Содержание трудового воспитания
Содержание этого важнейшего направления в воспитании определяется задачами, социальными и экономическими факторами региона. Основу для воспитания трудолюбия в общеобразовательных учреждениях составляют основные виды труда:
- Учебная деятельность или учебный труд (умственный, физический). Умственный или интеллектуальный труд самый напряженный. Он требует терпения, волевых усилий, является основой для физического. Физический труд разнообразен, он предусмотрен воспитательными программами в виде уроков трудового обучения, работа на участке, трудовых акции и т.д. Такая активность развивает коллективизм, взаимопомощь, формирует уважительное отношение к результатам.
- Общественно-полезный труд призван удовлетворять интересы не одного ученика, а всех членов коллектива, и приносит пользу всему обществу, которое окружает ребенка. К общественно-полезной работе относятся: работа на пришкольной территории, сельхозугодиях, лесопосадках, в строительных и волонтерских отрядах.
- Производительный вид относится больше к старшему возрасту. Это работы по созданию материальных благ. Этот вид труда предполагает материальное оценивание, включение во взрослые производственные отношения. Он помогает развитию профессионального интереса, повышению потребности в труде, понятию экономических и экологических составляющих производственной деятельности.
Содержание воспитания
Содержание включает в себя формирование правильного отношения к многим составляющим общества: труду, государству, общественности, семье, собственности, природе. Каждый ученик должен освоить нормы, правила поведения, свои права, обязанности, основные положения о труде, семье, браке, здравоохранении, соблюдении правопорядка и законности.
Правовое воспитание – совокупность мероприятий, которые направлены:
- на повышение личностного уровня правовых знаний;
- формирование уважения к праву;
- соблюдение правомерного поведения;
- развитие просвещенности и уничтожение нигилизма.
Критериями сформированности сознательности и правовой культуры считаются:
- знание главных законов, их понимание и обязательное неукоснительное исполнение;
- уважение к праву, законности;
- умение самостоятельно, к месту использовать полученные знания в повседневной жизни на практике;
- выработка привычки поведения, не противоречащего нормам;
- невосприимчивость к любого рода противоправным формам.
Методы, формы, средства
Формы работы разделяются на следующие группы:
- обучение – передача, накопление знаний;
- пропаганда – распространение знаний с помощью СМИ, общественных структур. Устная пропаганда (консультации, вечера вопросов, лектории) наиболее часто применяются в условиях школы;
- наглядная информация;
- воздействие произведений искусства, связанных с аспектами права;
- профилактика противоправного поведения, коррекция;
- самовоспитание.
Наиболее применяемые формы:
- Тематические классные часы;
- Обсуждение вопросов на предметных уроках и специальные уроки правового воспитания;
- Встречи с сотрудниками государственных структур;
- Уроки по избирательному праву, политическому устройству государства;
- Диспуты, конференции, круглые столы, ток-шоу;
- Игры;
- Выпуск памяток, информационных листков, стенгазеты, оформление уголков правовых знаний;
- Агитбригады;
- Театрализованные представления, форум-театр;
- Мероприятия по профилактике зависимостей и вредных привычек;
- Индивидуальная работа со школьниками различных категорий;
- Консультации учащихся по различным вопросам;
- Просвещение родителей;
- Создание памяток по правовому воспитанию школьников для родителей, педагогов и самих учащихся, содержащих актуальную информацию, советы по проблемам просвещения и профилактики.
Подробнее: “Методы и формы правового воспитания“.
Правовая информация обязательно размещается на школьных стендах.
?
Особую важность в школе приобретает внеклассная работа. Ее особенность – она не регламентируется строго учебными программами и образовательными нормативными документами
Она способна оперативно реагировать на любые изменения в социальной, культурной жизни общества.
Формы внеклассной работы: беседы, экскурсии, встречи, обсуждение, обыгрывание ситуаций, игры, дискуссии, викторины.
Методы разнообразны по применению. К ним можно причислить разные виды психологического, педагогического воздействия: личный пример, беседы, убеждения, принуждение, поощрение.
Трудовое воспитание в коррекционной школе
Для специализированной коррекционной школы воспитание трудом – одно из актуальных направлений всего воспитательного процесса. Это система, способная формировать личность ребенка, имеющего отклонения. В труде идет качественное формирование мировоззрения, ведущих мотивов жизнедеятельности, его моральные качества. Существенно корректируется познавательная активность, волевая сфера и черты характера.
Специальная школа ставит задачу посредством трудового воспитания подготовить ребенка для полноценного проживания в окружающей его общественной среде, сформировать представление о важности труда и на основе этого развивать нравственные качества порядочного, воспитанного человека, как производителя ценностей. Важно учить детей аккуратности, умению планировать, организовывать трудовой процесс, бережливости к рабочему месту, предметам труда
Происходит подготовка к одной из несложных, но востребованных профессий.
?
Труд для ученика коррекционной школы имеет колоссальное коррекционное значение. Он помогает обучению ребенка, имеющему нарушения интеллекта, способствует физическому развитию, корректирует эмоциональную, волевую сферу, снижая уровень негативизма, неуверенности, возбудимости, заторможенности.
Практическое изготовление изделий наглядным путем знакомит детей с простейшими технологическими процессами. На трудовых занятиях дети получают опыт совместных коллективных действий, опыт подчинения правилам. Здесь они узнают первые радости от успеха. Ручной труд благоприятствует развитию самостоятельности, настойчивости, чувство ответственности.
Самообслуживание — первая несложная трудовая обязанность ребенка. Она крайне важна для развития распространенных простых трудовых навыков, необходимых в жизни.
В работе коррекционной школы широко используются игры, позволяющие применять знания, полученные на уроках. Значительным воспитательным эффектом обладают занятия ручного труда и социально-бытовой ориентировки.
Вся деятельность учащихся носят исключительно общественно полезный характер. Это помогает воспитанию моральных качеств детей с особенностями. Производительный труд — завершающий этап подготовки специальной коррекционной школы.
Задачи воспитания
Средняя школа в рамках своей работы призвана осуществлять процесс целенаправленного правового воспитания учащихся, ориентируясь на достижение следующих задач:
- добиваться усвоения учащимися правовых знаний;
- воспитывать правильное отношение к законам страны, обеспечивать их выполнение;
- формировать навыки правомерного поведения, потребность и осознание возможности в защите интересов, прав;
- формировать активную гражданскую правовую позицию, отрицательное отношение во всем противоправным действиям.
Правовое воспитание в школе – организованное, целенаправленное воздействие на формирование общего правового сознания ребенка, его суждений, убеждений, идеалов.
Принципы, цели и задачи правового воспитания
В любом государстве с развитым строем, роль социальной культуры населения возрастает с каждым днем. Воспитание в правовой сфере оказывает больше влияние на процесс построения, как социального государства, так и гражданского общества. Все прекрасно понимают, что прививание молодежи правовой культуры невозможно без правильного конструктивного диалога между общественностью и государством. Государство видит своей целью формирование правильного правосознания граждан и общества в целом, воспитание юридической грамотности и высоких моральных ценностей.
При построении системных методов правового воспитания, учитываются два основных принципа:
Принцип гуманизма | Принцип законности |
---|---|
Признавать индивида высшей ценностью | Абсолютная реализация законов, подзаконных правовых актов: – всеми правительственными органами; – публичными организациями; – служебными лицами; – самими гражданами. |
Защищать достоинства, свободу, элементарные гражданские права | |
Создавать условия беспрепятственного и многогранного проявления способностей личности |
Основной целью правового воспитания в педагогической деятельности является формирование правовой просвещённости культуры юридического сознания у учащихся и молодежи.
Более конкретно эти цели можно выделить так:
- Формирование у граждан знаний о законодательстве, правах и обязанностях человека (незнание закона не освобождает его от ответственности);
- Повышение (укрепление) авторитета закона, как социальной ценности, формирование уважение к нему, преодоление правового нигилизма;
- Формирование у граждан ориентации на законопослушную деятельность и правомерное поведение;
- Формирование у молодежи навыков и умений участия в правовых процессах, защите своих прав;
- Создание атмосферы нетерпимости к нарушению закона и порядка;
- Укрепление понимания того, что ответственность за содеянное – неотвратима.
Определяя задачи воспитания юридической грамотности, мы выделяем следующие моменты:
- Воспитание правовой активности граждан;
- Распространение правовой информации;
- Формирование у каждого собственного комплекса правовых установок, убеждений, взглядов
- Приобретение правовых знаний, убеждений
- Воспитание уважения к закону
- Привитие навыков законопослушного поведения
Разумеется, всем нам хотелось бы жить в правильно построенном правовом государстве, чувствовать себя хозяевами в своем дома, чувствовать себя защищенными. Сейчас все мировое сообщество движется к полному возрождению правовой системы. Поэтому, правильное воспитание индивида относится к числу наиважнейших проблем , которые ставит перед собой любое демократическое государство.
Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе
Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.
? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности.
Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.
В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:
- классные руководители;
- социальный педагог;
- заместитель директора по внеклассной работе;
- педагог-организатор.
Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.
?
Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:
- Конституции Российской Федерации;
- Закона РФ «Об образовании»;
- ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№120 от 02.06.1999г.;
- Конвенции ООН «О правах ребенка»;
- Семейного кодекса РФ;
- Уголовного кодекса РФ.
Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах
Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.
Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно
Итоговая цель правового воспитания подростков – сформированная законопослушная личность.
Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.
Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:
- Беседа;
- Тематический классный час;
- Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
- Игры, конкурсы, викторины;
- Экскурсии;
- Выставки, наглядная агитация;
- Встречи – лекции с представителями социальных структур;
- Родительский всеобуч.
Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов
Форма мероприятия | Тема (задача) |
---|---|
Классные часы в средних классах | 1. «О вреде курения», |
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав» | |
3. «Предупреждён-значит вооружен» | |
4. «Законы жизни школьного коллектива» | |
5. «Что такое порядочность» | |
6. «Правила доверия» | |
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» | |
8. «Я – гражданин России» | |
Классные часы в старших классах | 1. «Умей сказать «нет» |
2. «Склонность или пагубная привычка? | |
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности» | |
4. «Что такое порядочность жизни» | |
5. «Что значит быть принципиальным» | |
6. «Что такое цель | |
7. «Свобода половых отношений» | |
8. «Любовь и дружба | |
9. «Закон о наркотиках» | |
10. «Мои права – мои обязанности» | |
11. «Как не стать жертвой преступления» | |
Конкурсы, викторины, игры | 1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей) |
2. Ролевая игра «Мы и выборы» | |
3. Правовая игра «Я и мои права» | |
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат» | |
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка» | |
Наглядная агитация | 1. Стенд «Правовой уголок школьника» |
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков». | |
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках»; | |
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!» | |
Родительские всеобучи | 1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД) |
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы) | |
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах» | |
4. «Подросток и его профессиональные интересы» |
Воспитание правовой культуры у детей
Одним из условий всестороннего развития личности является формирование правовой культуры. Ребенок приходит в этот мир, как чистый лист бумаги. Способность к понимаю законов, правил и ответственности не приходит сама по себе. Ее надо воспитывать постепенно, причем начинать воспитание лучше с самого дошкольного детства . Правовая культура формируется в общении с другими людьми, в участиях в мероприятиях, различных видах деятельности, под влиянием личного примера взрослых. Все это есть правовое воспитание детей.
?
За процесс правового воспитания отвечают основные социальные институты в жизни ребенка: семья – школа (детский сад) – общество, а также специальные институты и правоохранительные органы, работа которых – защищать права и свободу детей.
Правовое воспитание детей начинается в детском саду. Педагоги ДОУ дают воспитанникам элементарные понятия о конституции, об их правах (в первую очередь), об обязанностях родителей. Основная цель такого воспитания – отследить и предотвратить преступления против прав детей, которые нередко случаются в стенах их родных семей.
Более обширно понятия о праве и законе даются в средней образовательной школе. По сравнению с другими компонентами воспитательной деятельности, детское правовое воспитание имеет свою специфику – оно определяет социально-правовой статус учащейся молодежи в обществе. Учащиеся школы еще полностью зависят от родителей (опекунов), их поступки корректируются педагогами, воспитателями и родителями. Они еще так мало знают о законе и праве, у них нет опыта в правовых отношениях. С этими правилами им только предстоит познакомиться. Учителя знакомят школьников с теми правами и законами, которые регулируют их жизнь в мире взрослых, с ответственностью перед законом, в соответствии с их возрастом.
Что такое правовое воспитание
Основная цель воспитания – подготовить ребенка к самостоятельной жизни в обществе, то есть к тому, чтобы он был доволен своей жизнью, самостоятельно себя обеспечивал и не приносил проблем окружающим людям. Для этого ему потребуются профессиональные и общие знания, а также умение и навыки взаимодействия с окружающими
Последнее особенно важно, поскольку человек, не разбирающийся в химии или литературе, может стать достойным членом общества, а тот, кто не уважает или не учитывает правил и норм поведения, — уже нет
Право — это совокупность законов и норм, на которых основано взаимодействие между людьми в большинстве областей. Правовые акты регулируют семейные, имущественные, социальные отношения. Человек, который относится к ним с пренебрежением, не только не сможет обустроить собственную жизнь, но и не даст этого сделать окружающим. Таким образом, гражданско-правовое воспитание необходимо каждому ребенку, и оставлять этот важнейший вопрос на усмотрение семьи не стоит.
Чтобы точнее сформулировать, что такое правовое воспитание, надо вспомнить, что есть воспитание в целом. Это целенаправленное воздействие на сознание ребенка, позволяющее сформировать его характер, поведение и социальные установки в соответствии с принятыми в обществе нормами. Продолжая эту мысль, добавим: правовое воспитание — это то же воздействие на сознание человека, которое формирует у него понимание того, насколько важны и нужны законы государства. Кроме того, результатом правового воспитания должны стать и знания о сути действующих законов, о том, как работает правовая система государства, а также о правах и обязанностях, которые есть у самого ребенка.
Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной школе
Работа по формированию правовой сознательности, самосознания начинается с начальных классов и продолжается до окончания учебного заведения. Младшие школьники получают простые начальные представления о собственных правах, обязанностях. С ранних лет они анализируют положительные или отрицательные поступки окружающих их людей.
Младший школьный возраст – самое лучшее время для осознания простых нравственных норм. Жизнь ребенка регулируется правилами, а не сложными нормами. Высок авторитет учителя, открытость и доверчивость детей, частое подражание взрослым благоприятствуют формированию элементарной грамотности: умения вести себя правильно, принимать верные решения.
Информация о праве для младших школьников преподносится в форме игры, которая легла в усвоении, строится на жизненных примерах.
Ученики младших классов должны познакомиться с основными правами, предусмотренными законом страны. Они должны научиться уважительно относиться к своим законам, иметь убеждение, что их нарушать запрещено.
Формы обучения в начальной школе : беседы, презентации, просмотр роликов, использование стенгазет. Знакомство с правом может проходить на уроках, во внеклассной работе.
Внешкольные занятия строятся как игры, конкурсы, конференции, “заседания суда”.
Воспитание обязательно должно проходить в открытой, доверительной обстановке, учитывать интересы каждого ребенка.
Формы, методы осуществления воспитания
Школьное трудовое воспитание идет несколькими путями:
- при общеобразовательной подготовке;
- при трудовом обучении;
- во внеурочной, внешкольной деятельности;
- в процессе любой групповой работы, общения.
Система трудового воспитания использует формы, методы, способные развивать положительное отношение к труду, дисциплинированность, ответственность.
?
Наиболее ощутимый эффект в школе приносят мероприятия, предусматривающие распределение обязанностей и выделение ответственных, содержащие стимулирование учащихся, имеющие общественное признание.
Используются следующие формы работы:
- совместный труд;
- знакомство с семейными, коллективными трудовыми традициями;
- организация занятий по интересам;
- упражнения по выработке конкретных трудовых навыков (ремонт мебели, учебников и, изготовление поделок, домиков для животных);
- творческие игры и конкурсы, соревнования;
- временные, долгосрочные поручения;
- общественно-полезный труд;
- подготовка по профессии;
- трудовое обучение;
- домашний труд;
- трудовые десанты;
- лекции, конференции, вечера, экскурсии;
- собственно, трудовая деятельность.
Правовая культура старшеклассников
Наиболее актуальным воспитание становится для учеников старшей школы
Подростковый кризисный период – благодатное и важное время для формирования отношения к праву и закону. Подростки способны воспринимать сложную информацию свободах, обязанностях
Воспитание должно сформировать особенную личность, для которой уважение к закону станет частью мировоззрения.
Главная цель воспитания старших школьников – формирование правосознания, обеспечение сознательного правомерного поведения. Достижение цели происходит путем:
- усвоения знаний о праве;
- организованного просвещения;
- участия в правоохранительной деятельности;
- работы с родителями.
?
Важно уделить особое внимание работе по профилактике правонарушений и преступлений. Сложный подростковый возраст – период, когда убеждения ребенка способны коренным образом изменяться. При отсутствии просветительской и профилактической деятельности противоправное поведение для подростка может стать нормой.
При отсутствии просветительской и профилактической деятельности противоправное поведение для подростка может стать нормой.
Главные формы просвещения подростков: классные часы, лекции; экскурсии; беседы; кино, телевидения; вечера; диспуты, обсуждение прессы, фильмов и книг, статей; наглядная агитация. В старших классах желательно проведение ознакомления учащихся с деятельностью правоохранительных органов, просвещать об ответственности за противоправное поведение, делая акцент на необходимости отвечать за поступки.
Правовая воспитанность – основа государства. Развитие надлежащего сознания школьников, осознание их прав, обязанностей, воспитываемые с помощью школы являются залогом здорового правового общества.
Методы правового воспитания
Представляют собой совокупность приемов воспитательного воздействия, с помощью которых можно достигнуть поставленных целей воспитания. К методам правового воспитания в современной педагогике относят следующие активные действия:
Убеждение – это гуманное воздействие на сознание человека с целью создания у него стойкого желания жить по закону. В процессе убеждения никто не заставляет строго соблюдать законы только затем, чтобы не попасть в тюрьму. Убеждение – это эффективный современный метод, его актуальность и значение очень велики. Нужно доходчиво рассказать воспитаннику, что законный образ жизни – это норма . Преступность все равно рано или поздно наказывается.
Принуждение – преподаватель заставляет ученика отказаться от пагубных привычек прошлого. На первый план в процессе реализации этого метода выступает навязывание воли государства
Желания и сознание воспитываемого во внимание не берутся. Ярким примером метода принуждения является требование устранить недостатки
Если человек ездит на явно неисправной машине, то воспитатель принудительно заставляет его пройти техосмотр и убрать нарушения технических показателей.
Личный пример – воспитатель сам обязуется стать эталонным образцом соблюдения законов и правил в обществе. У него должен быть авторитет среди учащихся, основывающийся на законном, правомерном поведении.
Поощрение – это метод стимулирования правомерного поведения, когда учащегося жить по законам поощряют за законный образ жизни. Яркий пример – это купить желаемый подарок ребенку, если за учебный год на него не поступит жалоб относительно мелкого хулиганства, воровства и других правонарушений. Это покажет ребенку все прелести законного образа жизни благодаря получению подарка.
Правильное использование форм и методов правового воспитания приведет к созданию гражданского общества. Члены этого общества будут знать свои права и не бояться требовать от чиновников выполнения в полной мере своих обязательств перед коллективном людей. Конечный результат правового воспитания – это уважение к законам, желание их соблюдать. Формируется укоренившаяся привычка соблюдать правовые предписания и требовать этого от других.
Особенности школьного воспитания
В школе дети вступают в новые межличностные отношения, предусматривающие нормативные образцы поведения с наличием конкретного набора прав, обязанностей, которыми они должны овладеть постепенно при их усложнении на последующих этапах образования.
Воспитание правовой культуры начинает носить систематический характер. Оно осуществляется с помощью разнообразных внеклассных мероприятий, в старшей школе дополнительно при изучении предметов “Право”, “Обществознание”. Содержание уроков и любых внеурочных мероприятий способствует просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения, укреплению ученической дисциплины, успеваемости, ответственности за поступки, поведение.
?
Воспитательный процесс осуществляется и на уроках ОБЖ, литературы, истории, экологи, других обязательных дисциплинах, а также в объединениях и занятиях по интересам. В целом весь школьный учебный процесс при правильной его организации способен содействовать этому направлению.
В большинстве школ нашей страны предусмотрена единая программа, которая охватывает оказывает на школьников всех возрастов всесторонне.
Необходимо соблюдение некоторых принципов:
- связь с повседневной жизнью;
- научный характер;
- яркость и образность;
- ориентация на укрепление законности, правопорядка.
Практическая реализация
На сегодняшний день главный формат правового воспитания — тематические уроки и лекции, связанные с конституционно-необходимыми событиями. Эти формы не годятся для работы с младшими школьниками и не очень подходят для работы с подростками. Главный минус бесед и лекций — их оторванность от повседневной жизни ребенка. К этому надо добавить, что младшие школьники намного лучше усваивают то, что подается в игровой форме.
Однако есть учителя-энтузиасты, которые проводят викторины, устраивают диспуты, организуют деловые и ролевые игры. Как правило, школьное руководство не запрещает подобные мероприятия, но системы правового воспитания все-таки нет, все держится на инициативе и неравнодушии учителя.
Приводим некоторые формы и методы занятий, которые помогут сделать уроки правового воспитания более живыми.
Для младших школьников
Учащиеся начальных классов лучше всего усваивают материал, осознают его, участвуя в игровых мероприятиях. Для правового воспитания подойдут:
- Инсценировки сказок, в которых главные герои попадают в сложные правовые ситуации и и находят (под руководством педагога) правильные выходы.
- Сюжетно-ролевые игры, в которых проигрываются моменты, связанные с основными правилами поведения в обществе. Роли могут исполнять и сами ученики. В качестве сценариев для игр можно использовать сюжеты популярных у детей мультсериалов: «Смешарики», «Маша и медведь» и пр.
- Дискуссии, в которых дети разбирают с правовой точки зрения поведение персонажей сказок, мультфильмов и литературных произведений и пробуют объяснить, что именно герои нарушили. За основу можно взять эпизоды мультсериалов «Щенячий патруль», «История игрушек» и т. д.
- Викторины с вопросами по этике и праву.
Для подростков
Проявления правовой антикультуры − частое явление в подростковой среде. Дети в этом возрасте склонны демонстрировать правовой нигилизм, подвергать сомнению целесообразность выполнения законов и скептически относиться к получаемой информации
В связи с этим правовое воспитание подростков крайне важно. Для этого можно использовать:
Правовой ликбез. Это серия коротких лекций, бесед или дискуссий, позволяющих подросткам узнать о своих правах и законных способах их защиты. В большинстве случаев ученики с удивлением обнаруживают собственный недостаток знаний и тот факт, что их права намного шире и значительно лучше защищены, чем они полагали.
Командные викторины по вопросам права. При проведении такого мероприятия нужны четкие критерии оценки
Важно, чтобы победа ни у кого не вызывала сомнений.
Имитационно-деловые игры на основе популярных подростковых сериалов. Едва ли не в каждом таком фильме можно найти множество эпизодов, в которых явно просматриваются правовые аспекты.
Интерактивные семинары на тему «Право в моей повседневной жизни»
В ходе семинаров подростки под руководством педагога разбирают конкретные ситуации, дают правовую оценку действиям участников. Этот формат требует от педагога серьезной подготовки, поэтому примеры лучше выбирать заранее, ориентируясь на интересы конкретного класса.
Правовое воспитание − важнейшая задача и школы, и родителей. И именно работа педагогов в этом направлении может существенно повлиять на уровень правовой культуры детей, а это, в свою очередь, окажет существенное влияние на их дальнейшую жизнь: поможет избежать фатальных ошибок, научит отстаивать свои права и уважать чужие, критично относиться к предложениям, влекущим нарушение законов.
Задачи, функции школьного воспитания
Трудовое воспитание школьников всегда являлось важнейшим направлением образовательного процесса. В труде простая деятельность превращается в естественную физическую и интеллектуальную необходимость.
Задачи, решаемые школой:
- формирование отношения к труду;
- повышение мотивации, интереса, потребности в творчестве, стремления использовать полученные знания;
- формирование трудолюбия и качеств, характеризующих делового, честного человека;
- развитие трудовых навыков.
Выделяются функции воспитания:
- обучающая функция – овладение умениями, навыками поведения;
- развивающая – обеспечение интеллектуального, морального, физического развития;
- воспитательная (воспитывающая) – формирование трудолюбия, коллективизма, дисциплинированности.
Критериями воспитанности, формирования трудолюбия школьников являются:
- личностная заинтересованность;
- трудовая активность, творчество;
- рационализаторский подход;
- стремление к производительности;
- дисциплина.
Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»
Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.
В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:
- Выявление неблагополучных семей (детей, оказавшихся в непростой ситуации);
- Ведение картотеки «трудных» подростков;
- Подбор документов на учащихся. Передача их в комитет по делам несовершеннолетних;
- Индивидуальные беседы с «трудными» подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов;
- Беседы и консультации с родителями;
- Групповая и индивидуальная работа психолога с «трудными» подростками, а также с детьми в сложной жизненной ситуации;
- Контроль за неблагополучными семьями, регулярные рейды;
- Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних.
Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.
Старшая школа: профессиональное определение
В старшем возрасте с основными задачами воспитания актуальность приобретают профессиональная ориентация и жизненное определение подростков. Школа призвана помочь сделать выбор профессии, с которой ребенок свяжет свою жизнь.
Профориентационной работе уделялось большое внимание во все периоды становления образования. Это меры, которые предназначены для оказания помощи новому поколению для выбора профессии, с учетом интересов, склонностей маленького человека, только такая профессия может принести радость, удовлетворение результатами
В старшем возрасте школьники нуждаются в информации о профессиях, помощи в профессиональном становлении.
Профориентация включает:
- просвещение (профинформация) – сообщение знаний о профессиях, требованиям к ним, потребностями профессий в конкретных регионах, формирование мотивации;
- профессиональная диагностика проводится по отношению отдельному ученику. Проводится она с применением методик, выявляющими интересы, склонности, особенности темперамента и характера, состояния здоровья, мотивационной и волевой сферы. На основе диагностики даются рекомендации ученикам, педагогам, родителям;
- профессиональная консультация – помощь при выборе. Выделяют справочно-информационные, диагностические, медицинские консультации;
- профессиональный отбор, адаптация.
Все компоненты работы по профориентации взаимосвязаны, подчинены между собой. В этой системе используются следующие формы и методы работы: беседы, рассказы, лекции, экскурсии, встречи, работа при производственной практике. Отдельное место уделяется игровым занятиям (деловые и экономические игры), творческой, инновационной, рационализаторской активности.
Школьное трудовое воспитание – основа для гражданского, нравственного формирования личности. Это первоначальный фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, творчестве, служении Родине. Роль школы – помочь ребенку профессиональному становлению, подготовить его через труд как истинного патриота, гражданина своей страны.
Как правовое воспитание реализуется в России
В нашей стране правовое воспитание детей, как и воспитание в целом, во многом остается зоной ответственности родителей. Однако в существующем положении дел пока минусов больше, чем плюсов. Дело в том, что некоторые родители и сами не сильны в вопросах права и знании законов, и уж тем более мало кто из них будет целенаправленно получать необходимые педагогические навыки.
В итоге правовое сознание ребенка формируется стихийно, на основании собственных наблюдений за жизнью семьи, разговоров взрослых, информации, полученной в общении со сверстниками или из СМИ. Результаты печальны: среди подростков немало тех, кто не уважает законы или не видит ничего страшного в их нарушении.