Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста

Дети старшего дошкольного возраста и речевое творчество

Воображение дошкольников имеет различия с воображением взрослых. В этом возрасте воображение сопоставимо с интеллектуальной деятельностью, которая направлена на изменение окружающего мира. Малыш “поднимается” над ситуацией и видит происходящее глазами предметов, сказочных персонажей и даже явлений.

 Обучение творческому рассказыванию  Предоставьте ребенку поле для творчества 

При создании сказки ребенок самостоятельно делает выборку событий, черпая материал из личного и литературного опыта. Создает и собственные образы героев, событий, рисует сюжет. С детьми старшего дошкольного возраста разыгрывают сюжеты сказочного характера: “История старого сундука”, “Приключения Деда Мороза в лесу”, “Мой любимый мультфильм.” Развитие мышления позитивно влияет на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника.

Такие задания развивают фантазию, совершенствуют словарный запас, обогащают структуру речи. Наукой доказано: представление о мире формируется у детей раньше, чем связная речь. Часто во время пересказа малыш стремится сказать больше: в итоге замолкает, вспоминает, подбирает слова. Помогите ребенку перевести слова из пассивного словаря в активный. Для этого используем:

  • Логические задачи;
  • Игры по усвоению категорий рода;
  • Игры на формирование образной речи;
  • Игры на развитие деловых качеств личности;
  • Игры на умение находить в тексте небылицы и правдивые события.

Стоит сказать о знакомстве с детской литературой и книжной культурной. В семье не читают, т.е. у детей нет опыта семейного чтения и активного слушания, книга не является ценностью. Развитие ребенка осуществляется в условиях полной развивающей среды. Естественную обстановку заполняют сенсорными приспособлениями и материалами для игр. В помещении группы не обойтись без аудио и видеотеки. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

Учитывайте еще один методический момент — речевая активность воспитателя. При этом педагог не мешает ребенку творить, понимает и принимает позицию малыша. Дошкольник обучает себя самостоятельно, опираясь на творческий потенциал и личный опыт. Даже застенчивый малыш раскрывается.

В дошкольном возрасте формируется детская речь. Со стороны взрослых в этот период речь требует внимания. Под ее влиянием формируются взгляды, сознание, чувство воли и характер. Познавательные процессы также совершенствуются с помощью речи. К началу первого учебного года в школе ребята усваивают словообразовательную модель родного языка, традиционные нормы произношения слов закрепляется в головах.

Формирование речевых навыков дошкольников в общении

Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования.

Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков.

Уже 3-летка старается в общении со сверстником использовать речь в 4 из 5 случаев. Сначала «разговор» малышей строится по большому счету из глаголов и существительных. Потом к ним прибавляются оценивающие прилагательные: хороший, плохой, добрый… Так начинается развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре.

Дети никогда не спрашивают, понял ли их собеседник. У них срабатывает критерий — раз сказано, значит, должен понять

Тем более что слова, привлекающие внимание, говорящий обязательно употребляет: «посмотри», «видишь» и т. п

По секрету…

Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям.

Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.

Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.

Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте

Речь — динамичное явление. Язык не стоит на месте, а приспосабливается к условиям и реалиям. Дети чувствуют эти нововведения лучше нас. Дошкольный этап определяется интенсивным речевым развитием. У ребят происходит прыжок в расширении словарного запаса. Речь стала конкретной, осмысленной. В старшем дошкольном возрасте словарь малыша достигает уже 3-4 тысячи слов. В этот период у детей складывается «чувство языка.» Юный “лингвист” интуитивно ощущает языковую норму. Ребенок сопровождает комментариями действия. Проговаривает: что я сейчас делаю?

Растущие потребности дошкольника выступают мотивом для овладения языком. Развивается функция регуляции речи, которая помогает контролировать деятельность и поведение. Все виды деятельности связаны с речью. У дошкольника появляются новые задачи и расширяется круг общения среди сверстников и взрослых

 Ребенку важно, чтобы его понимали собеседники.  “Маленький человек” прислушивается к речи людей, копирует понравившиеся словосочетания и фразы

Наблюдения играют роль в пополнении словарного запаса. Умение видеть и чувствовать красоту природы формируется во время прогулок на свежем воздухе. Пусть захочется рассказать о цвете облаков или форме листьев на деревьях! В процессе наблюдений у детей расширяется богатство словаря, предложения приобретают сложные конструкции. .

Развитие речи детей в разных видах деятельности

Взаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом. Потребность в словесном выражении отличается в разных видах деятельности.

Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.

Иные условия предлагает игра со сверстниками

Необходимо обращаться к партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией.  Если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто используют объяснительную речь

Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники  договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют устройство игрушки.

Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное.

С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом, преодолевая ограничение собственных художественных способностей.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта.

Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь в 3-4 года еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.

Развитие речи у детей 3 4 лет, в первую очередь, предполагает активное говорение с ним. Ребенку нужен постоянный образец, ориентируясь на который он все больше будет постигать родную речь.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…

Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке.

К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.

Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания.

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.

Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.

Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий