Некоторые особенности исследования теории и истории педагогики

Вместо введения

Социум постоянно прилагает все усилия к тому, чтобы те знания, навыки, умения и опыт, который он накопил на определённый момент времени и к определённому моменту развития, осваивало новое поколение посредством наиболее эффективных и плодотворных способов. Эту цель преследуют и обучение, и образовательные системы, представляя собой стратегически выстроенные процессы снабжения людей информацией, которая отражает накопленный и обобщённый человечеством опыт.

Задачей дидактики на любом этапе её развития в истории являлось определение содержания образования новых поколений, изыскание самых эффективных способов вооружения их актуальными знаниями, навыками и умениями, а также определение закономерностей данного процесса. Однако если учесть тот факт, что образовательный процесс непосредственно связан с процессом воспитания, главным образом, нравственного и умственного, можно сказать, что дидактика является теорией не только обучения и образования, но ещё и воспитания. И прежде всего сюда можно отнести формирование мировоззрения получающих образование людей.

На данный момент времени предмет дидактики состоит в процессе обучения и образования в общем и целом, другими словами, в содержании образования, которое реализуется учебными планами и программами, средствами и методами, учебниками, организационными формами, воспитательными элементами и условиями, благоприятно сказывающимися на активном и творческом труде и умственном развития обучающихся.

Наравне с педагогикой, дидактика прошла путь исторического развития, в процессе которого выполняла задачи, возникавшие перед образовательными учреждениями на каждой отдельной стадии социального развития. Развитие различных научных направлений, изменения в области торговли, производства, технологий и т.д. оказывали прямое воздействие на развитие образовательной сферы, отражающей особую форму деятельности человека в эпоху Древности и Средневековья. Со временем это привело к появлению самой теории обучения. Произошло это в XVII веке, когда был написан серьёзнейший труд «Великая дидактика», автором которого был Ян Коменский – именно он впервые поставил перед человечеством задачу «учить всех всему», а также изложил принципы и правила обучения детей.

Определение понятия “история педагогики”. Основные проблемы истории педагогики

Определение 1

История педагогики – это отрасль педагогической науки, которая изучает состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества.

Главными источниками исследования в этой области являются:

  • официальные материалы и нормативные документы, связанные со сферой образования;
  • учебники, учебные пособия, программы;
  • труды педагогов, педагогическая пресса;
  • архивные материалы, мемуарная и критическая литература.

На сегодняшний день перед этой наукой стоит ряд сложных нуждающихся в решении проблем:

  • проблема европоцентризма
  • проблема соотношения подлинного исторического текста и его интерпретаций
  • пробелы в истории педагогики
  • проблема соотношения отечественного и западного опыта
  • проблема исследования недавнего прошлого

Педагогика в нашей стране

История развития педагогики в России берёт начало в Киевской Руси, образцом для которой была византийская образовательная традиция. Центром «книжности», как и в раннефеодальной Западной Европе, были монастыри. Киевскими князьями, которые сами являлись очень образованными людьми, поощрялась учёность среди широких народных слоёв. В монастырских школах наравне с мальчиками учились и девочки, чего не было на Западе. Население Киевской Руси было в массе своей намного образованней европейского, причём воспитывались дети в семье, а также наставниками — монахами-книжниками и приходскими священниками.

Позже, уже в Московском княжестве, особую роль стал играть свод правил поведения «Домострой». Содержание его известно своей суровостью, но одновременно и призывом любить детей и заботиться о них. Во время правления Петра I в Российской империи открываются учебные заведения, которые позже становятся известны и за её пределами:

  1. Киево-Могилянская академия.
  2. Славяно-греко-латинская академия.
  3. Школа навигационных и математических наук.

Деятельность выдающегося русского педагога Ушинского положила начало самобытной отечественной педагогической науке. Он первым создал по-настоящему народную школу. Все вопросы, возникаюшие в процессе воспитания, он призывал решать, руководствуясь народными интересами. Девизом Ушинского был фраза: «Сделай как можно больше пользы своему Отечеству». Им была обоснована необходимость системной подготовки педагогических кадров как важнейшей части педагогики. Физическая работа и умственный труд считались Ушинским равноценными составляющими жизни, одинаково необходимыми гармонично развитому человеку.

Советское время выдвинуло новые требования к педагогической науке, в основе которых было воспитание коллективизма. Наиболее известным представителем педагогической науки, занимавшимся этой проблемой, стал А. Макаренко.

После Второй мировой войны разрабатывает практическое направление нравственного и трудового воспитания в детском коллективе В. Сухомлинский. Приблизительно в это же время появляется «педагогика сотрудничества», в основу которой легли индивидуальные способности детей, следствием чего является их неподдельный интерес к учёбе.

Структура педагогики

Ка­те­го­ри­аль­ный строй П. и её наи­бо­лее об­щие, не за­ви­ся­щие от воз­рас­та и иных осо­бен­но­стей обу­чае­мых и вос­пи­тан­ни­ков за­ко­ны и за­ко­но­мер­но­сти оп­ре­де­ля­ет об­щая П. В её рам­ках офор­ми­лись и ак­тив­но раз­ви­ва­ют­ся как са­мо­сто­ят. от­рас­ли пе­да­го­гич. зна­ния ди­дак­ти­ка, тео­рия и ме­то­ди­ка вос­пи­та­ния, тео­рия об­ра­зо­ва­ния, ис­то­рия П. и об­ра­зо­ва­ния, ме­то­до­ло­гия П. и пе­да­го­гич. ис­сле­до­ва­ний.

Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет воз­рас­тная П., изу­чаю­щая за­ко­но­мер­но­сти, прин­ци­пы, ме­то­ды и фор­мы ор­га­ни­за­ции обу­че­ния, вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния лю­дей на разл. эта­пах воз­рас­тно­го раз­ви­тия. Она под­раз­де­ля­ет­ся на до­шко­ль­ную пе­да­го­ги­ку, П. шко­лы, П. проф. об­ра­зо­ва­ния (на­чаль­но­го, сред­не­го, выс­ше­го и по­сле­ву­зов­ско­го), ан­д­ра­го­ги­ку (см. Об­ра­зо­ва­ние взрос­лых). Ши­ро­кое раз­ви­тие по­лу­чи­ла спе­ци­аль­ная (кор­рек­ци­он­ная) П. (см. в ст. Де­фек­то­ло­гия). Во­про­са­ми обу­че­ния и вос­пи­та­ния глу­хо­не­мых и глу­хих за­ни­ма­ет­ся сур­до­пе­да­го­ги­ка, сле­пых – тиф­ло­пе­да­го­ги­ка, лю­дей с про­бле­ма­ми ум­ст­вен­но­го раз­ви­тия – оли­гоф­ре­но­пе­да­го­ги­ка.

Од­на из важ­ней­ших и об­шир­ных об­лас­тей совр. П. – со­ци­аль­ная пе­да­го­ги­ка, ис­сле­дую­щая про­бле­мы обу­че­ния, вос­пи­та­ния (в т. ч. и пе­ре­вос­пи­та­ния) и об­ра­зо­ва­ния в раз­ных стра­нах, со­ци­аль­ных груп­пах и ин­сти­ту­тах не­пе­да­го­гич. про­фи­ля. В её струк­ту­ре вы­де­ли­лись та­кие от­рас­ли, как срав­ни­тель­ная пе­да­го­ги­ка, се­мей­ная пе­да­го­ги­ка, эт­но­пе­да­го­ги­ка, П. дет­ских и юно­ше­ских ор­га­ни­за­ций, пе­ни­тен­ци­ар­ная пе­да­го­ги­ка, П. со­ци­аль­но-куль­тур­ной дея­тель­но­сти, му­зей­ная П., спор­тив­ная П. и П. до­пол­нит. об­ра­зо­ва­ния.

Проф. П. ис­сле­ду­ет осо­бен­но­сти проф. са­мо­об­ра­зо­ва­ния и са­мо­раз­ви­тия, ме­то­ды и фор­мы по­вы­ше­ния проф. ква­ли­фи­ка­ции, пе­да­го­гич. ус­ло­вия и сред­ст­ва проф. рос­та спе­циа­ли­стов раз­но­го про­фи­ля, уров­ня раз­ви­тия, куль­ту­ры и об­ра­зо­ва­ния. В пред­мет­ном по­ле этой от­рас­ли пе­да­го­гич. нау­ки по­лу­чи­ли раз­ви­тие: во­ен­ная П.; про­из­вод­ст­вен­ная П. как не­пре­рыв­ное об­ра­зо­ва­ние спе­циа­ли­ста, в т. ч. и в ус­ло­ви­ях проф. дея­тель­но­сти; ак­мео­ло­гия; об­ра­зо­ва­тель­ный ме­недж­мент; П. твор­че­ст­ва.

Слайд 3 Зарождение истории педагогики -конец XVII столетия (К. Флери –Франция).

Первые историко-педагогические труды появились в XVIII в. (К.Э. Мангельсдорф, Ф.Э.

Рукопф – Германия).
Расцвет приходится на XIX век – исследования немецких учёных Ф.Х.К. Шварца, Ф. Крамера, К. Раумера, К.А. Шмидта, Ф. Диттеса, П. Барта, Т. Циглера.
Под их влиянием шёл процесс формирования истории педагогики как отрасли научного знания в других странах, в том числе во Франции (Ш.Летурно), США (П.Монро), в дореволюционной России (Л.Н.Модзалевский,П.Ф. Каптерев, П.П.Соколов,М.И. Демков).

Россицские историки педагогики 19- начала 20 века

Становление истории педагогики как области научного знания

«Семь свободных искусств»

«Семь свободных искусств» включали в себя грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Коменский, как мы уже сказали, дополнял их основами современных на то время наук. Целиком и полностью содержание общего образования было обращено к человеку, чтобы сделать его мировосприятие целостным, а стремления говорить, действовать, уметь и знать находились в гармонии.

Если обратиться к процессуальной стороне обучения, то у Коменского она выражена поиском природосообразного метода, ориентированного на мотивацию ученика, разноплановую работу его интеллекта, его целостную личность и «естественное знание», вопреки «книжной учёности», взятой учеником при помощи памяти и напряжённой воли.

Духовный мир Яна Коменского был очень сложным и уникальным комплексом воззрений эпох Античности и Ренессанса, протестантизма и католической теологии, естественнонаучного и современного для него гуманитарного знания. Ян Коменский сумел обосновать гуманистическую и демократическую идею всечеловеческого воспитания, на протяжении нескольких веков остававшуюся основополагающей среди людей, для которых всеобщее образование было правом всех людей.

Педагогическая система Коменского

Педагогическая система Коменского представляет собой «строгую» педагогику, подразумевающую отношение к учащемуся, как к существу ответственному, деятельному и сознательному как в мыслях, так и в поступках. Деятельность педагога в этой системе рассматривается как сложнейшее искусство развития человеческого в человеке. Система Коменского светится оптимизмом и верой в человеческий потенциал, потенциал воспитания, «объединение людей великодушных, мужественных, возвышенных». Задачи воспитания связывались Коменским с прямым обращением к внутреннему миру человека и воспитанием в нём духовного, а отношение к знаниям, как к ценности – ещё одна неотъемлемая черта его системы.

Каждая последующая возрастная ступень есть повод к введению новых теологических и этических правил и норм поведения, предназначенных для одухотворения внутренней жизни ученика отношением, как к ценности не только к знаниям, но и к себе и к окружающим людям. Гуманная личность, по мнению учёного, должна обладать рядом «кардинальных добродетелей», прослеживающихся в средневековой христианской этике и уходящих корнями к философии Платона: справедливостью, мужеством, умеренностью и мудростью.

Стремясь развить и возвысить духовность в людях, Коменский старался сформировать нравственность и благочестие, как постоянную активную духовную жизнь и практическую работу человека. Исходя из этого, педагогическая система предстаёт как гуманистическая модель образовательного процесса, направленного на целенаправленное ценностное и целостное развитие естественных сил и потенциала развивающегося индивидуума.

Реализуется эта цель посредством организации жизни учеников в здоровой с точки зрения нравственности, богатой духовно, и постоянно стимулирующей всестороннее развитие среде, где человека окружают разнообразные виды деятельности, которые способствуют природосообразному развитию способностей и всего человеческого; в среде, где преобладают гуманные отношения между учениками и учениками, между учениками и педагогами, благодаря чему задачи и цели образовательного процесса становятся собственными задачами и целями учеников, а процесс воспитания трансформируется в процесс самовоспитания.

Результатом же всего педагогического процесса будет достижение учеником высокого уровня личностного развития, включающего и самоопределение, и самосознание, и способности и потребности к продолжению саморазвития, самовоспитания и самообразования. Свобода, которой отличается развитие личности ученика, обеспечивается одинаковыми для всех возможностями саморазвития и педагогическим влиянием, исключающим «насилие» в какой бы то ни было форме. Эту модель можно проследить в самых эффективных педагогических системах прошлого. Кроме того, она достаточно гармонично интегрируется и в современные системы образования, по причине чего открытия Каменского можно смело назвать универсальными.

Но современные образовательные системы мы рассмотрим чуть позже, а пока скажем несколько слов о дидактических принципах Коменского.

Принципы дидактики Коменского

Ян Коменский – человек, который впервые за всю историю дидактики сказал людям о важности использования в обучении принципов и обозначил их:

Принцип сознательности и активности – согласно ему, обучение должно быть таким, чтобы ученики усваивали знания не при помощи механических заданий или заучивания, т.е. пассивно, а активно, с максимальной вовлечённостью и осознанностью. Если нет сознательности, то и обучение будет только догматическим, а в знаниях будут господствовать формальности;

Принцип наглядности обучения – здесь предполагается то, что ученики должны усваивать знания через непосредственные наблюдения предметов и явлений, через их восприятие своими органами чувств. Данное правило Коменский называл «золотым»;

Принцип постепенности и систематичности знаний.

Чтобы этот принцип был надлежащим образом соблюдён, Каменский приводит некоторые правила:

  1. Информация должна распределяться так, чтобы конкретные учебные задачи были поставлены на каждый учебный час, день, месяц и год. Они также должны быть тщательно продуманы педагогом и осознаны учеником;
  2. Решение всех учебных задач должно быть распределено с учётом возрастных характеристик, а значит, должно соответствовать задачам каждого отдельного класса;
  3. Каждый предмет должен преподаваться до того момента, пока не будет освоен учеником целиком и полностью;
  4. Занятия должны составляться так, чтобы основой любого текущего материала был предшествующий, а последующий его закреплял;
  5. Обучение необходимо выстраивать от общего к частному, от простого к сложному, от близкого к отдалённому, от известного к неизвестному.

Такая последовательность, по словам Коменского, должна быть соблюдена везде, а понимание вещей умом должно переходить от исторического к разумному, и уже после – к применению всего узнанного.

Принцип упражнений и прочного овладения навыками – говорит о том, что показателем того, насколько знания и навыки являются полноценными, являются только систематически осуществляемые упражнения и их повторения.

Есть также и ряд требований, разработанных Коменским для последнего принципа:

  1. Любые правила в обязательном порядке должны служить поддержанию и закреплению практики;
  2. Ученикам надлежит делать не то, что приносит им удовольствие, а то, что гласят законы и на что указывают педагоги;
  3. Для упражнений ума должны быть созданы специальные уроки, берущие за основу систему Каменского;
  4. Любую задачу следует изначально проиллюстрировать и объяснить, затем нужно убедиться в том, поняли ли её ученики, и как они её поняли. Рекомендуется устраивать повторения по прошествии недели.

Все эти положения говорят нам о том, что усвоение знаний Коменский сопоставляет с задачей полного и сознательного исследования материала. Возможно, именно поэтому педагогические положения этого выдающегося человека даже в наше время остаются значимыми как в теории, так и на практике.

Этапы взросления человека

Представляя этапы взросления человека, Коменский всё также опирался на принцип природосообразности. Так, им было выделено четыре этапа, состоящих из шести лет каждый, и для всех были определены свои задачи.

Итак, основываясь на природе человека, выделяются следующие этапы:

  • Детство (продолжается с рождения до 6 лет)
  • Отрочество (продолжается с 7 до 12 лет)
  • Юность (продолжатся с 13 до 18 лет)
  • Возмужалость (продолжается с 19 до 24 лет)

Основой этого деления являются возрастные особенности:

  • Для детства характерны: усиленный физический рост и развитие органов чувств
  • Для отрочества характерны: развитие памяти и воображения, а также их исполнительных органов – языка и рук
  • Для юности характерны: развитие более высокого уровня мышления (в дополнение ко всему вышеназванному)
  • Для возмужалости характерны: развитие воли и способности к гармоничному существованию

Каждый из представленных периодов, исходя из их характерных особенностей, предполагает индивидуальную ступень образования. Дети до 6 лет, согласно Коменскому, должны «обучаться» в материнской школе, где мать даёт дошкольное образование. В период отрочества ребёнок отправляется в шестилетнюю школу родного языка, которая должна иметься в любой общине, селении и т.п. Юноши обучаются в гимназиях или латинских школах, имеющихся во всех городах. Возмужалые молодые люди проходят обучение в академиях, также имеющихся во всех крупных населённых пунктах любого государства.

Содержательная часть данного принципа последовательного обучения была представлена идеей всеобщей мудрости – «пансофии»: в любом возрасте могут быть объяты пансофические знания (на уровне возможного, естественно), на основе чего Коменский определял приблизительное содержание каждой из названных им школ и создавал для них учебники.

С целью обосновать замысел школы родного языка Коменский всегда говорил о природосообразности развития человека. Такие дисциплины как, к примеру, граждановедение и родиноведение аргументируются естественными стремлениями ребёнка и условиями окружающей его действительности. В латинской школе должен иметься «класс этики», где будет изучаться человек с его собственными действиями – человек, являющийся владыкой вещей. Должен изучаться и «стержневой предмет истории», знания которого способны «осветить всю жизнь». Изучению подлежат также: всеобщая история (в главной степени, история отечества), история религиозных обрядов разных народов мира, история морали, изобретений, естествознания. Традиционными же учебными предметами школы эпохи Средневековья Коменский считал «семь свободных искусств», дополненные основами новых на время наук.

Средневековье и Новое время

После упадка и исчезновения античной цивилизации и начала эпохи Средних веков право воспитывать и заниматься образованием подрастающего поколения почти полностью перешло к церкви.

В ранний европейский средневековый период (V—X вв.) преобладали приходские школы, в том числе монастырские. Здесь готовились священники начальных рангов

Монастыри, созданию и развитию которых уделяла особое внимание католическая церковь, имели библиотеки, состоящие в основном из книг на латинском языке. Именно в монастырских библиотеках сохранились дошедшие до Нового времени экземпляры произведений античных авторов.

Тёмные века

Обученные в монастырских школах монахи очень часто являлись единственными грамотными людьми во всей округе. Они были обязаны уметь читать и писать, так как переписывание содержания Священного Писания, духовных стихов и других хранящихся в монастырях книг считалось богоугодным делом. Кроме обучения грамоте будущих священнослужителей учили пению и нотам, что было необходимо для распевания псалмов.

Монастырские школы не были средоточием гуманизма. Учебный процесс здесь, как и в школах Древнего Вавилона, сопровождался тумаками, подзатыльниками, а то и ударами палкой от недовольного наставника. Лучшие ученики, особенно при кафедральных соборах, могли начать изучать «семь свободных искусств», в число которых входили:

  • грамматика;
  • риторика;
  • диалектика;
  • арифметика;
  • астрономия;
  • геометрия;
  • музыка.

Учёба в школах раннего Средневековья была построена на индивидуальном подходе к каждому ученику. Специально написанных для школьников универсальных учебников тогда не было, каждый учился в свойственном ему природном темпе усвоения новой информации. Уравнительный метод классно-урочной учебной системы был ещё в далёком будущем.

Образование в Средние века не исчерпывалось только духовно-церковным воспитанием. Разные общественные слои и системы обучения имели соответствующие им места в социальной иерархии. Дети феодалов, к примеру, могли обучаться по принципам «рыцарского воспитания», в которое входили «семь добродетелей». Будущий рыцарь должен был быть:

  • хорошим всадником;
  • метальщиком копья;
  • искусным фехтовальщиком;
  • умелым охотником;
  • отличным пловцом;
  • хорошим игроком в шашки;
  • поэтом и музыкантом, чтобы уметь писать и петь под музыку стихи для «дамы сердца».

Цель такого воспитания состояла в выработке навыков наилучшим образом исполнять свои социальные функции, главная из которых — участие в войнах. Читать и писать хорошо владеющий мечом рыцарь был не обязан, при необходимости подпись под важным документом делал уполномоченный на это монах. Неграмотными были даже многие европейские короли.

Ведущим педагогическим принципом общества феодализма было воспитание в людях стремления целиком подчиниться идее достижения божественного благочестия, которое могло, согласно тогдашнему религиозному мировоззрению, быть осуществлено через аскетизм, умерщвление плоти и духовное смирение. Об идее античности, в соответствии с которой человек должен быть всесторонне развитой личностью, в эпоху Средневековья забыли, что стало характерным признаком того времени.

Эпоха Возрождения

Возрождение, которое пришло на смену Средневековью, явило миру писателей и философов, активно критиковавших схоластические методы обучения, преобладавшие в педагогике той поры, и выступавших за развитие свободной личности. Педагоги этой поры начинают стимулировать живой интерес учеников к знанию, пытаясь превратить учёбу в увлекательное занятие.

Самым ярким представителем педагогики Возрождения является Я. Коменский, живший в 1592—1670 гг. Он высказывал много прогрессивных для того времени мыслей, например, идею всеобщего обучения без разделения людей на сословия и классы, а также преподавания на родном языке, а не на латыни, что в то время повсюду было правилом. Именно Я. Коменский является основоположником классно-урочной системы организации учёбы.

Ян Коменский

Ян Амос Коменский (1592-1671 гг.) — педагог-гуманист чешского происхождения, общественный деятель и писатель, епископ Чешскобратской церкви, человек, систематизировавший и популяризовавший классно-урочную систему образования, и создатель научной педагогики. В течение своей жизни он занимался педагогикой во многих европейских странах (Венгрии, Чехии, Польше и других), а также составлял учебники для Швеции, по которым впоследствии учились во множестве разных стран, благодаря чему получил известность ещё при жизни.

Взгляд Коменского на педагогику

Основной особенностью педагогических взглядов Яна Коменского являлось то, что именно воспитание представлялось им одной из главных предпосылок к установлению конструктивных, дружественных и справедливых отношений между отдельными людьми и целыми народами. Наряду с этим, учение Коменского пропитано гуманистическим подходом к человеку и обучению. Религиозное образование Коменского и образ его жизни отразились на всей созданной им системе образования.

Всё учение Коменского зиждется на принципах природосообразности, дидактики и семейной педагогики. Например, принцип природосообразности гласит, что развитию подлежит то, что уже «заложено в зародыше», и развивать это нужно изнутри, ожидая пока «созреют силы», избегая толкать природу в неверное русло – туда, куда она сама не стремится направиться. Поддерживая идею, что семена ума, благочестия и нравственности, а также стремление природы их развивать характерны для всех людей, Ян Коменский обозначал роль воспитания в «самом лёгком побуждении и некотором разумном руководстве» естественно протекающим процессом саморазвития учащегося.

Принцип природосообразности по праву считается главнейшим, и на основании его Коменский создал поистине уникальный и масштабный проект воспитания человека, длящегося с момента рождения до 24 лет. Универсальным и научно обоснованным этот проект учёный считал по причине соответствия педагогического процесса природе человека и его истинному предназначению на планете. Этот проект был направлен на «обучение всех всему», иначе говоря, на рациональное создание «массовой школы». Важнейшим элементом этого проекта были и остаются по сей день этапы взросления человека.

Античный период

Термин «педагог» впервые появляется в старинных документах периода античности. Начал применяться он эллинами (древними греками) и обозначал специального раба, который сопровождал хозяйских сыновей по дороге в школу, являясь их охраной. Кроме того, такой человек должен был обучать своих подопечных элементарной грамоте перед их поступлением на учёбу.

Позднее этот обычай и термин позаимствовали у греков римляне периода поздней республики. Педагог являлся неизменным наставником молодого римлянина до наступления дня его совершеннолетия. Своё мнение о воспитании имели многие великие личности античной Греции:

  • Аристотель;
  • Сократ;
  • Платон.

Считается, что первым профессиональным учителем и классиком гуманной педагогики являлся римлянин Марк Фабий Квинтилиан. По его мнению, педагог должен быть не только хорошо образован, но и любить своих учеников, относиться к ним с уважением.

Двадцатое столетие

С начала XX ст. до середины века в Европе постепенно складывалась современная структура образования, которая делится на начальную, среднюю и высшую. В каждой стране она имеет свои особенности, которые вначале довольно жёстко разделяли учащихся по уровню умственных способностей. Для учеников, не сумевших по окончании начальной школы пройти отбор через специальные интеллектуальные тесты, была навсегда закрыта возможность получения высшего образования.

Со второй половины столетия критика теории интеллектуальных способностей заставила частично реформировать систему. Теперь во многих странах практикуются школы смешанных типов, где в результате совместного обучения учащихся гуманитарного, технического и естественно-математического направлений результаты выпускных тестов намного меньше влияют на судьбу ученика.

Проблема европоцентризма

На протяжении всей истории педагогическая мысль развивалась под влиянием религии и философии. В русской педагогической историографии эти направления развития педагогики были изучены недостаточно глубоко. Наибольшее значение для педагогики в России имели педагогические основы Древней Греции, Древнего Рима, Византии, позднее Западной Европы. Считается, что такое отношение к этому вопросу является достаточно узким. Помимо наследия Древней Греции, Древнего Рима, Византии и Европы сегодня так же актуально изучение педагогической мысли, которая развивалась на Востоке, В Африке, Америке. Эти направления считаются достаточно перспективными. Основная проблема современной истории педагогики – это европоцентризм. Следует так же отметить, что эта проблема не только истории педагогики, но и других областей знаний. Современному человеку знакомо гораздо больше имен ученых, композиторов, писателей европейского происхождения, и совсем мало известных делителей Азии, Африки и пр.

Слайд 14Основные категории и понятия истории педагогики.Историко-педагогический факт – объективное, достоверное

событие (ситуация) из области педагогической практики, теории, имеющее не только

локальное, региональное, но и всемирное значение.Историко-педагогическое событие – наиболее значимый факт всемирного историко-педагогического процесса, оказавший существенное влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики.Историко-педагогическое явление – некая системная целостность, совокупность фактов, опыта из области педагогической теории и практики, несущая на себе пространственно-временной отпечаток (как историко-педагогическое явление может быть рассмотрен факт зарождения образовательных институтов – школ, научно-педагогического знания в виде учений, концепций и т.д.). Педагогическая традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы и идеи в области обучения и воспитания, благодаря которым осуществляется преемственность в развитии национальной педагогической культуры.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий