Что влияет на формирование такого поведения?
Внушаемость часто вытекает из свойств нервной системы, темперамента, т.е. в каком-то смысле может быть врожденным качеством. Но это совершенно не значит, что если у ребенка слабая нервная система, то он всегда будет таким. Гораздо больше зависит от воспитания, личного опыта ребенка и той среды, в которой он растет.
Как влияет воспитание? Например, при гиперопеке — если в семье чрезмерно заботятся о ребенке, берут его жизнь под полный контроль, не давая возможности проявить себя, самостоятельно выбирать и решать возникающие проблемы.
Основная цель воспитания — научить сына или дочь, будущего взрослого, жить самостоятельно, принимать решения и нести ответственность. Когда мы все делаем за ребенка, не давая ему проявить самостоятельность, это приводит к тому, что он растет безвольным и беспомощным. Он привыкает к тому, что за него кто-то думает. Огражденный от трудностей и необходимости прикладывать усилия, он не учится справляться с трудностями. Отсюда вытекает готовность слушать и подчиняться кому-то, потому что решать и думать он так и не научился.
Тесно с этим моментом связано и игнорирование детских потребностей. Если мы, взрослые, всегда знаем, что лучше для сына или дочери (цвет футболки, с кем дружить, какую книжку почитать), и нам безразличны собственные потребности и интересы ребенка. Это тоже путь к ведомости: кто-то другой знает лучше. Ребенок привыкает задвигать свои интересы на задний план.
Признаки низкой самооценки у ребенка
Как понять, что у ребенка проблемы с самооценкой? Психологи выделяют ряд симптомов, которые могут указывать на низкую самооценку у ребенка.
Критичность – ребенок критикует все вокруг и чувствует неудовлетворенность, когда дела идут не по плану. Расстроенный ребенок считает себя непонятым и недооцененным, а это может спровоцировать замыкание в себе.
Плаксивость – результат чрезмерной критичности
Недовольство своими результатами выходит через слезы.
Желание быть в центре внимания – дети постоянно привлекают внимание взрослых, чтобы не чувствовать одиночества. У взрослых же не всегда есть время на постоянные разговоры и совместные дела, что злит и расстраивает детей.
Неумение проигрывать – такие дети не ценят процесс игры, а ждут от нее только положительного результата т.е
победы. Они считают, что это позволит им заслужить принятие и любовь окружающих. Такие дети не умеют признавать поражение, и при это переоценивают факт своей победы (чрезмерное хвастовство).
Боязнь ошибиться – страх перед неудачей заставляет ребенка избегать рисков. Поэтому ребенок выбирает то действие, в котором он абсолютно уверен. Такой настрой мешает развиваться, а кроме того способствует появлению тревожности.
Закрытость и необщительность – интроверта, как правило, сложно находить общий язык со сверстниками и впускать в свое пространство других людей, поэтому у них слабо развиты социальные навыки.
Подавленное настроение – такие дети часто грустные, не улыбчивые. У них нет мотивации и жизненной энергии на спонтанные действия.
Достижение идеалов – попытка довести какое-либо действие до идеала не дает возможности сосредоточиться на других важных моментах. Перфекционизм мешает эффективно и продуктивно развиваться ребенку, потому что слишком много сил уходит на улучшение и правки уже достигнутого результата.
Агрессия – лучшая защита – нападение. А проявление агрессии и злости только ухудшают взаимоотношения.
Зависимость от одобрения – дети с заниженной самооценкой чрезмерно стремятся получить одобрение от сверстников, родителей, учителей. Это может быть связано с недостатком доверия или непониманием как разобраться в себе или как оценить свои действия самому.
Поведенческие факторы — неуверенный в себе ребенок часто говорит тихо, невнятно. не смотрит в глаза. В коллективе садиться с краю, не пытается наладить контакт со сверстниками, тем самым пытаясь отстраниться ото всех. Внешний вид может быть неряшливым.
Стоит учитывать, что все эти признаки могут проявляться по-разному. Это зависит от темперамента, характера, ситуации в семье и жизненного пути.
Влияние сверстников на социальные навыки и адаптацию в обществе
Влияние сверстников на формирование личности – это важный аспект развития человека, особенно в юношеском возрасте. Одним из главных аспектов этого влияния являются социальные навыки и адаптация в обществе, которые значительно зависят от окружения и общения с ровесниками.
Сверстники играют важную роль в процессе социальной адаптации, так как они являются первыми контактами ребенка с обществом вне семьи. Благодаря взаимодействию с другими детьми, ребенок учится устанавливать прочные связи, развивать коммуникативные навыки и адаптироваться к различным социальным ситуациям
Это особенно важно в период формирования своей личности и самоопределения
Сверстники могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на социальные навыки и адаптацию в обществе. В случае позитивного влияния, дети учатся сотрудничать, быть толерантными и уважать друг друга. Они также развивают уверенность в себе и умение находить общий язык с разными людьми. В результате, они легко находят друзей, лидеров и оказываются успешными в различных социальных ситуациях.
Однако, сверстники могут также внести негативное влияние на социальные навыки ребенка. Если окружающая компания негативная или занимается неправильными поведенческими моделями, то ребенок может стать неуверенным в себе, неумелым в общении и иметь трудности в адаптации в обществе. Отрицательное влияние сверстников может привести к проблемам в школе, а также к формированию негативных привычек и стереотипов.
Чтобы сверстники оказывали положительное влияние на социальные навыки и адаптацию в обществе, важно создать благоприятную и поддерживающую среду. Родители и преподаватели должны содействовать формированию дружественных отношений между детьми, способствовать развитию коммуникативных навыков и воспитанию толерантности
Также полезно давать детям возможность участвовать в различных групповых занятиях и коллективах, где они смогут развивать социальные навыки, учиться работать в команде и сотрудничать с другими
Важно также учить детей быть самостоятельными, принимать ответственность за свои действия и уважать права и мнения других
Итак, влияние сверстников на социальные навыки и адаптацию в обществе имеет большое значение. Положительное воздействие сверстников способствует развитию коммуникативных навыков, формированию дружественных отношений и успешной адаптации в обществе
Однако, чтобы это произошло, важно создавать благоприятную среду и обеспечивать поддержку со стороны родителей и преподавателей
Индивидуальная и коллективная ответственность сверстников в формировании личности
Индивидуальная и коллективная ответственность сверстников играют важную роль в формировании личности человека. С самого раннего детства мы начинаем взаимодействовать с окружающими нас людьми, особенно сверстниками, и наше воспитание и развитие зависят от того, какие примеры и ценности они нам предоставляют.
Индивидуальная ответственность сверстников подразумевает, что каждый из них несёт ответственность за свои поступки и воздействие на других. Они могут быть положительными или отрицательными, в зависимости от того, какими навыками и ценностями обладают сверстники.
С другой стороны, если сверстники демонстрируют негативное поведение, такое как жестокость, агрессия, насилие или лихачество, это может негативно повлиять на формирование личности и привести к различным проблемам в будущем.
Например, если в группе сверстников принято считать нормой обман и мошенничество, индивидуальная ответственность каждого сверстника может притупиться, а наоборот, если в группе принято ценить честность и справедливость, это может стать нормой для каждого из них.
Коррекция самооценки младшего школьника
Чтобы понять, как повысить самооценку ребенку, следует обратиться к накопленному педагогическому опыту. Современные педагогические системы предлагают максимально избегать сравнения детей между собой. Это защищает их от многих комплексов и конфликтных ситуаций, а также позволяет им развиваться и выстраивать социальные связи более свободно и уверенно. Такая методика приобретает все больше сторонников, поскольку показывает превосходные результаты.
Любому ребенку гораздо более комфортно учиться, расти и заниматься творчеством в обстановке, где сравнивают его успехи с его же деятельностью в более раннем периоде
Ребенок таким образом сосредотачивает свое внимание на собственной работе и оценочное суждение выносит в первую очередь о себе самом. Окружающие люди становятся его источником психологической поддержки, а не потенциальными источниками критики
Особо осторожно и аккуратно взрослые должны поступать, когда ребенку предстоит публично дать оценку самому себе. Это новый опыт у большинства дошкольников, и лишь единицам из них удается получить от него положительное впечатление
Ребенку необходимо оказать полноценную поддержку и помочь ему перешагнуть через внутренние барьеры.
Лучше начинать оценивать себя перед ровесниками, потому что педагогу сложно скорректировать реакцию класса всего класса сразу. Гораздо легче направлять ситуацию в необходимое русло, когда количество детей ограничено. Хорошей помощью могут служить наводящие вопросы, на которые ребенок мог бы кратко ответить «да» или «нет». Они являются своего рода подсказками и учат детей быть объективными, однако не терять при этом достоинства и оставаться вежливыми.
Необходимо прививать детям благодарность за оценку их деятельности и уважение критических замечаний. Младший школьный возраст — это как раз то время, когда следует показать детям ценность справедливых и объективных чужих оценок
Для ребенка это очень важно
Школьник со здоровой самооценкой понимает, что периодические неудачи — это естественно и нормально. Он воспринимает их спокойно и ищет возможность извлечь полезу и ценный опыт, который поможет в будущем быть более успешным и достигать высоких результатов.
Нередко родители считают похвалу основным инструментом повышения самооценки ребенка, однако это не совсем правильно. Похвала должна быть уместной и справедливой. В психологии известно, что задача взрослого — найти и использовать основание для комплиментов, однако ребенок должен доверять оценке взрослого. Если дети поймут, что слова поддержки и высокие оценки на самом деле просто попытка ими манипулировать, ценность похвалы будет нивелирована в их глазах, и корректировать самооценку у таких младших школьников станет намного сложнее.
Похвала и критические замечания не должны быть лишены эмоциональной окраски. Эмоциональная окраска должна быть умеренной, а мнение взрослого — абсолютно искренне. Дети хорошо замечают фальшь. Педагоги и родители должны проявлять мудрость и терпение, а не лицемерить и говорить то, что на самом деле не считают.
Психологи утверждают, что с возрастом школьники все менее склонны переоценивать себя и свои возможности, а их способность давать себе правильную оценку возрастает.
Коррекция самооценки младших школьников — необходимая работа в любом детском коллективе. Ее должны проводить только опытные педагоги и психологи. Она должна проводиться сразу после того как прошла диагностика самооценки младших школьников. Психика ребенка младшего школьного возраста очень подвижна, для нее характерна большая гибкость, и если корректировку отложить, то спустя некоторое время она уже может оказаться неуместной и принести больше вреда, чем пользы.
Всегда нужно учитывать особенности самооценки младших школьников и помнить, что эти особенности зависят от возраста. Школьники, которые учатся в 4-7-м классах, имеют совершенно другие психологические черты и навыки.
Роль игр в формировании самооценки дошкольников
Определение 2
Игра – это форма деятельности, которая в определенных условных ситуациях концентрируется на восстановлении и усвоении социального опыта, заданного в социально закрепленных формах предметных действий, в объектах науки и культуры. Она представляет собой ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
В пределах любой роли в любом случае предусмотрено правило, которое ребенок постепенно способен выделять в качестве важного элемента. Доминирование сиюминутного желания меняется на победу правил, происходит изменение их значения
Так, первоначально сливаясь с ролью, оно начинает восприниматься в отдельности, выполняется, а далее самостоятельно устанавливается детьми до начала игры.
Игровые ситуации представляют собой методы активного обучения детей. Они отличаются тем, что при их осуществлении происходит использование некоторых игровых принципов (чаще всего одного – двух). Их реализация происходит в условиях свободной деятельности, которая не регламентирована через формальные правила и организационную структуру.
Н. К. Крупская в своих работах разделила игры на 2 группы:
- Творческие игры, включающие строительные, сюжетно-ролевые и театральные.
- Игры с правилами, включающие подвижные, дидактические, музыкальные игры и игры–забавы.
Самооценка старших дошкольников формируется в игровой деятельности. Это обусловлено тем, что она представляет собой их основной вид деятельности
В качестве важного элемента игры выступает роль, которую берет на себя дошкольник
В процессе игры происходит формирование не только самооценки, но и развитие ее регулятивной функции. Из всей системы факторов, которые действуют на формирование отношения человека к себе в процессе деятельности, выделяются 2 самые значимые группы. Первая из них представлена оценкой собственных достижений, а также соотнесением своей оценки и общественной оценки, оценки теми членами коллектива, мнение которых по некоторым критериям является значимым.
Вторая группа включает отношение других людей к этому человеку как личности
В игровой деятельности дошкольников, которую взрослые не способны жестко регламентировать, особенно важно уметь управлять оценочным отношением и с помощью этого влиять на нравственное развитие ребенка
Игра влияет на следующие аспекты развития самооценки:
- Выявление творческих способностей,
- Развитие личностно-творческого потенциала,
- Формирование адекватного оценивания самого себя,
- Развитие умения принимать самостоятельные решения,
- Формирование навыка саморегуляции и коррекции эмоциональной сферы.
Игры способны научить детей уважать, любить, сочувствовать, сопереживать, развивая рефлексию и формируя у них чувство собственного достоинства. Для роста уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста педагоги предлагают проведение небольших игр, где участие детей должно быть добровольным.
Ребенка необходимо заинтересовать, увлечь, но, ни в коем случае не заставить. Одним из условий проведения игр является отсутствие каких-либо внешних атрибутов. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, обозначаясь через предметы обычного окружения.
Примером может быть игра «путешествие на необитаемый остров». В ее процессе дети преодолевают препятствия: горы, болота, реки, представленные стульями, скамейками и т.п. предметами обихода.
Таким образом, правильность оценки старшим дошкольником своих действий в большей степени будет зависеть от оценок взрослого. Наряду с этим, полная сформированная самооценка даст возможность детям с большей критичностью подойти к оценкам окружающих.
Роль педагога в формировании положительной самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Формирование положительной самооценки у детей старшего дошкольного возраста является одной из важных задач педагога. Педагог играет ключевую роль в помощи детям построить здоровую и устойчивую самооценку, что оказывает положительное влияние на их развитие и успешность.
Понимание и поддержка
Первая задача педагога – понимать и принимать каждого ребенка в группе. Дети в старшем дошкольном возрасте активно формируют свою самооценку, и педагог должен создавать условия, которые позволят им почувствовать себя ценными и важными членами коллектива. Педагог должен выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и предоставить им возможность проявить свои способности и таланты.
Педагог также должен быть готов поддержать детей в периоды сомнений и неуверенности. Возможно, в некоторых ситуациях дети столкнутся с трудностями или неудачами
В этих моментах педагог должен помочь им разобраться в своих чувствах и переживаниях, а также поддержать их, показав, что все люди испытывают трудности, и важно учиться и развиваться
Позитивная обратная связь
Дети старшего дошкольного возраста очень чувствительны к оценкам и отзывам со стороны педагога и сверстников. Педагог должен уметь давать позитивную обратную связь, чтобы поддерживать и укреплять положительную самооценку детей.
Педагог может похвалить детей за их достижения и старания, а также указать на их сильные стороны и положительные качества
Важно, чтобы похвала была конкретной и искренней. Это поможет детям осознать свои успехи и повысит их уверенность в себе
Создание положительной атмосферы
Педагог должен создать положительную и поддерживающую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя комфортно и уверенно. Доброжелательность, терпимость и уважение должны стать важными ценностями в группе. Педагог должен поощрять сотрудничество и взаимодействие между детьми, что способствует развитию их самооценки.
Индивидуальная работа с каждым ребенком
Каждый ребенок уникален, и педагог должен уметь работать с разными типами личностей
Некоторым детям нужна больше поддержка и внимание, чтобы заявить о себе, в то время как другим может понадобиться помощь в преодолении своих страхов и неуверенности
Педагог должен разрабатывать индивидуальные программы и методики для работы с каждым ребенком, учитывая его потребности и способности. Это помогает детям раскрыть свой потенциал и достичь лучших результатов.
Педагог играет важную роль в формировании положительной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Он должен быть понимающим, поддерживающим и создавать условия, в которых дети смогут почувствовать себя ценными и успешными. Позитивная обратная связь, создание положительной атмосферы, а также индивидуальная работа с каждым ребенком – все это помогает детям развивать и укреплять свою самооценку.
Можно ли оградить ребенка от негативного влияния?
Переучить ребенка откликаться на негативное влияние сверстников — трудно, но вполне выполнимо.
Прежде всего, работайте над доверительными отношениями: ребенку нужно чувствовать любовь и понимание со стороны родителей, чтобы он мог рассказать о своей боли или тревоге, не получая порицания.
Повышайте самооценку ребенка. Помогайте ему увидеть те вещи, которые он делает действительно здорово. Замечайте даже маленькие успехи и делайте на этом акцент. Демонстрируйте уважение к его интересам. Не стоит критиковать музыку, игры, литературу, которую он читает, — это путь в никуда.
Учите его слушать себя и критически осмысливать происходящее: спрашивайте его мнение, разговаривайте о самых разных вещах, дискутируйте.
Давайте ребенку возможность выбора согласно возрасту: куда сходить, что носить, на какую секцию записаться и т.д.
Учите сына или дочь говорить «нет». В жизни есть и ответственность, и правила, но гораздо больше ситуаций, где у человека есть выбор и когда он имеет право сказать «нет»
Объясните, что отказ, как и согласие, может повлечь за собой какие-то последствия, но, прежде чем давать ответ, нужно всегда подумать, действительно ли важно соглашаться на что-то? Важно ли получить одобрение сверстников в определенной ситуации? Какие могут быть последствия? Учите ребенка думать и говорить «нет», опираясь на свои внутренние чувства, потребности, цели.
Говорите о манипуляциях и о том, как другие могут манипулировать. Раскрывайте уловки и приемы — примеры можно приводить из своей жизни, из фильмов, придуманные, наконец
Организуйте ребенку досуг, чтобы была возможность общения с разным кругом сверстников. Спортивные секции, музыкальная или художественная школа, кружки по интересам, семейное времяпрепровождение — все это позволяет сделать хорошую прививку от не очень хороших компаний, ведь большинство неприятных ситуаций возникают у детей от безделья, когда много свободного времени.
Как повысить заниженную самооценку у подростка?
Не критикуйте своего ребенка – подростку важно слышать о своих сильных качествах. Не стоит зацикливаться на его неудачах.
Говорите своему ребенку комплименты – внешность в подростковом возрасте очень важна
Если у ребенка прыщи, не стоит переводить все на переходный возраст – лучше обратитесь к специалисту для выяснения причины и выбора тактики лечения. Или, например, запишитесь к стилисту для выбора модной одежды или смены прически.
Поддерживайте, хвалите и балуйте – говорите, что гордитесь своим ребенком, подчеркивайте его результаты, настраивайте на позитивный лад: «У тебя все получиться, я в тебя верю» — ребенок будет очень рад это услышать от любимых родителей.
Показывайте ребенку свою уверенность в себе – дети часто ровняются на своих родителей, поэтому покажите ребенку какой вы человек: сильный, уверенный, дружелюбный.
- Расширяйте круг общения ребенка – обсудите с подростком его интересы и запишите его на кружки или в спортивную секцию. Возможно в школе не со всеми ребятами складываются дружеские отношения. А в новом коллективе ребенок проявит свои способности и посмотрит на себя с другой стороны. Чем больше круг общения, тем лучше раскрываются таланты и способности ребенка.
- Научить говорить «нет» — часто детей с низкой самооценкой используют в корыстных целях. Такие дети не любят отказывать, потому что так чувствуют свою значимость. Ребенок должен уметь определять с какой целью его просят помочь? Нужно научить своего ребенка говорить «нет» всем недоброжелателям. Это важный навык «умение говорить нет и отстаивать свои границы».
Функции самооценки младших школьников
Самооценка школьника выполняет несколько функций:
- обучающая — когда ребенок выполняет упражнения, а потом оценивает их результат, он заново повторяет учебный материал;
- стимулирующая — невыполненные упражнения побуждают школьника приложить больше сил в следующий раз;
- мотивационная — воспитывает стремление добиваться своего;
- аналитическая — побуждает использовать структурное мышление и упорядочивать опыт и знания.
Все эти функции психология считает ключевыми для возрастного развития детей. Любая деятельность — школьная, бытовая или игровая — дает возможность ребенку развивать те или иные навыки. Адекватная самооценка дошкольника опирается на совокупность их правильной оценки.
Социально-психологические процессы в группе сверстников
Группа сверстников является особенно значимым аспектом в развитии личности ребенка, особенно в старшем дошкольном возрасте. Взаимодействие с ровесниками влияет на формирование самооценки, социальных навыков и психологического благополучия ребенка
В контексте данной темы, особое внимание уделяется изучению социально-психологических процессов, которые происходят в группе сверстников
Формирование идентичности
Одним из ключевых процессов, происходящих в группе сверстников, является формирование идентичности ребенка. Взаимодействие с ровесниками позволяет детям определить свое место в группе, выработать представления о своих качествах и способностях, а также научиться принимать себя и других. Группа сверстников стимулирует самопознание и самовыражение, что является важным аспектом развития самооценки.
Влияние на социальные навыки
Взаимодействие с группой сверстников способствует развитию социальных навыков у детей. В процессе общения в группе, ребенок учится устанавливать контакт с другими людьми, сотрудничать, проявлять эмпатию и решать конфликты. Группа сверстников является своеобразной социальной средой, в которой ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми и осваивает социальные роли и нормы поведения.
Влияние на самооценку
Группа сверстников имеет значительное влияние на формирование самооценки детей. Взаимодействие с ровесниками позволяет детям оценивать свои действия и поведение с помощью детской рефлексии, сравнивать себя с другими и определять свое место в группе. В процессе общения с ровесниками ребенок получает подтверждение своей ценности и значимости, что способствует развитию положительной самооценки.
Становление личности
Группа сверстников является важным фактором в процессе становления личности ребенка. Взаимодействие с ровесниками позволяет детям выражать свои мысли и чувства, развивать свои уникальные черты и узнавать о себе через отражение в других. Группа сверстников стимулирует самореализацию и самопознание, что способствует формированию индивидуальности и позитивной самоконцепции.
Особенности самооценки младших школьников
Психологи провели глубокие диагностические исследования среди большого количества младших школьников. Им удалось выяснить, что у детей этого возраста присутствуют разные виды самооценок: адекватная, завышенная и заниженная. Каждый из этих видов самооценки может быть устойчивым или гибким. Всех детей можно разделить на несколько групп, согласно видам самооценки, которыми они обладают:
- Дети младшего школьного возраста с адекватной самооценкой обычно выглядит энергичными и активными. Их можно назвать находчивыми и усидчивыми. Они с удовольствием учатся, не испытывая отторжения к критике, они открыты к общению и обладают чувством юмора. Новые задачи они считают привлекательными и интересными. Для поддержания дружбы им не приходится прикладывать значительных усилий.
- Дети, самооценка которых устойчиво завышена, прилагают очень много сил, чтобы преуспеть в деятельности любого рода. Им нравится проявлять полную самостоятельность в решениях и выборе друзей. Они не уважают общественные правила. Если у ребенка завышенная самооценка, он обычно самоуверен и считает, что может без помощи и поддержки окружающих добиться больших успехов как в учебе, так и в межличностных отношениях.
- Младшие школьники, у которых самооценка завышена, но при этом неустойчива, склонны слишком высоко себя оценивать, преувеличивать свои возможности, переоценивать личные качества и результаты своего труда. Они пытаются браться за задания, выполнить которые им явно не по силам. Когда они терпят неудачу (а так случается чаще всего), они либо резко меняют вид деятельности, либо упорно продолжают настаивать на том, что могут выполнить данную работу. У них формируются многочисленные социальные связи, но почти всегда непрочные.
- Если у ребенка занижена самооценка, он будет предпочитать самые легкие задачи и задания, ведь сделать их у него больше шансов. Процесс учебы вызывает у него тревогу и волнение. У такого ребенка нет достижений, на основе которых он может оценить себя более высоко, однако он стремится не потерять хотя бы то самоуважение, которое у него есть. Повышение самооценки в подобных обстоятельствах становится крайне необходимо, ведь, имея плохое мнение о себе, ребенок не понимает, как правильно общаться, что делать на уроках и как выстраивать отношения со взрослыми. От всех окружающих он подсознательно ждет неприятностей. У него развивается негативная внутренняя позиция.
Особенности адекватной самооценки
Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности – умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу,
поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами. Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:
- ответственность;
- способность высоко оценивать окружающих;
- уверенность;
- принципиальность;
- отстаивание собственных интересов.
Особенности поведения при адекватной самооценке:
- Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
- Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
- Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.
Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.
Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку
Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе – это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка. Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:
- Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
- Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок – очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
- Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
- Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
- Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
- Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.
- Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание – меньше.
Важно! Психологи рекомендуют придерживаться схемы: один раз наказал – пять раз похвалил. Дети старшего дошкольного возраста легче воспринимают, усваивают позитивную информацию
Взрослея, начинают самостоятельно анализировать поведение, задумываться над правильностью поступков, избегать ситуаций, вызывающих недовольство родителей.
Способы правильного поощрения дошкольника:
- хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
- родители должны оценивать только поступки;
- использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
- давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, самостоятельность чада;
Важно! Для того чтобы сохранить адекватную самооценку дошкольника, родители могут хвалить его при посторонних, но наказывать разрешается только наедине!