Физическое и психическое развитие ребенка в год и 2 месяца

Как правильно составить рацион малыша?

После того, как детям исполняется один год, их меню значительно расширяется за счет новых компонентов. Родители должны следить за тем, чтобы рацион малыша был разнообразным и полным. В него в обязательном порядке должны входить следующие продукты питания:

  • Овощи. Теперь карапуз может употреблять их в отварном, тушеном и сыром виде. Кабачки, светлая тыква, свекла, брокколи, цветная капуста, картофель и морковь – лежат в основе рациона. Из них делают пюре, супы и запеканки. Ребенка уже можно кормить из одной кастрюли с остальными членами семьи, но только если бульон был сварен из мяса без косточки (в противном случае первый бульон должен быть слит).
  • Фрукты и ягоды. Это должны быть плоды, традиционные для конкретного региона. Дополнительно допускается включение в меню черники, бананов, слив.

  • Каши. Для детей, которым исполнился год, именно эти блюда могут стать оптимальным вариантом завтрака или полдника. Для того, чтобы разнообразить рацион, их можно предлагать ребенку и в качестве ужина. Крупы нужно постоянно чередовать. Оптимальными в столь нежном возрасте считаются гречка, кукуруза, овсянка и рис. От манки и перловки лучше пока отказаться.
  • Белок. Имеет повышенную пищевую ценность для маленьких детей, т.к. насыщает ткани строительным материалом. Питание крохи должно состоять из регулярного употребления рыбы (дважды в неделю), а по остальным дням равномерно распределяем мясные и бобовые блюда. Немало белков в молоке и кисломолочных продуктах.
  • Жиры. Вопреки распространенному мнению, этот макронутриент должен присутствовать в меню ребенка в год и два месяца, главное, чтобы жиры были правильными. Оптимальным источником вещества станет сметана, растительное и сливочное масло.

В столь нежном возрасте категорически запрещены изделия с большим количеством ароматных трав и душистых специй. Для усиления вкуса пока можно использовать только базилик, укроп, петрушку, редко корицу. Продукты, в состав которых входят искусственные компоненты, вызовут у ребенка привыкание и отказ от натуральной пищи, поэтому любые полуфабрикаты под запретом.

Что умеет делать малыш в 14 месяцев

Каждый ребёнок развивается индивидуально. Его навыки зависят от того, насколько хорошо занимались его развитием родители. Поэтому есть довольно существенная разница между умениями детей в 1 год и 2 месяца. Но есть основные навыки, которыми каждый малыш к этому возрасту должен овладеть.

Перечень того, что должен уметь ребёнок в 14 месяцев:

  • понимать значение большого количества слов;
  • выполнять простые просьбы;
  • знать и говорить некоторые слова или слоги;
  • стоять, ходить;
  • удерживать предметы;
  • играть с разными игрушками без посторонней помощи;
  • подражать взрослым.

Отличия мальчиков и девочек

После года дети начинают больше отличаться по половым признакам. Девочки намного быстрее развиваются и с радостью демонстрируют окружающим свои умения. Они раньше начинают одеваться и ходить на горшок самостоятельно. К тому же девочки преуспевают в запоминании и произнесении новых слов.

В то же время мальчики отличаются большей активностью и неусидчивостью. Правда, им надо потратить больше времени, чтобы усвоить новую информацию. Но научившись пользоваться новой игрушкой, они могут проводить с ней очень много времени.

Развитие движений, действий и крупной моторики

Все родители знают, насколько подвижны малыши, недавно научившиеся ходить. Они стремятся освоить все вокруг, поэтому постоянно куда-то забираются, лезут, карабкаются. В этот период совершенствуется координация движений, детки учатся управлять своим телом, осваивают новые движения.

Очень важно сейчас предоставить ребенку возможность свободного перемещения по квартире, максимально обезопасив его. Пусть он забирается на диван и слезает с него, пусть прыгает, спускается и поднимается по лестнице

Обеспечьте маленькому непоседе разнообразие движений. Для этого у него должны быть:

  • мячи разного диаметра – маленькие мячики можно катать, пинать ножкой или кидать, а на больших можно прыгать или кататься самому;
  • кегли – эта игра хорошо тренирует координацию движений, глазомер и крупную моторику;
  • всевозможные каталки, кукольная коляска – благодаря им ребенку интереснее ходить, он становится более уверенным в своих движениях;
  • ступеньки или наклонная поверхность для ползания;
  • большой мягкий валик по нему ребенок может ходить с поддержкой взрослого, тренируя координацию движений, или, лежа на валике животом, кататься вперед и назад;
  • большая машина-каталка для тренировки ножек и обучению ориентирования в пространстве.

Врождённые рефлексы и приобретённые навыки: что должен уметь делать полуторамесячный и двухмесячный малыш

Многие рефлексы у ребёнка в этом возрасте ещё ярко выражены, некоторые угасают к 2 месяцам.

Основные рефлексы месячного ребёнка

  1. Сосательный рефлекс — малыш начинает активно сосать, когда в его ротик попадает либо грудь, либо соска. Угасание рефлекса происходит к концу года.
  2. Поисковый рефлекс — если провести рукой по щеке грудничка, то его головка поворачивается в ту же сторону, а ротик ищет грудь матери. Рефлекс может ослабевать к трём месяцам, полное исчезновение происходит к году.
  3. Рефлекс Бабинского — если провести по наружному краю стопы к пальцам, то происходит расхождение пальцев. Некоторые врачи считают наличие этого рефлекса нормой до года, но есть мнение, что такая реакция стопы на раздражитель — это признак патологии, и требуется консультация специалиста.
  4. Ладонно-ротовой рефлекс — когда происходит нажатие большим пальцем на ладонь ребёнка, он поворачивает головку и открывает рот. Угасание рефлекса должно происходить к трём месяцам.
  5. Рефлекс Галанта — если провести вдоль позвоночника, малыш изгибает спину. Рефлекс не проявляется после 4 месяцев.
  6. Хватательный рефлекс — при прикосновении к ладони чем-либо, ребёнок захватывает и удерживает предмет. Рефлекс пропадает примерно в 4 месяца.
  7. Рефлекс Робинсона — малыш постоянно стремится что-нибудь захватить и удержать в ручках. К 3–4 месяцам формируется условный рефлекс, выражающийся в том, что ребёнок берёт игрушки целенаправленно.
  8. Рефлекс ползанья Бауэра — если сделать упор на стопы ребёнка, находящегося на животе, он попытается ползти. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.
  9. Хоботковый рефлекс — при лёгком прикосновении к губам ребёнка они вытягиваются в форме хоботка. Рефлекс угасает к 3 месяцам.
  10. Рефлекс опоры — если малыша поставить на стол, он плотно упирается в него стопами. Рефлекс сохраняется до 2 месяцев.
  11. Шаговый рефлекс — когда ребёнка, «стоящего» на опоре, слегка наклоняют вперёд, появляются шаговые движения. После 2 месяцев рефлекс не проявляется.

Шаговый рефлекс ещё называют автоматической походкой новорождённых

Если рефлекс отсутствует у малыша, когда он в норме должен наблюдаться, необходимо проконсультироваться со специалистом.

Главная задача малыша в первый месяц — это адаптация и налаживание работы всех систем организма

Поэтому до двух месяцев грудничок не может похвастаться какими-то значимыми достижениями, но всё же ребёнок подходит к первому важному этапу в своём развитии — самостоятельному удержанию головки. А ещё этот период часто радует родных первой осознанной улыбкой малыша

Достижения и умения ребёнка в 2 месяца

  • начинает осознанно улыбаться, видя взрослого и в ответ на улыбку и слова, обращённые к нему;
  • фиксирует взгляд на предмете, может какое-то время следить за его медленным перемещением;
  • узнаёт лицо мамы и внимательно рассматривает его;
  • реагирует на громкий звук поворотом головы;
  • с интересом смотрит на яркие игрушки;
  • оживляется при виде взрослого;
  • различает звуки, узнаёт голос мамы;
  • в положении на животе приподнимает головку и удерживает её несколько секунд;
  • непродолжительное время держит головку, находясь на руках у мамы;
  • произносит отдельные звуки: «а», «и», «о», «у»;
  • рефлекторно удерживает в руках предмет (постепенно это действие перерастает в условный рефлекс);
  • плачем зовёт маму при любом дискомфорте.

Плачем малыш зовёт маму

В этом возрасте ребёнок ещё очень мал, и родителям необходимо относиться к его действиям с особым вниманием. Не нужно переживать, если малыш освоил пока ещё не так много из возможного

Главное, чтобы мама наблюдала прогресс в его развитии. Когда что-либо в жизни малыша настораживает родителей, или кажется, что за прошедшее время ребёнок не проявил никаких навыков и умений, необходимо проконсультироваться со специалистом.

Занятия для умственного развития

Ребенок активно и быстро впитывает в себя информацию. В игровой форме можно помочь расширить его словарный состав, улучшить моторику и обеспечить познавательные наклонности. Традиционными для него игрушками остаются пирамидки, конструкторы, матрешки, игровые и музыкальные центры.

В такие игры охотно играют как мальчики, так и девочки, что в таком возрасте является естественным. Малыши прекрасно понимают цель своих действий, они могут пойти покормить игрушку или кота, но с телевизором или другим неодушевленным предметом таких действий они не делают

Для взрослых в этот период важно расширить круг социальных умений, поэтому они должны вместе с ребенком выполнять повседневные действия, давать малышу говорить по телефону как папа, или варить суп, как мама

Для развития речи важно много разговаривать с крохой. При этом следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • описывать выполняемые действия — давай начнем собирать, достаем из коробки и одеваем на ножки;
  • произносить названия частей тела — хлопаем в ладошки, песенка про пальчики;
  • описывать видимое на картинах, в том числе при чтении книг;
  • начать учить простые стихи, при этом изображая происходящее, — качаясь, как бычок, падая, как мишка на пол.

С малышом начинают уроки по изучению форм. На первом этапе достаточно шара и куба. На помощь в этом придут кубики, из которых строят башни, выстраивают паровозики, раскладывают на кучки по размерам. Можно просить разделить имеющиеся игрушки на 2 вида, отдельно кубики и мячики. В этом возрасте пора начинать изучать свойства предметов, для чего подойдут обычные продукты.

Малышу интересно переливать воду, пересыпать крупу, испытывать свойства воды. Отлично развивает моторику лепка из пластилина или теста. Хороший толчок дает рисование мелками, карандашами и красками. Малыша требуется уже в этом возрасте учить делиться. Требуется прививать ему азы вежливости, обучая элементарным фразам в виде «доброе утро», «здравствуйте», «спасибо» и тому подобных.

Нормы роста и веса

Ребенку 18 месяцев, каким же должен быть его «идеальный» вес и рост? Каждый малыш развивается и растет по своему «индивидуальному плану», поэтому нельзя назвать точных цифр, есть лишь диапазон значений, на который можно опираться. Ниже приведена таблица с показателями примерного веса мальчиков и девочек, а также их роста в 18 месяцев.

Показатель

Развитие у мальчиков в 18 месяцев

Развитие у девочек в 18 месяцев

Вес

8,8  кг – 13,7 кг

8,1 кг – 13,2 кг

Рост

76,9 см – 87,7 см

74,9 см – 86,5  см

Оценить развитие малыша в полной мере сможет ваш педиатр, так как по одним только показателям роста и веса нельзя делать заключение о норме развития.

Развивающие игрушки для малышей от 1 до 2 лет

Для годовалого малыша нужно регулярно проводить развивающие занятия. Особенно это касается тех детей, у которых есть проблемы с моторикой, психоэмоциональными навыками.

Родителям рекомендуется:

стимулировать ползанье, ходьбу ребенка. Для этого нужно предлагать ему катать коляску, мяч. Полезно купить игрушку-каталку, чтобы малыш смог с ней передвигаться

Нельзя упускать возможность ходить с ребенком по лестнице;
уделять внимание развитию мелкой моторики. Для этого надо предлагать пересыпать крупу руками или при помощи ложки из одной чашки в другую

Полезно рисование, лепка из пластилина, надевание браслетов и колец, складывание пирамидки. Можно давать малышу игрушки завернутые в фольгу или бумажную салфетку. Во время купания в общей ванне надо предлагать ребенку ловить плавающие в воде игрушки;
занимать малыша сюжетными играми. К примеру, можно вместе надевать на куклу шапку, платье, кормить мишку;
общаться с ребенком. Родителям следует комментировать собственные действия, называть игрушки, которые они дают малышу. Также полезно показывать карточки Домана, читать сказки, повествовать стишки. Стоит не упускать возможности общения малыша с другими детьми. Следует помогать ему заводить новые знакомства;
отправляясь с ребенком за покупками, нужно показывать и называть разные продукты, давать возможность самостоятельно класть их в корзину.

Для стимулирования физического развития педиатры также советуют проводить регулярно гимнастику и выполнять массаж. Нельзя игнорировать стремление ребенка к самостоятельности. Например, если малыш пытается сам взобраться на песочную горку, то не нужно ему в этом помогать.

Рекомендуется закалять малыш с раннего возраста

Доктор Комаровский рекомендует заниматься закаливанием, путем обливания холодной водой, принятия воздушных и солнечных ванн. Вечером следует проветривать помещение

Важно регулярно гулять с ребенком на улице. Свежий воздух снимает психоэмоциональное напряжение, делает сон более крепким и спокойным.

Во время ночного отдыха вырабатывается гормон роста – соматотропин. Это вещество отвечает за развитие всех органов и систем. Необходимо уметь правильно выбирать для малыша игрушки. Акцент следует делать на развитии мелкой моторики, зрительной памяти, речи.

Для годовалых детей подходят такие виды игрушек:

  • разноцветные кубики;
  • конусы;
  • арки;
  • пирамиды;
  • сортеры (представляют собой игрушки с отверстиями, в которые нужно помещать соответствующие геометрические фигуры);
  • сенсорные коробки;
  • мягкие игрушки;
  • куклы;
  • машина с кузовом;
  • ведро с лопаткой;
  • лейка;
  • игрушечный телефон;
  • пластмассовая посуда;
  • музыкальные игрушки;
  • тканевые или картонные книжки.

Мелкую моторику хорошо развивают такие занятия:

  • наматывание нитки на клубок;
  • приклеивание наклеек на бумажный лист;
  • закручивание, откручивание крышки;
  • игра с прищепками;
  • игра с песком.

Стимулировать речевое развитие можно при помощи таких игр:

  • выполнение артикуляционной гимнастики;
  • рассматривание картинок в детских книжках и озвучивание увиденного;
  • рассказывание малышу обо всем, что его интересует;
  • совместное пение детских песен.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных — «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение

Физиологические изменения в 12 месяцев

Как правило, к году у детей появляется 8 зубов. Но если у малыша больше или меньше жевательных элементов, то паниковать не стоит.

Единственное, что нужно сделать родителям, так это убедиться в том, что малыш получает достаточное количество фосфора, кальция и витаминов С, Е, В, Д, А, группы В. Многие матери перестают кормить грудью ребенка на двенадцатом месяце.

Организм малыша уже достаточно окреп, способен получать требуемые ему вещества из взрослой пищи. С 4-6 месяцев, в рацион малыша наряду с молоком матери вводится и прикорм. К году большая часть меню представлена овощами, кашами, фруктами, мясом и другими продуктами.

К первому году жизни существенно сокращается продолжительность дневного сна. В светлое время суток ребенок отдыхает всего один раз. В 12 месяцев масса тела малыша втрое больше той, с который он родился. В год темпы увеличения роста и прибавки веса замедляются.

Нормы параметров тела для детей 12 месяцев в таблице:

Половая принадлежностьВес, кгРост, смОкружность головы, смОкружность грудной клетки, см
Мальчики7,7-1271-80,543,5-48,646,1-52,5
Девочки7-11,568,9-79,242,2-47,646,3-51,4
Среднее значение8,9-9,674-75,744,9-49,148,3-48,7

Стопы годовалых детей еще плоские, не имеют свод. Если ребенок начал ходить, то на ступнях появляются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы, такие образования исчезают и формируется изгиб.

Нервно-психическое развитие ребенка в полтора года

Определить, не отклонилось ли нервно-психическое развитие от нормы, несложно, важно в течение нескольких дней внимательно понаблюдать за характером, поведением. Навыки малыша, соответствующие норме:

  • проявляет интерес к обследованию помещения, пытается заглянуть во все укромные уголки;
  • обожает играть с взрослыми в прятки;
  • умеет сортировать игрушки по форме, цвету, размерам;
  • складывает пирамидки;
  • умеет отличать части тела, показывает пальцем или касается рукой при услышанном от родителей названии;
  • учится находить знакомые картинки в книжках, по просьбе родителей показывает собачку, кошку, зайчика.

Насторожиться нужно, если ребенок с трудом ходит, не реагирует на речь взрослых, даже не замечает отсутствия одного из родителей. В таких случаях рекомендуется отправиться к педиатру, объяснить особенности поведения сына или дочери.

Упрямство

Упрямство – неотъемлемый фактор эмоционального развития. Оно проявляется бурей негативных эмоций на запреты, на действия взрослых. В этом случае ребенок может упасть на пол, кричать, бить ногами и руками в пол. Все это происходит под действием адреналина, которого в стрессовой ситуации образуется большое количество. Чтобы справиться с такими истериками, родителям необходимо выработать стратегию поведения

Важно не развивать в ребенке упрямство, которое может с возрастом перерасти в патологическое. И конечно, не стараться давать успокоительные препараты, каждый раз, когда случается истерика у крохи.

выбран не существующий Элемент 41082

Физическое развитие детей в год

Стандарты ВОЗ говорят о том, что дети в годик должны уметь следующие вещи:

  • сидеть без опоры;
  • стоять с поддержкой;
  • ползать;
  • ходить с поддержкой;
  • самостоятельно ходить;
  • самостоятельно стоять.

Дети учатся ходить уже с полугодовалого возраста. Сначала кроха делает первые шаги вбок вдоль опоры. Затем развивается навык хождения вперед с помощью родителей.

Не менее важным аспектом развития детей является моторика. У годовалых детей основным способом познания считается тактильные, сенсорные ощущения. Развивать мелкую моторику необходимо – это стимулирует развитие и деятельность головного мозга, интеллектуальное развитие. К годовалому возрасту малыш должен уметь:

  • дотягиваться самостоятельно до предметов;
  • перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • брать вещи пятью пальцами;
  • брать предметы двумя пальцами;
  • строить башни из кубиков;
  • собирать пирамидки;
  • цепляться за игрушку, если ее хотят забрать.

До 4 месячного возраста все дети – амбидекстры. Только к этому возрасту малыш определяется левша он или правша.

Пружинин Марк Юльевич

врач – педиатр • Стаж 30 лет

Родители должны приложить максимально усилия, чтобы их малыш развивался гармонично. Наши врачи на дистанционной консультации объяснят, что должен уметь ребенок к году, подскажут упражнения с ребенком, техники массажа для развития мелкой моторики рук, будут на связи в любое время суток.

Что умеет ребенок в 1 год и 2 месяца?

В число основных навыков к этому периоду входит:

  • наличие в словарном запасе определенного количества слов, уверенное произношение простых, наличие интересных словечек для обозначения определенных предметов;
  • выполнение простых просьб, реагирование на обращения «подойди», «дай» и ряд других;
  • имитация звуков взрослых, животных, транспорта;
  • способность различать и узнавать речь близкого человека.

Ребенок в этом возрасте может взять карандаш и пытаться чиркать им. Он способен самостоятельно удерживать чашку с жидкостью, но аккуратно поставить ее на стол в большинстве случаев не получается.

Развитие ребенка в 1 год

Любящие родители с большим трепетом относятся к первым проявлениям осознанного восприятия жизни у малышей. При этом некоторые мамы и папы в стремлении дать своему крохе все самое лучшее иногда перегибают палку, что выражается в обычной ситуации в требовании от ребенка освоения не характерных для его возраста навыков. Помните, что каждый малыш по-своему уникален и нельзя превращать малютку в «объект» самоутверждения. При всем этом нужно понимать, что существует некий усредненный набор навыков, которым карапуз к 12 месяцам должен обладать.

Относиться к такого рода показателям развития стоит спокойно и без фанатизма. Зачастую то, что умеет ребенок в 1 год, всецело зависит от родителей. Исключение составляют только какие-либо ярко выраженные симптомы отставания малютки в развитии

Помимо этих моментов, стоит уделять внимание нормам веса и роста ребенка. Так, годовалый малыш должен утроить свой исходный вес и вырасти на 25 см

Важно сказать, что указанные значения не могут применяться в отношении недоношенных или имеющих проблемы с лишней массой тела детей

Важно сказать, что указанные значения не могут применяться в отношении недоношенных или имеющих проблемы с лишней массой тела детей

Физическое

К годику детки, как правило, уже умеют стоять, держась за предметы мебели или взрослого, сидеть, активно ползать. Некоторые особо шустрые малыши умеют даже ходить. По большей части детки передвигаются по дому вдоль опоры или с поддержкой за одну или две ручки. При этом не стоит недооценивать карапуза и думать, что он не сможет забраться на подоконник или стащить со стола острые предметы. К этому времени детки уже в достаточной степени умные и при необходимости могут подставить стул.

Отвечая, что должен уметь ребенок в 1 год, специалисты отмечают, что темпы развития физических способностей полностью зависят от степени самостоятельности крохи

По этой причине крайне важно, чтобы малыш выполнял основную «работу» сам, но с родительской подстраховкой. К слову сказать, если ваш карапуз хочет научиться ходить, то дайте ему возможность сделать первые шаги самостоятельно, не забывая при этом о подстраховке

Психическое

Годовалые детки независимо от индивидуальных темпов развития активно изучают окружающий мир. Малышам, как правило, очень интересно брать предметы с недоступных мест, осваивать навыки построения простейшего конструктора. Последнее занятие весьма полезно для карапуза, так как позволяет развивать мелкую моторику. Касательно того, что должен уметь годовалый ребенок с точки зрения психологического развития, стоит сказать, что кроха к этому времени уже обладает следующими основными навыками:

  • умеет собирать пирамидку из нескольких колечек;
  • играет с посудой и при этом делает вид, что ест ложкой, пьет из кружки;
  • может построить башенку из двух кубиков;
  • проявляет интерес к незнакомым предметам;
  • кормит кукол, причесывает их и укладывает спать;
  • умеет брать мелкие предметы двумя пальцами;
  • подражает взрослым;
  • танцует под музыку;
  • пытается самостоятельно открывать и закрывать дверцы шкафов;
  • собирает игрушки.

Занятия для физического развития

Крупная моторика:

  • расширяем навыки ходьбы, предлагая малышу ходить по прямой линии (проведите линию на полу цветными ленточками);
  • учим перешагивать через препятствия, ходим за ручку по ступенькам, залезаем на невысокие бордюры;
  • вместе с ребенком собираем игрушки (например, перекладываем их с пола на стул).

Мелкая моторика:

  • предлагаем малышу собрать пирамидку из колечек или башенку из кубиков (необязательно добиваться от крохи идеальных форм сооружения);
  • учим пересыпать крупу или макароны из одной чашки в другую (следите, чтобы ребенок не потянул их в рот);
  • приспособьте для игры прищепки, прикрепив их к подушке или мягкой игрушке, предложите малышу снять их.

Важный момент – вы должны не занять ребенка, а проводить все занятия со своим чадом. Таким образом вы совместите две задачи: разовьете умственные и физические способности ребенка. Кроме того, общение ребенка с мамой полезно обоим.

ИНТЕРЕСНО: полезные занятия для детей 2 лет

Особенности развития детей в 1 годик

За первый год жизни младенец кардинально меняется. Большинство малышей годовалого возраста уже умеет самостоятельно ходить. Некоторые еще не могут передвигаться сами, а делают это только с поддержкой взрослого. Годовалые детки любят пританцовывать под музыку. Их движения еще неуверенные, но сам процесс доставляет большое удовольствие.

Ребенок хорошо понимает то, что говорят ему родители. Он знает имена членов семьи, а также слова «можно», «нельзя», «кушать», «гулять» и многие другие. Малыш уже пытается сам разговаривать простыми, короткими словами.

В этом возрасте ребенок знает назначения и способы использования предметов, которые часто видит. Запоминает названия животных, частей тела. Он уже не просто играет с игрушками, а придумывает простейшие сюжетные игры (например, покормить и уложить спать куклу).

Психологи называют окончание первого года жизни кризисным периодом (так называемый кризис 1 года). Он выражается капризах, плаксивости. Малыши начинают проявлять первую самостоятельность.

Нередко они отказываются от помощи взрослых, пытаясь выполнить то или иное действие самостоятельно и расстраиваются, когда у них не получается. Поэтому родители должны уметь справляться с внезапными перепадами настроения и помогать ребенку адаптироваться к жизни.   

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Наблюдать, как развивается психика малыша, особенно завораживает. Шестимесячный ребенок проявляет эмоции: может нахмуриться или засмеяться, пытается копировать мимику взрослых. Он начинает понимать эмоции родителей и реагирует на них соответственно ситуации, а его собственный голос меняется в интонациях в зависимости от потребностей и настроения. Малыш осознает причинно-следственные связи: если ударить по колокольчику, тот зазвенит. Родителей полугодовалый ребенок узнает и радостно к ним тянется, но незнакомые люди его часто пугают и смущают, имейте это в виду. Малыш распознает свое имя, названия некоторых знакомых предметов, может посмотреть или указать на них, если назвать этот предмет. В этом возрасте совершенно нормальная часть развития – тянуть все в рот, включая собственные ножки и игрушки. Ребенок становится очень тактильным, ему интересны различия между фактурой поверхностей предметов, поэтому рекомендуется иметь разные игрушки: гладкие, шершавые, пушистые.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

В этом возрасте малыш импульсивен, им руководят эмоции и любознательность.

Двигательные навыки ребенка в 1 год 3 месяца

Малыш совершенствует навык ходьбы. Если держать ребенка за руку, то он может подниматься и спускаться по ступенькам, перешагивать через небольшие препятствия.

В 1 год 3 месяца малыш уже может ходить по долгу, приседать, наклоняться и устойчиво стоять .

Многие уже умеют самостоятельно пользоваться ложкой.

Малыш может выполнять простые действия — поднимать руки вперед, вверх, разводить из в стороны, отводить за спину, шевелить пальцами рук, вращать кистями. При этом он может делать это как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.

Познавательная деятельность ребенка в 1 год 3 месяца

На данном этапе малыш начинает понимать, что значит совместная игра. Появляется активный интерес к детям, особенно к сверстникам.

В 1 год и 3 месяца многим малышам уже интересно не только смотреть в книжке картинки, но и послушать сам рассказ. При этом это доставляет ему большее удовольствие, если позволить ему самому переворачивать страницы.

Ваш малыш постепенно начинает заниматься исследовательской деятельностью, начинает понимать причинно-следственные связи. Так, малыш понимает если построить слишком высокую башню из кубиков, то она упадет, если что-нибудь столкнуть со стола, то оно тоже упадет.

После года ребенка следует приучать к порядку и вырабатывать у него полезные привычки — день за днем повторяя одни и те же действия.

Например, убирать игрушки после игры и перед сном, складывать одежду, умываться, расчесываться и так далее.

В 1 год 3 месяца ребенок уже способен ориентироваться в двух формах (мяч, кубики). Различает предметы по величине и цвету.

Умеет нанизывать и снимать кольца на стержень пирамидки, ставить кубики один на другой.

Может самостоятельно воспроизводить действия с предметами, игрушками, разученные ранее (кормить куклу, катает машинку, строит башню из кубиков).

Занимают игры с предметами обихода. Очень любит подражать взрослым: «готовит обед, как мама», «разговаривает по телефону, как папа», «читает, как бабушка».

Развитие речи в 1 год и 3 месяца

  • В этом возрасте значительно увеличивается словарный запас понимаемых слов. Малыш с удовольствием учит новые слова, звуки, без устали повторяя их в течение дня.
  • Понимает многие слова, знает названия знакомых игрушек, предметов, имена близких людей, части тела, названия одежды, продукты питания.
  • Может выполнить несложные поручения взрослого (найти и принести знакомый предмет, хлопать в ладоши и другие).
  • С большим интересом слушает сказки, стихи, потешки, песенки.
  • Может произносить до 20 облегченных слов, как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.

Эмоциональное развитие

В 1 год 3 месяца ребенок становится более эмоционально уравновешенным в течение дня.
В трудных ситуациях ищет поддержки взрослого.
Во время игр проявляет эмоции.
В этом возрасте малыш свойственно «заражаться» чувствами и эмоциями сверстников (тоже плачет или смеется).
По разному реагирует на знакомого и незнакомого человека.
Внимание малыша легко переключить с одного предмета или действия на другое, отвлечь его.
Познание окружающего мира идет через эмоциональное и чувствительное восприятие — при падении можно удариться, если дотронуться до батареи, то будет горячо.
Удивляется новому, пугается от неожиданного действия.
Радуется когда у него что-то получается, расстраивается если цель не достигнута.
Выражает свое согласие или несогласие мимикой, жестами.

Что умеет ребенок в 1 год 3 месяца?

Может пить из чашки или поильника.

Пользуется ложкой — держит ее в кулачке, опускает в пищу, набирает, доносит до рта (немного), ест.

Подражает действиям взрослых — вытирает руки,лицо, умывается, расчесывается.

Многие малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.

Физическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

По мере взросления ребенка темпы роста замедляются и это нормально.

Для определения долженствующей массы тела ребенка после года используют формулу:

10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х n,

Где n – фактический возраст ребенка (в годах).

Если требуется более точное определение долженствующей массы тела, то прибегают к специальным центильным таблицам распределения массы тела по возрасту.

Скорость роста ребенка, также с возрастом уменьшается.

В среднем до 4-х лет длина тела увеличивается по 8 см ежегодно.

Окружность головы ребенка до 5 лет увеличивается ежегодно на 1 см.

Окружность грудной клетки увеличивается ежегодно по 1,5 см до 10-ти летнего возраста ребенка.

В 12-14 месяцев у малышей прорезываются первые моляры (большие коренные зубы). Вначале прорезываются нижние моляры, затем верхние.

В этом возрасте малыши, как правило, переходят на одноразовый дневной сон.

Особенности психоэмоциональной сферы

Сейчас наиболее ярко проявляется характер ребёнка.

Ребёнок уже не нуждается в круглосуточной родительской опеке, мама и папа всё чаще слышат от своего чада слово «сам» — малыш не принимает помощь и пробует делать некоторые вещи самостоятельно.

Это могут быть попытки самому кушать ложкой, строить пирамидки из кубиков, взбираться или спускаться по лестнице.

Малыш понимает родительские запреты и разрешения, слова «моё», «твоё», «чужое».

Но в то же время, неожиданно для родителей, он может отказать на просьбу не брать какую-либо вещь или закапризничать, услышав отказ.

Настроение у малыша варьируется от покладистости до упрямства

В этом возрасте с ребёнком сложно договориться, поэтому родителям важно выработать технику, с помощью которой они смогут найти общий язык с крохой

Психологи не советуют кричать на ребёнка, доказывать его неправоту – этим Вы скорее всего спровоцируете истерику. Лучше мягко, но доступно и доходчиво объяснить ребёнку, где и в чём он сейчас не прав. Это получится не с первого раза, но постепенно малыш поймёт, что с помощью капризов он ничего не сможет добиться, нужно вести себя спокойнее. Осмысленный диалог родители начнут вести с малышом по достижению им 18-ти месяцев.

Также мама или папа могут заметить, что часто ребёнок разбрасывает всё на своём пути. Не ругайте его за это. Так он тоже познаёт мир – привыкает к своему вертикальному положению. Так как его координация ещё не до конца развита, то он, раскидывая предметы, учится правильно распределять нагрузку, при этом сопоставляя подобранные вещи по весу и размеру.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий