Правовое воспитание дошкольников в детском саду

Права ребенка. Правовое воспитание детей – Фотоотчет «День правовой помощи детям». Подготовительная разновозрастная группа

Публикация «Фотоотчет «День правовой помощи детям»

Подготовительная…»
Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка. Генеральная Ассамблея ООН в 1954 году рекомендовала всем странам праздновать Всемирный день детей, как день мирового братства и взаимопонимания..

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Викторина «Права ребёнка»
ВИКТОРИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ТЕМУ: «ПРАВА РЕБЕНКА» Цель: • упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях; • развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности; • учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы; •…

Правовая квест-игра приуроченная ко Дню правовой помощи детям для 8–9 классов
Правовая квест-игра приуроченная ко Дню правовой помощи детям Цель: правовая помощь несовершеннолетним, детям – сиротам, детям, находящимся в ТЖС Задачи: – правовое просвещение детей; – формирование правовой культуры, правовых знаний несовершеннолетних – акцентирование внимания…

Консультация для родителей «Игра как средство развития правового воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Игра, как средство развития правового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Консультацию подготовила: Васильчук С.В воспитатель Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – это необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной…

Документы и принципы работы

Теория ничто без практики. Это справедливо и при разработке наиболее эффективной системы правового воспитания

Нельзя банально заучить все пункты статей или перечисление конкретных прав – важно дать ребенку прочувствовать каждое понятие, опробовать его на себе и применить на практике. Только пройдя через все эти рабочие моменты обучения, дошкольник сможет в полной мере усвоить ту информацию, которую хочет донести до него педагог, и сопоставить понятие права с окружающей действительностью и своей жизнью

Задачи

Основные задачи правового воспитания – научить ребенка ощущать ценность каждой жизни, сопоставить собственное «Я» с личностями себе подобных индивидуумов, научиться уважать себя и проявлять уважение, толерантное отношение к интересам и мнениям других членов общества.

Тема

В качестве рабочей может быть выбрана тема «Знакомство дошкольников и их родителей с правами ребенка, общепринятыми международным обществом».

Документы

Работа по правовому воспитанию должна основываться и ссылаться на следующие документы:

  1. Составленная и принятая в 1989 году Конвенция ООН о правах ребенка.
  2. Две декларации – одна от 1959 года о правах ребенка, вторая от 1990 года об обеспечении защиты, выживания и развития детей.

Принципы, цели и задачи

Наибольшая эффективность работ, направленных на правовое воспитание детей дошкольного возраста, может быть достигнута только при одновременном освоении двух направлений – работы с родителями и их детьми.

Цели проведения работы с родителями:

  1. формирование правовой базы знаний и культуры;
  2. повышение гуманности по отношению к ребенку;
  3. призыв обеспечивать защиту прав своего и других детей в обществе.

Цели и задачи проведения работы с дошкольниками:

  1. нравственное воспитание;
  2. формирование доброжелательного отношения к себе и окружающим;
  3. формирования коммуникативных навыков в социуме (умение строить общение и взаимодействие);
  4. донесение в доступной форме (на основе литературных произведений) понятия «права человека» и формирование базы знаний о собственных правах;
  5. определение понятия «Здоровый образ жизни» и обоснование его значения для человека;
  6. создание условий для восприятия своей индивидуальности и формирования положительного отношения к самому себе;
  7. закладка в сознание понимания ценности каждой человеческой (и не только) жизни, вне зависимости от расы, происхождения, цвета кожи, статуса в обществе, мировоззрения, пола, облика и умственных способностей;
  8. помощь в формировании важных чувств – собственного достоинства, свободы и всесторонней ответственности (относительно других людей, обещаний и начатых дел);
  9. помощь в понимании равноправия среди себе подобных, обучение уважению достоинства других людей и принятию их прав наравне со своими;
  10. разъяснение существующих в обществе социальных и поведенческих норм;
  11. доступное знакомство с обозначенными выше документами, регламентирующими права ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: (С помощью куклы привлекаю внимание детей). Ребята, кто это к нам в гости пришёл? Предлагаю вам поприветствовать друг друга и нашу гостью

(Проговариваю стихотворные строки и показываю движения, дети повторяют)

Здравствуйте, ладошки

Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки

Топ-топ-топ!

Здравствуйте щечки

Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте губки

Чмок-чмок-чмок!

Здравствуй мой носик

Би-би-би!

Здравствуйте гости! (разводят руки, здороваются с гостями).

2. Основная часть. Создание игровой ситуации.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже люблю. Хотите я вам, сегодня покажу еще одну новую сказку про девочку?

Инсценировка сказки «Имя».

Жила на свете девочка, а как звали её, она не знала. Пошла она погулять на лужок и увидела бычка.

«Здравствуй, – сказала девочка. – Ты кто?»

«Я бычок, а ты кто?»

«А я девочка».

«А как тебя звать?» – спросил бычок.

«Как это звать?»

Бычок пояснил: — «Как тебя зовет мама, когда нужно пить молоко?»

«Доченька, солнышко, заинька, кисонька», – сказала девочка.

«Сколько же у тебя имен! А у меня — одно».

В это время мама бычка, корова, позвала его пить молоко.

«Степашка, – звала мама-корова, – иди пить молоко».

Бычок ускакал, а девочка осталась на лугу. Гуляла она, гуляла и вдруг увидела козочку.

«Здравствуй, – сказала девочка, – Ты кто?»

«Я козочка, а ты кто?»

«А я девочка».

«А как тебя звать?» – спросила козочка.

«Я не знаю».

Вдруг туча накрыла солнце, и стало темно. «Беляночка, – послышался голос. – Пора домой!» Это мама-коза звала дочку-козочку от дождя укрыться в домике.

Осталась девочка одна. Грустно ей стало.Вдруг слышит:

«Лена, доченька, солнышко мое, пора домой, скоро дождик начнется». Это мама девочки искала её на лужайке. Поняла тут девочка, как её зовут, и побежала к маме».

Воспитатель: Как девочку звали? (Лена)

— А как еще его мама называла (солнышко моё, доченька, заинька, кисонька)

3. Дидактическая игра «Назови своё имя»:

Воспитатель: А вы не забыли, как вас зовут?

— Поиграем в игру с мячиком «Назови свое имя».

— А знаете ли, вы кто вас назвал такими красивыми именами (мама, папа).

У каждого человека есть свое имя, так как каждый человек (ребенок) имеет право на имя.

Физкультминутка «Детки»

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают как мячики, прыг-скок, прыг-скок

ножками топчут топ-топ-топ

глазками моргают (зажмуривают глазки)

после отдыхают. (приседают руки свободные)

4. Пальчиковая игра «Семья»

Воспитатель: А с кем вы живете дома? (с мамой, папой) – это называется «семья».

— Поиграем пальчиками в игру «Семья»

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

5. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, про кого мы сегодня смотрели сказку? Как звали девочку?

Каждый человек имеет право на то, что бы его называли по имени, что б у него были мама и папа, которые Вас очень любят.

Работа с детьми

Прежде чем начать работу непосредственно с дошкольниками, необходимо:

определиться со списком прав, особенно важных для закрепления;
придумать доступные методы донесения смысла каждого права;
изучить материалы Конвенции и других полезных в данной работе документов;
составить оптимальный и перспективный план подачи информации;
определить наиболее удобный график проведения работы – например, небольшими группами и всего раз в месяц у каждой из них (важно не слишком загружать детей, чтобы не выработать отрицательного отношения к данной теме).

При организации правового воспитания рекомендуется использовать следующие приемы и принципы:

Предпочтительнее всего подавать информацию в игровой форме с присутствием персонажа из сказки.
Для игр необходимо выбирать простые темы, направленные на самопознание и развитие («Отражение в зеркале», «Сходства и различия», «Магия сновидений», «Кого я люблю» и другие).
Вместо персонажей из существующих сказок можно выбирать выдуманных героев с определенной чертой характера или особенностью («Зайка-забияка», «Медвежонок-нехочуха», «Лучший друг Дружок», «Самый смелый ежик»).
Важно правильно использовать прием драматизации, давая ребенку возможность прочувствовать ситуацию, поставить себя на место героя, сопереживать ему и радоваться вместе с ним.
При использовании художественной литературы необходимо включать ребенка в процесс — спрашивать его мнения о сюжете, поступках героев, узнать оценку произведения в конце прочтения, акцентировать внимание на особо важных моментах.

Работа с родителями

Исходя из проведенных в последние годы во всех детских садах страны анкетирований, можно сделать вывод о критически малой осведомленности пап и мам о правах своих детей – около 20% слышали о документе, их регламентирующем, но не читали его, остальные же 80% — совсем ничего не знают по данной теме. Следовательно, начинать правовое воспитание дошкольников требуется с их родителей. Для этого можно предпринять следующие шаги:

  1. Оформить тематический уголок, поместив в него соответствующий теоретический материал.
  2. Провести несколько не слишком длинных лекций и бесед в простой и доступной для понимания форме.
  3. Организовать ряд совместных праздников, посвященных конкретному праву или правам.
  4. Оформить тематические выставки, подготовку материала для которых поручить родителям (можно совместно с детьми).
  5. Пригласить компетентного психолога и провести ряд тестов на понимание качества отношений между родителем и его чадом.
  6. Провести ряд опросов о сути Конвенции, ее значении и обоснованности.
  7. Во всех мероприятиях использовать наглядный материал в виде папок, памяток и так далее.

Результат работы с родителями можно считать положительным в том случае, если мамы и папы совместно с детьми принимали активное участие во всех мероприятиях и при этом ребенок воспринимался ими как равный член общества, полноправная личность.

Ход работы на этапе

С детьми

Познакомить детей тем, что ребёнок имеет право на семью.

Прочитать сказку

Каждый ребенок имеет право на дом и семью

Прошло время. Светик научилась бегать по травке, играть в песочек, качаться на качелях и еще тысяче других вещей. Самое главное, она научилась говорить так, что теперь ее понимали все люди, а не только солнышко. Мама каждый день гуляла в парке с дочкой. Однажды они слышали,как в кустах кто-то без остановки пищит: «мяу-мяу-мяу».

Светик тут же залезла в кусты и вытащила мокрого рыжего котенка.

– Не трогай его, дочка, у бродячих котят бывают разные болезни, – попросила мама.

– Мама, ему нужен дом, – умоляюще сказала Светик. – Ему плохо одному, без мамы и папы.

В этот момент солнечные лучи коснулись шерстки котенка, и она распушилась и засверкала, словно темное золото.

– Солнышко поцеловало моего котенка. Оно поцеловало Рыжика! – радостно закричала девочка.

– Дочка, должна тебя огорчить, – грустно произнесла мама, – мы не можем взять котенка, у нас слишком маленькая квартира.

– Но у нас все-таки есть дом, а у этого котенка нет. Как же он такой маленький будет жить без дома и без мамы, – рассудительно произнесла девочка и бережно положила котенка в карман платья.

Рыжая мордочка тут же выглянула из кармана и запищала: «ма-ма».

– Видишь, он понял, что я его мама, – гордо сказала Светик,а мама подумала: «Ладно, возьмем пока котенка домой, чтобы не расстраивать дочку, а потом я отдам его кому-нибудь».

Дома мама вымыла котенка и накормила его теплым молочком, а Светик устроила Рыжику уютный домик возле своей кроватки.

Вечером девочка рассказала папе:

– Папа, солнышко подарило мне котенка. Солнышко его покрасило, и он стал такой рыжий, просто золотой. Он называет меня мамой.

– Замечательно! Солнышко подарило нам тебя, а тебе оно подарило котенка. Вот какие чудесные подарки умеет делать солнышко, чтобы каждый ребенок имел дом и семь, – сделал вывод папа, и мама не нашла, что возразить.

Поговорить о семейных традициях.

С родителями

Предложить взрослым создать герб своей семьи. То что всех объединяет, что любят делать вместе.

4 неделя провести форум по правовому воспитанию.

Результаты реализации проекта:

На первом этапе родители создали ромашки с именами детей, мы увидели разнообразие вариантов, каждая ромашка была изюминкой.

Для формирования у детей интереса к своей родословной взрослые создали «генеалогическое древо» каждого ребенка.

С большим интересом и творчеством родители создавали герб своей семьи, а дети с удовольствием рассматривали их. Все участники мероприятия получили положительные эмоции.

И главный результат реализации проекта, на который очень хотелось бы обратить внимание,заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла. В открытом занятии были отражены такие вопросы как:

В открытом занятии были отражены такие вопросы как:

Что такое семья? Какие права имеет ребёнок (на любовь родителей, на игрушки, на лечение и тд)

Рассказ детей о том, что означает их имя. Активное участие приняли родители, рассказывая вместе с ребёнком о гербе своей семь и своей родословной. Завершился форум совместным созданием детей, родителей и воспитателей цветика – семицветика исполняющего желание. После чего происходило награждение участников.

Все участники мероприятия получили положительные эмоции

И главный результат реализации проекта, на который очень хотелось бы обратить внимание,заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла. Также хочется отметить, что отношения между воспитателями и родителями стали более доверительными и доброжелательными

Значение дошкольного правового воспитания

Только что родившийся ребенок – это чистый лист или губка. Со временем он записывает и впитывает в свое сознание принципы сначала своей семьи, затем и общества в целом. Именно в раннем детстве закладываются все отдельные кирпичики в строящуюся стену будущего характера – поведенческие нормы, жизненные убеждения и личностные особенности

Очень важно, чтобы каждый кирпичик встал в стену ровно и гармонично. Заложить их – вот задача для всех участников правового воспитания детей, а именно родителей и педагогов в дошкольном учреждении

Эти знания облегчат жизнь, выбор и поиск решений в различных ситуациях самому ребенку, так как в правовых нормах четко прописаны разрешения и запреты, требования и условия, правомерность тех или иных действий со стороны других членов общества. Результат – уверенность в себе, слаженность действий, возможность самозащиты и соблюдение прав других людей как в детстве, так и во взрослой жизни.

Почему именно дошкольники? Период дошкольного развития – это становление личностных качеств, на которых впоследствии будет строиться вся жизнь ребенка

Поэтому важно именно в этот период успеть заложить понимание того, что у человека есть не только обязанности, но и права, что общество и государство добровольно защищает его и оберегает от возможного насилия со стороны недобросовестных членов социума

Виды и формы работ по организации правового воспитания

Дети могут понять и принять все что угодно, но при условии подачи информации на понятном им языке. Для дошкольников это два основных вида деятельности:

  1. игровая – в форме игр, соревнований, заданий и прочих развлечений;
  2. художественно-продуктивная – включает в себя творческое самовыражение в виде лепки, рисования, аппликации, создания поделок и так далее.

Поэтому процесс правового воспитания рекомендуется строить, основываясь на проведении следующих мероприятий (выбираются и планируются непосредственно педагогам, ниже приведены только вероятные примеры):

Всевозможные игры, преимущественно ролевые, в виде театрализованных представлений и с наличием строгих правил (дидактические).
Опросы на тему выбора поступка в той или иной ситуации («Как бы в этой ситуации поступил ты?»).
Упражнения и тренировочные игры на развитие эмоциональных ощущений, проявления чувств.
Закладывание в игровой форме навыков построения общения и дружеских отношений друг с другом.
Занятия, направленные на обозначение профессии мамы и папы, понимания их важности и толерантности по отношению к работе родителей сверстников.
Подготовка и демонстрация тематических плакатов, листовок и презентаций.
Включение в работу сказок, стихов, песен, поговорок в качестве иллюстраций.
Построение знакомства со структурой государства и основными процессами, протекающими в нем, на основе модели выборов – дежурных, президента в стране кукол, главного капитана среди мальчиков.
Проведение анкетирования среди родителей для выявления имеющихся знаний о правах ребенка.
Проведение праздников, направленных на закрепление понятий основных детских прав.

Право на здоровье и медицинское обслуживание

Закрепление возможно посредством следующих приемов:

рассказов о человеческом организме и возможных сбоях в его работе;
построения представления о важности поддержания здоровья и доступных для этого методах (здоровый образ, спорт, витамины);
акцентирования внимания на заботе о детском здоровье со стороны родителей;
знакомства со «Скорой помощью»;
проведения экскурсий в медицинский кабинет детского сада, в поликлиники и больницы.

Право на безопасность

Для закрепления данного права пригодятся:

  • реализация постановок, моделирование нестандартных ситуаций и предложение совместной групповой работы дошкольникам для поиска оптимальных и безопасных решений («Остался один в незнаком месте – что делать?» и так далее);
  • разработка совместных проектов при участии воспитателя, направленных на организацию собственной безопасности ребенка.

Право на имя

Право на имя закрепляется проведением соответствующих игр – «Угадай, чья игрушка», «Какое имя хотел бы ты?», «Назови куклу», «Что значит твое имя?» и других.

Право на гражданство

В рамках знакомства с правом на гражданство можно:

  • рассказать о стране, республике, городе, их истории и символике (название, герб, флаг);
  • провести экскурсии в соответствующие музеи, посвященные городу;
  • показать детям главные достопримечательности города;
  • вовлечь детей в общегородские мероприятия, подходящие по тематике, – конкурсы рисунков на асфальте, помощь в озеленении, субботники и так далее;
  • познакомить детей с главными документами человека – свидетельством о рождении и паспортом.

Право быть самим собой

Для закрепления данного права можно провести беседы на темы «Мой любимый цвет», «Что я люблю есть», «Мне не нравится, когда», в процессе которых продемонстрировать детям, что все люди разные, и дать понять каждому малышу, что он индивидуален, уникален и прекрасен – такой, какой есть.

Право на образование

Данное право легко можно закрепить экскурсией в школу и рассказами о важности получения знаний, о том, что когда-то давно не все люди были грамотными, и о трудностях, связанных с неумением читать, считать или писать

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий