Музейная педагогика. Заключение

Музейная педагогика

Музейная педагогика — это научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривающая музей как образовательную систему.

Музейная педагогика представляет собой одно из направлений педагогической науки и определяется как «междисциплинарная область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, музееведения и профильной музею дисциплины и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта в условиях музейной среды». Иными словами, музейная педагогика — это отрасль педагогической науки, предметом исследования которой является культурно-образовательная деятельность в условиях музея.

Понимание музейной педагогики как научной дисциплины наиболее близко позиции ученых-музееведов, а также тех музейных работников, которые ощущают необходимость выхода за рамки чисто эмпирического подхода к культурно-образовательной деятельности музея. Подобный подход нашел отражение в разработках специалистов Российского Центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея. По их мнению, в конце 1980-х гг. «появилась возможность приступить к концептуальному, теоретическому обобщению подходов и конкретных данных в области музейного образования и заложить… основы новой стратегии его развития». С этой позицией нельзя не согласиться. Вместе с тем руководитель Центра Б. А. Столяров определяет музейную педагогику и как «область научноо-практической деятельности современного музея, ориентированную на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды».

Необходимо развести понятия «музейная педагогика» и «культурно-образовательная деятельность». Первое обозначает новую научную дисциплину, тогда как второе — традиционное для музея направление, которое входит в компетенцию этой дисциплины. Областью музейной педагогики являются все виды контактов музея с аудиторией, самые различные способы обращения к человеку как участнику процесса музейной коммуникации.

Музейная педагогика: что это такое

Как возникла и что из себя представляет музейная педагогика? Давайте дадим определение:

Это направление относится к образовательно-воспитательной деятельности и находится на стыке музееведения, психологии и педагогики.

Музейная педагогика выполняет следующие функции:

  • культурно просвещает;
  • обучает знаниям;
  • воспитывает личность;
  • всесторонне развивает;
  • организует события и объединяет людей;
  • разрабатывает эффективные методологии;
  • диагностирует состояние общества и культуры.

Музейная педагогика как научная дисциплина рассматривает музей не только с точки зрения места, где хранятся произведения искусства. А как образовательную систему, способную влиять на воспитание и развитие человека.

Цель и задачи музейной педагогики

Замечание 1

Цель музейной педагогики заключается в построении диалогического взаимодействия взрослых и воспитанников в музейной среде, которая способствует развитию исследовательской, созидательной, познавательной деятельности у детей.

Основные задачи музейной педагогики состоят в следующем:

  • реализация направленности музейной педагогики;
  • насыщение предметно-развивающей среды;
  • обогащение новыми формами процесса познания;
  • формирование у учащихся представлений о музее;
  • расширение кругозора и представлений о мире;
  • развитие познавательной деятельности и познавательных способностей;
  • формирование исследовательских навыков и умений;
  • формирование активной жизненной позиции.

Понятие музейной педагогики

Определение 1

Музейная педагогика – научная дисциплина, рассматривающая музей в качестве образовательной системы и находящаяся на стыке музееведения, психологии и педагогики.

Данная наука зародилась в начале прошлого столетия и приняла на себя посредническую роль между учащимися и искусством. В качестве особой области знаний музейная педагогика начинает формироваться в мире после 1960 года, а в России только в начале 70-х годов.

Музейная педагогика сегодня развивается, решая проблемы музейной коммуникации. Она направлена на активизацию творческих способностей личности и служит средством творческой самореализации детей. Музейная педагогика инициирует личностно-ориентированное образование и воспитание.

Музейная педагогика представляет собой область образовательно-воспитательной деятельности, направленной на формирование у детей ценностного отношения к окружающей действительности.

Формы работы

В музейной педагогике существуют различные формы работы, как общие для педагогики в целом, так и специфические. Вся работа делиться на:

  • работу с педагогами;
  • работу с родителями;
  • работу непосредственно с детьми.

Данные виды работы могут проводиться в следующих формах:

  • консультации,
  • рекомендации по организации музейных уроков,
  • семинары-практикумы,
  • конкурсы-смотры,
  • познавательное сотрудничество,
  • аналитическое сотрудничество,
  • сотрудничество в сфере музейной педагогики,
  • занятия,
  • беседы,
  • экскурсии,
  • прогулки-походы,
  • экспериментирование.

В музейной педагогике для активизации деятельности используют новые формы организации работы с детьми в рамках музейного образования и воспитания. Уроки могут проходить в следующих формах:

  • соревнование;
  • имитация какой-либо деятельности, например путешествия или репортажа;
  • праздник;
  • диспут;
  • концерт;
  • урок-фантазия;
  • работа с документами;
  • урок на тему «Исторический портрет»;
  • работа с музейными экспонатами;
  • экскурсия;
  • экскурсия в виде игры или конкурса;
  • заочное путешествие по улицам города;
  • викторины.

В практической деятельности в рамках музейной педагогики достаточно эффективно использование интерактивных форм работы, таких как:

  • представление экскурсовода в виде какого-либо героя;
  • театрализация;
  • игровая ситуация.

Данные формы работы побуждают детей думать, анализировать культурные факты, переживать, что провоцирует формирование инициативной, свободной и творческой личности.

Раскрыть детям предметный мир помогут активные методы, построенные на базе того, что ученики не просто смотрят, слушают, выполняют определенные задания, но и активно действуют, принимают участие в мероприятиях.

Каждое занятие обязательно должно сопровождаться мотивацией и актуализации знаний. Если ребёнок не поймёт цель нахождения в музее и необходимость этого, то дальнейшая деятельность будет малоэффективной.

Для мотивации полезно включать в работу следующие приёмы:

  • удивление, когда в самом начале вводится факт, удивляющий и способный заинтересовать ребёнка;
  • постановка целей в качестве игровой задачи;
  • формулировка эпиграфа занятия, который бы задевал эмоциональную сферу;
  • постановка проблемы.

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ШКОЛЕ

                    Цветок засохший, бездыханный,
                    Забытый в книге вижу я;
                    И вот уже мечтою странной
                    Душа наполнилась моя.
                    Где цвел? Когда? Какой весною?
                    И долго ль цвел? И сорван кем,
                    Чужой, знакомой ли рукою?
                    И положен сюда зачем?
                                  ``А.С. Пушкин``

В последние годы в связи с общей демократизаций культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в этой связи представляет история становления нового для России понятия «музейная педагогика».

Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Утвердившаяся в 1980 – 90-е годы в российском музееведении дефиниция «музейная педагогика» обозначила как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в музейной педагогике черт теории и методики, ее тесные связи с практикой. Предметом изучения новой научной дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Ее главный объект – культурно-образовательные аспекты коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящий задачу участия в оформлении свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Таким образом, музейная педагогика по объекту в основном совпадает с теорией музейной коммуникации, по методу – с педагогикой и шире – с психологией. Подобно общей педагогике, музейная педагогика не только обобщает опыт, но и прогнозирует новые методики, создает музейно-педагогические программы. В силу своего междисциплинарного характера музейная педагогика как научная дисциплина, прежде всего, оперирует категориями музееведения и психолого-педагогических дисциплин (например: «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация», «воспитание», «дидактика», «музейное образование», «музейный педагог», «визуальное мышление»). Войдя в понятийный аппарат музейной педагогики, они зачастую приобретают дополнительную интерпретацию или новые аспекты.

Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии.

Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися.

В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. И постепенно получало все большее распространение. Авраам Моисеевич Разгон в 1982 г. на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящееся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей». Для разработки музейной педагогики имелись серьёзные исторические предпосылки. По существу, отечественная теория музейной педагогики начала формироваться
в конце XIX – начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И.М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев (М.В. Новорусский, М.С. Страхова, Н.А. Флеров и др.) . В период становления музейной педагогики как научной дисциплины их взгляды, обогащенные сформировавшейся к концу 1980-х годов концепцией нового педагогического мышления, в основе которого лежали идеи гуманизации и гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям, стали особенно актуальными.

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с учащимися в школе, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе.

Как возникла музейная педагогика: история

Появление музейной педагогики в области образования относят к эпохе Просвещения. Именно тогда, во времена активного развития науки и философии музей начинает занимать ключевое место в обучении представителей высшего общества.

В США с 1880-х годов возникает интерес к музею, как к образовательному пространству. В этот период музейные работники Нью-Йорка, Чикаго, Бостона и других городов начинают активно сотрудничать с американскими школами. Они создают совместные проекты, направленные на научно-техническое и художественное воспитание. Даже появляется новая должность — музейный учитель.

В Европе музейно-педагогическую методику разрабатывал Альфред Лихтварк, директор Гамбургского художественного музея Кунстхалле. Он ввёл в обиход понятие «музейные диалоги», через которые дети учились взаимодействовать с искусством и понимать его.

Помимо А. Лихтварка над развитием музейной педагогики трудилось множество немецких и европейских учёных. Всё это привело к тому, что уже в 30-е годы XX века в музеях стали открывать отделы музейной педагогики и активно разрабатывать различные технологии в этой области.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Музейная педагогика в России

В нашей стране музейная педагогика стала зарождаться в конце XIX века. Тогда роль музея в образовании изучали представители экскурсионной школы — Н.А. Гейнике, Б.Е. Райков и другие. А также свой вклад в развитие музейной педагогики внесли такие учёные как А.В. Луначарский, Н.И. Романов, А.В. Бакушинский и П.А. Флоренский.

После Октябрьской революции сложились благоприятные условия для эстетического воспитания народа. Решать эту задачу как раз и доверили представителям музейной педагогики. Правда, предмет исследования был довольно ограниченным — искусство, поддерживающее марксистско-ленинские идеалы.

Каждое посещение музея — это встреча с чем-то большим

Как самостоятельная научная дисциплина музейная педагогика сформировалась в СССР только в 80-90-х XX века. И в наши дни она активно развивается.

Современный расцвет музейной педагогики является результатом работы ЮНЕСКО. Именно это организация хотела привлечь детей и юношей в музей, а потому использовала достижения новой науки и инициировала дальнейшие исследования.

Формы музейной педагогики

Музейная педагогика использует разные формы работы. Многие из них пришли непосредственно из классической педагогики, а другие — это специфические наработки, применяемые только в данной дисциплине.

Давайте рассмотрим, какие формы работы в музейной педагогике существуют и по каким видам они разделяются:

Формы работы по адресату:Формы работы по видам занятий:  
работа с педагогами;консультации;практические занятия;прогулки или путешествия;
работа с родителями;семинары-практикумы;тематические беседы;работа с музейными экспонатами;
работа с детьми.творческие конкурсы;разнообразные экскурсии;превращение в известного героя;
 рекомендации по проведению уроков;интеллектуальные викторины;театрализованные постановки;
 сотрудничество;познавательные квесты;игровые ситуации.

Это далеко не все занятия в музейной педагогике, которые могут использовать работники, чтобы взаимодействовать с педагогами, детьми и их родителями. Главное, что эти формы работы помогают думать, активно участвовать в происходящем и сопереживать героям. А значит, проникаться культурой и искусством.

Важно помнить, что необходимо не только предложить интересное задание детям, но и мотивировать их участвовать. С этой целью можно рассказать удивительный факт, поставить учащимся увлекательную задачу или озвучить проблему, которую обязательно надо решить всем вместе

Если так подходить к организации первых походов в музей, ребёнок будет понимать, зачем их посещать, научится получать удовольствие и в будущем будет сам стремиться ходить на художественные выставки и в арт-галереи.

Любовь к искусству стоит прививать с детства

Принципы развития музейной педагогики

Как и другие научные дисциплины, музейная педагогика не может развиваться сама по себе. Для этого необходимо соблюдать определённые принципы и условия. Среди них:

  • удовлетворять познавательный голод аудитории;
  • подходить к развитию знаний целостно и системно;
  • соблюдать последовательность;
  • ориентироваться на гуманистические ценности;
  • интегрировать и совмещать разные знания;
  • общаться с детьми и взрослыми через диалог и деятельность;
  • делать акцент на культурную составляющую.

Новое время требует новых подходов. Поэтому в музейную педагогику проникают интерактивные методики и технологии, которые помогают привнести «живой», игровой формат и активно вовлекать учащихся взаимодействовать с музеем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий