Утренняя гимнастика в детском саду — упражнения для зарядки

Зарядка в детсаду в рамках общеобразовательного процесса

Воспитанники детсада должны расти здоровыми, чтобы у них сформировывались требуемые умения и навыки, а также способности. Здоровый малыш хорошо обучаем, понимает, что от него хочет воспитатель, ему интересно познавать новое. Помогает в этом зарядка, которая является систематическим занятием в детсаду.

Зарядка в ДОУ

Ее цель — сохранить и укрепить психику и организма в целом. Основная задача — создать позитивный эмоциональный настрой. Утренняя гимнастика (УГ) — составная часть режима физической подготовки дошкольников. Это комплекс специальных упражнений для мышечной ткани и суставов.

Зарядка для дошколят может проводиться в рамках занятий, положительно влияющих на систему дыхания, и игр для мелкой моторики. УГ может проходить вместе с методикой закаливания. Помимо сберегающих здоровье функций, зарядка в ДОУ имеет значение для формирования процессов психики, расширения кругозора, коммуникабельности.

Важно! Во время УГ идет активная выработка эндорфина — гормона счастья. Он повышает настроение и защищает от негативных мыслей

Заряд бодрости от выполнения гимнастических упражнений

Цели и задачи УГ

Гимнастика в ДОУ разделяется по возрастным группам: 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Физическая составляющая важна для всего периода воспитания. Цель зарядки в садике — привить желание следить за своим здоровьем в течение всей жизни.

Ежедневно утро в садике начинается с УГ, которая дает возможность укрепить маленький организм.

К сведению! Важно привить человеку с детства любовь к физкультуре, в садике закладывают фундамент на будущее. Цель УГ заключается в улучшении работы систем организма

Зарядка имеет огромное оздоровительно-воспитательное значение. Многим педагогам ДОУ сложно составить комплекс занятий, которые будут более результативными для детей разных возрастов, и они пользуются рекомендациями ФГОС.

Каждое утро в большинстве детсадов России начинается с УГ. Цель зарядки — развить мышцы тела и улучшить состояния здоровья. Организму малыша нужна физкультура, ему необходимо высвобождать энергию. Её можно направить в наиболее полезное русло, привлекая дошкольников к активным и интересным упражнениям, увлекательным играм.

Зарядка важна в организации дня и для состояния воспитанников. Те, кто уже проснулся и начинает баловать, с помощью упражнений станет спокойнее. Сонные и неактивные ребята, наоборот, взбодрятся. Задача зарядки — нормализовать дисциплину. Заниматься следует ежедневно, чтобы малыш привык к организованному спорту. Тогда это не будет вызывать отрицательные эмоции и усталость, а напротив, превратится в удовольствие.

К сведению! Важно выбирать комплексы упражнений по возрасту и возможностям дошкольников

Анализ утренней гимнастики

Каждый воспитатель должен вести картотеку на детей, осуществлять анализ и контроль занятий, состояния каждого ребенка. План анализа УГ:

  • возраст и число дошкольников в группе;
  • место проведения гимнастики;
  • как одеты дошкольники и воспитатель;
  • упражнения зарядки и продолжительность;
  • задачи по развитию на каждом этапе: что получилось сделать, соответствие заявленной продолжительности;
  • результативность педагогики: показа, текстовых инструкций, инвентаря, индивидуальной помощи;
  • эмоциональное состояние дошкольников на каждом этапе занятий;
  • вывод: потребуется ли внесение изменений или дополнительных упражнений в зарядку.

К сведению! Благодаря анализу и диагностике можно подводить итоги и совершенствовать зарядку, а карта контроля позволит выявить недостатки.

Образец заполнения карты

УГ, которая проводится в дошкольном учреждении каждый день, сделает малыша наиболее ловким, энергичным, поможет избежать ряда проблем в нормальном функционировании опорно-двигательной системы, повысит иммунитет, укрепит психику и научит взаимодействию с другими детьми. А занимаясь в форме игры, можно сделать физические упражнения не только полезными для здоровья, но и увлекательными.

Тексты для зарядки в ДОУ

Цель УГ состоит в объединении воспитанников, установлении хороших отношений между ними. Дети вместе занимаются, и это их сближает

Поэтому очень важно каждый день делать групповую зарядку, благодаря которой малыш станет крепче и общительнее. Ритмичные упражнения превосходно сочетать с занимательными стихами

Для этого разработан специальный текстовый материал. Под стихи воспитанники будут с удовольствием упражняться. Тексты простые, произнося их быстрее или медленнее, можно ускорять темп занятий или, наоборот, замедлять.

Стихи для гимнастики

Разучив гимнастические упражнения в стихотворной форме, дети смогут делать зарядку самостоятельно без помощи педагога, ориентируясь на смысл стихотворения. А если УГ совместно с дошкольниками будут выполнять и взрослые, то малыш скорее ощутит значимость, пользу, которую он может приносить всем. Кроме того, стихи помогают развиваться.

Важно! Для начала можно попробовать разучить стихотворение «Потягушки»

Утренняя зарядка — основные блоки занятия

Блок №1 — Ходьба по кругу. Начало разминки.

Утренняя зарядка должна начинаться с небольшой разминки. Разминка способствует насыщению кислородом и улучшению кровообращения, расслабляет зажатые мышцы и суставы, подготавливает детей к более интенсивной тренировке.

  • Начните с легкой ходьбы на месте или марша с поднятием коленок
  • Добавляем чередующиеся качания рук
  • Продолжайте разминку с помощью динамических растяжек, таких как выпады и повороты туловища. Продолжайте идти по кругу.
  • Двигайтесь в умеренном темпе. Напоминаете детям нормально дышать

Блок №2 — Аэробика

После разминки сделайте аэробные упражнения для укрепления сердечно-сосудистой системы.

  • В течение одной минуты бег на месте, затем в течении одной минуты прыжки (возможно использование скакалки)
  • Детские аэробные упражнения: «Альпинисты», «Прогулка по крабам», «Прыжки с поднятием колен»
  • Можно использовать элементы шагов из классической аэробики под музыку (например V-step)
  • Групповые игры на основе движения

Групповые игры на основе движения

Блок №3 — Силовые упражнения

Упражнения способствуют увеличению силы и улучшают плотность костной ткани.

  • Для развития силы рук используйте легкие гантели или резиновые ленты.
  • Приседания на корточках и приседания на ступнях прорабатывают мышцы ягодиц и ног.
  • Отжимания разовьют силу рук и укрепят грудную клетку.

Классические отжимания — отличное упражнение для укрепления рук и грудной клетки

Упражнения на пресс укрепит мышцы живота.

Блок №4 — Конец зарядки — растяжение

Растяжение — это лучшее окончание тренировки как у взрослых, так и у детей. Включите спокойную расслабляющую музыку. Предложите детям замедлить дыхание.

  • Дотягиваемся стоя или сидя до пальцев ног.
  • Выгибаем и прогибаем спину в упражнении «Кошка» растягивая позвоночник.
  • Скрещиваем ноги в позе полулотоса растягивая мышцы ног.

Предложите детям поднять руки и глубоко вдохнуть и резко опустить руки вниз с выдохом. Сделайте так несколько раз сбрасывая напряжение.

Чтобы ребятишкам понравилась утренняя зарядка, видео для детей лучше подбирать, исходя из их увлечений и интересов. Так, деткам, которые любят музыку, наверняка понравится выполнять упражнения под сопровождение ритмичных мелодий.

Большинство ребятишек любит музыку, поэтому зарядка с музыкальным сопровождением доставляет им большое удовольствие, а незаметно для самих себя в процессе занятия дети развивают чувство ритма и музыкальный слух. Поэтому именно под музыку проводится утренняя зарядка для детей в детском саду. Но используя соответствующие видео, вы сможете организовать не менее полноценные занятия и у себя дома.

Методы выполнения зарядки в детсаду

Проведение УГ — процесс ответственный, так как работа идет с малышами. Зарядку для детей в ДОУ должен выполнять или физинструктор в спортзале, или непосредственно педагог прямо в группе. По правилам, УГ проводится за полчаса до первого приема пищи.

Занятие с обручем

Рекомендации по длительности

УГ в каждой группе детсада различается не только продолжительностью, но и характером определенных упражнений. Рекомендации:

  • Продолжительность УГ в младшей группе детсада не должна быть больше 5 мин. Чтобы воспитанникам было интересно, зарядка должна проходить в форме игры с шутками и прибаутками. К примеру, малышам можно предложить походить как мишка, лисица или лошадь. Для выполнения упражнений подойдет хулахуп, кубики и маракасы.
  • В средней группе детсада УГ длится 6 мин. Структура зарядки чуть сложнее предыдущей, в качестве предметов для занятий можно добавить ленточки и мячики.
  • У воспитанников в старшей группе детсада превосходная память, поэтому УГ может проводиться без участия педагога. Воспитатель только раз должен показать им, как нужно заниматься. Из инвентаря рекомендуются шнуры-косички, мячики, обручи и палки. В комплекс можно включить танцы и ритмику. Продолжительность занятий примерно 10 мин.
  • УГ в подготовительной группе детсада имеет длительность 12 минут и по большому счету повторяет комплекс старшей группы. В роли инвентаря выступают прыгалки и гантели. Помимо этого, в комплекс могут быть добавлены некоторые спортивные элементы с применением шведской стенки.

Как организовать детей для утренней гимнастики

Кроме игровой тематики педагогу можно использовать и другие приемы для завлечения детей на УГ. Выразительная речь, увлекательное содержание и позитив помогут мотивировать воспитанников. Можно обыграть так, чтобы они самостоятельно пожелали заниматься, стать здоровее и сильнее.

Мотивировать заниматься утренней зарядкой в ДОУ поможет оригинальность подхода. К примеру, педагог может позвать всех детей в гости к Винни-Пуху, а чтобы туда попасть, нужно прыгнуть трижды и улыбнуться. Этот элемент игры завлечет ребят, и они обязательно выполнят все условия.

В дошкольном возрасте все дети очень любознательны. Им интересно, как двигаются животные, растут цветы и что происходит на планете. Опытные педагоги пользуются этим, чтобы организовать эффективную зарядку. Они придумывают много игровых упражнений для зарядки по утрам для детей с подключением персонажей и вымышленных героев.

Важно! Если у ребенка справка о том, что ему временно противопоказаны физические нагрузки (такие выдают после болезни), можно предложить ему быть ведущим или понаблюдать за процессом со скамейки

Мониторинг проведения утренней зарядки в средней группе ДОУ

Анализ (диагностика, мониторинг) образовательной деятельности в детском саду позволяет отследить изменения в физическом, эмоциональном, психологическом развитии воспитанников, а также дать оценку эффективности применяемых педагогом методических приёмов. Диагностика утренней гимнастики проводится в двух форматах:

  • методистами, коллегами педагога (как правило, такой вид анализа используется в качестве одной из форм диагностики методической грамотности воспитателя или инструктора по физкультуре в рамках аттестационной кампании, проведения конкурса педагогического мастерства);
  • самим педагогом для выявления методических и организационных просчётов в работе.

Мониторинг не только показывает уровень подготовки детей, но и позволяет дать оценку методической целесообразности используемых педагогом приёмов

Алгоритм диагностики

Схема анализа утренней гимнастики включает следующие пункты:

  1. Общая информация о детях в группе (название, сколько малышей всего, количество присутствовавших в день проведения зарядки).
  2. Соответствие уровня подготовки помещения санитарным нормам (проводились ли предварительная уборка, проветривание).
  3. Длительность утренней гимнастики.
  4. Количество этапов зарядки (вводный, основной, заключительный).
  5. Детали по каждому этапу: хронометраж, цели и задачи (какие из них были достигнуты, а какие — нет).
  6. Эффективность участия педагога (доступность объяснения, демонстрация движений).
  7. Впечатление в целом.
  8. Итоговая оценка: «5», «4», «3».

Зарядка в средней группе детского сада способствует реализации целей и задач образовательного процесса, помогает создать положительный эмоциональный микроклимат в группе, сглаживает факт утреннего расставания с мамой и настраивает ребят на дальнейшую продуктивную работу

Это определяет не только важность проведения утренней гимнастики, но и необходимость выбора методически целесообразных приёмов взаимодействия с детьми

Картотека утренней гимнастики в старшей группе

При составлении блоков заданий для зарядки нужно стараться включать упражнения разных видов.

В комплексах утренней гимнастики можно чередовать упражнения с предметами и без

Таблица: пример составления сюжетных комплексов зарядки в старшей группе (фрагменты)

Автор — Савчук Л.К., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Сказка», п.г.т. Излучинск, ХМАО — Югра, Нижневартовский район, Тюменская область.

Название комплексаНазвание упражнения
«Способные художники»«Готовим краски»
  1. Ходьба в колонне по одному (20 секунд).
  2. Ходьба перекатом с пятки на носок (20 секунд).
  3. Бег широким и мелким шагом (20 секунд).
  4. Обычный бег (25 секунд).
  5. Ходьба по кругу (20 секунд).
  6. Построение в круг.
«Рисуем солнышко»
  1. Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
  2. Круговое движение головой.
  3. Далее каждый ребенок «рисует лучики для солнышка».
  4. Повторить 6 раз.
«Рисуем воздушные шары локтями»
  1. Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты к плечам.
  2. Делаем несколько круговых движений локтями вперед.
  3. Выполняем круговые движения локтями назад.
  4. Повторить 8 раз.
«Рисуем колёса туловищем»
  1. Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
  2. Делаем круговые движения туловищем в левую сторону.
  3. Выполняем круговые движения туловищем в правую сторону.
  4. Повторить по 4 раза в каждую сторону.
«Рисуем домик коленом»
  1. Исходная позиция: стоя, правая нога согнута в колене, руки за спиной.
  2. Рисуем домик коленом правой ноги.
  3. Вернуться в исходную позицию.
  4. Исходная позиция: левая нога согнута, руки в замок за спиной.
  5. Рисуем домик коленом левой ноги. Вернуться в исходную позицию.
  6. Повторить по 4 раза каждой ногой.
«Размешиваем краску»
  1. Исходная позиция: стоя, правая нога согнута в колене, поднята, носочек оттянут, руки на поясе.
  2. Выполняем вращательные движения стопой правой ноги.
  3. Возвращаемся в исходную позицию. Повторить 4 раза.
«Загадочные рисунки»
  1. Исходная позиция: лежа на спине, ноги вместе, руки за головой.
  2. Поднять обе ноги и в воздухе нарисовать ногами кто что захочет на счёт до 16.
«Радуемся рисункам»
  1. Исходная позиция: стоя, руки на поясе.
  2. Прыжки на двух ногах вперед-назад.
  3. По 10 прыжков, чередуя с ходьбой на месте. Повторить 3 раза.
«Виды спорта»«Спортсмены на тренировке»
  1. Исходная позиция: стоя, ноги врозь, руки на поясе.
  2. Рывки прямыми руками назад 5 раз — пауза.
  3. Повторить 5 раз.
«Штангисты»
  1. Исходная позиция: основная стойка, руки опущены, кисти сжаты в кулаки.
  2. С силой поднять руки вверх, разжать кулаки.
  3. Вернуться в исходную позицию.
  4. Повторить 10 раз.
«Атлеты»
  1. Исходная позиция: стоя на коленях, голова вниз, руки на поясе.
  2. Правую (левую) ногу отвести в сторону — верх, держа голову прямо.
  3. Вернуться в исходную позицию.
  4. Повторить по 5 раз каждой ногой.
«Гимнасты»
  1. Исходная позиция: основная стойка, руки на поясе.
  2. Присесть, разводя колени в стороны, спина прямая.
  3. Вернуться в исходную позицию.
  4. Повторить 8 раз.
«Пловцы»
  1. Исходная позиция: лежа на животе, руки под подбородком.
  2. Поднять голову и верхнюю часть туловища, руки вытянуть вперёд-вверх, прогнуться.
  3. Вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз.
«Футболист»
  1. Исходная позиция: лежа на животе, руки под подбородком.
  2. Поднять голову и верхнюю часть туловища, руки вытянуть вперед-вверх, прогнуться.
  3. Вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз.
«Бегун»
  1. Исходная позиция: основная стойка.
  2. Бег на месте, высоко поднимая колени.
  3. Повторить 3 раза по 20 секунд, чередуя с ходьбой.
«Отдохнём»
  1. Исходная позиция: ступни параллельно, руки опущены.
  2. Поднять руки дугами через стороны вверх, потрясти ими.
  3. Медленно вернуться в исходную позицию. Повторить 7 раз.

Картотека упражнений для утренней зарядки в средней группе

Чтобы избежать однообразия, при составлении комплекса утренней гимнастики педагог выбирает задания разных видов, объединяя их при необходимости общей сюжетной основой.

Любой комплекс упражнений начинается с разминки

Таблица: бессюжетные комплексы утренних упражнений (фрагмент)

АвторДеревянко О. А., инструктор по физическому воспитанию МБДОУ «Детский сад №8», г. Краснодар.
Тип упражненийНазвание упражнения
Комплекс без предметов«Пропеллер»
  1. Исходное положение (и.п.): ноги слегка расставить, руки опущены.
  2. Руки в стороны.
  3. Перед грудью вращать одну руку вокруг другой, говорить «р-р-р».
  4. Руки в стороны.
  5. И.п., сказать «вниз».
  6. Повторить 4 раза.
«Шагают руки»
  1. И.п.: сидя, ноги врозь, руки за голову.
  2. 1–4 — наклон вперёд, переставлять вперёд руки.
  3. 5–8 — то же, назад, вернуться в и.п.
  4. Повторить 5 раз.
«Велосипедист»
  1. И.п.: лёжа на спине.
  2. Согнуть ноги, приподнять, имитировать движения велосипедиста (5–8 сек).
  3. И.п. Голову и плечи не поднимать.
  4. Повторить 6 раз.
«Маятник»
  1. И.п.: сидя, ноги скрестить, руки на пояс.
  2. Наклон вправо, сказать «тик».
  3. Наклон влево, произнести «так».
  4. Выпрямляясь, молчать. Спину и голову держать прямо.
  5. Повторить 4 раза.
«Отставить ножку»
  1. И.п.: стоя, руки за спиной.
  2. Правую ногу на носок в сторону — и.п.
  3. Левую ногу на носок в сторону, поворот кругом.
  4. Повторить 4 раза. Движение выполнять ритмично.
«Волчок»
  1. И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз.
  2. 10–12 подскоков, поворачиваясь вокруг себя. Прыгать пружинисто, легко.
  3. Повторить 3–4 раза, меняя направление и чередуя с ходьбой.
Комплекс с флажками«Помаши»
  1. И.п.: ноги слегка расставить, флажки за спиной.
  2. Флажки через стороны вверх, помахать, посмотреть.
  3. Возвратиться в и.п.
  4. Повторить 6 раз.
«Самолёт делает разворот»
  1. И.п.: ноги врозь, флажки в стороны (вертикально).
  2. Поворот вправо.
  3. Поворот влево. Ноги не сгибать, не сдвигать.
  4. Повторить 3 раза.
«Постучи над головой»
  1. И.п.: стоя на коленях, флажки опущены.
  2. Сесть на пятки, постучать флажками над головой, потянуться, посмотреть на них.
  3. Возвратиться в и.п.
  4. Повторить 5–6 раз.
«Покажи над головой»
  1. И.п.: ноги врозь, флажки за спину.
  2. Наклон вперёд, флажки вперёд, сказать «вот».
  3. Возвратиться в и.п.
  4. Повторить 5 раз.
«Подскоки»
  1. И.п.: ноги слегка расставить, флажки вниз.
  2. 8–10 подскоков, встряхивая флажками.
  3. 8–10 шагов со взмахом флажками.
  4. Повторить 3 раза.
«Помаши»Повтор 3–4 раза.
Комплекс с кубиками«Кубик на кубик»
  1. И.п.: ноги слегка расставить, кубики за спину.
  2. Кубики выдвинуть вперёд.
  3. Кубик поставить на кубик.
  4. Из и.п. кубики в стороны, к плечам, вниз, у пояса.
  5. Повторить 6 раз.
«Дотянись»
  1. И.п.: сидя, ноги врозь, кубики на полу у пяток, руки в упор сзади.
  2. Руки вверх дугой, наклон вперёд до кубиков.
  3. Возвратиться в и.п. Следить за движениями рук.
  4. Повторить 5 раз.
«За коленями»
  1. И.п.: лёжа, кубики вверх.
  2. Поднять согнутую ногу, постучать кубиком о кубик.
  3. То же другой ногой. Голову не поднимать.
  4. Повторить 4 раза.
«Повороты»
  1. И.п.: сидя, ноги скрестить, кубики у плеч.
  2. Поворот влево, правой рукой положить кубик.
  3. И.п. и выполнить предыдущий шаг в левую сторону. Так же и взять кубики.
  4. Повторить 4 раза.
«Обойди»
  1. И.п.: ноги слегка расставить, кубики на полу перед ногами, руки на пояс.
  2. Подняться на носки, обойти кубики в одну и другую сторону.
  3. Ходьба на месте обычным шагом.
  4. Закончить комплекс упражнений бегом (40 сек), ходьбой.
  5. Повторить 2–3 раза.
Цит. по: https://infourok.ru/kartoteka-kompleksov-utrenney-gimnastiki-dlya-sredney-gruppi-detskogo-sada-1161197.html

Принципы гимнастических комплексов

Утренняя гимнастика в детских садах для детей дошкольников составлена специалистами. Комплексы в детских образовательных учреждениях выполняются по принципам:

  • Доступность: задания и игры соответствуют физподготовке воспитанников, объяснения и демонстрация упражнений понятны.
  • Результативность и польза: гимнастика развивает дошкольников, улучшает их здоровье.
  • Позитив: дошкольники делают УГ для отличного настроения, если малыш не расположен к занятиям (заболел, расстроен), выполнять упражнения его не стоит заставлять.

Чтобы гимнастика вошла в привычку у дошкольников, она должна заинтересовать и вызывать только положительные эмоции. Для обеспечения стойкой мотивации воспитанников к занятиям педагог должен выбирать интересные упражнения, проводить их в форме игры или использовать оригинальный инвентарь.

Демонстрация упражнения

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий