Права ребенка. Правовое воспитание детей – Фотоотчет «День правовой помощи детям». Подготовительная разновозрастная группа
Публикация «Фотоотчет «День правовой помощи детям»
Подготовительная…»
Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка. Генеральная Ассамблея ООН в 1954 году рекомендовала всем странам праздновать Всемирный день детей, как день мирового братства и взаимопонимания..
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Викторина «Права ребёнка»
ВИКТОРИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ТЕМУ: «ПРАВА РЕБЕНКА» Цель: • упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях; • развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности; • учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы; •…
Правовая квест-игра приуроченная ко Дню правовой помощи детям для 8–9 классов
Правовая квест-игра приуроченная ко Дню правовой помощи детям Цель: правовая помощь несовершеннолетним, детям – сиротам, детям, находящимся в ТЖС Задачи: – правовое просвещение детей; – формирование правовой культуры, правовых знаний несовершеннолетних – акцентирование внимания…
Консультация для родителей «Игра как средство развития правового воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Игра, как средство развития правового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Консультацию подготовила: Васильчук С.В воспитатель Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – это необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной…
Документы и принципы работы
Теория ничто без практики. Это справедливо и при разработке наиболее эффективной системы правового воспитания
Нельзя банально заучить все пункты статей или перечисление конкретных прав – важно дать ребенку прочувствовать каждое понятие, опробовать его на себе и применить на практике. Только пройдя через все эти рабочие моменты обучения, дошкольник сможет в полной мере усвоить ту информацию, которую хочет донести до него педагог, и сопоставить понятие права с окружающей действительностью и своей жизнью
Задачи
Основные задачи правового воспитания – научить ребенка ощущать ценность каждой жизни, сопоставить собственное «Я» с личностями себе подобных индивидуумов, научиться уважать себя и проявлять уважение, толерантное отношение к интересам и мнениям других членов общества.
Тема
В качестве рабочей может быть выбрана тема «Знакомство дошкольников и их родителей с правами ребенка, общепринятыми международным обществом».
Документы
Работа по правовому воспитанию должна основываться и ссылаться на следующие документы:
- Составленная и принятая в 1989 году Конвенция ООН о правах ребенка.
- Две декларации – одна от 1959 года о правах ребенка, вторая от 1990 года об обеспечении защиты, выживания и развития детей.
Принципы, цели и задачи
Наибольшая эффективность работ, направленных на правовое воспитание детей дошкольного возраста, может быть достигнута только при одновременном освоении двух направлений – работы с родителями и их детьми.
Цели проведения работы с родителями:
- формирование правовой базы знаний и культуры;
- повышение гуманности по отношению к ребенку;
- призыв обеспечивать защиту прав своего и других детей в обществе.
Цели и задачи проведения работы с дошкольниками:
- нравственное воспитание;
- формирование доброжелательного отношения к себе и окружающим;
- формирования коммуникативных навыков в социуме (умение строить общение и взаимодействие);
- донесение в доступной форме (на основе литературных произведений) понятия «права человека» и формирование базы знаний о собственных правах;
- определение понятия «Здоровый образ жизни» и обоснование его значения для человека;
- создание условий для восприятия своей индивидуальности и формирования положительного отношения к самому себе;
- закладка в сознание понимания ценности каждой человеческой (и не только) жизни, вне зависимости от расы, происхождения, цвета кожи, статуса в обществе, мировоззрения, пола, облика и умственных способностей;
- помощь в формировании важных чувств – собственного достоинства, свободы и всесторонней ответственности (относительно других людей, обещаний и начатых дел);
- помощь в понимании равноправия среди себе подобных, обучение уважению достоинства других людей и принятию их прав наравне со своими;
- разъяснение существующих в обществе социальных и поведенческих норм;
- доступное знакомство с обозначенными выше документами, регламентирующими права ребенка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: (С помощью куклы привлекаю внимание детей). Ребята, кто это к нам в гости пришёл? Предлагаю вам поприветствовать друг друга и нашу гостью
(Проговариваю стихотворные строки и показываю движения, дети повторяют)
Здравствуйте, ладошки
Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки
Топ-топ-топ!
Здравствуйте щечки
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте губки
Чмок-чмок-чмок!
Здравствуй мой носик
Би-би-би!
Здравствуйте гости! (разводят руки, здороваются с гостями).
2. Основная часть. Создание игровой ситуации.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже люблю. Хотите я вам, сегодня покажу еще одну новую сказку про девочку?
Инсценировка сказки «Имя».
Жила на свете девочка, а как звали её, она не знала. Пошла она погулять на лужок и увидела бычка.
— «Здравствуй, – сказала девочка. – Ты кто?»
— «Я бычок, а ты кто?»
— «А я девочка».
— «А как тебя звать?» – спросил бычок.
— «Как это звать?»
Бычок пояснил: — «Как тебя зовет мама, когда нужно пить молоко?»
— «Доченька, солнышко, заинька, кисонька», – сказала девочка.
— «Сколько же у тебя имен! А у меня — одно».
В это время мама бычка, корова, позвала его пить молоко.
— «Степашка, – звала мама-корова, – иди пить молоко».
Бычок ускакал, а девочка осталась на лугу. Гуляла она, гуляла и вдруг увидела козочку.
— «Здравствуй, – сказала девочка, – Ты кто?»
— «Я козочка, а ты кто?»
— «А я девочка».
— «А как тебя звать?» – спросила козочка.
— «Я не знаю».
Вдруг туча накрыла солнце, и стало темно. «Беляночка, – послышался голос. – Пора домой!» Это мама-коза звала дочку-козочку от дождя укрыться в домике.
Осталась девочка одна. Грустно ей стало.Вдруг слышит:
— «Лена, доченька, солнышко мое, пора домой, скоро дождик начнется». Это мама девочки искала её на лужайке. Поняла тут девочка, как её зовут, и побежала к маме».
Воспитатель: Как девочку звали? (Лена)
— А как еще его мама называла (солнышко моё, доченька, заинька, кисонька)
3. Дидактическая игра «Назови своё имя»:
Воспитатель: А вы не забыли, как вас зовут?
— Поиграем в игру с мячиком «Назови свое имя».
— А знаете ли, вы кто вас назвал такими красивыми именами (мама, папа).
У каждого человека есть свое имя, так как каждый человек (ребенок) имеет право на имя.
Физкультминутка «Детки»
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают как мячики, прыг-скок, прыг-скок
ножками топчут топ-топ-топ
глазками моргают (зажмуривают глазки)
после отдыхают. (приседают руки свободные)
4. Пальчиковая игра «Семья»
Воспитатель: А с кем вы живете дома? (с мамой, папой) – это называется «семья».
— Поиграем пальчиками в игру «Семья»
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.
5. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, про кого мы сегодня смотрели сказку? Как звали девочку?
Каждый человек имеет право на то, что бы его называли по имени, что б у него были мама и папа, которые Вас очень любят.
Работа с детьми
Прежде чем начать работу непосредственно с дошкольниками, необходимо:
определиться со списком прав, особенно важных для закрепления;
придумать доступные методы донесения смысла каждого права;
изучить материалы Конвенции и других полезных в данной работе документов;
составить оптимальный и перспективный план подачи информации;
определить наиболее удобный график проведения работы – например, небольшими группами и всего раз в месяц у каждой из них (важно не слишком загружать детей, чтобы не выработать отрицательного отношения к данной теме).
При организации правового воспитания рекомендуется использовать следующие приемы и принципы:
Предпочтительнее всего подавать информацию в игровой форме с присутствием персонажа из сказки.
Для игр необходимо выбирать простые темы, направленные на самопознание и развитие («Отражение в зеркале», «Сходства и различия», «Магия сновидений», «Кого я люблю» и другие).
Вместо персонажей из существующих сказок можно выбирать выдуманных героев с определенной чертой характера или особенностью («Зайка-забияка», «Медвежонок-нехочуха», «Лучший друг Дружок», «Самый смелый ежик»).
Важно правильно использовать прием драматизации, давая ребенку возможность прочувствовать ситуацию, поставить себя на место героя, сопереживать ему и радоваться вместе с ним.
При использовании художественной литературы необходимо включать ребенка в процесс — спрашивать его мнения о сюжете, поступках героев, узнать оценку произведения в конце прочтения, акцентировать внимание на особо важных моментах.
Работа с родителями
Исходя из проведенных в последние годы во всех детских садах страны анкетирований, можно сделать вывод о критически малой осведомленности пап и мам о правах своих детей – около 20% слышали о документе, их регламентирующем, но не читали его, остальные же 80% — совсем ничего не знают по данной теме. Следовательно, начинать правовое воспитание дошкольников требуется с их родителей. Для этого можно предпринять следующие шаги:
- Оформить тематический уголок, поместив в него соответствующий теоретический материал.
- Провести несколько не слишком длинных лекций и бесед в простой и доступной для понимания форме.
- Организовать ряд совместных праздников, посвященных конкретному праву или правам.
- Оформить тематические выставки, подготовку материала для которых поручить родителям (можно совместно с детьми).
- Пригласить компетентного психолога и провести ряд тестов на понимание качества отношений между родителем и его чадом.
- Провести ряд опросов о сути Конвенции, ее значении и обоснованности.
- Во всех мероприятиях использовать наглядный материал в виде папок, памяток и так далее.
Результат работы с родителями можно считать положительным в том случае, если мамы и папы совместно с детьми принимали активное участие во всех мероприятиях и при этом ребенок воспринимался ими как равный член общества, полноправная личность.
Ход работы на этапе
С детьми
Познакомить детей тем, что ребёнок имеет право на семью.
Прочитать сказку
Каждый ребенок имеет право на дом и семью
Прошло время. Светик научилась бегать по травке, играть в песочек, качаться на качелях и еще тысяче других вещей. Самое главное, она научилась говорить так, что теперь ее понимали все люди, а не только солнышко. Мама каждый день гуляла в парке с дочкой. Однажды они слышали,как в кустах кто-то без остановки пищит: «мяу-мяу-мяу».
Светик тут же залезла в кусты и вытащила мокрого рыжего котенка.
– Не трогай его, дочка, у бродячих котят бывают разные болезни, – попросила мама.
– Мама, ему нужен дом, – умоляюще сказала Светик. – Ему плохо одному, без мамы и папы.
В этот момент солнечные лучи коснулись шерстки котенка, и она распушилась и засверкала, словно темное золото.
– Солнышко поцеловало моего котенка. Оно поцеловало Рыжика! – радостно закричала девочка.
– Дочка, должна тебя огорчить, – грустно произнесла мама, – мы не можем взять котенка, у нас слишком маленькая квартира.
– Но у нас все-таки есть дом, а у этого котенка нет. Как же он такой маленький будет жить без дома и без мамы, – рассудительно произнесла девочка и бережно положила котенка в карман платья.
Рыжая мордочка тут же выглянула из кармана и запищала: «ма-ма».
– Видишь, он понял, что я его мама, – гордо сказала Светик,а мама подумала: «Ладно, возьмем пока котенка домой, чтобы не расстраивать дочку, а потом я отдам его кому-нибудь».
Дома мама вымыла котенка и накормила его теплым молочком, а Светик устроила Рыжику уютный домик возле своей кроватки.
Вечером девочка рассказала папе:
– Папа, солнышко подарило мне котенка. Солнышко его покрасило, и он стал такой рыжий, просто золотой. Он называет меня мамой.
– Замечательно! Солнышко подарило нам тебя, а тебе оно подарило котенка. Вот какие чудесные подарки умеет делать солнышко, чтобы каждый ребенок имел дом и семь, – сделал вывод папа, и мама не нашла, что возразить.
Поговорить о семейных традициях.
С родителями
Предложить взрослым создать герб своей семьи. То что всех объединяет, что любят делать вместе.
4 неделя провести форум по правовому воспитанию.
Результаты реализации проекта:
На первом этапе родители создали ромашки с именами детей, мы увидели разнообразие вариантов, каждая ромашка была изюминкой.
Для формирования у детей интереса к своей родословной взрослые создали «генеалогическое древо» каждого ребенка.
С большим интересом и творчеством родители создавали герб своей семьи, а дети с удовольствием рассматривали их. Все участники мероприятия получили положительные эмоции.
И главный результат реализации проекта, на который очень хотелось бы обратить внимание,заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла. В открытом занятии были отражены такие вопросы как:
В открытом занятии были отражены такие вопросы как:
Что такое семья? Какие права имеет ребёнок (на любовь родителей, на игрушки, на лечение и тд)
Рассказ детей о том, что означает их имя. Активное участие приняли родители, рассказывая вместе с ребёнком о гербе своей семь и своей родословной. Завершился форум совместным созданием детей, родителей и воспитателей цветика – семицветика исполняющего желание. После чего происходило награждение участников.
Все участники мероприятия получили положительные эмоции
И главный результат реализации проекта, на который очень хотелось бы обратить внимание,заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла. Также хочется отметить, что отношения между воспитателями и родителями стали более доверительными и доброжелательными
Значение дошкольного правового воспитания
Только что родившийся ребенок – это чистый лист или губка. Со временем он записывает и впитывает в свое сознание принципы сначала своей семьи, затем и общества в целом. Именно в раннем детстве закладываются все отдельные кирпичики в строящуюся стену будущего характера – поведенческие нормы, жизненные убеждения и личностные особенности
Очень важно, чтобы каждый кирпичик встал в стену ровно и гармонично. Заложить их – вот задача для всех участников правового воспитания детей, а именно родителей и педагогов в дошкольном учреждении
Эти знания облегчат жизнь, выбор и поиск решений в различных ситуациях самому ребенку, так как в правовых нормах четко прописаны разрешения и запреты, требования и условия, правомерность тех или иных действий со стороны других членов общества. Результат – уверенность в себе, слаженность действий, возможность самозащиты и соблюдение прав других людей как в детстве, так и во взрослой жизни.
Почему именно дошкольники? Период дошкольного развития – это становление личностных качеств, на которых впоследствии будет строиться вся жизнь ребенка
Поэтому важно именно в этот период успеть заложить понимание того, что у человека есть не только обязанности, но и права, что общество и государство добровольно защищает его и оберегает от возможного насилия со стороны недобросовестных членов социума
Виды и формы работ по организации правового воспитания
Дети могут понять и принять все что угодно, но при условии подачи информации на понятном им языке. Для дошкольников это два основных вида деятельности:
- игровая – в форме игр, соревнований, заданий и прочих развлечений;
- художественно-продуктивная – включает в себя творческое самовыражение в виде лепки, рисования, аппликации, создания поделок и так далее.
Поэтому процесс правового воспитания рекомендуется строить, основываясь на проведении следующих мероприятий (выбираются и планируются непосредственно педагогам, ниже приведены только вероятные примеры):
Всевозможные игры, преимущественно ролевые, в виде театрализованных представлений и с наличием строгих правил (дидактические).
Опросы на тему выбора поступка в той или иной ситуации («Как бы в этой ситуации поступил ты?»).
Упражнения и тренировочные игры на развитие эмоциональных ощущений, проявления чувств.
Закладывание в игровой форме навыков построения общения и дружеских отношений друг с другом.
Занятия, направленные на обозначение профессии мамы и папы, понимания их важности и толерантности по отношению к работе родителей сверстников.
Подготовка и демонстрация тематических плакатов, листовок и презентаций.
Включение в работу сказок, стихов, песен, поговорок в качестве иллюстраций.
Построение знакомства со структурой государства и основными процессами, протекающими в нем, на основе модели выборов – дежурных, президента в стране кукол, главного капитана среди мальчиков.
Проведение анкетирования среди родителей для выявления имеющихся знаний о правах ребенка.
Проведение праздников, направленных на закрепление понятий основных детских прав.
Право на здоровье и медицинское обслуживание
Закрепление возможно посредством следующих приемов:
рассказов о человеческом организме и возможных сбоях в его работе;
построения представления о важности поддержания здоровья и доступных для этого методах (здоровый образ, спорт, витамины);
акцентирования внимания на заботе о детском здоровье со стороны родителей;
знакомства со «Скорой помощью»;
проведения экскурсий в медицинский кабинет детского сада, в поликлиники и больницы.
Право на безопасность
Для закрепления данного права пригодятся:
- реализация постановок, моделирование нестандартных ситуаций и предложение совместной групповой работы дошкольникам для поиска оптимальных и безопасных решений («Остался один в незнаком месте – что делать?» и так далее);
- разработка совместных проектов при участии воспитателя, направленных на организацию собственной безопасности ребенка.
Право на имя
Право на имя закрепляется проведением соответствующих игр – «Угадай, чья игрушка», «Какое имя хотел бы ты?», «Назови куклу», «Что значит твое имя?» и других.
Право на гражданство
В рамках знакомства с правом на гражданство можно:
- рассказать о стране, республике, городе, их истории и символике (название, герб, флаг);
- провести экскурсии в соответствующие музеи, посвященные городу;
- показать детям главные достопримечательности города;
- вовлечь детей в общегородские мероприятия, подходящие по тематике, – конкурсы рисунков на асфальте, помощь в озеленении, субботники и так далее;
- познакомить детей с главными документами человека – свидетельством о рождении и паспортом.
Право быть самим собой
Для закрепления данного права можно провести беседы на темы «Мой любимый цвет», «Что я люблю есть», «Мне не нравится, когда», в процессе которых продемонстрировать детям, что все люди разные, и дать понять каждому малышу, что он индивидуален, уникален и прекрасен – такой, какой есть.
Право на образование
Данное право легко можно закрепить экскурсией в школу и рассказами о важности получения знаний, о том, что когда-то давно не все люди были грамотными, и о трудностях, связанных с неумением читать, считать или писать