Артикуляционная гимнастика для звуков «с, з, ц»

Комплекс упражнений для чёткого произношения звуков Ц, З, С

Прежде чем выполнить упражнение, расскажите ребенку словами, как должен двигаться язычок, следите, как кроха их выполняет. Малышей не расстраивают ошибки, которые они допускают, если вы сами отнесетесь к ним с юмором. Частой ошибкой может быть надувание щек. Пусть малыш сам придерживает щеки ручками, чтобы они не надувались.

Гол!

Первый важный навык, когда ведется постановка звука С – научиться воспроизводить длинную беспрерывную струю воздуха. Положите два элемента конструктора или кубика на стол – это будут ворота. Перед ними положите ватный шарик. Малыш должен вытянуть губы, сложив их в трубочку и потоком воздуха загнать шарик в ворота. Щеки не должны надуваться! Подача воздуха происходит не за счет щек, а из легких.

Язычок лег отдохнуть

Приоткрываем рот и с помощью легкого похлопывания губ, произносим «пя пя пя пя». Теперь расслабленный плоский широкий язык показываем изо рта и кладем его на верхнюю губу. Делаем «пя пя пя пя» непосредственно по спинке языка – это массаж для отдыхающего язычка. Каждое похлопывание язычка губами должно делаться на одном выдохе.

Язык-блинчик

Научите ребенка удерживать его язычок в расслабленном положении высунутым максимально долго

Важно – губы так же не должны напрягаться и не подворачиваться. Бока языка должны касаться уголков рта – широкий язык

Чистые зубки

Кончиком языка необходимо «почистить» все зубки во рту

Уделите внимание как «спинкам» зубок, так и внешней поверхности их

Это упражнение особенно важно, когда необходима постановка звука Ц. Следите, чтобы губы были неподвижны во время упражнения и растянуты в спокойной улыбке

Следите, чтобы губы были неподвижны во время упражнения и растянуты в спокойной улыбке.

Как закреплять результаты занятий

Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.

Самым эффективным способом закрепления результата считают чтение вслух. На начальных этапах можно проговаривать простые скороговорки. В дальнейшем нужно переходить на более объемные тексты

Важно поддерживать с малышом беседу. Это не только тренирует речь, но и развивает слух.

При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.

Ход занятия.

1) Организационный момент. (Психогимнастика).

* Стоя на ковре.

Логопедобращается к ребенку:

– Я очень рада, что ты пришел на занятие. Посмотри, к нам пришли гости. Давай с ними поздороваемся, улыбнемся им и подарим всем свое хорошее настроение.

Далее ребенок присаживается за стол).

2) Постановка цели занятия.

Логопед говорит ребенку:

– Посмотри, кто нарисован на картинке?

-Правильно, это тигр.

– Покажи, как рычит тигр? (р-р-р).

– Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук в слогах, словах, предложениях.

3) Артикуляционная гимнастика. (с картинками).

*Сидя за столом.

– Сейчас мы будем делать зарядку для языка. Помогать нам будут картинки.

(Упражнения: «Почистим верхние зубы», «Накажем непослушный язык»,

«Лошадка»). Расскажи, что делают губы, зубы, язык, горло, когда мы произносим звук

4) Развитие речевого выдоха.

* Стоя около стола.

– А теперь возьми вертушку и подуй на нее.Не забудь: при вдохе дышим носом, плечи не поднимаем; при выдохе дышим ртом, щеки не раздуваем.

-Молодец.

5) Пальчиковая гимнастика.

*Стоя около стола.

-Сейчас поиграем с пальцами. Большой палец будет здороваться с остальными с помощью слогов.

Ра-ро-ра-ры,

Ру-ры-ра-ро,

Ры-ро-ра-ру.

(Упражнение сначала выполняется правой, затем левой рукой).

6) Игра «Поймай звук».

*Стоя на ковре.

-Сейчас мы поиграем. Я буду называть разные звуки,а ты хлопнешь в ладоши, если услышишь звук

п, т, к, м, р, л, с, р, п, т, р, д, р…

7) Игра «Найди звук».

*Сидя за столом.

– Перед тобой лежат картинки. Ты должен сказать, где в названии картинки находится звук : в начале, в середине или в конце слова.

8) Физминутка «Комар».

*Стоя на ковре.

-Ар-ар – вот комар! (Руки на поясе, повороты головы из стороны в сторону)

-Ар-ар – злой комар! (Руки на поясе, поморщить лоб, показать злость)

-Ра-ра – не боимся комара! (Руками отпугнуть комара)

9) Игра «Будь внимательным».

*Сидя за столом.

-Сейчас ты будешь повторять предложения. Слушай внимательно и запоминай их.

Тигры громко рычали.

У верблюда горб.

Сегодня морозное утро.

Шофер управляет грузовиком.

Рая сорвала ромашку.

Утром бывает роса.

Захар покупает розы.

10) Игра «Составь предложение».

*Сидя за столом.

-Я тебе раздам картинки, на них нарисованы разные предметы. Ты должен составит предложения с названиями этих предметов.

Помидоры…

Расческа…

Ворона…

Мухомор.

-Молодец! Интересные предложения у тебя получились.

11) Итог занятия.

-Какой звук мы сегодня повторяли?

-Какие слова с этим звуком ты запомнил?

-Какие игры тебе понравились?

-Что было для тебя трудным?

Виды и механизмы нарушений

Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а замена в речи другими звуками − парасигматизмом. Сигматизмы различаются механизмами нарушения. Причинами являются особенности строения органов артикуляционного аппарата.

К ним относятся:

  • неправильный прикус;
  • слабый или повышенный мышечный тонус языка;
  • расщелина губы, неба.

Перечисленные особенности анатомии приводят к нарушению работы артикуляционной моторики, что является одной из причин неправильного произношения. Самая распространенная причина − неправильное положение языка. Если он расположен между зубов, то речь будет шепелявая. Он может занимать положение для произнесения Т или С, тогда фонема будет звучать нечетко.

Язык может уходить вбок и воздушная струя будет проходить не по центру, а через его боковой край, в результате получается «хлюпающий» эффект. Или он может сильно подниматься к небу, из-за чего воздушная струя выходит через нос и речь звучит гнусаво. Артикуляция может быть похожа на артикуляцию шипящих, а Ц будет звучать как Ф.

Сигматизмы также являются признаками следующих речевых нарушений:

  • дислалии;
  • дизартрии;
  • ринолалии;
  • алалии.

Кроме того, причины искажения звука могут быть социальными:

  • При общении с ребенком взрослые искажают речь, получается так называемое сюсюканье. Такое общение поддерживать можно, пока ребенок не начнет говорить. Он должен слышать правильное произношение звуков, чтобы потом его речь была грамотной.
  • Ребенок общается со взрослыми или детьми, имеющими трудности со звукопроизношением, и подражает их речи. Нужно, чтобы эти люди стали заниматься коррекцией речи, либо старались не использовать слова, в которых есть «трудный» звук. Особенно, если вы уже проходите этап автоматизации.

Чаще всего Ц заменяют на другие свистящие или на Т. Это связано с тем, что в нем соединились два звука, поэтому если у ребенка недостаточно сформированы фонематические процессы, то он может не выделять нужную фонему среди других из-за похожих акустических и артикуляционных признаков. И это также связано с неправильным произношением. От причины появления сигматизмов и парасигматизмов зависит коррекционная работа.

Артикуляционные упражнения

  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
  • (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

«Месим тесто»

  • улыбнуться;
  • спокойно положить язык на нижнюю губу;
  • пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
  • закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчик»

улыбнуться;

приоткрыть рот;

положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.  

Чистим зубы»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить»  нижние  зубы;
  • делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх;
  • нижняя челюсть при этом не двигается.

«Часики»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
  • нижняя челюсть неподвижна.

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).

«Киска
сердится»

  • губы в улыбке, рот открыт;
  • широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами;
  • на счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в бугорки за нижними зубами,  на счет «два» язык убирается  вглубь рта;
  • кончик языка при этом не должен отрываться от бугорочков за  нижними зубами рот не закрывается.

«Загнать мяч в ворота»

  • положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками;
  • щеки не должны надуваться.
  • рот закрыт;
  • кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
  • на щеках образуются твердые шарики — «мячики».
  • открыть рот;
  • узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
  • не прикасаться к губам и зубам.

«Трубочка»

  • открыть рот;
  • высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх;
  • подуть в «трубочку».

Выполняя эти упражнения правильно и регулярно вы
поможете своему ребенку быстрее справиться с неправильным произношением
свистящих звуков. Иногда длительного выполнения этих упражнений (1-2 месяца)
будет достаточно для того, чтоб звуки самостоятельно появились в речи. В более
тяжелых случаях, связанных с органическим поражением артикуляционного аппарата,
нужно обратиться за помощью к учителю-дефектологу.

Буклет «Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков»

Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.

Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.

После постановки звука (, ) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения

Если у ребенка не сформированы звуки , , , , то при отработке (, ) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками , , , ). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие , , ).

Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук изолированно («с-с-с-с-с»).

Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (по подражанию) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук (, ).

Детям можно предлагать игры:

  1. 1. выбирать из картинок те, в названиях которых звуки , , имеются в начале (в середине или в конце) слова;
  2. 2. распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях;
  3. 3. составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков — — .

Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно, выполнять домашние задания. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука

Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.

Рекомендации Перегудовой Т. С.

Артикуляционная гимнастика для звука «С»

Работая над постановкой буквы «с», важно добиться губ, приучить язык ребенка все время маневрировать, то есть менять положение, принимая различные формы и правильно выпускать воздух изо рта на выдохе. Добиться этих требований абсолютно несложно

Сегодня для этого применяется огромное количество специальных упражнений:

Добиться этих требований абсолютно несложно. Сегодня для этого применяется огромное количество специальных упражнений:

«Заборчик» – этот элемент гимнастики заключается в следующем: стоя перед зеркалом, малыш должен улыбаться так, чтобы во рту было видно полосу сомкнутых зубов. Удерживать такое положение губ и челюстного аппарата можно 5-10 сек.

«Трубочка» – это упражнение некое продолжение «Заборчика»: во время его выполнения ребенок должен из широкой улыбки вытянуть губы вперед, округлив их, как бы для произношения буквы «о». Его также можно повторять столько сколько выдержит малыш.

«Открытый заборчик» – рот раскрыт в улыбке, но зубы при этом не соприкасаются, а кончик языка упирается в нижний их ряд. В таком положении челюсти нужно закрыть рот, не убирая язык с нижних зубов. Обычно это упражнение начинают делать от нескольких раз, постепенно доводя до 10-15.

«Блинчик» – во время его выполнения, ребенок снова должен улыбаться с открытым ртом, высунув язык на нижнюю губу, не прикасаясь ним к верхним зубам. Удерживать такую улыбку можно до 15 секунд.

«Массаж язычка» – также хорошее упражнение в артикуляционной гимнастике. Выполняется следующим образом: ребенок приоткрывает рот, держа язык на нижней губе, и шлепает по ней верхней губой

При этом важно еще и произносить звук «пя». После выполнения этого элемента нужно немножко покусать язычок, выговаривая при этом «тя»

«Остужаем блинчик» – нужно дуть на блинчик, произнося звук «ф». При этом малыш не должен надувать щеки.

«Чистим зубки» – снова улыбаемся с приоткрытым ртом, при этом кончиком язычка ребенок как бы должен изнутри чистить нижние зубки, водя ним в разные стороны. Во время этой процедуры челюсть не должна двигаться. Почистив изнутри, малыш может проделать то же самое снаружи нижних зубов, немного выпячивая язык.

«Трубочка из языка» – известное упражнение многим, однако не всем удается его сделать. Если у ребенка получается сворачивать язычок в трубочку, тогда проделывайте и этот элемент гимнастики, он также хорошо влияет на постановку правильной речи.

 Дабы ваш малыш с удовольствием повторял все эти упражнения, нужно делать их вместе и в игровой форме 

Когда вам удастся научить ребенка выполнять эти упражнения без каких-либо сложностей и уверенно менять положение языка, можно перейти к постановке звука «с». Этого также можно добиться с помощью очень простых упражнений:

  • подражая взрослому – малыш вместе с родителями медленно произносит букву «с», следя за тем, как это делают они;
  • сдувая шарик – имитирует звук, при котором получается выговорить согласную «с».

После того, как он научится делать и это нужно автоматизировать ее произношение. Для этого можно использовать скороговорки, поговорки и прочие стихотворные куплеты, в которых преобладает буква «с».

Как поставить звук механическим способом

Речевое развитие может осуществляться и механическим путем. В данной ситуации рекомендуется активно использовать специальные простые упражнения:

«Изобразить» на лице широкую улыбку, язык при этом находится в межзубном положении

Важное условие – не касаться им верхнего ряда зубов. Через некоторое время мышцы рта расслабляются, затем упражнение снова повторяется.
Следующим шагом станет дуновение на кончик языка, который должен быть высунутым из ротовой полости

Чтобы почувствовать воздушную струю, следует подставить к губам ладонь.
Пока ребенок будет выдувать воздух, необходимо надавить на язык зубочисткой. Это поможет сформировать желобок, через который направляется струя воздуха.
На следующем этапе челюсти смыкаются, но зубочистка между ними остается. Она помогает зафиксировать язык в нужном положении. Прохождение воздушной струи спровоцирует свист.
Во время воспроизведения свистящего звука необходимо нажимать зубочисткой на разные участки языка, выявляя, в каком положении «с» будет звучать правильно.
После того как ребенку удастся произнести нужный звук, упражнение выполняется без использования зубочистки.

Особенности артикуляции

В норме при произнесении Ц губы находятся в положении легкой улыбки, зубы видны. Они чуть сближены, между ними должна быть маленькая щель. Кончик языка нужно сделать широким и расположить в нижней полости рта. А его боковые края касаются верхних зубов.

Особенность артикуляции звука Ц − передняя часть языка на несколько секунд должна занимать положение как для произнесения Т. В таком положении вместе с альвеолами язык образует щель, на выдохе струя получается сильная холодная, как при произнесении С

Обратите внимание ребенка на особенность выдыхаемой струи: она не просто направленная, а толчкообразная. При произнесении этой фонемы человек выталкивает воздух

Голосовые связки разомкнуты, не работают, поэтому звук Ц − глухой согласный.

Артикуляция звука

Для правильного произношения важна четкая работа мускулатуры языка, степень подвижности подъязычной связки

Важно следить за тем, чтобы ребенок не упирал язычок в зубы, не менял , на другие фонемы

Твердый

Кончик тела язычка должен быть узким. Орган поднимается к небу и смыкается у основания верхних резцов, альвеол. Средняя часть спинки опущена, боковые края не прикасаются к челюсти. Cоздается проход для выдыхаемой струи воздуха. Язык по форме похож на седло.

Мягкий

Кончик языка так же поднят к небу, прижат к нему кончиком. Средняя часть спинки приподнята, передняя напряжена. Место смычки языка и неба более широкое, чем при произношении твердого варианта звука. При фонации спинка продвигается немного вперед. Звук образуется голосом.

Продолжительность и советы по организации коррекционной работы

Продолжительность терапии зависит от речевого нарушения и того, как родители ответственно подходят к логопедическим занятиям. Их количество должно быть не менее 3-4 раз в неделю. Их продолжительность зависит от возраста ребенка. Обязательно используйте наглядный материал.

Ничего страшного, если в слогах и словах автоматизация займет больше времени. Часто закрепление в связной речи проходит быстрее, потому что ребенок освоил правильную артикуляцию. Но автоматизировать нужно только четкий звук без искажений.

Чтобы коррекционная работа была эффективной, вам может понадобиться помощь других специалистов, особенно, если у ребенка сложное речевое нарушение. Это дефектолог, невролог, потому что в этом случае нужно оказывать комплексное воздействие.

Начинаем с артикуляционной разминки!

Ребенок, который неправильно произносит один из свистящих, наверняка неправильно произносит и остальные из них, по аналогии с первым. Самой распространенной причиной неверного произношения этих звуков, является негибкость органов, что участвуют в его воспроизведении. Именно поэтому регулярность зарядок так важна. Подвижность не достигается одним занятием, а нарабатывается с каждым новым уроком. Перерывов в ежедневных упражнениях быть не должно.

Лучшее время – это утро. Для проведения занятия нужно всего три минуты времени перед завтраком. Всегда проводите обучение с детишками в форме игр. Для проведения артикуляционных разминок нужно знать несколько правил:

  • Выполняйте не более 2-3 упражнений за раз, но при этом каждое упражнение повторяется многократно.
  • Не вводите более одного нового упражнения за один раз, если есть трудности со старыми упражнениями, новое включать в процесс запрещено, пока не будет проработано старое.
  • Зеркало – лучший помощник при работе над правильной артикуляцией. Все ваши движения и работа речевого аппарата малыша должна быть видна ребенку, чтобы он имел возможность сравнивать то, что видит у вас и у себя.
  • Не любые упражнения – есть гимнастика! Ели вы пришли на тренировку и лениво помахали руками, у вас никогда не будет успехов. В работе с произношением так же: все упражнения должны быть проработаны качественно.
  • Не браните малыша за те моменты, что у него не получается, тем более, не расстраивайтесь сами. Всё требует навыков. Хвалите ребенка за любое правильно выполненное движение.

Что нужно делать на этапе дифференциации

На этапе дифференциации проводят коррекцию парасигматизмов. Логопед или родители предлагают задания для фонематических процессов. Взрослый должен произносить звуки четко, сильно выделять их голосом. Это связано с тем, что если ребенок неправильно произносил смешиваемый звук, то и слышал фонему искаженно.

Если ему сложно выделять на слух нужную фонему, предложите повторять ее за взрослым. Постепенно малыш научится выполнять задание на слух. Предлагайте найти фонему в слогах, словах

Обращайте внимание на артикуляцию, особенно если при выполнении упражнений будете опираться на проговаривание

Проводите работу над звуковым анализом слова. Объясните ребенку, где находится начало, середина и конец слова, какие звуки называют согласными и гласными. Обязательно дайте характеристику Ц, тренируйтесь определять место фонемы в слогах. Потом начинайте работать со словами.

Предложите ребенку распределить картинки на группы с определенными фонемами. Выбирайте вначале фонемы, которые совсем непохожи по акустическим и артикуляционным признакам. Потом, когда вы будете закреплять правильное произношение в словах, включите в занятия фонемы из одной группы (Ц и С).

Проводите коррекционную работу постепенно, не нужно нагружать малыша большим количеством информации. Именно поэтапность − важная составляющая успешных занятий.

Важность постановки свистящего звука

Речевые дефекты, развившиеся в детстве, во взрослой жизни могут привести к сложностям в общении. Поэтому постановку свистящих звуков необходимо осуществлять своевременно. Чем раньше обнаружено отклонение, тем больше шансов на его успешное устранение. Обычно дефекты становятся заметными, когда ребенок переходит в среднюю группу детского сада. Логопеды выделяют две разновидности нарушения:

  • парасигматизм;
  • сигматизм.

При сигматизме у ребенка искажается произношения звука «с» в мягкой и твердой формах. При парасигматизме происходит его замещение. Отклонения в разговорной речи могут оказать негативное воздействие на функционирование нервной системы. В дальнейшем это приводит к пониженной самооценке и коммуникативным расстройствам. На фоне неправильного произношения развиваются:

  1. Дислалия – заболевание, характеризующееся трудностями в произношении определенных звуков.
  2. Дисграфия – отклонение, сопровождающееся заменой и перестановкой букв во время письма.
  3. Дислексия – проблемы с чтением, обусловленные невозможностью соединять буквы в единый текст.

Ребенок не выговаривает звук [ц] – что делать?

В раннем детском возрасте малыш начинает повторять слова за взрослыми. Он еще только учится, поэтому часто делает ошибки в произношении. Некоторые звуки даются детям труднее остальных. В такую категорию входят свистящие – , , . Благодаря веселой артикуляционной гимнастике с использованием стихов ребенка можно легко научить говорить букву Ц, не выходя из дома и не прибегая к помощи логопеда.

Прежде всего нужно определить, насколько серьезен дефект произношения у ребенка. Для этого попросите его произнести подходящие слова, слоги и отдельно звук .

Целые слова

Нужно подобрать несколько слов так, чтобы звук находился в разных позициях: в начале, середине и конце слова. Если ваш ребенок может правильно произнести большинство названых вами слов, то проблемы с данным звуком у него нет.

Если же малыш не смог произнести большую часть слов или же произнес правильно только половину, то в этом нет ничего страшного – звук действительно трудный, но, регулярно выполняя несложные упражнения, ребенок вскоре осилит все слова.

Выберите слоги, содержащие вместе с гласными и согласными звуками.

Если ребенок не может выговорить звук , то попросите его поднести палец ко рту и сказать: «Тсс, тихо!». Повторение звукосочетания – отличное упражнение.

Обратите внимание: Если ребенок не справляется с произношением буквы Ц, это может указывать и на такие проблемы с речевым аппаратом малыша, как:

  • дисфония;
  • дислалия;
  • ринолалия;
  • дизартрия.

С такими логопедическими недостатками желательно начать бороться еще в детском возрасте, однако для точной постановки диагноза следует обратиться к врачу.

Почему возникают дефекты с шипящими звуками?

Причины, вызывающие дефекты речи, могут носить органический или неорганический характер. В первом случае проблемы возникают из-за чрезмерно выходящей вперед верхней или нижней челюсти, неправильно расставленных зубов, щели между зубами, открытого переднего и бокового привкуса, недостаточно длинной уздечки языка. Для устранения данных причин, стоит обратиться к логопедам или стоматологам.

Если артикуляционный аппарат находится в норме, неправильное произношение можно исправить. Здесь речь идет о том, что зубы, язык, мягкое нёбо и нижняя челюсть принимают неправильное положение, которое является причиной разных дефектов. Шипящие звуки ребёнок может:

  • не произносить,
  • произносить неправильно,
  • заменять шипящие свистящими,
  • смешивать звуки.

Щёчный сигматизм. Ввиду того, что преграда образована неправильно, не удается произнести шипящий звук. При артикуляции язык не работает, зубы сближены, иногда сомкнуты, боковые уголки губ прижаты к зубам, воздух выходит, производя глухой шум, а при произношении Ж добавляется голос. При этом щеки раздуты. Причина часто в иннервации мышц языка.

Свистящее произношение шипящих. Причиной является кончик языка, которые преобладает, образует среднюю щель.

Нижнее произношение шипящих. В данном случае неправильно образованна щель, потому что кончик языка сближается с передней частью твердого нёба. Звук произносится относительно мягко, напоминая Щ, и быстро. Бывают случаи, когда произношение имеет твердый характер.

Заднеязычное произношение. Если щель образовывается в том месте, где язык сближается с задней частью спинки нёба, возникает шум как при артикуляции звука Х или Г.

Губно-зубной. Резцы захватывают нижнюю губу, язык находится внизу, немного приподнимаетсяв средней части. Вместо Ж и Ш произносится губно-зубной В и Ф. Причиной дефекта может служить нарушение биологического и фонематического слуха.

Межзубный. Из-за того, что мышцы кончика языка и его передней части спинки слабые, есть передний открытый прикус, макрогласия, кончик языка просовывается между резцами, возникает дефект.

Призубный. Когда кончик языка граничит с верхними и нижними резцами либо прижимается к внутренней стороне верхних резцов, вместо чистого шипящего звука произносится его сочетание с Д и ТЗ. причина заключается в слабых мышцах кончика языка.

Боковой. При наличии бокового открытого прикуса и порезов (односторонний или двусторонний) боковых краёв языка, воздух выходит через боковые щели. Поэтому при артикуляции Ж и Ш слышится хлюпанье.

Носовой. Мягкое нёбо опущено, воздух выходит через нос, язык стремится занять положение заднеязычного звука. Вместо Ж и Ш удается произнести сочетание Н и Х. Причина также может заключаться в нарушении иннервации.

Рекомендации по автоматизации

Цель данного этапа − это закрепление правильного произношения в обычной речи. Многие родители считают, что если логопед поставил звук, то ребенок будет сразу говорить его правильно без помощи взрослых и без ошибок в речи. Но чтобы малыш стал использовать фонему без ошибок, органы артикуляции должны запомнить нужное положение при произнесении. Поэтому любой звук нужно закреплять поэтапно.

Начинать работу нужно с простого речевого материала − это изолированное произношение.

Взрослый объясняет ребенку особенности артикуляции, акцентирует внимание на положении органов речи, участвующих в образовании фонемы. Поэтому в начале данного этапа обязательно проговаривайте звуки вместе

Потом работайте со слоговыми дорожками, чистоговорками, потешками. В начале речевой материал насыщен отрабатываемым звуком. Это нужно для автоматизации правильного артикуляционного уклада. Малыш будет слышать правильное произношение отрабатываемой фонемы.

Для введения Ц в самостоятельную речь предложите составлять фразы, предложения с определенными словами (цапля, яйцо, цепь). Нужно учить рассказывать по картинке. На этапе автоматизации не включайте в речевой материал слова с другими свистящими и звуком Т, чтобы не усложнять процесс автоматизации. Включите в уроки соотнесение звука и буквы, ребенок легче усвоит письмо и чтение в школе.

Гимнастика для постановки звука «З»

В принципе, имея проблемы с произношением буквы «с», будут сложности и с выговариванием звука «з». Поэтому и работа над восстановлением нарушений его произношения проводится аналогичная. Только с той разницей, что «с» произносится приглушенно, а звук «з» более звонко.

Обычно он ставится от «с» громким произношением. Например, для постановки «з» или «зь» можно рассказать малышу сказку о голосе, который живет у каждого в горлышке. В начале сказки вы с ребенком легонько прикасаетесь кистью руки к горлу и начинаете историю: когда голос спит в своем домике (имитируете звук «с»), его стены вовсе не дрожат. Когда голос просыпается (звонко и громко произносите «з»), начинает петь и стены домика вибрируют (в этот момент рука малыша на горлышке должна почувствовать дрожание). Показывайте это упражнение своему малышу медленно, четко произнося каждую букву.

Для исправления нарушений произношения звука «з» логопеды также рекомендуют упражнения, описанные при артикуляционной гимнастике на постановку звука «с». Можно еще выполнять и такие элементы:

«Сердитая кошка» – губы нужно растянуть в улыбке, язык положить сначала на нижнюю губу, а потом, как бы приподнимая вверх, переместить на нижние зубы (так кошка выгибает спину, когда сердится).

«Загони мяч в ворота» – ребенок вытягивает губки в трубочку и со всей силы дует на комочек ваты, расположенный на столе

Во время выполнения этого упражнения важно следить, чтобы щеки малыша не раздувались

Когда вы научитесь быстро и четко выполнять артикуляционную гимнастику по постановке звуков «с» и «з», можно приступать к закреплению их произношения, точно так же как и в случае автоматизации буквы «с».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий