Что делать, если ребенок ворует: советы психолога

Как отучить ребенка воровать?

Чтобы ответить на вопрос «ребенок ворует – что делать?», нужно понимать – что именно ворует ребенок? Если речь идет о деньгах – на что он их тратит?

Не думаю, что это что-то сверхзапретное – в 99% случаев краденую мелочь дети тратят на сладости, мелкие игрушки и прочую ерунду, которая родителями именно ерундой и воспринимается.

Да, конечно, попавшегося на горячем маленького воришку можно пристыдить и осудить, у него должно быть осознание, что воровать плохо

Но важно подумать вот о чем: а чего он вообще хочет? Можно ли без ущерба для обеих сторон сделать так, чтобы ребенок получал свои мелкие радости легальным путем, прося желаемое у родителей и зная, что ему не скажут очередное железно аргументированное «нет»?. Ребенка нужно приучать, что у него есть выбор

Что скушать, что купить… А также – что за свой выбор нужно нести ответственность

Ребенка нужно приучать, что у него есть выбор. Что скушать, что купить… А также – что за свой выбор нужно нести ответственность.

Думаю, при отсутствии каких-то тяжелых диагнозов можно позволить ребенку съесть вожделенные конфеты и ощутить самому – насколько это неприятно, болит ли в самом деле живот? Можно, например, сводить сладкоежку к стоматологу на профилактический осмотр – сама процедура и беседа с доктором без мамы в кабинете может впечатлить куда больше, чем замок на буфете!

Например, «Я тебе куплю хоть три киндерсюрприза, но в цирк в воскресенье мы не пойдем!», «Сейчас ты скушаешь эти чипсы, но сегодняшнего ужина и завтрашнего завтрака у тебя не будет – дотерпишь до завтрашнего обеда?», и т.д.

И еще о свободе принятия решений.

У ребенка (тем более, у подростка) должна иногда появляться возможность что-то купить себе, не спрашивая ничьего разрешения, под собственную ответственность – из «своих» денег! Выдавать ребенку карманные деньги, чтобы он сам учился их расходовать – намного эффективнее, чем думать «а зачем ему деньги, мы же ему все купим, если он попросит». Так ребенок узнает ценность тех или иных товаров, учится контролировать свои расходы, сопоставлять альтернативные варианты покупок..

Чтобы ребенок не воровал, он должен знать, какой реальный вред он причиняет себе и окружающим своими действиями. Боязни наказания недостаточно – скорее, маленький воришка начнет обдумывать незаметные способы воровства, чтобы не попасться, а если и перестанет красть – то не извлечет жизненного урока.

И, разумеется, следите за собой!

Если вы на глазах ребенка спокойно лопаете сладости в неограниченных количествах – почему он должен верить вам, что это вредно? Если спокойно покупаете себе журнал/двадцатый тюбик помады/десятые туфли – как будут звучать речи о «сейчас у нас нет денег!»?

Детское воровство — побочный эффект

Дети, обладающие кожным вектором, совершают такой серьезный проступок, как воровство, не просто так. На это их толкает сильнейший стресс, а именно — потеря чувства защищенности и безопасности (в терминах системно-векторной психологии Юрия Бурлана).

Чувство защищенности и безопасности ребенок может получить только от родителей. И именно это внутреннее ощущение защищенности дает психике ребенка развиваться гармонично.

Для родителей, которые за всю жизнь чужой копейки не взяли, ребенок-вор — это позор. И воспитывают они маленького воришку исключительно через свои природные свойства: чаще всего, применяя телесные наказания.

Всем родителям нужно запомнить: детей бить нельзя! Особенно детей с кожным вектором.

Обладая от природы очень нежной кожей и получая удар по самому чувствительному своему месту от главного человека, дающего защищенность и безопасность, дети с кожным вектором испытывают сильнейший стресс. Этот стресс запускает в их неокрепшей психике программу, заданную для каждого живого существа самой природой: выжить во что бы то ни стало.

И ребенок будет выживать, как умеет. Обладатель кожного вектора будет тащить все, что плохо лежит. Поэтому детское воровство — это очень неприятный «побочный эффект» потери чувства безопасности и защищенности ребенком. И каждое следующее телесное наказание будет порождать только новое воровство.

Ребенка, совершившего воровство, нет смысла наказывать. Звучит абсурдно, но все же это так. Вы ведь не станете наказывать маленького человека за то, что ему плохо. Прежде всего, ребенку нужно вернуть чувство безопасности и защищенности. Он не должен себя чувствовать брошенным или одиноким.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана доказывает, что состояние ребенка — это чаще всего отражение состояния матери. Выровняется ее состояние, и внутренняя напряженность ребенка пойдет на спад. Детей с кожным вектором очень радуют массажи и прочие тактильные контакты, так что гладьте его чаще по спинке.

Для обладателя кожного вектора очень важно соблюдение режима дня. А родительский контроль научит их дисциплине и самоограничению, которое впоследствии поможет развиться потенциальному воришке в свою противоположность: инженера, строителя, предпринимателя или законодателя

От природы это очень подвижные и неусидчивые дети, поэтому командные подвижные виды спорта, а также смена видов деятельности в течение дня способны дать отличные результаты.

Договариваться — природная способность маленьких обладателей кожного вектора, их мысли всегда кружат вокруг пользы и выгоды. Поэтому и получение подарков должно быть заслуженным и честно заработанным. Главное — не перегнуть палку и не сводить отношения внутри семьи к исключительно деловым.

Почему ребенок ворует?

Существует 6 основных причин того, почему ребенок ворует:

1. Кража из личных побуждений, убеждений и понятий

Кража из личных побуждений проявляется чаще всего. К примеру, ребенок хочет сделать подарок своим родителям или друзьям. Но, где он возьмет деньги, чтобы купить подарок? В его голове и рождается логичное убеждение – вещь можно взять самостоятельно. А если он ее берет с благими намерениями, что в этом страшного? Если это происходит, родителям не нужно ругаться на ребенка и сердится, а нужно спокойно сесть с ним и объяснить ему, что такое хорошо, а что такое плохо.

2. Очень хочется иметь то, чего нет

Когда ребенку очень хочется иметь то, чего нет, является упущением в обучении со стороны родителей. Ребенок должен в любом возрасте осознавать то, что если он чего-то хочет, об этом нужно попросить и не нужно воровать. Есть мое, а есть твое и здесь речь уже идет о психологических границах.

Если родители не могут подарить ему определенную вещь, то он попытается взять ее самостоятельно. Такая же ситуация может наблюдаться в общественных магазинах, когда дети начинают активно тянуть конфеты себе в карманы.

3. Понравилась необычная вещь, но родители не хотят ее приобрести

У детей есть собственное мнение на окружающий их мир, они видят вещи, которые могут показать их определенный статус. А разве взрослым не хочется выделяться среди серой массы? Вот так поступают и дети, ведь если у кого-то игрушка есть, а у них нет, значит, ее нужно получить самостоятельно. 

4. Подражание друзьям, слияние с коллективом

Когда дети попадают в плохую компанию, то – это уже настоящая проблема. Их новые друзья могут научить ребенка воровать, обманывать или оскорблять более слабых. В обществе всегда притупляется чувство ответственности за собственные действия когда идет симбиотическое слияние с коллективом или значимым человеком, поэтому дети перестают осознавать опасность собственных деяний и начинают подражать. Если это происходит и вы не знаете, как с этим поступить, звоните мне и мы с вами это обсудим.

5. Месть, проявление агрессии в отношении какого либо

В качестве мести дети воруют не так часто, но такой вариант также возможен. Как правило, кража происходит только у обидчика. Осуществляя воровство в таком случае, ребенок начинает ощущать собственную силу и превосходство. Ответственность уходит на второй план, задача – расстроить оппонента и проявить агрессию. Если украсть не получается, а агрессии уже накопилось достаточно для выхода ее наружу то – это может привести к драке или иному физическому воздействию.

6. Потеря самоконтроля или нарушения восприятия реальности

У детей также могут быть стрессовые ситуации. Поэтому они могут делать необдуманные вещи, включая кражу различных вещей. Похожим образом поступают и взрослые люди

Причин стресса у ребенка может быть несколько, важно оценить всю серьезность и уже после этого принимать решение

Почему дети воруют? Какие причины толкают подростка на воровство

Первый вопрос, который задают полицейские, — дают ли родители карманные деньги. Понятно, когда воруют дети из неблагополучных семей, малообеспеченных, детдомовцы.

Если деньги у подростка есть, причины воровать могут быть следующие:

1 Подросток не знает слово «нельзя», путает свое и чужое. То есть у него не сформированы нормы морали и поведения, возможно, он даже избалован.

2 Не может себя контролировать, совершает импульсивные поступки. Очень хотелось есть, кошелек забыл дома, решил «одолжить денег у окружающих. Не подумал, к чему это может привести. Инфантильность.

3 Привлекает к себе внимание, хочет о чем-то сказать семье. Ребенок может воровать деньги назло родителям, отчиму или мачехе, которые обижают

Так подросток может реагировать на неблагоприятную атмосферу в семье, на эмоциональную холодность окружающих.

4 Хочет «купить» дружбу, расположить к себе группу детей, к которой хочет принадлежать

У подростков на первый план по значимости выходят сверстники, им важно признание, включенность в группу. Родители как значимые фигуры отходят на второй план

5 Ищет острых ощущений, адреналина, приключений. В некоторых подростках очень сильно желание противостоять обществу, его нормам и морали. Таким образом часто «развлекаются» дети из очень обеспеченных семей, «золотая молодежь».

6 Переживает из-за разницы в достатке, стоимости вещей, наличии дорогих гаджетов (классовые различия). «Что это у него все есть, а у меня нет? Я ничуть не хуже, а может еще и лучше, чем он!»

7 Испытывает ревность, гнев, хочет отомстить.

После разговора с девочкой выяснилось, что воровство в ее случае оказалось желанием попасть в группу подростков из обеспеченных семей. Чтобы попасть в эту группу, нужно было совершить асоциальный поступок. Девочка не знала, что в школе установили камеры, и пошла на воровство. Ей было стыдно, что все открылось, что ее назвали воровкой.

Я спросила: «Было бы тебе стыдно, если бы это все осталось в тайне?» Она ответила, что нет.

Что делать: практические советы

Что делать, если ребёнок 10 лет ворует деньги и врёт? Для начала надо разобраться в причинах досконально. При этом обязательно в спокойных разговорах с ребёнком, а не кричать или ещё хуже – бить, ничего не выяснив.

Советы психологов, что делать, если ребёнок/подросток врёт, ворует деньги у родителей и не только:

Выяснить причину, не переходя к агрессии. Поймите сразу: жестокое и злобное поведение родителей может только навредить. Ребёнок сразу замкнётся и перестанет вообще с вами разговаривать. Кроме того, если причиной воровства стали как раз ваши внутренние отношения, вы тем самым сделаете их ещё хуже. Если причина в друзьях, вообще будьте крайне осторожны. Ребёнок, скорее всего, не скажет вам о самом сокровенном: о том, что он вынужден кому-то подчиняться. А значит, тут нужны долгие тёплые серьёзные разговоры, способные вывести вас на проблему, с которой вы сами, возможно, не справитесь

Также важно помнить о том, что нельзя обзывать ребёнка, нельзя вешать «ярлыки», такие как «вор» или «преступник». Сами понимаете смысл фразы: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт».
Никогда не обвиняйте ребёнка, если вы уверены в его причастности к краже

Часто происходит так: что-то пропало, а подумать больше не на кого, и родители начинают агрессивно допрашивать сына или дочь. У ребёнка есть достоинство, так же, как и у вас. Уважайте его, и пока причастность вашего чада к воровству не доказана, не унижайте его. Никогда не разбирайтесь с ребёнком при посторонних. Не позволяйте этого и окружающим, пока не будет доказательств. Только не нужно это понимать однобоко. Бывает, что факты налицо, а родители всё равно не могут поверить, что это их ребёнок совершил кражу, и начинают предпринимать шаги, чтобы оградить сына или дочь от таких проблем, упорно не желают видеть и слушать правду. Здесь дорога к постоянному воровству вашего ребёнка, а в будущем взрослого – скорее всего, обеспечена. Вы же его оправдали!
Не пугайте ребёнка сразу уголовной ответственностью. Во-первых, он должен знать о ней раньше, знать вообще, что брать чужое – это плохо и без уголовного наказания. Есть наказание совестью. Это гораздо важнее. Именно совесть должна быть для подростка двигателем нравственного чувства! Именно она должна страшить. Если не будет этого внутреннего нравственного стержня, никакие уголовные наказания не станут камнем преткновения перед преступлением в будущем.
Помните главное! Если вина ребёнка доказана – наказание необходимо! Если не последует наказание за совершённое воровство, во-первых, есть вероятность того, что это случится снова, а во-вторых, он так и не извлечёт других серьёзных уроков из данного правонарушения. Как наказывать? Здесь каждый решает сам, в соответствии со своими жизненными ценностями и опытом. Но важно не упустить некоторые нюансы. Ребёнок должен восполнить ущерб. Если деньги он уже потратил, ему необходимо вменить какую-либо обязанность, которую он раньше не выполнял, чтобы он «отработал» потерю родителями финансов. Маленький подросток должен понимать ценность денег, то, как они добываются людьми. Если этого не произойдёт, он будет думать, что их можно не зарабатывать, а отнимать у других. Это, конечно, крайний вариант развития событий, но высока вероятность его исполнения. В качестве наказания можно заставить ребёнка разносить газеты или рекламу, вменить в обязанности ежедневное мытьё пола, при этом объяснить, что всё это – тоже возможность заработать деньги самостоятельно.
Попытайтесь наладить контакт с ребёнком. Если вы самостоятельно этого сделать не можете, обратитесь к психологу. Он найдёт подходы к вашему чаду и обязательно выяснит, какие проблемы в его жизни способствовали такому поведению. При этом если вы чувствуете нарастающую агрессию, желание ничего не объясняя наказать, не можете найти в себе силы справиться с внутренним негодованием, лучше обратитесь к специалисту сразу. В таком случае вам и самим нужна помощь.

Главный совет

Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть. Любите его! Проводите с ним как можно больше времени. И тогда, даже если он совершил воровство (даже не один раз!), у вас есть возможность всё исправить и направить воспитание в правильное русло. А главное – развивайте в нём самостоятельность! Доверяйте ему. Самостоятельный маленький человек рано узнаёт цену вещам и предметам, понимает ценность заработка, умеет позаботиться и о себе, и об окружающих. Самостоятельность и доверие, постоянное общение с ребёнком – ключ к решению многих проблем и к предотвращению воровства.

Профилактика детского воровства

Ликвидация соблазна украсть. Зачем тревожить лихо, пока оно тихо? Не стоит держать ценные вещи на видном месте, провоцируя таким образом несформировавшуюся личность. Деньги также следует припрятать подальше, чтобы полностью ограничить доступ к ним сына или дочки. Некоторые родители считают такие меры предостережения унижением достоинства ребенка. Однако потом очень удивляются тому факту, что в доме пропадают вещи и их приглашают к инспектору по делам несовершеннолетних.

Четкое разграничение понятий «мое — чужое ». Во избежание воровства необходимо предельно ясно дать понять своему ребенку о неприкосновенности того, что ему не принадлежит лично. Говорить при этом необходимо спокойно, но довольно твердо и безапелляционно.

Выделение карманных денег. Некоторые родители считают, что таким образом балуют своих детей. Придерживаясь этого мнения, они лишают ребенка даже мелочи на поход в кино или школьный завтрак. Они не думают о том, что их отпрыску будет гораздо приятнее подкрепиться в столовой вместе с друзьями, чем есть в одиночестве заготовленные мамой бутерброды. К тому же ребенок имеет право выбрать сок и булочку по своему усмотрению. Родителям главное при этом следить, чтобы их чадо карманные деньги не тратило на вредную для его подрастающего организма пищу в виде чипсов и кока-колы.

Использование личного примера. Ни в коем случае нельзя при ребенке показывать свою зависть к более обеспеченным людям. Именно такие гневные речи формируют у детей чувство социальной несправедливости и желание отнять дорогую вещь у ровесника с богатыми родителями. День изо дня необходимо рассуждать вслух о том, что воровство — это очень плохой поступок, на который способны только непорядочные люди. Ребенок словно губка впитывает то, что говорят его родители

При этом важно обращаться не к нему, а просто произносить данные истины во время любой беседы.

Причины детского воровства в младшем школьном возрасте

В этом возрасте у детей должно быть сформировано понятие: хорошо-плохо. И ценность денег им уже известна. В начале школьной жизни у большинства ребят появляются первые деньги, на свои самостоятельные карманные расходы. Но, именно в этот период, семьи чаще всего сталкиваются с детским воровством. И недоумевают: «как же так?», «никто в семье его такому не учил» и т. д.

Не стоит сразу же приписывать такое поведение к «аморальному» и придумывать суровые наказания. В первую очередь следует доверительно поговорить с ребенком и выяснить, какие же трудности толкнули его к этому поведению. Вот лишь несколько наиболее распространенных причин.

Отсутствие своих денег

В начале школьной жизни дети активнее начинают погружаться в социальную среду, их развитие проходит под влиянием окружающих. Особенное место в этом процессе занимают сверстники. Если малыш видит, что у других детей есть деньги на буфет и другие мелкие расходы, а у него нет – он чувствует себя ущербным и неполноценным. Эти чувства могут толкнуть его к нехорошему поступку, даже если он уже осознает неправильность своего поведения.

Кража как реакция на травму

Такое поведение возникает в результате неблагополучной атмосферы сложившейся в семье. Возможно, что при таком раскладе дети начинают воровать еще в дошкольном возрасте, но родные гневно реагируют на подобное поведение, не понимая его истинных причин. Если систематически ребенка наказывали, а общая атмосфера в семье не менялась – ребенок начинает воровать уже намеренно. Чтобы отомстить за ранее причиненные обиды.

Самоутверждение

Погружаясь в школьную жизнь, дети осознают – популярными становятся те ребята, у которых есть эксклюзивные игрушки и дорогие гаджеты. Ошибочно полагая, что это единственный путь к одобрению и принятию окружающими, дети начинают воровать деньги родителей, чтобы потратить их на угощения для сверстников или покупку игрушки, которую будут просить другие. Они тем самым «покупают» любовь окружающих.

Пробелы в воспитании

Выше уже говорилось, что в возрасте 5-8 лет дети должны осознавать отличия плохого от хорошего. Но иногда этого не происходит. Ведь любые качества характера формируются в процессе воспитания родителями, влияния других значимых окружающих, самостоятельных решений ребенка, а не появляются сами по себе в каком-то определенном возрасте.

Если в нравственном воспитании малыша произошел серьезный пробел, он не осознает, что совершает что-то плохое и думает, что деньги принадлежать ему точно так же, как и родителям. В этом случае он не испытывает раскаяния, чувства вины и не осознает состояние родителей, так как не способен к эмпатии.

Возможно, у него недостаточное развитие волевой сферы и тогда желание «хочу», преобладает над здравым «могу это позволить». Такое поведение складывается вследствие того, что в более раннем детстве, родители покупали своему чаду абсолютно все, и он не слышал слова «нет». Теперь, когда желания стали серьезнее, они уже не могут так потакать его требованиям.

Отсутствие доверия к родным

Иногда ребенку нужны деньги на то, что, по его мнению, родители посчитают напрасной тратой. Например, на подарок симпатичной однокласснице или на помощь приюту для животных. Терзаемый сомнениями, он принимает сложное решение – потратить средства родителей на очень-очень значимые для него вещи. Здесь один хороший поступок совершается вслед за плохим поступком. В такой ситуации ругать ребенка точно не следует, ведь он замкнется еще больше и только удостоверится в правильности своих первоначальных выводов.

Буллинг

Распространенной причиной воровства может стать давления на ребенка со стороны сверстников или старших ребят. Путем запугивания или битья, они вынуждают беззащитного малыша совершать кражу денег у родителей. Таким образом, он естественно хочет «откупится» и не терпеть больше систематических издевательств.

Почему дети начинают воровать?

По советам психолога – если ребенок ворует деньги у родителей, следует тщательно разобраться в причинах. Вполне вероятно, что его действия не носят криминальный характер. Он просто не понимает, что это плохой поступок. Его поведение не кажется ему недопустимым.

Основные причины воровства у подростков и детей:

Отсутствие воли, самоконтроля, импульсивность. Поведенческие нормы формируются примерно к семилетнему возрасту. Индивид начинает осознавать, что некоторые желания выполнить нельзя. Например, забрать чужую игрушку. Не все дети «дозревают» к 7 годам, некоторые остаются эмоционально «глухими». Такие личности зациклены на своих «хочу». И на требование родителей попросить прощения за проступок – недоумевают. Но это естественно для тех, чей мозг не сформировал структуру, отвечающую за самоконтроль.
Ребенок чувствует себя неполноценным. В таких случаях вина ложится на родителей. В этих семьях они обычно заняты карьерой, делами, возможно – воспитанием младших детей
Чувствуя свою ненужность, обделенный вниманием ребенок пытается акцентировать внимание на себя, отомстить за отсутствие любви экстравагантным способом – совершает кражу. Или не складываются отношения в детском коллективе – его не замечают, не хотят с ним дружить, смеются над ним
Тогда он находит выход – украсть денег и попытаться задобрить одноклассников, купив вкусности или игрушки. Еще один вариант – когда дети находятся в тревожном состоянии, они неосознанно находят способ снять напряжение. Тогда кража – вариант эмоциональной разрядки.
Не сформировано представление о «своем» и «чужом». Человек не видит разницы между вещами, находящимися дома (их можно брать, пользоваться) и деньгами, лежащими в кошельке. Или хочет доставить маме радость – приносит из гостей чужую помаду. Нравственные понятия не «созрели».
Клептомания

Это непреодолимое желание красть, неважно что, главное – взять, забрать себе. Настоящая клептомания встречается нечасто, при ней поражена органическая часть мозга

Человек ворует потому, что срабатывает условный рефлекс. Это полноценная болезнь, требующая вмешательства психиатра.
Результат принуждения. Случается, что у школьника могут требовать деньги, угрожая расправой – вот почему ребенок ворует и врет. Возможен вариант развивающейся наркомании. Или для подростков остается актуальным проведение ритуала присоединения к компании, требующий внесения денег.

Причины воровства у детей младшего школьного возраста и у подростков могут крыться в нездоровой обстановке в семье:

  • взрослые воспитывают свое чадо, не согласовав действия – один разрешает, другой запрещает;
  • воспитательные меры применяются непоследовательно – за один поступок то наказывают, то хвалят;
  • родители не прививают моральных норм, царствует вседозволенность;
  • воспитательные меры зависят от настроения мамы или папы.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий