Источники
- Gautam OP., Schmidt WP., Cairncross S., Cavill S., Curtis V. Trial of a Novel Intervention to Improve Multiple Food Hygiene Behaviors in Nepal. // Am J Trop Med Hyg – 2017 – Vol96 – N6 – p.1415-1426; PMID:28719285
- Choi JH., Mendelsohn AL., Weisleder A., Cates CB., Canfield C., Seery A., Dreyer BP., Tomopoulos S. Real-World Usage of Educational Media Does Not Promote Parent-Child Cognitive Stimulation Activities. // Acad Pediatr – 2018 – Vol18 – N2 – p.172-178; PMID:28454929
- Goh SN., Teh LH., Tay WR., Anantharaman S., van Dam RM., Tan CS., Chua HL., Wong PG., Müller-Riemenschneider F. Sociodemographic, home environment and parental influences on total and device-specific screen viewing in children aged 2 years and below: an observational study. // BMJ Open – 2016 – Vol6 – N1 – p.e009113; PMID:26810995
- Radesky JS., Silverstein M., Zuckerman B., Christakis DA. Infant self-regulation and early childhood media exposure. // Pediatrics – 2014 – Vol133 – N5 – p.e1172-8; PMID:24733868
- Daniels LA., Mallan KM., Battistutta D., Nicholson JM., Perry R., Magarey A. Evaluation of an intervention to promote protective infant feeding practices to prevent childhood obesity: outcomes of the NOURISH RCT at 14 months of age and 6 months post the first of two intervention modules. // Int J Obes (Lond) – 2012 – Vol36 – N10 – p.1292-8; PMID:22710926
«Я сам!»
Разрешайте ребенку трогать как можно больше предметов, изучать их форму, размер, качество поверхности, цвет, назначение
Малышу важно накопить как можно больше знаний об окружающем мире и научиться правильно их применять. Привлекайте сына или дочь к посильным домашним делам:
- подмести пол – можно купить маленький веник и совок;
- вымыть посуду за собой – хорошо, если она будет из пластика;
- одеться и раздеться, сложить одежду и игрушки на место;
- умыться;
- протереть стол салфеткой и т. д.
Это сделает его более самостоятельным, поможет приобрести важные навыки самообслуживания и даст вам немного свободного времени.
Развивающие игры
Как развивать кроху, чтобы это было не только полезно, но и интересно?
Предлагаем поиграть с малышом в развивающие игры:
Игра | Как играть |
Прятки | Любимая игра малышей в трехмесячном возрасте. Суть ее проста. Мама накидывает на голову платок или плед и, наклонившись к крохе, говорит: «А где мама? Найди маму». Малютка будет пытаться снять платок с маминой головы, за это его следует обязательно похвалить. Затем можно поменяться ролями, теперь платочком можно накрыть головку ребенка, со словами «А где Саша (Дима, Аня)? А вот он (она)!» снять платок. Обычно после этих действий кроха заливается довольным смехом. В игре могут поучаствовать и другие члены семьи. Предложите малышу найти игрушку, накрыв ее платком. Сделайте так, чтобы он видел, куда именно вы спрятали игрушку, иначе вместо задорного смеха, карапуз может расплакаться. |
Хватайка | Для развития тактильной чувствительности детских ладошек, поиграйте с ребенком в игру «Хватайка». На ленточку или веревку привяжите несколько предметов различных форм, материалов и цветов. Это может быть мягкая игрушка, пластмассовая вещь, металлический ключик и так далее. Поочередно опускайте предметы на уровне детских ручек, нужно дождаться пока он поймает игрушку, надо дать ему время ощупать ее. Когда ребенок потеряет к ней интерес, опустить следующий предмет. |
Игры со звуком | В этом возрасте дети начинают реагировать на звуки. Возьмите колокольчик или любую музыкальную игрушку, использовать мелодию в телефоне. Отведите колокольчик в сторону и позвоните, карапуз должен найти взглядом источник звука. Игра хорошо развивает слуховое восприятие и двигательные навыки малыша при повороте головы и туловища в сторону звука. |
Подражание звукам | Поймайте взгляд ребенка и издавайте различные звуки «Бу-бу-бу», «Тарарам» и другие, эти упражнения побуждают малютку к речевым действиям. |
Кубики и пирамидки | В детских магазинах представлен огромный выбор развивающих игрушек для детей от трех месяцев. Приобретите развивающие игры и фигурки различной формы, сначала карапуз будет просто разглядывать и изучать их. Покажите ребенку, как класть кубики один на другой или как собирать пирамидку, со временем он будет стараться повторить ваши действия. |
Зеркало | Чаще подносите ребенка к зеркалу и проявляйте различные эмоции — задорно смейтесь, хмурьтесь. Поиграйте с различными образами — наденьте очки или шляпу. Малыш будет с интересом вглядываться в отражение в зеркале. |
Волшебный мешочек | Интересная игра надолго увлечет кроху, и способствует развитию тактильных навыков. Возьмите непрозрачный мешочек, сложите в него предметы различной формы и структуры. Используйте разные материалы. Кроха должен поочередно доставать предметы из мешочка и изучать их взглядом и на ощупь. Играть в такую игру лучше только под присмотром взрослого человека. |
Танцы | Во время активного бодрствования крохи, возьмите его на руки и потанцуйте под музыку, наклоняя малыши из стороны в сторону. |
Игры с газетой | Предложите малышу на растерзание старую газету или журнал. Рвать и сминать бумагу способствует укреплению силы пальчиков. Следите, чтобы ребенок не тащил газету в рот. |
Игра в мяч | Приобретите легкий мячик, лучше со специальным массажным эффектом. Подойдет текстильный или вязаный мяч с наполнителем. Аккуратно кидайте мяч малышу, со временем он должен пытаться поймать его. |
Проводите больше времени с малышом, осваивайте новые игры. В магазинах можно найти специальную литературу о ребенке 3 месяцев, о его развитии, что он должен уметь.
Расширяйте круг совместных игр, вы увидите, каких успехов достигнет карапуз к концу третьего месяца.
Как научить трехлетнего ребенка играть самостоятельно
Но вопрос так и остаётся открытым, что нужно для того, чтобы ребёнок играл самостоятельно? Оказывается, ответ на него довольно прозаичен. Есть некоторые требования, соблюдая которые родители быстро научат этому своего малыша:
- чтобы ребёнок каждые пять минут не цеплялся за мамину юбку, а с каждым вопросом не бежал к отцу, родители должны уделять ему достаточно своего времени, заботы, и настоящего проявления ласки и любви, в которых даже более взрослый малыш отчаянно нуждается;
- прежде чем ждать от ребёнка сосредоточенной игры и внимания, родители должны убедиться, что он понял правила и знает, как играть;
- при необходимости у взрослого должна быть возможность контакта с малышом, ведь ему может понадобиться помощь;
- папе и маме надо поощрять желание ребёнка играть самостоятельно, а это, прежде всего, похвала.
Нельзя забывать и о том, что игровое пространство сына и дочери должно быть удобным и специально обустроенным, кроме того, дети должны чувствовать себя, с одной стороны защищёнными, с другой – абсолютно свободными.
Навыки самостоятельного времяпровождения очень важны, в дальнейшем такая модель поведения сделает ребёнка самодостаточным и готовым к любым жизненным коллизиям. Главное, чтобы все члены семьи действовали по этим правилам, и тогда малыш не только научится управлять своими желаниями, действиями и временем, но и искренне будет радовать близких успехами и достижениями.
Что должен уметь ребенок: навыки
В три месяца заканчивается период адаптации малютки к окружающему миру, начинается этап активного физического и психического развития.
В таком возрасте он начинает демонстрировать новые навыки и достижения. Все малыши развиваются в индивидуальном ритме, но существуют определенные нормы развития трехмесячного карапуза.
Что должен уметь ребенок:
- малыш начинает гулить и смеяться;
- ребенок начинает узнавать близких людей и улыбаться людям в ответ на улыбку и обращение;
- кроха реагирует на музыку и звуки, ищет взглядом, откуда звук;
- карапуз очень восприимчив к речи;
- лежа на животике, малютка старается приподняться, опираясь на ладошки;
- карапуз свободно переворачивается на бок со спины;
- малыш рассматривает свои ладошки, пытается ухватить предмет в зоне доступа.
Физические показатели
Нормы роста, веса, окружности головы
В среднем за третий месяц грудничок прибавляет 700-800 грамм в весе, и рост увеличивается на три сантиметра. Например, если девочка родилась весом 3200 грамм и ростом 51 см, то в три месяца она будет весить 5100—5600 грамм и рост ее будет 59-60 см.
Для контроля гармоничного развития обязательно измеряют окружность груди и головы, они должны увеличиваться пропорционально. В среднем эти параметры увеличиваются на 1-1,5 сантиметров в месяц.
Показатели роста и веса для трехмесячных детей в зависимости от пола следующие:
Рост | Вес | Окружность головы | Окружность груди | |
Девочки | 55-64 см | 4500—7500 грамм | 37-42 см | 37-41 см |
Мальчики | рост 57-66 см | 4900—8000 грамм | 38-43 см | 36-41 см |
Конкретных норм веса и роста нет, у каждого малыша эти показатели индивидуальны, главное чтобы он чувствовал себя хорошо и развивался соответственно возрасту. Обеспокоить должны существенные отклонения от приведенных показателей.
Калькулятор роста и веса малыша Выберите пол и возраст малыша, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) Мальчик Девочка Выберите возраст месяцев Рассчитать Вес Низкий кг Средний кг Высокий кг Рост Низкий см Средний см Высокий см
Зрение
К трем месяцам формируется бинокулярное зрение, когда ребенок фокусирует взгляд на различных предметах двумя глазами, его интересуют как движущиеся, так и неподвижные объекты. Он подолгу разглядывает заинтересовавший его предмет, поворачивает голову в его сторону.
Лежа на животике, приподнимается на предплечья, чтобы все вокруг рассмотреть. Его интересуют лица, особенно мамино, различные подвесные игрушки на кроватке.
Слух
Трехмесячный малыш уже умеет определять направление появления звука, поворачивает голову в сторону источника звука. Реагирует на знакомый голос.
Речь
В речи отчетливо прослушиваются гласные и согласные звуки. В это время развивается детский лепет. Когда малыш сухой и сытый, он может длительное время «гулить» с различными интонациями. На песенки, общение с ним ребенок реагирует гулением и различными звукосочетаниями.
Рефлексы
В это время развивается мелкая моторика. Малыш пытается схватить подвешенные в кроватке на расстоянии 15-20 сантиметров игрушки.Остаются сильными рефлексы новорожденных: сосания и ползания.
Рефлекс Моро также проявляется в полной мере. Его суть в том, что при громком хлопке над головой младенца (расстояние 15-20 см), который лежит на ровной поверхности, у него резко отводятся ручки в стороны с разгибанием кулачков. Затем ручки возвращаются в начальное положение, кулачки сжимаются.
Эти рефлексы родители могут проверить сами:
- поисковый – при щекотании щеки малыш будет тянуться к источнику раздражения;
- хоботковый – при легком постукивании по губам, младенец будет вытягивать их в трубочку;
- Бабкина – при захвате кисти и надавливании на центр ладошки ребенок открывает рот.
Основные умения и навыки в 3 месяца
Развитие ребенка в три месяца дает возможность ему осваивать новые горизонты. В этом возрасте хорошо развитый здоровый ребенок умеет не так уж и мало.
- Пытается переворачиваться со спины на живот, хорошо держит головку, рассматривает предметы по сторонам;
- из положения лежа на животе пытается дотягиваться до игрушек, но пока еще не дотягивается;
- активно выражает свои эмоции, смеется, улыбается, выражает протест;
- гулит, произносит звуки нараспев, «участвует» в диалоге с близкими людьми;
- малыш хорошо переворачивается на бочок из положения лежа на спине;
- старается захватывать ручками игрушки;
- умеет фокусировать взгляд на предмете;
- исследовать все «на зуб», тянуть в рот руки.
Физическое развитие ребенка
Основная цель – сделать ребенка более сильным, выносливым, ловким, научить его хорошо координировать свои движения. Специалисты центра «Каркуша» рекомендуют ежедневно выполнять следующие упражнения:
- перешагивание через небольшие препятствия;
- хождение по наклонной плоскости;
- прыжки через нарисованную линию (типа игры в классики);
- хождение по бечевке, положенной на пол;
- прыжки на обеих ногах вперед себя;
- прыжки с маленькой высоты.
Трехлетним малышам очень полезно плавать, танцевать, играть в различные игры с мячом, кататься на велосипеде, выполнять различные упражнения на детской спортивной стенке. Обязательно приучите ребенка делать утреннюю зарядку или занимайтесь фитнесом вместе с ним.
Особенности развития ребенка в 2 года
В этом возрасте малыш с удовольствием изучает окружающий мир, ему хочется все потрогать, попробовать на вкус, посмотреть, что находится внутри. Он уже неплохо владеет своим телом, кое-что может делать сам.
Интеллектуальное развитие:
- активно пополняется словарный запас;
- с удовольствием общается с другими детьми и взрослыми;
- ощущает высокую потребность в изучении окружающего мира;
- рисование, танцы, музыка, пение.
Чем заниматься с ребенком для физического развития
Наиболее простое и эффективное занятие, которое вы можете предложить ребенку – это всевозможные игры с мячиком. Начать можно с элементарного бросания мячика в руки ребенку, тем более эта игра подходит и для небольшой квартиры. Во время занятия развиваются хватательные движения, умение быстро и точно рассчитывать каждое действие.
Другой вариант игры: сядьте на пол друг напротив друга, широко раскиньте ноги, чтобы получилось наподобие ворот
Катая мяч туда-сюда по определенной траектории, ребенок научиться концентрировать внимание на своих действиях
Еще одна интересная игра с мячом, конечно, это съедобное-несъедобное. Она не только веселая и нравится всем малышам без исключения, но и отлично развивает реакцию, ведь нужно быстро сообразить, можно есть названный предмет или нельзя, и принять верное решение.
Что еще можно сделать с мячом?
- поиграть в футбол с чередованием ног;
- подбрасывать его вверх;
- пытаться забросить в корзину;
Полезно для физического развития также и преодоление всевозможных препятствий: например, занятия на шведской стенке, гимнастическом бревне, турнике. У маленьких детей нет острого чувства опасности, поэтому заниматься на спортивных снарядах они должны только под присмотром родителей.
Развитие речи
В норме трехлетний ребенок хорошо владеет примерно 1000 словами и уже умеет неплохо говорить, поэтому развитию речи следует уделить особое внимание. Что вы можете делать?
- Общайтесь с ребенком как можно больше, интересуйтесь тем, что он говорит.
- Ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Это поможет правильно поставить звуки речи.
- Обсуждайте сюжетные картинки. Сборник сказок Владимира Сутеева идеально подойдет для занятий.
- Разучивайте стихи и песенки. Успехом у малышей пользуются стихотворные загадки.
На развитие речи положительно влияют игры и упражнения, где задействована мелкая моторика, например:
- всевозможные игры с крупами, фасолью, пуговицами, песком, ракушками, макаронами и т. д.;
- застегивание пуговиц, шнуровка;
- пальчиковая гимнастика;
- оригами;
- игры с водой.
Развитию речевого слуха помогают музыкальные занятия: пение, угадывание привычных звуков, игры на музыкальных инструментах, угадывание песен, пропевание гласных звуков.
Развивающие домашние игры
Существует множество способов занять ребенка дома. Игры могут быть как активными, так и творческими.
Но к этому вопросу следует подойти основательно, ведь ребенка удастся увлечь только тогда, когда происходящее его будет интересовать. А для этого игры должны соответствовать возрасту крохи.
Несмотря на то, что дети бы днем и ночью смотрели любимые мультфильмы, играли в несложные, но увлекательные игры на гаджетах, данное времяпровождение пользы приносит мало.
Поэтому задачей родителей является приложить максимум усилий для того, чтобы развлечение принесло малышу максимум пользы и удовольствия.
Ознакомившись со следующими идеями, родители будут знать, как с пользой развлечь дома 3-х летнего ребенка. Этот возраст является подходящим для того, чтобы начать развивать у крохи определенные навыки.
Для этого при выборе игр родители должны уделить внимание тому, что он должен уметь делать и уже от этого отталкиваться. В 3 года малыш должен уметь считать до 5, разбираться в геометрических фигурах, цветах, отличать большой предмет от маленького
В качестве развлечения можно выбрать такие игры:
В 3 года малыш должен уметь считать до 5, разбираться в геометрических фигурах, цветах, отличать большой предмет от маленького. В качестве развлечения можно выбрать такие игры:
На столе раскладываются в разном порядке геометрические фигуры.
(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);
(function(w,n){w=w||[];w.push(]);})(window,’adfoxAsyncParamsScroll’);
Для начала можно использовать их небольшое количество.
Взрослый показывает фигуру, которую малыш должен отыскать из всего количества. Для усложнения можно попросить найти не только соответствующую фигуру, но и требующийся цвет.
- Имеющиеся фигуры можно суммировать и отнимать, благодаря этому можно усвоить счет, что пригодится в старшей группе детского сада.
- В корзину или ведро потребуется насыпать яблоки, груши или другие фрукты, овощи. Затем выложить несколько плодов на стол и попросить ребенка определить, где их много, а где мало. Из того же ведра можно попросить ребенка выбрать плоды того или иного цвета, величины.
Такие игры не только увлекут ребенка, но и поспособствуют его развитию. Подключив фантазию, родители смогут придумать множество увлекательных развлечений, опираясь на предпочтения ребенка.
Врождённые рефлексы и приобретённые навыки
Малыш меняется на глазах, взгляд становится осмысленным, а мышцы набирают большую силу. Ненужные рефлексы угасают, зато появляются необходимые умения.
Основные рефлексы в 3-месячном возрасте — что должен уметь:
- Сосательный рефлекс — малыш начинает активно сосать, когда в его ротик попадает либо грудь, либо соска. Угасание рефлекса происходит к концу года.
- Поисковый рефлекс — если провести рукой по щеке грудничка, то его головка поворачивается в ту же сторону, а ротик ищет грудь матери. Рефлекс может ослабевать к трём месяцам, полное исчезновение происходит к году.
- Рефлекс Бабинского — если провести по наружному краю стопы к пальцам, то происходит расхождение пальцев. Некоторые врачи считают наличие этого рефлекса нормой до года, но есть мнение, что такая реакция стопы на раздражитель — это признак патологии, и требуется консультация специалиста.
- Ладонно-ротовой рефлекс — когда происходит нажатие большим пальцем на ладонь ребёнка, он поворачивает головку и открывает рот. Угасание рефлекса должно происходить к трём месяцам.
- Рефлекс Галанта — если провести вдоль позвоночника, малыш изгибает спину. Рефлекс не проявляется после 4 месяцев.
- Хватательный рефлекс — при прикосновении к ладони чем-либо, ребёнок захватывает и удерживает предмет. Рефлекс пропадает примерно в 4 месяца.
- Рефлекс Робинсона — малыш постоянно стремится что-нибудь захватить и удержать в ручках. К 3–4 месяцам формируется условный рефлекс, выражающийся в том, что ребёнок берёт игрушки целенаправленно.
- Рефлекс ползанья Бауэра — если к стопам ребёнка, находящегося на животе, приложить опору, появятся ползающие движения. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.
- Хоботковый рефлекс — при лёгком прикосновении к губам ребёнка, они вытягиваются в форме хоботка. Рефлекс угасает к 3 месяцам.
- Рефлекс опоры — если малыша поставить на стол, он плотно упирается в него стопами. Рефлекс сохраняется до 2 месяцев, в 3 месяца в норме отсутствует.
- Шаговый рефлекс — когда ребёнка, «стоящего» на опоре, слегка наклоняют вперёд, появляются шаговые движения. После 2 месяцев рефлекс не проявляется.
Если какие-либо рефлексы проявляют себя не по срокам или отсутствуют, когда должны быть, – это повод показать ребёнка невропатологу, так как существует вероятность поражения нервной системы.
Бодрствование в этом возрасте становится активным. Малыш с радостью общается с мамой и близкими людьми, не любит оставаться один. Он уже многому научился и получает удовольствие от своих действий.
Навыки и умения малыша:
Ребёнок хорошо держит головку, приподнимаясь на предплечьях
- уверенно держит головку;
- лёжа на животе, приподнимается на предплечьях и может пробыть в таком положении несколько минут;
- плавно следит за передвигающейся игрушкой;
- поворачивает голову и направляет взгляд в сторону источника звука, даже когда кушает;
- ручки становятся более послушными и двигаются в сторону объекта;
- крик интонационно окрашен, появляется певучие гуление;
- при общении с людьми возникает комплекс оживления;
- узнаёт лицо мамы и других членов семьи;
- улыбается сам или в ответ на улыбку другого человека, некоторые малыши начинают смеяться;
- «подзывает» маму плачем;
- рассматривает и тянет в рот собственные руки;
- попадает руками по игрушкам, которые находятся рядом;
- если удаётся что-то захватить в ручку, тянет это в рот;
- переворачивается со спинки набок и обратно.
Если ребёнок ещё не освоил какие-то определённые навыки, но в целом его достижения радуют родителей, не следует беспокоиться. Возможно, массаж, гимнастика и дополнительные занятия с малышом помогут скорее заполнить некоторые пробелы.
Частые проблемы в этом возрасте и как их решать
Одной из проблем, с которой сталкиваются родители трехмесячного малыша, является прибавка массы тела значительно ниже нормы.
Причиной может быть то, что малыш в этом возрасте начинает отрываться от груди, изучая окружающее пространство.
В этом случае желательно кормление проводить в спокойной обстановке в одном и том же месте, чтобы снизить количество отвлекающих факторов. Если причиной стало снижение молока при грудном кормлении, то нужно посоветоваться с врачом о подборе дополнительной молочной смеси для прикорма.
Еще одной проблемой может стать беспокойный сон. Это регулируется соблюдением режима дня, чтобы периоды бодрствования (1,5-2 часа) чередовались сном. Перед сном нужно спокойно общаться с малышом.
В этом возрасте делают прививку АКДС. Многие детки реагируют на процедуру повышением температуры, может появиться аллергическая реакция в виде зуда или сыпи. В отдельных случаях может быть рвота, понос. В случае высокой температуры дают жаропонижающее средство. Такая реакция может длиться день-два и затем проходит. Если состояние не улучшается, нужно обратиться к врачу.
Возможны диатезные высыпания. Если ребенок на грудном вскармливании, то нужно корректировать рацион мамы. Если на искусственном кормлении, то нужно подобрать смесь, не вызывающую аллергии.
Правильный уход за ребёнком в 3 месяца
Любящая мама знает, что утро малыша должно начинаться с улыбки, ласковых слов и, конечно, вкусного маминого молочка или смеси. Если у мамы обнаруживается лактационный криз, паниковать и докармливать ребёночка смесью не стоит. Периоды сниженной лактации встречаются периодически у кормящей женщины. Длится криз недолго, и молоко скорее прибудет, если соблюдать некоторые правила:
- следить за рационом и есть не менее 5 раз в день;
- пить много жидкости;
- стараться высыпаться;
- обязательно прикладывать ребёночка к груди чаще.
Для грудничков, находящихся на естественном вскармливании, рекомендуется кормление по требованию. Прикорм таким деткам можно не вводить до 6 месяцев при условии, что они хорошо набирают вес, и у мамы нет проблем с грудным вскармливанием.
Грудное вскармливание — лучшая пища для трёхмесячного малыша
Малыши на искусственном вскармливании принимают пищу до шести раз в день через 3‑4 часа с перерывом на ночной шестичасовой сон. При недостатке веса периодичность кормлений увеличивается до 7 раз. Смесь подбирается индивидуально по рекомендации педиатра. Между кормлениями малышей допаивают кипячёной водой комнатной температуры. В 3 месяца деткам по совету врача можно вводить прикорм. Обычно начинают с нескольких капель яблочного сока, доводя до 25 мл в сутки. При этом необходимо следить за реакцией ребёнка на новый продукт. Следующий прикорм нужно давать не ранее, чем через 10 дней от предыдущего.
После утренней трапезы начинаются гигиенические процедуры:
- личико умывают водой;
- глазки протирают по направлению к носу отдельными ватными дисками, смоченными в кипячёной воде;
- носовые ходы обрабатывают вращательными движениями с помощью чуть влажных ватных турунд;
- ушки чистят раз в несколько дней по необходимости тем же способом, как и носик;
- все складочки (на шее, подмышечные, паховые, подколенные) также протираются влажным ватным тампоном для предотвращения потницы.
После снятия подгузника ребёнка подмывают тёплой проточной водой (девочку спереди назад, мальчика в любом направлении), затем кожу промокают полотенцем и кладут малыша «проветриться». Продолжительность такого закаливания зависит от температуры в помещении и смелости мамы. Если есть такая возможность, воздушные ванны лучше устраивать почаще. Во время воздушных процедур мама может сделать массаж и позаниматься гимнастикой с малышом. Перед тем как снова одеть подгузник, складочки и кожу можно обработать специальным детским кремом для предотвращения опрелостей.
Каждая мама придерживается своего режима дня. Главное, чтобы ребёнок вовремя ел, достаточно спал и гулял на свежем воздухе минимум 1 раз в день. Длительность прогулок зависит только от мамы. Кто-то кормит и переодевает детей в тёплое время прямо на свежем воздухе, а кто-то возвращается домой, чтобы сделать необходимое. Никоторые груднички хорошо и долго днём спят только на улице. К третьему месяцу мама уже знает особенности своего ребёнка и подстраивается под них.
Купают малыша обычно вечером перед последним кормлением. Если на коже есть высыпания из-за потницы или подгузников, в ванночку можно добавлять отвары трав — календулы, череды или ромашки. После купания можно постричь нокоточки.
Развивающие игрушки в три месяца
Малыши в 3 месяца обожают предметы, которые пищат, шуршат, словом, издают любые звуки. Поэтому «игрушкой месяца» можно назвать погремушку. Её нужно вложить в пальчики малыша и несильно потрясти — ребёнок должен понять, откуда идёт звук, подняв руку с игрушкой.
Погремушка может быть не только пластмассовой, но и мягкой. Такая игрушка выполнена из ярких разнофактурных материалов, имеет внутри звуковой элемент, издающий пищание, а ручка погремушки хрустит при нажатии.
Многофункциональность предмета позволяет активизировать слуховое и зрительное восприятие младенца, улучшает мелкую моторику, формирует хватательный рефлекс и ловкость рук.
Мышление карапуза разовьёт игра с колокольчиком. Для этого следует позвонить им, чтобы малыш это увидел, затем убрать колокольчик из поля зрения ребёнка и опять позвонить. Младенец должен искать глазами исчезнувший предмет.
Можно положить музыкальную игрушку в соседней комнате, взять карапуза на руки и отправиться с ним на поиски звука, приговаривая: «Ты слышишь музыку?», «Кто это поёт?», «Пойдём, посмотрим!». Поиски нельзя затягивать, кроха может быстро потерять к затее интерес. Когда музыкальный предмет найден, следует выразить радость: «Вот она. Мы нашли поющую игрушку!».
Малыша привлекают гирлянды из предметов разных форм и фактур, прикреплённые на резинке к бортику кроватки или коляски. Деткам нравится тянуться к подвесным игрушкам, трогать их.
Среди лучших развивающих игрушек для трехмесячных детей следует отметить:
музыкальную карусель (мобиль) с 3-4 игрушками. Подвесная конструкция крепится над кроваткой так, чтобы кроха мог видеть все её детали. Вращение карусели сопровождается приятной мелодией, заставляя ребёнка сосредотачивать на ней зрение и слух;
зеркальные и светящиеся игрушки
Они надолго захватят внимание малыша;
комфортеры. Это тряпочные игрушки-платочки считаются обязательной покупкой для младенцев
У них нет острых углов, а размер, цвет и рисунки подобраны оптимально. Комфортеры развивают мышление, стимулируют зрение и осязание, успокаивающе действуют на младенца.
Можно поставить в зоне досягаемости неваляшку, карапуз будет пытаться достать игрушку и услышит её мелодичный звон. Чтобы ребёнку было легче раскачивать неваляшку, следует привязать к ней ленточку, а другой конец закрепить на ручке грудничка. Очень быстро младенец поймёт, что любое его движение вызывает звучание игрушки, это понравится ребёнку, и он будет делать это снова и снова.
Можно приобрести крохе развивающую игрушку-мячик. Он выполнен из разноцветных тканей с пришитыми петельками и узелками. Внутри – погремушка. Трогая пальчиками детали мячика, малыш услышит приятный звон. Предпочтение следует отдавать предметам простых форм, ярким, но небольшим по размеру, чтобы малышу было удобно удерживать их в руках.
Игрушка не должна быть «перегружена»: обилие передвигающихся колечек, крутящихся фрагментов пока не интересует малютку, поскольку он не может взять их своими крохотными пальчиками.
Особенность психо-физического развития младенца в этом возрасте — изучение своего тела. Ребёнок может подолгу разглядывать пальчики на руках и ногах, сжимать-разжимать кулачки и тянуть их в рот.
Интерес к данному исследовательскому процессу нужно поддерживать, предлагая малышу такое развлечение: во время бодрствования следует расположиться рядом с крохой на диване или на полу. Положив грудничка на колени, можно начинать игру.
Нужно улыбнуться младенцу, привлекая его внимание к своему лицу. Затем взять ручку карапуза и спросить: «Где у мамы нос? Ищем, ищем, вот он!», а затем рукой крохи дотронуться до своего носа
Таким же образом нужно «поискать» нос, глазки, ротик младенца.
Игры, которые понравились младенцу в предыдущие месяцы, следует периодически повторять. Нужно стараться понемногу дополнять и усложнять занятия, таким образом, чтобы они сохраняли свой развивающий эффект и были по-прежнему интересны для ребёнка.
Что умеет 3-х месячный ребенок
Зрение
Теперь малыш может долго смотреть на окружающие предметы. Причем как подвижные, так и неподвижные. Малыш даже слегка поднимает головку, опираясь на предплечья, чтобы лучше рассмотреть, то, что ему интересно.
Слух
Отыскивает глазами источник звука, поворачивает голову на звук.
Речь
Навыки речи также развиваются, к привычным гласным звукам иногда добавляются и согласные, малыш может гулить.
Моторика
Кроха может лежа на животике хорошо держать головку. Если поставить его вертикально и держать подмышками, он упрется ножками в поверхность, как бы имитируя шаги. Также не стоит оставлять его без присмотра, к этому возрасту груднички уже могут перевернуться со спины на бочок. Развитие ребенка в 3 месяца становится на уровень выше. Грудничок познает окружающую обстановку не только осязательными движениями рук, но и с помощью вкусовых рецепторов. То есть он начинает тянуть в рот все, до чего может дотянуться ручками. Да и кулачки и пальчики тоже активно сосет.
Эмоции
Кроха в три месяца довольно эмоционален. Он радуется появлению мамы, улыбается, когда она общается с ним. При недовольстве грудничок заявляет об этом громким плачем. Он отрицательно реагирует, когда от него отходит мама, убирают понравившуюся игрушку, ему холодно или жарко, неприятно или больно.
Игра.
Реагирует на яркие и музыкальные игрушки.
На практике малыш может немного отставать или опережать сверстников. Это норма.
Источники
- Tombeau Cost K., Korczak D., Charach A., Birken C., Maguire JL., Parkin PC., Szatmari P. Association of Parental and Contextual Stressors With Child Screen Exposure and Child Screen Exposure Combined With Feeding. // JAMA Netw Open – 2020 – Vol3 – N2 – p.e1920557; PMID:32022883
- Choi JH., Mendelsohn AL., Weisleder A., Cates CB., Canfield C., Seery A., Dreyer BP., Tomopoulos S. Real-World Usage of Educational Media Does Not Promote Parent-Child Cognitive Stimulation Activities. // Acad Pediatr – 2018 – Vol18 – N2 – p.172-178; PMID:28454929
- Chandra M., Jalaludin B., Woolfenden S., Descallar J., Nicholls L., Dissanayake C., Williams K., Murphy E., Walter A., Eastwood J., Eapen V. Screen time of infants in Sydney, Australia: a birth cohort study. // BMJ Open – 2016 – Vol6 – N10 – p.e012342; PMID:27798011
- Delavenne A., Gratier M., Devouche E. Expressive timing in infant-directed singing between 3 and 6 months. // Infant Behav Dev – 2013 – Vol36 – N1 – p.1-13; PMID:23261784
- Daniels LA., Mallan KM., Battistutta D., Nicholson JM., Perry R., Magarey A. Evaluation of an intervention to promote protective infant feeding practices to prevent childhood obesity: outcomes of the NOURISH RCT at 14 months of age and 6 months post the first of two intervention modules. // Int J Obes (Lond) – 2012 – Vol36 – N10 – p.1292-8; PMID:22710926