Развиваем фонематический слух
Развитие фонематического слуха позволяет детям четче различать фонемы в речи. Другими словами, этот вид слуха способствует пониманию смысла, сказанного собеседником. Если слух нарушен, то дошкольник не сможет правильно запоминать и писать без ошибок.
Обратите внимание! Развить фонематический слух нужно как можно раньше, чтобы в школе не было проблем. Если дошкольник не слышит правильность произношения, то и грамотность развить невозможно
При это звук может вообще не слышаться (луг—уг) или слышаться неправильно (жук-щук).
Развивать фонематический слух можно, применяя:
- игры на определение первого звука в слове;
- игры на определение места звука в слове;
- наглядность (картинки) в играх;
- игры на соответствие картинки и слова;
- на поиск звука (где звук «З»? Кошка и заяц).
Дизартрия препятствует развитию звуковой культуры
При игре нужно проверять, понял ли игрок значение слова. Поэтому можно задавать наводящие вопросы:
- для чего это нужно?
- какого это цвета?
- из чего сделано? ит.д.
Также нужно подбирать слова с сильной согласной: суП, но не зуБ. Также для развития фонематического слуха в средней группе нельзя использовать гласные, дающие два звука в некоторых позициях: Я (й, а), Е (й, э), Ю (й, у), Ё (й, о). Если дошкольник путается в слове, то необходимо советовать родителям обратиться к логопеду, так как проблема может оказаться глубже (дизартрия).
Применение игр для развития ЗКР
Ведущим видом деятельности у детей среднего дошкольного возраста является игровая. Поэтому развитие речевой культуры должно происходить в соответствующей форме.
Что развивают игры по ЗКР?
Истоки неправильной речи закладываются еще до рождения ребенка, а также в период его роста в раннем возрасте. Перед тем, как приступить к упражнениям, необходимо развивать и мелкую моторику руки. Развитие мышц верхних конечностей сильно влияет на речь.
Звуковая культура речи
Задачи развития культуры речи:
- правильное произношение звуков и решение логопедических проблем;
- постановка хорошей дикции;
- развитие силы голоса и умения управлять темпом, громкостью речи;
- формирование уверенности в себе, в своих коммуникативных навыках;
- формирование фонематического восприятия;
- развитие органов дыхания;
- развития интонационных средств.
Игровые приемы включаются в различные виды деятельности детей. Педагог должен способствовать развитию речевой культуры в течение всего дня в саду: в режимных моментах, в непосредственной образовательной деятельности, на прогулках, досуговых мероприятиях и т.д.
Существует определенная последовательность развития речевой культуры:
- развитие фонематического слуха;
- уточнение и закрепление звука;
- закрепление звуков в словах;
- подбор слов по заданному звуку.
Развитие фонематического слуха
Данная последовательность применяется в средней группе. При этом упражнения всех четырех этапов нужно повторять весь учебный год.
Как провести занятие по звуковой культуре речи в старшей группе
В старшем дошкольном возрасте дети могут связно выражать свои мысли в правильно построенных предложениях. Нужно стремиться к тому, устные ответы детей содержали не только логическую последовательность, а были оформлены с правильной интонацией, произнесены отчетливо и внятно.
На речевом занятии «Звуковая культура речи» в старшей группе
Дошкольники понимают многозначность слов, могут подбирать синонимы. Они читают стихи, соблюдая вопросительную или восклицательную интонацию. Все эти упражнения используются для формирования связной речи ребенка.
Развитие речи для последующего обучения грамоте в старшей группе
К шести годам ребенок полностью овладевает произношением звуков, но орфоэпические ошибки в речи детей наблюдаются часто. Поэтому в старшей группе и проводятся занятия по развитию речи, задачи которых могут быть следующими:
- укрепить артикуляционный аппарат дошкольника;
- научиться четко выговаривать в словах свистящие и шипящие звуки;
- различать произношение похожих звуков;
- развивать фонематический слух: определять, где стоит слог, произносимый с большей силой.
Важно! Логопеды называют звуки — , — , — , — , — , — , — , () – , — считаются трудными, потому что разница в произношении парных звуков малозаметна. Восприятие звуков на слух связано с укреплением артикуляции речевого аппарата и усвоением правильного произношения
Работа воспитателя в этом направлении построена по определенному принципу:
Восприятие звуков на слух связано с укреплением артикуляции речевого аппарата и усвоением правильного произношения. Работа воспитателя в этом направлении построена по определенному принципу:
- упражнения в различении звуков на слух при произношении их в случайном порядке;
- ребенку предлагается назвать слова с оппозиционными звуками, произнести их в определенном порядке;
- задания на подбор слов, относящиеся к разным частям речи.
Заключительным этапом будут задания по построению собственных высказываний.
Я рассказываю
План-конспект занятия на тему «Встречаем птиц» в старшей группе
Цель:
познакомить детей с весной как временем года, жизнью птиц в этот период;
воспитывать трепетного отношение к пернатым;
развивать внимание, учить запоминать информацию.
развитие речи дошкольника
Ход занятия
- Воспитатель читает стихотворение-загадку о весне. Показывается репродукция картины о весне, дети должны назвать признаки весны, мотивировать свой ответ. Определить, какие звуки весенние звуки можно услышать в музыке.
- Лингвистическая игра «Дополни предложение»;
- Игра «Птичья весна»: воспитатель задает детям вопросы о птицах.
- Беседа «Чем похожи все птицы?»;
- Игра «Назови, кого не стало» (с фланелеграфа убирается изображение птицы).
- Физкультминутка
Развитие словарного запаса (О чем загадка? Зачем птицы строят домики? Определить правильную последовательность картинок и составить рассказ).
- Итог занятия: ребята открывают волшебную шкатулку.
Помогают усваивать материал презентации о птицах.
Обратите внимание! В целях эффективного использования время урока необходимо проводить беседы о птицах, экскурсии в природу — встречать птиц, сделать поделки из природного материала. Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Структура речевого занятия в ДОУ
Открытое занятие по звуковой культуре речи может быть построено следующим образом:
В помощь воспитателю
- Вводная часть воспитатель должен дать мотивацию всего занятия. Это можно сделать от лица литературного персонажа. Персонаж-помощник обрисовывает проблемную ситуацию, решение которой дети будут находить в парах, группах. Такой подход подталкивает детей к размышлениям, учит их соотносить свое мнение с другими.
- В ходе занятия используются различные приемы — наглядные, практические. После каждой части занятия проводится анализ деятельности детей от лица персонажа-помощника. Если ребенок не справился с целью, воспитатель нацеливает его на дальнейшую неделю тематических занятий.
- В течении всего занятия дети много говорят, к этому их побуждает воспитатель, задавая самые различные проблемные вопросы.
Важно! В структуре речевого занятия в ДОУ должны четко прослеживаться 3 части
Готовимся к школе
Весь первый класс дети работают над умением выделять звуки в слове. Учебно-методические комплексы школы составлены таким образом, чтобы дети закрепили этот материал. Поэтому в класс дошкольник должен прийти уже подготовленным, знающим и умеющим определять основные звуки.
Определяем количество слогов в слове
Игры на определение количества слогов различны:
- «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги» — дидактическая игра с дорожной картой и карточками со словами;
- «Слоговая линейка (конверт с линейкой и кружочками, где кружки — части слова);
- «Слова потерялись»— словесная игра. Педагог говорит слово нараспев, а участник должен определить, что за слово потерялось в этих слова: ма-ма-ла-па-пал-ка-ли-са и т.д.;
- «Сосчитай слоги» — дидактическая игра. Взрослый произносит слово, а дети выкладывают счетные палочки по количеству слогов.
Важно! В работе должны использоваться игры разных видов. Это позволит наиболее полно развивать навыки звуковой речи
Количество слогов в слове
Учимся говорить тихо
Дошкольники редко умеют контролировать громкость своей речи, поэтому работа педагога должна скорректировать такое умение. Основными играми являются:
- «Тише-громче»: участник говорит одно и тоже слово сначала громко, а затем тише и тише;
- «Тише мыши — кот на крыше» (подвижная игра): дети хаотично бегают и кричат, затем педагог проговаривает стихотворение, и дети должны разговаривать тише;
- «Идите снами играть». Педагог начинает игру: «Сейчас мы пойдем гулять. На улице прекрасная погода, поэтому давайте позовем наших друзей. Крикнем громко: Заяц, Лисичка!!! Выходите гулять!!! Ой, а вот еж живет рядом с берлогой медведя и его нужно звать очень тихо: ежик». Игра повторяется с разными персонажами.
Объяснительная и другие виды речи как уровень развития дошкольника
Обратите внимание! Игры по звуковой культуре речи, могут использоваться в средней группе и на прогулках, и в режимных моментах. Особенно эффективно применять их при сборах на прогулку, на занятиях физкультурой, так как в эти моменты дети начинают вести себя громко
Тренируем внимание
Звуковая культура речи невозможно без развитого внимания
Как показывает опыт большинства педагогов, внимание детей даже в подготовительной группе не устойчиво. Особую роль играет слуховое внимание:
- «Где звенит?»: выбирают ведущего, который встает вкруг. Воспитатель ходит по группе и звонит, а ребенок должен отгадать, где именно звенит колокольчик;
- «На чем играю?»: педагог выбирает звучащие инструменты: бубен, колокольчик, треугольник, трещотка и прочие. Участник встает спиной, а воспитатель по очереди играет на инструментах. Нужно отгадать, на чем играет педагог.
Игр на слуховое внимание много. При этом арсенал нужно постоянно менять и дополнять
Это позволит поддерживать интерес детей. Как правило, музыкальные игры очень нравятся ребятам.
Учимся говорить правильно
Дети старшего дошкольного возраста часто имеют логопедические проблемы:
- не выговаривают буквы;
- не выговаривают окончания слов;
- в сложных словах менять слоги местами.
Обратите внимание! Часто проблема переходит в начальную школу. Те звуки, которые ребенок не слышит, он и не пишет
Например, слово «Рыба» может быть написано, как «Ыба» или «Лыба». Такие проблемы должен решать логопед совместно с неврологом.
Каталог игр на развитие правильной речи:
- «Кто как кричит» (по А.Барто);
- «Придумай предложение». Педагог говорит: «Я скажу слово, а вы придумайте с ним предложение»;
- «Подбери слова». Педагог говорит слово-глагол или существительное, а дети должны подобрать к нему множество подходящих вариантов: Завязывать: шнурок, веревку, узел и т.д.
Игр множество. Для поиска можно обратиться к логопедическим пособиям и картотекам игр для развития речи. Каждый дошкольник, в том числе, и дети с ОВЗ должны иметь развитую речь.