Дидактика как отрасль педагогики

Что такое дидактика

Педагогическая наука изучает воспитание и обучение в едином комплексе, как деятельность, ориентированную на социальную личность и приобщающую поколение к существованию в общественной среде. Для подробного исследования каждой из частей, педагогические дисциплины делят на теорию и методику воспитания и теорию обучения. 

Дисциплину, которая занимается исследованием теоретического уровня обучения, называют дидактикой.

Дидактика (от греческого didakitos ­­— «поучающий», didasko ­­— «изучающий») ­­— раздел педагогики, который раскрывает теоретические фундаментальные образовательные и обучающие основы. Он обнаруживает закономерности, принципы обучения, сущность образования, методику преподавания и контроля учебного процесса, характеристики всех образовательных дисциплин для всех возрастов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Объект дидактики — процесс обучения.

Предмет ­­— исследование закономерностей учебного процесса, взаимоотношения между учебным материалом, учеником и учителем. 

Дидактика выполняет две функции, которые взаимосвязаны между собой:

  1. Теоретическая (прогностическая и диагностическая) — описание сути учебного процесса, его закономерностей.
  2. Практическая (инструментальная) — конструирование плана педагогической деятельности, на который ориентируется педагог-практик соответственно целям образования.

История развития

Ввел термин «дидактика» немецкий педагог Вольфган Ратке, обозначая им искусство обучения.

Среди задач дидактики Ритке выделял:

  • чему учить и как учить;
  • где, когда и кого учить;
  • с какой целью учить;
  • как обучать эффективно.

Современные исследователи добавляют следующие задачи:

  • общенаучное представление, пояснение обучающего процесса и способов его реализации;
  • модернизация процесса обучения, разработка и внедрение инновационных обучающих технологий.

В начале XIX века И. Ф. Гербарт перевел дидактику в статус теории обучения, которое воспитывает. Его считают основоположником классической дидактики. Педагог выделил четыре ступени в структуре процесса обучения:

  • изложение;
  • понимание;
  • обобщение;
  • применение.

В начале XX века в такой системе увидели недостатки: передача готовых знаний не способствовала развитию мышления ребенка.

Появились новые подходы.

Педоцентристская дидактика связана с именем английского педагога Д. Дьюи. Цель обучения он определил в развитии умственных способностей учеников. Процесс обучения следовало формировать, основываясь на потребностях, интересах и способностях ребенка. Однако частое применение такой методики приводит к потере систематичности, не дает глубоко освоить материал.

Современная дидактическая концепция заслуга таких педагогов, как П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, Дж. Брунер.

Задачи дидактики

Именно дидактика является одной из наиболее разработанной научной отрасли педагогики. Одновременно она является и теоретической наукой, и нормативно-прикладной. Но на всех этапах исторического развития дидактики ее задачей было и остается до сих пор то, чтобы определить содержание образования поколений новых, а также найти все новые способы вооружения потомков умениями, знаниями и навыками и раскрыть закономерности данного процесса. Именно поэтому дидактика определяется как теория обучения и образования. Но всем известно, что процесс обучения всегда неразрывно связан с воспитанием не только нравственным, но и умственным. И, учитывая этот фактор, есть прочные основания для определения дидактики как теорию обучения и образования, а также и воспитания. К этому, в первую очередь, относится формирование мировоззрения обучающихся.

Дидактика выполняет ряд важнейших задач:

  1. изучает общие закономерности обучения, а также формулирует принципы и правила обучения на их основе.
  2. определяет задачи обучения.
  3. разрабатывает вопросы о методах и формах обучения, а также организации обучения. Таким образом, можно сказать, что дидактика отвечает на вопрос «как обучать». Примером этой задачи может служить внедрение в педагогическую практику различных технологий обучения.
  4. определяет содержание обучения и разрабатывает учебные программы, образовательные стандарты и учебно-методические комплексы. Таким образом, можно сказать, дидактика отвечает на вопрос «чему обучать».
  5. изучает различные вопросы, которые связаны с методологией исследования проблем обучения.
  6. формулирует общие основные принципы применения и создания средств обучения, которые играют главную роль в образовательном процессе. Таким образом, можно сказать, что дидактика отвечает на вопрос «с помощью чего обучать».
  7. обобщает и анализирует передовой педагогический опыт, а также изучает инновации и новации в самом процессе обучения.

БИБЛИОГРАФИЯ ПО ОСНОВНЫМ ВОПРОСАМ ДИДАКТИКИ

Давая библиографию по основным вопросам дидактики, авторы настоящего пособия сочли целесообразным указать не только те источники, на которые сделаны ссылки в тексте книги, но и другие названия, которые содержат наиболее ценный материал для разработки дидактических проблем.

Однако авторы не ставили себе целью дать исчерпывающую библиографию по дидактике. Указатель охватывает литературу лишь за советский период, в основном с 1938 г. Только к главе I, содержащей краткий обзор развития дидактики, указаны труды наиболее выдающихся педагогов прошлого, а также некоторые сводные работы и курсы по дидактике, изданные в России в дореволюционное время.

Все названия расположены в указателе в хронологическом порядке их издания.

А. Книги, включающие изложение основных проблем дидактики в целом

Педагогика, Учебное пособие для педагогических высших учебных заведений и университетов, под ред. П. Н. Груздева, ч. III, раздел 3 — «Обучение в школе», Учпедгиз, 1940.

Педагогика, Посибник для педагогічних вищих шкіл, за ред. С. Х. Чавдарова, изд-во «Радянська школа», Киев, 1940.

Груздев П. Н., Вопросы воспитания и обучения, главы IV, V, VI, Учпедгиз, 1940.

Смирнов М. Т., Начальный курс педагогики, раздел «Дидактика», Учпедгиз, 1950.

Есипов Б. П. и Гончаров Н. К., Педагогика. Учебник для педагогических училищ, главы V, VI, VII, VIII, IX, Учпедгиз, 1950.

Духовный И. М., Очерки по педагогике, очерки IV, V, VI, Учпедгиз, 1951.

Огородников И. Т. и Шимбирев П. Н., Педагогика. Учебник для педагогических институтов, Учпедгиз, 1954.

Педагогика, Учебник для педагогических институтов, под ред. И. А. Каирова (главный редактор), Н. К. Гончарова, Б. П. Есипова. Л. В. Занкова, Учпедгиз, 1956.

Понятие дидактики

Современная дидактика, как правило, является «теоретическим стержнем» педагогической науки. Основными вопросами, всегда стоявшими перед педагогами, являются вопросы «чему учить» и «как учить».

В современных условиях, когда в каждом предметном направлении стремительно возрастает объем знания, растет и актуальность вопросов «что» и «как».

Именно дидактика призвана искать выход из этой парадоксальной ситуации.

Определение

Дидактическая наука — учение, теория обучения, характеризуется как наука о методах и способах целенаправленных процессов приобретения или обмена знаниями.

Важный момент в данном определении – указать на необходимость организации особых условий передачи знаний. Эти условия действуют в процессе функционирования системы обучения, элементы которой — семья, детский сад и школы, университеты и прочие институты обучения. Интересно отметить, что сложная и актуальная дидактическая проблематика, с одной стороны, и малая степень теоретической проработки и практичной реализации породила еще один бытовой и даже чем-то интригующий смысл понятия «дидактика».

В повседневной жизни определение дидактики в педагогике, подразумевает стремление людей к знаниям и грубой морализации. Отметим, что сам термин используется в двух родных значениях, как результат образовательного процесса, выражающий формирование системы знаний и умений у учащихся в различных областях предмета, а также, сам образовательный процесс, то есть деятельность по овладению этими знаниями, умениями и навыками. Принципы дидактики, определяют содержание, методологию, формы и методы дидактики.

Правильное применение принципов дидактической теории образования лежит в основе работы учителя при разработке плана урока, что стимулирует творческие способности учащихся, развивает их, а также позволяет добиться высокого результата на уроке. Дидактические правила в совокупности с задачами и методиками воспитания создают базы для профессионального грамотного и квалифицированного выполнения различных формализованных работ, таких как уроки, семинары, лабораторные и практические занятия и так далее. Практическая реализация принципов дидактики при расчете содержания раздела и формы учебной работы помогает определять методы, то есть, иначе говоря, способы, алгоритмы изложения учебных материалов. Развитие современного технического подхода к хранению и обработке данных позволяет реализовать такие методики, как программирование, проблемное обучение, индивидуальное компьютерное обучение, дистанционное обучение и т.д. Наконец, принципы дидактики определяют условия и плюсы использования различных средств обучения, в том числе таких как наглядное визуальное, звукотехническое, компьютерное и так далее.

Дидактика и частные методики обучения

Длительное время дидактика была единственным разделом педагогики, изучающим теорию и методы обучения. В дальнейшем исследователи выявили, что дидактика не может охватить все предметы в целом, в силу их специфики. Обучение физике отличается от обучения литературе. Вследствие этого стали образовываться отдельные педагогические дисциплины, которые получили название частных методик или частных дидактик.

Таким образом, сфера изучения дидактики — обоснование общих теоретических направлений обучения. Сфера изучения частных методик — организация обучения по определенным предметам, на основе идей и теорий дидактики.

Похожие термины:

  • совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение пост

  • media didactics) – теория медийного обучения, включающая цели, содержание, организационные формы, способы и средства, помогающие развитию медиаграмотности/медиакомпетентности. Близкие понятия: медиаоб

  • наука о высшем образовании и обучении в высшей школе – интенсивно развивающаяся отрасль педагогического знания;

  • система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.

  • раздел военной педагогики, исследующий процесс обучения военнослужащих и подготовки воинских коллективов.

  • научная дисциплина об обучении и учении чтению, один из разделов педагогики и андрагогики, изучающий методы обучения и учения чтению детей и взрослых.

  • наука, предметом которой являются образование, обучение и воспитание учащихся в процессе теоретического обучения и производительного труда. Как теория образования, обучения и воспитания дидакти

  • область коррекционной педагогики, в которой рассматривается теория образования и обучения детей с отклонениями в развитии (цели, задачи, содержание, принципы, методы и организация педагогическог

  • совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач

  • (е-didactics): 1. Раздел дидактики, раскрывающий теоретические основы электронного обучения, реализация основных положений которого обусловлена применением в учебном процессе дистанционных образоват

  • раздел профессиональной педагогики, изучающий теоретические основы производственного обучения, такие основные проблемы, как определение содержания, выявление общих закономерностей процесса пр

  • целенаправленное восприятие; одно из средств обучения. Цель Н. – накопление знания фактов, образование первоначальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Н. предусматривает уме

  • принцип наглядности) – «все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, д

  • основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В качестве основополагающих выделяют следую

  • «все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – пу

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3

Глава I. Дидактика как теория образования и обучения 5

1. Предмет дидактики. 2. Важнейшие этапы в развитии дидактики. 3. Советская дидактика — новый этап в развитии теории образования и обучения. 4. Методы, применяемые в исследованиях по дидактике.

Глава II. Задачи и содержание общего и политехнического образования 45

1. Исторический характер образования. 2. Теории формального и материального образования и их критика. 3. Особенности содержания общего и политехнического образования в советской школе. 4. Основы построения учебного плана советской школы. 5. Содержание образования: А. Построение содержания учебных предметов. Б. Краткая характеристика содержания образования на отдельных ступенях обучения. В. Содержание образования по отдельным учебным предметам. 6. Связь между отдельными
учебными предметами. 7. Как учителю пользоваться программами.

Глава III. Процесс обучения 113

1. Понятие обучения. 2. Воспитывающий характер обучения. 3. Руководящая роль учителя в обучении. 4. Процесс усвоения знаний учащимися. 5. Восприятие учащимися предметов и явлений и образование у них правильных представлений. 6. Образование понятий. Абстрактное мышление учащихся. 7. Закрепление знаний. 8. Образование у учащихся умений и навыков. 9. Применение знаний в процессе обучения. 10. Проверка усвоения учащимися знаний, умений и навыков. 11. Формирование у учащихся
основ научного мировоззрения. 12. Учение как овладение школьниками культурой умственного и физического труда.

Глава IV. Принципы обучения 169

Понятие о принципах обучения. 1. Принцип научности обучения. 2. Принцип систематичности. 3. Принцип связи теории с практикой. 4. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении. 5. Принцип наглядности обучения. 6. Принцип прочности усвоения знаний учащимися. 7. Принцип доступности обучения. 8. Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной учебной работы с классом. 9. Значение системы принципов обучения для учителя.

Основы дидактики

Для понимания сущности и роли дидактических принципов важно
выстроить в логическую цепочку следующие понятия: «закономерность» —
«принцип» — «содержание обучения» — «форма» —
«метод» — «прием» — «средство». Под
закономерностью мы понимаем необходимые и устойчивые связи и отношения между
дидактическими явлениями

Таким образом, в дидактике существует известная
закономерность: усвоение всегда протекает в процессе активной умственной
деятельности учащихся (студентов). С этой закономерностью связан принцип
активности и самостоятельности в обучении. Регулярность — это теоретическая
позиция. Регулярность отвечает на вопрос о том, что является неизменным.
Принцип отвечает на вопрос о том, как можно реализовать образец на практике.

Принципы дидактики интерпретировались и развивались в
педагогической науке на протяжении нескольких столетий. Ее основателем
считается великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Вслед за
Коменским. Принципы воспитания были обогащены классиками западноевропейской и отечественной
педагогики.

Принцип визуализации основан на следующих научных законах:
органы чувств человека обладают различной чувствительностью к внешним
раздражителям; органы зрения обладают наибольшей чувствительностью и
«доставляют» в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха;
информация, поступающая в мозг от органов зрения, легко, быстро и прочно
сохраняется в памяти человека.

Принцип системности и последовательности основывается на
следующих научных положениях, играющих роль естественных принципов: человек
обладает реальными и эффективными знаниями только тогда, когда в его мозгу
отражается целостная картина действительности; универсальным средством и
основным способом формирования системы научных знаний является определенным
образом организованное обучение; система научных знаний создается в порядке,
определяемом внутренней логикой учебного материала и познавательными
возможностями учащихся.

Принцип постоянства основан на следующих законах: Усвоение
содержания образования и развитие познавательной активности учащихся
(студентов) — две взаимосвязанные стороны процесса обучения; память учащихся
носит избирательный характер: интерес к материалу вызывает его длительное
сохранение; на прочность усвоения знаний влияет организация образования, использование
различных видов и методов обучения.

Принцип доступности вытекает из закономерностей возрастного
развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в
соответствии с уровнем развития учащихся.

Принцип научности основан на следующих важных законах: мир
познаваем, а человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно
правильную картину развития мира; наука играет все более важную роль в жизни
человека, поэтому образование призвано вооружить молодежь системой знаний об
объективной реальности; научность обучения обеспечивается прежде всего
содержанием образования, строгим соблюдением принципов его формирования;
научность обучения, эффективность приобретенных знаний зависят от соблюдения
учебных программ и учебных планов

Принцип соединения теории и практики связан с утверждением
классической философии и современной гносеологии о том, что практика является
критерием истины, источником познавательной деятельности и областью применения
результатов образования. Принцип соединения теории и практики связан с
принципом классической философии и современной когнитивной науки о том, что
практика является критерием истины, источником познавательной активности и
областью применения результатов обучения.

Дидактические принципы определяют содержание, формы и методы
педагогической работы в соответствии с целями образования и закономерностями
обучения.

Основные цели и задачи современной дидактики

Современная теория обучения ставит перед собой те же вопросы, которые стояли перед педагогической наукой всегда. Вопросы: «Что учить?» и «Как учить?» Современные теории обучения на основе данных психологического мышления, нейропсихологии, интеллектуального интеллекта, а также элементов памяти и обработки информации, то есть процессов формирования систем знания и процессов логичного вывода одного знания из другого неразрывно относятся друг к другу.

Знания и данные для любых предметных областей содержат элементы, единицы, а также правило перехода от одного элемента знаний к другому

Причем важно заметить, что правило перехода, либо, как иначе их называют, правило вывода, принципиально часто изменяется в соответствии со структурой элементов знания. Это означает, что структура основы знаний различных областей естественнонаучного, технического и технического образования, отличается друг друга

В 20–30-е годы ХХ века активно развивалась прагматическая педагогика, связанная с разработкой разных вариантов методики проектирования, цель которой заключалась в обучение, выполняя ряд постепенно упрощённых практических задач, относящихся к актуальным целям и задачам ребенка.

Теоретические точки зрения метода проектирования основываются на идеологии «обучения с помощью дела» Дьюи, его последователи делали попытки отразить недостатки данного направления, в том числе отсутствие систематизации, планирования, и постепенного углубления, и увеличения объема приобретаемого знания. Однако в определенной степени становление нынешней системы дополнительных образовательных учреждений с ее целью создать творческую среду для занятия детей в сфере их интересов является следствием развития прагматических методов педагогики, в частности метода проектирования. Результаты разработки этих методик во многом применяются и при разработке планов средней профессиональной подготовки, планов производственных практик. На сегодняшний день развитие педагогики имеет благоприятные перспективы из-за быстрого роста смежных наук и технологий. Это, прежде всего, касается области информационно-коммуникационных технологий, которые являются источником технического обслуживания, базой для осуществления идей, методов педагогических теорий и практик.

Благодаря новым информационным технологиям, направления дидактики приобрело новое звучание, которое связано с новыми педагогическими технологиями, включая методы и системы программирования, компьютеризированное индивидуальное обучение, дистанционное обучение, педагогическое сотрудничество.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Авторы данной книги преследовали цель создать пособие по дидактике для руководителей школ и учителей.

Раздел дидактики в учебниках по педагогике, будучи ограничен небольшим объемом, является по необходимости кратким и схематичным, в нем приводится очень мало данных из опыта, опыт этот не анализируется. Имеется потребность в более подробном освещении основных вопросов обучения.

В большом литературном наследстве по педагогике, по психологии обучения и по методикам разных учебных предметов, в теоретических работах советских авторов по вопросам дидактики и в практике передовых работников советской школы накоплен ценный материал, позволяющий дать подробное систематическое освещение вопросов о сущности, принципах, содержании, методах и организационных формах обучения в школе.

В высказываниях основоположников марксизма-ленинизма по вопросам воспитания, образования и обучения, в решениях Коммунистической партии и Советского правительства о школе содержатся важнейшие принципиальные положения. Составляя основу научного освещения вопросов образования и обучения подрастающих поколений, они определили методологические позиции авторов.

В опыте советской школы имеются значительные достижения по обучению подрастающих поколений. Десятки тысяч учителей достигают полной успеваемости своих учащихся. У многих учителей большинство учащихся учится только на «хорошо» и «отлично».

Основные цели

Цель дидактики состоит в решении перечня теоретических задач:

  1. Определение целей и задач теории — без них процесс обучения не может функционировать в полную силу.
  2. Анализ обучающего процесса и раскрытие его закономерностей.
  3. Аргументация принципов и правил обучения на базе закономерностей.
  4. Выделение содержимого обучения — отбор материла для усвоения и практических заданий для закрепления знаний.
  5. Уточнение основных суждений об организационных формах обучения.
  6. Пояснение учителям методов и способов обучения, как при помощи различных подходов добиться одного — качества в обучении.
  7. Характеристика материальных условий для выполнения задач обучения.

Что такое дидактика

Как и в случае со многими другими понятиями в педагогике, у термина «дидактика» не существует одного общепризнанного определения.

Так, Российская педагогическая энциклопедия приводит такую формулировку:

«Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий, относящийся к обучению) — теория образования и обучения, отрасль педагогики».

Однако многие исследователи не согласны с термином «теория». Как указывает доктор педагогических наук Ирина Осмоловская в монографии «Дидактика. От классики до современности», это «не одна-единственная теория обучения, это именно наука, содержащая различные теории, концепции, классификации по научным основаниям (методов, средств обучения и так далее), отдельные теоретические положения».

Кстати, даже слово «образование» в определении дидактики тоже вызывает споры ещё со времён СССР, что отмечали известные советские педагоги Михаил Данилов и Борис Есипов в «Дидактике» 1957 года. А вот что пишет об этом доктор педагогических наук Андрей Хуторской в современном учебнике для вузов:

«Некоторые учёные считают дидактику наукой об обучении и образовании. Мы же будем считать наукой об образовании педагогику, а наукой об обучении — дидактику. Между обучением и образованием связь такая же, как между дидактикой и педагогикой. В образование входят, кроме обучения, воспитание, развитие, самореализация человека. <…> Дидактика выделяет в качестве объекта именно обучение».

Руководитель программ педагогических практик Skillbox Кирилл Прудников понимает дидактику как науку «о том, как учить, то есть сделать так, чтобы ученик, пройдя через какой-то опыт, приобрёл собственный новый опыт (или скорректировал предыдущий)».

Если выделить главное из актуальных сегодня определений, то мы придём к довольно простой дефиниции:

Развитие системы дидактики

Определение

Термин «дидактика», ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке. Сочетание понятий «преподавание», «обучение» и «искусство», введенных В. Ратке, получилось удивительно точно и глубоко.

Впервые современник В.Ратке в своем труде «Великая Дидактика» изложил целую систему принципов дидактики, являющихся основой научной педагогической науки. Теория образования в «Великой Дидактике» рассматривала вопросы обучения, организации образовательного процесса, проблемы методов образования

Особой важностью работы было то, что представленные в нем положения гуманистской педагогики противостоят повсеместному и принятому в те времена догматам средневековой схоластической системы образования с ее палочной дисциплиной и авторитарным стилем образования

Новое, мощное импульсное развитие теории образования связано с именем педагога Швейцарии И. Г. Песталоцци. В начале XX в. он разработал методику элементарного образования, которую, по сути, лучше назвать методикой поэлементных образований. Сущность предлагаемой им идеологии заключалась в том, что можно построить обучение четкое, разделенное на простые элементы, формируемое на всех этапах процесса индукции. Песталоцци считал, что любая система знаний может выделять простые элементы, и их усвоение должно находиться в основе учебной деятельности. Их дальнейшее развитие рассматривалось им как постепенный усложняющий процесс знаний, который и приводит человека к познаниям мира. По сравнению с современными позициями, можно предположить, что И. Г. Песталоцци в действительности предложил алгоритмизацию процесса подготовки.

Сама идея об алгоритмизации в качестве максимально четкого, подробного и последовательного изложения учебных материалов, естественно, является основной идеей современных процессов обучения.

Сейчас выполнение принципов в практической работе учителя является непростой задачей, из-за сложности материала подготовки, из-за ограниченности методического приема подготовки, и не только по сложности самой педагогической профессии.

Считается, что основы современной общеобразовательной теории сформировались в начале ХХ века в трудах российского ученого П.Ф. Каптерева. Его «Дидактический очерк» обобщил теоретические опыты развития школьных учебных заведений России и Запада

В то время Каптер уделял внимание важнейшей проблеме современной дидактики – проблеме выбора содержания обучения. В этом смысле он поднял вопросы о элективной выборочной, факультативной подготовке учащихся от 11 до 14 лет, то есть о многообразии вариантов подготовки на старшей школьной ступени

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий