Ребенок левша: особенности развития мальчика, девочки – нужно ли переучивать?

Чем помочь ребенку, если он левша?

Леворукому ребенку не просто в мире праворуких людей

Если Вы правша, то обратите внимание хотя бы на дверные ручки. Удобно ли открывать большинство из них левой рукой?

Покажите пример

Малыш левша не может в точности скопировать движения взрослых, которые они совершают правой рукой. Выходит, что такому ребенку нужно догадаться, как выполнить похожее действие «зеркально». Поэтому первое, что можно сделать для маленького левши — показать пример, используя левую руку.

Тренируйте руки

Еще одна проблема заключается в том, что моторика верхних конечностей напрямую влияет на развитие соответствующего полушария

Поэтому крайне важно предлагать малышу занятия, требующие использование обеих рук. Например:

  • игры с мячом: ловить, кидать, толкать, отбивать обеими руками и поочередно то одной то другой;
  • плавание;
  • гимнастика с гантелями;
  • прыжки на скакалке;
  • вязание;
  • разминание глины.

А так же упражнения на мелкую моторику, которые показаны всем дошколятам:

  • перекладывание и перебирание круп;
  • составление аппликаций;
  • раскручивание мелких деталей;
  • шнурование;
  • завязывание узелков, бантиков и тд.

Дайте таланту реализоваться

В связи с большой артистичностью малыша и склонностью к творчеству целесообразно отправить кроху в соответствующий кружок или театральную студию. Если чадо изъявило желание заняться танцами, живописью, каким-то спортом — идите навстречу. В любом случае помочь ребенку развить его творческие способности стоит.

Не задевайте малыша

Следует помнить о высокой возбудимости и ранимости маленького левши

Ни в коем случае не акцентируйте внимание на этой особенности в негативном ключе. Даже если у ребенка возникают проблемы с письмом, не стоит говорить, что все дело в левой руке. Подобные высказывания могут оставить след в душе ребенка на многие годы

Подобные высказывания могут оставить след в душе ребенка на многие годы.

Остро отреагирует такой малыш и на любое порицание, повышение голоса или просто излишнюю строгость. Как все артистичные натуры, Ваш ребенок особенно остро нуждается в поддержке, понимании и принятии. Поэтому чтобы сохранить доверительные отношения со своим чадом чаще хвалите его и подбадривайте, а свое недовольство высказывайте спокойным тоном.

Сделайте жизнь ребенка удобнее

Приобретайте любые предметы, способные облегчить жизнь малыша. В последнее время их появляется все больше — специальные ножницы, ручки, карандаши. Не так давно появились даже прописи для детей, использующих левую руку. Буквы в них расположены с обратным наклоном. Это позволяет развивать каллиграфию у левши, что еще совсем недавно казалось почти невозможным.

Разумеется, стоит предупредить воспитателя в детском саду и учителя в школе о том, что малыш левша. Это позволит наставнику лучше организовать рабочее пространство ребенка и оградить его от ненужных расспросов.

13 удивительных фактов о левшах

Хотите еще немного поддержать своего ребенка? Используйте факты о левшах как бы между прочим. Вот несколько примеров:

  1. Хоть мы и говорим о генетическом факторе, существование гена леворукости пока не подтверждено, как и сцепленность этого гена с полом. Но среди мужчин левшей больше.
  2. Сын отца-левши имеет больше шансов оказаться таким же правополушарным, в отличие от дочери.
  3. Существует культурная зависимость. Например, в Америке и Великобритании леворукость распространена шире, чем в России.
  4. Левши метают копья не хуже правшей, есть даже раздельно зафиксированные мировые рекорды.
  5. В Древнем Риме рабов-левшей считали скидочным товаром.
  6. Все попугаи какаду – леволапые. Гориллы делятся на левшей и правшей поровну.
  7. Праздник – День левшей – отмечают 13 августа.
  8. Улитки наращивают раковину с правым или левым направлением. Левосторонних намного меньше.
  9. Если сложить пальцы в замок, то можно определить свою латеральность. У левшей большой палец левой руки оказывается сверху. Статистика этого теста не одинакова для разных частей света.
  10. Примерно четверть людей путает направления вправо и влево.
  11. Мужчины-левши лучше запоминают лица, чем праворукие.
  12. Почти каждый левша может освоить владение двумя руками одновременно, тогда как правши к этому не способны.
  13. Левши имеют преимущество в спортивных состязаниях по боксу, теннису, бадминтону и фехтованию.

Воспитывать правополушарного малыша сложнее, отчего и интереснее. Он развивается по своей индивидуальной программе и всегда остается загадкой для родителей и педагогов. Специфика воспитания, обучения и ежедневного общения с ребенком-левшой сводится в итоге лишь к пониманию того, что его особенность – не патология, не заболевание и не отклонение.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Роль нейропсихолога в определении ведущей руки ребёнка

«Универсальных» детей нет, а значит нет и «универсальных» рецептов исцеления. Симптомы нарушений могут быть похожи. Но, если копнуть глубже, их природа будет значительно различаться.

Для примера, возьмём двух детей пяти лет. Допустим их зовут Ваня и Миша. Родители обоих мальчиков жалуются на то, что их сын невнимателен, капризен, часто плачет. Родители Вани где-то почитали, где-то поспрашивали и решили, что дело в режиме дня. Ваню начали пораньше укладывать спать, он стал меньше смотреть в телевизор и больше гулять. Ваня стал значительно спокойнее. Родители, довольные собой и сыном, рассказали о своём опыте Мишиным родителям. С этого дня Миша тоже начал ложиться в девять, часами гулять и смотреть телевизор по 20 минут в день. Но мальчик, по-прежнему, плачет по любому поводу, а на занятиях «считает ворон». Родители в недоумении: «Мы же всё сделали правильно! Почему не помогло?».

Во многих случаях проясняет ситуацию нейропсихологическая диагностика. И тогда может оказаться, что дело вовсе не в режиме дня, а в особенностях взаимодействия определённых отделов головного мозга. Одной из характеристик этого взаимодействия является то, какой рукой ребёнок предпочитает действовать. Поэтому к определению ведущей руки, нейропсихологи подходят основательно. Эта информация помогает найти оптимальные решения в развитии и обучении детей.

Особенности развития ребенка-левши

Ребенок-левша обладает особенностями, которые следует учитывать при воспитании и обучении. Правое полушарие мозга отвечает за воображение, спонтанность, креативность. У левшей часто наблюдается хороший музыкальный слух, чувство цвета, художественный вкус, им легче даются предметы, где необходимо пространственное воображение, например – геометрия. Решать задачки левшам сложно, но они способны найти интересное и нестандартное решение. Скрытая леворукость может обнаружиться у малыша, который путает верх-низ, право-лево, пишет буквы в зеркальном отображении.

Ребенок-левша мальчик – особенности

Вероятность рождения мальчика-левши выше, чем девочки. Среди популярных людей этой особенностью обладают люди самых разных профессий, известные левши – Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Юлий Цезарь, Чарли Чаплин, Пикассо, Наполеон. Эти люди обладали разносторонними талантами и являлись нестандартными личностями. Очень полезно мальчику-левше заниматься спортом, развивающим обе руки – плаванием, лыжами, баскетболом.

Ребенок-левша мальчик – особенности развития:

  • импульсивность – мальчики-левши часто действуют под воздействием эмоций;
  • хорошее воображение – маленькие левши являются отличными конструкторами, в них это желательно развивать – они могут показать очень хорошие результаты в проектировании, моделировании;
  • тревожность – мальчики-левши чаще других детей страдают от тревожности, это особенность правополушарных детей;
  • быстрая утомляемость – все левши быстро утомляются.

Ребенок-левша девочка – особенности

Известные женщины-левши – Анджелина Джоли, Опра Уинфри, Леди Гага, Сара Джесика Паркер, Дженифер Лоуренс. Девочка-левша – очень чувствительна, ее легко задеть и обидеть, поэтому при общении с этой малышкой требуются деликатность и тактичность. Вне уроков девочке-левше рекомендовано заниматься вязанием, игрой на фортепиано, лепкой – это развивает обе руки ребенка.

Ребенок-левша девочка – особенности развития:

  • впечатлительность – это качество левшей сильно выражено у девочек, малышка может принимать близко к сердцу все, даже сюжеты мультфильмов;
  • мечтательность – девочка-левша очень любит мечтать, что-то придумывать, желательно научить ее извлекать пользу из этого, например, она может рисовать картины на основе своих фантазий;
  • обидчивость – это негативное качество свойственно правополушарным детям;
  • повышенная утомляемость – девочки-левши часто жалуются на усталость, это нужно учитывать в процессе обучения.

Психологические особенности леворуких, праворуких детей и амбидекстров

Разные полушария мозга по-разному воспринимают информацию, что объясняет некоторые особенности и отличия в поведении праворуких и леворуких людей, а также амбидекстров.

Психологический портрет левшей, правшей, амбидекстров

  • Правши — консервативны, принципиальны, последовательны, предсказуемы. Они отличаются эмоционально стабильным поведением, обладают аналитическим, абстрактным мышлением, практически никогда не спорят и не ссорятся, им свойственны точность и аккуратность.
  • Левши — импульсивные, эмоциональные, упрямы и замкнуты, стремятся к переменам, прогрессу, плохо ориентируются в пространстве, обладают творческой натурой.
  • Амбидекстр — универсален, интеллектуально развит, при хорошей интуиции имеет высокий творческий потенциал, мышление аналитическое со склонностью к гениальности, высоких результатов добивается во всем.

Дети амбидекстры и левши часто испытывают сложности в обучении, поэтому требуют особого внимания к себе. Воспитывать любого ребенка необходимо с учетом его особенностей. Однако, если у вас возникают сложности при воспитании леворуких детей и амбидекстров, то необходимо обратиться к психологу, который поможет раскрыть потенциал вашего чада.

Стоит ли переучивать левшей?

Раньше владение левой рукой считалось патологией, отклонением от нормы, поэтому детей переучивали в правшей. Это сопровождалось психологическими травмами у маленьких левшей, да и применяемые для переучивания методы не всегда можно было назвать гуманными. Сейчас психологи и педагоги не рекомендуют переучивать левшей на правшей, так как это может стать причиной тревожности, страхов, неврозов и протестов у ребенка. Вмешательство в природное распределение функций между полушариями способствует развитию у ребенка замкнутости, неловкости в движениях и заниженной самооценки.

Совет от специалиста

Педагогический и клинический психолог, психолог-психоаналитик Людмила Владимировна Алтыева (Санкт-Петербург) дает родителям левшей, правшей, амбидекстров следующий совет:

Заметить, что ребенок предпочитает пользоваться той или иной рукой, родители могут уже на самом раннем этапе. Так, младенец будет чаще манипулировать предметом ведущей рукой (сосать кулачок, хватать игрушку, бутылочку и т.п.). К 1,5 — 2 годам эта тенденция приобретает более постоянный характер. Например, ребенок берет ложку только правой или левой рукой. Именно в это время родители/воспитатели делают попытку приучить ребенка пользоваться «правильной» рукой. Однако основной помощью для малыша будет предложить ему самому определиться в этом вопросе — не вкладывать предмет в ручку, а положить его так, чтобы можно было взять его и той, и другой рукой. В детском саду/школе можно и нужно предупредить педагогов, что ребенок предпочитает пользоваться левой рукой. Сейчас педагоги относятся к таким детям с пониманием. И, пожалуй, самое главное. Прочитав о психологическом портрете правшей, левшей и амбидекстров, нужно улыбнуться, принять к сведению и прийти к выводу, что интуиция, творческий потенциал и умение выстраивать отношения — это не только физиологическая данность, но и то, что можно и нужно активно развивать в ребенке.

Праворукость / леворукость

Ученые всего мира из давних времен пытаются понять и разобраться в природном феномене – леворукости людей. За многие десятилетия провели немало исследований и на их основании изложили ряд выводов и заключений.

Для того, чтоб определить возможность наследования того или иного признака, следует понять как они передаются. Генетики выделяют два вида генов – доминантные и рецессивные. Доминантные – это гены, способные угнетать, подавлять действие более слабых генов. Рецессивные гены – это гены, которые подавляются.

С точки зрения генетики праворукость считается доминантным (преобладающим) признаком, ведь им владеют около 90% населения планеты. Соответственно, леворукость будет рецессивным признаком, ведь левши составляют всего около 10% людей в мире. Процент левшей во всем мире медленно растет, поскольку быть левшой становится все более социально принятым явлением.

Ранее считалось, что у людей преобладающим является одно из полушарий головного мозга. Если у человека превосходит в развитии левое полушарие, то вероятнее он будет правшой, если правое – левшой. Возможно также смешанное преобладание, когда для различных задач используются разные руки, а также амбидекстрия, когда человек одинаково хорошо владеет обоими руками.

Считается, что на выбор руки человеком влияет генетическая предрасположенность и внешнее окружение.

Генетические факторы

Мысль о том, что преобладание той или иной руки может быть наследственным, пришла еще к Чарльзу Дарвину, который был праворуким, но имел сына левшу. При этом он отмечал, что его брат, мать и дедушка тоже были левшами. Его предположение оказалось верным. Генетика играет определенную роль в доминировании правой или левой руки.

Ученые на протяжении многих лет пытаются найти гены, отвечающие за леворукость. В 2007 году в ходе научных исследований ученые одного из британских университетов открыли ген LRRTM1 – первый ген, связанный с повышенной вероятностью доминирования левой руки. Но вскоре выяснилось, что связь гена с леворукостью проявляется только, если ген наследуется со стороны отца.

В 2010 году обнаружилась связь между вариациями гена PCSK6, который отвечает за межполушарную асимметрию головного мозга, и выбор доминантной руки у детей с языковыми растройтсвами (например, дислексией). Ученые полагают, что этот ген влияет на асимметрию мозга во время развития эмбриона и, следовательно, на доминирование правой или левой руки.

В 2017 году ученные из Германии обнаружили, что определить предпочтение ребенком руки (правша или левша) можно уже на восьмой неделе беременности, когда формируется позвоночник. Примерно после 13 недели беременности во время УЗИ можно увидеть, что ребенок сосет большой палец правой или левой руки, указывая на предпочтение руки в будущем. Согласно исследованию, еще задолго до того, как при развитии ребенка мозг и спинной мозг будут функционально связаны, в спинном мозге уже видны генетические различия, которые позже повлияют на то, будет ли ребенок правшой или левшой.

В сентябре 2019 года были опубликованы результаты исследования, согласно которому, впервые определены области человеческой ДНК, тесно связанные с тем, является ли человек правшой или левшой. Ученые также обнаружили, что правый и левый участки мозга, которые отвечают за языковые навыки, более скоординированно работают у левшей.

Согласно исследованиям близнецов и их семей, около 25% случаев леворукости можно объяснить влиянием генов, в то время как остальные 75% определяются влиянием окружающей среды. Чем больше в семье левшей, тем больше шансов у ребенка тоже стать левшой. У идентичных близнецов, которые имеют один и тот же набор генов, могут быть разные доминирующие руки. Это говорит о том, что генетика тут играет далеко не основную роль.

Научные факты о левшах

  • Начиная с 1976 года ежегодно 13 августа во всем мире празднуется Международный день левши (International Lefthanders Day)
  • Левши более склонны к аллергиям и мигреням
  • Мужчин-левшей больше, чем женщин-левшей
  • Левши лучше справляются с многозадачностью
  • Левши более часто выбирают творческие профессии
  • Левши примерно в два раза чаще встречаются среди близнецов
  • Левши имеют более высокий уровень интеллекта (миф). Согласно исследованию 2007 года левши чаше имеют более высокий уровень IQ, однако исследование 2010 года говорит об обратном. В 2018 году ученые собрали и проанализировали данные нескольких отдельных исследований. В результате обнаружилось, что разница в интеллекте между левшами и правшами настолько мала, что ее можно не учитывать.

Как леворукий ребенок справляется с учебой?

Недоразвитое зрительно-пространственное восприятие, которое распространено у леворуких детей, является причиной следующих проблем:

  • замедленного темпа чтения – ребенок подолгу сидит над учебником;
  • отставания в письме – малыш пишет лишние детали или упускает из виду важные элементы;
  • замены похожих фигур – ребенок легко может нарисовать овал вместо круга или квадрат вместо прямоугольника;
  • копирования или зеркального отображения букв и цифр;
  • отсутствия устойчивого почерка – буквы разных размеров нередко «прыгают» между строк.

Стоит отметить, что эти сложности только усиливаются при попытках вылепить из малыша правшу. Левше сложно совладать и с циферблатом – он обычно определяет время с разницей в 10 или 15 минут. Чтобы ни в чем не отставать от сверстников, он придумывает колоссальные обходные пути.

Преимущества и недостатки жизни левшей

Ребенок не должен воспринимать себя ни как будущего гения, ни как отклонение от нормы

Относитесь к нему с обычной любовью и вниманием. Заранее встретьтесь с его будущей учительницей и расскажите об особенности дошкольника

При этом папе с мамой нужно знать, в чем сильные и слабые стороны левши, чтобы вовремя предотвратить возможные опасности и конфликты.

Мир устроен для удобства людей с доминирующей правой рукой. Левши должны постоянно приспосабливаться, и это неудобство тоже можно отнести к преимуществам. Они умеют сами подстраиваться под обстоятельства, проявлять гибкость. В результате человек с доминирующим правым полушарием учится водить машину и сдает экзамен на права не хуже остальных. Он приходит на производство и осваивает оборудование, рассчитанное на праворуких работников. Эта особенность дает людям и другие преимущества:

  • уникальный способ переработки информации позволяет генерировать креативные идеи;
  • высокий творческий потенциал;
  • способность находить нестандартные решения различных проблем;
  • в некоторых видах спорта (бокс, фехтование, теннис) противнику трудно приспособиться и предугадать действия левши.

Конечно, леворукость создает и много сложностей. Дети часто бывают жестокими, ищут в своей среде изгоя, объект для насмешек. Часто жертвами становятся их сверстники, имеющие какие-нибудь особенности. Ситуация усугубляется еще и тем, что левши очень болезненно реагируют на негативное мнение окружающих. Есть и другие отрицательные стороны леворукости:

  • медленное обучение чтению;
  • сложность в распознавании геометрических фигур;
  • неправильное или зеркальное изображение букв и цифр;
  • быстрая утомляемость.

Родителям нужно помочь ребенку в первые школьные годы. Контролируйте, как ваш маленький левша делает домашние задания. Отнеситесь к его ошибкам доброжелательно, вместе разберитесь, почему он неправильно решил задачу или написал букву. Придумайте мнемонические правила в эмоциональной веселой форме: буква «з» поворачивается Задом к соседкам, написанным после нее. А если сказать ему, что овал – это круг, на который сел слон, ребенок никогда в жизни не перепутает эти фигуры.

Не огорчайтесь, если ваш ребенок левша не показывает признаки одаренности. Любите своего малыша таким, какой он есть, радуйтесь вместе с ним, старайтесь утешить при неудачах, помогайте найти выход из сложной ситуации

Обращайте внимание на положительные характеристики, свойственные леворуким детям, и используйте их при выборе внешкольных занятий. С вашей поддержкой ребенок сумеет в полной мере воспользоваться возможностями, которые дает доминирующее правое полушарие, и преодолеть сложности, вытекающие из этой особенности

Преимущества левшей

Поскольку леворукие люди были вынуждены всегда жить в мире правшей, основное их качество – гибкость и высокий уровень приспосабливания к изменяющимся условиям среды. Эта черта относится, например, к климатической адаптации.

Кроме того, среди уникальных черт левшей выделяют следующие позитивные особенности:

  • леворукие способны создавать неповторимые и своеобразные продукты творчества, поскольку их способ переработки информации уникален – схватывание целостного образа, а не разрозненных частей;
  • левшу отличает глубокий и богатый эмоциональный мир, что позволяет таким людям достигать успеха в творческих профессиях и видах деятельности;
  • «инновационный» характер мышления, когда человек способен генерировать множество идей и одномоментно «прокручивать» в голове различные решения;
  • ведущая левая рука позволяет левшам выделяться среди спортсменов-правшей, поэтому среди победителей боксёрских, теннисных и фехтовальных турниров немало леворуких.

Помимо этого, нельзя не упомянуть про большое число талантливых и даже гениальных людей среди левшей. Возможно, именно эта информация успокоит мам, которые считают, что с леворуким ребёнком будет слишком много хлопот.

Ребенок левша: Особенности развития

Развитие ребенка левши практически не отличается от развития праворукого малыша. Но несмотря на это, есть некоторые особенности преобладания правого творческого полушария мозга. Эти особенности не носят негатива, но родители должны их учитывать.

Дети левши в большинстве случаев являются творческими личностями. Они отличаются ранимостью, креативом, мечтательностью, изобретательностью, забывчивостью и обидчивостью. В младенчестве они начинают проявлять свою одаренность в тех или иных моментах, делая что-то раньше и лучше своих сверстников.

Некоторые психологи утверждают, что у таких детей имеются или могут возникнуть проблемы с запоминанием и усваиванием информации. Не у всех детей левшей есть подобные особенности, но среди них такая тенденция наблюдается. Чтобы улучшить детскую память, с карапузом нужно заниматься, позволяя ему запоминать информацию образно. При изучении алфавита, показывая крохе буквы, их обязательно нужно с чем-нибудь ассоциировать. При заучивании стиха с ребенком можно нарисовать картинку того, что происходит в повествовании.

Кроме этого, у леворуких малышей могут наблюдаться проблемы с изучением точных наук. Малышам нелегко дается счет в уме, решение арифметических задач и черчение. Такие проблемы наблюдаются хоть и часто, но не у всех. К примеру, Эйнштейна в юном возрасте хотели исключить из школы за его неуспеваемость по точным предметам. К тому же он так и не получил школьный аттестат, хотя был выдающимся человеком.

Как бы там ни было, не нужно превращать леворукость в трагедию, поскольку эта особенность абсолютно нормальна. Просто при изучении школьной программы нужно делать упор не только на гуманитарные и творческие дисциплины, но и на точные науки. Поощрять нужно те действия, которые у малыша получаются лучше всего.

Леворукие малыши немного отличаются от своих праворуких сверстников. Они обладают нетривиальными особенностями или даже гениальностью

Таким детям необходимо пристальное внимание родителей, так как их воспитание – это большой труд и громадная ответственность

Природа левшизма

Левшизм – не патология, не отклонение от нормы, а закономерное явление, которое наблюдается у всех биологических видов. Левши есть и среди людей, и среди животных.

Эта особенность бывает наследственной, врожденной и приобретенной, и встречается у всех народов и на всех континентах. По статистике у 7-17% людей на Земле – левая рука рабочая.

Левшизм случается из-за большей активности правого полушария мозга, которое отвечает за работу левой стороны тела, образное мышление, творчество и интуицию. У правшей же активней работает левое полушарие мозга, которое отвечает за работу правой стороны тела, а также за логику, аналитическое мышление, письмо, чтение, речь. Это – природа, и против нее не поспоришь.

Левши, как уже было сказано, бывают трех видов:

  • наследственные – они получили левшизм от родителей или других предков, переданный им через ДНК;
  • прирожденные левши получаются во время родовых травм, когда у ребенка травмируется левое полушарие и это приводит к активности правого;
  • вынужденный (компенсаторный) левшизм случается в результате травмы правой руки, привычки или вследствие подражания кому-либо из родителей. Он еще называется леворукостью.

Кроме того, существуют люди-амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, что позволяет им в равной степени владеть обеими руками.

Как определить, левша или правша ребенок

Ну, это очень просто определяется еще до года. Левша никогда не будет брать в правую руку игрушку. Рисовать, складывать пирамидку, держать ложку он будет только левой рукой. Наблюдательные родители могут возразить, что почти все дети до года несознательно пользуются обеими руками одинаково. Обеими – да, но не одинаково. Предпочтение будет отдаваться все же «лидирующей» руке.

К 2-3 годам левшизм (если он не является скрытым), проявится уже в полной мере. Левша по норме интеллектуальных и сенсорных способностей ничем не отличается от правши. Но у него будут проявляться такие особенности, как:

  • трудности с усидчивостью и звукопроизношением;
  • медленное и скачкообразное развитие речи;
  • идеальный слух и художественный вкус;
  • активное эмоциональное развитие;
  • сложности ориентирования в пространстве и проблемы с координацией движения;
  • хорошо развитое логическое мышление;
  • отличное интуитивное восприятие.

Чтобы выявить скрытого левшу, попросите ребенка совершить такие действия:

  1. Переплести пальчики в «замочек». Если наверху «замочка» лежит большой пальчик правой руки, то он правша, если наоборот, то левша.
  2. Похлопать в ладошки. Правая рука сверху – правша, левая – левша.
  3. Развязать пару узелков на веревочке или платочке. Левша будет развязывать сам узел левой, а держать веревочку в правой. И наоборот – правша держать будет веревочку в левой руке, а развязывать правой.
  4. Скрестить руки на груди. У левши автоматически получится, что кисть правой руки «спрячется» под левую руку, а кисть левой ляжет поверх правого предплечья.

От чего взрослым следует воздержаться

Согласно последним исследованиям в данной области, переучивать и заставлять ребенка категорически не рекомендуется. Его мозг устроен именно таким образом, а своими запретами и давлением, чтобы держал ручку и ложку только в правой руке, вы совершаете насилие.

Подумайте: если бы вас заставляли стать левшой, что вы бы испытывали? Дискомфорт и внутреннее сопротивление. То же самое испытывает и ребенок-левша.

Если продолжать настаивать, то вместе с эмоциональным страданием, у малыша могут быть задержки в речевом развитии. Ведь вы сбиваете его естественную систему восприятия информации, поэтому она «путается» в мозге и с трудом «оседает» в нужном полушарии.

Можно довести ребенка таким переучиванием до невротических состояний, характеризующихся заиканием, энурезом. Малыш становится раздражительным, теряет аппетит и сон, может жаловаться на неприятные ощущения в области живота, на головные боли.

К тому же, со временем, уже у взрослого «переученного» человека, наблюдаются такие последствия: топографический кретинизм (неумение ориентироваться на местности), отсутствие навыков воспринимать музыку и полное отсутствие навыков танца.

Постарайтесь тактично подойти к особенности своего сына или дочки. Не вспоминайте постоянно о леворукости, и уж тем более не упрекайте. Ведь это не недостаток и не болезнь. Малыш может воспринимать ваши реплики как упрек, чувствовать себя неуверенно, особенно в коллективе, где остальные дети праворукие.

Не высказывайте свое неудовольствие и не повышайте голос. Левши очень обидчивые и ранимые. Если вы переборщите с нравоучениями, то ребенок попросту отдалиться от вас, а завоевать его расположение будет очень непросто.

Трудности леворуких детей

Сразу нужно сказать, что левшество – это вариант нормы, поэтому нижеследующую информацию родителям леворуких детей не следует воспринимать в штыки. Напротив, знание трудностей должно помочь выделить сильные стороны и снизить проявление отрицательных психофизиологических качеств.

Как уже было отмечено, ребёнок-левша отличается более развитым творческим мышлением, нежели праворукие сверстники. Однако в то же время у леворуких детей отмечается замедленное формирование тех умений, которые требуют межполушарного взаимодействия.

Американские учёные установили, что среди эмоционального фона у левшей превалируют такие качества, как несдержанность, робость, пониженное настроение, тревожность. В целом для детей характерны отрицательные, а не положительные эмоции.

Основная же проблема детей-левшей – нарушенное или недостаточно развитое зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и зрительно-двигательная координация.

Недостаточность этих функций может привести к таким трудностям, как:

  • замедленное обучение чтению из-за нарушенного восприятия и запоминания буквенных конструкций;
  • создание неправильных зрительных образов цифровых и буквенных обозначений (ребёнок нарушает соотношения элементов, путается в похожих буквах и цифрах, приписывает лишние части либо забывает дописать нужные элементы букв);
  • слабое дифференцирование геометрических фигурок, замена похожих по начертанию фигур (кружок с овалом, квадратик с прямоугольником);
  • сложности с копированием в тетради различных изображений;
  • некрасивый почерк (кривые штришки, вытянутые, увеличенные в размерах буквы, постоянное изменение их наклона);
  • зеркальное начертание букв, цифр и некоторых изображений;
  • низкая скорость письма.

Выраженность подобных недостатков можно снизить при учёте особенностей леворуких детей. В ином случае проблемы только усилятся (особенно при переучивании).

Кроме того, психологи отмечают, что многие леворукие дети с трудом привыкают к школьному обучению. Именно поэтому первоклассники-левши требуют к себе повышенного внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Каждый родитель желает знать

Основное, что должны понимать папы и мамы, – леворукость является одним из вариантов нормального развития и зависит от врожденных особенностей. Это ни в коем случае не отклонение!

Мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств. При этом правое отвечает за левую половину тела, левое – за правую.

В левом полушарии расположены речевые центры, оно анализирует, классифицирует полученную информацию. Ему свойственно рационально-логическое мышление. Правое же называют эмоциональным, интуитивным. Оно отвечает за пространственно-образное мышление.

Естественно, среди детей встречаются те, кто больше пользуется левым полушарием. У таких рано проявляются способности к математике, структурированию. Не менее редки ребятишки, которые больше пользуются правым полушарием. Они фантазеры и выдумщики, поражают окружающих творческими талантами.

Тем не менее нельзя сказать, что леворукие станут художниками или артистами, а праворукие – инженерами и конструкторами. Потому что в большинстве случаев картина смазанная. Малыши пользуются и теми и другими способностями. Кто-то в равной степени, у кого-то идет небольшое преобладание определенных качеств. Чтобы картина стала яснее, проведи тест.

В форме игры попроси ребенка

  • похлопать в ладоши;
  • погладить пушистую игрушку или домашнее животное;
  • открутить колпачок на бутылочке с водой;
  • показать “сороку-ворону” (водить пальцем одной руки по ладони другой).

В большинстве случаев главную роль будет выполнять ведущая рука. Хотя может быть и так, что половину действий ребенок выполняет одной рукой, остальные – другой. Значит, он еще окончательно не определился. Для того чтобы прояснить картину, можно дополнить тест слуховым и визуальным рядом. Что для этого нужно?

Возьми лист бумаги и проделай в нем отверстие. Пусть кроха посмотрит через него на тебя. Какой глаз увидела?

Теперь дай малютке послушать, как тикают часики. Пусть расстояние до обоих ушей будет одинаковым. Каким же он все-таки прислушивается? В случае явного преобладания определенной стороны тела можно выявить и ведущую руку. Не получилось? Специалисты рекомендуют провести повторный тест через полгода.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий