Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества и ее основные идеи от Ш.А.Амонашвили

Педагог сосредоточил внимание на начальной школе. Он доказал, что 6-летний ребенок относится к сенситивному возрасту

То есть в это время малыш чувствительней, послушнее, благоприятнее, быстрее развивается интеллект и нравственность, формируется культура чувств. Амонашвили определил личность учителя, его высоконравственные качества, духовный облик. Преподаватели начальных классов должны иметь добрую душу, любить детей и понимать их.

Вся педагогическая и дидактическая система ученого основана на гуманном отношении к ребенку. Базируется теория на чувстве уважения к ученикам и обоюдной любви учителя и детей.

Отметка, в какой-то степени, выступает признаком высоконравственной оценки носителя, то есть того, кто ее получил. Дети думают, что если ты отличник, то ты хороший человек. Если у тебя плохие баллы, то ты нехороший и дружить не нужно. В начальных классах такой системы не должно быть и Амонашвили считает это серьезным недочетом.

ГОСТ

Недостатки педагогики сотрудничества

Не успело новое направление в педагогике найти своих единомышленников, как на него сразу же обрушился шквал критики. Среди наиболее спорных вопросов можно назвать:

  • Идеализация природы ребёнка, его врождённого стремления к знаниям. Практически не учитывался факт наличия в школе детей слаборазвитых или с низкой мотивацией к учёбе.
  • Размытые требования к ученикам, необязательность выставления оценок учителями.
  • Взгляд на любое принуждение в обучении как на негуманное и противоречащее природе ребёнка.
  • Переоценивание роли детского коллектива как «всесильного педагогического средства».
  • Необязательность домашних заданий.
  • Чрезмерная ориентация на педагогическую практику, часто граничащая с отрицанием достижений научной мысли в области педагогики, психологии и физиологии детей.

Идеи И. П. Иванова как основа развития педагогики сотрудничества

Определение 1

Педагогика сотрудничества – это одно из направлений педагогической науки, разрабатывающее методы и приемы педагогической деятельности, ориентированные на личностное развитие и раскрытие творческого потенциала человека.

Рисунок 1. Педагогика сотрудничества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Данное направление развилось в отечественной педагогике после Второй мировой войны т.е. во второй половине в XX в. Основоположником этого направления стал И.П. Иванов, являвшийся доктором педагогических наук РАО и создавший методику коллективной творческой деятельности, которая легла в основу педагогики сотрудничества.

Замечание 1

Основной идеей его методики была нацеленность воспитания на развитие творческого потенциала личности. Он рассматривал воспитание в качестве процесса, который является целостным, творческим и деятельным.

Иванов занимался исследованием педагогических отношений

Им было уделено большое внимание роли педагога в воспитательном процессе. Он считал, что деятельность педагога должна быть ориентирована именно на развитие личности ребенка, посредством создания условия для развития у него нового, жизненно значимого опыта деятельности

иными словами, он уходил от идеи педагогики о том, что учитель должен опекать детей, помогать им усваивать простую совокупность научных знаний. Он предлагал педагогу проявлять к учащимся «общую заботу», состоящую в совокупности разнообразных приемов и методов гуманного воспитания, ориентированных на уважение и развитие личности учащегося.

Процесс воспитания рассматривался Ивановым, как:

  1. Организацию коллективного творчества;
  2. Дополнение к образовательной деятельности;
  3. Основу развития творческого начала в каждой личности.

Методика коллективной творческой деятельности или организация воспитательного процесса строилась, по мнению Иванова, на базе реализации нескольких основных этапов:

  1. Творческий замысел. Должна существовать идея, которую требуется разработать и воплотить. Воспитание ориентировано на всесторонне, гармоничное развитие личности ребенка.
  2. Коллективное планирование. Составляется план деятельности по достижению конкретных ее целей и задач, ориентированных на реализацию творческой идеи.
  3. Коллективная подготовка. Выбор методов и приемов организации деятельности, технологий, ресурсов, необходимых для достижения целей и задач воспитания.
  4. Проведение дела. Непосредственная деятельность, ориентированная на практическую реализацию идеи. Иными словами, это организация и проведение воспитательного процесса, с применение приемов и методов творческого развития личности.
  5. Обсуждение итогов. Сюда входит контроль мониторинг воспитательного процесса, оценивается его эффективность и достижение целей и задач.
  6. Создание памятки, чтобы внести опыт реализации идеи в практику. Предполагается сохранение данного воспитательного подхода, как варианта организации воспитательного процесса разнообразными учебно-воспитательными учреждениями.

Методика И. П. Иванова привела к развитию новых методов и направлений воспитания. Она способствовала развитию школьного самоуправления, внедрению дискуссий и «мозговых штурмов» в учебный процесс, в качестве эффективных приемов его организации.

Как развивалась методика

За годы своего развития педагогика сотрудничества претерпела множество изменений, явившихся результатом несовершенства, как самой системы образования, так и менталитета общества. Педагогика сотрудничества является для большинства рядовых педагогов достаточно сложной в реализации на практике. Дело в том, что сама идея рассчитана на адекватное взаимодействие между собой обоих сторон – педагогов и учеников. И если педагоги в подавляющем своем большинстве прилагают какие-то усилия для достижения максимального взаимодействия и взаимопонимания с учениками, то среди учеников пока еще чаще встречаются ленивые и несамостоятельные. Поддержание диалога с такими детьми не каждому под силу.

Тем не менее, педагогика сотрудничества с каждым годом доказывает свою необходимость для достижения главной цели современного мира – создания нового гуманного общества, свободного от тоталитаризма и официоза. Преодолеть инертность мышления и выйти на качественно новый уровень построения системы образования и воспитания – вот главная задача современной педагогики. Для выполнения этой задачи педагогу необходимо использовать в своей работе не только стандартные методы ведения урока, но в большей степени проявлять инициативу и строить процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы ученик был постоянно в него вовлечен. В качестве инструментов педагогики сотрудничества можно использовать интересный и увлекательный рассказ, откровенную беседу, справедливую и независимую оценку, поощрение творческих успехов, личный пример, встречу с интересными людьми, совместный поиск решений и тому подобное. Педагогу необходимо сначала самому научиться мыслить комплексно, сочетая в своей работе все доступные способы достижения целей и выполнения поставленных задач.

Отношения с учениками

Совместная работа педагогизации строиться взаимно и подразумевает одинаковый интерес и преподавателя, и ребёнка в их совокупной работе.

Точка зрения учителя состоит в том, чтобы, осознавая и уважая заинтересованность ребёнка в установленной работе, подкреплять и совершенствовать его интенсивным вниманием, корректно воздействовать на него в том случае, когда ему на самом деле необходима поддержка.

Стоит выделить наиболее главные концепции, которым сложно противоречить:

  • образование ребёнка в области окружающего развития без соприсяжничества;
  • работа без принуждения;
  • набор основных мыслей, слов обобщения, символов отражения, находящихся в виде основной схемы, для исключения зубрёжки материала;
  • идея опережения и двусторонний процесс;
  • независимость выбора;
  • диалогическое размышление по рефератам;
  • концепция умственного фона класса плюс самовыражение;
  • коллективная работа преподавателей и учеников при изучении литературы;
  • добровольность и досуговая модель деятельности, какая отразиться в будущем.

Сотрудничество ликвидирует любые формы давления со стороны преподавателя, в том числе требование, чтобы малыш действовал точно по примеру. В случае если же он желает проконтролировать свой курс, преподаватель, стоящий в позиции партнёрства, всякими способами удерживает это желание. Вместе с обучающимися он пробует предложенное постановление, но потом обговаривает полученные итоги. Взаимодействие в форме партнёрства гарантирует более полное развитие малыша.

Главные принципы

Педагогика сотрудничества кратко — учение без принуждения. Индивидуальная мотивация ученика всегда носила решающий характер всего преподавания. Авторы и основоположники учений Амонашвили Ш. А., Шаталов В. Ф., Соловейчик С. Л. писали про сотрудничество — это в педагогике определение естественной заинтересованности, которая может становиться базой эффективного обучения.

Для того чтобы завлечь студентов в педагогический процесс на уроках, учителя преследовали цель формирования созидательной атмосферы. Ребенок, который преображался из объекта в субъект преподавания, имел возможность постигать новые сведения при помощи собственных воздействий.

Немаловажное значение играла учебная концепция преподавания ребёнку в области его ближайшего развития.

Понятие и история педагогики сотрудничества

Педагогика сотрудничества возникла во второй половине XX столетия и заняла прочное место в современном образовании. Её успех обусловлен тем, что она включает в себя систему методов воспитания и обучения, которые базируются на принципах гуманизма и творчества.

В современных школах активно используют педагогику сотрудничества, как один из перспективных подходов к обучению и воспитанию детей. Однако педагогика сотрудничества появилась не вчера. Её основы заложены советскими педагогами в восьмидесятых годах прошлого века. Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Название для нового течения было придумано группой новаторов, которые сформулировали постулаты и дали название “педагогика сотрудничества”. Базовые тезисы педагогики сотрудничества были сформулированы в 1986 году на встрече сторонников нового направления, к числу которых относились Шалва Александрович Амогашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и т.д. Именно они сформулировали “Тезисы педагогики сотрудничества”, которые были напечатаны в “Учительской газете”.

Так что же такое педагогика сотрудничества? Существует несколько близких друг к другу трактовок данного направления в педагогике. В статье приведем следующее:

Ключевые тезисы, которые сформулировали педагоги:

  • учение без принуждения,
  • опережение,
  • свобода выбора,
  • совместная деятельность учителей и учеников,
  • обучение в зоне ближайшего развития,
  • развитие творческих способностей и самоуважение школьника.

Более подробный перечень базовых тезисов представлен на рисунке ниже.

Исходя из перечисленных тезисов, педагогика сотрудничества направлена на установление равноправных отношений между учеником и учителем. При этом на развитии творческого потенциала делается особый упор.

В основу педагогики сотрудничества поставлены следующие компоненты, которые и делают её актуальной и прогрессивной в современных условиях развития российского образования.

Классификационные особенности педагогики сотрудничества

Целью педагогики сотрудничества является снятие чувства страха у учащегося на уроке, вселить уверенность в свои силы.

Каждый учитель следующий нормам педагогики сотрудничества должен помнить, что учитель не должен жаловаться родителям на детей в дневниках, разжигать соревнование между родителями, вывешивать ведомости успеваемости по месту работы родителей. Учите должен показать родителям, что их дети хорошо учатся. Ф.Я. Шапиро говорила что:…Хватит нам бегать по лестницам и стучаться в двери: “Ваша Маня не учит уроков!” Если же ученик требует внимания и помощи, то надо оказывать ее до конца, до тех пор, пока он прочно не станет на ноги. Лучше потратить на одного ребенка хоть год. “

Теория совместной работы

В общешкольном коллективе совместная работа проводится между учителями, администрацией, ученическими и учительскими группами. Принцип единой деятельности касается всех видов отношений учеников, педагогов и управляющих с людьми общественной среды.

В 21 веке система обучения учитывает возможности и нужды человека. Выстраивается личностно-нацеленный нрав образования.

Ученики младших возрастов также имеют страсть к деловитости, которую делают, понимает значимость полученных знаний. Он может ставить простые гипотезы и разыскивать доказательства, минимально анализирует собственную активность, оценивает личные удачи, выделяет ошибки и невезения. Для этого процесса ученик должен быть субъектом, где его учат учиться и взвешивать обязанность.

Педагогика сотрудничества – это система методов и способов изучения и исследования личности на гуманизме и творческих моментах.

Основными месторасположениями выступают:

  • Ведение обучения как творческого взаимодействия учителя и учащихся;
  • Воспитание и отсутствие принуждений;
  • Идеи выстраивания тяжелой цели и внушение уверенности;
  • Самоанализ;
  • Творческое самоуправление учеников;
  • Личный метод обучения;
  • Общая служба с родителями.

Педагогика единой работы взаимосвязана с ролью учителя. Она заключается не в обучении, а скорее в помощи по учебе. Учитель создает развивающую среду, провоцируя детей к обработке знаний. Педагогика общей работы основывается на знании собственных особенностей слушателей, их интересов и взаимоотношений

Учитель – это помощник, спасающий в любых трудных ситуациях. Он поддерживает и направляет на истину. Ребенок также может обратиться за помощью и к одноклассникам. Педагог одинаково уделяет время каждому ученику и восторгается всеми их триумфами. Доброе слово учителя – это отличный способ установить доброжелательные психологические отношения на уроке и тем самым создать развивающую среду.

Понимая особенности ребенка, педагог помогает им ощущать себя твердыми, нужными и индивидуальными. Регулярные диалоги помогают малышу высказывать свое мнение, создавать собственное мировоззрение и отстаивать его.

Когда в педагогике сотрудничества используются такие приемы, ученик чувствует себя личностью. Он чувствует интерес и желание помочь от учителя.

Методы педагогики сотрудничества

Основой педагогики сотрудничества является гуманизм и взаимоуважение сторон образовательного процесса. Схема учебного сотрудничества заключена в том, что дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально организуют их сотрудничество.

Для того чтобы педагогика сотрудничества была результативной используют ряд приемов, направленных на повышение взаимопонимания между учителем и учеником Начать следует с этики вербального обращения к ученику. Данный прием направлен на возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия в процессе обучения. В диалоге важную роль играют такие фразы как: ” Давай подумаем вместе…”, “Может быть, сделаем так?” В этих словах заложено участие педагога, а в словах “мне интересно…”, ” Я хочу знать…” проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.

Важным приемом также является стимулирующее общение, вызывающее радость ученика. Этот прием призван воспитывать любовь и доверие человека к человеку. В процессе общения с детьми тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.

Прием под названием дорисовывание призван настраивать учащихся на самосовершенствование. Независимо от того, как учение ведет себя на конкретном уроке, учитель ” накладывает” на него “краски”, веря в то, что учение настроен на совершенствование.

В учебном процессе важно использовать прием приобщения детей к плану урока, а именно ученики сами должны задать тон уроку, стать единомышленниками учителя, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать исключительную роль в его творении. Очень важно доверие ученику

Оно является важным элементов учебной мотивации. Обращаясь к ученику словами: ” Только ты это сможешь сделать”, “Это очень трудное дело, поэтому добровольцы вперед!” учитель показывает, что он доверяет ученику. Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения

Очень важно доверие ученику. Оно является важным элементов учебной мотивации

Обращаясь к ученику словами: ” Только ты это сможешь сделать”, “Это очень трудное дело, поэтому добровольцы вперед!” учитель показывает, что он доверяет ученику. Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения .

В процессе работы в рамках педагогики сотрудничества приемлемы следующие формы и методы организации учебно – воспитательной работы:

  1. Метод ” Учимся вместе”
  2. Метод “Пила”
  3. Метод ” Вертушка”
  4. Метод диалога при организации групповых дискуссий
  5. Метод “Мудрая сова”

Основа любых методов в рамках педагогики сотрудничества – это сотрудничество учителя и ученика. При этом исключается состязательность в успехах. Учитель не оказывает давление на учащихся. Каждый учится в меру своих возможностей.

Особую актуальность в современном образовании приобрели следующие приемы:

  1. Приём “Лови ошибку!”
  2. Приём “Пресс-конференция”.

Первый прием основан на том, что учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений – неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор.

Что касается приема “Пресс-конференция”, то учащиеся, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга.

Учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся, его роль больше не сводится к передаче информации и контролировании ее усвоения .

Ученики получают возможность:

  • думать свободно;
  • говорить непринуждённо, эмоционально;
  • много и внимательно читать;
  • много думать и анализировать;
  • осознавать, как важны для жизни и профессиональной деятельности знания физики;
  • самому рассуждать много, свободно, эмоционально, разнопланово, зная, что тебя поймут.

Учитель в рамках педагогики сотрудничества должен оказать посильную помощь учащимся в самореализации и поиске знаний из самых различных источников, уметь делать выводы, аргументировать их, видеть проблемы, генерировать идеи, искать способы рационального решения вопросов.

Литература

  1. Манифест “Педагогика сотрудничества” – Переделкино,1986г.
  2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. – М.: Просвещение, 1991.

Идеи педагога-новатора С. Н. Лысенковой

  1. Творчество педагога способствует развитию творчества учащихся. Это означает, что необходимо развивать мастерство педагога, осваивать ими новые подходы в обучении и воспитании, активно использовать оригинальные решения, чтобы подавать учащимся пример;
  2. Барометром эффективности прохождения учебного занятия являются дети. Необходимо учитывать индивидуальные особенности развития каждого учащегося, возможности усвоения ими материала при выборе методов обучения;
  3. Ориентация процесса обучения на опережение. Необходимо давать задания опережающего характера, пересмотрев предварительно организацию учебных занятий. Требуется создать условия для стимулирования познавательной активности, создать систему взаимодействия на занятии, создать оптимальную систему управления учебной деятельностью;
  4. Включение каждого учащегося в активную образовательную деятельность;
  5. Развитие у детей навыков произношения своих мыслей вслух, умения рассуждать при поиске решения задачи;
  6. Создание атмосферы доброжелательности и спокойствия на учебных занятиях.

Именно такое обучение, проходящее на основе сотрудничества, создает предпосылки для успешного достижения целей и задач обучения, способствует развитию учащихся, ориентирует на решение более сложных задач и углублению знаний.

  • На перепутье краткое содержание

      

  • 30 лет работает в школе

      

  • Детская площадка поделка в школу 3 класс

      

  • Использование лабораторного оборудования в начальной школе

      

  • Стенгазета к дню россии в детском саду

Основные принципы педагогики сотрудничества

Новое движение в отечественной педагогической мысли объединило учителей с разными взглядами и подходами, но все они стремились к более демократичному и свободному образованию. Идейным вдохновителем нового направления можно считать С.Л. Соловейчика. К нему присоединились выдающиеся практики – учителя, обладающие огромным опытом работы и искренней любовью к детям: Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов и др.

В 1986 году в подмосковном посёлке Переделкино состоялась встреча педагогов-новаторов, на которой были приняты «Тезисы педагогики сотрудничества». Позднее они были опубликованы в «Учительской газете» и стали достоянием широких масс.

Если традиционная педагогика основывалась на принципе «учитель всегда прав», то сотрудничество между педагогом и учениками становилось возможным по принципу «делай, как я».  Учитель и дети рассматривались как единомышленники, творчески увлечённые люди, занятые решением общего дела.

К основным принципам педагогики сотрудничества можно отнести:

  1. Гуманный подход к личности ребёнка, его развитию и обучению. Появляется взгляд на ученика как на субъект педагогического процесса, а не объект. Каждый ребёнок по-своему талантлив и обладает определёнными способностями. Задача учителя – убеждать и направлять, формировать у ученика положительную Я-концепцию и создавать ситуации, обеспечивающие переживание ребёнком ситуации успеха.
  2. Дидактический комплекс, направленный на активизацию и развитие. Этого можно добиться путём интеграции школьных предметов и усвоению детьми не разрозненных и никак не связанных между собой, а обобщённых знаний и умений, которые реально могут пригодиться в жизни.
  3. Ведущая роль воспитания, которая означает отказ от чисто знаниевой педагогической модели и пропагандирует постановку личности ребёнка в центр воспитательной системы.
  4. Окружающая среда, пропитанная педагогическими идеями (т.е. её «педагогизация»). Перед школой ставится важнейшая задача – быть ведущим воспитательным институтом, в первую очередь направляющим семью. Учителя и родители должны стать единомышленниками, соратниками, товарищами во всех вопросах, касающихся воспитания и развития детей.

Плюсы новой педагогической системы

Педагогика сотрудничества обладала неоспоримыми преимуществами по сравнению с традиционной системой:

  • Учиться вместе всегда интереснее и полезнее, чем в одиночку. При этом сотрудничество понималось не как одновременное выполнение заданий, а совместный труд учеников и их взаимодействие с педагогом.
  • Учитель и дети – равноправные члены педагогического процесса; ни один не должен стоять «над» другим и подчёркивать своё превосходство.
  • Создание в классе и школе атмосферы доброжелательности. Психологический климат на уроке должен быть благоприятным для всех.
  • Развитие коммуникативных навыков детей, умение решать спорные вопросы и уважительно относиться к чужой точке зрения.
  • Воспитание ответственного отношения детей к учёбе и способности самостоятельно планировать свою учебную деятельность.
  • Отсутствие принуждения и свобода выбора. Это, в свою очередь, должно делать процесс получения знаний интересным и творческим.
  • Стимулирование самоанализа. Дети приучаются анализировать выполненную работу и оценивать её максимально объективно, не боясь плохих отметок со стороны учителя и насмешек сверстников.

Педагогика сотрудничества предполагает такое построение педагогического процесса, при котором ученик «работает» систематически, а не от случая к случаю, надеясь, что его сегодня не вызовут к доске. Ребёнок стремится к знаниям и, соответственно, быстрее развивается.

Заключение

Образование должно быть мощным и доступным инструментом для личностного роста и продвижения. Превращение образования в более эффективный и качественный процесс должно стать одним из ключевых приоритетов в социальном плане .

Помня об этой цели, педагогическое партнерство превратилось в сильный инструмент обучения, который, как было доказано, способствует повышению успеваемости учащихся и удержанию их интереса к обучению, одновременно обеспечивая ряд других положительных результатов. Педагогика сотрудничества как раз и является таким современным подходом к формированию нового, качественного стиля обучения.

И напоследок хотим поинтересоваться вашим мнением о педагогике сотрудничества:

Выводы и рекомендации

Педагогика сотрудничества заложила основы для личностно-ориентированного подхода в образовании. Она попыталась преодолеть несовершенства традиционной системы и предложила своё видение организации школьного обучения, опирающегося на такие принципы, как сознательность в получении знаний, активность, умение работать в команде, уважительное отношение к личности ученика, взаимодействие с родителями.

Педагоги, работающие сегодня в школе, могут взять на вооружение наиболее ценные положения педагогики сотрудничества:

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику;
  2. Создание ситуации успешности при решении учебных и жизненных задач.

Многие постулаты этого направления актуальны и для современной школы, например, на смену знаниевой парадигме приходит компетентностный подход, опирающийся на действенный характер получения знаний и способности ориентироваться в изменяющихся условиях жизни.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий