Комплекс утренней гимнастики для 2-ой младшей группы

Как проводить гимнастику для малышей 3-4 года в ДОУ

Любой воспитатель ДОУ должен знать некоторые особенности зарядки для малышей 3-4-лет. Они являются основой, без них утренняя гимнастика проводиться просто не может.

  • Утренняя гимнастика в младшей группе проводится строго перед завтраком.
  • Она состоит из разминающих тело упражнений и ряда дополнительных восстанавливающего типа.
  • Урок должен длиться не дольше 7 мин., в идеале — 5 мин.
  • В теплое время года физкультминутку лучше всего проводить на улице, так она будет полезней. Зимой, особенно в декабре, зарядка должна проводиться на веранде или в специально оборудованном помещении, например, игровом зале с матами.
  • Есть два требования к помещению: температура не должна превышать 16°С, перед занятием зал проветривают.
  • Дети обязаны надевать на занятие спортивную форму с кроссовками, волосы подвязывать.
  • Если малыш отказывается выполнять упражнения, то принуждать его не стоит. Но после занятия нужно поинтересоваться, что послужило причиной отказа.
  • Если на зарядке будет включена музыка, интерес детей возрастет.
  • Не стоит спрашивать с детей строгого соблюдения дисциплины или четкой последовательности движений. Занятия должны проходить в форме игры, например, разыграв сценку.
  • В обязательный перечень входят упражнения со спортинвентарем: мячами, флажками, лентами и др.
  • Оптимальное количество повторов задания — 5. Отработка одного комплекса упражнений ограничивается 10 днями.

Важно! Педагог не должен ограничиваться одним лишь знанием общих принципов проведения детской гимнастики в ДОУ. Рекомендуется знать классификацию упражнений, содержание самой зарядки, приемы для подготовки и ее успешного проведения

Зарядка на свежем воздухе

Виды упражнений:

  • общеразвивающие (бег, прыжки и т. д.);
  • зарядка с элементами сюжетной линии (упражнения по какой-либо сказке, сценке и т. п.);
  • комплекс из 3-4 упражнений (например, комплекс «Лохматый песик», «Поезд» и т. д.);
  • чередование беговых и упражнений с прыжками;
  • задания с атрибутами (детским эспандером, батутом и т. д.);
  • полоса препятствий.

Важно! Упражнения в ходе полосы препятствий не должны быть слишком сложные, чтобы каждый воспитанник мог их повторить. Основные этапы любой зарядки:

Основные этапы любой зарядки:

  • разминка (ходьба);
  • упражнения на различные группы мышц;
  • неторопливый бег;
  • умеренная ходьба (можно добавить подвижную игру).

Временной план

На отработку заданий утренней гимнастики отводится три этапа.

Таблица: временные рамки этапов зарядки

ЭтапЦелиВиды упражненийВремя
Вводный
  • мотивация детей на выполнение упражнений;
  • отработка навыка согласованного выполнения движений;
  • подготовка организма к более сложным упражнениям.
  • построения (врассыпную — в начале года, в круг, шеренгу, колонну — со второго полугодия); повороты в разные стороны;
  • перестановка из одного круга в два, три;
  • непродолжительная ходьба, в том числе на носках, с поднятыми, согнутыми руками, на пятках, на носках;
  • бег друг за другом, врассыпную.
1–2 минуты
Основной
  • укрепление всех групп мышц;
  • выработка правильной осанки.
  • задания на разработку мышц плечевого пояса, рук;
  • задания на укрепление мышц туловища, ног и свода стопы;
  • бег;
  • прыжки.
2–3 минуты
ЗаключительныйВосстановление давления и пульса
  • малоподвижная игра;
  • медленная ходьба.
1–2 минуты

Таблица: пример составления конспекта зарядки во второй младшей группе (фрагменты)

Автор — Ковалёва В.Н., воспитатель ДОУ «Подгоренский детский сад №1» Подгоренского муниципального района Воронежской области.

Этап
ВводныйХодьба и бег с постепенным замедлениемК нам опять пришла веснаВсем сегодня не до сна.Дружно, вместе просыпайтесьНа зарядку отправляйтесьПерестроение в круг.Снова птички прилетелиПоиграть с нами хотели. Вы в кружок скорей вставайте, В кругу место занимайте. Будем мы вокруг летать, Будем с ними мы играть.Ну-ка все передружилисьВ воробьёв все превратились.
ОсновнойС воробьями поиграемИ зарядку выполняем.«Чистим пёрышки»И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину.Наклоны головы вперёд, назад, вправо, влево.Повторить 5 раз.«Полетаем с воробьями»И. п.: ноги врозь, руки вниз.Взмахи: одна рука вперёд, другая назад, слегка пружиня колени; после 3–4 движений рук — отдых. Вернуться в и.п. Приучать к большой амплитуде. Дыхание произвольное. Повторить 3–4 раза.«Поклюём мы крошки с ними»И. п.: ноги врозь, руки на пояс.Наклон вперёд, смотреть вниз, руки отвести назад-вверх, выпрямиться.Вернуться в и. п. Дыхание произвольное.Повторить 5 раз.«Скачут-пляшут воробьи»И. п.: ноги вместе, руки на поясе.Прыжки вокруг себя на двух ногах с поворотом в другую сторону, чередуя с ходьбой после 6–8 движений. Дыхание произвольное.
ЗаключительныйИгра малой подвижности «Воробышки и кот»…>Дыхательное упражнение «Улетели воробьи»Улетели воробьи.Далеко теперь ониНапугал их Васька кот.Ах, и ох!И. п.: ноги врозь, руки вниз.Руки в стороны, глубокий вдох носом.Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах».Повторить 3–4 раза.Ходьба по кругу в колонне по одному.

Значение утренней гимнастики в первой младшей группе ДОУ

Утренняя гимнастика — это элемент режима дня, призванный укреплять и сохранять здоровье малышей, поднимать их эмоциональный тонус и настраивать на дальнейшую деятельность.

Цели и задачи утренней гимнастики для детей 1,5–3 лет

Образовательные цели утренних упражнений являются универсальными для дошкольников любого возраста и сводятся к:

  • формированию, отработке и совершенствованию двигательных навыков (для детей 1,5–3 лет эта цель является главенствующей, так как младшие дошкольники только учатся координировать свои движения, определять направление движений рук, ног, туловища);
  • укреплению здоровья (формировать правильную осанку, предотвращать плоскостопие, вырабатывать красивую походку);
  • воспитанию культуры здоровья (дети учатся заботиться о своём здоровье, постигают основы физической культуры);
  • стимулированию интереса к спорту;
  • развитию умения согласовывать свои действия с действиями других людей;
  • воспитанию личностных качеств (целеустремлённости, самостоятельности, трудолюбия).

Утренняя гимнастика создаёт у детей положительный эмоциональный настрой

На реализацию поставленных целей в первой младшей группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) направлено решение таких задач, как:

  • «пробуждение» организма малыша ото сна (даже с учётом того, что до детского сада дошкольники проходят или проезжают какое-то расстояние, многие из них находятся в сонном состоянии, обусловленном ранним подъёмом);
  • активизация сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма, органов и каналов восприятия окружающего мира (в основном с помощью бега, прыжков);
  • укрепление опорно-двигательного аппарата малышей (за счёт повторений упражнений на тренировку мышц плечевого пояса, туловища, ручек и ножек);
  • повышение работоспособности ребят (гимнастика способствует насыщению тканей и органов кислородом, а значит, дети становятся более энергичными);
  • обеспечение организованного начала дня (дети выполняют движения вместе, и все последующие режимные моменты в детском саду также «по инерции» происходят слаженно);
  • переключение малышей на совместные виды деятельности (даже если во время сбора детей в группе ребята играли в разные игры и отвлечь их было почти невозможно, гимнастика позволит перейти к общему занятию);
  • знакомство с разными видами спорта (дети не только узнают название, но и соотносят вербальное описание с изображением, примеряют на себя некоторые спортивные занятия, например, коньки).

Используемые методы

К трех- четырехлетнему возрасту малыши уже почти освоили весь алфавит и научились строить предложения для высказывания своих мыслей. Но у некоторых все равно возникают проблемы с согласованием слов (например, «одна мяч»). Поэтому в любом случае все упражнения должны четко и понятно объясняться взрослым. Это поможет избавиться от речевых ошибок.

Важно! Преподаватель должен четко проговаривать все инструкции. Чтобы это было более интересным, лучше использовать стишки и загадки

Зарядка со стишками

Наглядные приемы

Образ помогает детям лучше понять окружающий мир. Именно поэтому лучше всего все занятия сопровождать:

  • картинками зверей, мультяшных героев;
  • пошаговыми рисованными инструкциями;
  • демонстрацией упражнения воспитателем.

Практический прием

Этот способ подразумевает под собой самостоятельную деятельность детей. Например, рисование, составление поделок из разных материалов и т. п. Этот вид деятельности очень важен, ведь с помощью него развивается воображение, мелкая моторика, дети учатся фантазировать.

Игровой прием

Его, как правило, сопровождает с музыкой. Она помогает почувствовать темп и ритм упражнения. Музыкальные оттенки помогают понять, когда нужно изменить характер движений. Например, спокойная музыка побуждает к умеренной ходьбе, а веселая и заводная — к бегу, прыжкам. Кроме того, она повышает дисциплинированность, работоспособность, внимательность малышей.

Картотека по ФГОС

Игра «Крольчата»

Картотека включает следующие занятия:

  • «Солнышко и дождь». Преподаватель рисует черту, за которой дети садятся на корточки. После слов «Вышло солнышко гулять» дети разбегаются по площадке. Как только звучит слово «дождик», дети снова сбегаются за черту. Цель данной игры — развить выносливость, быстроту движений и ориентирование.
  • «Кот Васька». Здесь понадобятся стулья. Выбирается один ребенок, который и будет главным героем — котом Васькой. Остальные дети — котики. Васька должен передвигаться по площадке, а потом уснуть. Котики должны его разбудить. Цель котят: как можно быстрее добежать и занять стульчик, пока Васька их не поймал. Это упражнение развивает навык подражания.
  • «Крольчата». Все дети садятся за веревкой, висящей на уровне 50 см от пола. После сигнала «крольчата» они выбегают за пределы веревки, а слова «сторож» — заползают обратно. Это упражнение вырабатывает навык ловкости и улучшает показатель прыжков в длину.
  • «Медвежонок». Преподаватель читает стишок, а дети выполняют движения: бегают по кругу, совершают повороты туловищем вправо и влево.
  • «Зайка». Воспитатель также читает стихотворение, а дети подпрыгивают и притопывают.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий