Педагогический этикет

Внешний вид педагога

Кроме учеников внешний вид педагога оценивают и его коллеги. Ушло то время, когда учитель должен был придерживаться «строгого стиля»: носить одежду тёмного цвета, не позволять себе украшений и макияжа. Серая скромность педагога объяснялась тем, что красивый модный наряд отвлекает учеников от изучаемого предмета. Сейчас все понимают, что от предмета отвлекает не костюм, а скука, царящая на уроках. Современный педагог – тот самый человек, у которого всё прекрасно: и занятия, и одежда, и маникюр.

Одежда

Жёсткого дресс-кода у педагогов нет. Мантию преподаватель надевает лишь в колледжах и университетах на торжественные мероприятия. В остальное время и в других образовательных учреждениях требование к одежде педагога одно: она должна ему идти.

Служебный этикет в одежде запрещает только всё, что слишком:

дорогую одежду;

драгоценности;

ультрамодные наряды;

кричащие цвета;

огромные вырезы и разрезы;

короткие юбки;

высокие каблуки.

Умный педагог не даст повода рассматривать и обсуждать своё нижнее бельё, не придёт на работу в шортах и прозрачной блузке.

Причёска, руки и здоровье

Причёска современного педагога – модная, свежая, аккуратная. Неприятны лишь длинные распущенные волосы, лезущие в лицо рядом стоящему коллеге.

Руки – инструмент педагога. Они всегда на виду: держат указку, листают журнал, жестикулируют и т.п. Руки должны быть ухожены, с маникюром естественного цвета.

Внешний вид педагога – это и осанка, и походка, и здоровье. Учителя, влюблённые в свою работу, забывают о себе. Как результат – лишний вес, больные спины, испорченное зрение, хронические болезни и больничные листы. На коллег падает нагрузка заболевшего педагога, что не вызывает у них особой радости. Заботиться о своём здоровье, долго оставаться молодым, энергичным – негласное правило педагогической этики.

Педагогический коллектив – союз близких по целям людей, где со временем оцениваются личные качества каждого. Соблюдение правил служебного этикета, соответствующие ему манеры и внешний вид, позволят коллегам относиться к педагогу как к воспитанному человеку, с которым приятно работать и общаться.

Базовые правила этикета, которые являются уместными для учителей

Речевой этикет учителя

Это умение четко и доступно выражать собственные мысли. Учитель должен не только знать свой предмет и владеть определенной терминологией, но и уметь донести тему детям доступными понятиями, чтобы заинтересовать их.

Кроме того, с 16 января 2021 года вступили в силу нормы закона О государственном языке. Поэтому отныне общение в школах должно происходить исключительно на украинском языке.

Высокие моральные качества

Педагог отмечает, что учитель должен иметь социальную ответственность перед детьми и их семьями. Ведь школьники часто подражают действиям учителя, поэтому педагог должен подавать хороший пример.

Прежде всего, учитель должен давать лишь те обещания, которые точно смогжет выполнить. Например, если пообещали ученикам приз за победу в конкурсе, подарите его.

Также МОН разработало рекомендации для учителей по организации воспитательного процесса в школе. Согласно им, педагоги обязаны:

  • уважать достоинство, права, свободы и законные интересы всех учеников;
  • на личном примере утверждать уважение к общественной морали и общественным ценностям, в частности правды, справедливости, патриотизма, гуманизма, толерантности;
  • защищать учащихся во время образовательного процесса от любых форм физического и психического насилия, унижения чести и достоинства, дискриминации, пропаганды и агитации и тому подобное;
  • предотвращать употребление учащимися и другими лицами на территории школы алкогольных напитков, наркотических средств, другим вредным привычкам.

Пунктуальность

Учителя должны всегда приходить вовремя – это будет хороший пример для подражания детям. По словам педагога, в среднем учитель должен приходить за 20 минут до начала первого урока. За это время он сможет подготовить кабинет к обучению, разложить необходимый материал, просмотреть конспект урока и настроиться на работу.

Учитель готовится к уроку / Фото НУШ

Хорошо, когда у учителя во время рабочего дня есть перерыв и отдых между уроков. Это позволяет отдохнуть, настроиться на следующую тему, проверить тетради и тому подобное.

Приветствие

Учительница отмечает, что первым должен здороваться человек, который заходит в помещение. Поэтому, если педагог пришел на урок к школьникам, то он должен поздороваться.

Интересно, что в Новой украинской школе учителя имеют возможность провести утренние встречи, во время которых он может уделить время каждому ребенку, спросить о настроении, обсудить погоду и тому подобное. Это момент незаметного единения учителя с детьми.

Также интересным способом приветствия является “светофор”, где ребенок должен сам выбрать что он сейчас желает (обнять учителя, потанцевать с ним, дать пять и т.д.). Можно здороваться каждый день на разных языках мира, делать с помощью эмоций, – делится Ольга Еременко.

Внешний вид учителя

Учителя не имеют обязательной формы, но они должны иметь официальный и надлежащий вид в школе. К тому же, благодаря одежде ученики лучше воспринимают учителя как друга.

К слову, Министерство образования и науки утвердило рекомендации по оцениванию обучения учащихся 1 – 4 классов в школах. В частности, предлагают применять вербальную оценку результатов детей. Детали – читайте в статье.

Дресс код педагога

Еще не так давно учителям запрещалось носить модную одежду и украшения, наносить макияж

Считалось, что это отвлекает внимание учеников от урока. Но это в прошлом, ведь установлено, что внимание отвлекает не приятная внешность и костюм, а скука, монотонность и неинтересная подача информации

Тем не менее, к внешнему виду преподавателя все же предъявляются требования:

  1. Одежда не должна быть слишком дорогой. Обилие всевозможных брендов и лейблов в учебном заведении неуместно.
  2. Не допускается ношение ярких, вычурных украшений. Во всем нужна умеренность: можно надевать неброские аксессуары из драгоценных металлов или хорошую бижутерию, если она не выбивается из общего образа.
  3. Экстремальный стиль в одежде. Ультракороткие юбки, блузы с глубоким декольте, рваные джинсы, одежда с обилием страз и блесток и прочие кричащие предметы гардероба неуместны.
  4. Нежелательно носить обувь на высоком каблуке. Это обусловлено и практическими аспектами, ведь учитель вынужден проводить много времени на ногах, а обувь на высоком каблуке в этом случае провоцирует усталость и проблемы со здоровьем.

Важно обратить внимание и на другие составляющие образа. Это, например, парфюм. Он не должен быть слишком навязчивым

Это неприятно окружающим людям. Не допускается яркий макияж, маникюр

Он не должен быть слишком навязчивым. Это неприятно окружающим людям. Не допускается яркий макияж, маникюр.

Конечно, это вовсе не означает, что преподаватель должен полностью отказаться от использования косметики. Но нужно отдавать предпочтение натуральным, сдержанным оттенкам. Что касается прически, здесь нет ограничений. Единственное, нужно следить за чистотой волос. Также нежелательно носить распущенные длинные волосы, которые будут мешать во время занятий.

Ход семинара-практикума:

Начать нашу встречу хочется притчей «Все в твоих руках».

– «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку,он спросил: мертвая она или живая?».А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая –выпущу: Мудрец, подумав,ответил: «Все в твоих руках».

– В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома», а педагоги, владея педагогической этикой, – добродушны и отзывчивы, к которым радостно будут бежать утром дети, а родители счастливы поговорить о воспитании.

Каждое действие,каждое обращение необходимо сопровождать уместными к случаю ритуалами: «волшебными словами» – пожалуйста, спасибо, благодарю Вас и т. д.

Давайте в начале нашей беседы вспомним, что же такое «этика». Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли».

Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Кстати, «такт» в переводе с греческого – «легкое прикосновение».

«Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть. Говоря словами Г. Гуцкова «Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок сердца».

Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.

Постоянное общение педагога требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.

Игра «Составь портрет»

Наиболее значимые качества воспитателя.

Давайте попробуем продумать наиболее значимые качества для воспитателя. Напишем каждый свое мнение на листочках, которые потом приклеим к нашему дереву, тем самым мы покажем как простые, но значимые качества и умения воспитателя облагораживают.

Зеленые листочки, заготовка дерева.

Педагогический тренинг. Выразительная речь

Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику

Произнесите фразу

«Иди сюда»

громко,

возмущенно,

радостно,

таинственно.

Скажите

«Молодец»

тихо,

громко,

ласково,

удивленно,

радостно.

Произнесите фразу

«Посмотрите»

громко,

возмущенно,

радостно,

таинственно.

Скажите

«Все получится»

тихо,

громко,

ласково,

удивленно,

радостно.

Произнесите фразу

«Попробуй еще раз»

громко,

возмущенно,

радостно,

таинственно.

Скажите

«Ребята»

тихо,

громко,

ласково,

удивленно,

радостно.

Буклеты. Мысли разных авторов на тему этики.

Речевой этикет педагога

Преподаватель – это не только источник знаний, но и пример для подражания

Поэтому он должен обращать пристальное внимание на культуру речи, при помощи которой он осуществляет свою деятельность и передает ученикам нужную информацию. Во время урока учитель обращает внимание на правила речевого этикета педагога:

  1. Тональность речи. Тон сдержанный, спокойный, доброжелательный.
  2. Темп речи. Этот показатель зависит от возрастной группы обучающихся: для детей младшего возраста темп медленный, для старших учеников допускается большая скорость произношения.
  3. Силу голоса. Повышать голос недопустимо для учителя. При этом он говорит громко, чтобы ученики услышали его.
  4. Интонацию – чтобы информация легче усваивалась слушателями, нужно выражать ее особым образом: делать логические паузы, ударения на те или иные слова.
  5. Правильность – речь преподавателя должна соответствовать всем нормам, принятым в русском языке. Не допускается неправильное произношение слов, неверное построение предложений, наличие слов-паразитов.
  6. Доброжелательность и уважение к оппоненту. Речевой этикет не допускает агрессивных высказываний, ненормативной лексики, применительно к конкретному человеку, группе людей или ситуации.

Манеры поведения – нормы и правила для педагога

Устав, гимн, ритуал посвящения в профессию, творческие поздравления с особыми событиями, обращения друг к другу на «ты» или на «вы» – в каждом коллективе со временем формируется свой маленький микромир. Но где бы он ни возник – в школе, в детском саду, в институте – основные правила и нормы профессиональной этики одинаковы у всех.

  1. Педагог, как король, всегда точен. И на самую первую лекцию/урок/занятие приходит заранее, чтобы успеть привести в порядок себя, кабинет, необходимые материалы и оборудование.
  2. Педагог – собран и аккуратен. Его конспекты – безупречны. Документы (журналы, листки учёта, табеля и т.п.) заполняются вовремя. И в классе и в учительской всё так, как надо.
  3. Педагог – сдержан. Он не выливает на коллег громкое раздражение, вызванное неудачным уроком, лекцией, занятием, не ищет виноватого.
  4. Педагог – чуткий собеседник. Его речь спокойна, благожелательна. Он выслушает и услышит проблему, которую обсудит с другими только с согласия собеседника.
  5. Педагог – тактичный человек. Он не сделает громкого замечания по поводу внешнего вида или профессионального уровня своего коллеги, не обидит его и не унизит.
  6. Педагог соблюдает законы субординации. В его отношениях нет панибратства или фамильярности ни с коллегами, имеющими меньший опыт, ни с коллегами, занимающими высокие должности.

Педагогу, постоянно недовольному другими, превозносящему свою значимость и превосходство – лучше найти себя в другой профессии.

Этикетное слушание

Соблюдение этикета слушания — важная и очень трудная сторона соблюдения этикета общения. Мы с детства знаем, что нельзя перебивать собеседника, но, наверное, нет ни одного человека который мог бы о себе сказать что он неукоснительно следует этому правилу. Особенно много нарушений этикета общения наблюдается со стороны слушающих. Умение внимательно и терпеливо выслушивать собеседника — навык, который надо неустанно тренировать.

Почему же неумение выслушать — такое распространенное явление в нашем общении? Дело в том, что для этого есть целый ряд очень серьезных причин:

  • Мы перебиваем, потому что «ум не хочет ждать» (мы мыслим в 5— 10 раз быстрее, чем говорим): собеседник еще не закончил, а мы уже поняли его мысль, готовы ответить или возразить ему. А собеседник в это время пытается еще повторить, растолковать, думает, что не совсем убедил нас. Нетерпение и заставляет нас перебивать.
  • Нередко у нас возникает иллюзия, что мы поняли — какая-то мысль показалась нам знакомой, и мы торопимся на нее отреагировать, а ведь собеседник мог иметь в виду вовсе не то, что нам показалось в первую минуту, он еще не закончил свою аргументацию.
  • Если мы испытываем отрицательные эмоции к собеседнику, то мы зачастую просто его не слушаем, а пытаемся провести свою собственную мысль; кстати, если мы испытываем к собеседнику положительные эмоции, также слушаем невнимательно и часто пропускаем важную информацию.
  • Если собеседник говорит что-то, что противоречит нашим взглядам, то мы нередко перестаем воспринимать смысл его речи, так как мысленно уже готовим опровержение, свою аргументацию.
  • Перебиваем мы и того, кто говорит общеизвестное, сообщает устаревшую информацию.
  • Очень часто мы не слушаем собеседника, поскольку мысленно торопим его в выражении сути, главной мысли — и пропускаем аргументацию, доводы, проявляем нетерпение.
  • Невнимательное восприятие речи собеседника может быть связано с трудностью изложения если он говорит сложно, слушатель может отказаться от восприятия и интерпретации его речи и начать перебивать или задавать вопросы.
  • Часто мы невнимательно слушаем знакомых, хорошо известных нам лиц — мы как бы наперед знаем, что они скажут и в этом случае тоже не в силах сдержать нетерпение, перебиваем их, зачастую невежливо

Необходимо иметь в виду, что невнимательное слушание ведет зачастую к получению ложной информации, неправильной интерпретации слов собеседника. Внимательное, этикетное слушание имеет огромное значение в общении: о внимательных, заинтересованных слушателях все думают хорошо, внимательный слушатель кажется собеседнику уважительным, вежливым, доброжелательным и умным, заслуживающим доверия. К внимательным слушателям собеседник располагается, высоко оценивает их личные и человеческие качества, поэтому соблюдением этикета слушания ни как нельзя пренебрегать. Важнейшее правило речевого этикета: «Отдай предпочтение слушанию перед всеми видами деятельности».

Существуют следующие законы для слушающего:

  1. Если кто-нибудь обратился к вам с речью, необходимо прервать дела и внимательно выслушать, о чем он вам сообщает.
  2. Необходимо выслушать внимательно и до конца, даже если на это нет времени, или, с вашей точки зрения, говорящий мелет чепуху.
  3. Доброжелательно и уважительно выслушивая собеседнка, постарайтесь не перебивать его и не сбивать с мысли, не переводит слушание в собственное говорение. Подчеркивайте заинтересованность в нем, в его словах—взглядом, мимикой, междометными и жестовыми «поддакиваниями» (кивками головой), подтверждайте контакт внимания, понимания.
  4. Вовремя оцените речь собеседника, согласитесь или не согласитесь с ним, ответьте на поставленный вопрос.
  5. Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, направленную не к вам.

Этикет слушания предполагает, что слушание должно быть активным. Это означает, что взгляд должен быть сосредоточен на говорящем, слушающий должен находиться в активной позе немного наклонена голова, корпус чуть подается вперед в сторону говорящего, мимика внимания, прекращенние отвлекающих действий, например щелканья колпачком ручки, одергивания одежды, раскачивания и др.).

Права воспитателя

Помимо многочисленных обязанностей, у воспитателя также есть и права. Основные права воспитателя ДОУ:

  • Требовать от организации соблюдения условий для своего роста как профессионала, в том числе на организацию курсов дополнительного образования.
  • Участвовать в профессиональных конкурсах.
  • Получать консультативную поддержку по всем вопросам в рамках его деятельности.
  • Самостоятельно определять методологию учебного процесса, подбирать оптимальные на свой взгляд инструменты и приемы. При условии соответствия их ФГОС и утвержденной программе.
  • В соответствии с Уставом, воспитатель может участвовать в собраниях и работе Совета педагогов, включая право на продвижение своей кандидатуры на пост Председателя.
  • На защиту своей чести как профессионала и анонимность при служебном разбирательстве.

Тезисы примерного положения о нормах профессиональной этики педагогических работников

Итак, текущее положение о нормах профессиональной этики педагогических работников было разработано на основании положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” и Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”.

Ниже приведем важнейшие пункты новых норм профессиональной этики педагогических работников

Педагогические работники призваны:

  • уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  • проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к обучающимся, их родителям и коллегам;
  • проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между обучающимися;
  • соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы;
  • воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей;
  • избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность .

Отдельно планируется разработать кодекс поведения педагогов в сети Интернет.

Пока что предписания Министерства носят сугубо рекомендательный характер, но не исключено, что вскоре они станут обязательными.

В этой связи видится обязательным преподавание педагогической этики в педагогических ВУЗах. Кроме того, общие положения поведения педагога в обществе и Интернете должны доносится до абитуриентов, чтобы они заранее были готовы к своему статусу.

Литература

  1. Котигер Я, Чамлер В. Педагогическая этика. – Кишинев: Изд-во КГПУ, 1984.
  2. Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 N ИП-941/06/484 “О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников”

Литература:

  1. Кононова Т. М. Модернизационные процессы в сфере образования: интернет-технологии и их роль / Т. М. Кононова // Вестник ТГАКИиСТ. – Тюмень, 2014. – № 2. – С. 218–221.
  2. Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: Учеб. пособие / Э. И. Медведь. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. – 48 с.
  3. Пуртова Т. В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие / Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная. – М.:Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – 250с.: ил.
  4. Соболь В. А. Искусство – педагог – ученик: этика и эстетика хореографической деятельности / В. А. Соболь. – Тюмень: ГАУ ДОД ТО «Областной центр дополнительного образования детей и молодёжи», 2009. – 36 с.

Над статьёй работала: Синица В. Б., главный специалист отдела хореографии ГБУ «Республиканский дом народного творчества и кино».

Понятие речевого этикета и его функция

Важная роль в работе воспитателя отводится общению с людьми, в частности коммуникативному общению. Поэтому умение правильно говорить становится одним из «секретов» мастерства педагога – мастера. Речевой этикет предписывает некоторые правила, следуя которым, включенные в процесс общения люди, чувствуют себя комфортно. Речевой этикет — это совокупность правил речевого поведения людей, определяемых взаимоотношениями говорящих и отражающих вежливые отношения между людьми. Речевой этикет подразделяют на этикет устного общения и этикет письменного общения.

Этикет устного общения включает формулы вежливости и правила ведения разговора (этикет общения), этикет письменного общения — формулы вежливости и правила ведения переписки (этикет переписки).

Можно выделить некоторые признаки речевого этикета, отличающие его от других видов общения.

  1. Ситуативность. Речевой этикет выражает определенное отношение говорящего к его собеседнику только в конкретной ситуации, только применительно к конкретному собеседнику, в момент общения, в данном месте общения. Изменение какого-либо из названных параметров требует и изменения используемых этикетных формул. Можно сказать, что для каждой ситуации общения существует свой речевой этикет.
  2. Регулятивность. Речевой этикет регулирует отношения между людьми, участвующими в общении. Он распределяет коммуникативные роли, устанавливает статус собеседников и определяет тональность общения.
  3. Согласованность. Речевой этикет предполагает, что этикетные нормы выполняются согласованно всеми участниками общения, что в этикетной ситуаций дол жен состояться обмен этикетной информацией, хотя бы в степени «замечено».
  4. Наличие коммуникативной рамки. Например, приветствие при появлении и прощание при уходе… Этикетные речевые акты, как правило, предполагают стандартное начало и стандартное завершение.

Речевой этикет в общении людей выполняет ряд важных функций:

Установление контакта между людьми

Речевой этикет позволяет привлечь внимание собеседника, побудить его к вступлению в контакт, осуществить знакомство с собеседником.
Поддержание контакта между людьми. Эта функция речевого этикета осуществляется в форме светского общения

При помощи средств речевого этикета собеседники, не углубляясь в тему разговора, могут провести за беседой определенное время, необходимое для того, чтобы поддержать отношения, составить или возобновить впечатления друг о друге, узнать друг о друге некоторые сведения. Поддержание контакта — необходимая часть человеческого общения в современном обществе.
Демонстрация вежливого, уважительного отношения к собеседнику. Значительная часть средств речевого этикета обслуживает именно эту функцию — формы обращения, извинения благодарности, выражения сочувствия, просьбы, приветствия и др.
Регуляция поведения людей в обществе. Соблюдение норм и правил речевого этикета делает поведение людей в процессе общения предсказуемым, понятным для окружающих.
Профилактика конфликтов. Соблюдение правил речевого этикета (демонстрация уважительного отношения к собеседнику, своевременное извинение за какой-либо проступок, соблюдение правил вежливости и др.) предотвращает возможные конфликты. т.о. поддержание этикетного общения со всеми без исключения членами коллектива Д/С, родителями … – важнейшее условие нормальных человеческих отношений, надежное средство решения конфликтов.

Понятие педагогической этики

Проблема педагогической этики актуальна в век Интернета и свободных нравов. Несмотря на то, что мир меняется, педагог остается засим от общественного мнения. Каждый его шаг находится под наблюдением общественности.

Педагогическая этика существует давно. Дело в том, что профессия педагога требует от человека не только профессионализма но и высоких моральных качеств. Мораль и нравственность – основа педагогической этики.

Современная педагогическая этика направлена на изучение характера нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде. Кроме тог, она включает в себя разработку основ педагогического этикета.

Педагогическая этика держится на трех столпах:

  • Мораль
  • Нравственность
  • Профессиональный педагогический долг

Кроме основ педагогической этики важна роль и профессиональная чести в педагогике, которая является осознанием педагога своих профессиональных качеств, значимости, а также общественное признание, общественное уважение моральных заслуг и качеств учителя.

Педагогическая мораль крайне важна для педагога. Это система общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях.

Педагогическая этика опирается на нравственность и нравственные убеждения. Она рассматривает нравственные убеждения как равносильный морали элемент, который стал нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям.

Еще одним элементом входящим в педагогическую этику является педагогический авторитет. Он напрямую зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, общественной активностью учителя, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжелательно указать на ошибки коллегам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом и т.д. .

Во все времена российский учитель был носителем безупречного воспитания и должен был соответствовать ряду постулатов, которые в разные времена звучали из уст классиков:

1. Учитель обязан быть носителем глубоких и всесторонних знаний.

2. Учитель должен постоянно совершенствоваться. Если учитель перестал учиться он перестает быть учителем.

3. Учитель должен любить свою профессию

4. Учитель обязан знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные особенности.

5. Учитель должен быть гуманистом и человеколюбцем.

6. Авторитет в среде учащихся у учителя должен быть неприрекаемым

7. Учитель должен быть активным общественником, просветителем и распространителем знаний.

8. Учитель обязан быть патриотом России.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий