Как нужно вести себя в библиотеке

Общие правила поведения

Для комфортного и плодотворного пребывания в библиотеке каждый читатель должен соблюдать заведенный порядок. Следует быть вежливым и внимательным к окружающим людям — другим посетителям и работникам данного культурно-образовательного заведения.

Отсутствие шума

Важное правило нахождения в библиотеке, требующее неукоснительного выполнения, — это соблюдение тишины. В данном учреждении нельзя мешать заниматься другим посетителям

При работе с литературой в читальном зале запрещается:

  1. Разговаривать друг с другом на любые темы. Если необходимо получить нужную информацию, обращаются шепотом.
  2. Пользоваться мобильным телефоном или иными средствами связи. Для срочного звонка следует покидают зал.
  3. Создавать шум любыми способами: передвижением стульев и столов, сбором вещей в сумку и пр.
  4. Громко смеяться, кашлять, сморкаться, производить другие звуки.

Занятия с литературой требуют предельного внимания и сосредоточенности. Посторонние шумы и постоянное отвлечение внимания снижают качество работы. Чтобы выяснить какой-либо вопрос у библиотекаря, читатели обращаются приглушенным тоном, вполголоса

Важно разъяснить детям, как правильно вести себя в читальном зале

В зоне абонемента при выборе литературы для домашнего прочтения можно общаться в нормальном режиме.

Обращение с книгами

Взрослые должны прививать детям любовь к книге, бережное отношение к ней, разъяснять необходимость ее сохранения для последующих читателей. Являясь источником знаний, она должна в хорошем виде передаваться из поколения в поколение.

Работая с печатными или рукописными изданиями, дети должны усвоить следующую информацию:

  • нельзя мять, рвать, сгибать страницы, допускать выпадение листов, делать пометки на полях;
  • при чтении руки должны быть чистыми, чтобы не испачкать листы;
  • использование закладки убережет страницы от излишнего перелистывания;
  • чистоту обложки сохранит любая оберточная бумага;
  • не допускать попадания влаги.

Нельзя разбрасывать книги, чтобы не потерять и не повредить, что повлечет за собой наказание в виде возмещения ущерба.

Поиск нужной литературы

Вся литература разложена по полкам со всеми необходимыми отметками. Благодаря такой организации найти требуемое издание не сложно. При возникновении трудностей можно обратиться к библиотекарю. В помощи нуждаются дети младшего возраста.

Часто в библиотеке делают выставки в соответствии со школьной программой, что облегчает задачу ученикам в подборе литературы.

Состояние книги при возврате

Прочитанную литературу следует возвращать в срок, указанный в формуляре. Часто он составляет 14 дней.

Каждое издание при сдаче проверяется на целостность. Если обнаружены повреждения, производится ремонт: вклейка листов, устранение надписей, изгибов страниц и пр.

При необходимости срок использования литературы можно продлить.

Нельзя брать с собой еду

Храм науки и культуры, каким считается библиотека, не совместим с приемом пищи. Нельзя работать с литературой в читальном зале или дома и одновременно принимать пищу, пить чай, кофе, т. к. могут быть испачканы и повреждены страницы. Допускается во время чтения употребление чистой воды.

Правила поведения в библиотеке

Библиотека – общественное место, хранящее книги для всеобщего пользования.

Данное учреждение предназначено для сосредоточенной интеллектуальной работы посетителей: поиска нужной информации, изучения главной идеи литературного шедевра, обогащения и углубления познаний в области конкретного вопроса с помощью энциклопедии или учебника

Важно понимать, как правильно вести себя в таком месте

Для осуществления плодотворной работы необходимо создать специальные условия, настраивающие на рабочий лад и исключающие возможность отвлечения на посторонние действия, предметы и шум.

Соблюдение этих условий заключается в выполнении 3 основных правил.

Отсутствие любых посторонних звуков и разговоров помогает лучше и быстрее воспринимать информацию, изложенную в книге.

Передача книги в целостности и сохранности выражает уважение временного ее обладателя к другим посетителям библиотеки. Загибание страниц, создание заметок и подписей на страницах недопустимо (в данных случаях рекомендуется использовать закладки).

Потребление продуктов питания в читальном зале запрещено, этот процесс может отвлекать других, создавать лишний шум.

Стать читателем библиотеки можно при соблюдении нескольких правил:

  • Запись производят при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Лиц, не достигших 14-летнего возраста, записывают и обслуживают на основании паспорта, предъявленного родителем.
  • Осуществляя запись в данное учреждение, пользователь должен внимательно изучить условия пользования библиотекой, письменно подтвердить ответственность за их выполнение в читательском формуляре.
  • При каждом визите выдается контрольный лист, с помощью которого сотрудник учреждения фиксирует число книг, выданных читателю на определенный срок на дом.
  • Посетителям читального зала необязательно предъявлять документ, удостоверяющий личность, для предоставления услуг и осуществления записи.

Посещая детскую библиотеку, дети должны хорошо знать правила поведения, которые можно объединить в специальной памятке:

  • Войдя в учреждение, следует поприветствовать сотрудника библиотеки.
  • Книгу можно брать в том случае, если руки чистые.
  • По любому вопросу следует обращаться за помощью к сотруднику учреждения и не забывать благодарить его за оказанную услугу.
  • В библиотеке необходимо вести себя культурно, нельзя бегать и кричать.
  • Нельзя мять листы, заворачивать углы страниц, скручивать их.
  • Если книга повреждена, ее необходимо заклеить.
  • В книгу запрещено класть ручки, карандаши, от которых она может быстро порваться.
  • Нельзя бросать книги, замахиваться ими и баловаться.
  • Запрещено расписывать и разрисовывать книжки.
  • Сдавать книги нужно в оговоренные сроки, указанные в табеле.
  • Если книга потерялась или в ходе использования подверглась серьезному повреждению, читатель обязан заменить ее такой же или равнозначной.
  • Выходя из библиотеки, необходимо попрощаться.

Еще немного правил поведения в библиотеке вы узнаете из следующего видео.

Наглядная памятка для детей

Согласно возрастной физиологии нужная информация воспринимается детьми младшего и среднего школьного возраста намного лучше, если она доводится профессионально, с подробным наглядным сопровождением.

Памятка поведения детей в библиотеке может быть оформлена с использованием картинок с подписями в стихотворной форме.

Назначение библиотеки

Функция библиотеки — не только хранение, сбор и выдача книг читателям. Главной задачей учреждения считается приобщение к литературе особенно представителей молодого поколения. Чтение обогащает словарный запас ребенка, развивает мышление и память.

Активно помогают приобщить детей к книгам иллюстрации, плакаты, все наглядные средства. В каждой библиотеке для маленьких посетителей организованы факультативные занятия, где проводят обсуждения прочитанного, разбор персонажей, погружение в интересный мир произведений. Ребенок под впечатлением может тут же выполнить поделку из пластилина, сделать рисунки к произведению, что закрепит его знания.

Поведение среди книг

Красочная иллюстрация, расположенная в доступных местах, поможет ребенку быстро освоиться в библиотеке и научиться самостоятельно выбирать себе литературу.

Правила поведения

В библиотеку люди приходят работать и получать новые знания. Существует негласный свод правил поведения, этикет, действующий в этом учреждении. Правила поведения в библиотеке должны неукоснительно соблюдаться посетителями, только тогда для каждого пребывание в библиотеке будет комфортным и плодотворным.

Соблюдение тишины

Чтение книг требует высокой степени концентрации, чего невозможно достичь при посторонних шумах. Первое самое главное правило – в библиотеке необходимо соблюдать тишину, чтобы не мешать работать другим людям и работникам учреждения. В отделе абонемента, где люди просто выбирают книги из фонда, чтобы забрать их домой, можно разговаривать нормальным тоном.

В читальном зале, где люди непосредственно читают и работают, составляя доклады, курсовые, рефераты, необходимо соблюдать полную тишину. Во время выбора книг нельзя разговаривать с библиотекарем в полную силу, стоит «убавить» голос на два тона. Во время работы разговаривать нельзя совсем.

Если необходимо обменяться какой-либо информацией со спутником, это можно сделать с помощью шепота. Постоянно шептаться тоже нельзя, поскольку даже шепот способен отвлечь других сосредоточенных на чтении людей.

Как еще нужно соблюдать тишину?

  1. Нельзя громко сморкаться, постоянно кашлять и издавать любые другие звуки.
  2. Мобильный телефон следует перевести на беззвучный режим. Если вам нужно срочно переговорить с кем-то по телефону, выйдите из читального зала.
  3. Аккуратно двигайте стулья, когда садитесь или встаете. Тихо доставайте свои вещи из сумки и собирайтесь домой тоже без шума.

Бережное отношение

Книга – источник бесценных знаний. С ней следует обращаться аккуратно и бережно, особенно если она является частью библиотечного фонда, а не личной собственностью.

  1. Нельзя мять странички, вырывать их и загибать края.
  2. Запрещается оставлять пометки на полях карандашом, ручкой или любыми другими письменными принадлежностями.
  3. Руки обязательно должны быть чистыми, иначе можно испачкать странички.

Относитесь к книгам бережно, ведь чем дольше они прослужат, тем большему количеству людей смогут «передать» ценные знания.

Отсутствие еды в учреждении

Библиотека предназначена для сосредоточенной работы с книгами, поэтому здесь нет места еде. Нельзя есть сухарики, чипсы и любые другие продукты во время работы с книгами в читальном зале.

Единственное, что допускается, – бутылочка воды. О спиртных напитках и говорить нечего: конечно же, они запрещены, так же как и посещение библиотеки в нетрезвом виде.

Как вы выдаете книги и боретесь ли с должниками?

Так как у нас государственное учреждение, книги закупаются централизованно. У нас централизованная библиотечная система, которая состоит из большого количества филиалов. Главное отличие Петербурга от Москвы сейчас состоит в том, что у нас все библиотеки города и многие библиотеки области объединены в одну большую корпоративную систему. Мы все работаем через единую базу: вы приходите, регистрируетесь, получаете электронный читательский билет и с ним вы можете прийти в любую общедоступную библиотеку города и некоторые библиотеки области. Лично мне как библиотекарю это очень удобно. Ты видишь карточку читателя с данными из библиотек со всего города, и если он должен книгу в другой библиотеке, то система его блокирует, и мы не можем выдать ему наши книги. Таким образом легче бороться с несвоевременным возвратом книг, и у самих читателей тоже включается ответственность. Удобно это и для посетителей: человек тратит гораздо меньше времени на то, чтобы записаться в новую библиотеку, поскольку вся информация уже есть в его карточке.

Ход непосредственно- образовательной деятельности:

Дети заходят в группу, здороваются с гостями, проходят на свои места.

1.Беседа с детьми:

– Отгадайте загадку:

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Всем понятным языком (книга)

Или:

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

– Говорят, книга – это наш друг. А почему?

– Всё верно, ребята, с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги веселят, развлекают нас, учат и помогают разобраться в самых разных вопросах. О чем можно узнать из книг?

– Помните, мы с вами рассматривали книги? Какие они бывают? Вы любите слушать сказки, рассказы, разучивать стихотворения? Назовите свою любимую сказку, самый запомнившийся рассказ. Может быть, кто-то хочет рассказать наизусть стихотворение?

– Как выглядит современная книга?

2. Рассматривание современной книги.

– А как вы думаете всегда ли книги выглядели вот так? А может, кто-то из вас знает, на чем люди писали первые книги в древности и чем пользовались вместо букв? (береста, глиняные дощечки, телячья шкура, папирус; символическое, картинное письмо).

3. Рассказ воспитателя.

Не все люди могли красиво и понятно рисовать. Кроме того, очень дорого стоили папирус и пергамент. Так люди пришли к необходимости придумать буквы. Вскоре они научились делать бумагу. Грамотные люди переписывали целые книги, чтобы размножить их и сохранить для потомков. Позже научились печатать книги на станках. Очень много людей трудится над созданием книги.

Предлагаю вам посмотреть, сколько труда уходит на изготовление книги.

Поэтому беречь книги – это значит уважать труд всех этих людей.

Физминутка.

. – А где можно приобрести книги? Что такое библиотека? Что вы о ней знаете?

(ответы детей)

5. Рассказ воспитателя.

– Библиотека – это хранилище для книг, которые один человек или много людей собрали и хранят.

В библиотеке есть два зала. Зал, в котором выдают книги на дом, называется абонентным. Выдает книги читателям библиотекарь. Все книги стоят на стеллажах. Выбранные книги библиотекарь записывает в формуляр. Зал, в котором можно почитать книги, называется читальным. Здесь уютно, тихо и спокойно. В этом зале много не только книг, а журналов и газет. Ребята приходят сюда почитать книги, посмотреть журналы, поиграть в игры, подготовить домашнее задание.

Вы скоро пойдёте в школу. Обязательно запишитесь в библиотеку. Читатели библиотеки должны выполнять определённые правила. Как вы думаете какие? С книгой, взятой из библиотеки, надо обращаться очень аккуратно. Почему?

– А теперь предлагаю проверить как вы усвоили правила обращения с книгами. (игра «Да – нет»)

Если хочется, ребята,

Книжку целый год читать,

То скажите, может можно

Вам ее не возвращать?

Если книгу не успели

Вы за месяц прочитать,

Можно ли еще на месяц

Книгу эту продлевать?

Если вы читали книгу,

Мама стала кушать звать.

Можно ли ее на кухне

За обедом почитать?

Вам понравилась картинка

На странице номер шесть.

Может вырвешь ты страницу,

Чтоб картинку вырезать?

Если черно-белый в книжке

Мячик, город или дом.

Может можно разукрасить

Их цветным карандашом?

Если маленький братишка

Хочет с книжкой поиграть.

Как вы думаете, можно

Книжку ту ему давать?

— А как нужно вести себя в библиотеке?

— Как называются люди, которые приходят в библиотеку? (читатели).

Вот и мы с вами сейчас посмотрим библиотеку, которая находится у нас в группе.

7. Рассмотреть библиотеку в группе. Инсценировка

Зайдя в библиотеку, мы «Здрасте» – говорим.

За кафедрой широкой сидит библиотекарь

«Вот книги все для вас. Смотрите» _ говорит.

Нам выбранные книги запишут в формуляр.

Библиотекарь скажет:

«Вы книги почитайте и вовремя сдавайте.»

Мы скажем: «До свиданья», давая обещанье

Что книги прочитаем и вовремя сдадим.

Воспитатель: -А чтобы вы не забыли нашу сегодняшнюю беседу о библиотеке и книгах,я хочу прочитать вам небольшое стихотворение:

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.

Книжки могут рассказать

Обо всем на свете.

Очень любят их читать

Взрослые и дети.

Беседа в старшей группе «Берегите книги, друзья!»

Цель: приобщение детей к чтению художественной литературы.

Задачи: формировать интерес к книгам; воспитывать бережное обращение с книгами.

Памятка

Классическая памятка поведения в библиотеке включает в себе следующие пункты:

  • Не создавать шума;
  • Бережно обращаться с книгами;
  • Возвращать учебные пособия в установленные библиотекой сроки;
  • Если появилась необходимость взять книгу на дом, следует заранее просмотреть её на возможность выявления различных дефектов. Если они есть, обязательно сообщить об этом работнику библиотеки;
  • Без специальной отметки в читательском билете не выносить книги;
  • Ставить книгу там, где она была взята;
  • При потере книги, читатель должен возместить ущерб. Как именно скажет работник библиотеки.

При несоблюдении хотя бы одного из этих правил, с пользователя библиотеки можно взиматься штраф.

Правила поведения в библиотеке видео:

https://youtube.com/watch?v=7t8Necu1QEI

Зачем люди ходят в библиотеку?

Во-первых, это тактильность. Любовь к книге не заменить электронным ресурсом, и тактильные ощущения очень важны. Если говорить о молодежи, то сейчас в моде такой тренд, как публикация книжных подборок . Есть люди, которые просто любят читать, и совсем не обязательно, что это книжные блогеры, но им тоже приятно делиться своими впечатлениями о прочитанном – это можно анализировать даже по «Инстаграму».

Кроме того, к нам в библиотеку приходит очень много родителей с детьми. Они приводят их на экскурсию, чтобы показать, какие сейчас современные библиотеки, как классно провести здесь время – можно и почитать, и прийти на какое-то мероприятие, развлечься.

Первое время, чтобы о нас услышали и захотели к нам прийти, мы проводили фестивали. Многие остались под впечатлением и впоследствии стали посещать и другие наши мероприятия либо просто приходить читать. У нас, наверно, единственный район, где детей отпускают погулять одних, и в библиотеку они приходят к нам сами по себе! Конечно, очень приятно за этим наблюдать. У нас есть детская зона, где они лежат в таких «домиках» и читают книжки для самых маленьких. Просто, для себя.

Правда ли, что библиотеки – это скучно?

В вузе я изучала библиотековедение и библиографию, и это было настолько скучно – ужас какой-то! Но при этом я с детства обожаю библиотеки. Я начала читать лет с пяти, и никак меня нельзя было остановить. Но когда приходишь в библиотеку, там обычно этот старинный антураж, отсутствие ремонта, запах старых книг – меня это все смущало. А в Москве по учебе нам приходилось бегать только в РГБ (Российская государственная библиотека – прим. ред.). Конечно, особого удовольствия от библиотек ты не получаешь, если идешь туда по очень жесткой нужде из-за того, что тебе нужно писать научные работы. Так как учебники можно было брать непосредственно в университете, не нужно было искать другие места, где можно взять книги, зачастую они просто передавались из рук в руки. У каждого дома уже начинали появляться компьютеры. Поэтому не было необходимости идти в библиотеку. В Москве я единственный раз побывала в детской библиотеке, которая находится в районе Бибирево. Библиотекарь там была уже в возрасте, постоянно говорила: «Тихо, дети, не шумите! В библиотеке должна быть тишина». Такие вещи, конечно, каждый раз отталкивают. 

Но сейчас уже есть много разных библиотек нового типа. Когда я приехала в Петербург, там уже была нашумевшая библиотека имени Гоголя, куда ты приходишь, и у тебя в голове просто ломаются все стереотипы по поводу библиотек. Кстати, это было первое место, куда я попала, когда приехала в Санкт-Петербург – пришла на встречу с поэтессой Верой Полозковой. Многие приезжают сюда просто ради того, чтобы увидеть интерьер: считается за честь приехать в эту библиотеку и сфотографироваться. Там, конечно, эклектика – очень много всего. Внутреннее пространство библиотеки создавали дизайнеры бюро KIDZ. Они съездили в Скандинавию, увидели, какие там библиотеки, и заимствовали множество элементов. В библиотеке Гоголя они, кажется, воплотили все, что у них было в голове на тот момент. Нашу библиотеку имени Даниила Гранина также делали дизайнеры из KIDZ. Она тоже очень красивая, там новый интерьер, все очень симпатично. Для многих это приятное место для времяпрепровождения.

Ход беседы:

(Дети сидят на стульчиках полукругом)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о наших друзьях-книгах. Кто мне скажет, где они живут? (Ответы детей: на полках, в книжном уголке, в библиотеке, в книжном магазине)

Воспитатель: Правильно, в книжном уголке. Вы любите, когда вам читают книжки? (Ответы детей: да, любим)

Воспитатель: В книгах живут стихи и сказки, веселые истории и яркие картинки.

Как вы думаете, кто сочиняет эти интересные сказки, рассказы, веселые истории для нас? (Ответы детей: писатели, поэты)

Воспитатель: Правильно, писатели и поэты. Над созданием книги трудится не один человек, а несколько. Из-под пера писателя выходит замечательный рассказ. А чтобы нам с вами было интереснее читать эту книгу, художники-иллюстраторы рисуют к ним картины, ярко украшают обложку книги. По картинкам мы можем узнать, о чем эта книжка.

Воспитатель: Теперь давайте мы с вами перейдем в книжный уголок группы и рассмотрим некоторые из них. Здесь вы видите выставку книг, где подобраны для вас авторские и народные сказки. (Выставка детских книг. Дети в книжном уголке рассматривают иллюстрации к сказкам, угадывают название, называют главных героев)Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Попробуйте отгадать, о какой сказке эта загадка? Найдите эти книжки в нашем книжном уголке и покажите.

1. Маша в коробе сидит, далеко она глядит.

Кто несет ее, ответь, быстрыми шагами?

(Маша и медведь).

2.Его песня такова:

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел…

(Колобок)

3. Жили-были семь ребят –

Белых маленьких козлят.

Мама очень их любила,

Молочком детей поила.

Тут зубами щелк да щелк

Появился серый волк.

(Волк и семеро козлят)

4. А три брата – поросята

Строили житье – бытье

Тут наведался к ним волк

Да зубами щелк и щелк…

(А. Толстой «Три поросенка»)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все правильно показали. А сейчас поиграем в нашу любимую игру «Ровным кругом»

(Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу)

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе сделаем вот так!»

(С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает ведущий)

– как бабушка Колобка стряпала?

– как Машенька в лесу грибочки собирала?

– как дед Репку из земли тянул?

– как волк дунул на домик Ниф-Нифа?

– как петушок закричал во всё горло?

Воспитатель: Ребята,посмотрите: в нашем книжном уголке висит портрет автора многих любимых сказок – Корнея Ивановича Чуковского. На нашей выставке представлены и его книги. Вы хорошо знаете его сказки. Вот, например, как называется эта книга? (Ответы детей: «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон», «Айболит»).

Воспитатель: в какой сказке к нему приходят лечиться и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица!

– Кого так называют: Умывальников Начальник и мочалок Командир!

– Кто пошел на базар и купил самовар?

Воспитатель: Молодцы, вы действительно хорошо знаете сказки Чуковского.

Знаете ли вы, как нужно обращаться с книгами, чтобы они радовали не только вас, но и ваших младших братьев и сестер?

Правила обращения с книгами:

Не рисовать, не писать ничего в книгах;

Не вырывать листы, не вырезать картинки;

Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

Не читать книги во время еды;

Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

Пользоваться закладкой

Не брать книгу грязными руками.

Переворачивать страницы аккуратно, чтобы не порвать их.

Подклеить страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попросить помощи у взрослых.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я уверена, что вы всегда будете бережно обращаться с книгами.

Воспитатель: Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь! Набирайтесь ума!

Чтение книг делает нас умнее, добрее, расширяет кругозор, помогает общаться с людьми.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с Вами поговорим про книги. А что же такое книга? (ответы детей)

Воспитатель: Книга – это древнее изобретение человека, с ее помощью люди записывали, сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению.

Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь. Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы, потом из пергамента (тонкой кожи животных).

Древние книги были большими и тяжелыми. Они занимали много места. К кому же на производство одной книги уходило много сил и затрат.

Воспитатель: Ребята, о чем же нам рассказывает книга? (Ответы детей)

Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную.

Загадка:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Воспитатель: Ребята, а что еще мы знаем про книги? В народе людей умеющих читать уважали и почитали. Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о книге.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга твой друг – без неё как без рук.

Без книги как без солнца, и днём темны оконца.

Воспитатель: Скажите ребята, а где хранятся книги? (Ответы детей)

Воспитатель: У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.

Где же тогда нам хранить книги? (ответы детей)

Воспитатель: Оказывается, живут наши верные друзья – книги в специальном доме, который называется – библиотека.

Что же такое библиотека? (Ответы детей) Кто был в библиотеке?

Воспитатель: Библиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется – читатель.

Стихотворение про библиотеку:

Сто чудес для человека

Сохранит библиотека!

Стеллажи стоят у стен

Ожидая перемен.

Книги интересные,

Писатели известные,

Выставки, музеи,

Чудеса, затеи.

Коллектив добросердечный

Ждут читателей, конечно.

Маленьких детишек –

Тех, кто любит книжки!

Воспитатель: На каждого человека в библиотеке заводят специальный документ – читательский формуляр.В формуляре записывают: фамилию имя и адрес читателя. В формуляре будут отмечать те книги, которые выберет читатель для домашнего чтения с указанием числа возврата книги.

В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки, от пола до потолка.

Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, как называется профессия людей, которые работают в библиотеке? (ответы детей)

Воспитатель: Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.

В библиотекеесть два больших зала:

Первый зал называется – абонемент. Специальное место, где ребята, с родителями выбирают, что они хотят почитать, а потом понравившуюся книгу берут домой на время.

Второй зал называется – читальный зал. Подумайте и скажите почему? (ответы детей)

Читальный зал – такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. В этом зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать читателям.

Библиотека является общественно значимым местом, поэтому нужно уметь соблюдать правила поведения. Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке? (Ответы детей)

Воспитатель: НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;

НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;

НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;

НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;

НЕЛЬЗЯ вырывать листы;

НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг

Воспитатель: Скажите ребята, а как нужно правильно относиться к книгам? (Ответы детей)

Воспитатель: К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной.

Необходимо помнить правило: прочитал книгу, сдай её обратно в библиотеку.

Воспитатель: А что нужно сделать, если вдруг нам достанется книга с порванной страницей? (Ответы детей)

Воспитатель:

Унывать друзья, не станем,

Клей прозрачный мы достанем.

Поработаем руками

И починим книгу сами!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали много нового и интересного про удивительный мир книг. Надеюсь, ребята, Вы будете верными друзьями книг! И помните, двери детской библиотеки всегда открыты для маленьких читателей, то есть для Вас!

Как правильно себя вести в библиотеке? Правила поведения в библиотеке?

Как нужно вести себя в библиотеке?

Какие правила необходимо соблюдать, если Вы находитесь в библиотеке?

Библиотека является учреждением культуры,поэтому вести себя в ней полагается культурно.

Для начала необходимо стать читателем библиотеки,то есть попросту говоря, записаться в неё,а затем уже на полном основании можно посещать библиотеку для выбора необходимых книг.

Приходя в библиотеку, принято поздороваться с библиотекарем. Верхнюю одежду и сумки оставить в гардеробе. Если вам нужна помощь в выборе книг,то библиотекарь вам её окажет: подскажет, где, на каких стеллажах,в каких каталогах и картотеках или в каком отделе библиотеки можно найти,то что вам необходимо.

В библиотеке принято разговаривать тихо.

Не стоит в библиотеке разговаривать по телефону, особенно,если вы находитесь в читальном зале.

Нельзя есть чипсы и сухарики во время чтения журналов и книг в читальном зале.

Не рекомендуется в библиотеку приходить в грязной одежде и обуви, если у вас грязные руки вам могут отказать в выдаче книг.

При выборе книг на полках следует соблюдать установленный там порядок-ведь все книги в библиотеке расставлены в соответствии с системой библиографического классификатора и по алфавиту.

Понравившиеся вам книги, можно взять для чтения на дом,на срок,который вам запишет библиотекарь в ваш абонемент

Важно:прочитанные книги необходимо вернуть в библиотеку ! Многие пренебрегают этим правилом и потом обижаются, когда библиотекарь звонит по телефону, неждано-незвано приходит домой или грозит передать взыскание в суд. За несвоевременный возврат книг к читателю могут быть применены штрафные санкции

Правила пользования библиотекой довольно просты,соблюдайте их и посещение библиотек доставит вам удовольствие.

Как ты решила стать библиотекарем?

Когда я жила в Москве, у меня было ощущение, что я, скорее, буду работать с молодежью либо в event-менеджменте. В принципе, я в этом направлении и двигалась. Мне всегда была по душе работа с детьми. Получилось так, что я уехала в Краснодар и там начала заниматься ранним развитием – работала в бэби-клубе. Потом он, к сожалению, закрылся. Я не стала отчаиваться: взяла свои наработки, диплом и пошла преподавать в частный детский сад. Но нагрузка и система занятий там была совсем не такая, как в бэби-клубе. Отработав полгода, я поняла, что такой подход мне не нравится – уволилась. И приняла решение переехать из Краснодара в Петербург.  Пришлось все начинать с нуля: мне 25 лет, за плечами образование и довольно большой опыт работы с детьми. Но у меня не было образования воспитателя, поэтому мои преподавательские навыки не подходили для того, чтобы я могла пойти работать в государственное учреждение. И тут я поняла, что время идет, а я делаю то, что мне все-таки не до конца нравится – эти постоянные потоковые занятия, в которых я себя не реализую. Я пошла на тренинг и поставила себе цель: заняться своей профориентацией. Я очень долго анализировала себя через разные психологические приемы, тестирования и проч. Так я поняла, что по моему темпераменту, по тем навыкам, которые у меня есть, мне вполне может подойти профессия библиотекаря.

Когда нужно приучать детей к книгам?

Я считаю, что чем раньше ребенок начинает знакомство с книгами, тем лучше. В старшей группе «Кнёжиков» у меня, например, почти все дети уже читают сами – там ребята от трех лет. Они приходят, и я им объясняю правила поведения в библиотеке. И, хотя они еще маленькие, они уже знают, где в библиотеке можно шуметь, где нельзя, как нужно с книгой работать и т.д. И если наблюдать за детками 2-3 лет, которые ко мне походили – они настолько аккуратно с книжечками обращаются! И они прямо просятся в библиотеку. Представляете, ребенку всего два годика, а у него уже настолько позитивное отношение к библиотеке!

Но я не настаиваю на том, чтобы ребенок, которому в силу возраста пока тяжело читать, обязательно сам прочел ту или иную книгу. Просто в процессе чтения ему самому становится интереснее. Дети понимают, что книга – это намного глубже, чем просто полистать странички.

Например, недавно я брала книгу про 14 лесных мышей («Зимний день»). Там мышата, пока за окном метель, мастерят себе саночки. В этой книге практически нет текста – в основном картинки. И я детям говорю: «Мышата убежали, но оставили после себя инструменты. Давайте посчитаем, сколько их!». Я даю ребятам игрушечные инструменты, мы их пересчитываем, и оказывается, что их ровно столько же, сколько мышат. Дети берут инструменты и воображают, что мастерят так же, как эти мышата – для них это, конечно, восторг.

Ход беседы:

Воспитатель: Доброе утро, ребята, сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения. Культура поведения – это правила поведения людей,которые всем необходимо соблюдать: и взрослым, и детям. Подумайте, где нужно соблюдать правила поведения?

Дети: в автобусе, в гостях, за столом, на улице, в детском саду

Воспитатель: Совершенно верно! Правила поведения необходимо соблюдать всем и везде. Какие правила поведения должны соблюдать в автобусе? Давайте рассмотрим картинку.

Воспитатель: Скажите, что можно делать, а чего делать нельзя?

Дети: Нельзя не кричать, баловаться. Нужно уступать место старшим

Воспитатель: Правильно. Теперь давайте посмотрим на следующую картинку о правилах поведения за столом.

Воспитатель: Что здесь делают ребята правильно, а что – нет?

Дети: За столом нужно кушать аккуратно, не разбрасывать еду, не лезть за едой через весь стол, не разговаривать с полным ртом и т. д.

Воспитатель: Вы совершенно правы! А какие правила существуют при посещении театра, цирка или кино?

Дети: Не шуметь, не говорить по телефону. Нужно хлопать в ладоши по окончании спектакля

Воспитатель: Ребята, когда вы приходите в гости, какие правила поведения нужно соблюдать?

Дети: Нельзя баловаться, ломать игрушки. Нужно всегда говорить спасибо за угощение

Воспитатель: Правильно, такие же правила поведения мы должны соблюдать не только в гостях, но и дома. Я уверена, что вашим родителям будет очень приятно, если вы будете культурными.

Воспитатель: В детском саду тоже должны соблюдаться правила культуры поведения.

Например. Когда вы приходите в детский сад, обязательно нужно поздороваться со взрослыми и детьми. Какие еще правила поведения есть в детском саду?

Дети: нельзя брать чужие игрушки, нельзя драться, ломать игрушки, если кого-то обидел, нужно попросить прощения. Дети должны слушаться взрослых

Воспитатель: Правильно. Когда вы поели, нужно говорить «спасибо!». Вежливость – это тоже культура поведения, поэтому мы должны знать вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете?

Дети: спасибо, пожалуйста, будьте так добры, извините, приятно познакомиться и т. д.

Воспитатель: Правильно

Запомните, соблюдать культуру поведения в общественных местах очень важно. Если вы будете культурными, воспитанными и вежливыми, то и к вам отношение других будет таким же

Посмотрите на картинку, и запомните эти правила. (Воспитатель показывает картинку и зачитывает правила поведения в общественных местах)

Воспитатель: А теперь посмотрите на другую картинку. Что вы видите? Правильно ли поступают дети?

Ситуации поведения

(Воспитатель предлагает детям картинки, дети рассуждают и объясняют поступки)

Воспитатель: Молодцы, ребята, мне бы очень хотелось, чтобы все мы были воспитанными и культурными, чего я вам и желаю.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий