Формирование личности в процессе физического воспитания

Темперамент и физическое воспитание

При темпераменте помают стабильные, индивидуальные особенности человека, эти характеристики определяют динамику психологической активности.

От того, каким будет темперамент человека, зависит скорость восприятия, принятия решений, темп и ритм деятельности.

Спортивные мероприятия имеют определенные специфические особенности:

  • Отношение к достижению результатов
  • Особые интеллектуальные способности (скорость мышления, принятие решений).
  • Высокая возбудимость
  • Эмоциональная стабильность
  • Регулярный психический стресс в течение длительного периода времени.

Предпочтение отдается разным темпераментам по отношению к разным видам спорта. Например, сангвиники предпочитают спорт, который предполагает много ловкости и активности. Люди с таким темпераментом едва ли переносят монотонную деятельность. Они обладают высокой работоспособностью, но им не нравится утомительная безупречная техника.

Холерики предпочитают эмоциональный спорт. Они не любят спорт на силе и выносливости. Для них более подходящий игровой спорт.

Для флегматиков, достаточно трудно переключаться с одной активности на другую, реакция бывает медленной. Но когда способность формируется, она обладает высокой стабильностью. Люди с таким типом темперамента любят однообразные, а не быстрые упражнения, тщательно отрабатывают технику.

Для меланхоликов характерна повышенная ответственность, но, с другой стороны, они обладают низкой работоспособностью, плохо справляются с внешними раздражителями. Индивидуальные виды спорта больше подходят для них.

В зависимости от психических особенностей каждого человека, каждый спортсмен воспринимает тренировочный материал по-разному, это в основном связано с типом темперамента.

Мотивация в физической культуре и спорте

Мотивация актуальна для всех, как профессиональных спортсменов, так и любителей, а также для обычных людей, которые не занимаются спортом. Для достижения определенных целей человеку необходима достаточная мотивация.

Мотивация требует наличия обстоятельств, мотивирующих человека к физическим упражнениям.

Существует три основные группы мотивации:

  • Физиологический
  • Социальный сайт
  • Психологический

Источники мотивации делятся на внутренние и внешние.

Внешние включают в себя награды, премии, внутренние включают в себя признание, самоуважение.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологические механизмы обучения и развития
  2. Психологические особенности креативности личности
  3. Брентано Франц, австрийский философ и психолог — Бертано и психология акта
  4. Теория и периодизация социального развития индивида Д. И. Фельдштейна
  5. Типы темперамента: флегматик
  6. Основные положения концепции развития морально-этических качеств личности Ж. Пиаже — Основные положения когнитивной теории Жана Пиаже
  7. Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека — Природа и сущность процесса обучения
  8. Развитие мышления. Типы людей по характеру мышления
  9. Биополе человека — Структура астрального тела
  10. Модель сознания

Физическое воспитание

Физическое воспитание и спорт 
тесно взаимосвязано с другими 
сторонами воспитания: умственным,
нравственным, трудовым, эстетическим
и, следовательно оказывает большое 
влияние на развитие человека, им
занимающегося, в обществе. Это объясняется
целым рядом причин. Во первых, единством
цели всех видов воспитания; во вторых,
диалектикой самого воспитательного процесса,
в ходе которого затрагиваются не отдельные
стороны человеческой личности, а вся
личность в целом; в третьих, наличием
общей основы, на которой развертывается
воспитание, а именно деятельности. 
В спорте представлены практически все
виды человеческой деятельности: познавательная,
ценностно-ориентационная, общение и т.д.
Поэтому в процессе физического воспитания
можно активно формировать сознание и
поведение людей в нужном направлении. 
В процессе спортивных занятий осуществляется умственное воспитание участников.
Каким же образом это происходит? Здесь
имеют быть место две связи: непосредственная
и опосредованная. 
Непосредственная связь заключается в
том, что в ходе физического воспитания
осуществляется прямое воздействие на
развитие интеллектуальных качеств занимающихся.
В процессе занятия спортивными упражнениями
непрерывно возникают двигательные познавательные
ситуации, решение которых требует значительного
умственного напряжения. Уже простое решение
двигательных задач: как сделать движение
быстрее, точнее, что надо предпринять,
чтобы исправить допущенную ошибку, и
т.д. – представляет собой цепь мыслительных
операций, включающих наблюдение, обобщение,
принятие решения. Специфичность умственной
деятельности в процессе занятия спортом
заключается в тесном взаимодействии
между движениями тела и умственными операциями:
занимающиеся непрерывно сверяют программу
движений с ее фактическим выполнением.
В результате закрепляются осознанные
связи между мышечными ощущениями, двигательной
задачей и способом ее решения. Движения
становятся способом познания и освоения
окружающего мира. 
Опосредованная связь спорта с умственным
развитием личности состоит в том, что
занятия физическими упражнениями создают
необходимый фундамент в виде крепкого
здоровья, которое позволяет человеку
полноценно выполнять умственную деятельность.
Занятие спортом зачастую используется
как средство для снятия умственного напряжения
и стимуляции интеллектуальной деятельности. 
В процессе занятия спортом также происходит нравственное развитие занимающихся.
Оно направлено на формирование у человека
социально ценных качеств, которые определяют
его отношение к другим людям, к обществу,
к самому себе и в совокупности представляют
то, что принято называть нравственной
воспитанностью. Эта характеристика –
стержневая в определении личности. Ее
содержание обусловлено нормами морали,
господствующей в обществе. Занятия спортом
развертываются на фоне общения, в коллективе,
под руководством учителя. Именно общение
является самым могучим фактором формирования
нравственных качеств занимающихся, с
самого начала занятий спортом они начинают
сознавать причастность к коллективу
и в соответствии с правилами и распоряжениями,
учатся управлять своими действиями, соотносить
их с действиями других. Так укрепляется
воля, вырабатывается дисциплинированность,
формируется привычка к соблюдению норм
нравственного поведения. В играх и спортивных
соревнованиях заключены богатые возможности
для формирования норм коллективного
поведения. Овладевая различными командными
функциями, воспитуемые учатся не только
организовывать свое поведение, но и активно
влиять на действия своих товарищей, воспринимать
задачи коллектива как свои собственные,
мобилизовывать деятельность других в
интересах команды. Под руководством тренера
укрепляются такие важные нравственные
качества, как ответственность перед коллективом,
чувство долга, гордость за успехи команды,
школы и т.д.

Связь физического воспитания с другими формами воспитания личности

Физическое воспитание личности результативно в случае тесной взаимосвязи с другими видами воспитания:

  • Умственным воспитанием – проявляется в двух формах:
  • непосредственной – параллельно с развитием физических способностей детей развивается интеллект;
  • опосредованной –умственное развитие детей разных возрастов на достаточном уровне невозможно без должной интенсивности физической активности.

В процессе физического воспитания основополагающими целями умственного воспитания выступает расширение базы знаний относительно специфических особенностей физических нагрузок, развитие умственных способностей на уровне со способностями к самоанализу или самовоспитанию. Средствами воспитания выступают занятия физкультурой, согласно нормам, в утвержденных программах физического воспитания, разработанных специально для общеобразовательных учреждений.

  • Нравственным воспитанием – во время интенсивных тренировок, которые носят регулярный характер, вырабатывается сила воли, дисциплинированность, укрепляется стойкость организма, формируется моральный облик, которые впоследствии прямым образом отображаются на нравственном поведении, ведь дети развиваются не только физически, но и морально.
  • Трудовым воспитанием – благодаря регулярным занятиям, во время которых дети преодолевают значительные нагрузки, развивается их целеустремленность, желание преодолеть любые трудности на своем пути (внешние или внутренние (например, нежелание)). Итогом таких занятий становится обретение элементарных трудовых навыков, воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду.
  • Эстетическим воспитанием – при выполнении физических упражнений формируется осанка и эстетически привлекательные формы телосложения, а закладывается понимание изящества и красоты, присущи многим видам спорта (к примеру, гимнастика).

Педагогическая направленность физического воспитания

Физическая культура является одним из важнейших элементов системы образования человека. Физическое воспитание — это образовательный процесс, в котором четко определены роль преподавателя предмета (учителя физкультуры), место и функции учеников (студентов), условия их совместной деятельности.

Система занятий в физкультуре соответствует дидактическим принципам и нормам организации педагогического процесса, но имеет и свои особенности. Во-первых, физическое воспитание — это непрерывный процесс, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Во-вторых, содержание и формы этого процесса зависят от возрастных особенностей учащихся. Фактически, физическое воспитание характеризуется тем, что формирование двигательных навыков, физическое и умственное развитие происходит в соответствии с законами онтогенеза.

Физическое развитие как процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма происходит по естественным законам. Формы и функции организма претерпевают значительные изменения (увеличение размеров и веса тела, расширение функциональных возможностей и т.д.). Однако этот процесс также зависит от конкретных условий жизни и деятельности человека, и в значительной степени от физической активности. Зная и умело используя объективные закономерности возрастной периодизации, можно создать определенные условия, позволяющие оптимизировать развитие жизненно важных физических качеств и двигательных способностей, благотворно влияющих на формирование личности как отдельного человека, так и общества в целом.

Средства воспитания физической культуры

Во время физического воспитания личности учителями физкультуры используются следующие средства:

  • Упражнения – это сознательные двигательные действия, выполняемые согласно целям физического воспитания, которые имеют оздоровительное и образовательное значение. Зачастую классифицируются в зависимости от системы средств.
  • Гимнастика (основная, художественная, спортивная и др.) – воздействуя на организм, развивает его отдельные системы. В образовательных учреждениях занимаются только основной гимнастикой с использованием мячей, скакалок, палок или без них (простые акробатические трюки, балансирование и др.).
  • Игры – сопутствуют развитию физических сил, сообразительности, инициативности детей, а также укреплению командного духа.
  • Туризм – включает в себя пешие прогулки, экскурсии по достопримечательностям, путешествия, походы, в процессе которых приобретается физическая выносливость, закалка, навыки ориентирования, а также закладываются основы ответственности по отношению к природе.
  • Спорт – поскольку в него заложено достижение высоких результатов в разных видах упражнений, то дети получают физическую и нервную нагрузку, так как несут ответственность за себя или за команду. От такого напряжения совершенствуются морально-волевые качества на уровне с физическими.
  • Природные факторы – вместе с физической нагрузкой свежий воздух, солнце и др., способны благоприятно влиять на здоровье детей.
  • Гигиенические факторы, которым относятся режим учебного года, рацион питания, достаточное количество часов сна, соблюдение образовательным учреждением нормативов и требований к оптимальной площади помещений, уровню освещения, температуре воздуха и др.

Спортивный инвентарь и оборудование, которое используется во время занятий физкультурой, должны быть исправны, подходить по полу и возрасту ребенка.

Глава 3. Направленное формирование личности

В педагогике понятие воспитание рассматривается в широком и узком смысле.

Воспитание в широком смысле — это процесс и результат усво­ения и активного воспроизводства социальными субъектами общественного опыта, который охватывает их широкое, многосто­роннее взаимодействие между собой, с социальной средой и ок­ружающей природой. Его сущность проявляется как процесс це­ленаправленного, организационно оформленного взаимодействия всех его участников на субъектно-субъектных отношениях, обес­печивающего их гармоничное развитие и эффективное решение социально значимых задач.

Воспитание в узком смысле — это целенаправленное и система­тическое взаимодействие субъектов воспитательного процесса. Оно охватывает деятельность воспитателей, осуществляющих систему педагогических воздействий на ум, чувства, волю воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих по­требностей, мотивов, жизненного опыта, убеждений и других фак­торов.

Воспитательный процесс — это целенаправленная деятельность всех субъектов воспитания, обеспечивающая формирование качеств личности (потребности, характер, способности и «Я-концепция») в интересах соответствующих воспитательным целям и задачам.

«Я-концепция» — относительно устойчивая, достаточно осознанная, пере­живаемая как неповторимая система представлений человека о себе как субъекте своей жизни и труда, на основе которой он строит взаимодействия с другими, отношение к себе, осуществляет свою деятельность и поведение. Главная цель воспитания в современных условиях состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса со­циально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечива­ющих его успешное развитие.

Основные методы воспитания

Для формирования личности в физическом воспитании используются группы методов:

  1. Традиционные – базовые, чаще всего используемые:
  • Убеждение словом и/или делом – из-за своей роли в формировании основных человеческих качеств, этот метод признан одним главных. Заключается в разъяснении сути стандартных правил (традиции определенного праздника, нормы поведения в обществе и др.) и аморальности проступков, если они совершаются.
  • Упражнение или практическое приучение – используется для повышения сознательности и формирования основных навыков поведения. Системный подход к упражнениям позволяет совершенствовать как моральные, так и профессиональные качества.
  • Поощрение (моральное или материальное) – способствует закреплению полезных черт характера и привычек и может проявляться в форме устной похвалы или одобрения в присутствии других детей или же награждение грамотой или призом за достигнутый результат (например, в спортивно массовых соревнованиях).
  • Принуждение (наказание) – используется в отношении тех, кто нарушает известные ему законы, нормы поведения и/или морали. Основной целью использования является исправление провинившихся и побуждение их к исправлению своего поведения. Наказание может осуществляться в форме осуждения, выговора, исключения из команды и др. (по мнению некоторых ученых наиболее действенно у старших подростков).

Важно
Положительный эффект применения наказания может быть достигнут только если выбранный вид соответствует проступку и отношению провинившегося к нему.

Пример – педагог служит образцом для подражания, делая это целенаправленно и систематично, ведь благодаря этому восприятие и усвоение возрастают.

  1. Инновационно-деятельностные (модельно-целевые, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность) – использование в воспитательном процессе новых технологий.
  2. Неформально межличностные – используется авторитет кого-либо из близкого круга друзей и родственников.
  3. Тренингово-игровые (социально-психологические, деловые).
  4. Рефлексивные – в основу заложены индивидуальные личностные особенности вместе со способностью к самоанализу.

Методология воспитательной деятельности

В процессе воспитания физической культуры личности используются методологические и организационно-методологические установки, формирующие основную стратегию, тактику и технику воспитательного процесса.


Стратегия представляет собой замысел, перспективы с четко выстроенным планом, согласно которому будут достигаться поставленные цели. Благодаря выбранной тактике определяется система организации воспитательной деятельности при занятиях физкультурой в учреждениях разного типа, которая реализуется педагогами с помощью техники воспитания (приемов, манипуляций).

В основе воспитательного процесса идут методы, комплексного воздействия на детей на уроках физической культуры, в результате у них формируются и развиваются качества, наиболее необходимые в социальной среде для гармоничной самореализации, достижения ранее поставленных целей.

Составляющие методы воспитания:

  • средства – слова, лекции, наглядные пособия и другие способы воздействия на воспитуемых;
  • приемы – действия, направленные на использование средств воспитания по прямому назначению.

Важно
Максимальную эффективность от использования в воспитательных целях дает только систематическое и грамотное комбинирование методов между собой, поскольку ни один из них не универсален.

Психологические характеристики физических качеств

Целью тренировок является подготовка к высоким спортивным достижениям, которые, как мы знаем, зависят от спортивных способностей и готовности к выступлению.

Спортивные способности определяются физическими, спортивными техническими и тактическими навыками, а также специальными знаниями и опытом спортсмена. Готовность к выступлению характеризуется отношением к спортивной деятельности и требованиями к тренировкам и соревнованиям. Подготовка к спортивным выступлениям — это сложный педагогический процесс, включающий в себя обучение и воспитание спортсмена.

В процессе обучения образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Взаимоотношения между ними должны сознательно использоваться для повышения эффективности спортивных тренировок. Мы определим основные компоненты единого учебного процесса: Физическая подготовка (развитие физических способностей и индивидуальных качеств спортсмена); техническая подготовка (овладение рациональной техникой спортивной деятельности, обеспечение экономного и оптимального использования физических способностей и качеств); тактическая подготовка (развитие умения применять технические навыки и способности в конкретных ситуациях спортивной деятельности); Психологическая тренировка (развитие умения реализовывать в тренировках и соревнованиях свои физические возможности, тактические концепции, технические навыки и способности, несмотря на постоянно растущий уровень и плотность результатов в быстро меняющихся ситуациях спортивной деятельности); развитие личностных качеств (для реализации успешных спортивных мероприятий и достижения высоких спортивных результатов спортсмен должен иметь значительный уровень развития личностных качеств).

Если проанализировать цикл взаимозависимости компонентов тренировочного процесса, то нетрудно заметить, что его основной связью являются физические качества, определяющие спортивные результаты на всех этапах тренировки спортсменов.

Нам всем знакомо выражение: «В здоровом теле — здоровый разум». Другими словами: Выполняя физические упражнения, мы не только отрабатываем определенные навыки и приемы, но и развиваем психические качества нашей личности.

Дело в том, что человек, который занимается спортом, попадает в смоделированные жизненные ситуации, учится преодолевать препятствия и проявлять стойкость. Особенно благоприятны в этом отношении спортивные командные игры. Они помогают человеку преодолевать трудности, учатся справляться с другими и помогают обрести уверенность в себе.

Все положительные психологические качества, которые формируются в человеке во время занятий физкультурой, полезны ему вне спортивной жизни. Настойчивость и настойчивость, трудолюбие, дисциплина положительно влияют на образование и работу, а умение работать в команде, ответственность, самоконтроль оказывают положительное влияние на семью и повседневную жизнь.

Независимо от этого, следует подчеркнуть, что физические нагрузки положительно влияют на способность человека адаптироваться к различным, меняющимся условиям окружающей среды.

Признаки хорошей адаптации включают в себя:

Постоянное внимание,
Хорошее познание…
Хорошая память
Фокус
Оптимизированная производительность работы
Эффективность обучения и трудовой деятельности

Следует отметить, что различные виды спорта влияют на развитие различных психических качеств личности.

Когда человек занимается спортом, развитие психических качеств как:

  • Темперамент
  • Персонаж
  • Будет
  • Эмоции
  • Мотивация
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий