Как определить левша или правша ваш ребенок

Как определить леворуких, праворуких и одинаково владеющих обоими руками детей по тестам?

Определить является ли ребенок правшой, левшой или амбидекстром можно при помощи специальных тестов. Обычно доминирование какой-либо руки устанавливается после 4 лет. В этом возрасте и рекомендуется проводить тестирование. Для достоверности результатов все тестовые задания должны выполняться быстро и без подготовки. Ребенок не должен даже догадываться об истинной цели мероприятия.

Тесты для определение левшей и правшей

Тест М. Озьяс

Попросите ребенка сделать следующие действия:

  1. Прикрутить крышку на бутылку.
  2. Ножницами разрезать бумагу.
  3. Продеть нить сквозь бусины.
  4. Очистить обувь щеткой.
  5. Намотать на катушку нить.
  6. Стереть ластиком нарисованные детали.
  7. Перелить воду из стакана в стакан.
  8. Разложить картинки (карточки).
  9. Сделать дыроколом отверстия.
  10. Вдеть нить в иголку.
  11. Открутить рукой и с помощью ключа гайку.
  12. Очистить от пыли вещи.
  13. Пипеткой капнуть в горлышко бутылки.
  14. Ложкой достать бусину из стакана.
  15. Застигнуть и расстегнуть молнию.
  16. Сделать несколько глотков из стакана.
  17. Взять в руку колокольчик и позвонить в него.

Тест Ф. Кречмера

При прохождении теста Ф. Кречмера для определения ведущей руки детям предлагается выполнить следующие действия:

  • почистить зубы;
  • полить цветы;
  • шарик толкнуть палкой;
  • лопаткой перемешать песок;
  • сложить мелкие игрушки в коробочку;
  • вынуть из ванной пробку;
  • достать с полки книжки.

Какую руку больше задействует ребенок при выполнении вышеприведенных тестовых заданий, та рука и является доминирующей у малыша. Желательно, чтобы ребенок выполнял все действия без подготовки и объяснений сути данного тестирования, только так можно получить наиболее точные данные.

Другие тесты:

Рисование. Суть метода в том, чтобы ребенок нарисовал то, что он хочет. После того, как работа выполнена, необходимо предложить ребенку нарисовать тоже самое только другой рукой и затем оценить результат. Рисунок, сделанный доминирующей рукой, будет более четким и аккуратным

Также обращают внимание на напряжение рук во время рисования. Ведущая рука будет расслаблена, а движения ею будет четкие и скоординированные.

Тест со спичечным коробком. Подготовьте несколько коробков

В одном из них должна быть спичка с обломанным концом. Ребенку необходимо открывать коробки с целью найти спичку. Главной является та рука, которой малыш будет выдвигать и задвигать подвижную часть коробка.

Тест с палочками. Ребенку необходимо построить домик из палочек. Рука, выполняющая более активно действия, и есть доминирующая.

Мячик. Предложите малышу поочередно каждой рукой бросить вам маленький мячик (например, теннисный), подкидывать и ловить его. Данное задание ребенку легче будет выполнить ведущей рукой.

Вырезание ножницами. Ребенку необходимо вырезать какую-нибудь картинку, например, из журнала. Посмотрите, какая рука будет делать больше движений. Возможно, малыш будет держать ножницы в правой руке, но они будут неподвижны, а двигаться будет картинка в левой руке. Следовательно, малыш является левшой.

Раскладывание карточек. Предложите вашему чаду разложить карточки (например, лото). Раскладывать ребенок будет ведущей рукой.

Тестов на определение ведущей руки у детей существует очень много. Проведя проверку по ним, можно определить является ваш ребенок правшой или левшой. Стоит иметь ввиду, что если в семье есть левши, то вероятность, что ребенок будет леворуким значительно увеличивается. Если у ребенка не удается выявить ведущую руку, то скорее всего он амбидекстр, то есть свободно владеющий обеими руками.

Как определить амбидекстра: тест для детей

Существует специальный тест, который позволяет  определить является ли ребенок амбидекстром. Он заключается в том, что ребенку предлагают написать один и тот же текст одновременно двумя руками. Правша или левша при одновременном письме двумя руками будет писать разборчиво ведущей рукой, а вторая рука будет просто рисовать волнистую линию. А вот если ребенок является амбидекстром, то при выполнении данного текста у него практически сразу или максимум через несколько минут тренировки получатся  два идентичных текста, написанные разными руками. Причем эти тексты могут быть написаны как в одну сторону, так и в разные.

Как определить, ребёнок левша или правша?

Если ребёнок в дошкольном возрасте предпочитает многие действия выполнять левой рукой, родителям лучше всего отправиться к квалифицированному специалисту, чтобы точно установить, правша или левша их любимое чадо.

Однако и в домашних условиях родители своими силами смогут определить левша ли ребёнок или, по крайней мере, сделать предварительный вывод о наличии у него леворукости. Самый простой метод – контроль над деятельностью.

Взрослым нужно отследить, какая рука у малыша ведущая при выполнении перечисленных действий:

  • раскручивание волчка;
  • кидание кубиков;
  • собирание пуговиц;
  • поливка растений;
  • использование зубной щётки;
  • нажимание выключателя;
  • причёсывание;
  • работа с молотком и отвёрткой;
  • построение башенки из кубиков;
  • подметание;
  • откручивание крышки от баночки;
  • вытирание столешницы;
  • очистка апельсина.

Если подавляющее большинство приведённых выше действий ребёнок выполняет левой рукой, есть основания предполагать, что он леворукий. Более точно сможет определить нейропсихолог.

Кроме того, можно попросить малыша посмотреть в подзорную и калейдоскопическую трубу, послушать, как тикают часики. Это позволит понять, что ребёнок левша, а не просто леворукий.

Какие есть еще методики для определения?

Если ваш малыш уже находится в сознательном возрасте, то есть ему исполнилось 5-6 лет, в таком случае можно попробовать следующие приемы, которые помогут распознать, левшей или правшой ваш малыш является:

  1. Дайте ребенку терку и попросите стереть рисунок.
  2. Проследите, какая рука будет ведущей во время использования ножниц.
  3. Попросите ребенка перелить жидкость из одного стакана в другой (при этом они оба должны быть наполовину полны).
  4. Положите в стакан маленький предмет, дайте ребенку ложку и попросите достать предмет из стакана.
  5. Попросите ваше чадо открыть бутылку, крышка которого завинчена.

Обратите внимание: Родители должны обеспечить одинаковый доступ ко всем предметам, которые ребенка окружают. Не нужно класть предметы справа (например) ближе, а те, что слева – дальше

Возможно, это собьет малыша с толку и он просто возьмет вещь, которая находится ближе к нему. Все тесты необходимо проводить в спокойной, доброжелательной обстановке, и уже тем более, давить на ваше чадо ни в коем случае нельзя. Если на проведение тестов ребенок не настроен – насиловать его не нужно.

Не нужно пытаться «слепить» из вашего ребенка человека, которым он не является – в будущем он может выбрать совершенно не ту профессию, и станет несчастным человеком. В любом случае, задача каждого родителя – прислушиваться к своему чаду, направлять его в жизни и помогать адаптироваться в этом непростом мире.

Плюсы, минусы, подводные камни

В 1996 году исследователи из Гарвардской медицинской школы обнаружили, что хирурги-ортопеды, библиотекари и математики были в основном правшами, в то время как адвокаты и архитекторы — скорее левшами. И, кстати, четверть астронавтов космической программы «Аполлон» в основном действовали левой рукой, так что, возможно, у левшей есть необъяснимая тяга к космосу. Очень может быть, что левши лучше боксируют. Или, что вероятнее, находятся в более выигрышном положении на ринге, потому что правши привыкли драться с правшами: лёгкая дезориентация противника, связанная с заторможенностью реакции, обеспечивает левшам в боксе конкурентное преимущество.

Левши менее склонны к артриту и язве и, возможно, способны быстрее восстанавливаться после инсультов за счёт меньшей восприимчивости мозга к типичным для состояния повреждениям. Левши реже попадают в аварии на дорогах и в целом ездят более аккуратно. А ещё они лучше приспособлены к условиям высокой конкуренции. Наконец, левши пишут более разборчиво правой рукой, чем правши левой.

Есть и более тревожные данные: когда исследователи из Йельского университета опрашивали пациентов психиатрической клиники, 40 % из тех, у кого была диагностирована шизофрения или шизоаффективное расстройство, признались, что пишут левой рукой. А исследование 2007 года показало, что у левшей выше риск рака молочной железы, особенно в период после менопаузы. А ещё у них, по всей видимости, чаще диагностируют синдром беспокойных ног и другие двигательные нарушения сна. При этом зарплаты левшей на 10–20 % ниже, чем у правшей на тех же позициях.

Также левши живут несколько меньше правшей — возможно, это связано с тем, что мир хуже для них приспособлен. Праворукое большинство при этом обычно даже не подозревает о неудобствах на каждом шагу. Так, молния на джинсах обычно закрыта тканью именно с левой стороны, чтобы её было удобно застёгивать правой рукой. Когда левши пытаются чертить по линейке, их левая рука закрывает цифры, а когда они пишут длинные тексты, на ней обязательно остаются следы от ручек и карандашей. Самые важные кнопки, идёт речь о фотоаппарате или клавиатуре, тоже обычно находятся справа. Да и у компьютерных мышей, как правило, «правый» изгиб и расположение функций. Другая ежедневная боль для многих левшей — ножницы, которые мнут бумагу, вместо того чтобы резать её, и тетради на металлических кольцах. Список можно продолжать бесконечно, но вывод тут один — если десятая часть планеты пользуется левой рукой, то явно пришло время брать это в расчёт.

ФОТОГРАФИИ: Ofakind

Почему так?

Начнем с того, что в мире насчитывается примерно 15-17% процентов левшей, остальные – правши.

Большая часть левшей и правшей таковыми рождаются. Праворукость и леворукость в человеке – это генетический фактор. У праворуких людей ведущее полушарие мозга – левое, у леворуких, наоборот, правое. Не следует считать, что леворукость – это какое-то генетическое уродство. Левши – такие же полноценные люди, как и правши, просто устроены они несколько по-иному.

Другая причина, из-за которой ребенок может быть левшой – травма при рождении. Если у малыша травмирована правая сторона, то волей или неволей он вынужден будет больше пользоваться левой рукой.

Третья причина формирования леворукости у ребенка – это та среда, в которой он родился и воспитывался. Например, малыш кому-то подражает, или, допустим, его специально учат больше владеть левой рукой, чем правой.

С уверенностью определить, праворукий ребенок или леворукий, можно, когда ему исполнилось примерно 4 года. Тогда-то и нужно присмотреться к ребенку внимательней. И, определив, левша он или правша, начинать готовить кроху к школе и вообще к жизни в соответствии с его особенностями.

Правша или левша: как узнать?

Существует несколько проверенных способов, помогающих получить ответ на этот важный вопрос.

Первый и наиболее простой метод – наблюдение за ребенком. Здесь нет ничего сложного: родителям нужно внимательнее присмотреться к малышу, чтобы выяснить, какой именно рукой он чаще и охотнее пользуется, когда:

  • передвигает игрушки;
  • указывает на что-либо;
  • поднимает с земли всякие мелкие вещи (щепочки, камушки);
  • держит ложку или чашку;
  • чистит зубы;
  • собирает или разбирает игрушки и другие предметы;
  • подметает пол и протирает поверхность;
  • моет посуду;
  • расчесывает волосы;
  • держит слесарный инструмент;
  • машет рукой, прощаясь;
  • пишет, рисует;
  • бросает камни;
  • ловит мячик или другие игрушки.

Стоит обратить внимание и на то, на какую руку малыш опирается, когда падает. Или, если он играет в футбол, какой ногой чаще и удачнее бьет по мячу

Если ребенок дерется со сверстниками (бывает и такое), то прежде чем забияк разнять, не мешает проследить, какую руку чаще пускает в ход драчун.

Если все перечисленные действия малыш выполняет именно левой рукой (или ногой), то он – левша. А если правой, то, соответственно, правша.

Особенности головного мозга

Практически всем живым существам, и человек в данном случае не исключение, свойственна асимметрия. Головной мозг делится на два полушария, одно из которых берёт ключевую функцию, а другое подчиняется.

Оба полушария взаимодействуют, однако каждое обладает собственными особенностями и функционалом:

  • левое полушарие считается более рациональным. Его сфера «деятельности» – логика, аналитика, абстракция. Информация в нём обрабатывается последовательно, поэтапно. Отвечает левая часть головного мозга за правую сторону тела, получая сигналы от правого глаза, уха, верхней и нижней конечности;
  • правое полушарие считают чувственным. Его сфера ответственности – воображение, эмоциональные реакции, творческое и образное мышление. Сигналы, получаемые от левой стороны тела, обрабатываются целиком, мгновенно создаётся полный образ. От развития правого полушария зависит, в том числе, и наши интуитивные способности.

Ведущая рука, органы зрения и слуха начинают определяться примерно к пяти годам. Если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке, значит, у него превалирует правое полушарие головного мозга.

До пятилетнего возраста можно лишь говорить о предпочтении какой-либо руки, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют ручки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.

Особенности воспитания

Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла. В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:

Предупреждать об особенности всех специалистов, работающих с малышом

Воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не подчёркивая особенностей малыша и не выделяя его в коллективе.
Следить, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка.

Помнить о медлительности в обучении левшат чтению и письму. Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой.

Поддерживать ребенка на каждом этапе обучения

Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями.

Быть лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.

Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности:

  • указаний на леворукость в негативном смысле;
  • упреков в ленивости и медлительности;
  • выражения гнева;
  • крика, замечаний, наказаний, нотаций.

Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.

Чем отличается леворукость от левшества?

Определение предпочитаемой руки – лишь один небольшой этап в изучении функциональной асимметрии головного мозга. Понятие левшества существенно шире, нежели леворукости.

Леворукость – характеристика, означающая ведущую верхнюю конечность, а вот левшество – понятие комплексное, которое отражает доминирование правого полушария.

То есть, если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке при выполнении какой-либо деятельности, можно назвать его леворуким.

Но говорить, что он истинный левша преждевременно.

Эту характеристику определяют в совокупности, выявляя ведущий глаз, ухо, нижнюю конечность.

В начале процесса обучения письму и при поступлении в школу самое важное для родителей – определить именно ведущую руку, то есть установить, является ли ребёнок леворуким. Это поможет избежать проблем с формированием необходимых учебных навыков.

Каждый родитель желает знать

Основное, что должны понимать папы и мамы, – леворукость является одним из вариантов нормального развития и зависит от врожденных особенностей. Это ни в коем случае не отклонение!

Мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств. При этом правое отвечает за левую половину тела, левое – за правую.

В левом полушарии расположены речевые центры, оно анализирует, классифицирует полученную информацию. Ему свойственно рационально-логическое мышление. Правое же называют эмоциональным, интуитивным. Оно отвечает за пространственно-образное мышление.

Естественно, среди детей встречаются те, кто больше пользуется левым полушарием. У таких рано проявляются способности к математике, структурированию. Не менее редки ребятишки, которые больше пользуются правым полушарием. Они фантазеры и выдумщики, поражают окружающих творческими талантами.

Тем не менее нельзя сказать, что леворукие станут художниками или артистами, а праворукие – инженерами и конструкторами. Потому что в большинстве случаев картина смазанная. Малыши пользуются и теми и другими способностями. Кто-то в равной степени, у кого-то идет небольшое преобладание определенных качеств. Чтобы картина стала яснее, проведи тест.

В форме игры попроси ребенка

  • похлопать в ладоши;
  • погладить пушистую игрушку или домашнее животное;
  • открутить колпачок на бутылочке с водой;
  • показать “сороку-ворону” (водить пальцем одной руки по ладони другой).

В большинстве случаев главную роль будет выполнять ведущая рука. Хотя может быть и так, что половину действий ребенок выполняет одной рукой, остальные – другой. Значит, он еще окончательно не определился. Для того чтобы прояснить картину, можно дополнить тест слуховым и визуальным рядом. Что для этого нужно?

Возьми лист бумаги и проделай в нем отверстие. Пусть кроха посмотрит через него на тебя. Какой глаз увидела?

Теперь дай малютке послушать, как тикают часики. Пусть расстояние до обоих ушей будет одинаковым. Каким же он все-таки прислушивается? В случае явного преобладания определенной стороны тела можно выявить и ведущую руку. Не получилось? Специалисты рекомендуют провести повторный тест через полгода.

Причины левшества

Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка.

Генетическое левшество.

леворукость в 10 – 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей

  • “Компенсаторное” левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще –его левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка
  • “Вынужденное” левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
  • псевдолеворукость у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.

Ребенок левша – советы родителям

Особенности ребенка-левши

У большинства жителей Земли (порядка 85%) преобладает владение правой рукой (правши). У 10-15% населения преобладает леворукость и 2-3% населения способны одинаково хорошо владеть обеими руками (амбидекстры)

Если вы обнаружили, что ваш ребенок является левшой, то ни в коем случае не стоит его “переучивать” на владение правой рукой. К этому привели не сбои в развитии, а особенность строения мозга и все действия по “перевоспитанию” приведут к психологическому дискомфорту и возникновению психологических комплексов на данной почве. Поэтому старайтесь наоборот поддерживать ребенка и помогать ему. Для этого стоит произвести небольшие изменения в быту для удобства пользования левой рукой: делать межкомнатные двери с ручкой с левой стороны или создавать арочные проемы без ручек, приобретать компьютерные комплектующие или другие предметы, созданные для левшей.

Праворукость / леворукость

Ученые всего мира из давних времен пытаются понять и разобраться в природном феномене – леворукости людей. За многие десятилетия провели немало исследований и на их основании изложили ряд выводов и заключений.

Для того, чтоб определить возможность наследования того или иного признака, следует понять как они передаются. Генетики выделяют два вида генов – доминантные и рецессивные. Доминантные – это гены, способные угнетать, подавлять действие более слабых генов. Рецессивные гены – это гены, которые подавляются.

С точки зрения генетики праворукость считается доминантным (преобладающим) признаком, ведь им владеют около 90% населения планеты. Соответственно, леворукость будет рецессивным признаком, ведь левши составляют всего около 10% людей в мире. Процент левшей во всем мире медленно растет, поскольку быть левшой становится все более социально принятым явлением.

Ранее считалось, что у людей преобладающим является одно из полушарий головного мозга. Если у человека превосходит в развитии левое полушарие, то вероятнее он будет правшой, если правое – левшой. Возможно также смешанное преобладание, когда для различных задач используются разные руки, а также амбидекстрия, когда человек одинаково хорошо владеет обоими руками.

Считается, что на выбор руки человеком влияет генетическая предрасположенность и внешнее окружение.

Генетические факторы

Мысль о том, что преобладание той или иной руки может быть наследственным, пришла еще к Чарльзу Дарвину, который был праворуким, но имел сына левшу. При этом он отмечал, что его брат, мать и дедушка тоже были левшами. Его предположение оказалось верным. Генетика играет определенную роль в доминировании правой или левой руки.

Ученые на протяжении многих лет пытаются найти гены, отвечающие за леворукость. В 2007 году в ходе научных исследований ученые одного из британских университетов открыли ген LRRTM1 – первый ген, связанный с повышенной вероятностью доминирования левой руки. Но вскоре выяснилось, что связь гена с леворукостью проявляется только, если ген наследуется со стороны отца.

В 2010 году обнаружилась связь между вариациями гена PCSK6, который отвечает за межполушарную асимметрию головного мозга, и выбор доминантной руки у детей с языковыми растройтсвами (например, дислексией). Ученые полагают, что этот ген влияет на асимметрию мозга во время развития эмбриона и, следовательно, на доминирование правой или левой руки.

В 2017 году ученные из Германии обнаружили, что определить предпочтение ребенком руки (правша или левша) можно уже на восьмой неделе беременности, когда формируется позвоночник. Примерно после 13 недели беременности во время УЗИ можно увидеть, что ребенок сосет большой палец правой или левой руки, указывая на предпочтение руки в будущем. Согласно исследованию, еще задолго до того, как при развитии ребенка мозг и спинной мозг будут функционально связаны, в спинном мозге уже видны генетические различия, которые позже повлияют на то, будет ли ребенок правшой или левшой.

В сентябре 2019 года были опубликованы результаты исследования, согласно которому, впервые определены области человеческой ДНК, тесно связанные с тем, является ли человек правшой или левшой. Ученые также обнаружили, что правый и левый участки мозга, которые отвечают за языковые навыки, более скоординированно работают у левшей.

Согласно исследованиям близнецов и их семей, около 25% случаев леворукости можно объяснить влиянием генов, в то время как остальные 75% определяются влиянием окружающей среды. Чем больше в семье левшей, тем больше шансов у ребенка тоже стать левшой. У идентичных близнецов, которые имеют один и тот же набор генов, могут быть разные доминирующие руки. Это говорит о том, что генетика тут играет далеко не основную роль.

Научные факты о левшах

  • Начиная с 1976 года ежегодно 13 августа во всем мире празднуется Международный день левши (International Lefthanders Day)
  • Левши более склонны к аллергиям и мигреням
  • Мужчин-левшей больше, чем женщин-левшей
  • Левши лучше справляются с многозадачностью
  • Левши более часто выбирают творческие профессии
  • Левши примерно в два раза чаще встречаются среди близнецов
  • Левши имеют более высокий уровень интеллекта (миф). Согласно исследованию 2007 года левши чаше имеют более высокий уровень IQ, однако исследование 2010 года говорит об обратном. В 2018 году ученые собрали и проанализировали данные нескольких отдельных исследований. В результате обнаружилось, что разница в интеллекте между левшами и правшами настолько мала, что ее можно не учитывать.

Почему нельзя переучивать?

Еще 100 лет назад все педагоги твердили, что дети должны в школах должны писать исключительно правой рукой. Если ребенок использовал левую руку – он часто становился изгоем, на него давили как учителя, так и родители, и сверстники.

Поэтому, как только начинался процесс подготовки к школе, родители активно переучивали своего малыша – порой, даже варварскими методами. Спустя некоторое время, конечно, ребенок привыкал писать правой рукой, и делал это на интуитивном уровне, однако такие переучивания даром никогда не проходят. Если ребенок – переученная левша, у него могут быть проблемы с правописанием, он не сосредоточен, во время письма может допускать много ошибок, а пишет с наклоном в другую сторону.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш малыш был счастлив, мог похвастаться хорошей успеваемостью в школе – не нужно идти против его воли.

Левша, правша или амбидекстр: в чем разница?

Ребенок амбидекстр

Традиционно детей, пользующихся только правой рукой для письма, называют «выраженными правшами», то же самое — о левшах. Также существует понятия «невыраженного правши», когда те самые действия на базовом уровне ребенок может выполнить и левой рукой.

Но не стоит забывать о существовании детей, умеющих хорошо выполнять задания, используя свои обе руки. Таких людей называют амбидекстрами. Часто на практике используется совет: «Какой рукой чаще пользуется, та и есть его ведущая», что не является правдой, ведь есть разница между тем, какой рукой пользуется ребенок для бытовых вещей и письма.

Специалисты в данной области выделяют следующие понятия:

  • «Графическое функциональное превосходство». Речь идет именно о письменной роли руки.
  • Также есть «бытовое функциональное превосходство». Имеются в виду движения и действия базового уровня исполнения.
  • Левши, которые имеют признак «графического превосходства», часто оказываются и «бытовыми левшами» так же. Подобная ситуация наблюдается и у правшей.

Правила имеют исключения, поэтому в пример можно привести детей-амбидекстров, способных успешно использовать обе руки для выполнений поставленных задач. Часто их способности и умения одинаковы, что в бытовых, что в графических возможностях.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий