Как упражнения для мелкой моторики учат ребенка говорить?

Популярные книги и пособия

Сейчас выпускается множество различной литературы с описаниями упражнений, которые дети могут выполнять с родителями в домашних условиях. Например, хорошие практические рекомендации дает автор Светлана Шанина в своей книге «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка».

Много увлекательных заданий для дошкольников также предлагается в пособии «Пальчиковые шаги» от автора Е.Ю. Тимофеевой.

Большой популярностью пользуется методика Железновой, которая признана одной из лучших в педагогике. Автор предлагает обучение в игровой форме.

Дети играют в театр, в этом случае каждый пальчик изображает какого-либо персонажа: червяка, улитку, козу, паучка. Обучающая программа также включает в себя песни стишки, музыкальные сказки, массаж и другие эффективные методы, позволяющие активизировать интеллектуальные способности ребенка.

Пальчиковая гимнастика не только позволяет развить мышление и речь малыша, но и предоставляет прекрасную возможность установить с ним более близкий контакт

Когда родители сажают ребенка на колени, ласково разговаривают с ним и в игровой форме проводят различные упражнения, он получает массу впечатлений, столь важных для его умственного и эмоционального развития.

Когда нужна помощь специалистов

Во время обнаружившаяся проблема и правильные способы её решения помогут предотвратить дальнейшее отставание ребёнка. Необходимо запастись терпением, нацелиться на положительный результат и дать своему ребёнку шанс безболезненно войти в социальный мир и научиться существовать в нём.

Поводы начать работу над развитием речи совместно с логопедом, неврологом и другими специалистами:

  • после 8 месяцев малыш не реагирует на обращения к нему;
  • появляется гнусавость голоса;
  • не хватает воздуха, чтобы закончить фразу;
  • во время разговора идёт повышенное слюноотделение;
  • в 2 года ребёнок говорит только слогами;
  • в 3 года ребёнок всё ещё стремится говорить только простыми словами;
  • в 4 года не выработано чувство слога и искажены слова.

Упражнения как научить ребенка говорить звук Р?

  • Ребенок должен сделать языком парус. Для этого нужно открыть рот, поставив кончик языка за верхние зубы. Нижняя часть языка подается вперед. В таком положении ребенок должен продержать язык 10 секунд. Повторите три раза.
  • Пусть малыш прижмет язык к небу и поцокает, как лошадка.
  • Изобразите индюка. Малышу нужно просунуть язык между зубами и быстро поводить им вверх-вниз. Звук должен быть похож на «бл-бл».
  • Попросите ребенка улыбнуться. Теперь дайте задание поводить кончиком языка по внутренней стенке верхнего зубного ряда.
  • Пусть ребенок попробует дотянуться кончиком языка до подбородка или носа.

Особенности отработки шипящих звуков

Чтобы научить ребенка правильно произносить шипящие звуки, нужно сначала поставить свистящие. Если ребенок на четвертом году жизни научился произносить свистящие звуки, то с шипящими не должно быть проблем. Поставить их можно с помощью нескольких простых упражнений.

  • «Непослушный язык». Ребенок высовывает кончик языка изо рта. Затем слегка шлепает по нему пальчиками, при этом произнося: «пя-пя-пя».
  • «Вкусное варенье». Нижняя губа оттягивается книзу так, чтобы были видны зубы. А кончиком языка облизывается верхняя губа, как будто там очень сладко. При этом во время выполнения упражнения нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • «Спрячь конфетку». Рот закрыт. Напрячь язык и дотронуться до левой, потом до правой щеки. Как будто за щекой прячется конфетка.

Упражнения повторять не меньше 5 раз.

Обратите внимание! Постановка звуков родной речи для детей очень важна. Она поможет им не только идти на контакт со сверстниками, но и лучше осваивать дошкольную и школьную программу

В силах родителей помочь детям избежать трудностей в будущем и вовремя поставить правильно звуки.

https://youtube.com/watch?v=JmVqNtNj704

Мелкая моторика в 4,5-5 месяцев

Упражнение на развитие мелкой моторики: 5

Надавливаем пальчиками на поверхность игрушки.

Пальчиковые игры «Пианист»

Задача: стимулировать у ребенка попытку нажимать на клавиши инструмента, пока не удастся извлечь звук.

Игрушки: игрушечное пианино.

Условия: малыш лежит на животе, перед ним – музыкальный инструмент ( под грудь положите валик ).

Занятие: сначала поиграйте с клавишами сами. Затем дайте малышу возможность понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой.

  • Вот какой у нас артист,
  • Знаменитый пианист!
  • Заиграет он сейчас,
  • Пустит всех в веселый пляс!

Советы: помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу; разожмите детские пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.

Результат: малыш нажимает пальцами обеих рук на клавиши или ударяет по ним ладошками, извлекая звуки.

Причины задержки речевого развития

Часто причиной отставания речи являются неврологические проблемы со здоровьем. Малыш плохо говорит в 2 и более года, а иногда и вовсе хранит молчание. В таких случаях малютка нуждается в медицинской помощи, и чем скорее это произойдет, тем легче вылечить патологию.

К основным причинам задержки речевого аппарата входят:

  • хронические болезни мамы, поражение ЦНС (центральной нервной системы) возникшие в ходе внутриутробного развития плода либо в послеродовой период;
  • пагубные привычки (курение, алкоголь, употребление наркотических, психотропных средств);
  • употребление лекарственных препаратов, противопоказанных в период лактации и беременности;
  • поздний токсикоз (гестоз) и угроза потери плода;
  • прием запрещенных антибиотиков;
  • недоношенность или продолжительность родов;
  • кислородное голодание (гипоксии плода);
  • черепно-мозговые травмы при родах;
  • инфекционные болезни (скарлатина, краснуха, корь, коклюш и пр.), перенесенные ребенком в столь раннем возрасте;

Отмечают также и физиологические причины, из-за которых ребенок не хочет говорить либо очень плохо разговаривает, это могут быть:

  • поражение слуха (тугоухость, глухота), в результате чего у детей ухудшается восприятие звука и процесс становления речи. Если в три года младенец не говорит, хотя раньше подавал позывы к разговору, следует посетить отоларинголога. Возможно у крохи врожденная либо приобретенная патология органов слуха;
  • недостаточное развитие речевого аппарата – отмечается обильное слюноотделение, открытый ротик. При патологии челюстных и лицевых мышц ребенку тяжело воспроизводить звуки, он не может глотать твердую пищу, появляется тошнота и рвота;
  • наследственные болезни или генетическая предрасположенность (например, замедленный рост нервных клеток у одного из родителей), также могут послужить причиной задержки речи у детей;
  • инфекционные болезни, которые поразили плод еще в период вынашивания ребенка. В итоге, у крохи нарушается процесс становления речевой деятельности, что отрицательно сказывается на его развитии и общении между людьми;
  • патология головного мозга или «аутизм». Такое болезненное состояние оборачивается тем, что кроха не может внятно говорить либо стремится уйти от контакта с окружающими.

Если по медицинским показателям все в норме, однако, ребенок в 2 года еще не говорит, либо плохо называет словосочетания из 2-3 слов, причины могут иметь социальный характер, а именно:

Взрослые не уделяют внимания детям. Дефицит общения и запущенность – отбивают речевую активность, ребёнок закрывается, отсутствует интерес к окружающему и появляется устойчивое нежелание разговаривать.
Стресс, частые ссоры в семье, испуг. Такие психологические нарушения замедляют появление речи

Чтоб выявить психологическую травму, следует обратить внимание на поведение малыша. Если он во время кормления часто вздрагивает ручками или ножками, кричит при появлении постороннего человека, либо у него имеются проблемы с недержанием мочи, следует побеспокоиться и проконсультироваться с врачом.
Чрезмерная опека. Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы

Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы. Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — это способность к точному выполнению мелких движений пальцами и кистями. В работу включаются мышечная, нервная, костная и зачастую зрительная системы.

Часто для понятия «мелкая моторика» используется термин «ловкость». Движения могут быть простыми (хватание игрушки) или сложными (письмо и рисование). Мелкая моторика очень важна в гармоничном развитии ребенка.

С рождения до 2 месяцев

В этом возрасте движения подчинены врожденным рефлексам. Малыш двигает пальчиками непроизвольно, то есть без причин или отвечая на внешние раздражители. Например, если надавить ему на ладошку пальцами, он довольно крепко их обхватит.

Это так называемый «хватательный рефлекс», который достался человеку от предков, когда детеныши обезьян удерживались на шерсти матери за счет хватания. В норме к концу двух месяцев малыш уже тянется ручками к вещам, может ухватить вас или себя за палец.

С 2 до 6 месяцев

В этот период начинает формироваться первичная координация — ребенок подключает к движениям рук зрение. Такое осознание — большое достижение. Малыш вполне может хватать предметы, находящиеся в его поле зрения и умело засовывает их в рот. Подолгу может рассматривать свои руки.

Ручки во рту — попытка избавиться от зуда при появлении зубов. Сидеть ребенок пока не умеет, но можно давать ему трогать разные поверхности для развития тактильных ощущений.

С 6 до 12 месяцев

Во вторые полгода жизни у ребенка улучшается зрение, мышцы становятся более крепкими. Начинается усвоение захвата — сначала пинцетного (пальцы щепоткой), затем щипкового (задействованы большой и указательный).

Ребенок пытается перекладывать предметы из рук в руки. Если он хочет получить что-то, но не может дотянуться, вытягивает ручку и показывает на вещь пальчиком.

В 8–12 месяцев малыш способен брать предметы и складывать их в коробку. Как правило, для этого он уже использует щипковый захват. Он может повторять движения за мамой, например, если она толкает машинку, он будет тоже это делать. Появляется первый интерес к рисованию, но неосознанно.

С года до двух

В этот период уровень развития уже значительно выше — ребенок берет предметы и изучает их. Он начинает различать размеры, формы и вес. Пытается дозировать свои усилия.

В 1,5 года умеет держать в руках ложку, может сам развернуть конфету. Пытается строить башню из нескольких кубиков.

Ближе к 2 годам уже не ворошит все страницы в книге сразу, а может переворачивать по одной странице. С интересом отвинчивает и завинчивает крышечку пюре «Агуша» в упаковке-непроливайке, специально разработанную для этих целей.

С двух до пяти лет

В этот период уже освоен статический захват, когда ребенок захватывает вещь и держит ее в руках. Идет изучение динамического — умение работать с предметом в руках, например, рисовать карандашом, резать бумагу.

  • В 3–5 лет мелкая моторика более развита у девочек, поэтому, если мальчик отстает, это можно считать нормой. У детей появляются навыки ухода за собой — пользование зубной щёткой, расчёской. Многие уже сами могут одеваться, застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь.
  • В 2–3 года ребенок может заниматься лепкой. Свободно открывает ящики стола, достает содержимое. Рисует пальцами простейшие фигуры.
  • В 3 года малыш может нанизывать бусы на проволоку, собирать ложкой крупу и пересыпать ее в стакан. В 3,5 с удовольствием занимается лепкой, но может делать только шарики и колбаски, рисует линию без отрыва руки, знает что такое замочки и липучки.
  • В 4 года ребенок обводит контуры и может строить высокие башенки из кубиков.
  • В 4–5 лет раскрашивает картинки, рисует карандашом. При этом рисунки более осознаны — на доме труба, окна и т.д.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Взаимосвязь отделов мозга

Организм человека развивается комплексно: зрение, слух, эмоции, мышление, память обычно идут в ногу с его общим физическим развитием. Если малыш к определенному времени не научился сидеть или ползать, можно с большой долей вероятности говорить о том, что у него будут и проблемы с речью. И наоборот. Ребенок, отстающий в становлении речевых навыков, скорее всего, отстает и физически: у него плохая координация, он неуклюж в движениях, часто не может выполнить довольно простых упражнений.

Но, как уже говорилось, благодаря этой взаимосвязи можно «подтягивать» одни зоны мозга, воздействуя на другие. Хорошими примерами такого воздействия можно назвать, например, иглоукалывание. Болевой импульс из определенной точки тела подается в нужную зону коры головного мозга, стимулируя ее активность.

Кроме того, при таком взаимодействии затрагивается не только конкретный отдел, но и прилегающие к нему. Именно поэтому нельзя сказать, что значение моторики заключается только в развитии речи. Она также косвенно затрагивает зоны, отвечающие за другие сферы:

координацию;
внимание;
память;
логику;
воображение.

Более выраженное воздействие на эти сферы оказывают специальные упражнения для развития речи. Ребенку в процессе таких игр приходится запоминать, повторять, развивать ритмический слух, представлять себе какие-то образы, концентрироваться на выполнении тех или иных движений.

Кстати, существует мнение, что эффект от таких занятий достигается именно благодаря тому, что мозг включается в работу по «составлению плана действий» для выполнения непривычного ему задания. Как только действие доводится до автоматизма, ребенок выполняет его без активного участия мозга, и оно уже не влияет на развитие нужных зон. Поэтому упражнения и игры есть смысл менять по мере их освоения малышом. Это не только поможет задействовать зону речи, но и будет служить прекрасной зарядкой для маленького мозга.

Двойняшки или тройняшки

Если вам посчастливилось стать родителями сразу нескольких деток, то не удивляйтесь более позднему развитию речи. Официально для близнецов не внесены нормы по развитию речи, но любой логопед, невролог, педиатр и дефектолог скажет, что малыши начнут говорить позже, чем детки одноплодной беременности. Почему так происходит?

Дело в том, что близнецы очень длительное время не нуждаются в общении ни с кем, кроме друг друга, а свое «улюканье» они и так понимают. Двойняшки, тройняшки, общаются меду собой на своем диалекте, и им этого достаточно, нет мотивации учить слова. Что делать?

Нужно максимально много времени уделять общению с детьми, и желательно чаще разговаривать с ними наедине. Например, пусть папа сидит в комнате с одним, читает книжки, учит говорить. А в это время мама в ванну понесла купаться другого ребенка. И в ванной тоже нужно заниматься, здесь много интересного: «уточка плавает», «куп-куп», «мыть», «водичка» и так далее. Потом меняем детей местами — хоть немного времени, но они проведут друг без друга, и появится мотивация к общению с другими людьми.

Этапы развития речи

С каждым месяцем своей жизни малыш развивается и учится новому. Речь – не исключение.

До года малыш обозначает свои желания преимущественно с помощью крика. Также он может гулить, лепетать и пытаться воспроизводить простые звуки, которые окружают его каждый день.

Обычно врачи ждут, что к одному году малыш уже может сказать простые слоги («ма», «па», «ба») и звукоподражать (изображать отдельные простые звуки, например, сигнал машины, мяуканье кошки, лай собаки и т. п.).

С года до двух начинается активное пополнение словарного запаса. К 2 годам он должен быть от 20 до 200 слов, в которые входят в том числе и звукоподражания. Появляются первые простые слова («мама», «папа», «баба») и первые фразы («мама, дай», «папа, на»).

С двух до трех лет малыш пополняет как активный, так и пассивный словарь. Понимает значение многих слов, может повторять предложения из 3-4 слов, отвечать на вопросы (как односложно, так и развернуто). Словарный запас увеличивается до 1000 слов.

К 3 годам ребенок владеет местоимением «я» и может сказать словами то, что ему нужно (например, «мама, я хочу кушать», «я хочу гулять» и т. п.).

Как правильно проводить занятия дома

Не обязательно сразу бежать к логопеду. Для начала можно попробовать упражнения для логопедических занятий для детей 4-5 лет дома. Они помогут ребенку освоить правильную речь, научиться слышать и произносить недостающие звуки.

С детьми обязательно надо заниматься дома, чтобы они научились правильно произносить звуки

Обычно логопеды советуют соблюдать такие несложные правила:

Занятия должны выполнять каждый день, обязательно в дружественной для малыша обстановке.
Обязательно проводить уроки в игровом виде

Важно увлечь ребенка, чтобы задания не казались ему скучными и неинтересными. Можно даже устроить как будто соревнования, кто лучше или быстрее выполнит задания.
Нельзя критиковать и делать ребенку язвительные замечания

Так охота учиться чему-то новому пропадет совсем. Обязательно хвалить малыша, когда он справляется с поставленной задачей. Даже если что-то не получается, нужно хвалить за то, что он старался.
Для занятий обязательно использовать литературу, которая призвана помочь родителям самостоятельно заниматься ребенком. Есть специальные справочники по логопедии, где много всевозможных упражнений для малышей, а также рекомендации для родителей.
Логопедическое упражнение для детей 4-5 лет можно превратить в удовольствие, если корректировать речь, изучая стишки, скороговорки. Они не только позволят ребенку быстро уловить нужные звуки, но и положительно скажутся на развитии памяти.
Надо показывать своему ребенку пример правильной речи. Четко произносить все слова, чтобы малыш понимал и отчетливо слышал, что ему говорят. Разговаривать с ним надо как можно больше, вести беседы на любые темы, рассказывать разные истории.

Качественная разминка для губ и языка

Разминка губ и языка играет важную роль в формировании правильной речи.

Обратите внимание! Малыш начнет произносить слова четче, не проглатывая окончания. Занятия в качестве разминки :

Занятия в качестве разминки :

  1. Растянуть губы в улыбке, не показывая зубы. Улыбаться нужно стараться как можно шире.
  2. Вытягивать губы вперед, как будто они хоботок слоника.
  3. По очереди надувать то одну, то другую щеку, потом в том же порядке втягивать их.
  4. Открыть рот и тянуть нижнюю челюсть как можно ниже, при этом держась языком за небо.
  5. Открыть рот, высунуть язык. Затем убрать его в рот. Делать такое упражнение на протяжении 15 секунд.
  6. Вытащить язык и дуть на кусочек ватки на столе, пока он не упадет со стола. Дуть губами запрещено.
  7. Кончиком языка водить сначала по верхним зубам с внутренней стороны, затем по нижним.
  8. «Почесать» язык зубами, упираясь в нижнюю десну.

Важно! Чтобы добиться видимых результатов, нужно регулярно выполнять эти упражнения. Каждое из них надо повторять не меньше 5-6 раз

Занятия в 1–1,5 года: осваиваем слоги

Занимаясь с малышом после года, мама может использовать те же самые методы, только усложняя их. В этом возрасте ребёнок уже обычно словесно реагирует на диалог: пусть сначала это будут просто отдельные слоги, нужно стимулировать повторять их, пока не возникнут целые слова.

Всё большее значение приобретает чтение книг, обсуждение иллюстраций. Мама активно задаёт ребёнку вопросы по содержанию картинок, причём строит их так, чтобы ответами были не только существительные («кто это?»), но и прилагательные, глаголы («какого цвета банан?», «что делает машина?»). В речь малыша вводятся противопоставления: «этот цветок маленький, а этот большой».

Чтобы стимулировать речь ребёнка, не нужно реагировать на его язык жестов или мимики (например, малыш просит пить и при этом складывает губки трубочкой). Маме нужно сделать вид, что она не понимает, что хочет её чадо. При этом не нужно доводить кроху до слёз, а помогать ему наводящими вопросами.

Нужно побуждать малыша словесно обозначить то, чего он хочет, при этом специально не понимая его жестов

Можно привести конкретные примеры игр и упражнений для данного возраста:

  1. Массаж пальчиков заменяется на увлекательную пальчиковую гимнастику (в интернете можно найти огромное число вариантов на любую тематику).
  2. К играм с манкой, мукой добавляются манипуляции с мелкими предметами (обязательно под присмотром взрослого), катание по столу карандашей, клубочков, маленьких мячиков и пр. В полтора года уже можно предлагать малышу пластилин, пластическое тесто и пр.

  3. Словесная игра «Исправь ошибку». Мама говорит предложение или фразу из известной ребёнку сказки и намеренно путает слова (например, «снесла курочка яичко, но не простое, а голубое» или уточка говорит «мяу-мяу»).
  4. «Волшебный мешочек». Взрослый предлагает крохе доставать из непрозрачного мешочка игрушечных зверюшек и называть их.
  5. «Что как звучит». Малышу предлагается озвучивать самые разные предметы окружающего мира, например, «как капает дождик?» или «как топают ножки?». Вначале пусть он отвечает просто слогами («ка»), затем звукоподражательными словами («кап»). Впоследствии появятся и более сложные слова («что делает дождик — капает»).
  6. С годовалым крохой уже можно практиковать артикуляционную гимнастику, причём не нужно изнурять его ежедневно одинаковыми упражнениями, а менять их. Например, подойдут такие варианты: задуть свечку (настоящую или воображаемую), дуть в игрушку-дудочку, на кусочек ваты на ладони, облизать воображаемое варенье на губах, показать язычок хобот слоника (вытянуть губки трубочкой).

  7. Тренировка в игровой форме гласных звуков: показать, как плачет малыш («а-а-а»), как мы удивляемся («о-о-о»), как летит самолёт («у-у-у»).

Зачем тренировать пальчики?

Специалисты по детскому развитию провели множество исследований и выявили интересную закономерность: формирование речи у детей происходит в соответствии с возрастом, если мелкая моторика находится в пределах возрастной нормы. Если пальчики рук отстают, то и речь развивается плохо. Такая взаимосвязь наблюдается у ребят дошкольного возраста, но по мере взросления ослабевает.

Поэтому стимулировать динамичное развитие речи рекомендуется с помощью несложных движений пальцев

Особое внимание необходимо деткам с явными нарушениями дикции, потому что у большинства из них такие движения плохо скоординированы

Самым распространенным и доступным средством остается пальчиковая гимнастика, которая формирует целый спектр навыков: развивается умение слушать и улавливать ритм, активизируется речь, успокаивается нервная система. Подробнее о пальчиковой гимнастике рассказано здесь.

Пальчиковую гимнастику необходимо делать крохе с первых дней жизни. Выполняется она в виде массажа:

  • аккуратное поглаживание вдоль фаланги;
  • сгибание и разгибание пальцев;
  • круговые движения по ладошкам.

Когда малыш подрастет, можно переходить к минимальному набору упражнений.

Что влияет на развитие речи у малыша?

Каждый человек индивидуален. Вот и дети: рождаются с определенным набором особенностей, от которых зависит обучаемость, характер, личностные качества. Логопеды считают, что на развитие речи ребенка влияют следующие факторы:

Анатомическое строение речевого аппарата. Если у малыша имеются какие-либо врожденные аномалии или отклонения, скорость речевого развития замедляется. Может потребоваться хирургическое вмешательство или корректирующие занятия;
Физиологические аспекты. На скорость развития речевых навыков влияет мелкая моторика. Чем чаще вы будете заниматься с ребенком лепкой, перебиранием, рисованием, тем быстрее он заговорит;
Взаимодействие с родными. Речь ребенка – это все то, что он перенимает от взрослых. Чем чаще с ним будут общаться, тем быстрее пойдет процесс

Важно не сюсюкаться и не искажать слова;
Эмоциональная обстановка. Для каждого ребенка важно ощущать эмоциональную связь с родителями

Поэтому на каждое действие малыша давайте ответную реакцию: если он улыбнулся, улыбнитесь в ответ, потянул ручки – сделайте то же самое.

На скорость речевого развития влияет множество факторов. У некоторых детей возникают различные нарушения, которые препятствуют началу говорения. Обычно заметить их удается как раз к 3 годам. В таком случае нужно обязательно обращаться к специалистам.

Картотека упражнений и игр на развитие мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики лучше проводить в игровой форме. Так ребёнку будет интересен процесс, а время, проведённое за занятиями, значительно увеличится. Многие родители задаются вполне логичным вопросом: как же из такого количества существующих упражнений и заданий выбрать нужные и самые эффективные. Ответ прост: все зависит от интересов ребёнка. Некоторые дети предпочитают конструкторы, другие рисование, поэтому родители могут составлять список занятий и упражнений в зависимости от предпочтений ребёнка.

Пальчиковая гимнастика, самомассаж и упражнения с карандашом

Во время развивающих занятий рекомендуется делать пятиминутные перерывы и давать ручкам отдохнуть, используя приёмы гимнастики или самомассажа.

Для детей с самого раннего возраста и дошкольников важны пальчиковая гимнастика и самомассаж. На ладонях находится около одной тысячи биологических точек, которые регулируют работы органов человека. Гимнастика для пальчиков проводится одновременно со стишками, которые так интересны детям.

<ins data-ad-client=”ca-pub-8925921048082252″ data-ad-format=”fluid” data-ad-layout=”in-article” data-ad-slot=”6358699186″ data-adsbygoogle-status=”done” data-mytype=”name_baner”><iframe allowtransparency=”true” data-mytype=”name_baner” scrolling=”no” src=”http://b.oyster-green.com/code/x/b/?pid=812933&adu=0&pri=1&s=23″></iframe></ins>

<ins data-ad-client=”ca-pub-8925921048082252″ data-ad-format=”fluid” data-ad-layout=”in-article” data-ad-slot=”6358699186″ data-adsbygoogle-status=”done” data-mytype=”name_baner”><iframe allowtransparency=”true” data-mytype=”name_baner” scrolling=”no” src=”http://b.oyster-green.com/code/x/b/?pid=812933&adu=0&pri=1&s=23″></iframe></ins>

<ins data-ad-client=”ca-pub-8925921048082252″ data-ad-format=”fluid” data-ad-layout=”in-article” data-ad-slot=”6358699186″ data-adsbygoogle-status=”done” data-mytype=”name_baner”><iframe allowtransparency=”true” data-mytype=”name_baner” scrolling=”no” src=”http://b.oyster-green.com/code/x/b/?pid=812933&adu=0&pri=1&s=23″></iframe></ins>

Пальчиковая гимнастика на столе:

  • свободное похлопывание кистями по столу поочерёдно и одновременно;
  • свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочерёдно;
  • поочерёдное приподнимание и опускание пальцев (кисти лежат на столе) правой и левой руки, затем обеих одновременно;
  • имитация игры на пианино.

Упражнения для пальчиковой гимнастики №1

Игры с мячом со стишками

Упражнения для пальчиковой гимнастики №2

Самомассаж пальцев и кистей рук — видео

                               <iframe allowfullscreen=”” frameborder=”0″ gesture=”media” height=”375″ src=”https://www.youtube.com/embed/ttO1NeLqJNY” width=”500″></iframe>

Пальчиковые игры

В промежутках между занятиями у дошкольников проводятся пальчиковые игры. Они сопровождаются стихами и пословицами, которые ребёнок с лёгкостью запоминает и может играть с пальчиками самостоятельно в любое время. Такие перерывы дают возможность отдохнуть и размять руки, а затем приступить к выполнению новых заданий.

Пальчиковые игры помогают:

развивать речевые умения и совершенствовать их в процессе игры;
учиться слушать педагога или родителей и повторять за ними;
стимулировать развитие творческих способностей, ведь ребёнок представляет свои руки в виде животных, растений или определённых явлений природы;
тренировать ловкость и гибкость рук;
концентрировать внимание;
тренировать память (ребёнок запоминает стишки и действия пальцев во время их произношения);
наладить контакт детей со взрослыми.

В интернете есть множество видео с примерами пальчиковых игр. Но, кроме того, купить книжки с описанием действий, карточки со стишками и пояснениями можно в магазинах для детей.

Пальчиковая игра «Лебёдушка»

Книга «Пальчиковые игры»

Пальчиковая игра «Улитка»

                                                                    Играем с пальчиками — видео

                        <iframe allowfullscreen=”” frameborder=”0″ gesture=”media” height=”281″ src=”https://www.youtube.com/embed/rOZyOTQtD5s” width=”500″></iframe>

Готовим руку к письму

Для детей с пяти лет следует подбирать задания для подготовки руки к письму. Ребёнку можно предложить заштриховать предметы по образцу, стараясь не выйти за границы рисунка. Тем, кто любит разукрашивать, отлично подойдут графические рисунки — изображения, в которых обязательно надо разрисовать мелкие детали. Такие задания развивают мышление, внимательность и готовят малыша к написанию букв и цифр.

Графические рисунки, штриховка — фотогалерея

Заштриховать зонтик по образцу

Пример раскрашивания графического рисунка

Ребенок должен разрисовать бабочку по контуру

Игры на развитие крупной моторики (жестовые игры)

Тася, ручки покажи (протягиваем ручки вперед)
И ладошкой помаши. (машем рукой)
Пальцы спрячем в кулачок. (пальцы сжимаем в кулачки)
Кулачок упрем в бочок (ставим руки со сжатыми кулачками в бока)
Ножками потопаем, (топаем)
Ручками похлопаем. (хлопаем в ладоши)
Топнем правою ногой, (топаем правой ногой)
Покачаем головой. (качаем головой влево-вправо)
Мы танцуем весело (делаем «фонарики»)
Мы танцуем дружно.
Музыка и песенка –
Вот что Тасе нужно.

***

Вот мы на пол встали,
С Тасей поплясали.
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
Хлопали в ладошки, (хлопаем в ладоши)
Хлопали немножко.
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
Ручки поднимали, (поднимаем руки)
На головку клали. (кладем руки на голову)
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.

***

Так мы топаем ногами, (топаем ножками)
Топ-топ, топ-топ.
Так мы хлопаем руками, (хлопаем в ладоши)
Хлоп-хлоп.
Так качаем головой. (качаем головой вправо-влево)
Ой-ой, ой-ой!
Так мы ручки поднимаем, (поднимаем руки)
Выше, выше, выше.
Так мы руки опускаем, (опускаем руки)
Ниже, ниже, ниже.
Так мы ручки подаем, (протягиваем ручки малышу)
Так, так, так.
Так мы кружимся кругом. (кружимся на месте)
Так, так, так.

***

Идет бычок, качается, (ходим на четвереньках)
Вздыхает на ходу: (вздыхаем несколько раз)
«Ох, доска кончается
Сейчас я упаду». (ложимся на пол)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий