Артикуляционная гимнастика для звуков Ш и Ж

Этап 3. Работа над постановкой шипящих

Важно! Для постановки шипящего звука у дошкольника взрослому следует самому внимательно исследовать с помощью зеркала положение губ и языка при правильной артикуляции, только потом обучать ребенка. ​​​​​Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях

Для этого можно использовать разные способы:

​​​​​Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях. Для этого можно использовать разные способы:

  • Повторение чистоговорок, скороговорок, пословиц, разучивание небольших стихотворений, в которых присутствуют шипящие звуки. Для закрепления свободного использования звука в речи родители могут побуждать детей рассказывать сказки, придумывать небольшие тексты по картинкам, из личного опыта детей.
  • Если работа по звукопроизношению начинается с шипящего «ш», то постановка звука «ш» предполагает активное вовлечение дошколят в игры на формирование фонематического восприятия, например, «Бабочка». Дети хлопают в ладошки («ловят бабочку»), когда слышат нужный звук в словах (игрушка, малыш, шина, картошка).
  • В целях постановки звука «ж» можно предложить дошколенку хлопать при словах со звуком «ш», поднимать руки вверх при словах со звуком «ж» (камыш, жук, мышонок, жужжит).
  • Научить говорить звук «щ» можно легко, если уже хорошо поставлен звук «ш». Родители могут использовать постановку «щ» по подражанию, аналогично играм со звуком «ш» (щенок, щавель, ищем). Хорошо помогает игра «Преувеличение»: взрослый бросает мяч с определенным словом, дошкольник «возвращает» слово в преувеличенной форме (глаза-глазищи, кот-котище, усы-усищи, зубы-зубищи).
  • Со старшими дошкольниками родители могут поиграть в игру «Угадай, где звук?», для которой нужно подобрать слова с шипящим в разной позиции. Для поддержания интереса подбираются разного цвета карточки, обозначающие начало слова, середину, конец. Тогда дошколятам необходимо сосредоточиться и не перепутать цвета.
  • Словотворчество широко используется для постановки звукопроизношения. Игра «Доскажи фразу» очень нравится детям, при этом идет и постановка звуков, и общее развитие речи. Взрослый придумывает слог, ребенок добавляет предложение в рифму:

Жа-жа-жа,
Мы поймали ужа.
Ша-ша-ша,
Мама кормит малыша.
Ча-ча-ча,
Вот наша дача.
Ща-ща-ща,
Березовая роща.

Аналогично придумываются фразы с другими слогами.

Постановка звуков родного языка необходима не только для развития правильной речи, но и для формирования личности дошколят. Если у детей будет хорошее звукопроизношение, значит, они без особых трудностей смогут овладевать программой детского сада, школьным материалом.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч):

Почему не шипит буква «Ш»

Причины неправильного произношения могут быть следующими:

Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Кроме того, качество произносимого звука зависит от развитости речевого аппарата.
Длительное использовании соски. Этот предмет портит прикус, что приводит к искаженному выговариванию свистящих и шипящих.
«Сюсюканье» с ребенком

Повторяя за старшими, дети коверкают речь.
Повторение некорректного произношения за взрослыми, у которых есть дефекты речи.
Плохо развиты память, мышление и внимание.
Нарушение речевого слуха (в некоторых случаях может развиваться дислексия).

Если после домашних занятий ребенок так и не выговаривает букву «Ш», стоит обратиться к логопеду.

Методические рекомендации для родителей

Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».

Советы по постановке звука

Научиться правильно произносить звук не так легко и поэтому ребенок нуждается в поддержке взрослых людей. Каждый день нужно уделять занятию около 20 минут.

Разминка для языка и губ

Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.

Она включает следующие упражнения:

  1. «Согреем ладошки».
    Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки.
  2. Непослушный язычок.
    Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются.
  3. Приклей конфетку.
    Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык.
  4. Качели.
    Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов.
  5. Лошадка.
    Поцокать, как лошадь.
  6. Блинчик.
    Расслабленный язык разместить на нижней губе.
  7. Кошечка.
    Ребенку нужно дотянуться языком до носа.
  8. Фокус.
    Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.

Задания для развития дыхания

  • «Забей мяч в ворота», игра в необычный футбол. В центре стола строятся ворота, делаются ватные «мячики». Игроки с двух сторон дуют на ватные мячики так, чтобы они влетали в ворота. Взрослый следит за правильными артикуляционными действиями ребенка: широкая улыбка, язык на нижней губе.
  • «Снежинки на носу». Предложить дошкольнику сдуть ватный комочек с носа правильными движениями челюсти: широкая улыбка, язык на верхней губе, подуть, чтобы комочек взлетел вверх.
  • Аналогично проводятся игры «Метель», «Листья летят», «Кораблики», «Самолетики».

Упражнения постановки от звука С

Самый распространенный способ постановки звука Ш от С. Такой способ используют, когда нарушений подвижности речевого аппарата не обнаружено. Для постановки шипящих будет полезен даже не звонко свистящий звук. Ребенку необходимо поднимать язык к небу, без напряжения озвучить С. После чего необходимо выпускать воздух при произношении. Таким образом получается шипящая Ш.

Воздух должен выходить без лишних усилий, ребенку не следует напрягать мышцы лица, излишнюю мимику. Постановка звука «Ш» ребенку поэтапно совершается для того, чтобы наглядно объяснить различия в принимаемом положении языка. Верхнее положение при звуке С дети часто путают с нижним звука Ш, из-за чего происходит смешение свистящих и шипящих.

Этап 2. Гимнастика для артикуляционного аппарата

Упражнения для губ

Для разминки губ можно использовать логопедические упражнения:

  • «Удивимся-посмеемся». Дошколенок делает поочередно широкую и узкую трубочку губами. Широкая трубочка находятся в состоянии «о», «узкая» ‒ «у». Вслух ничего не произносятся, работают только губы.
  • «Трубочка-улыбка». Поочередно ребенок то широко улыбается, то делает движение губами по типу звука «о».

Упражнения для языка

Для тренировки языка также используются классические упражнения:

  • «Вкусное варенье», в котором язычком облизывается нижняя губа то влево, то вправо.
  • Для упражнения «Скачет лошадка» нужно «поцокать» языком, имитируя шаг лошади.
  • «Слоник – лягушка»: губы попеременно имитируют то хобот слона, то улыбку лягушки.
  • «Веселые качели»: кончиком языка дотянуться до верхних зубов, затем опуститься к нижним.
  • «Тик-так»: кончиком языка, имитируя движения часов, двигаться влево и вправо с разной скоростью.
  • «Краски»: «раскрашиваем нёбо» язычком.

Все упражнения выполняются до 10 раз, но необходимо следить, чтобы малыш не утомлялся и занимался с интересом.

Дошкольник быстрее овладеет правильным произношением шипящих при четком проведении подготовительного этапа, поэтому им пренебрегать не стоит. Длительность таких занятий будет зависеть от индивидуального развития ребенка, состояния его артикуляционного аппарата. Специалисты советуют продлить их, если улучшение не произошло после трех занятий.

Когда необходимо обратиться за помощью к логопеду

С походом на прием к логопеду не стоит затягивать. Чем раньше начнется работа над речью малыша, тем быстрее он научится красиво и четко говорить. Необходимо проконсультироваться со специалистом в следующих случаях:

  • В 3-4 года ребенок не может вытягивать губы трубочкой, надувать щеки, высовывать язык, дотрагиваться им до нёба, а также воспроизводить простейший ритм.
  • После 3,5 лет малыш пропускает слоги в словах, путает их местами.
  • В 4,5 — 5 лет дошкольник не говорит связными фразами, путает в предложении род, число и падеж.
  • Ребенок говорит в нос.
  • Он захлебывается словами, не успевая за мыслями.
  • Малыш глотает слоги.
  • Ему не хватает дыхания на произнесение фразы.
  • Ребенок говорит монотонно.
  • Дошкольник не стремится к общению и обсуждению увиденного, услышанного и т.д.
  • Домашние занятия над неверным произношением букв не приносят ожидаемого эффекта.
  • У ребенка врожденные аномалии — заячья губа, короткая связка на языке, пониженный слух и т.д.

Правильная речь ребенка формируется не сразу. Существуют возрастные нормы, определяющие, к какому возрасту малыш должен уметь выговаривать ту или иную букву.

Если ребенок не может правильно произносить определенную букву, родители могут заниматься с ним дома.

Для верного произношения необходимы натренированные мышцы губ и языка, а также правильное дыхание. Научить ребенка верно выговаривать буквы помогут артикуляционные и дыхательные упражнения, а также игры и скороговорки для закрепления полученного навыка.

Обязательно надо подбадривать и хвалить ребенка за успехи. Видя поддержку взрослых и эффект от проделанной им работы, ребенку будут нравится занятия. А это — залог хорошего результата. Так малыш научится правильно произносить даже такие сложные буквы, как Р, Ш, Ж, Л, С.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Дополнительные рекомендации врачей

Если ребенок практически не говорит после 2 лет, обязательно обратитесь к врачу. Необходимо проверить слух малыша и его психическое развитие. Чем старше становится ребенок, тем сложнее будет лечение.

Заниматься с малышом необходимо с самого раннего возраста. Не развлекайте малыша, разрешая ему длительное время смотреть телевизор, старайтесь не давать планшет и телефон. Следите, чтобы ребенок не сосал соску слишком долго, могут возникнуть проблемы с прикусом, которые неизбежно сформируют другие сложности, например, с дикцией и с зубами. Вовремя вводите прикорм, у ребенка должны укрепляться мышцы языка, щек, жевание очень способствует этому процессу.

Упражнения для языка

  • Блинчик. Рот приоткрывается, плоский кончик языка показывается на 3-5 мм, боковыми сторонами задевает уголки рта, распластавшись на нижней губе, которая не должна заворачиваться.
  • Змейка. Рот максимально открывается. Язык высовывается, пытается достать до удаляющегося предмета. Челюсти абсолютно статичны.
  • Чашечка. Максимально открыть рот. Слегка улыбнуться. Боковые стороны с кончиком языка подворачиваются кверху, середина изгибается книзу, создавая ямку. Челюсти статичны.
  • Вареник. Рот держать открытым. Распластанный язык ложится на губу. Боковые стороны заворачиваются трубочкой, равномерно поднимаясь с обеих сторон
  • Грибок. Рот нужно открыть максимально. Присосаться всей площадью языка к твердому нёбу, держать в этой позиции. Боковые стороны, не расслабляясь, равномерно сильно прилегают к молярам. Уклад напоминает форму гриба, подъязычная уздечка вытянута, максимально напрягается. При каждом повторном воспроизведении рот открывается сильнее.
  • Наказать непослушный язычок. Рот едва приоткрыт, расплющенный язык располагается на нижней губе, он очень плоский, соприкасается боками с уголками рта. Очень быстро открывать и закрывать рот, не пряча язык внутрь, без остановки говорить слог ПЯ. Губы не должны заворачиваться, прикрывать резцы. На одном дыхании слог проговаривается многократно. Выдох размеренный, дыхание не задерживается.
  • Гармошка. Укрепление язычной мускулатуры, отработка навыка удержания в верхней позиции, разработка подъязычной уздечки. Ротовая полость максимально открывается, губы улыбаются. Широким плоским язычком приклеиться к небу, не отклеивая его, двигать челюстью. С каждым разом пытаться открыть рот сильнее. Контролировать неподвижность губ.
  • Вкусное варенье. Разработка язычной мускулатуры, формирование ее активности, отработка подъёма широкого кончика языка. Рот максимально открывается. Губы расслаблены. Плоский передний краешек органа перемещается сверху вниз по верхней губе, облизывая ее одним рывком, резко убирается внутрь, в середину ротовой полости. В это время язык не сужается, боковые стороны перемещаются по молярам, кончик приподнимается. Губы расслабляются, не скрывают зубов, нижняя челюсть статична.
  • Саночки. Тренировка активности языка, навыка удержания его в верхней позиции с приподнимающимися боковыми сторонами. Рот нужно открыть. Слегка улыбнуться. Боковые края крепко прилегают к верхним молярам, середина прогнута книзу, кончик расслаблен. Ездить боковыми сторонами вперед – обратно по молярам. Наблюдать, чтобы челюсти не поднимались, оставались расслабленными.
  • Качели. Разработка язычной мускулатуры. Формирование динамичности и пластичности, совершения манипуляций. Рот открывается. Слегка улыбнуться. Болтать кончиком вверх-вниз от носа к подбородку. Постепенно выполнение усложняется поэтапным переходом к губам, потом к резцам, заканчивая манипуляциями у альвеол.
  • Лесенка. Укрепление язычной мускулатуры, формирование пластичности, коррекция координации кончика, отработка навыка манипулирования им. Рот открывается. Слегка улыбнуться. Плоский язычок притрагивается сначала к внешней, а потом к внутренней стороне верхних резцов, аналогичные манипуляции совершаются у нижних зубов.
  • Маляр. Отработка перемещения языка наверх, его активности, навыка манипулировать. Рот открывается. Немного улыбнуться. Плоский кончик передвигается по нёбу, совершая мазки вперёд назад. Контролировать, чтобы он не становился уже, правильно ударялся о поверхность верхних резцов, не выходя наружу. Подбородок статичен.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий