Упражнения для коррекции произношения звука [р]

Предварительная тренировка язычка

Дома, примерно с 3-4 лет, можно проводить несложные упражнения, помогающие тренировать язычок. Среди них:

Большой пальчик, вымытый предварительно, кроха должен положить под язычок, двигая им влево-вправо. Чтобы данное занятие не давило на него, можно поиграть в машинку, таким образом мы заводим мотор.


Игры -повторялки – хороший способ тренировок

Если у малыша маленькая уздечка, то конечно можно ее подрезать у хирурга, а можно в домашних условиях попробовать растянуть ее. Для этого нужно приоткрыть рот, язычок присосать к верхнему небушку и производить раскачивающие движения вверх-вниз.
Следующая тренровка ассоциируется с чисткой зубов, для этого губы растягиваются в улыбке, а кончик язычка имитирует чистку задней поверхности зубов

Во время этого упражнения важно не двигать нижней челюстью.
Еще одна действенная тренировка заключается в том, чтобы научить ребенка цокать языком, подражая при этом лошадке.
Также подготовка заключается в развитии дыхательного аппарата. Для чего обычно надувают воздушные шарики.


Логопедические упражнения на букву Р

Следует помочь малышу развить сильный выдох, для этого необходимо высунуть мягкий язычок и плюнуть через него. Именно такой выдох нужен при произношении «Р».

Упражнения на букву «Р»

Тренировку следует производить сидя за столом. Еще одно условие для успешного выполнения тренировок – это два зеркала, одно из которых нужно маме или другому члену семьи, который занимается с крохой, а другое – малышу.


Занятия перед зеркалом позволяют ребенку контролировать произношение

Ниже перечислены широко применяемые логопедами упражнения:

  1. Нужно попросить ребенка открыть шире ротик, поднять язычок за верхние зубки. Зафиксировать результат на 15 секунд.
  2. Кончик язычка находится наружи, губы растянуты в улыбке. Ребёнка нужно попросить легонько прикусить кончик языка не менее 10 раз.
  3. Следует повторять цоканье языком не менее 15 раз, постепенно ускоряя темп.
  4. Открыв широко ротик малыш ударяет по бугоркам верхнего неба, при этом подражая дятлу, он произносит «Д-Д-Д» на протяжении 15 секунд.

Тренировка звука в разговоре

После того, как у ребенка освоены все вышеперечисленные упражнения, следует переходить к новому этапу: научить выговаривать букву в словах. Для этого кончик язычка в твердом состоянии прижимается к небу, «давай сделаем укольчик», и производится сильный выдох. При условии, что все правильно, кончик язычка должен завибрировать, что вызывает сильный и твердый «Р».


Упражнения на выговаривание звука Р

Конечно, это большой прорыв в обучении, но теперь стоит не менее важная задача: процесс автоматизации. Если опустить этот момент, то все пойдет насмарку.

Первым делом происходит тренировка звука на стыке с согласными: «пр», «тр», однако здесь нужно фантазировать, так как у одного ребёнка идет быстрей на стыке со звонкими: «др», «жр». А у другого легче идет состыковка между согласными и гласными: «дра», «тра», причем, в этом случае гласные тянутся как можно дольше. Эти нюансы зависят от индивидуальностей ребёнка, и задача родителей – научить, подбирая нужный метод.

Когда можно переходить на скороговорки

После того, как малыш научился выговаривать букву в слогах и словах, можно будет подключать коротенькие чистоговорки, именно они помогут для дальнейшей автоматизации буквы. Однако их нужно подбирать в соответствии с той возрастной группой, в которой находится малыш. И это естественно, ведь упражнения, рассчитанные на 3-леток существенно отличаются от занятий для детей от 5 лет.


Скороговорки на звук Р

Важным условием получения нужного результата является доброжелательный настрой. У ребёнка должно быть желание заниматься, он должен чувствовать удовольствие и поддержку от родителей.

Учимся говорить букву «р»

Чтобы быстро научить ребенка выговаривать букву «р», необходимо выяснить причину сложностей произношения. Исходя из неё, подбирается наиболее оптимальный способ развития речевого аппарата. К возможным причинам отклонения относят:

  1. Неправильное произношение у взрослых. Ребенок невольно повторяет искаженный звук.
  2. Физическое переутомление, вызванное перенесением серьезных заболеваний, также может оказать угнетающее воздействие на развитие речи.
  3. Если родители общаются между собой на разных языках, увеличивается вероятность неправильного произношения.
  4. Недоразвитость органов речевого аппарата – серьезная патология. В некоторых случаях она требует хирургического вмешательства.
  5. Нарушения работы органов дыхательной системы могут стать временным препятствием для должного произношения отдельных звуков.

Научить ребенка правильно говорить букву р можно не только у специалиста, но и самостоятельно. Для этого достаточно выполнять следующее:

  • комплекс эффективных тренировок на каждый артикуляционный орган;
  • дыхательная гимнастика;
  • закрепление результата с помощью скороговорок.

Упражнения для губ

Чистота произношения звука «р» зависит не только от расположения языка, но и от правильного положения губ

Поэтому важно подготовить все органы артикуляции для того чтобы как можно быстрее научить ребенка выговаривать букву р. В этом помогут следующие упражнения:

  1. Губы максимально растягиваются в улыбке и фиксируются в таком положении на несколько секунд. Такое положение называют «лягушка». Сравнение с земноводным сделает процесс выполнения упражнения более интересным.
  2. Упражнение «заборчик» может превратиться для малыша в веселую игру. Зубы плотно смыкаются, а губы обнажают белый заборчик. Эти действия следует четко повторить не менее 6 раз.
  3. Малыш должен сформировать трубочку из губ, максимально выдвинув её вперед. Через 4 секунды требуется быстро вернуться в исходное положение.

Полностью исправить произношение с помощью этих упражнений не получится. Их следует комбинировать с тренировками языка и правильным дыханием. Желательно делать упражнения не реже 3 раз в неделю.

Гимнастика для дыхания

Звук «р» проговаривается во время интенсивного выдоха. Поэтому его постановка в обязательном порядке включает в себя дыхательную гимнастику.  Во время тренировок, как обязательное условие рекомендуется использовать логопедический шпатель. Он помогает зафиксировать язык в нужном положении во время выполнения дыхательной гимнастики.

  1. Растянув губы в улыбке, необходимо высунуть язык и водить его кончиком от одного уголка губ к другому. В этот момент осуществляется выдох.
  2. Требуется показать кончик языка, слегка приоткрыв рот. В таком положении нужно правильно произносить звук «з», выпуская из легких воздушную струю.
  3. Ребенку нужно представить, что перед ним находится торт с множеством свечей, которые необходимо задуть. Чтобы малышу было интересней, можно попросить его загадать желание. Набрав побольше воздуха в легкие, следует задуть свечи одним выдохом.
  4. На ладонь необходимо положить кусочек небольшой ваты. Ребенку нужно представить, что это снежинка. Упражнение заключается в попытках сдуть её с ладони одним выдохом.

Упражнения для языка

Научиться выговаривать букву «р» помогут тренировки для языка. Они способствуют улучшению подвижности органа и укреплению его мышц. К самым действенным из них относят:

  1. Представляя, что на губах сладкое варенье, ребенок должен кончиком языка провести по верхней и нижней губе.
  2. Требуется открыть рот и воспроизводить цокающие звуки, как лошадка. После небольшого перерыва упражнение повторяется.
  3. Нужно представить, что язык – это острая иголка. Нужно максимально вытянуть его, сделав как можно более узким.
  4. Упражнение «качели» выполняет острым языком. Необходимо открыть рот, после чего потянуть кончик к носу, а затем – к подбородку.

Общие советы по организации домашних занятий

Чтобы занятия были эффективными, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1. Заниматься регулярно (по возможности ежедневно). Редкие тренировки не дадут эффекта.
  2. Важна последовательность заданий: от простых к более сложным (вначале для закрепления произношения дать ребёнку отдельные слова, а затем уже сложные скороговорки и рифмовки).
  3. Для отработки звука следует использовать разнообразный материал, всё время придумывать что-то новое, чтобы заинтересовать ребёнка.
  4. На занятии очень важен позитивный настрой самого ребёнка: если в данный момент у него плохое настроение или не очень хорошее самочувствие, тренировку лучше отложить, например, на вечер.
  5. Не показывать малышу, что неправильное произношение Р — это серьёзная проблема. Пусть он воспринимает логопедическое занятие как игру.

Для успешности занятия очень важен позитивный настрой ребёнка, а тренировку следует преподносить как увлекательную игру

Как поставить звук “р” в домашних условиях

Как научить ребенка выговаривать букву “р” дома? Несмотря на желание быстро поставить звук “р” и научиться говорить ее за 5 минут, только терпение и труд станут тем фундаментом, на котором по кирпичику можно построить четкое звучание речи вашего малыша. А чтобы эти условия соблюсти, не забудьте про эмоциональную составляющую: ваша задача — логопедические упражнения на звук “р” сделать увлекательной игрой и обеспечить всем участникам хорошее настроение.

Итак, упражнения для выговаривания буквы “р” начинайте с разминки:

Далее следует основная часть по постановке звука “р” у детей, в которой можно выделить три этапа:

  • “р”, звучащий автономно;
  • “р” в слогах и в словах;
  • “р” в связной речи.


Ставим звук “р”, используя один из вариантов: 1. Тяните непрерывно “ддддддд” и не отрывайте язык от неба. Когда он завибрирует на сильном выдохе, получится звук “ддд-ррр”. Затем переходите на слоги “дра”, “дро”, “дру” с твердым “р”. Потом — на слова с этими слогами (дрова, дружба, драма) и на звук “тр” (труд, тракт, тропа). Когда эти приемы будут хорошо отработаны, убирайте “д” и “т” и учитесь говорить звук “р” без них: град, брать, кран, баран, город, корова, забор, топор.

Если не получилось произнести “р”, то на этапе непрерывного “д” можно легонько подтолкнуть язычок ребенка в глубь рта, например, палочкой от мороженого, или повибрировать ею же на середине языка. Звук “ддррр” должен получиться! А дальше — уже слоги и слова.

Способы обучения детей произношению буквы Р

Проблема с четким произношением буквы «Р» часто возникает у дошколят. Она появляется у родителей, которые заблаговременно готовят ребенка к школе, одновременно обучая его письму и математическим наукам.

По общепринятым нормам, считается, что ребенок должен овладеть этим звуком к 5-летнему возрасту.

Причины картавости

Буква «Р» считается одной из самых сложных для детского восприятия. Для ее произношения необходимо «натренировать» язык простыми упражнениями.

Причинами проблем со звуком «Р» могут стать:

  • анатомические особенности языка;
  • плохая подвижность языка;
  • затрудненное дыхание;
  • сложности со слуховым восприятием звуков.

Перед тем, как приступить к самостоятельным занятиям, лучше обратиться к специалисту.

Правила домашних логопедических занятий

При занятиях с ребенком, всегда важно проявлять мягкую настойчивость и терпение. Необходимо придерживаться определенного алгоритма действий:

Необходимо придерживаться определенного алгоритма действий:

  • начинают с легких разминочных упражнений для дыхания и языка;
  • затем, можно приступать к проговариванию слогов со звуком «Р» вслух и про себя;
  • далее, следует изучить различные скороговорки, акцент в которых делается на соответствующем звуке.

Кроме правильно построенной системы занятий, не последнюю роль в эффективном обучении будет играть и грамотный подход родителей к проблеме.

https://youtube.com/watch?v=YlXEEAQfN0Y

Чтобы обучение было успешным, важно:

  1. Учитывать настроение ребенка и свою внутреннюю готовность к проведению занятий.
  2. Обеспечить их регулярность и обязательное повторение пройденного накануне материала.
  3. Следить, чтобы ребенок произносил звук правильно.
  4. Занятия лучше проводить в форме игры, так ребенок лучше запомнит материал и меньше устанет.
  5. Поощрять малыша за усердие и не ругать за неудачи.

Помните, что одно занятие не должно превышать 20 минут.

Показатели неправильной «Р»

Как же понять, что с этой трудной буквой не все в порядке и когда пора бить тревогу? Не стоит пугаться, если малышу меньше 5 лет, однако, если ситуация не меняется с возрастом, стоит насторожиться.

«Р» может коверкаться малышами самыми разными способами:

  • буква в принципе не произносится (например, «дыа», вместо «дыра»)
  • буква заменяется (допустим, «лыба», за место «рыба);
  • звук произносится немного картаво (как бы с французским акцентом)

Для проверки качества произношения попросите ребенка немного порычать, если не получается, старайтесь научить его отдельному звуку. А вот если «Р» коверкается только в речи, то стоит тренировать слоги.

Упражнения для улучшения произношения буквы «Р»

Начинать нужно с разминочных дыхательных упражнений, затем, приступать к тренировке языка. Некоторые из них будут описаны ниже.

Дыхательная гимнастика для улучшения речи:

  1. «Снежинка» – для этого упражнения маме понадобится маленький кусочек ваты. Его кладут на стол и дуют, свернув губы трубочкой. Через некоторое время малыш начнет повторять это действие. Вату можно заменить на маленький теннисный шарик.
  2. «Ветерок» – нарезаем бумагу так, чтобы получились тоненькие полосочки. Смысл упражнения в том, чтобы сильно дуть на бумагу, представляя, как ветер сдувает листья.
  3. «Именинный торт» – в этом упражнении, ребенку нужно предложить задуть свечи на торте, как в день рождения. Суть заключается в том, чтобы первоначально дуть не прерываясь, а затем, с небольшими интервалами.
  4. Максимально надуваем щеки и медленно выпускаем воздух, округлив губы трубочкой.

Теперь, можно приступать к разминке языка.

Для этого, выполняется такая гимнастика:

  1. Язык нужно высунуть и быстро-быстро «раскачивать» его вверх и вниз. Повторяем 10 раз.
  2. Открыв рот, проводим языком по зубам, внутренней стороне щек и губ.
  3. Полезно щелкать язычком, как лошадка.
  4. Расчесываем язычок. Для этого, проводим язык между зубами наружу и вовнутрь по 5 раз.
  5. Быстро перемещаем язык от одного уголка рта к другому, так, чтобы он напоминал маятник. Выполняем упражнение около 10 раз.
  6. Ребенок растягивает губы, широко улыбаясь и открывая рот. Затем, требуется, чтобы он прижал кончик языка к верхнему нёбу, как будто, хочет произнести звук «нь». С этим положением языка, он должен открывать и закрывать рот 10 -15 раз.

Старайтесь делать маленькие паузы между упражнениями.

Постановка красивой речи – это трудоемкая задача и для ее выполнения, каждый родитель должен проявлять к ребенку максимум терпения и любви.

Как правильно закрепить результаты упражнений

Вот заветная буква наконец стала произноситься! Но расслабляться пока что рано, ведь закрепить результаты очень важно. Ребёнку. предстоит произносить сложный для него на данном этапе звук не задумываясь, автоматически

предстоит произносить сложный для него на данном этапе звук не задумываясь, автоматически.

Лучше всего подходит для этого повторение слогов, в которых присутствует буква «р». Сначала пусть выбор падёт на прямые слоги вроде «ра». Затем можно попрактиковать произнесение обратных – например, «ар».

После слогов можно переходить к словам. Но не нужно проявлять максимализм – пусть для начала слова будут простыми. Сложные – следующий этап. Они допустимы после того, как простые станут похожими на с лёгкостью раскалывающиеся орешки.

Предпочтительно, чтобы в подобных чистоговорках не встречались звуки вроде мягкой «л», мягкого «р», «й». Иначе ученик легко запутается и начнёт произносить мягкие звуки везде, в том числе и вместо искомого звука.

Стихи и предложения сложнее – верх мастерства. К ним нужно переходить позже, уже после описанных выше тренировок. Заодно такие вещи отлично потренируют память.

Обязательно нужно заниматься произношением регулярно! Юные картавщики могут великолепно справляться с заданиями на уроках, однако вне их разговаривают так, как привыкли ранее. Поэтому необходимо взять в привычку почаще разговаривать с малышом, прося его повторить что-нибудь, что поможет в закреплении материала.

Хочется надеяться, что эта статья помогла внушить оптимизм родителям. Не существует детей, которых невозможно научить правильно разговаривать – существуют неправильные подходы.

Логопедические упражнения в домашних условиях

На сегодняшний день найти логопеда не составит никакого труда. В садах есть специализированные группы, в которых основной акцент ставится на коррекцию речи. Также можно обратиться в специализированные центры. Однако все это требует времени и финансовых затрат. Тогда становиться логический вопрос: как научить выговаривать букву «р» в домашних условиях?

В первую очередь необходимо поставить звук «р». Это возможно сделать прибегнув к артикуляционной гимнастике. Основная задача такой терапии заключается в укреплении мышц языка, щек и губ.

Отдельные упражнения направляются на тренировку дыхания, которое необходимо в произношении буквы.

Для этого в помощь пригодятся следующие предметы:

  • Мыльные пузыри;
  • Воздушные шарики;
  • Шарики для пин-понга.

Такой арсенал точно заинтересует малыша, и он с удовольствием будет принимать участие в игре.

Кто быстрее надует шарик

Здесь важно присутствие всей семьи, чтобы у ребенка был стимул выиграть. Надувание шариков активирует все лицевые мышцы и хорошо разрабатывает дыхание
Сила дыхания. Для этого расставляются в ряд шарики для пин-понга, ребенок должен набрать полный рот воздуха и со всей силой выдуть как можно дальше свой шар.
Кто больше

Нужно по очереди с малышом надувать мыльные пузыри. И у кого он получиться больше, того и победа.

Для этого расставляются в ряд шарики для пин-понга, ребенок должен набрать полный рот воздуха и со всей силой выдуть как можно дальше свой шар.
Кто больше. Нужно по очереди с малышом надувать мыльные пузыри. И у кого он получиться больше, того и победа.

Во время игр старайтесь поддаваться малышу. Частые победы вызовут огромный интерес перед играми. И в скорости кроха сам будет просить повторить забавные состязания.

Далее для подготовки речевого аппарата следует регулярно повторять следующие упражнения:

  1. Рот нужно раскрыть, как будто сильно захотелось зевать и раскачивать язычок то вверх, то вниз. При этом кончик языка необходимо задержать на 15 секунд упираясь зубы. Такое упражнение способствует разработке подъязычной уздечки и укреплению всех мышц ротовой полости.
  2. Язык держим в широком состоянии и пытаемся облизать верхнюю губу. Можно представить что нужно слизать вкуснейший крем, который остался после съедения торта. Повторяется упражнение несколько раз с интервалом 10-15 секунд.
  3. Упражнение «Малярная кисточка». Нужно представить, что язык является кисточкой для рисования, и ей необходимо тщательно выкрасить небо, щечки и губки.
  4. «В поймай язычок». Задача ребенка, как можно дальше высунуть язык и быстро поймать его губами, при этом выдыхая воздух.
  5. «Как скачет лошадка?». Для этого щелкаем языком о верхнее небо, при этом должны выходить звуки напоминающие скачки лошадок. Однако для некоторых деток такое упражнение может показаться сложным, но уже через несколько тренировок все должно получиться.
  6. «Спрятать язычок». Ребенок должен как бы приклеить язычок к нему на несколько секунд, чтобы его не нашел волчок. Это занятие развивает подъязычную уздечку.
  7. «Считаем зубки язычком». Малыш должен провести языком влево и вправо по внутренней стороне зубов и постараться посчитать их. Если кроха еще не владеет счетом, то можно предложить ему почистить зубки кончиком язычка.
  8. «Летит комарик». Малыш должен выдвинуть язычок за передние зубки и попробовать в этом положении произнести звук «з». После язык спрятать за зубки упершись в них и небо, и также произнести «з».

Такие логопедические игры позволяют укрепить мышцы и растянуть подъязычную уздечку. Все упражнения следует повторять ежедневно, только в этом случае возможна коррекция речи.

Однако это только дает возможность подготовить ребенка к произношению буквы «р». Для полной отработки речевой коррекции необходимы вспомогательные упражнения.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Обратите внимание! Неправильное произношение допустимо по мере подготовки артикулярного аппарата ребенка к овладению звуками речи. Но когда 1,5-2 года тренировок не приводят к улучшению речи, есть повод насторожиться.. Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

На заметку! Уздечку можно развить с помощью упражнений речевой гимнастики, в крайних случаях применяется хирургическое вмешательство.

Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Непосредственно буква «Р»

Картавить малыша можно отучить, равно как и взрослого (что значительно сложнее), с помощью простых упражнений, согласно советам опытного логопеда.

Вначале пусть именно специалист покажет, что нужно делать, а потом вы сами сможете поставить букву «Р» дома.

  1. По картинкам проговаривайте слова, в которых «Л» (мягкая, а затем твердая) в любом месте.
  2. После переходите к словам с «Л» в начале.
  3. Далее только с твердой «Л». Она выговаривается практически так же, как и «Р», но для «Р» нужна характерная вибрация языка.
  4. Выдувайте с силой воздух при произношении твердой буквы «Л», чтобы кончик языка завибрировал.
  5. Когда вы добьетесь результата, переходите к словам с «Р» в начале. Получаться будет не сразу, но не отчаивайтесь.

Еще одно упражнение, которое стоит попробовать. Во время произношения твердой «Л» маленькой ложкой или пальцем попробуйте легонько и быстро провести по подъязычной «уздечке». Получится вибрация. Покажите этот прием ребенку, и он сам поможет себе (со временем отпадет необходимость в такой помощи). Это простое упражнение посоветует каждый логопед, даже если вашему чаду 12 лет и более.

Дети – это маленькие люди, нуждающиеся в нашей помощи, чтобы полноценно адаптироваться в современном, таком сложном и жестоком мире. Давайте им помогать и любить за то, что они есть.

Правильная организация занятий

Главным помощником в процессе изучения новых букв являются родители

Прежде чем приступать к занятиям в домашних условиях, важно соблюсти несколько правил, которые облегчат процесс обучения и сделают его более эффективным

Зеркало

Важно заниматься, глядя в зеркало, чтобы ребенок видел движения своих губ и языка, повторяя за взрослым.

Удобное положение. Для логопедических занятий лучше выбрать сидячее положение, поскольку расслабление конечностей позволит уделить больше внимания лицевым мышцам.

Регулярность занятий

Важно заниматься каждый день, а чтобы ребенок не переутомлялся и не начинал капризничать, продолжительность одного занятия должна быть не более 15 минут.

Форма обучения. Занятия лучше проводить в форме игры, чтобы ребенку было интересно, а упражнения воспринимались не как обязанность, а как увлекательная игра.

Двуязычность. Если в семье принято общаться не на одном языке, то на время обучения стоит изменить привычное общение и говорить в присутствии малыша исключительно по-русски, а занятия другим языком отложить до тех пор, пока ребенок не освоит русский язык.

Терпение. Важно понимать, что «р» — самый сложный звук для произношения, поэтому не нужно требовать от ребенка результатов в первый же день занятий. В некоторых случаях дети могут испытывать от таких упражнений физический дискомфорт или даже боль.

Развитие мелкой моторики. Не стоит ей пренебрегать, поскольку она стимулирует и способствует развитию мозга.

Похвала. Ребенку важно чувствовать поддержку и получать похвалу за свои старания, даже если результат занятий далек от идеала.

Отсутствие насилия. Ребенка не нужно насильно заставлять заниматься. Если чадо категорически отказывается выполнять упражнения, то лучше немного подождать и попробовать снова позже, возможно, отыскав другой подход.

Причины некорректного произношения

У ребенка может не получаться выговаривать вибрант по разным причинам. Перечислим их:

  1. Аномалии уздечки — она может быть укороченной, неправильно располагаться. У некоторых детей подъязычную связку можно растянуть с помощью упражнений. Но иногда уздечку приходится подрезать;
  2. Особенности строения языка — его сужение или увеличение (макроглоссия);
  3. Анатомия челюстей — узкая верхняя челюсть, неправильный прикус тоже могут препятствовать выговариванию вибранта;
  4. Аномалии неба — с расщелиной или готическим небом вибранты даются с трудом;
  5. Неправильное расположение или отсутствие зубов на верхней челюсти;
  6. Аномалии слуха — в этом случае малыш может не воспринимать вибрант на слух, еще более сложная ситуация — нарушения физического слуха;
  7. Гипотонус — слабые мышцы характерны для дизартрии;
  8. Подражание. Часто бывает так, что ребенок выговаривает вибрант, но приходит в детский коллектив, где дети «картавят». И он начинает повторять за ними — навык утрачивается.

От причины нарушения речи зависит и его коррекция. Для этого необходима консультация невролога и логопеда. Специалист распишет программу поэтапной постановки звука. Чем раньше начата коррекция, тем проще достичь хороших результатов.

Этап 1: подготовка к коррекционной работе

Заключается в определении звука «р» и его заменителя на слух и в сравнении их артикуляции. Чтобы сформировать артикуляционные навыки, которые нужны для постановки звука «р», логопед назначает маленькому пациенту специальные упражнения — для губ, языка и нижней челюсти.

На этапе подготовки к постановке звука необходимо познакомить кроху с частями его языка. Проще всего показать их на ладошке: кончик, спинка, края, животик. Так малышу будет легче выполнять упражнения.

Этап 2: постановка звука «р»

Есть несколько подходов: постановка по подражанию, от других звуков, механическим способом и с помощью гимнастики. Далее мы рассмотрим эти методы постановки более подробно.

Этап 3: автоматизация вибранта

Для этого ребенок проговаривает слоги и слова, а затем более сложные скороговорки, чистоговорки, стишки и фразы — с разным ударением и гласной. Это позволяет довести произношение до автоматизма.

Этап 4: введение вибранта в речь

Окончательно звук «р» у детей формируется в течение 25 – 40 дней, иногда требуется до 60 дней. Хотя нередки случаи, когда коррекция продолжается и в течение года. Заниматься с логопедом нужно минимум дважды в неделю, а остальные дни продолжать занятия дома по рекомендации специалиста.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий