Домашняя подготовка детей к школе: развивающие упражнения
Развивающие упражнения с дошкольниками можно выполнять не только в тетради, сидя за письменным столом, но и на улице. Уроки на свежем воздухе придутся по душе и запомнятся надолго каждому ребенку.
«Времена года».
Прогуляйтесь с ребенком по осенней аллее. Покажите будущему школьнику разноцветные листья разных деревьев. Расскажите о временах года и тех изменениях в природе, которые происходят с наступлением осени, зимы, весны и лета. Пусть ребенок выберет несколько красивых листьев и сохранит их дома, между страничками толстой книги. Когда листочки высохнут, пусть ребенок обведет их по контуру на листе бумаги и раскрасит.
В снежные зимние дни выходите вместе кормить воробьев и синичек. Расскажите ребенку о зимующих и перелетных птицах. Дома попросите нарисовать тех птичек, которые понравились больше всего.
Весной покажите ребенку первые распустившиеся цветы. Расскажите, что цветы бывают полевые, лесные, садовые
Попросите выполнить звуковой анализ слов: «роза», «подснежник», «лютик», «незабудка».
Во время летних прогулок обращайте внимание ребенка на повышение температуры на улице. Объясните, что бывает летняя и зимняя одежда
Пусть ребенок назовет одежду, которую нужно надевать летом, осенью, зимой и весной. Дома попросите ребенка нарисовать лето.
«Аппликация из крупы и макарон». Предложите ребенку сделать аппликацию при помощи риса, гречки, макарон, манки, гороха и других круп. Подобные упражнения хорошо развивают мелкую моторику. В работе используйте клей ПВА.
«Снежинки». Научите ребенка вырезать снежинки. На сложенном в 4 и 8 раз листе бумаги попросите его вырезать разные геометрические фигуры. Разверните снежинки и оцените результат.
«Фрукты и овощи из пластилина». Покажите ребенку, как из разноцветного пластилина можно легко слепить фрукты и овощи. Сразу ребенок должен скатать шарик, а уже его превратить в нужный фрукт или овощ. Легче всего сделать гроздь винограда, свеклу или морковь – немного сложнее.
Развивающее занятие «Времена года»
Какие навыки нужны первокласснику?
Итак, что бы вы ни выбрали — центр детского развития, репетитора или домашнюю подготовку — стоит определиться с параметрами, которые вы будете развивать. Мы уже писали о необходимых для первоклассника навыках. Что же еще он должен уметь?
- Знать алфавит, писать печатные буквы и иметь базовые навыки чтения.
- Уметь считать и выполнять простейшие операции с цифрами до 10.
- Уметь составить о себе четкий и понятный рассказ.
- Обладать базовыми знаниями: знать времена года, названия фигур, дни недели и т. д.
Также важно, чтобы малыш умел устанавливать социальные контакты, конструктивно решать конфликты, обладал навыками самостоятельности, организованности, дисциплины, имел высокий эмоциональный интеллект.
Подготовка к школе: развивающие задания для речевого развития детей
Легко и непринужденно развивать речь у ребенка можно при помощи веселых заданий и увлекательных игр.
«Экспромт». Подготовьте 5 – 7 карточек с изображенными на них знакомыми ребенку ситуациями или действиями. Разложите перед ребенком карточки рисунком вниз. Предложите ему выбрать любую карточку и попросите придумать по ней рассказ. Чтобы ребенку было интересно, можно привлечь к выполнению задания других членов семьи и устроить конкурс на лучший рассказ.
«Ассоциации». Покажите ребенку картинку, на которой изображено какое-либо знакомое ему действие (птицы улетают на юг, женщина покупает хлеб, дети идут в садик и т.п.). Попросите ребенка назвать слова, которые ассоциируются у него с изображением на картинке.
Игра в прилагательные. Попросите ребенка образовать прилагательные из предоставленных слов, ответив на вопросы: «какой», «какая», «какое»?
- Свет (светлый, светлая, светлое)
- Дом (домашний, домашняя, домашнее)
- Дерево (деревянный, деревянная, деревянное)
- Железо (железный, железная, железное)
- Снег (снежный, снежная, снежное)
- Песок (песчаный, песчаная, песчаное)
Синонимы и антонимы. Попросите ребенка подобрать похожие и противоположные по значению слова к произвольно взятым прилагательным.
Добиться чистоты произношения звуков поможет регулярное выполнение логопедических упражнений:
«Злая кошка». У ребенка открыт рот, в нижние зубы упирается язык, при этом выгнутый так, как кошка выгибает спину, когда злится.
«Карандаш». Карандаш положите перед ребенком, на уровне его губ, на любую твердую плоскую поверхность. Попросите ребенка установить край языка на нижнюю губу и в таком положении сильно подуть на карандаш. Упражнение считается выполненным, если карандаш покатится.
«Орех». Ребенок упирает язык то в правую щеку, то в левую. При этом рот закрыт, мышцы щек и языка напряжены.
«Змея». Рот открыт. Ребенок выдвигает и прячет язык таким образом, чтобы он не коснулся ни губ, ни зубов.
«Часы». Губы ребенка приоткрыты, улыбаются. Кончик языка касается то правого, то левого уголков губ.
«Зубная щетка». Кончиком языка имитировать действия зубной щетки. Таким образом необходимо «почистить» нижние и верхние зубки, внутри и снаружи
При этом важно, чтобы нижняя челюсть оставалась недвижимой
«Забор». Ребенок 10 – 15 секунд показывает «заборчик» из зубов, как можно шире улыбаясь для этого.
Развивающие задания для речевого развития детей
Как в школах организованы подготовительные занятия для будущих первоклассников
Россия приняла закон «Об образовании в РФ» и по приказу Министерства образования и науки в общеобразовательную организацию принимаются все дети по месту жительства.
Как правило, первоклассники принимаются в школу с шести с половиной лет (не допускается позже восьми лет).
Организация подготовительных занятий
Предшкольная подготовка детей осуществляется на основе дошкольной образовательной программы. Дошкольная детская подготовка проводится с учетом возможных достижений дошкольника.
Обратите внимание! Если ребенок посещает детский центр, особой необходимости в курсах подготовки к школе нет. Хотя для многих дошкольников специальная подготовка на занятия к школе не будет лишней
Первое занятие с будущими первоклассниками
Первое задание – знакомство с будущими первоклассниками. Основной целью является создание положительной эмоциональной атмосферы в ходе знакомства, игровой деятельности. Оценить уровень готовности детей, развивать их речь, чтобы подобрать соответствующие задания на занятия.
Важно! Для занятия готовится специальное оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, колонки, презентация к занятию, воздушный шарик, листочки для раскраски-солнышко по количеству детей
Второе занятие с будущими первоклассниками
Последующие занятия с будущими первоклассниками начинаются с умения классифицировать предметы по существенным признакам. Для этого разрабатывается специальная программа, направленная на развитие логического мышления и ориентирование в пространстве. Данное упражнение способствует:
- развитию фонематического слуха;
- формированию познавательного интереса.
Дошколенок должен вспомнить правила, о которых говорили на прошлом занятии. Педагог начинает произносить слова, а дети должны окончить мысль.
– На уроке будь старательным, будь спокойным и … (внимательным).
Все пиши, не отставая, слушай… (не перебивая).
Говори ты четко, внятно, чтобы было все … (понятно).
Если хочешь отвечать, надо руку… (поднимать).
На математике считают, на перемене… (отдыхают).
Будь прилежен на уроке. Не болтай: ты не… (сорока).
Если друг стал отвечать, не спеши… (перебивать).
А помочь захочешь другу – подними спокойно… (руку).
Чтоб не тревожились врачи, на переменках не… (кричи).
Далее дети должны отгадывать загадки.
– В некотором круглом государстве жили-были Смешарики. Жили они не тужили, играли, веселились, но вот пришло время Крошу пойти в школу. Собрались Копатыч и Карыч на совет: «Надо бы подготовить зайчонка к первому классу». И стали они ему загадывать загадки про школьные принадлежности:
«Я весь мир слепить готов –
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин –
У меня есть… (пластилин).
Я большой, я ученик!
В ранце у меня… (дневник).
Я готов к учебным стартам,
Скоро сяду я за… (парту).
Углы рисую и квадратики
Я на уроке…. (математики).
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная… (бумага).
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь… (линейка).
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал? (пенал).
Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолет,
И огромный пароход! (карандаш)».
Шаг 2. Оборудуйте место для учёбы
Чтобы ребёнку было удобно заниматься, а его осанка и зрение всегда были в порядке, важно правильно организовать рабочее место. Советами, каким должно быть рабочее место, поделились мануальный терапевт Дмитрий Ефимов и врач-офтальмолог Надежда Силакова:
- Чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник во время работы за компьютером, необходимо подобрать стол и стул, которые будут «расти» вместе с ребёнком.
- Как вариант, в качестве стула можно использовать фитбол, в этом случае при сидении задействуются мышцы-стабилизаторы, ребёнок держит спину ровно, а позвоночник не перегружается.
- Когда ребёнок сидит за компьютером, его стопы обязательно должны стоять на полу, а руки — свободно лежать на клавиатуре. Учитывайте это при подборе мебели для рабочего места.
- Расположение компьютера должно быть таким, чтобы взгляд ребёнка был по центру монитора или чуть выше. Освещение в комнате должно быть хорошим, нельзя заниматься в темноте.
mamamozhetvse.ru
Эти простые советы помогут вам оборудовать рабочее место ребёнка так, чтобы он мог комфортно работать и сохранил своё здоровье.
Шаг 3. Обучите ребёнка принципам тайм-менеджмента
Управление временем — важный для ребёнка навык, который поможет ему больше успевать и будет очень полезен в будущем. Чтобы подготовка к школе прошла успешно, советы родителям по управлению временем дала спикер марафона Ольга Карачинова, блогер и тренер по тайм-менеджменту:
Составьте расписание занятий. Определитесь, как часто ребёнок будет заниматься: или по чуть-чуть каждый день, или интенсивнее, но дней на учёбу будет меньше
В расписании важно учитывать баланс — чтобы ребёнок не только отдавал ресурсы (учился), но и восполнял их. В расписании должны быть перерывы на «дела-батарейки», которые наполняют ребёнка энергией и эмоциями, например, погонять мяч, поиграть с друзьями или порисовать
Учитывайте это при подготовке к школе.
Совет психолога домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елены Петрусенко:
Совет психолога домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елены Петрусенко:
Важно помнить, что любой график или план — это не догма, и лучше не расписывать все дела поминутно. Старайтесь делать график гибким, и в зависимости от ситуации корректируйте список дел и время на их выполнение.
Родителям, которые помогают ребёнку в обучении, необходимо не забывать о себе и тоже включить в свой график «дела-батарейки», чтобы находиться в ресурсе
В таком состоянии можно дать ребёнку гораздо больше.
Запись на подготовку к школе, как записаться в подготовительный класс в школе
Многие родители задаются вопросом, как записать ребенка на подготовительные занятия в школе. Сделать это очень просто в детском дошкольном учреждении, которое посещает дошкольник или же записаться через Госуслуги.
Обратите внимание! Предварительно многие ДОУ проводят презентации и раздают родителям специальные памятки со всей необходимой информацией
Электронная запись дошкольников
Стандартным способом и через интернет на портале Госуслуг
При стандартной записи существует вероятность, что ребенок все же не будет зачислен именно в определенную школу. Поэтому многие отдают предпочтение порталу Госуслуг.
Основные моменты записи
Перед тем как записаться в подготовительный класс в школе необходимо заранее все тщательно продумать и ознакомиться со всей информацией. Процедура идентична той, которая проводится при поступлении в учебное заведение. При этом обязательно нужно учитывать то, что записывать ребенка нужно заранее, так как рассмотрение заявок происходит с апреля по сентябрь, а запись открыта с января по июнь.
Важно! В отдельных случаях школы могут проводить подготовительные занятия с января, поэтому лучше всего предварительно уточнить всю информацию на портале
Пошаговая инструкция
Чтобы попасть на предстоящий учебный сезон, запись на подготовку к школе осуществляется:
- с 20/01 по 30/06;
- при наличии льготы можно подать заявку с 15/12;
- крайний срок предоставления документов 5 сентября;
- если прописка в границах учебного заведения отсутствует, то заявку нужно подавать с 1/07 по 5/09.
Обратите внимание! При отсутствии прописки в границах школы зачисление в первый класс возможно только при наличии свободных мест, в противном случае будет отказ
Подготовка дошкольников
Для записи ребенка на подготовку к школе через портал госуслуги нужно выполнить следующие действия:
- зарегистрироваться на портале;
- нажать «Получить услугу»;
- вписать сведения о ребенке и адрес прописки;
- из открывшегося списка образовательных организаций выбрать необходимое.
Обратите внимание! Портал госуслуг значительно облегчает процесс записи детей на подготовку к школе и делает его быстрым. Игнорировать данный этап жизни дошкольника не стоит, так как профессионально проведенная подготовка поможет добиться максимальных результатов
Заниматься подготовкой детей к школе самостоятельно дома или записываться к профессиональному репетитору — решать каждому индивидуально
Но, независимо от принятого решения, важно, чтобы занятия проводились систематически и в строгом соответствии со всеми правилами
Домашняя подготовка детей к школе: развивающие игры
Домашняя подготовка к школе подразумевает систематические занятия родителей с ребенком
Важно уделять дошкольнику хотя бы несколько часов в день, превращая обыденные дела и обычные совместные прогулки в увлекательные игры. Родителям следует проявить фантазию, найти индивидуальный подход к своему ребенку, действовать, согласно его интересам
Вот всего лишь несколько вариантов совместных развивающих игр с дошкольником:
«Назови номер». Во время прогулки просите ребенка называть номера домов и проезжающего транспорта, обозначенные на табличках.
«Сколько деревьев?» Вместе считайте все деревья, которые попадаются вам на пути во время прогулки. Также можно считать проезжающие мимо автомобили, все или определенного цвета (размера, марки).
«Кто поменялся местами?» Поставьте перед ребенком 8 – 10 мягких игрушек, попросите его внимательно посмотреть на них, а затем отвернуться. В это время поменяйте местами несколько игрушек. Когда ребенок повернется, пусть попробует угадать, кто поменялся местами.
«Любимый мультик». Посмотрите вместе с ребенком его любимый мультфильм. Задайте вопросы по его содержанию, попросите ребенка рассказать, о чем он.
«Сказка для бабушки». Прочитайте ребенку сказку. Попросите рассказать бабушке (папе, тете, сестричке) о чем эта сказка, описать героев, их внешность и характер.
Регулярные занятия лепкой, рисованием, игра в пазлы и мозаику увлекут ребенка и, в то же время, поспособствуют развитию мелкой моторики пальцев.
Лепка из пластилина позволяет разработать мелкую моторику
Тесты для будущих первоклассников
Готовность ребенка к обучению в школе обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Чтобы он смог успешно включиться в учебный процесс, к старшему дошкольного возрасту должен быть достигнут определенный уровень умственного развития, приобретены достаточно широкие представления и знания об окружающем мире. Готовность к школе во многом зависит от того, как тщательно ребенок умеет выполнять все действия при решении
Для этого необходимо развивать внимание вместе с другими познавательными способностями: мышлением, восприятием, памятью, воображением
Среди факторов, характеризующих готовность к обучению, существенное место занимает сформированность мыслительных операций и действий.
На основе данных, полученных с помощью экспресс-тестов, возможно получить общую характеристику состояния различных психических процессов, выявить зоны неблагополучия.
При проведении тестов нужно обращать внимание на поведение ребенка, умение и способность устанавливать и поддерживать контакт, диалог, способность к сотрудничеству. В процессе всего обследования изучается речь
Обращайте внимание на состояние развития и понимания речи
В процессе всего обследования изучается речь
Обращайте внимание на состояние развития и понимания речи
По результатам выполненных заданий взрослые смогут оценить уровень развития ребенка, его готовность к обучению в школе, увидеть проблемные моменты, вызывающие трудности у ребенка, тесты помогут определить то, на что надо обратить внимание при подготовке ребенка к школе. Основываясь на результатах тестирования, родители смогут определить способности малыша, склонность к какому-либо виду деятельности, подобрать ему достойное образовательное учреждение
Впиши в клеточки названия времён года.
Впиши в клеточки названия времени суток.
Составь фоторобот преступника по описанию: не лысый и не кудрявый, у него длинный нос, нет усов и толстые губы.
Отметь подходящие верхнюю, среднюю и нижнюю части лица.
Классификация предметов и развитие фонетического слуха.
В каждом ряду найди лишнюю картинку, затем запиши подряд первые буквы их названий. Если ты всё сделал правильно, получится имя героя мультфильма.
Определи по плану, куда идут дети.
Нарисуй план, куда идут дети.
Подбери слово по образцу.
Собери велосипед, соединяя линией каждую деталь с её местом на велосипеде.
Соедини между собой фигуры, имеющие общее свойство. Как эти фигуры называются?
Последовательность событий
В каком порядке расположить рисунки? Впиши цифры в клеточки.
Впиши в клеточки цифры, соответствующие дням недели, последовательности месяцев года.
Кому написано открытое письмо?
К какой машине подходит ключ? Раскрась её.
Подбери слово по образцу.
Математическое задание
Проверьте способности ребёнка.
Если отыщет числа от 1 до 25 за 1 минуты – он гений!
Если за 2 минуты – талантище!
Если за 3 минуты – молодец!
Если больше чем за 10 минут – видимо, спортсмен.
Дорисуй в пустых клетках недостающие точки.
Дорисуй фигуры.
Положи в волшебные сумки нужные числа.
Поменяй буквы местами так, чтобы получилось слово.
Найди в этом квадрате из букв названия 11 предметов, которые можно встретить на кухне. Слова можно искать по вертикали, горизонтали и диагонали.
Логические задания
Разведчики передают друг другу информацию, зашифровав её с помощью ключа – буква заменяется каким-нибудь символом. Попробуй, используя ключ, зашифровать слова.
А теперь расшифруй слова:
Шаг 4. Сделайте обучение интересным и индивидуальным
Важно учитывать, что сейчас на первое место выходят таланты человека, и в будущем многие работодатели будут оценивать именно индивидуальные способности работников и их soft skills. Об этом в рамках марафона мы поговорили с Ириной Фомичёвой, руководителем учебного отдела «Экстерната и домашней школы Фоксфорда»:. Кроме того, в нашей онлайн-школе есть углублённые и олимпиадные курсы, а также нацеленные на развитие soft skills: эмоционального интеллекта, навыков коммуникации, критического мышления, умения вести переговоры
Кроме того, в нашей онлайн-школе есть углублённые и олимпиадные курсы, а также нацеленные на развитие soft skills: эмоционального интеллекта, навыков коммуникации, критического мышления, умения вести переговоры.
Когда ребёнок может двигаться в индивидуальном направлении и развивать свои данные, учёба из обязаловки превращается в приключение.
<<Форма бесплатного курса>>
Что делают на этих занятиях
На данном этапе у ребенка уже должен быть определенный уровень мышления, памяти, внимания.
Обратите внимание! Кроме того, ему необходимо научиться взаимодействовать с учителем, одноклассниками, быть вежливым, уметь выполнять задания, быть самостоятельным согласно возрасту, учиться организованности. Чтобы этому всему научиться, совсем необязательно покидать дом и посещать школьный центр
Что делают на уроках
Занятия по обучению чтению с будущими первоклассниками
Грамотное чтение позволит решить несколько важнейших задач:
- развить познавательные способности;
- расширить словарный запас;
- развить грамматический строй речи;
- формировать основу письменной речи, запоминать правильное написание слов. То есть ребенок может самостоятельно написать письмо своей бабушке или маме.
Подготовительные занятия для будущих первоклассников по математике
Математик учит:
- считать (прямой и обратный счет, порядковый счет); писать цифры, пропись;
- анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- мыслить образно, фантазировать;
- быть внимательными, запоминать информацию;
- различать понятия «один», «много», «мало», «больше», «меньше», «равно»;
- знать и использовать знаки простых математических действий;
- ориентироваться во времени (знать части суток, число и порядок дней в неделе, недель в месяце, месяцев в году, времена года, иметь понятие о часах и минутах);
- делить геометрические фигуры на части, составлять фигуры из частей;
- знать предыдущие и последующие числа (для каждого числа из первого десятка);
- знать простые единицы измерения (килограмм, сантиметр, литр);
- находить сходства и различия предметов или их групп;
- сравнивать числа первого десятка; сравнивать предметы по их размеру, площади, цвету, форме;
- складывать и вычитать.
Упражнения по обучению письму
Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе
Обратите внимание! Когда начнется непосредственное письмо – новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее
В рекомендациях представлены:
- упражнения и задания для отработки дифференциации правых и левых частей тела;
- упражнения по развитию ориентации в окружающем пространстве и на плоскости;
- упражнения и карточки-задания по подготовке руки к письму;
- упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Программа подготовки к школе от IQши
Сайт гармоничного развития IQша поможет вам эффективно подготовиться к школе, находясь в любой точке мира. IQша предлагает множество упражнений в игровой форме на развитие логического мышления, речи, чтения, навыков счёта. Так вы сможете разнообразить процесс обучения и сделать его более лёгким и увлекательным.
Самое главное – будьте внимательны и терпеливы к ребенку, учитывайте его пожелания, не устраивайте гонку за успехами, оглядываясь на достижения других детей. От родителей, в первую очередь, зависит, каким будет отношение к школе у будущего первоклассника. Будьте тёплыми, принимающими наставниками, чаще разговаривайте с ребёнком и интересуйтесь, какие эмоции он испытывает, стараясь проявить как можно больше участия. Не делайте подготовку к школе целью номер один. Играйте, гуляйте, веселитесь и превратите уроки в увлекательные игровые занятия, которые помогут развить нужные навыки с интересом и без напряжения.
Когда начинать готовиться?
Психологи из детских развивающих центров в один голос заявляют, что раньше 5,5–6 лет занятиях по подготовке к школе смысла нет. И на это есть несколько причин:
Детский мозг может быть просто не готов к данной информации
Обучение происходит постепенно, и важно учитывать «зоны развития» и не перескакивать их. А значит, новые знания должны ложиться на крепкую базу предыдущих
Изучив все дома заранее, малыш будет скучать весь первый класс.
Слишком раннее обучение школьным дисциплинам без особого интереса со стороны малыша может отбить познавательный интерес в дальнейшем.
В дошкольном периоде важно не столько научить ребенка считать и писать, сколько «прокачать» его творческие способности. Полезно записать малыша в центр детского творчества, где под руководством опытных педагогов он раскроет свои таланты.