Развитие мышления у детей

Виды мышления ребенка

Весь сложный и комплексный процесс мышления подразделяется на четыре основных типа:

  • наглядно-действенное
  • образное
  • логическое
  • творческое

Наглядно-действенное

Именно людей с таким сильно развитым типом мышления называют людьми с «золотыми руками».

Среди таких людей: гениальные конструкторы и талантливые хирурги.

Этот вид мышления присущ всем детям. Все малыши любят исследовать, трогать и пробовать, они разбирают игрушки и зачастую просто ломают их из желания познать, как же они устроены внутри.

Образное

Образное мышление у детей начинает формироваться в дошкольном возрасте, в пять-шесть лет. Дети начинают рисовать, собирают что-то из конструктора, играют, представляя образы и фигуры в уме.

Именно на педагогах в детском саду лежит ответственность за формирование у ребенка умения создавать в уме образы, запоминать и пересказывать, тренировать память на воспроизведении различных ситуаций. Например, воспитатель показывает картинки животных для детей, и они рисуют понравившихся зверушек по памяти.

Поскольку школьная программа в своей значительной части состоит из заданий по тренировке логического мышления, в школьном возрасте ребенку необходима уже помощь родителей в развитии образного мышления. Обязательно нужно заниматься дома самостоятельно: рисовать, лепить, создавать поделки, а также читать и пересказывать прочитанное. Полезно также придумывать с ребёнком истории и интересные сценки.

Логическое

В период начальной школы, в возрасте шести-семи лет, начинает развиваться логическое мышление.

Ребенок учится аналитически мыслить, вычленять главное, обобщать и делать выводы. Однако, в современных школьных реалиях, развитие логики у ребенка совершенно шаблонно и стандартно однобоко. Нет творчества, нет креативности. Всё это от отсутствия времени у учителя и загруженности и плотности программы и заданий. У школьников масса задач и ни одной с более-менее креативным решением. У задачи по учебнику – одно решение, хотя по факту её можно решить творчески и по-другому. Но этому не учат в школе, к сожалению.

И вновь ответственность за это падает на плечи родителей. Не надо заставлять ребенка решать сотни стандартных однообразных задачек.

Лучше сыграйте с ребенком в настольные игры: в шахматы, шашки, монополию или колонизаторов.

Именно там для решения логических задач вам потребуется вся ваша фантазия, там нет шаблонных решений. А творческие и нестандартные решения вкупе с логикой развивают мышление.

Творческое

Как развить у детей креативное мышление? Просто. Его помогает развивать общение.

Коммуникация и взаимодействие ребенка с другими людьми подводят его к сопоставлению многих точек зрения на один и тот же вопрос.

Это происходит в процессе разговора, во время чтения книги или прослушивания аналитической передачи

Вырабатывая и формируя собственное мнение, ребенок совершает созидательный акт, он творит, а это и есть креативность. Ибо только по-настоящему творческая личность может прийти к осознанию того, что на один и тот же вопрос может быть множество правильных ответов. И просто рассказать об этом ребенку недостаточно, нужно чтобы он пришел к пониманию этого сам, выполнив множество таких творческих заданий самостоятельно.

Школа не дает такого развития, тут тоже придётся постараться родителям, чтобы, занимаясь дома с ребенком, научить его нестандартно и гибко мыслить. Это несложно, для начала в раннем школьном возрасте поможет, например, такое упражнение, как складывание из одних и тех же геометрических фигур разных картинок.

К примеру, оригами или конструирование из бумаги отлично развивают детское творческое мышление.

Попробуйте вместе с ребенком взять какой-нибудь привычный повседневный предмет и придумайте ему нестандартные новые предназначения.

Фантазируйте, творите, придумывайте новые задачки, мыслите творчески сами и ребенок обязательно научится быть креативным вместе с вами.

Видео по теме:

Специфика мышления ребенка в разном возрасте

Развитие логического мышления у детей разделяется на возрастные этапы:

в раннем возрасте (1-3 года) у малыша преобладает предметно-действенный тип мышления, поэтому «познание мира» происходит тактильно, буквально — «на зуб»;
с 3-4 лет у ребенка действует наглядно-образное мышление, поэтому он реагирует не только на запах, звук и ощущение при касании, но и картину

Окончательное формирование зрительных, слуховых и тактильных рецепторов продлится до 5-6 лет, поэтому родителям, воспитателям важно правильно определить творческую составляющую маленькой личности, чтобы дать возможность ей полноценно реализоваться;
развитие логики детей 7 лет сопряжено с серьезной социальной градацией: малыш идет в школу. На этом этапе он оперирует абстрактными и отвлеченными понятиями, буквами, цифрами и другими символами, «понять» которые тактильно, осязанием или визуально невозможно – их нужно «представлять в уме».

Развитие логики у детей 6-7 лет

Развитие логического мышления у дошкольников крайне важно. Потому что в это время количество нейронных связей у малыша максимально много

А чем больше этих связей, тем активнее работает мозг человека, тем больше он восприимчив к новой информации и тем быстрее он поглощает свежие навыки. 

Именно в позднем дошкольном и начальном школьном возрасте закладывается интеллектуальная база для дальнейшего изучения сложных дисциплин – иностранных языков, алгебры, геометрии, физики, химии, черчения. Разумеется, без интуитивных навыков и «железной логики» здесь не обойтись, поэтому основной акцент обучения необходимо делать на развитие логического мышления детей дошкольного возраста.

Развитие логики у детей до 14 лет

Дошкольное образование играет решающую роль в формировании основных умений и навыков будущего первоклассника. Академического курса детского сада недостаточно для воспитания и развития индивидуальных интеллектуальных способностей. Важную социальную функцию выполняет среда обучения. Опыт показывает, что домашняя подготовка один на один пусть даже с самым опытным педагогом-наставником, малоэффективна: ребенку необходим микросоциум, то есть, коллектив.

Многие родители задаются вопросом, как развивать у ребенка логическое мышление. Сейчас центры раннего детского развития предлагают различные программы дошкольного обучения, ориентированные как на дидактику, так и творчество. Огромной популярностью пользуется метод ментальной арифметики, благодаря которому развитие логического мышления детей 6-7 лет происходит гораздо эффективнее и в комплексе. В чем же его принцип?

Гармоничное развитие всех 3-х типов мышления:

  • конкретно-наглядного (наглядно-действенного);
  • абстрактного;
  • теоретического (абстрактно-логического).

Благодаря одновременной стимуляции как левого, так и правового полушарий мозга, эффект достигаем в процессе обучения ментальной арифметики, основанной на древнем методе счета абакус. Профессиональное изложение методики предлагает «Академия развития интеллекта AMAKids». Созданные на основе психолого-педагогических разработок дидактические игры настолько же увлекательны, как и обучающие: благодаря ментальной арифметике развитие логики у детей до 14 лет происходит поэтапно в ходе:

  • тренировки внимания и памяти;
  • формирования воображения и свободомыслия;
  • упражнений на увеличения скорости практического мышления;
  • отработки мелкой моторики пальцев;
  • творческого воспитания и т.д.

Яркие сюжетные занятия, построенные в форме игры, помогут ребенку воспитать в себе личностные качества, выработать лидерские навыки, обнаружить и раскрыть творческий потенциал, научиться читать, писать и рисовать.

В «Академии развития интеллекта AMAKids» ваш малыш приобретет добрых и надежных друзей, воспитав в себе моральные, духовные качества.

Развивать дополнительно

Лучший способ вовлечь ребенка в какой-то процесс в любом возрасте — это игра. Для развития логики хорошо подойдут специальные онлайн-игры Викиум, которые тренируют мозг. Они выполнены в доступной форме, с привлекательным дизайном и легкими условиями. В то же время, каждый тренажер основан на научных методиках, которые доказали свою эффективность. Тренажеры Викиум подходят детям от 7 лет, как раз когда нагрузка на мозг резко возрастает из-за учебы. Тренажеры также помогают повысить концентрацию внимания и укрепить память, что повышает успеваемость, а также помогает комплексно развивать интеллект.

Признаки абстрактно-логического мышления у детей

Выявить наличие таких признаком можно уже у дошкольников, так как специалисты считают старший дошкольный возраст наиболее оптимальным периодом перехода от наглядного мышления к абстрактному. Считается, что к школе психическое развитие детей достигает достаточно высокого уровня. Семилетний ребенок уже много знает и умеет, приобретает некоторый жизненный опыт, например, ориентируется в окружающем мире, без труда запоминает информацию, хорошо знает литературные произведения, понимает смысл загадок, решает задачки, условия которых наглядны, связно выражает свое мнение о различных событиях, интересуется компьютером, любит заниматься творчеством (лепкой, рисованием, конструированием). В то же время мышление младшего школьника находится на переломном этапе развития, абстрактно-логическое мышление еще несовершенно. Для понимания, на каком уровне мыслительного развития находится ваш ребенок, можно воспользоваться простейшим тестом, который часто используют психологи при обследовании младшеклассников.

Диагностика способности мыслить абстрактно

Вычеркни лишнее слово

  • Лампа, фонарь, солнце, свеча.
  • Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
  • Собака, лошадь, корова, волк.
  • Стол, стул, пол, диван.
  • Сладкий, горький, кислый, горячий.
  • Очки, глаза, нос, уши.
  • Трактор, комбайн, машина, сани.
  • Суп, каша, кастрюля, картошка.
  • Береза, сосна, дуб, роза.
  • Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Вставь пропущенные буквы в словах

д…р…в… (дерево); к…м…нь (камень); р…б… (рыба); к…р…в… (корова); б…р…з… (береза)

Выбери нужное по смыслу слово

  • 1) волк: пасть = птица: ? а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение
  • 2) библиотека: книга = лес: ? а) береза б) дерево в) ветка г) бревно д) клен
  • 3) птица: гнездо = человек: ? а) люди б) рабочий в) птенец г) дом д) разумный
  • 4) школа: обучение = больница: ? а) доктор б) больной в) лечение г) учреждение

Подбери противоположное по смыслу слово

  • Начало -… (конец). День -… (ночь). Зло -… (добро).
  • Высокий -… (низкий). Молодой -… (старый). Сильный -… (слабый).
  • Плакать – … (смеяться). Мириться -… (ссориться). Находить -… (терять).

Расшифруй слова

наул – (луна); маиз – (зима); акер – (река); тоел – (лето).

Анализ результатов

Каждое верное действие оценивается в 1 балл. Количество максимальных баллов – 29.

  • 29 – 26 – повышенный уровень логического мышления
  • 25 – 22 – высокий уровень
  • 21 – 18 – средний уровень
  • 17 – 14 – уровень логического мышления ниже среднего
  • 13 – 10 – низкий уровень
  • 9 – 0 – критический уровень.

Особенности мышления

Особенности мышления — это индивидуальные особенности, которые могут влиять на способность ребенка к мышлению. К ним относятся личностные особенности, образование, культурный и социальный контекст, а также возраст.

Личностные особенности влияют на то, как ребенок, а затем и взрослый мыслит и принимает решения. Некоторые люди склонны к более рациональному мышлению, в то время как другие склонны к более интуитивному подходу. Также личностные особенности могут влиять на то, насколько человек открыт для новых идей и как он реагирует на неожиданные ситуации.

Образование также играет важную роль в развитии мышления. Чем более образованным является человек, тем более развиты его критическое и аналитическое мышление. Образование также помогает людям развивать свои интересы и области экспертизы, что способствует развитию креативного мышления.

Культурный и социальный контекст также влияет на развитие мышления. Различные культуры имеют свои уникальные подходы к мышлению и решению проблем. Культурный контекст может влиять на то, какие типы мышления считаются наиболее важными и как они развиваются в обществе. Например, в некоторых культурах более важным является коллективное мышление и решение проблем в группе, а в других — индивидуальное мышление и решение проблем в одиночку.

Возраст также играет важную роль в развитии мышления. В детстве мышление развивается быстрее, но оно более ориентировано на конкретные предметы и ситуации.

Еще одна особенность мышления — это когнитивная гибкость, то есть способность быстро переключаться между различными задачами и подходами к их решению. Типы мышления также могут быть связаны с особенностями мышления. Например, люди с более правополушарным мышлением обычно более креативны и способны к решению нестандартных задач, в то время как люди с более левополушарным мышлением обычно более логичны и аналитичны.

Таким образом, развитие мышления в раннем возрасте является важным аспектом подготовки ребенка к жизни в обществе. Развитие мышления происходит под влиянием различных факторов, таких как образование, игра, индивидуальный подход и создание благоприятной среды для развития. Развитие разных видов мышления, таких как логическое, креативное, абстрактное и рациональное очень важных аспектах развития мышления у детей следует упомянуть взаимосвязь между мышлением и деятельностью. Деятельность, включая игру и творчество, способствует развитию мышления ребенка. В процессе деятельности ребенок учится решать задачи, находить нестандартные решения, анализировать информацию и принимать решения. Дети, которые участвуют в разнообразных деятельностях, имеют более развитое мышление, чем дети, которые не участвуют в деятельности.

Каждый ребенок уникален и его индивидуальные особенности и потребности должны учитываться при разработке программы развития мышления. Некоторым детям может быть трудно развивать логическое мышление, но они могут обладать креативным или абстрактным мышлением

Поэтому важно создать благоприятную среду, которая поддерживает развитие различных видов мышления и не ограничивает ребенка в его потенциале

Также следует отметить, что развитие мышления у детей является непрерывным процессом и требует постоянного внимания и поддержки. Родители и педагоги должны участвовать в этом процессе, предоставляя детям возможности для развития мышления и поддерживая их интерес к изучению мира.

Развитие мышления в раннем возрасте является ключевой задачей в воспитании ребенка. Стимулирование мыслительной деятельности через игры и деятельность, использование приемов мышления и развитие образов мышления являются важными аспектами развития мышления у детей. Поэтому родители и педагоги должны участвовать в этом процессе, предоставляя детям как можно больше возможностей. 

Креативное мышление

Стало неотъемлемой частью современной жизни. Креативное мышление — это способность создавать что-то новое и оригинальное, используя свои способности к ассоциации, абстрактному мышлению и интуиции. Оно является важным навыком в нашей быстро меняющейся и инновационной эпохе, поскольку позволяет развивать новые идеи, решать сложные проблемы и создавать новые продукты и услуги. Именно поэтому формирование креативного мышления у детей имеет высокую значимость с точки зрения науки.

Креативное мышление у детей можно развивать, используя ряд подходов и методов. Один из ключевых методов — это стимулирование любопытства и исследовательского мышления, путем предоставления детям возможности экспериментировать и находить нестандартные пути решения проблем. Это может быть достигнуто через проведение различных игр и заданий, которые требуют от детей использования своей фантазии и творческого мышления.

Также важно предоставлять детям возможность для свободной игры и самостоятельного творчества. Это может быть достигнуто через предоставление различных материалов и инструментов, которые могут использоваться для создания новых вещей

Дети могут использовать краски, глину, карандаши, ножницы, клей и другие материалы, чтобы создавать свои произведения и выражать свои идеи.

Другим важным методом для развития креативного мышления у детей является стимулирование чтения и исследования окружающего мира. Чтение книг и изучение различных предметов и явлений могут помочь детям развивать свое понимание и воображение, а также вносить новые идеи и концепции в их мышление.

Наконец, важно отметить, что роль родителей и учителей в развитии креативного мышления у детей также очень важна. Поощрение детей в их творческих усилиях, предоставление обратной связи и поддержки в их усилиях — это ключевые факторы, которые могут помочь детям развивать креативное мышление. 

Важно обратить внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка, поскольку креативное мышление может проявляться по-разному у разных людей. Одни дети могут проявлять большую склонность к художественному творчеству, а другие — к науке и технологиям. Поэтому важно предоставлять детям широкий спектр возможностей и методов для развития их креативного мышления, чтобы они могли найти свой индивидуальный путь

Поэтому важно предоставлять детям широкий спектр возможностей и методов для развития их креативного мышления, чтобы они могли найти свой индивидуальный путь

Кроме того, необходимо обратить внимание на образовательную систему и методы обучения, которые могут сильно влиять на развитие креативного мышления. Некоторые традиционные методы обучения могут ограничивать свободное мышление и творческие способности детей

Поэтому важно использовать новые методы обучения, которые позволяют детям свободно выражать свои мысли и идеи, и применять креативный подход к решению задач. Развитие креативного мышления у детей — непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни через поддержку и поощрение творческих усилий детей, а также через продолжение исследования и обучения взрослых

Развитие креативного мышления у детей — непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни через поддержку и поощрение творческих усилий детей, а также через продолжение исследования и обучения взрослых.

Особенности мышления в дошкольном возрасте

Мозг дошкольника подвижен и податлив, открыт новым знаниям. Именно поэтому полезные привычки, желание заниматься спортом, музыкой, театральным и художественным искусством закладываются именно в дошкольный период. 

Для того чтобы ребенок мог анализировать и мыслить необходимо постоянно ставить перед ним новые задачи, а также модернизировать и усложнять уже полученные навыки.

Можно выделить несколько факторов, оказывающих сильное влияние на мышление ребенка:

Круг общения. Чем старше ребёнок, тем больше вокруг него должно быть детей и взрослых. В этом помогают детские сады, кружки и секции. Малыш должен наблюдать разные модели поведения как взрослых, так и детей.
Развитие речи. Ребенок учится строить предложения, выражать свои мысли. 
Формирование аналитического мировосприятия

Дошколята характеризуются тем, что обращают внимание на формы, цвет, величину, пространственное расположение и временные рамки.
Приобретение навыков и умений. Ребенок учится пересказывать, читать по слогам, петь. 
Становление личностных качеств

Характер, адаптивность, инициативность, организованность – всё это формируется в результате воспитательных мероприятий.
Формирование самооценки. Развитый ребёнок способен оценивать себя.
Появление самоконтроля. Ребенок учится управлять своим поведением и поступками. 

Упражнения, позволяющие развивать навыки анализа, синтеза и классификации

«Что лишнее?»

Положите перед ребёнком несколько картинок, изображающие понятные ему предметы. Можно использовать карточки детского лото, можно сделать картинки самостоятельно.

Например, на картинках изображены следующие предметы: яблоко, конфета и книга. Ребёнок должен проанализировать и правильно классифицировать данные предметы. Яблоко и конфету можно съесть, а книгу – нет. Значит, картинка с книгой в этом ряду будет лишней.

«Кот в мешке» (тренируем навыки анализа и синтеза)

Один из игроков (в случае если ребёнок еще мал и не очень хорошо разговаривает, пусть это будет взрослый) берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другому игроку. При этом сам предмет называть нельзя! Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке. Со временем, когда ребёнок подрастет (начиная с  4-5 лет), можно меняться ролями – пусть ребёнок описывает то, что изображено на картинке, а взрослый игрок отгадывает. В этом случае тренируются не только мыслительные способности, но и навыки связной речи.

«Подбери пару»  (тренируем анализ, сравнение)

Необходимы два набора детского лото с одинаковыми карточками. Один ребёнок (игрок) берёт карту и, не показывая её, объясняет другим игрокам, что на ней нарисовано. Другие игроки анализируя, предлагают свой вариант карточки, на котором, по их мнению, изображено то, что описывал первый ребёнок. Если описание и отгадка совпали, две одинаковые карты выводят из игры, а игра продолжается дальше, с оставшимися карточками.

«Что это?» (анализ, сравнение, обобщение)

Предложите ребёнку охарактеризовать следующие словарные ряды, использовав обобщающее слово.

  • стакан, тарелка, вилка, нож; /посуда/;
  • слива, яблоко, апельсин, банан; /фрукты/;
  • воробей, аист, гусь, голубь; /птицы/;
  • кошка, свинья, кролик, овца; /животные, домашние животные/;
  • роза, тюльпан, ландыш, мак; /цветы/.

Придумывайте словарные ряды самостоятельно, со временем усложняйте задания, переходите от простых  предметов к понятиям и явлениям (времена года, чувства человека, природные явления и т.д.).

Развитие мышления у детей дошкольного возраста – задача, решение которой напрямую зависит от того, насколько успешно ребёнок освоил и может пользоваться вышеперечисленными мыслительными операциями.

Занятия и игры направленные на их тренировку, обеспечат не только интеллектуальное развитие  дошкольника, но гармоничное формирование личности подрастающего ребёнка в целом, ведь именно развитое мышление отличает человека в ряду других живых существ.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Полезное видео о развитии творческого мышления детей:

Возможные нарушения

Иногда родители и педагоги сталкиваются с проблемами обучаемости среди дошкольников. Основные нарушения:

  • дефицит внимания;
  • трудности с усвоением материала;
  • плохая память.

Эти негативные особенности сопряжены с отклонениями нервно-психического характера и наблюдаются на фоне нестабильного эмоционального состояния, поведенческих нарушений, неврологических расстройств.

Нарушение мышления у детей связано с проблемами речевого развития. Отклонения в этой сфере отражаются на всех видах психической деятельности, включая мыслительные процессы. Для общего недоразвития речи характерны такие признаки:

  • позднее произношение первых слов (к 3-4 годам);
  • ограниченность словарного запаса;
  • нарушения в произношении звуков;
  • трудности в построении фраз;
  • недостаток речевой активности.

Заучивание слов и их осмысление ребенком

С ранних пор дети учат слова, обозначающие явления и предметы, действия и признаки, но обозначаемые этими словами понятия усваиваются ими лишь постепенно. В этом видна сложность процесса выстраивания отношений между языком и мышлением, образами и словами, понятиями и образами.

На вопрос «Где здесь кукла, вилка, карандаш?» уже двухлетний ребёнок может указать на перечисленные предметы. Дети пятилетнего возраста могут выделить в предмете тот признак, который для них стал самым значимым. Обычно таким признаком становится название предмета, или то, как его использует человек. Поэтому ответ пятилетнего ребёнка на тот же вопрос будет примерно таков: «Кукла – чтобы играть», «Карандаш – чтобы писать». Дети постарше уже начинают описывать предмет, беспорядочно перечисляя его внешние признаки: «У куклы есть руки, голова, волосы, ноги», «У лошади есть голова, хвост, спина и по углам 4 ноги». Лишь старшие дошкольники могут уже выделять те существенные признаки предмета, по которым его можно отнести к той или иной группе или категории. Дети, находящиеся на этой ступени развития, отвечают так: «Карандаш – это палочка для того, чтобы писать», «Лошадь – это животное», «Вилка – это посуда», «Кукла – это игрушка». Но встретившись с незнакомым предметом, дети этого возраста вновь скатываются к беспорядочному перечислению их признаков или ссылаются на назначение предмета, например, «Барометр – круглый и ещё со стрелкой, как у часов, он чтобы узнавать погоду».

Для дошкольников

  • Загадки — отличный способ развить логическое мышление. Используйте не только готовые вопросы, но и придумывайте свои. Попросите ребенка тоже придумать свою загадку.
  • Собирайте мозаику, создавайте из нее новые рисунки.
  • Различные лабиринты очень нравятся детям. Во многих книжках и журналах можно найти готовые варианты, а можно нарисовать самим. Обязательно предложите ребенку нарисовать задание для вас.
  • Игры в слова — безграничные возможности для развития творческого мышления и логики. Ищите пары-антонимы к заданному слову, придумывайте рифмы, подбирайте синонимы. Один из вариантов из нашего детства: стучать мячом по полу, проговаривая «Я знаю 5 имен девочек. Оля — раз, Маша — два…», помните?
  • Хорошо развивают логику задания типа «Продолжи ряд», «Найди лишнее». Интересно слушать рассуждения ребенка, когда ответ неоднозначен. Помогите ему разобраться, по какому признаку можно объединять предметы в группы, как их классифицировать.
  • Различные головоломки, задачки типа «Переложи спичку, чтобы получилась другая фигура», конструкторы, паззлы — все эти занятия очень полезны. Не забывайте только, что занятия должны проходить в веселой, положительной обстановке. Пусть ребенок привыкает к тому, что узнавание нового, обучение может быть интересным.

Как тренировать логическое мышление у детей

Для тренировки малышей, чтобы развитие логики началось как можно раньше, будут актуальны развивающие игры и упражнения. Они помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним можно отнести задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировку предметов, сравнение по элементарным признакам: размеру, цвету, форме.

«Где чья мама?»

Задание по типу лото предполагает подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей. Взрослый предлагает малышу рассмотреть картинки, изображающие курицу, кошку, собаку, корову, лошадь, козу, медведицу. Затем среди других карточек найти те, на которых нарисованы детеныши этих животных, и соединить их вместе. Спросить, как правильно назвать детеныша, если малыш затрудняется, обязательно проговорить все названия. Элементарные суждения у малышей помогут вызвать вопросы о том, кто вырастет из цыпленка, щенка, козленка. Для поддержания интереса к заданию прочитать веселые стишки:

У коровы сын, теленок,
Очень вежливый ребенок.
Мама учит малыша
Кушать травку не спеша.

А цыплята у курушки
Все похожи друг на дружку.
И девочки, и мальчики,
Словно одуванчики.

Глупый маленький козленок!
Он бодает всех с пеленок.
Что же делать нам, когда
Вырастут его рога.

«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Игра помогает развивать логику, проследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогащает речь рассуждениями. Малышу показывают ряд сюжетных картинок с изображением времен года и предлагают разложить их в соответствии с признаками, например:

  • Сугробы; дети и взрослые одеты тепло; ребята катаются на санках; идет снег.
  • Капель, ручьи; мальчики пускают кораблики; среди снега первые подснежники.
  • Ярко светит солнце; дети купаются в реке; взрослые и малыши играют в мяч.
  • Идет дождь, пасмурное небо; птицы летят караваном; грибники идут с корзинками.

Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда бывают эти явления в природе. Учит малыша правильно обобщать ряд , рассуждать о смене времен года. Интересно подкрепить беседу загадками:

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?

Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило (лето).

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

«Логические цепочки»

Подобные задания обычно предлагаются ребятишкам среднего и старшего дошкольного возраста, у которых есть опыт обобщения предметов. Однако, при достаточно простом игровом материале можно начинать обучение логическим операциям (классификации и обобщению) в младшем возрасте. Малыш составляет цепочки из предметов определенной группы, например, цветы, овощи, фрукты. Если ребенок затрудняется, родитель помогает назвать группу предметов обобщающим словом. Задание можно усложнить, если предложить среди группы картинок найти такую, которая дополняет уже построенную цепочку.

«Я начинаю, а ты продолжай…»

Классическая игра, которая предлагается ребятишкам всех возрастов, чтобы развить логику, способность к анализу. В каждой возрастной группе задания будут различаться по сложности. Малышам даются простые и доступные словосочетания. Взрослый начинает фразу, ребенок продолжает:

  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Птица летает, а черепаха (ползает).
  • Слон большой, а зайчик (маленький).
  • Дерево высокое, а кустик (низкий).

Поддержать интерес ребенка к заданию поможет игра с мячом. Взрослый бросает мячик с началом фразы, ребенок возвращает с концовкой. Для старших дошколят подбираются сложные задания, требующие умозаключения:

  • Стол выше стула, значит стул (ниже стола).
  • После ночи наступает утро, значит утро (после ночи).
  • Камень тяжелее бумаги, значит бумага (легче камня).

«Что лишнее?»

Логическое задание, доступное всем деткам, хорошо развивает способность к обобщению, сравнению, классификации. Взрослый предлагает ребенку среди картинок, изображающих предметы определенной группы, найти лишнюю (предмет другой группы). Например, среди овощей – картинка с изображением фрукта, среди предметов мебели – карточка с одеждой.

Как мыслит ребенок

Как всем известно, мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Левое полушарие мозга отвечает за логику и аналитическое мышление, а правое – за творческие процессы. Люди, у которых более развито левое полушарие отличаются последовательностью и абстрактностью мышления, а в случае более развитого правого полушария – склонностью к фантазиям и мечтам. Среди людей с развитым правым полушарием достаточно много поэтов, художников, музыкантов, писателей и прочих творческих личностей.

Известны также случаи, когда у человека практически равномерно развиты оба полушария мозга, хотя такое встречается не часто. Чаще всего такие люди становятся либо гениями, либо весьма одаренными личностями.

Психологи настоятельно рекомендуют прикладывать силы именно к разноплановому развитию ребенка, поскольку предрасположенность нельзя выяснить сразу, она проявляется в ходе занятий спустя какое-то время. Родителям стоит внимательнее присматриваться к тому, что дается ребенку легче и вызывает в нем больший отклик, это поможет определиться с дальнейшими методиками его развития.

Важно

Не думайте, что достаточно будет выбрать пару развивающих кружков для вашего чада. Многие специалисты советуют по максимуму загрузить ребенка разнообразными занятиями, чтобы он в дальнейшем смог выбрать наиболее ему интересные.

Мыслительные операции и их роль

Развитие мышления у детей определяется способностью пользоваться основными мыслительными операциями – сравнением, обобщением, анализом, синтезом и классификацией.

Сравнение

Уже с двухлетнего возраста малыши начинают учиться сравнивать предметы по их признакам и видеть разницу и сходство. В основе этой операции лежит разнообразие форм и цвета предметов, вкусов и консистенций, различных функций и прочего.

Обобщение

Такая мыслительная операция активно начинает развиваться к 6-7 годам. Например, если попросить ребенка этого возраста назвать кофту, юбку, брюки, футболку, платье и шорты одним словом, он уже без труда скажет «одежда». Дети помладше вряд ли смогут это сделать. Расширение умственных способностей позволяет освоить такую мыслительную операцию, как обобщение, тем самым увеличить словарный запас и повысить связность речи.

Анализ

Способность мышления к анализу позволяет разделить предмет на составляющие его части, а также выявить свойственные только ему одному черты и признаки.

Например, ребенок 3-4 лет уже должен назвать части, из которых состоит дерево: ствол, ветки, листья (иголки). Из этого становится ясно, что малыш начал осваивать простой анализ предметов.

Синтез

Синтез означает объединение, поэтому данную операцию можно противопоставить анализу. Ярким примером синтеза является освоение ребенком дошкольного возраста навыка чтения.

Классификация

Мышление ребенка, производя операцию классификации, выделяет сходства и различия окружающих предметов, различных явлений и разнообразных понятий. Выявив какой-либо схожий признак вещей, ребенок может рассматривать их как одну группу (класс).

Например, дошкольник без труда разделит свои игрушки по группам, в которые будут входить предметы, сделанные из одного материала: пластмассовые, деревянные, металлические, мягкие.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий