Обучающие игры для развития мышления детям 4 лет

Логическая игра Никитина «Уникуб»

Раз уж начали про Никитина, то обязательно стоит упомянуть еще об одной его замечательной игре – «Уникуб» (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). На мой взгляд, основной функционал этого пособия ребенок и его родители смогут оценить попозже, после 4-5 лет. Но, тем не менее, я включаю игру в этот список, потому что и для 2-3-летних детей найдутся задачки с кубиками.

Особенность кубиков «Уникуб» в том, что каждая грань кубиков имеет свой цвет. Всего 3 цвета. Задача малыша – развернуть кубик таким образом, чтобы сверху и сбоку были видны грани определенного цвета.

Какие задачи можно поставить перед ребенком 2-3 лет:

  • Выложить для игрушки кроватку / заборчик определенного цвета – все кубики в постройке должны быть выставлены таким образом, чтобы СВЕРХУ были синие грани кубиков.
  • Выложить домик определенного цвета. В этом случае ребенку нужно составить кубики так, чтобы искомая грань кубиков была СБОКУ.

Выложить дорожку из кубиков с чередованием цвета или с соблюдением простых закономерностей.

Логическая игра Bondibon «Застенчивый кролик»

Скажу вам честно, Bondibon — это моя слабость. У них такие необычные и интересные логические игры, какие вы больше ни у одного производителя не встретите. «Застенчивый кролик» (Ozon, My-shop, KoroBoom) — одна из самых любимых, и у меня, и у дочери. Игра рассчитана на самых маленьких логиков – по инструкции на детей от 2 лет. На самом деле двухлетний ребенок сможет выполнить очень небольшую часть заданий. Я бы посоветовала начинать знакомство с игрой ближе к 2,5 годам, уже будет поинтереснее.

В наборе всего 4 деревянные детали, одна из которых – тот самый стеснительный кролик. В каждой из деталей есть разные выемки и прорези, которые позволяют самыми разными способами расставить и вложить друг в друга детали.

Пространственное мышление эта игра развивает просто на ура! Ведь ребенок видит только плоскую проекцию фигуры, а воссоздать надо объемную. Я прямо чувствовала, как шевелятся извилины в голове у дочери, когда она пыталась воспроизвести картинку с карточки. К слову сказать, заданий целых 48, от самых простых до самых сложных – даже четырехлетке будет интересно!

Собираем фигуры по простым схемам из конструктора, кубиков, мозаики и т.п.

Согласитесь, умение понимать и применять схему очень важно для любого человека. В практической жизни мы, так или иначе, регулярно сталкиваемся со схематичным представлением информации

А вот для малыша игры со схемами – это не просто полезный практический навык, это замечательное развивающее занятие, которое учит ребенка соотносить плоское изображение с объемной конструкцией. И не только соотносить, но и воспроизводить самостоятельно. Возраст 2-2,5 года – самое время начинать знакомить ребенка со схемами.

Строить по схемам можно из чего угодно – конструктора, кубиков, мозаики. В общем, из того, что у вас есть. Только нужно предварительно подготовиться и нарисовать простые схемы понятных ребенку фигур. Заранее посмотрите, какие детали у вас есть в наличии, и рисуйте схемы с учетом этого. Лучше всего просто собрать фигуру, а затем обвести ее по контуру Приведу здесь примеры наших схем для лего. Но у вас они, скорее всего, будут другими, из вашего набора деталей.

Не торопитесь сразу предлагать двухлетнему ребенку сложные схемы, достаточно подготовить изображения незамысловатых домиков из 3-5 кубиков. Вообще надо заметить, что строительство по схеме из кубиков или мозаики малышу дается проще, с этого лучше и начинать.

Кстати, попробуйте попрактиковать и такой вариант игры. Сложите с малышом какую-нибудь фигуру, затем попросите его хорошенько ее запомнить и отвернуться. После этого достаньте или измените один из элементов конструкции и попросите малыша сказать, что изменилось.

Если говорить о готовых пособиях, то, по-моему, самая идеальная игрушка для первого знакомства ребенка с конструированием по образцу – это логическая пирамидка «Геометрия» (Ozon, My-shop, KoroBoom) . В ней и карточки со схемами есть, и детали интересные.

Чуть посложнее и пооригинальнее игрушка всеми любимой фирмы Bondibon – «День и ночь» (Ozon, My-shop, KoroBoom). Здесь все детали конструкции также нанизываются на штырьки, но их тут уже не один, а три, что существенно увеличивает число возможных комбинаций. Кроме того, в пособии предусмотрен более продвинутый вариант занятий – фигуры можно собирать не только по схеме с нарисованными деталями, но и по их силуэтам. В игре целых 48 карточек с заданиями разной степени сложности.

Виды игр и упражнений для 4-летнего малыша для развития мышления

С самого раннего возраста важно развивать мышление у ребенка. Впоследствии это поможет быстро находить подход к людям и добиваться поставленных целей

Развивать детское мышление можно с помощью определенных игр и упражнений.

Логические

Развитие логического мышления позволяет последовательно и без противоречий осуществлять мыслительную деятельность и выстраивать суждения, а также речь. Чтобы тренировать логическое мышление, нужно с малышом систематически решать задачи на логику.

Логические игры

Также отлично подойдут чтение детективной литературы и следующие логические игры:

  • «Легкое — тяжелое»;
  • «Холодное — горячее»;
  • «Времена года»;
  • «Помоги героям;
  • «Профессии онлайн»;
  • «Выбери твердый или мягкий предмет».

К сведению! Логические игры направлены на развитие логического мышления ребенка

Во время игры важно следить, чтобы малыш выполнял все задания самостоятельно

Пальчиковые игры для развития моторики

Для развития и укрепления мелкой моторики используются пальчиковые игры. Они активизируют работу головного мозга и помогают развивать речь и готовить руку к письму. Самыми распространенными и эффективными считаются следующие:

  • «Котенок»;
  • «Белка»;
  • «Цап-царап»;
  • «Веселые пальчики»;
  • «Веер»;
  • «Павлин»;
  • «Бабочка».

Важно! В ходе этих игр у малыша развивается ловкость и вырабатывается умение концентрировать внимание и управлять своими действиями

Пальчиковые игры

Упражнения для развития памяти

Память является одним из основополагающих психических процессов, заключающихся в способности учить, запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Ее развитие начинается с самого рождения. В возрасте 4 лет тренировать память следует в процессе игр:

  • «В магазин за покупками»;
  • «Подарки друзьям»;
  • «Что везет поезд»;
  • «Повтори танец».

Четырехлетний возраст считается одним из наиболее благоприятных для развития памяти. Впоследствии улучшить те или иные показатели будет значительно сложнее.

Игры для развития памяти

Настольные игры

Настольные игры считаются достойной альтернативой современным гаджетам. Они не только выполняют развлекательную роль, но и могут включать в себя воспитательные и обучающие элементы.

Настольная игра «Голодные бегемотики»

Каждый ребенок в возрасте 4-5 лет отличается активностью и любознательностью. Направить его энергию в нужное русло можно с помощью следующих настольных игр:

  • «Голодные бегемотики»;
  • «Черепашьи бега»;
  • настольный футбол.

Речевые

Уровень развития речи у детей 4 лет достаточно высокий. В этом возрасте они активно общаются и обладают обширным словарным запасом. Чтобы при подготовке к школе и в дальнейшем не возникло проблем с речью и русским языком, нужно не останавливаться на достигнутом и систематически выполнять упражнения и играть с ребенком в речевые игры.

Речевые игры

Самыми распространенными дидактическими играми для детей 4 лет считаются следующие:

«Найди ошибку»

Игра позволяет правильно произносить и запоминать слова, а также развивать слуховое внимание. Суть заключается в том, что ребенку показывают карточку с изображением, например, зайца, и задают вопросы, касающиеся этого животного;
«Так может быть или нет» — игра, которая учит замечать непоследовательности и развивает логическое мышление

Ребенку рассказывают небольшую историю, и он должен определить, может такое быть или нет;
«Какое время года»;
«Отгадай растение»;
«Когда это бывает».

К сведению! Речевые игры помогают предотвратить и устранить проблемы развития речи у детей, чтобы впоследствии у них не возникло трудностей в обучении.

Развивающие игры являются для детей своеобразным элементом познания нового. Они способны выработать дисциплину, самостоятельность, а также бережное отношение к предметам и технике

При выборе игр важно уделять особое внимание тем, которые более интересны малышу, но также не забывать и об остальных, чтобы ребенок был всесторонне развитым

Основные цели развивающих игр 4 – 5 лет.

  1. Развитие мелкой моторики
  2. Развитие речи и формирование словарного запаса
  3. Физическое развитие
  4. Познавательная деятельность
  5. Развитие логики и аналитического мышления
  6. Развитие памяти и внимания
  7. Обучение цветам и формам
  8. Знакомство с цифрами и буквами
  9. Освоение навыков общения и взаимодействия
  10. Творческое развитие
  11. Освоение бытовых навыков

Возраст 4-5 лет дает возможность разных вариаций уже знакомых игр и знакомство с новыми. Но не стоит забывать, что каждый малыш развивается в своем темпе. И сравнивать своего ребенка с соседским нет смысла, а судить о задержке развития может только врач.

Поэтому при выборе игр ориентируйтесь на навыки и возможности ребенка. Не стоит забывать и о том, что игра должна заинтересовать ребенка и приносить ему удовольствие, тогда будет проще и родителям, и детям.

Строим простые закономерности

Закономерности можно составлять практически из любых разноцветных материалов, имеющихся дома – из кубиков, мозаики, счетных палочек, конструктора и т.п. Вы начинаете выкладывать – ребенок продолжает.

Самый простой вариант – чередование 1 через 1. Далее можно попробовать выкладывать дорожки 2 через 2, 3 через 3, 2 через 1, 3 через 3 и т.д.

Для повышения интереса ребенка к игре используйте сюжетно-ролевые игрушки. Так, это может быть не просто скучный ряд из кубиков, а дорожка, которая поможет лягушонку добраться к своему другу бегемотику. А из мозаики можно построить целый мост для спасения принцессы, которая заточена в башне.

Резюме

Возможно, вас удивит, что ребёнок легко справляется с логическими задачами, которые казались вам трудными, и предлагает решения, о которых вы не подозревали. Дело в том, что детское мышление ещё не подвержено шаблонам и стереотипам

Важно помочь ребёнку сохранить эту пластичность ума. Чем раньше он начнёт развивать логику, тем легче ему будет учиться в дальнейшем. 

В начальной школе «Фоксфорда» мы уделяем внимание логике с первого класса. Программа 1-4 классов включает курс алгоритмики, на котором дети учатся решать логические задачи, ребусы и головоломки, а в более старшем возрасте осваивают азы информатики и программирования

Такие занятия отлично развивают логическое мышление и позволяют овладеть навыками одной из самых востребованных профессий. 

Пара советов напоследок:

  1. Не ограничивайтесь только точными науками. Играйте с ребёнком в творческие игры: предложите нарисовать предмет по описанию его свойств, или составить рассказ, используя заданные словосочетания. Такие занятия не только тренируют логическое мышление, но и развивают фантазию и помогают ребёнку раскрыть творческий потенциал.
  2. Не стоит заниматься развитием логики ребёнка слишком серьёзно. Лучше превратите занятия в игру. В будущем вашему сыну или дочери придётся решить немало по-настоящему серьёзных задач и находить выходы из непростых ситуаций. А пока пусть учится справляться с трудностями в игре.

Игра «Найди лишнее»

Думаю, суть игры ясна из названия Среди каких предметов можно искать лишнее? Хорошо подойдут детали конструктора, кубики, блоки Дьенеша или просто вырезанные из картона фигуры. Главное подобрать детали разных цветов, форм и размеров.

Вот, пример, поиска лишнего из блоков Дьенеша. Сначала предлагаем ребенку более очевидные задачи – два синих круга и один красный квадрат. Тут вряд ли спутаешь, так как «нелишние» предметы схожи и по цвету, и по форме.

Потом задачу усложняем. Во втором примере (второй ряд на фото) малыш должен уже абстрагироваться от формы, и найти лишнее только по цвету. Третья задача еще сложнее – здесь перед ребенком квадраты и разных цветов, и разных размеров, но, тем не менее, ребенку нужно выделить их общее свойство – квадратная форма и понять, что круг лишний.

Лишнее также можно находить среди карточек с картинками, на которых изображены объекты из разных категорий. Так, на верхнем примере лишний мяч, так как все остальное – это одежда, а в нижнем ряду среди фруктов лишний, конечно же, медведь.

Вот здесь можно СКАЧАТЬ несколько готовых заданий для определения лишнего предмета среди картинок.

Логическая игра Никитина «Сложи узор»

Еще одна популярная игра Никитина – «Сложи узор» (Лабиринт, My-Shop, KoroBoom). Пособие это очень «долгоиграющее», с ним можно придумать массу заданий как для 2-3-летнего малыша, так и для ребенка 5-6 лет. Задания в прилагающейся к кубикам инструкции рассчитаны, скорее, на детей постарше. А вот для детей помладше есть замечательные альбомы – «Чудо-кубики 1» (Ozon, My-shop, Koroboom) и «Чудо-кубики 2».

Кстати, альбомы можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.

Еще где-то давно на просторах интернета я скачивала схемы к кубикам «Сложи узор» для самых маленьких. Главное их отличие в том, что на схеме узор расчерчен на квадраты, что существенно облегчает задачу при подборе кубика (в схемах Никитина подобной разметки нет). Получается такая подготовительная ступень к основному варианту игры. Предлагаю СКАЧАТЬ такие схемы и вам.

В чем уникальность игры? Это нам взрослым, кажется, все очевидно и понятно – выложить картинку из кубиков. А для ребенка это целая наука – сначала найти нужную сторону у кубика, а затем еще и понять, как правильно его развернуть. Ребенку постарше, нужно будет кроме этого еще и определить, из каких именно кубиков сложена картинка. Кубики «Сложи узор» имеют очень хитрый раскрас. Некоторые грани однотонные, а некоторые разделены по диагонали на 2 цвета, что заставляет малыша хорошенько подумать.

Дидактические игры для дошкольников – все лучшее детям

Что собой представляют дидактические игры для дошкольников? Это материал, который научит малышей распознавать предметы по отличительным признакам: цвет, величина, форма, материя неживая и живая. Игры в несколько уровней позволят непринужденно запомнить времена года, ориентируясь на их признаки; из нескольких оттенков получить новые при смешивании; распределить по группам растения, насекомых, животных и птиц; сортировать технику: летающую, ездящую и плавающую, запомнить дни недели и названия месяцев, посчитать на руках пальчики, назвать части тела, выяснить, кто чем питается, вырастить цветок или бабочку, запомнить съедобное и несъедобное, выучить время по часам и цвета радуги.

Собираем простые фигуры на математическом планшете

Геометрик, он же математический планшет, последнее время набирает все бОльшую популярность. Оно и понятно, во-первых, игра отлично развивает мелкую моторику, во-вторых, развивает логику и пространственное мышление, ну и, в-третьих, представляет собой своего рода резиночный конструктор, что придется по душе всем любителям строительства и собирательства.

В продаже встречаются разные математические планшеты – и маленькие (My-shop, KoroBoom), и те, что побольше (My-shop, KoroBoom), и продвинутые геоборды для детей постарше (My-shop, KoroBoom). Во всех этих моделях есть набор резиночек, а также каталог схем, которые можно воспроизвести на планшете. Схемы в прикладываемых пособиях, как правило, не самые простые. Поэтому здесь хочу предложить вашему вниманию несколько наиболее простых схем, которые, по моему опыту, можно показывать уже ребенку 2-3 лет – расческа, стол, стул, человечек, цветочки, любые буквы, елочка, флажок. Да, думаю, вы и сами сможете придумать много интересного.

А вообще двухлетние дети, как правило, получают удовольствие просто от натягивания резиночек на гвоздики, поэтому не торопите ребенка с воспроизведением картинок, дайте возможность как следует натренировать пальчики и наиграться с резиночками

Логическая игра Никитина «Сложи квадрат»

Наверно, почти каждая русская мама знает или хотя бы что-то отдаленно слышала про легендарную семью Бориса и Елены Никитиных. Семья известна в первую очередь уникальными интеллектуальными пособиями, которые они создали для своих детей, и которые впоследствии были признаны педагогами и психологами во всем мире. Наверно, это одни из первых логических пособий для малышей, которые появились в России, вернее в СССР (Я хорошо помню, как мои родители сами обклеивали кубики, руководствуясь рекомендациями Никитиных). Но, что самое интересное, и по сей день игры не утратили своей актуальности и востребованности.

Если говорить именно про игру «Сложи квадрат», то она у Никитина, пожалуй, одна из самых популярных. У моей дочери в возрасте двух лет, во всяком случае, совершенно точно! Суть игры интуитивно понятна двухлетнему ребенку – собрать квадрат. Меняется только количество и способ разрезания деталей квадратов.

У игры есть 3 уровня сложности. Для двухлеток подойдет 1й уровень. Там все квадраты состоят из 2-3 частей. Для трехлеток – 2й уровень (квадраты из 3-4 частей). 3й уровень понравится продвинутым логикам лет 4-5.

Игра замечательна тем, что ребенок в ней выступает как активная сторона. Достаточно только один раз объяснить суть, а затем вы можете просто давать ребенку пособие, и он будет сам разбираться, примерять, крутить-вертеть, изучать, в общем, очень активно думать и опытным путем самостоятельно доходить до важных умозаключений.

Вот здесь можно СКАЧАТЬ ИГРУ «СЛОЖИ КВАДРАТ» в электронном виде, распечатать и играть. Но, если честно, я все-таки считаю, что в виде деревянной рамки игра для малыша значительно удобнее. У нас были рамки по 6 квадратов. Мы играли так. Сначала высыпали на стол / на пол все содержимое рамки. Затем, ориентируясь на цвет, выбирали поочередно детали каждого квадрата и собирали его в рамке.

Еще Тасе очень нравилось оживлять эту логическую игру сюжетным моментом и представлять, что это не просто квадраты, а игрушечные печенья, которые мы готовим для своих игрушечных друзей.

Можно также попробовать такую модификацию этой игры. Так называемый, самодельный «Сложи квадрат, а также круг, треугольник и т.п.» Подготовьте из картона любые геометрические фигуры и предложите малышу разрезать их ножницами на крупные части (заодно и с ножницами поработаете). Когда фигура будет разрезана на 2-4 части, получится настоящая логическая игра – ведь теперь фигуру нужно снова собрать! Лучше предварительно обвести фигуру и потом собирать ее в пределах контура, это существенно облегчит задачу.

Развитие ребенка в 4 года

Оценивая общее развитие ребенка, следует опираться на существующие критерии сформированности навыков. По мнению специалистов, четвертый и пятый год жизни ребенка способствует их большей устойчивости. Если у малыша после оценки наблюдается несоответствие большинству критериев, то это может свидетельствовать об отставании в развитии.

Развивающие игры для детей 4 лет

Важно! Только при своевременном выявлении проблем благодаря корректировке процесса воспитания и обучения можно избежать отставания

Навыки, которыми должен обладать каждый малыш

Четвёртый год жизни отличается чрезвычайной физической активностью малыша. В это время он должен уметь выполнять следующие упражнения:

  • сохранять равновесие;
  • быстро бегать;
  • прыгать несколько раз на одной ноге;
  • стоять на одной ноге не менее 6 сек.;
  • прыгать как в длину, так и в высоту;
  • подниматься и спускаться по лестнице;
  • пролезать под невысокими предметами;
  • бросать и ловить мяч;
  • кататься на велосипеде.

В этом возрасте также рекомендуется начинать учиться вести мяч ногами и осваивать первые уроки плавания.

Что должен уметь каждый в 4 года

В возрасте 4 лет нужно продолжать выполнять упражнения на развитие мелкой моторики. В этом возрасте малыш уже должен уметь:

  • лепить фигурки из пластилина;
  • собирать в парке желуди, шишки и листья;
  • застегивать застежки и пуговицы;
  • раскрашивать рисунки, не выходя за границы;
  • соединять точки сплошной линией;
  • пользоваться ножницами и с помощью них вырезать фигурки;
  • завязывать узлом толстую веревку и развязывать ее.

К сведению! Знания ребенка определяются его интеллектуальным уровнем.

В четыре года дети отличаются сильной любознательностью и задают множество вопросов. Самое главное, постараться отвечать на них, но предварительно можно попросить малыша сделать это самостоятельно и послушать, как он будет рассуждать.

В этот возрастной период ребенок должен обладать следующим багажом знаний:

  • понимать различия между одним предметов и несколькими;
  • уметь считать до 10 и знать цифры до пяти;
  • называть основные геометрические фигуры;
  • сравнивать разное количество предметов и понимать различия между «больше» и «меньше»;
  • сравнивать предметы по размеру и описывать разницу между ними;
  • знать где правая, а где левая рука;
  • понимать разницу между верхом и низом;
  • уметь четко и связно разговаривать;
  • правильно согласовывать слова;
  • использовать в речи предлоги;
  • отвечать на простые вопросы;
  • понимать разницу в интонации;
  • знать свой возраст, адрес и владеть информацией о родителях, бабушках и дедушках;
  • называть по картинке животных и птиц;
  • различать животных по звукам и особенностям передвижения;
  • знать существующие явления природы и уметь отличать их;
  • знать фрукты и овощи и различать их по вкусам;
  • знать основные цвета;
  • уметь с помощью линейки проводить прямые линии;
  • делать аппликации;
  • знать и называть детали конструктора, располагать его составные части в разных положениях;
  • называть известные музыкальные инструменты;
  • слушать музыку и песни, а также подпевать им;
  • различать тихое и громкое звучание;
  • выбирать одинаковые предметы среди разных;
  • собирать разрезанную на несколько частей картинку;
  • уметь собирать пирамидку;
  • находить несоответствие в картинках;
  • отгадывать несложные загадки;
  • находить дорогу домой из знакомых мест;
  • учить стихи;
  • мимически изображать эмоции;
  • рассказывать произошедшие события.

К четырем годам дети умеют выполнять многие действия самостоятельно. Ребенок в таком возрасте должен без помощи взрослого одеваться, пользоваться столовыми приборами и чистить зубы.

Важно! Самое главное в этот ответственный период, не спугнуть его интерес к познанию окружающего мира

Почему они полезны?

Все мы хотим, чтобы наши дети росли умными, развивали свои способности, обладали бы навыками, которые им понадобятся в современном мире.

Качественные развивающие игры очень хорошо стимулируют развитие многих важных качеств, например:

Развивается координация движений и мелкая моторика;
Развивается мышление. Ребенку приходится самому соображать, как собрать пазл, или как лучше раскрасить картинку, как решить тут или иную загадку. Постарайтесь помогать своему ребенку только в том случае, если он явно не понимает, что именно ему нужно сделать, или совсем уж не может справиться с загадкой

Гораздо лучше и полезнее, если ребенок справится сам, в этом случае у него повысится самооценка, он сделает еще один шаг в развитии, научится делать то, что не умел делать раньше.
Развивается внимание и концентрация;
Тренируется память.

Стоит отметить, что такие детские помогают формировать позитивное творческое мышление, позволяющее решать поставленные задачи, как на основе шаблонов и навыков, так и в нестандартном ключе.  В результате активно работает левое полушарие мозга, отвечающее за аналитическое мышление и эффективность обработки поступающей извне информации.

Конечно, очень важно понимать, что даже за самими интересными и полезными играми нельзя просиживать часами, особенно это важно нашим самым маленьким чадам. 15-20 минут игр в день в возрасте 4-5 лет не перегрузят психику ребенка, а пойдут только на пользу для его развития и образования

15-20 минут игр в день в возрасте 4-5 лет не перегрузят психику ребенка, а пойдут только на пользу для его развития и образования.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий