Как определить, левша или правша ребенок: тест на леворукость и праворукость

Компенсаторная леворукость у детей

Нейропсихологи принципиально разделяют два внешне похожих феномена. Генетическое левшество и компенсаторная леворукость. И если левшество у детей генетически задано, то не-праворукость (леворукость) у детей обусловлена рядом причин, в которых мы попробуем разобраться.

Что же такое компенсаторная леворукость? И как организована функциональная асимметрия леворуких детей?

Патологическая леворукость у детей возникает из-за дефекта в развитии. К таким дефектам относятся: правосторонняя кривошея и соответственно грубейший гипертонус всего шейно-грудного отдела;
● пренатальный или перинатальный функциональный дефицит различных структур мозга (больше левого полушария);
● органический дефицит;
● гипертензионно-гидроцефальный синдром;
● дефицитарность субкортикальный (стволовых) образований мозга;
● травма правой руки.

Печально то, что родители могут не знать, что у ребенка был при рождении тот или иной дефицит. Ведь неврологи не всегда считают, что гипертонус плода, двойное обвитие пуповины или «зеленые воды» могут иметь какие-то серьезные последствия. И конечно, редко кто может связать родовые травмы ребенка с его «не семейным» выбором левой руки.

Выбор не правой руки для потенциальных правшей — это прежде всего риск задержки психического развития. И такие диагнозы, как ЗПР, ЗРР, ММД и др. часто встречаются у детей с леворукостью.

Без специально организованных нейропсихологических занятий мозг ребенка будет работать при помощи компенсаторных возможностей, скорее всего, в сторону обкрадывания корко-подкорковых структур. В обучении любой деятельности симптом обкрадывания будет проявляться либо в виде повышенной утомляемости, усталости, сонливости, истерик и негативизма, либо в виде дефицита внимания, рассеянности, «глупых ошибок». Благодаря специально организованным коррекционным занятиям ребенок может спонтанно поменять левую руку на правую. Такое «волшебство» возможно только до 7 – 8 летнего возраста. И, конечно, чем раньше, тем лучше.

Сложность в том, что трудности, связанные с неистинным левшеством, обычно становятся заметны лишь с началом обучения в школе. К сожалению, чем ребенок взрослее, тем сложнее будет происходить формирование и стабилизация определенных структур мозга. Коррекционное воздействие никак не связано с методом «переучивания» с левой руки на правую. Коррекционная нейропсихологическая работа направлена на формирование и стабилизацию межполушарных и подкорково-корковых отношений. Соответственно, благоприятное воздействие на мозг естественным образом отразится на изменение руки.

Многообразие теорий и накопленных практических методов в коррекционно-развивающем пространстве детей-левшей, как правило, не противоречат, а дополняют друг друга

Важно присматриваться к своему ребенку, не пугаться его особенностей. Ведь именно страх, что все непоправимо в развитии ребенка, сковывает родителей и не дает увидеть реальность

А реальность не так уж и страшна. Просто надо вовремя помочь. Своевременность — залог психического здоровья!

Как пройти тест на леворукость?

Моторика:

  • завяжите несколько ярких атласных лент в несложные узлы и предложите детке их распутать, затем проведите обратное: попросите ребенка завязать узлы на лентах;
  • предложите малышу на скорость успеть открыть несколько бутылочек;
  • положите в спичечные коробки различную мелочь (монету, кнопку, пуговицу и т.д.), в некоторые не кладите ничего и предложите малышу на скорость найти нужные предметы, открывая коробки.

Ловкость:

  • предложите малышу поиграть в ловлю мяча, который обязательно должен быть маленьким, чтобы при ловле не задействовались обе руки;
  • бросайте мяч так, чтобы поймать его было не слишком легко, но и не слишком сложно, а также поощряйте каждый пойманный бросок жетоном, чтобы ребенок был максимально заинтересован и старался поймать его изо всех сил (в таких случаях скрытый левша инстинктивно проявляет себя).

Рутина:

предложите малышу убраться в комнате, помыть посуду и т.д.

Креативность:

дайте малышу лист бумаги, карандаши и попросите нарисовать что-нибудь, лучше всего, если вы не будете наблюдать за процессом и поторапливать его. Достаточно лишь проследить, какой ручкой малыш начал рисовать (если следить за ребенком во время процесса, он начнет нервничать, переживать и, возможно, стесняться, поэтому пристально наблюдать за его действиями не стоит). Когда ребенок закончит, предложите ему, чисто интереса ради, попробовать нарисовать что-нибудь другой рукой. Рисунок, выполненный рабочей рукой, будет значительно опрятней и аккуратней.

Во время выполнения малышом заданий, внимательно наблюдайте за его рабочей рукой (не исключено, что некоторые вещи ребенок может делать и правой, и левой), разумеется, одного проведения теста недостаточно, чтобы убедиться в праворукости или леворукости человека, поэтому постарайтесь проводить такие игры с малышом как можно чаще, а в идеале нужно каждый раз добавлять в тест что-то новое, либо менять порядок игр. Результаты лучше фиксировать.

Проблемы левшей

Большинство людей на Земле праворукие, и это сказывается на всей культуре — от приветствия правой рукой до правил дорожного движения и письма (хотя, как известно, есть исключения).

«Правостороннее» мышление отражено во многих языках, в том числе и в русском: слово «левый» часто используется в значениях «лишний», «неверный», «незаконный» (левая деталь, левый доход, пойти налево), в то время как «правый» ассоциируется с «истинным» и «верным» (правда, правильный, православие).

Впрочем, лингвистическая дискриминация — не самая большая проблема леворуких людей. Куда важнее трудности, которые они испытывают в быту и при обучении.

  • Чистописание. Начертание букв справа налево придумано не для левой руки. Левше очень трудно выводить буквы с наклоном вправо. А в процессе письма левая рука движется по только что написанному тексту, размазывая чернила. Кроме того, леворукие дети чаще, чем правши, пишут буквы не в ту сторону (R вместо Я, N вместо И). Всё это — причины «грязи в тетради», которую так ненавидят учителя.
  • Использование ножниц. Обычные ножницы заточены так, чтобы их было удобно держать в правой руке. В левой они часто «зажёвывают» материал (особенно плотный — текстиль или картон) или режут не по намеченной линии. Первый выход — найти удобные ножницы: существуют даже специальные модели для левшей. Второй — научиться резать правой.
  • Ориентация в пространстве. Даже взрослые левши нередко путают право и лево. Скорее всего, у этой проблемы социальные корни. Левше чаще приходится использовать правую руку, чем правше — левую. Открывать большинство дверей, держаться за поручень эскалатора, переключать передачи в машине. Роль ведущей руки смещается, и возникает лёгкая дезориентация. Вторая возможная причина связана с обучением. Взрослые обычно говорят: «правая рука — та, которой ты ешь». А потом вспоминают, что с их ребёнком эта аналогия не работает, и исправляются: «то есть та, которой ты НЕ ешь». Возникает путаница. Хорошо запомнить, где право, а где лево, помогают подвижные игры, например твистер.

Координация. Родители левшей периодически слышат от воспитателей в садике: «у него (неё) нарушена координация, он(а) не может правильно повторить движение — всё делает в другую сторону». И советуют обратиться к неврологу. Но координация здесь ни при чём: проблема снова в ориентации. Детям-левшам проще «отзеркалить» движение стоящего напротив, чем мысленно развернуть его и сделать в том же направлении. Решение простое: и учитель, и ученик, должны стоять напротив зеркала. Тогда ребёнок без труда сможет повторять за преподавателем.

Музицирование. Некоторые инструменты можно перестроить под левую руку (как делает это Пол Маккартни со своей гитарой), но лишь некоторые. Например, игра на клавишных всегда требует более сложных движений правой рукой. Это не значит, что левше закрыт путь в пианисты, — просто обучение потребует больше времени и терпения.

В ряде случаев ведущая левая рука или нога может быть преимуществом. Левшей очень ценят в спорте — за возможность делать нестандартные подачи, совершать хитрые отборы и наносить неожиданные удары. Хоккеист Евгений Малкин, теннисистка Мария Шарапова, боксёр Султан Ибрагимов и легенды футбола Пеле и Диего Марадона достигли успехов во многом благодаря левшеству. Ловкое владение левой рукой бывает незаменимо в прикладных профессиях: от реставратора до хирурга.

Плюсы, минусы, подводные камни

В 1996 году исследователи из Гарвардской медицинской школы обнаружили, что хирурги-ортопеды, библиотекари и математики были в основном правшами, в то время как адвокаты и архитекторы — скорее левшами. И, кстати, четверть астронавтов космической программы «Аполлон» в основном действовали левой рукой, так что, возможно, у левшей есть необъяснимая тяга к космосу. Очень может быть, что левши лучше боксируют. Или, что вероятнее, находятся в более выигрышном положении на ринге, потому что правши привыкли драться с правшами: лёгкая дезориентация противника, связанная с заторможенностью реакции, обеспечивает левшам в боксе конкурентное преимущество.

Левши менее склонны к артриту и язве и, возможно, способны быстрее восстанавливаться после инсультов за счёт меньшей восприимчивости мозга к типичным для состояния повреждениям. Левши реже попадают в аварии на дорогах и в целом ездят более аккуратно. А ещё они лучше приспособлены к условиям высокой конкуренции. Наконец, левши пишут более разборчиво правой рукой, чем правши левой.

Есть и более тревожные данные: когда исследователи из Йельского университета опрашивали пациентов психиатрической клиники, 40 % из тех, у кого была диагностирована шизофрения или шизоаффективное расстройство, признались, что пишут левой рукой. А исследование 2007 года показало, что у левшей выше риск рака молочной железы, особенно в период после менопаузы. А ещё у них, по всей видимости, чаще диагностируют синдром беспокойных ног и другие двигательные нарушения сна. При этом зарплаты левшей на 10–20 % ниже, чем у правшей на тех же позициях.

Также левши живут несколько меньше правшей — возможно, это связано с тем, что мир хуже для них приспособлен. Праворукое большинство при этом обычно даже не подозревает о неудобствах на каждом шагу. Так, молния на джинсах обычно закрыта тканью именно с левой стороны, чтобы её было удобно застёгивать правой рукой. Когда левши пытаются чертить по линейке, их левая рука закрывает цифры, а когда они пишут длинные тексты, на ней обязательно остаются следы от ручек и карандашей. Самые важные кнопки, идёт речь о фотоаппарате или клавиатуре, тоже обычно находятся справа. Да и у компьютерных мышей, как правило, «правый» изгиб и расположение функций. Другая ежедневная боль для многих левшей — ножницы, которые мнут бумагу, вместо того чтобы резать её, и тетради на металлических кольцах. Список можно продолжать бесконечно, но вывод тут один — если десятая часть планеты пользуется левой рукой, то явно пришло время брать это в расчёт.

ФОТОГРАФИИ: Ofakind

Ребенок левша, особенности развития

При разумном спокойном подходе, принятии ситуации такой, какая она есть, родители могут воспитать ребенка-левшу ничем не отличающимся от других детей, кроме леворукости, а часто и генияем в какой-либо области. Родителям необходимо создать щадящие условия для такого ребенка, начиная с приобретения вилок и ложек для левшей, договориться с учителем, чтобы за парту ребенка сажали слева, покупать ручки с быстросохнущей пастой, чтобы он не стирал левой рукой написанное в тетради. У детей-левшей очень развито образное мышление, отмечается повышенное восприятие звуков, прекрасный музыкальный слух.

Родителям необходимо приглядеться к увлечениям ребенка и поощрять их. Если он любит рисовать, отдайте его в изостудию или музыкальную школу. Занимайтесь с ним лепкой и всем, что способствует развитию мелкой моторики, внимания и логики.

Как определить: правша или левша?

Проведите несколько простых тестов:

Диагностика ведущей руки

  1. Сомкнуть руки в замок с переплетением пальцев. Палец ведущий руки окажется сверху.
  2. Порезать бумагу ножницами.
  3. Намотать нитку на катушку. Наматывать нитку будет ведущая рука.
  4. Сложить мелкие детали в коробку.
  5. Закрыть-открыть застежку молнию.
  6. Поймать одной рукой мяч.

Все действия делаются  легче ведущей рукой.

Диагностика ведущей ноги

  1. Встать со стула, сделать шаг вперед/назад – ведущая нога выполнит движение первой.
  2. Прыгнуть в длину – ведущая нога будет толчковой.
  3. Прыгать на скакалке – ведущая нога поднимается первой.
  4. Закинуть ногу на ногу – «главная» нога будет сверху.

Диагностика ведущего глаза

  1. Посмотреть в калейдоскоп одним глазом. Дети и взрослые всегда в этом случае выбирают ведущий глаз.
  1. Попросите ребенка вытянуть карандаш в руке и смотреть на его кончик обоими глазами. Затем по очереди закрыть правый и левый глаз. При закрытии какого глаза «мишень» смещается сильнее? Этот глаз – ведущий.

Диагностика ведущего уха

  1. Дайте ребенку часы и попросите послушать, как они тикают. Ребенок поднесет часы к ведущему уху.
  2. Скажите, что сейчас расскажете ребенку секрет «на ушко». Ребенок подставит ведущее ухо. Не забудьте, действительно, рассказать какой-нибудь секрет J

ПримечаниеВыберете и проведите по 2 любых задания для диагностики каждого показателя (2 упражнения – для определения ведущей руки, 2 –для ведущей ноги, 2 – для уха, 2 – для глаза). Запишите результаты теста.

Если оба упражнения показывают, например, что движения легче делать левой рукой, то считаем, что ведущая рука – левая. Если одно упражнение ребенок делает правой рукой, другое левой, то считаем, что одинаково владеет обеими руками.

Для удобства можете записать следующим образом:

Алексей, 4 года:  Рука – Л (левая)

Нога – Л (левая)

Ухо – П (правое)

Глаз – одинаково

Оцениваем результаты теста:

– Если 4 или 3 показателя (ведущие рука, нога, ухо, глаз) – левые, значит, перед нами 100% левша (или ребенок с преобладанием правого полушария)

– Если у каждого параметра абсолютно одинаковые значения (то есть обе руки, ноги, уха, глаза –ведущие, ребенок хорошо владеет ими в одинаковой степени) – перед нами амбидекстр (человек, который способен включать и использовать левое и правое полушарие одновременно). Считается, что Леонардо да Винчи был амбидекстром.

– Если получились смешанные показатели (два левых и два правых) – обратите внимание на ведущую руку, она подскажет, какое полушарие преобладает. В случае с Алексеем из нашего примера выше, можно сказать, что у него преобладает правое полушарие, хотя левое тоже хорошо развито

– Если 3 или 4 показателя – правые, перед нами правша.

Правша или левша: как узнать ведущую руку и когда это нужно сделать

Несмотря на то, что мы рассмотрели техники по определению ведущей руки в очень раннем возрасте, их нельзя считать сильно показательными. А вот к 4-5 годам знать, как проверить правша или левша ваш ребенок, необходимо хотя бы потому, что многим детям родители по привычке вкладывают предметы в правую руку, формируя тем самым «скрытую» леворукость.

Как определить, левша или правша: тесты

Во время проведения всех тестов важно, чтобы ребенок воспринимал это как игру и делал все машинально

Особое внимание при оценке результатов следует обратить на те действия, которые малыш будет выполнять впервые, то есть ранее его им не учили и не показывали «как надо»

Известно, что левшизм проявляется не только в письме, но и в повседневной жизни и называется бытовым. Бывают как полные правши или левши — люди, которые в любых обстоятельствах орудуют определённой рукой, так и смешанные типы и даже амбидекстры, владеющие обеими руками в равной мере. Как узнать человек левша или правша в быту? Попросите его:

  • закрутить крышку на бутылке, 
  • порезать что-то ножницами, 
  • надеть бусины на леску или нить, 
  • стереть рисунок ластиком, 
  • намотать нитку на катушку, 
  • перелить воду из одной емкости в другую, 
  • воспользоваться дыроколом, 
  • продеть нитку в иголку, 
  • почистить роликом одежду от пыли,
  • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки,
  • достать горошинку ложкой из стакана,
  • позвонить колокольчиком,
  • закрыть и открыть молнию. 
  • взять стакан и отпить несколько глотков,
  • полить цветы, 
  • почистить зубы,
  • перемешать что-то,
  • толкнуть палкой мячик,
  • достать пробку из ванной,
  • расчесаться.

В целом, перечень можно ещё дополнить на свое усмотрение, но уже по этим действиям несложно сделать вывод. Какая рука чаще всего используется, та и является ведущей. 

Наше тело — это не только руки, поэтому оценивать правша или левша тесты могут по другим рефлекторным проявлениям организма. Например, если дать ребёнку часы, то к какому ушку он их поднесёт, чтобы послушать тиканье? А если предложить посмотреть в трубу, то какой из глаз останется открытым? Бросить дротик или шарик в мишень поможет ведущая рука, а отбить подачу футбольного мяча доминирующая нога. 

Если понаблюдать за такими проявлениями, то можно более чётко отследить связь и увидеть природную предрасположенность у конкретного человека. 

Графический тест «слепой рисунок»: как определить, правша или левша ребенок

Очень информативный вариант тестирования, при котором снижается риск подражания увиденным ранее действиям

Как узнать, ты левша или правша в бытовом плане, мы уже изучили, теперь уделим внимание графической составляющей, ведь именно по способности писать той или иной рукой в обществе принято делить людей на два типа

Для теста необходимо дать ребенку в каждую руку по карандашу, попросить закрыть глаза и, не подглядывая, нарисовать сразу обеими руками фигуры: круг, треугольник и квадрат. Уже в процессе выполнения задания следите за тем, какой рукой ребенок более плавно вычерчивает линии, меньше подвержен колебаниям и дрожи. Далее оцениваем полученный результат.

Используя полученные знания, вы сможете узнать, ребенок графический левша или правша. Тест для детей всегда нужно проводить в хорошем настроении, на игровой манер, чтобы малыш не напрягался и вёл себя максимально естественно. 

Если вы обнаружите, что ребенок — амбидекстр, либо останутся сомнения, следует обратиться к специалистам. Чаще вопросами определения ведущей руки занимаются логопеды и психологи. 

Помните, что любая особенность ребёнка — это его индивидуальность, но никак не изъян. Не старайтесь переучить писать «правильно», а учитывайте потребности малыша, организуя для него комфортную среду. 

Почему так?

Начнем с того, что в мире насчитывается примерно 15-17% процентов левшей, остальные – правши.

Большая часть левшей и правшей таковыми рождаются. Праворукость и леворукость в человеке – это генетический фактор. У праворуких людей ведущее полушарие мозга – левое, у леворуких, наоборот, правое. Не следует считать, что леворукость – это какое-то генетическое уродство. Левши – такие же полноценные люди, как и правши, просто устроены они несколько по-иному.

Другая причина, из-за которой ребенок может быть левшой – травма при рождении. Если у малыша травмирована правая сторона, то волей или неволей он вынужден будет больше пользоваться левой рукой.

Третья причина формирования леворукости у ребенка – это та среда, в которой он родился и воспитывался. Например, малыш кому-то подражает, или, допустим, его специально учат больше владеть левой рукой, чем правой.

С уверенностью определить, праворукий ребенок или леворукий, можно, когда ему исполнилось примерно 4 года. Тогда-то и нужно присмотреться к ребенку внимательней. И, определив, левша он или правша, начинать готовить кроху к школе и вообще к жизни в соответствии с его особенностями.

Правша или левша: как узнать?

Существует несколько проверенных способов, помогающих получить ответ на этот важный вопрос.

Первый и наиболее простой метод – наблюдение за ребенком. Здесь нет ничего сложного: родителям нужно внимательнее присмотреться к малышу, чтобы выяснить, какой именно рукой он чаще и охотнее пользуется, когда:

  • передвигает игрушки;
  • указывает на что-либо;
  • поднимает с земли всякие мелкие вещи (щепочки, камушки);
  • держит ложку или чашку;
  • чистит зубы;
  • собирает или разбирает игрушки и другие предметы;
  • подметает пол и протирает поверхность;
  • моет посуду;
  • расчесывает волосы;
  • держит слесарный инструмент;
  • машет рукой, прощаясь;
  • пишет, рисует;
  • бросает камни;
  • ловит мячик или другие игрушки.

Стоит обратить внимание и на то, на какую руку малыш опирается, когда падает. Или, если он играет в футбол, какой ногой чаще и удачнее бьет по мячу

Если ребенок дерется со сверстниками (бывает и такое), то прежде чем забияк разнять, не мешает проследить, какую руку чаще пускает в ход драчун.

Если все перечисленные действия малыш выполняет именно левой рукой (или ногой), то он – левша. А если правой, то, соответственно, правша.

Левша и правша: в чем отличие

  1. Дети, в которых левая ведущая рука,более эмоциональны и капризны. Родителям стоит быть внимательными к своим чадам, научить их справляться с эмоциями, при этом, не стоит забывать, что они очень ранимы и тяжело воспринимают критику.
  2. У левшей больше развито правое полушарие мозга, а у правшей – левое. В первом случае, это креативные, впечатлительные, с хорошо развитой интуицией ребята, во втором – дети с хорошо развитым логическим мышлением и с предрасположенностью к точным наукам. Левшество или правшество не сводится только к леворукости и, соответственно, праворукости. Это относится ко всем парным органам: моторная и сенсорная асимметрия. Поэтому в ребенка может преобладать левая рука, но он может быть правшой: левое полушарие будет развито больше, чем левое.
  3. Левши медлительны, ноболее оригинальные в своих решениях.
  4. Иногда у левшей возникают проблемы с почерком: они пишут зеркально (феномен Да Винчи), а также с произношением некоторых звуков.
  5. Бытует мнение, что леворукие ребята рассеяны и не внимательны, что мешает им в дальнейшем концентрироваться на учебе. Но это мнение развеивает тот факт, чтокаждый пятый знаменитый человек – левша. Среди таких есть много:
  • спортсменов (Олег Блохин, Пеле и др.);
  • писателей (Аристотель, Лев Толстой, Марк Твен);
  • политиков (Бил Клинтон, Барак Обама, Уинстон Черчилль);
  • военных (Юлий Цезарь, Фидель Кастро, Наполеон Бонапарт);
  • ученых (Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Леонардо Да Винчи);
  • художников (Пабло Пикассо, Микеланджело, Рафаэль).

Праворукость / леворукость

Ученые всего мира из давних времен пытаются понять и разобраться в природном феномене – леворукости людей. За многие десятилетия провели немало исследований и на их основании изложили ряд выводов и заключений.

Для того, чтоб определить возможность наследования того или иного признака, следует понять как они передаются. Генетики выделяют два вида генов – доминантные и рецессивные. Доминантные – это гены, способные угнетать, подавлять действие более слабых генов. Рецессивные гены – это гены, которые подавляются.

С точки зрения генетики праворукость считается доминантным (преобладающим) признаком, ведь им владеют около 90% населения планеты. Соответственно, леворукость будет рецессивным признаком, ведь левши составляют всего около 10% людей в мире. Процент левшей во всем мире медленно растет, поскольку быть левшой становится все более социально принятым явлением.

Ранее считалось, что у людей преобладающим является одно из полушарий головного мозга. Если у человека превосходит в развитии левое полушарие, то вероятнее он будет правшой, если правое – левшой. Возможно также смешанное преобладание, когда для различных задач используются разные руки, а также амбидекстрия, когда человек одинаково хорошо владеет обоими руками.

Считается, что на выбор руки человеком влияет генетическая предрасположенность и внешнее окружение.

Генетические факторы

Мысль о том, что преобладание той или иной руки может быть наследственным, пришла еще к Чарльзу Дарвину, который был праворуким, но имел сына левшу. При этом он отмечал, что его брат, мать и дедушка тоже были левшами. Его предположение оказалось верным. Генетика играет определенную роль в доминировании правой или левой руки.

Ученые на протяжении многих лет пытаются найти гены, отвечающие за леворукость. В 2007 году в ходе научных исследований ученые одного из британских университетов открыли ген LRRTM1 – первый ген, связанный с повышенной вероятностью доминирования левой руки. Но вскоре выяснилось, что связь гена с леворукостью проявляется только, если ген наследуется со стороны отца.

В 2010 году обнаружилась связь между вариациями гена PCSK6, который отвечает за межполушарную асимметрию головного мозга, и выбор доминантной руки у детей с языковыми растройтсвами (например, дислексией). Ученые полагают, что этот ген влияет на асимметрию мозга во время развития эмбриона и, следовательно, на доминирование правой или левой руки.

В 2017 году ученные из Германии обнаружили, что определить предпочтение ребенком руки (правша или левша) можно уже на восьмой неделе беременности, когда формируется позвоночник. Примерно после 13 недели беременности во время УЗИ можно увидеть, что ребенок сосет большой палец правой или левой руки, указывая на предпочтение руки в будущем. Согласно исследованию, еще задолго до того, как при развитии ребенка мозг и спинной мозг будут функционально связаны, в спинном мозге уже видны генетические различия, которые позже повлияют на то, будет ли ребенок правшой или левшой.

В сентябре 2019 года были опубликованы результаты исследования, согласно которому, впервые определены области человеческой ДНК, тесно связанные с тем, является ли человек правшой или левшой. Ученые также обнаружили, что правый и левый участки мозга, которые отвечают за языковые навыки, более скоординированно работают у левшей.

Согласно исследованиям близнецов и их семей, около 25% случаев леворукости можно объяснить влиянием генов, в то время как остальные 75% определяются влиянием окружающей среды. Чем больше в семье левшей, тем больше шансов у ребенка тоже стать левшой. У идентичных близнецов, которые имеют один и тот же набор генов, могут быть разные доминирующие руки. Это говорит о том, что генетика тут играет далеко не основную роль.

Научные факты о левшах

  • Начиная с 1976 года ежегодно 13 августа во всем мире празднуется Международный день левши (International Lefthanders Day)
  • Левши более склонны к аллергиям и мигреням
  • Мужчин-левшей больше, чем женщин-левшей
  • Левши лучше справляются с многозадачностью
  • Левши более часто выбирают творческие профессии
  • Левши примерно в два раза чаще встречаются среди близнецов
  • Левши имеют более высокий уровень интеллекта (миф). Согласно исследованию 2007 года левши чаше имеют более высокий уровень IQ, однако исследование 2010 года говорит об обратном. В 2018 году ученые собрали и проанализировали данные нескольких отдельных исследований. В результате обнаружилось, что разница в интеллекте между левшами и правшами настолько мала, что ее можно не учитывать.

Особенности обучения ребёнка-левши

Понять, левша ребёнок или правша, можно уже в три месяца. Давайте малышу игрушки и следите, какой ручкой он к ним тянется, в какой держит увереннее, какой трясёт активнее.

Впрочем, иногда ведущая рука окончательно определяется только к четырём-пяти годам. И если это левая рука — нет смысла сразу обращаться к психологу. Достаточно следовать рекомендациям:

Не переучивайте

Ни в коем случае не настаивайте, чтобы ребёнок рисовал или писал правой рукой, даже если вам не нравится, как у него получается левой. Со временем ребёнок сможет лучше, но только своей ведущей рукой. Переучивание вызывает неврозы, заикание, проблемы с самооценкой и даже расстройства личности. Корявый почерк — точно не повод обрекать ребёнка на пожизненную психотерапию.

Не заостряйте внимание

Не выделяйте леворукость как особенность — ни в позитивном, ни в негативном ключе. Дайте ребёнку не чувствовать себя другим хотя бы в кругу семьи — его леворукость и так не останется без внимания. Конечно, учителя не станут заставлять его писать правой, и едва ли он станет объектом насмешек, но с нездоровым интересом столкнётся не раз. Каждый левша на протяжении жизни вынужден отвечать на ряд странных вопросов: «Ты что, левша?», «А тебе удобно левой рукой писать?», «А правой ты совсем не умеешь?», «А правда, что у вас правое полушарие сильнее развито?». Конечно, со временем они привыкают философски относиться к такому вниманию, и всё же порой это раздражает.

Не списывайте всё на леворукость

Воздержитесь от навешивания ярлыков: «У тебя плохо с математикой потому что ты левша». Это несправедливо. Если у ребёнка трудности, они не обязательно связаны с тем, левша он или правша.

Не забывайте о второй руке

Этот же совет можно дать родителям правши: дети часто ленятся и пытаются делать всё только ведущей рукой. Гармонично развить обе поможет лепка, игры с мячом, плавание и музыкальные инструменты.

Проявляйте терпение

Не раздражайтесь, если ребёнку сложно научиться резать ножницами, пользоваться вилкой или завязывать шнурки, глядя на вас. Ребёнку-левше действительно трудно учиться у правши: приходится не только запоминать положения, но и мысленно переносить их на другую руку. Поэтому лучше возьмите его руки в свои и проделайте нужные действия несколько раз.

Найдите дружественных учителей

Не всем преподавателям понятны проблемы левшей. Чтобы ребёнок получал знания, а не психологические травмы, педагоги должны считаться с особенностью ребёнка. Учитель музыки — понимать, что партии для правой руки даются левше труднее. Учитель физкультуры — не раздражаться, если ребёнок не сможет сразу повторить упражнение. А учитель русского — проявлять лояльность к особенностям почерка левой руки. И быть в курсе особенностей обучения левшей письму, о которых мы поговорим отдельно.

«Скрытое левшество» — что это такое?

Вы, наверное, слышали про такое понятие, как «скрытое левшество»? Оно часто встречается в популярной психологии. Что при этом имеют в виду? Человек, в основном, всё делает правой рукой, но какие-то действия ему удобнее выполнять левой. На самом деле, абсолютные правши или левши встречаются не так уж и часто. Причём, даже взрослые люди иногда с удивлением обнаруживают, что, что-то делают левой рукой. Многие годы они просто не обращали на это внимания. К примеру, человек считал себя абсолютным правшой, но вдруг заметил, что держать иглу ему удобнее именно левой рукой. Просто этому действию, в отличие от письма, в детстве не уделялось внимания. Многие люди с доминирующей правой рукой имеют от одного до нескольких признаков левшества.

Определить ведущую руку ребёнка вы можете попробовать дома при помощи опросника М. Озьяс. Схема обследования состоит из заданий, которые предлагаются выполнить ребёнку. При этом, если доминирует правая рука, ставится 1 балл. Если левая — баллы не ставятся. Всего Озьяс предлагает 20 заданий, среди которых есть такие: завинтить крышки на бутылках, перелить воду из одного сосуда в другой, попасть иголкой в небольшую точку и т.д

Для определения руки для письма, Озьяс обращает внимание на 10 действий, которые, как считает автор, непривычны для ребёнка, а, значит, дают наиболее верную картину

Предложите ребёнку в виде игры следующие действия:

  • зажечь спички,
  • наколоть, нанизать пуговицы, бусины,
  • перелить воду из одного сосуда в другой,
  • проколоть дырочки (5-6 ударов),
  • разложить (раздать) карточки (карты),
  • стереть ластиком предварительно нарисованные крестики,
  • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки,
  • почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль,
  • достать бусинку ложкой из стакана,
  • позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.

Зачем знать о леворукости ребёнка? Хотя бы для того, чтобы сказать об этом учителю при поступлении в первый класс. Леворуких детей рекомендуют усаживать за парту в первой колонке справа (относительно учителя). За партой их размещают слева от соседа, чтобы дети не сталкивались локтями. При обучении у леворуких детей часто наблюдается зеркальное письмо и проявляются другие особенности. Кроме того, к сожалению, ещё не все педагоги знают о вреде переучивания с левой руки на правую. Но это лишь вершина айсберга. А что под водой?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий