Принципы физического воспитания

Принципы, регламентирующие деятельность по адаптивному физическому воспитанию

Иерархия и значение принципов физического воспитания

Принципы – наиболее важные положения, которые отражают закономерности воспитания в виде определенных правил и упорядочивают требования к физическому воспитанию.

Направляют деятельность воспитателя и воспитуемых к намеченной цели.

Принципы (рис.9) должны согласовываться с объективными закономерностями воспитания. Практическое значение принципов:

1) позволяют четко идти к намеченной цели,

2) исключают путь проб и ошибок,

3) раскрывают логику решения задач и главные правила их реализации.

К числу принципов, отражающих идейные основы системы воспитания и образования, необходимо отнести общие социальные принципы воспитательной стратегии общества.

Они предусматривают использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для всестороннего гармонического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.

Социальные принципы гарантируют:

1. Единство всех сторон воспитания в процессе физического воспитания (умственного, эстетического, физического, трудового).

Обеспечивают наибольший оздоровительный эффект, укрепления здоровья и поддержание хорошей общей работоспособности.

3. Отражают основную функцию физического воспитания. Подготовка человека к трудовой и военной деятельности.

В системе образования имеют место общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения.

Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат в себе ряд универсальных правил методики.

В практике физического воспитания имеют место специфические принципы, которые отражают ряд специфических закономерностей физического воспитания и правила системного построения физического воспитания.

Общеметодические принципы

Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания.

Воздействие физических упражнений может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий.

Принцип сознательности и активности

Назначения принципа сознательности и активности:

1. Сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности.

Побуждать к оптимальной активности.

Сознательность — это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности является предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и способствует формированию высоких морально-психологических качеств личности.

Если у занимающихся сознательное отношение к занятиям, то у них будут созданы достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять время для занятий и мобилизовать для них свою энергию.

От преподавателя физического воспитания зависит создание веских мотивов и высоких целей, стимулирующих устойчивый и здоровый интерес к занятиям.

Первоначальные мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, иногда случайны и малосущественные, например подражание, выделиться внешними формами.

Специалист по физическому воспитанию:

1. Должен доходчиво раскрыть смысл приобщения к физической культуре, ее роль и значение в полноценном развитии личности, формировать на этой основе осмысленные целевые установки и стремление реализовать их не смотря на трудности.

Обеспечить осмысленное отношение к каждой выдвигаемой задаче

3. Стимулировать вдумчивый анализ, самоконтроль и само-корректировку при выполнении физических упражнений.

Активность – степень его включения в работу.

Для активного включения ученика в процесс физического воспитания педагог должен:

1. Вооружить занимающихся систематическими знаниями.

2. Учить анализировать технику и эффект упражнения.

3. Воспитывать аналитические способности.

Ставить задачи по самоконтролю.

5. Содействовать развитию самостоятельности и инициативности.

6. Содействовать развитию творческих начал в поведении воспитанников.

7. Нужно поощрять попытки занимающихся самостоятельно решать двигательные задачи.

Повышению сознательности и активности способствует применение преподавателем специальных методических приемов

Игровой метод

В системе физического воспитания игра используется для реше­ния образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигатель­ная деятельность занимающихся организуется на основе содержа­ния, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются :

1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагоги­ческой необходимости с помощью игрового метода можно изби­рательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимаю­щихся значительных физических усилий, что делает ее эффектив­ным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют фор­мированию у человека самостоятельности, инициативы, творче­ства, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противобор­ства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоцио­нальности и привлекательности способствует формированию у за­нимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного ин­тереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограничен­ные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Методические принципы физического воспитания

Принцип сознательности и активности

Этот принцип означает осознанное понимание занимающимися целей и задач тренировки, сознательное и активное использование средств учебно-тренировочного процесса.

Понимание пользы от занятий физическими упражнениями, активное и продуманное выполнение техники упражнений повышают глубину и быстроту усвоения учебного материала, а также уровня физической подготовленности.

Принцип наглядности

В процессе занятий по физическому воспитанию или спортивной тренировки преподаватель или тренер должен не только объяснять, как правильно выполнять то или иное двигательное действие, движение или технический прием упражнения, но и правильно их показывать. Показ упражнений осуществляется как в целом, так и по частям. Повышение качества и быстроты обучения способствует использование видео- и фото­материалов, плакатов и рисунков. Наглядность необходимо использовать на всех этапах тренировочного процесса.

Принцип доступности

Обучение и воспитание необходимо осуществлять в соответствии с возможностями занимающихся, учитывая особенности возраста, пола, предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей.

Судить о доступности занятий следует по действиям обучающихся. Если какие-либо движения или упражнения выполняются большинством с грубыми ошибками, а некоторыми вообще не выполняются, то следует прекратить их выполнение, заменив их на более доступные и более простые.

Принцип индивидуализации

Под индивидуализацией понимается такое построение всего процесса физического воспитания, при котором осуществляется индивидуальный подход к занимающимся и создаются условия для наибольшего развития их способностей.

Функциональные возможности организма, как известно, всегда в чем-то индивидуально отличны. Даже в группе, однородной по возрасту, полу и предварительной подготовленности, невозможно найти и двух человек с абсолютно одинаковыми возможностями.

Принцип систематичности

Предусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе регулярных тренировок. Занятия при этом должны проводиться по системе: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Перерыв в занятиях отрицательно оказывается на спортивных результатах. Падает работоспособность и теряются приобретенные навыки.

Функциональное состояние организма после тренировочного занятия можно разделить на три фазы:

  • Первая — утомление.
  • Вторая -восстановление работоспособности организма до начального уровня (фаза компенсации).
  • Третья — повышение работоспособности до уровня выше начального (фаза суперкомпенсации).

Наибольший эффект дают повторные занятия в третьей фазе – фазе суперкомпенсации. Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования физиологов позволили рекомендовать 2-3 занятия в неделю через день, с продолжительностью каждой тренировки от 1,5 до 2,5 часов.

Принцип прогрессирования

Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности нагрузок.

Особенности специфических принципов

В специфических принципах выражены специфические закономерности процесса физвоспитания:

1. Принцип последовательности и постепенности (динамичности).

Для полноценного развития физических качеств следует планомерно:

  • увеличивать объем и интенсивность нагрузок;
  • усложнять технику выполняемых упражнений;
  • расширять технический и тактический арсенал.

Однако реализовать принцип динамичности необходимо постепенно, поскольку резкое усложнение заданий приведет к переутомлению учащихся.

2. Принцип систематичности.

Физическое воспитание – это непрерывный педагогический процесс, в котором все занятия взаимосвязаны. Непрерывность тренировочных воздействий обусловлена закономерностями привыкания организма к физическим нагрузкам. Эффект каждого последующего урока должен накладываться на результаты предыдущих занятий, углубляя и закрепляя их.

Дошкольникам требуется 3-4 коротких тренировки в неделю, школьникам и студентам достаточно 2 уроков в неделю, но продолжительность таких занятий следует увеличить.

3. Цикличное построение занятий.

Программа по физвоспитанию направлена на композиционное повторение целей и задач. На практике применяют:

  • микроциклы, длящиеся от 7 до 14 дней, характеризующиеся одновременно повторностью и разнонаправленностью упражнений;
  • мезоциклы, состоящие из 2-6 микроциклов, в которых меняется порядок чередования и содержание;
  • макроциклы, продолжающиеся в течение года.

4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Ориентированность системы физического воспитания зависит от возрастных этапов учащихся

К примеру, на занятиях с дошкольниками и школьниками педагог должен обращать внимание на наиболее благоприятные временные зоны для формирования определенных физических качеств

Итак, существует определенная иерархия принципов в системе физического воспитания. Идейные основы педагогического процесса выражены в общих принципах, на которых базируется вся практическая деятельность педагога. Универсальный регламент методики занятий изложен в дидактических. Специфические принципы представляют собой правила системного построения учебного процесса.

Характеристика методических принципов

Методические принципы воспроизводят общие условия учебной деятельности в ходе занятий физкультурой. Они определяют методику обучения двигательным актам и осваивания системы специальных знаний, а также оптимизируют процесс целевого развития физических качеств.

В перечень дидактических принципов входят:

1. Принцип сознательности и активности.

Максимальный эффект на тренировках достигается только при устойчивом интересе учащихся. Заинтересованность никогда не возникнет во время механического заучивания движений. Соответственно, преподаватель должен ставить на занятии реальные цели, детально характеризуя каждую из них. У учеников нужно развивать инициативность, самостоятельность.

Этот общеметодический принцип начинают применять еще в детском саду. Его воплощение приводит к тому, что дошкольники учатся творчески решать спортивные двигательные задачи: придумывают новые сочетания движений и даже игры.

2. Принцип наглядности.

С помощью наглядности преподаватель устанавливает связь между мышлением и чувственным восприятием учеников. Результат – воздействие на все сенсорные системы, участвующие в движении.

На уроках физкультуры используется непосредственная и опосредованная наглядность. В первом случае педагог лично демонстрирует разучиваемые двигательные действия, а во втором – показывает методические пособия, фотографии, фильмы. Опосредованную наглядность обычно применяют для старших школьников, студентов.

На заключительном этапе изучения новых упражнений для дошкольников и младших школьников можно использовать разные звуковые сигналы, позволяющие уточнять ритмические и временные характеристики двигательных актов.

3. Принцип доступности и индивидуализации.

Задачи физвоспитания должны соответствовать возможностям учеников. Преподавателю на занятии необходимо учитывать готовность детей к обучению и выполнению тренировочных нагрузок.

При определении доступности нагрузок в рамках данного принципа обучения педагог руководствуется такими критериями:

  • состояние здоровья (показатели артериального давления, результаты кардиограммы);
  • уровень натренированности (изменение спортивных результатов, жизненная емкость легких, предельное потребление кислорода);
  • наличие целеустремленности, силы воли.

Принципы физического воспитания детей дошкольного возраста

Все принципы физического воспитания осуществляются в системе. Они реализуют целостность, которая направлена на воспитание гармонично развитой личности.

Принципы физического воспитания — это основная база, которая регламентирует организацию педагогического процесса.

Классификация принципов:

  • общие;
  • методические;
  • специфические.

В общих методах отражается система педагогического процесса в целом. Воспитываются такие направления, которые используются детьми в социуме. К ним относятся:

Всестороннее и гармоничное развитие личности. В процессе обучения физкультуре развиваются качества эстетического, умственного и физического характера.
Связь физвоспитания с жизненной практикой

На занятиях большое внимание уделяется таким упражнениям, которые вырабатывают двигательные навыки трудового характера. Воспитывается патриотизм и трудолюбие.
Оздоровительная направленность

При данном типе физвоспитания, нагрузки устанавливаются исходя из соотношения возраста и подготовленности каждого ребенка. Преподаватель несет ответственность за укрепление здоровья занимающихся, а за состоянием детей во время занятий ведет контроль медработник.

Методические принципы оптимизируют процесс целевого развития физических качеств с помощью определенно подобранных методов обучения. В перечень входят:

  1. Принцип сознательности и активности. Главным критерием на занятиях выступает интерес занимающихся. Педагог должен ставить такие цели, чтобы дети смогли проявить инициативу и самостоятельность. В дошкольном возрасте обычно придумывают новые сочетания движений или игры.
  2. Принцип наглядности. На физкультуре педагог показывает разучиваемые движения и демонстрирует фотографии и видео на заданную тему. Также во время занятий для детей дошкольного возраста можно использовать звуковые сигналы, которые позволяют развить ритмичные и временные характеристики движений. Результатом данного направления является воздействие на все сенсорные системы, участвующие в процессе физвоспитания.
  3. Принцип доступности и индивидуализации. Педагог должен учитывать возможности и физическую подготовку каждого ребенка. Непосильные задания приведут к отрицательным последствиям от тренировок.

Главные критерии, которыми должен руководствоваться педагог, это:

  • состояние здоровья;
  • уровень натренированности;
  • наличие целеустремленности и выносливости.

Специфические принципы состоят из таких закономерностей процесса физвоспитания, как:

  1. Принцип последовательности и динамичности. Для этого следует постепенно увеличивать объем нагрузок и усложнять технику упражнений.
  2. Принцип систематичности. В виду того, что все занятия в педагогическом процессе взаимосвязаны, то тренировки имеют накопительный характер, при котором происходит закономерное привыкание организма к физическим нагрузкам.
  3. Циклическое построение занятий, т.е. состоит из циклов. Выделяют: микроциклы (длительность 7-14 дней, характеризующееся повторностью и разноплановостью заданий); мезоциклы (состоят из 2-6 микроциклов, в ходе которых меняется чередование и содержание); макроциклы (длительность один год).
  4. Возрастная адекватность направлений физвоспитания. Ориентированность системы при данном принципе зависит от возраста детей.

Итак, вся практическая деятельность педагога базируется на общих основах педагогического процесса. Универсальный регламент методик занятий содержится в дидактических принципах. Благодаря специфическим принципам осуществляется системное построение процесса физвоспитания.

Адаптивная сбалансированная динамика

Этот принцип специфического физического воспитания отражают несколько основных положений, характеризующих динамику физических нагрузок.

  • В период тренировочного процесса сумма нагрузок должна быть такой силы и интенсивности, чтобы ее применение не смогло вызвать в организме неблагоприятные отклонения.
  • По мере некой адаптации, привыкания к физическим нагрузкам и перехода организма в устойчивое состояние, их параметры должны изменяться в сторону увеличения силы и интенсивности.
  • Наличие этого суммарного вида нагрузок предполагает собой, в определенный момент всего тренировочного процесса, или их усиление, или стабилизацию, или уменьшение.

Методы данного направления воспитания

Методы физического воспитания — это способы применения физических упражнений.

Выделяют специфические и общепедагогические.

Специфические

Одним из важных характеристик в процессе физического воспитания является строгая последовательность действий, т.е. каждое упражнение выполняется в конкретном порядке и с определенной нагрузкой.

Они позволяют точно дозировать нагрузку и интервалы отдыха между движениями, избирательно тренировать конкретные физические качества.

Специфические методы, в свою очередь, делятся на:

  • метод строго регламентированного упражнения;
  • игровой;
  • соревновательный.

Методы строго регламентированного характера подразделяются еще на подгруппы:

  1. Обучение двигательным действиям.
  2. Воспитание физических качеств.

К подгруппе обучение двигательным действиям относятся:

  1. Целостный метод позволяет разучивать несложные движения, такие, как: бег, прыжки, плавание.
  2. Расчлененно-конструктивный метод предусматривает разделение сложного упражнения на несколько простых частей, с последующим их разучиванием и соединением в одно целое.
  3. Метод сопряженного воздействия в основном применяется для усовершенствования разученных ранее движений.

В подгруппу воспитание физических качеств входят:

  1. Упражнения со стандартными нагрузками, направленные на закрепление разученных движений. Оно может быть как непрерывным, так и прерывистым или интервальным. В первом случае интенсивность движений не меняется (равномерный длительный бег, плавание), во втором — упражнение многократно повторяется. При этом могут изменяться и интервалы отдыха.
  2. Применение переменных упражнений используется в целях достижения адаптационных изменений в организме. В этом случае тренировки могут быть с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Основными разновидностями переменных упражнений являются следующие:

  1. Метод переменно-непрерывного упражнения (характеризуется мышечной деятельностью с изменением интенсивности).
  2. Для переменно-интервального упражнения характерно наличие разных интервалов отдыха и нагрузки.

Также существует круговой метод, при котором упражнения повторяются в определенной последовательности и воздействуют на различные мышечные группы.

Сущность игрового метода заключается в том, что весь процесс физического воспитания протекает в игровой форме, в котором есть свои правила и условия. Игровой метод обеспечивает комплексное развитие физических качеств, способствует формированию у ребенка самостоятельности, инициативности, творческих качеств. Соблюдение правил и условий игры дает возможность сформировать нравственные качества. В игровой форме ребенок получает эмоциональное удовольствие, что также положительно сказывается на развитии ребенка.

Главный признак соревновательного метода — повышение подготовленности занимающихся с помощью соперничества. Обязательным условием является подготовленность участников в тех упражнениях, в которых они должны соревноваться. Такой метод позволяет оценивать качество владения двигательными действиями, обеспечивает максимально допустимую нагрузку, содействует воспитанию волевых качеств.

Общепедагогические

Общепедагогические методы подразделяются на:

  1. Словесные: педагог реализует физическое воспитание с помощью «слов». Он ставит задачи, контролирует их выполнение, оценивает результаты освоенного материала, оказывает воспитательное влияние на детей. В зависимости от применения словесных команд, можно оценить профессионализм педагога (дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, лекция, разбор, комментарии и замечания).
  2. Наглядные: способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию.

К наглядным методам относятся:

  1. Метод непосредственной наглядности (показ упражнений педагогом или по его поручению одним из детей).
  2. Опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, картин, схем).
  3. Методы направленного прочувствования двигательного действия.
  4. Метод срочной информации. Такие методы используются с применением технических устройств, которые показывают значение пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и т.д.

Принцип прикладности – связи физического воспитания с практикой жизни

Этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры: готовить человека к трудовой, а также в силу необходимости к военной деятельности. Принцип прикладности конкретизируется в следующих положениях.

1. Решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно прикладного характера.

2.   В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей.

3.   Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий