Картотека и цели чтения художественной литературы в младших группах

Ознакомление детей младших дошкольного возраста с художественной литературой

В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение),имя автора.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного.Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!»,или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»

В конце занятия можно повторное чтение произведения(если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника — научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка — иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот — иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги – контрольЦенные бумаги – оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Как младшие дошкольники воспринимают литературу

Нужно учитывать, что маленьким детям бывает сложно понять совсем простые вещи, поэтому они часто будут отвлекаться от текста и задавать свои вопросы, особенно это касается второй группы. Воспитатель должен быть к этому готов. Не стоит нервничать или сбиваться, ко всем вопросам нужно относиться с пониманием. Разумным является опрос группы для поиска ответов.

Также нужно обращать внимание на значимые детали, поскольку дети сами их не могут уловить. Обязательно нужно задавать наводящие вопросы, лучше заранее подготовить список:

  • почему так поступил герой;
  • хорошо это или плохо;
  • как бы нужно было сделать;
  • кто был героем;
  • что они делали;
  • хотелось ли побывать в этой сказке.

Такие вопросы позволят включать детей в процесс чтения и беседы. Особенностями восприятия можно считать:

  • рассеянность внимания;
  • деление только на плохих и хороших;
  • все примеряется на себя;
  • неусидчивость, слушать могут недолго;
  • больше нравятся иллюстрации и мультфильмы;
  • тяготеют к волшебному;
  • чувствительны к исправлениям со стороны воспитателя или педагога;
  • придерживаются своего мнения.

Обратите внимание! Необходимо учитывать особенности восприятия, чтобы эффективно взаимодействовать с ребенком. Лучше всего работать в небольших группах

В идеале — это группа интереса, то есть книга выбирается по желанию всех. Так можно достичь большой продуктивности в работе, поскольку детям будет интересно слушать, смотреть картинки и запоминать сюжет

Лучше всего работать в небольших группах. В идеале — это группа интереса, то есть книга выбирается по желанию всех. Так можно достичь большой продуктивности в работе, поскольку детям будет интересно слушать, смотреть картинки и запоминать сюжет.

Что касается картинок, то для первой группы они особенно важны. Именно картинки помогают воспроизвести в голове образ персонажа, соотнести его с услышанным текстом и сделать вывод о произведении. Зачастую детям необходимо видеть изображение, чтобы понимать суть.

Обратите внимание! Можно столкнуться с тем, что малыши не хотят брать в руки книгу, а предпочитают, чтобы им читали. Это может быть связано с тем, что раньше педагог, родитель не проявил должного терпения в обучении ребенка чтению

То есть малыш еще не смог прочитать слово, а у родителя не хватило терпения, и он забрал книгу. Такой негативный опыт может отбить желание читать.

Оформление театрального уголка в детских садах

Важно, чтобы дети тоже участвовали в чтении. Это можно осуществить, показывая картинки персонажей с подписью

Даже такое небольшое чтение всем вместе и каждого в отдельности способно потренировать речь и память на буквы.

Особенности чтения перед сном

Чтение перед сном должно начинаться с ясельной группы. И в этот период малыш хорошо воспринимает информацию на слух. Он способен различать интонацию, поэтому напевные, плавные тексты способны успокоить детей, расслабить и погружать в сон. Уже с этого момента формируется привычка к литературному чтению.

Как с детьми выучить цвета в английском языке — полезные упражнения

Каждый родитель или воспитатель должен понимать ряд особенностей, которые необходимо выполнять, чтобы чтение и прослушивание текста стало для ребенка интересным и полезным с точки зрения знаний

Важно учитывать моменты:

  • не читать на ночь грустные или жестокие моменты из произведений;
  • выбирать убаюкивающие, спокойные мотивы (описание природы, растений);
  • показывать ребенку картинки, но не давать читать, поскольку при плохом освещении это не пойдет на пользу;
  • не нагружать информацией, книга должна быть легкой, подойдет путешествие, сказка;
  • не обрывать историю, это оставит негативное впечатление, лучше читать, пока дитя не уснет.

Если чтение происходит в детском саду, то необходимо учитывать состав группы. Выбирать литературу нужно таким образом, чтобы всем детям она была интересна, лучше всего с этой ролью справляются русские народные сказки.

Обратите внимание! Чтобы успокоить ребят и уложить в кровать важно «поймать» их внимание. Сделать это можно, задавая вопросы по книге, сказав, что после сна их ждет игра по сюжету, поэтому нужно набраться сил. Но нельзя говорить, чтобы дети старались запомнить, иначе это их встревожит, нужно именно подвести к тому, что текст ими будет изучаться в игре

Но нельзя говорить, чтобы дети старались запомнить, иначе это их встревожит, нужно именно подвести к тому, что текст ими будет изучаться в игре.

Подготовка и проведение занятий по ЧХЛ

Любое занятие по чтению литературы должно проводиться комплексно. В нем должны присутствовать не только тексты произведений, но и развивающие игры, вопросы, викторины. Таким образом можно заинтересовать всю группу, а также дать им возможность самореализации.

Задача воспитателя — привить любовь к литературе, помочь детям ориентироваться в ней. Поэтому необходимо выбрать такой текст, в котором много новой и интересной информации. Чем больше познавательных моментов, тем лучше дошкольники будут анализировать произведение. Начинать стоит с простых тем, например, времена года. Такое занятие осенью можно провести на улице и собрать гербарий.

Чтение литературы с детьми

Любые темы могут соприкасаться с жизнью, именно на этом стоит делать акцент. Бытовые сказки помогут ребенку ориентироваться в домашних животных и предметах быта. Можно организовать игру в игровой комнате и попросить детей отыскать всех животных, которые были в сказке.

Каждое занятие должно строиться по плану, поэтому заранее нужно приготовить конспект. Этапы занятия:

  1. Мотивация;
  2. Подведение к теме;
  3. Чтение;
  4. Разминка (зарядка или песня);
  5. Игра или викторина;
  6. Актуализация знаний;
  7. Повторение;
  8. Выводы.

Только комплексное ЧХЛ может благоприятно повлиять на усвоение информации

Во время проведения занятия необходимо обращать внимание на тех ребят, которые отвлекаются, им нужно задавать вопросы или просить показать и назвать букву, на которую начинается имя героя. Чем больше обратной связи, тем продуктивнее чтение

Обратите внимание! Обучать первую группу можно, показывая карточки с предметами и спрашивать, на какую букву начинается, какие еще слова на эту же букву уже встречались. Монотонное чтение — скучный процесс, поэтому его всегда нужно разбавлять заданиями

Проводить урок лучше так, чтобы все дети имели возможность видеть картинки, можно сесть в круг или распечатать изображения для нескольких человек.

Зимой малышей почти не выводят на улицу, поэтому важно занимать их в группе. Можно всем вместе или по несколько человек учить короткие стишки, это полезно не только для памяти, но и пригодится на праздники

Такое изучение не должно длиться больше 30 минут, нужно дать ребятам время отдохнуть и поиграть. Потом можно продолжать.

Сказки

Строить занятие можно, исходя из требований ФГОС к деятельности воспитателя.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Цели и задачи занятий по чтению

Движущая сила развития малыша — пример, а книга целенаправленно побуждает карапузов к подражанию. И такие нравственно-этические категории, как доброта, любовь к людям, справедливость приходят к детям незаметно. Они учатся ориентироваться во всём многообразии моделей человеческого поведения, выбирая наиболее приемлемый вариант для себя.

В связи с этим цели занятий чтением художественной литературы в первой младшей группе заключаются в следующем:

  • приобщить ребят к мировой сокровищнице культурного наследия, в частности, к детской литературе;
  • расширить кругозор;
  • развить умения аналитически воспринимать информацию на слух, то есть кратко отвечать на вопросы по сути услышанного, делать пересказ отдельных эпизодов;
  • работать над развитием речи;
  • развивать фантазию, воображение;
  • воспитывать интерес к процессу чтения.

Основная цель занятий — приобщение малышей к чтению

Задачами таких занятий с малышами 1,5–3 лет является:

  • знакомство с народным и авторским творчеством (сказками, потешками, стихотворениями, песенками);
  • обучение узнавать персонажа по описанию (например, животное);
  • пополнение словарного запаса;
  • развитие способности понимать сюжет услышанного произведения;
  • тренировка навыков драматизации;
  • воспитание сопереживания, чуткости к героям произведений;
  • пробуждение любознательности.

Приёмы

Работая с малышами, необходимо очень тщательно подбирать комбинации приёмов, способствующих более полному восприятию художественного произведения, а также помогающих реализовать поставленные цели и задачи. Наиболее подходящими с этой точки зрения можно назвать такие приёмы:

  • создание сюрпризных ситуаций для мотивации малышей к работе (например, «Сегодня к нам в гости пришёл…» или «Ребята, к нам обратился …. с просьбой о помощи» и т.д.);
  • разработка проблемной ситуации для активизации деятельности карапузов в процессе работы (к примеру, «Почему теремок развалился, когда в него полез медведь?»);
  • чередование разных видов деятельности — физкультминуток, исполнения песенок и т.д. для поддержания интереса у ребят;
  • обыгрывание наглядности (например, пересказ сюжета сказки по картинкам);

  • оценка работы деток через поощрение.

Виды занятий по чтению

Художественное слово сопровождает весь образовательный процесс в детском саду. Так, даже гимнастика после пробуждения выполняется под рифмовки и потешки. Выделяются такие виды чтения:

  • чтение в рамках занятия;
  • чтение перед сном (обычно это сказки в прозе);
  • чтение стихотворений (в качестве сопровождения режимных моментов — приёма пищи, сборов на прогулку и пр.);
  • чтение песенок с последующим заучиванием текстов (например, при подготовке утренников).

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках

Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то возле дверей нашей группы нашла вот эту коробку.А на ней надпись: «Открыть любознательным детям группы Осьминожки». Ребятки, а кто такой любознательный ребенок? (Тот, которому интересно все новое и неизведанное.) А вам интересно, что в этой коробке? (Да) Значит вы тоже любознательные!

А как же узнать, что в ней находится? (Посмотреть).

Воспитатель открывает коробку

Воспитатель: Ребята в этой коробке спрятались сказки. Давайте мы с вами поиграем. Я буду читать отрывок из сказки, а вы будете подсказывать мне словечко. А если вспомните название этой сказки, обязательно скажите.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

А с ним и зайчиха-мать,

Тоже пошла танцевать.

И смеется она и кричит:

«Ну, спасибо тебе, … (Айболит!» «Айболит»

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький … (фонарик). «Муха-Цокотуха»

А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по … (дорожке). «Федорино горе»

Но однажды поутру

Прискакала кенгуру,

Увидала усача,

Закричала сгоряча:

«Разве это великан?

(Ха-ха-ха)

Это просто … (таракан! (Ха-ха-ха) «Тараканище»

Воспитатель: Вы правильно узнали все сказки. А знаете ли вы, что все эти сказки написал один очень известный детский писатель?

Дети отвечают.

На фланелеграф вывешивается портрет К. И Чуковского

Воспитатель: Посмотрите, а в волшебной коробке еще одна книжка К. И. Чуковского

Из коробки достается книжка К. И Чуковского «Цыпленок»

Рассматривание обложки

Дети вместе с воспитателем рассматривают обложку,и отвечают на следующие вопросы:

– Можно ли узнать по обложке, о чем книга? (Да.)

– Про кого эта книжка? Почему вы так думаете? (Про цыплят и курицу)

Пальчиковая гимнастика «Цыплята»

Раз, два, три, четыре пять Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.

Будем мы цыплят считать Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Раз – цыпленок на крыльце, Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.

Два – еще сидит в яйце,

Три – цыпленок самый смелый,

А четыре – самый белый,

Пятый – маленький цыпленок, загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу

Кушать захотел спросонок стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в сказку. Вы согласны? (Да)

Приготовьтесь, не стесняйтесь,

По удобнее располагайтесь!

Приготовьте ушки, глазки,

Расскажу сейчас вам сказку, про цыпленка, который хотел поскорее вырасти.

Воспитатель сопровождает рассказывание сказки показом персонажей с помощью фланелеграфа. (Приложение 1)

Воспитатель: Давайте поиграем

Подвижная игра «Курочка с цыплятами»

Вышла курочка гулять Взрослый изображает маму – курицу. Идет

Свежей травки посчипать высоко поднимая колени, руки заложены

за спину.

А за ней ребятки Дети идут за мамой-курицей и повторяет

Жёлтые цыплятки. движения.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко! «Грозит» пальчиком.

Ходят желтые цыплята Идут в рассыпную, ритмично кивая головой

-Пи, пи,пи! Пи,пи,пи! Произносят звукоподражания.

Хоть они и маловаты. Останавливаются и приседают

-Пи, пи,пи! Пи,пи,пи! Произносят звукоподражания.

Могут зернышки искать Пальцы рук собраны в щепоть, поочередно

Землю лапкой разгребать клюют корм

-Пи, пи,пи! Пи,пи,пи!

В заключении занятия воспитатель просит подойти детей к фланелеграфу и ответить на вопросы:

– Вам понравилась сказка?

– Как она называется?

– Кто написал сказку?

– Какие герои были в сказке?

Упражнение «Подбор определения к заданному слову»

– Каким был цыпленок? (Маленький, желтенький, крошечный, кругленький и т. д.)

– Какая была мама курица? (Большая, рябая, добрая, заботилась о сыночке и т. д.)

– Как заботилась курицы о цыпленке? (Кормила, ласкала, жалела)

– А какой был кот? (Большой, злой, серый, страшный, усатый и т. д.)

– А какой был петух? (большой, красивый, разноцветный, голосистый, важный, удалой)

– А какая была лягушка? (зеленая, веселая, большеротая,).

Проект

«Чтение художественной

литературы во второй младшей группе детского сада»

Выполнила:

воспитатель

Маркова Н. А.

Саранск

Работа с художественным произведением во второй младшей группе

Прежде чем воспитатель будет осуществлять коллективное чтение произведения в группе, ему следует предварительно ознакомиться с его содержанием самому, а также произвести анализ этого произведения. Педагог должен выделить какие моменты в произведении ребёнок уже может понять самостоятельно, а какие нюансы нуждаются в объяснении. В тексте произведения необходимо так же вычленить слова и выражения, которые способствуют развитию речи детей, затем во время коллективного чтения проговорить их вместе с воспитанниками

Особое внимание воспитателя следует обратить на интонацию во время прочтения произведения, выделить особо эмоциональные моменты. Заблаговременно воспитателю следует подобрать наглядный материал для занятия

Для того, чтобы детям было максимально интересно, и дети не переутомилось, педагогу следует чередовать различные виды деятельности, дети должны периодически менять позу и двигаться, групповые ответы должны чередоваться с индивидуальными, а также носить не только словесные характер, но и двигательный. Детям очень нравится, когда на занятиях используют наглядный материал, картинки, диафильмы, игрушки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий