жу, са, ру, жи, су, шу, жо, шо.
  2. Ребенку предлагают найти и прочитать слог, который находится в определенной точке на слоговой таблице (например, на пересечении 5 строки сверху и первого столбика справа).
  3. Дидактическая игра «Запасливый ёжик». Заранее нужно подготовить картинку ежа и изображения грибов и яблок с написанными на них гласными. Жука попросил друг Ежик помочь ему собрать припасы к зиме. Давай и мы присоединимся. Ставим звук перед гласным, который написан на грибочке или яблочке, после этого отдаем ежу (крепим к спинке).
  4. Дидактическая игра «Заплатки». Дается изображение жилета с белыми кружками на нем. Вокруг разбросаны круги с написанными слогами. Задание: жилет прохудился. Помоги побрать к нему подходящие заплатки. Подбирать нужно только заплатки со звуком Ж.
  5. Игра «Пропущенные слоги». Даются карточки с кружками. Рядом с каждым кружком написано по 1 слогу (-на, -вот, мы-, но-, у-). Нужно подставить слог ЖИ только в те кружки, с которыми получится слово. Должны получиться слова: живот, ножи, ужи.

Упражнения и игры на автоматизацию звука «Ж»

Использование любого метода отработки звука «Ж» требует закрепления материала с помощью упражнений и игр. Начинают проходить процесс автоматизации с букв, слогов, а заканчивают сложными поговорками, стишками и текстами:

  1. Игра «В гостях у пчел». Нужно сымитировать улей с помощью стола, под которым сидят пчелки (дети). После сигнала «Пчелки жужжите, за нектаром летите!» пчелки разлетаются опылять растения и поют «ЖУ-ЖУ-ЖУ». Ребята бегают, жужжат и показывают, как пчелы садятся на цветы. Тут выходит медведь (кто-то взрослый) и направляется к улью. Раздается сигнал: «Медведь идет, кто мед спасет?». Тогда пчелы должны лететь в улей и грозно жужжать «ЖЖЖЖЖЖ». Если детей много, можно поделить их на медвежат и пчел. В этом случае пчелами будут сначала одни, потом другие.
  2. Потренировать звук «Ж» в слогах
Между гласнымиСовместно с согласными
ажа, аже, ажо, ажи, ажу ежа, еже, ежо, ежи, ежу ижа, иже, ижо, ижи, ижу ожа, оже, ожо, ожи, ожу ужа, уже, ужо, ужи, ужу.жба, жбе, жби, жбо, жбу жва, жве, жви, жво, жву жда, жде, жди, ждо, жду жма, жме, жми, жмо, жму жна, жне, жни, жно, жну
  1. Проговорить чистоговорки

жажажа-жажажа – жаба выгнала ежа; жужужу-жужужу – жуку всю правду расскажу; жижижи-жижижи – жужелицу покажи; жожожо-жожожо – дожую я пирожок; жежеже-жежеже – ежевика на еже.

  1. Вспомнить слова со звуком «Ж» в начале, середине, конце слова:

жара, пожар, багаж; желе, ежевика, отрежь; жираф, инжир, Париж; жор, ожог, ёж; жук, жужелица, уж.

Попросить ребенка сказать, какие еще слова с этим звуком он знает.

  1. Повторить словосочетания

живой жук; жирная жужелица; кожаный жакет; бумажный жираф; жадный жокей; нежная кожа; прежний ожог; жаркая пижама; зажатый пиджак; ужасный обжора.

  1. Запомнить и рассказать стихотворения:

Жужжит над жимолостью жук, Тяжелый на жуке кожух. Еж с ежихою живет в норе, Яблоки жует он в кожуре, Никогда не жалует ужа, Лучше позовет к себе чижа. Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот.

Можно использовать для заданий картинки, на которых изображены животные, растения, предметы, цвета, геометрические фигуры, названия которых содержат букву «Ж». Также часто включают загадки, скороговорки, потешки, песенки. Чем лучше ребенок проговаривает звук, тем более сложные задания ему можно давать.

Если малыш заменяет «Ж» на другой звук, нужно включать задания с сочетанием в словах и предложениях обоих звуков.

Пример на «Ш», «Ж»:

Жил шершень у жужелицы, Жужжал он до ужаса, Шуршал и пыхтел без конца, Выгнала с шумом хозяйка жильца.

  1. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
  2. Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
  3. Экспериментальное исследование развития связной речи у дошкольников с ОНР Диагностика связной речи у детей осуществляется с помощью доступных для…
  4. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком ) — самое частое нарушение детской…

Нарушения произношения звуков

Коррекцию речевых нарушений эффективнее диагностировать и проводить у дошкольников. Чтобы при поступлении в 1 класс ребенок мог четко произносить все звуки родного языка, знать их характеристику (твердый или мягкий, глухой или звонкий, ударный или безударный, парный или непарный).

Занятия для детей проводятся в игровой форме, поэтапно, от простого к сложному – постановка изолированного звука, введение его в речь в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

В средних группах дошкольных образовательных учреждений проводится экспресс-диагностика.

В старшей и подготовительной группах – подгрупповые и индивидуальные занятия.

Автоматизация [Ж] в сочетаниях слогов

1. Прочитай сочетания слогов

Жа-жа-жа

Жо-жо-жо

Жу-жу-жу

Жи-жи-жи

Же-же-же

Жа-жо-жу

Жи-же-жа

Жо-же-жи

Жу-жо-же

Же-жа-жо

Жа – жо – жу – жи – же Жи – жа – жо – жу – же Жо – жа – жу – жи – же Же – жа – жо – жи – жу Жу – жа – жо – жи – же

2. Игра «Повтори за мной». Звук дружит с разными гласными и образует с ними слоги. Давай поиграем в игру «Повтори за мной» и проговорим слова, в которых встречаются эти слоги.

Жа-жа-жа – жар;

Жа-жа-жа – жаба;

Жа-жа-жа – жало;

Жо-Жо-Жо – Жора;

Жо-жо-жо- желтый;

Жо-жо-жо- лужок;

Жу–жу-жу – жук

Жу-жу-жу- лежу

Жу-жу-жу – жулик

Же-же-же – желе

Же-же-же – жена

Же-же-же – уважение

Жи-жи-жи – жить

Жи-жи-жи – жила

Жи-жи-жи – наживка

Почему некоторым детям трудно произносить звук «Ж»?

Существует ряд физиологических причин, по которым некоторым детям сложно произносить звук «Ж»:

  1. Патологии строения челюстей, приводящие к формированию неправильного прикуса. Среди них прогения (нижняя челюсть выступает вперед), прогнатия (верхняя выдается вперед). Также привести к нарушению звукопроизношения может закрытый прикус, когда при смыкании челюстей нижних зубов невидно, то есть их целиком перекрывают верхние.
  2. Неправильная работа языковой мышцы. Здесь отмечают чрезмерное напряжение задней части спинки языка и вялость передней.
  3. Проблемы со слухом. Это может быть общее снижение слуха или нарушение фонематического (звукового) слуха.
  4. Патологии голосовых связок.

Помимо физиологических есть также внешние причины, которые могут повлиять на формирование ошибочного звукопроизношения «Ж». Среди них:

  • орфоэпические ошибки окружающих. Если кто-то из родственников или друзей неправильно произносит этот звук, появляется большая вероятность того, что ребенок будет говорить его так же. Например, в детском саду дети часто перенимают друг у друга дефекты речи;
  • повторение взрослыми неправильно сказанных слов. Многие родители вместо того, чтобы поправлять ошибочное произношение, начинают в шутку повторять сказанное малышом. В итоге ребенок не видит своих ошибок, а замечает только умиление взрослых после того, что говорит. Это приводит к дальнейшим проблемам со звукопроизношением.

Словосочетания (57)

  • без права выезда за рубеж
  • верхний этаж
  • взялся за гуж — не говори, что не дюж
  • вошедший в раж
  • выйти замуж
  • выскочивший замуж
  • выскочить замуж
  • высший пилотаж
  • вышедший в тираж
  • вышедший замуж
  • главный персонаж
  • государственный муж
  • гражданский муж
  • да уж
  • если уж
  • за рубеж
  • и так уж
  • канцелярский нож
  • колючий как еж
  • консервный нож
  • красивый пейзаж
  • лидер продаж
  • лишенный героических черт персонаж
  • любимый муж
  • морской еж
  • на черта похож
  • наложенный платеж
  • наточенный нож
  • не дюж
  • не похож
  • не так уж
  • неверный муж
  • ну что ж
  • обманутый муж
  • объем продаж
  • основной персонаж
  • острый нож
  • ото ж
  • перочинный нож
  • песчаный пляж
  • поди ж
  • поэтический персонаж
  • прекрасный пейзаж
  • произведший монтаж
  • работник отдела продаж
  • раз уж
  • родительный падеж
  • склонный действовать под влиянием внезапного побуж
  • стальной нож
  • страховой платеж
  • трудовой стаж
  • умственный багаж
  • ученый муж
  • финский нож
  • хит продаж
  • цокольный этаж
  • что ж

Поиск занял 0.017 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий