Методы физического воспитания

Словесный и сенсорный методы

Словесный и сенсорный методы

Несмотря на то, что словесность и наглядность входят в состав общепедагогических методов, они также относятся и к специфическим методам физического воспитания. Благодаря им в процессе физического обучения и воспитания возможно использование широко спектра слов и чувственной информации.

Используя словесность можно сообщать нужные знания, усиливать и активизировать восприятие, проводить оценку и анализ результатов работы, контролировать и исправлять поведение занимающихся.

А вот с помощью наглядности можно влиять на органы чувств: зрительный, слуховой и мышечный анализатор.

Соревновательный метод

Соревновательный метод — это способ выполнения упражне­ний в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уров­ня подготовленности занимающихся. Обязательным условием со­ревновательного метода является подготовленность занимающих­ся к выполнению тех упражнений, в которых они должны сорев­новаться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет :

  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
  • выявлять и оценивать качество владения двигательными дей­ствиями;
  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
  • содействовать воспитанию волевых качеств.

Методика воспитания физических качеств

С целью воспитания личности используются комбинации методов в зависимости от качеств, которые необходимо воспитать:

  1. Мышечная сила – развитие мышц разных групп, для чего активно применяются методы:
  • максимальных усилий – для прироста мышечной силы выполняется 5-6 серий упражнений с 2-3 повторениями на умеренной скорости, перерыв 4-8 минут;
  • повторных усилий – для роста мышечной массы выполняется 3-6 серий упражнений с 5-12 повторениями до отказа, перерыв в пределах 2-4 минут;
  • динамических усилий – для развития силовых и скоростных качеств выполняется 3-6 серий упражнений с 17-25 повторениями на максимальной скорости, перерыв 2-4 минуты;
  • ударный – перед началом выполнения упражнения производится ударное растягивание активных мышц;
  • статический;
  • электростимуляции.

Достижения положительного результата возможно только в условиях максимального силового напряжения и выполнение силовых упражнений с внешним сопротивлением или отягощенных весом своего же тела.

  1. Скоростные качества:
    • частота движений – выполнение упражнения на стабильной скорости с применением повторного, повторно-прогрессирующего и переменного методов;
    • быстрота движений – игровой и соревновательный методы, благодаря которым создается среда с возрастающим эмоциональным возбуждением, в которой и улучшаются скоростные возможности;
    • быстрота двигательной реакции – многократное повторение определённой реакции по одинаково поданному сигналу, которое может осуществляться в облегченных условиях с различением временных интервалов.
  2. Выносливость – продолжительное выполнение работы на фоне интенсивного нервного возбуждения. Для развития выносливости используются методы непрерывного (велосипед, плавание, бег и др.) и интервального упражнения.
  3. Ловкость – скорость появления и развития навыка зависит от двигательной памяти и подвижности нервных процессов. Развитие ловкости происходит посредством повторного, игрового или соревновательного методов в форме практического овладения техниками, повышения точности выполнения сложных элементов.

Внимание!
Максимальная эффективность наблюдается только при периодичной смене упражнений и введении в комплекс новинок.

  1. Гибкость – в основу воспитания закладывается серийное выполнение упражнений с увеличением их амплитуды (только постепенно). Разминка перед выполнением действия и расслабление мышц в периоды отдыха являются обязательным элементом.

Физическое воспитание

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях (рис. 1).

Рис. 1. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных спо­собов управления своими движениями, приобретение таким пу­тем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важ­ными для жизни или спорта двигательными действиями, занима­ющиеся приобретают умения рационально и полноценно прояв­лять свои физические качества. Одновременно с этим они позна­ют закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия мо­жет выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обуче­ние движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

Воспитание физических качеств является не менее существен­ной стороной физического воспитания. Целенаправленное управ­ление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливос­ти и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо разви­вать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический ха­рактер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание фи­зических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широ­кий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содер­жания. Знания делают процесс занятий физическими упражнения­ми более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания явля­ется то, что оно обеспечивает системное формирование двига­тельных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере опре­деляет его физическую дееспособность.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Методы воспитания физических качеств.

Методы распределяются по группам:

· методы в режиме непрерывной нагрузки;

· методы в режиме интервальной нагрузки;

· методы комбинированного типа.

В группу методов в режиме непрерывной нагрузки входят:

равномерный метод тренировки – скорость выполнения упражнения равномерная, время выполнения от нескольких минут до нескольких часов. Непрерывная работа выполняется в аэробных условиях, в основном метод используется для воспитания выносливости;

метод темповой тренировки – компоненты те же, что и в равномерном методе, но увеличивается скорость воспитания выносливости;

переменный метод – скорость переменная, время выполнения от нескольких минут до часа. Работа выполняется в аэробных условиях. Разновидностью переменного метода является «фартлек» — игра скоростей. Это бег в течении длительного времени с разной скоростью.

В группу методов в режиме интервальной нагрузки входят:

· повторный метод – скорость выполнения упражнения максимальная, время выполнения 10-20 секунд, время отдыха – до полного восстановления, характер отдыха – активный, направлен на развитие быстроты;

· метод прогрессирующего упражнения – последовательное выполнение упражнения с увеличением нагрузки после каждого подхода с полными интервалами отдыха между ними (например, последовательное поднимание штанги с увеличением ее веса после каждого подхода);

2 стр., 676 слов

Под сиюминутно возникающими и часто сменяющими друг друга мотивационными …

… сиюминутно возникающими и часто сменяющими друг друга мотивационными состояниями, отвечающими изменяющимся условиям выполнения действия, в психологии понимают а) мотивы и потребности б) эмоционально-волевые процессы в) цели …

· вариативный метод – многократное повторение упражнения при волнообразном изменении нагрузки (например, поднимание штанги, вес которой изменяется 60кг — 70кг — 80кг — 70кг — 80кг — 90кг — 50кг), а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 минут

В группу методов комбинированного типа входят:

· метод повторно-переменного упражнения – представляет собой непрерывное и многократное повторение комбинации двух различных нагрузок, например, 200 метров быстрого и 100 метров спокойного бега;

· метод повторно-прогрессирующего упражнения – повторное выполнение упражнения с увеличением нагрузки перед каждым подходом, например, повторное поднимание штанги одного веса при каждом подходе, но с увеличением ее веса перед каждым следующим подходом (6х70кг + 4х 75кг + 3х80кг);

· метод повторного упражнения с убывающими интервалами отдыха, например, повторное пробеганные отрезка 200 метров с одинаковой скоростью, но с сокращением интервала отдыха после каждого пробега.

Лечебная физкультура

1.Определение ЛФК

Лечебная физкультура – доступный и эффективный способ восстановить и укрепить здоровье. Подходящие методы ЛФК найдутся для каждого пациента.

ЛФК (лечебная физическая культура) – это метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально подобранных физических упражнений и постановке правильного дыхания.

В основе ЛФК лежит использование одной из главных биологических функций организма – движения, как основного стимулятора роста, развития и формирования организма.

Движение – это жизнь», — гласит известное изречение Вольтера. Но многие люди по состоянию здоровья ограничены в выполнении физических упражнений на спортивном уровне. Методы ЛФК позволяют решить эту проблему, учитывая индивидуальные особенности человека.

Физическое воспитание

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях (рис. 1).

Рис. 1. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных спо­собов управления своими движениями, приобретение таким пу­тем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важ­ными для жизни или спорта двигательными действиями, занима­ющиеся приобретают умения рационально и полноценно прояв­лять свои физические качества. Одновременно с этим они позна­ют закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия мо­жет выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обуче­ние движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

Воспитание физических качеств является не менее существен­ной стороной физического воспитания. Целенаправленное управ­ление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливос­ти и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо разви­вать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический ха­рактер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание фи­зических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широ­кий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содер­жания. Знания делают процесс занятий физическими упражнения­ми более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания явля­ется то, что оно обеспечивает системное формирование двига­тельных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере опре­деляет его физическую дееспособность.

Физическое совершенство

Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершен­ного человека современности являются :

1)  крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том чис­ле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2)  высокая общая физическая работоспособность, позволяю­щая добиться значительной специальной работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осан­ка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5)  владение рациональной техникой основных жизненно важ­ных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными крите­риями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Средства и методы физического воспитания

Средствами ФВ являются:

  • Физические упражнения – двигательные действия, используемые в соответствии с задачами ФВ. Являются основными средствами ФВ.
  • Оздоровительные силы природы. Использование водных и воздушных процедур, свойств солнечной радиации.
  • Гигиенические факторы. Соблюдение правил личной гигиены. Организация правильного режима нагрузок и отдыха.

Методами ФВ являются:

  • Метод регламентируемого упражнения. Этот метод предполагает точно предписываемую тренировочную программу, с количественным выражением основных параметров нагрузки (объем, интенсивность, количество повторений, и др.).
  • Игровой метод. Отличительной чертой метода является отсутствие строгой двигательной регламентации.
  • Соревновательный метод. Метод вызывает максимальное проявление психофизических возможностей соревнующихся.
  • Словесный метод. В качестве средств метода используются: рассказ, указания, команды, словесный отчет и др.
  • Сенсорный метод. Средствами метода могут служить: показ правильной техники упражнений, видеосьемка, демонстрация наглядных пособий и др.

Основы обучения движениям

Процесс обучения движению или отдельному двигательному действию предполагает следующие три этапа:

1. Первоначальное изучение, в процессе которого формируется умение выполнять действие в его основном варианте, в общих чертах.

2. Углубленное разучивание, в результате которого вырабатывается умение выполнять действие с необходимой четкостью.

3. Закрепление и дальнейшее совершенствование действия, что связано с возникновением двигательного навыка, а также умений использовать его в различных условиях.

Первоначальное изучение

Начальным моментом изучения действия является предварительное ознакомление с ним. Это достигается рассказом о значении и особенностях действия, демонстрацией и кратким объяснением основ его техники, а также практическим опробованием. Демонстрация, выполняемая четко, красиво и технически совершенно, пробуждает еще больший интерес к действию и желание его освоить. Объяснение основ техники должно быть общим и кратким, с точным терминологическим наименованием приема и его частей. Доступность задания на этапе первоначального изучения определяется:

а) богатством двигательного опыта учеников;

б) сложностью структуры изучаемого действия;

в) соответствием структуры физическим возможностям обучающихся.

Углубленное разучивание

Если первоначальное обучение заключается в овладении основой техники движения, то на втором этапе углубленно осваиваются и уточняются ее детали.

Продолжительность этапа углубленного разучивания может быть различной. Она зависит от сложности структуры двигательного действия, от общей и специальной подготовленности обучающихся, от устойчивости ошибочных реакций, от типа нервной деятельности.

Методика обучения на этапе углубленного разучивания характеризуется следующими особенностями:

  • Возрастает роль сознательности и активности обучающихся.
  • Широко применяются такие методы, как подробный рассказ, беседа, разъяснения и т.д.
  • Помимо непосредственной демонстрации действия и отдельных сторон его, широко применяются видеоматериалы, схемы, графики и другие наглядные пособия.

Закрепление и дальнейшее совершенствование действия

Цель на заключительном этапе обучения — перевести приобретенное умение в навык, а также выработать дополнительные умения и навыки применять изученное действие в различных условиях. Длительность этого этапа различна. В спортивной тренировке он может распространиться на ряд лет. Задачи этого этапа состоят в том, чтобы:

1) закрепить освоенную технику двигательного действия наряду с
дальнейшим уточнением ее деталей;

2) довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты
техники;

3) обеспечить совершенное владение двигательным действием при
максимальных физических усилиях.

Под двигательным навыком понимается доведенное до автоматизма двигательное действие, надежно выполняемое в соответствии с двигательной задачей.

Приобретенный навык позволяет постепенно сводить к минимуму дополнительные средства и методы, помогающие извне корректировать движения. Например, обходиться без зрительных и слуховых ориентиров.

Одна из наиболее характерных черт процесса обучения на третьем этапе — органическое слияние его с процессом воспитания физических качеств. Процесс обучения движениям тесно связан с решением также задач образовательных и оздоровительных.

Нагрузка и отдых

Нагрузка и отдых

Специфические методы процесса физического воспитания осуществляются посредством физических упражнений. Главное в них это правильно подобранная нагрузка и грамотное ее чередование с отдыхом.

Нагрузкой принято считать величину воздействия на организм. Здесь в первую очередь имеется в виду количество данного воздействия.

Обычно принято выделять стандартную и переменную нагрузку. Стандартная нагрузка одинакова в каждый период выполнения упражнения. А вот переменная нагрузка подразумевает увеличение по ходу упражнения.

Специфические методы физического воспитания и их характеристика зависит также от того постоянно ли идет воздействие нагрузки на организм, или же это воздействие имеет прерывистый характер. Прерывистый характер нагрузки обеспечивается чередованием ее с периодами отдыха.

Отдых как известно бывает пассивный и активный. Пассивный подразумевает относительный покой, без выполнения каких-либо двигательных упражнений

В то время как активный отдых — это переключение на иной вид деятельности, важно чтобы он был отличен от той, что вызвала утомление

Специфические методы физического воспитания подразумевают использование активного отдыха. Ведь в процессе его осуществления можно продолжать развивать необходимые навыки и физические качества. Например, во время активного отдыха между гимнастическими упражнениями используется игра, направленная на развитие ловкости и скорости.

Таким образом, применяемая нагрузка (объем, интенсивность, порядок повторения, колебания и чередования с фазами отдыха) и характер отдыха между фазами нагрузки определяют методы, применяемые в ходе физической нагрузки.

Игровой метод

В системе физического воспитания игра используется для реше­ния образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигатель­ная деятельность занимающихся организуется на основе содержа­ния, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются :

1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагоги­ческой необходимости с помощью игрового метода можно изби­рательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимаю­щихся значительных физических усилий, что делает ее эффектив­ным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют фор­мированию у человека самостоятельности, инициативы, творче­ства, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противобор­ства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоцио­нальности и привлекательности способствует формированию у за­нимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного ин­тереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограничен­ные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Игровой метод

Игровой метод

Специфические методы физического воспитания включают в себя также метод игрового воспроизведения упражнений. Он несомненно хорош в процессе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Даже в начале школьного обучения игра по-прежнему играет немаловажную роль в обучении и воспитании детей.

Игровой метод как специфический метод процесса физического воспитания позволяет решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.

Этот метод, как и любой другой имеет свои особенности. К ним можно отнести:

  • игра оказывает комплексное воздействие на человека, ведь в процессе игровой деятельности многие качества развиваются сообща, тесно взаимодействуя друг с другом;
  • эта особенность выходит из первой и является ее противоположностью: с помощью игры можно развивать определенное физическое качество, достаточно подобрать определенную игру;
  • эффективное воспитание физических функций в процессе соперничества с другими;
  • формирование многих не физических качеств и сторон личности (воображение, творчество, мышление, самостоятельность, инициатива, целеустремленность и пр.) за счет использования всевозможных способ достижения цели;
  • не регламентированное выполнение игровых действий, допустима импровизация;
  • формирование и развитие нравственных качеств в ключе противоборства с соперниками (взаимопомощь, сотрудничество, коллективизм, воля, дисциплинированность);
  • привитие интереса и желания развивать физические качества, создание положительного эмоционального настроя и заинтересованности в ходе игры (особенно у детей).

Однако и этот метод не идеален, у него имеется существенный недостаток: ограниченность возможности изучения новых движений и отсутствие контроля за нагрузкой на организм. Это особенно пагубно сказывается на обучении детей дошкольного возраста.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий