Эффективные упражнения и игры
Дети в дошкольном возрасте любят повторять за взрослыми, копировать их. Данную особенность хорошо использовать для развития речи в домашних условиях при работе со скороговорками и чистоговорками. Родитель показывает пример, малыш (так как еще не умеет читать) повторяет. Начинать занятия необходимо всегда с разминки, специальных упражнений на развитие артикуляционного аппарата.
- «Маляр». Ребенок открывает широко рот, как при проговаривании буквы О. С помощью кончика языка пытается покрасить, как кисточкой, потолок (нёбо), пол (область под языком).
- «Лошадка». Малыш представляет себя лошадкой, которая поочередно топает правой и левой ножкой, одновременно цокая языком.
- «Лопата». Нужно открыть рот высунуть язычок наружу, положить на нижнюю губу и расслабить, чтобы получилась прямая широкая лопата.
Задача упражнений разогреть речевой аппарат перед основной работой, помочь крохе в произношении отдельных звуков, где важна правильная позиция органов. Занятия не стоит проводить более 7 минут, чтобы кроха не устал перед основным действием. Артикуляционную разминку можно использовать несколько раз в день.
После разминки переходят к чистоговоркам и скороговоркам
Важно правильно проводить работу с ними. Сначала медленно проговорить ребенку вслух чистоговорку, выделяя нужный звук и показывая активно ртом, как он возникает
Когда у крохи получилось повторить чисто предложение, можно убыстрять темп, но при этом не терять четкость проговариваемого звука.
Чи-чи-чи − Саша ела калачи,
Ча-ча-ча − я задал ей стрекоча,
Чу-чу-чу − я домой уже хочу.
Ша-ша-ша − наша Маша хороша,
Ше-ше-ше − хорошо мне на душе,
шу-шу-шу − я одежду посушу.
Жу-жу-жу − я на дереве сижу,
Жи-жи-жи − сиди тихо, не жужжи,
Жо-жо-жо − мне сегодня хорошо.
Работа над скороговорками проводится аналогично, меняя темп, произнося четко заданный звук. Можно выучить с крохой несколько веселых скороговорок.
Дети 4-5 лет обожают логоритмику, когда необходимо выполнять движения под музыку и одновременно следить за процессом говорения
Важно при выполнении заданий следить за четким проговариванием нужных звуков. Ребенок в процессе игры увлекается и забывает об образовательном моменте, что делает занятие увлекательным, интересным
Задача педагога или родителя помогать крохе правильно произносить слова, фразы, предложения, следя за музыкой и движениями.
Если проводить с малышом ежедневные занятия, можно заметить, как ему становится легче общаться в обществе с другими детьми, взрослыми, заниматься в детском саду, учить стихотворения, пересказывать сказки и рассказы.
Возможные отклонения
В современных детских садах, как правило, имеются логопеды. Педагог проводит диагностику нарушений речи при поступлении ребенка в детский сад и ежегодно отмечает наличие изменений. При наличии логопеда в дошкольном учреждении родителю стоит сходить на консультацию, проговорить основные моменты относительно развития речи ребенка
Профессионал подскажет, на какие звуки обратить внимание, имеются ли еще проблемы при говорении
Уровень развития речевого аппарата можно проверить с помощью специальных упражнений. Подойдут для диагностики карточки с животными, насекомыми, предметами мебели, посуды и т. д. Родители играют с ребенком в детский сад или школу, когда взрослый − учитель или воспитатель, а малыш находится на занятии вместе с другими куклами. Педагог показывает карточку, задача крохи назвать нарисованный предмет
При проговаривании слов, взрослый уделяет внимание отдельным звукам, четко ли кроха произносит сонорные, шипящие, свистящие
Можно поиграть в игру «Кто как говорит?», когда родитель называет животное, малыш пытается его изобразить при помощи голоса: му-му, беее, мяу, гав и т. д. Задача также наблюдать за произношением отдельных звуков, уловить, на чем нужно сделать акцент в развитии речи.
В развитии речи у детей 4-5 лет могут наблюдаться следующие проблемы и отклонения:
- Пропуск и замена отдельных звуков в слове: Р на Л, Щ на Ш и т. д.
- Неправильное понимание смысла слов, бедность активного словарного запаса.
- Ритмические нарушения: заикание, логофобия, протяжность или резкое обрывание звуков.
- Неверное построение предложений.
- Крохе тяжело пересказать небольшой рассказ даже при помощи взрослого, выучить небольшой стих.
Отдельно нужно сказать о ЗРР (задержке речевого развития). Диагноз ставится при совокупности нескольких нарушений, отставании по нормам ВОЗ. Если причина кроется в социальных факторах, исправить ситуацию проще. При неврологических проблемах потребуется медицинская и логопедическая помощь.
Весеннее родительское собрание о развитии речи детей 4-5 лет
В год несколько раз образовательный государственный центр проводит родительское собрание, где обсуждается развитие речи детей 4-5 лет. Основная цель этого собрания – привлечь родителей к вопросам, связанных с проблемами развития речевой деятельности дошкольников. Семья должна понимать значение развития правильной речи ребенка.
Обратите внимание! Консультация для родителей «речевое развитие детей 4-5 лет» станет вспомогательным средством для оказания помощи в овладении норм и правил родного языка
Роль семьи в речевом развитии ребенка четырех-пяти лет
Речь у малыша формируется от общения прежде всего с родителями
Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал правильную, грамотную речь
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети имеют нарушение речевого развития.
Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Для того, чтобы выполнить задание, не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение.
Встреча с родителями на собрании
Важно! Развить речь малыша можно интересными книжками и картинками
Информация для мамы: простые детские игры на грамматический строй речи в средней группе
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития. Цель занятий по развитию речи в детском саду – помочь ребенку овладеть родным языком. Это очень непростая задача, т.к. ребенок дошкольного возраста – это не ученик, которому можно изложить и объяснить правила склонения или спряжения, структуру простых и сложных предложений.
Обратите внимание! Этот этап должен проходить с формированием мышления и воображения ребенка
Методы воспитания – что должна знать мама при составлении простых детских игр
Развитие речи в 4 года: задания для игры дома с малышом
Развитый и подготовленный к школе ребенок с легкостью освоит уроки
Поэтому очень важно с раннего детства подбирать правильные задания в домашних условиях. Специалисты считают, что уже на четвертый год ребенка можно спокойно усаживать за стол и заниматься по пособиям для дошкольников
Выполнить задание можно за 15-20 минут. Нельзя загружать ребенка сложными упражнениями.
Мамы могут приобрести пособие «Годовой курс развивающих занятий». Данная детская методика предназначена для одаренных дошкольников. Здесь представлены математические, грамматические материалы. Дети могут ознакомиться с окружающим миром, изучить растения, животных и прочее.
Цель формирования связной речи – подготовка к школе
Основной целью и задачей является подготовка ребенка к школе. Дошкольник должен правильно говорить на родном языке, грамотно излагать речь, мыслить, понимать значение каждого слова, а также общаться со своими сверстниками.
Очень важно найти правильный подход к ребенку, грамотно подать материал. Современные пособия, которые помогают многим родителям и воспитателям детского сада, развивают логику, мышление, память, фантазии и творческие способности малыша
Ход НОД
Организационный момент
Приветствие:
Подходи ко мне дружок
Становись скорей в кружок
Справа друг и слева друг,
Каждый каждому тут друг
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
(К нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся)
Здравствуйте, гости!
I. Вводно-мотивационный этап
Воспитатель: сегодня, утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью ребятам группы «Звездочки». Я решила дождаться Вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло.
Воспитатель: Хотите узнать, что там? Давайте прочитаем!
Сказка
(Предлагает присесть о послушать)
II. Операционно-содержательный этап
«Жили –были четыре года времени: Зима, Весна, Лето и Осень.
Жили они дружно и по очереди правили миром: 3 месяца-Зима, 3 мксяца-Весна, 3 месяца-Лето, 3 месяца-Осень. Но, однажды Зима решила, что она самая главная и не хотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного погреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод»
Воспитатель: Отгадайте загадку –
Молодое новое
К радости готовое.
Встанет рано поутру,
Я глаза скорей протру,
А оно- все ярче, ярче,
За окном- все жарче, жарче.
Дети: Солнце!
Воспитатель: Конечно. Действительно, солнце- самое большое и доброе чудо. А вы хотите сделать каждый свое солнце?
Дети: хотим!
(Дети выкладывают из желтого круга и счетных палочек яркое весеннее солнышко, которое согрело своими лучами всю землю, стоя у стола)
Воспитатель: Какие замечательные солнышки у вас получились
Дети: Солнце желтое, круглое, теплое, веселое, лучистое, радостное, ласковое.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Отгадайте загадку
Тает снежок
Ожил лужок
День пребывает
Когда это бывает? (Весной)
Стихотворение «Весна»
Воспитатель: Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова «Весной …»
(Дети отвечают, воспитатель выставляет на доске картинки с приметами весны)
1. Весной ярко светит солнце
2. Весной тает лед и снег
3. Весной появляются лужи
4. Весной на деревьях набухают почки
5. Весной прилетают птицы с юга и поют песни
6. Весной появляются сосульки и тают на солнышке
7. Весной по реке плывут льдины
8. Весной бегут ручьи
9. Весной появляются первые цветы – подснежники
10. Весной появляется молодая трава
11. Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные
Физкультминутка
1. Мы идем, мы идем поднимая ножки,
А у нас на ногах новые сапожки,
А у нас на ногах новые сапожки.
2. Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп,
Хлопают ладоши,
Очень радуемся мы новым сапожкам,
Очень радуемся мы новым сапожкам.
3. Ой-е-ей, ой-е-ей лужица какая,
Ой-е-ей, ой-е-ей лужица большая.
4. Высоко, высоко, высоко подпрыгнем
Не боюсь, не боюсь лужу перепрыгнуть
Не боюсь, не боюсь лужу перепрыгнуть
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Послушайте стихотворение «Капель»
На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идет апрель,
Звенит капель
На улице весна.
Воспитатель: Название какого месяца вы услышали в стихотворении?
Какие еще весенние месяцы знаете?
Давайте дружно скажем: «март, апрель, май – их не забывай»
Воспитатель: Поиграем в игру «Ласковое слово»
– Я вам буду давать солнце, и говорить слово, а вы мне будете отдавать солнце и говорить тоже слово, но ласково.Например: солнце – солнышко.
Ветер- ветерок
Ручей- ручеек
Цветок – цветочек
Ветка – веточка
Луч – лучик
Облако – облачко
Сосулька – сосулечка
Лист – листочек
Воспитатель: ребята, наше солнце так пригрело, что весть снег и лед растаяли и потекли ручьи. А теперь поиграем игру «Ручей».
(2 шнура, расстояние 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам, дощечкам перебраться на другой берег, не замочив ноги)
(садимся на стульчики)
Стихотворение «Весна»
Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
Воспитатель: В этом стихе что бегут?
Дети: Бегут ручьи.
Сейчас, мы нарисуем ручьи.
(Дети рисуют ручеек и выкладывают свои работы на пол, делая длинный ручеек. Рассматривают работы других детей, свои работы дарят гостям.)
III. Рефлексивно – оценочный этап
Воспитатель: Ребята, вы так много знаете о весне.
А вы зиму с весной не перепутаете? Давайте проверим.
1) Зима ушла, а весна пришла
2) Зима холодная, а весна теплая
3) Зимой солнце морозит, а весной греет
4) Зимой ветер холодный, а весной – теплый
5) Зимой птиц мало, а весной – много
6) Зимой надевают шубы, а весной – куртки
7) Зимой природа спит а весной – просыпается
Молодцы! Вы сегодня очень хорошо отвечали, отгадывали загадки, читали стихотворения. Наше НОД заканчивается. Вы меня все порадовали! А весна с нами не прощается, ее слезы мы будем замечать везде. Согласны?
Весна дарит вам свои маленькие подарки.
Советы родителям и профилактика задержки речевого развития
Логопеды дают советы родителям, как предупредить ЗРР в раннем возрасте, стимулировать речевую активность, обогащать словарный запас ребенка.
Обязательно начинать общаться с малышом, чем раньше это происходит, тем лучше
Психологи говорят о важности разговора с ребенком во внутриутробном развитии и сразу после рождения с мамой, папой.
Нужно читать малышу сказки, даже если взрослому кажется, что крохе не интересно и он ничего не понимает. Уже с полугодовалого возраста советуют во время массажа, прогулки, игр, гимнастики рассказывать детям смешные потешки, петь песенки, читать стишки.
Вовремя проходить консультации специалистов (стоматолога, невролога), чтобы заметить на ранней стадии проблему.
Покупать ребенку больше познавательных игр: пазлы, кукольный театр, карточки с картинками, кухонные модули
Не оставлять малыша одного с игрушками, играть вместе с ним, активно вовлекать в разговор.
Проводить с крохой артикуляционные разминки, заниматься логоритмикой, даже если нет явных проблем в речи.
Пятый год для девочек интересен тем, что появляется активная ролевая игра. Нужно воспользоваться этим, вместе с малышкой играть в детский сад, школу, маму и дочку и т. д.
Обогащать внутренний и духовный мир ребенка: посещать музеи, цирк, спектакли.
Главную роль в становлении речи играет семья. Если родители с раннего возраста читают малышу сказки, рассказывают стишки, поют песни, разговаривают о явлениях окружающей среды, у малыша не будет проблем с активным словарным запасом.
Причины нарушений
Неговорящие дети или имеющие скудный словарный запас должны вызывать беспокойство у родителей. Необходимо показать малыша неврологу, логопеду, стоматологу, ортодонту для определения причин молчания или отставания в развитии.
Стимулирующим фактором для снижения речевой активности или ее отсутствия могу стать:
- Неблагоприятная речевая среда, когда родители не общаются с малышом, мало времени проводят вместе, не читают сказки, стишки.
- Социальное окружение, если родители имеют нарушения речи, ребенок нехотя перенимает манеру говорения, копирует взрослых, что перерастает в привычку, от которой сложно избавиться с возрастом.
- Проблемы из области неврологии.
- Умственная отсталость, нарушения интеллекта.
- Проблемы с органами артикуляции (длинный язык, высокое небо, формирование неправильного прикуса, дефекты уздечки).
Особенности речи в 4-5 лет
К 4 годам речь ребенка становится более осознанной, приобретает контекстное значение. Перед тем как выразить мысль, малыш тщательно продумывает сказанное, определяет, когда и что можно говорить. Акт говорения зависит теперь от общества, в котором находится кроха в настоящую минуту времени, от контекста. Уровень говорения повышается в результате изучения и понимания основ родного языка. Малыш осознает, как правильно выразить собственную мысль, как логично построить предложение.
К 4-5 годам у детей изменяется речь, что проявляется в следующих признаках:
- Язык носит обогащенный характер, пассивный и активный словарный запас постоянно увеличивается.
- Малыш говорит всё больше предложениями, логично простроенными, богатыми по содержанию.
- В разговоре кроха оперирует сложноподчинёнными и сложносочинёнными предложениями, в высказываниях присутствуют союзы и предлоги, местоимения.
- Исчезает смягченное произношение согласных звуков, замена свистящих и шипящих.
- Ребенку становится легче воспринимать на слух звуковую речь.
- Процесс говорения всё больше носит осмысленный характер.
- Кроха делает меньше сокращений, пропусков слов, замен и т. д.
- Малышу нравится петь песенки, рассказывать стихи и сказки, пересказывать рассказы.
Педагоги и логопеды выделяют 10 основных характеристик речи, относящихся к нормам развития, свойственным 4-5 годам:
- Активно развивается «словотворчество», кроха придумывает, изобретает собственные слова.
- Дети могут называть времена года, животных, их детенышей.
- Словарный запас достигает 2000 слов.
- В разговоре малыш использует местоимения, существительные, глаголы, наречия, причастия, прилагательные, союзы и предлоги.
- Приходит понимание значения предлогов: в, на, за, во, перед и т. д.
- Кроха может проговаривать свистящие и шипящие звуки: Ц, Ш, Щ, Ч, С, Ж.
- Возникает монологическая речь.
- Предложения становятся богаче: от 5 до 9 слов.
- Малыш может рассказать небольшой стишок наизусть, пересказать сказку с помощью взрослого.
- Проговаривает действия во время игры.