Аппликация в средней группе детского сада: организация работы с детьми

Образцы конспектов уроков по аппликации в средней группе

Занятие по аппликации в средней группе проводится один раз в неделю и, как отмечалось выше, длится 20 минут. Это время включает:

  • вводный этап, на котором педагог актуализирует имеющие у детей знания по теме — 2–3 минуты (обычно в форме разгадывания загадок, чтения стихотворений или просмотра мультфильма);
  • основной этап, подразделяющийся на подготовительный — заготовку фона, материалов, инструментов для аппликации, проведение пальчиковой гимнастики — и выполнение поделки — дети с помощью взрослого создают, вырезают детали, наклеивают их на подложку — 15 минут (в середине основного этапа проводится физкультпауза);
  • заключительный этап — воспитатель благодарит детей за работу, даёт оценку их деятельности — 2 минуты.

Примером реализации всех трёх этапов может быть занятие по геометрической аппликации на тему «Украшение платочка» О. Рассейкиной. Образец конспекта занятия, в котором комбинируется аппликация с рисованием, представлен в работе И.Е. Ульяниной «Лыжники». Интересный вариант методики отработки прямого движения ножницами представлен в конспекте В. Золотарёвой «Цветные кубики».

Обрывная аппликация занимает особое место в системе занятий этим видом творчества, так как детям очень нравится рвать бумагу, а это, в свою очередь, является отличной тренировкой мелкой моторики. К тому же поделки из обрывков бумаги или салфеток оригинально смотрятся. Пример занятия по обрывной аппликации можно найти в конспекте «Письмо незнакомого друга» О.Г. Лебедевой.

Сюжеты для аппликации в средней группе

Композиция для аппликаций в средней группе подбирается под тематику занятий цикла «Художественно-эстетическое творчество», обозначенных ФГОС, а также под тематику уроков других направлений, если этот вид работы уместен для её раскрытия.

В список тем уроков по аппликации среди прочих входят:

  • «Детский сад»;
  • «Сад. Фрукты»;
  • «Овощи. Огород»;
  • «Лес. Грибы. Ягоды»;
  • «Деревья»;
  • «Дикие животные»;
  • «Мебель»;
  • «Транспорт. ПДД»;
  • «Зима»;
  • «Птицы»;
  • «Игрушки»;
  • «Посуда»;
  • «Космос»;
  • «День Победы»;
  • «Скоро лето».

На занятиях по развитию речи аппликация привлекается на таких темах:

  • «Дружба» (малыши делают ладошковую аппликацию «Дерево дружбы»);
  • «Профессии» (ребята наклеивают заготовки инструментов на «чемоданчики» представителей той или иной профессии);
  • «Мой город» (дети выполняют поделку «Зима укрыла дома на моей улице», используя геометрические фигуры и ватные диски).

Уроки по ФЭМП можно разнообразить выполнением аппликации на изучении таких тем:

  • «Форма. Цвет» (ребята выполняют аппликацию из геометрических фигур «Светофор»);
  • «Простейшие геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг» (если эта тема близка к празднованию Дня народного единства, то малышам можно предложить сделать поделку из цветных салфеток «Флаг России»);
  • «Количественный и порядковый счёт. Сутки» (дети выполняют плоскую аппликацию «Ночь»).

Ещё одним образовательным циклом, где аппликации очень уместны для закрепления материала, являются занятия по ознакомлению с окружающим миром. В частности, такие темы, как:

  • «Пожар» (ребята выполняют аппликацию «Пожарная машина»);
  • «Урожай» (дети выполняют аппликацию из бумаги и семечек «Золотые подсолнухи»);
  • «Зимушка-зима» (воспитанники средней группы делают снеговиков из вырезанных из ватных дисков заготовок).

Ход занятия

1) Слово воспитателя (с элементами беседы)

Сегодня мы почитаем словацкую сказку «У солнышка в гостях», но перед этим постараемся запомнить с помощью вот этих аппликаций персонажей сказки.

Аппликации — курица, цыплята, улитка, сорока, заяц и т. д. прикрепляют к доске до урока.

Воспитатель:

— Кто это? (Курица, цыплята, улитка, сорока, заяц. утка, ежик.)

— Что это? (Месяц, солнце, черная туча, облако.) Внимательно еще раз посмотрите на доску. Запомните всех, о ком будет сказка.

Итак, слушайте.

2) Выразительное чтение воспитателем. Затем начинается коллективный пересказ произведения (аппликации снова прикрепляют к доске по ходу пересказа.)

3)Воспитатель:

Жили были. — кто?

На доске появляются курица и цыплята. Дети называют их хором — заканчивают предложение.

3)Воспитатель:

Жили они дружно и счастливо, потому что их грело, им светило. — что? (Солнышко.) Но однажды солнышко закрыла. — что? (Черная туча.) Загрустили цыплята и отправились искать солнышко, чтобы вернуть его на небо. Шли они шли и встретили кого? (Улитку.) Но улитка не знала, где искать солнышко и показала на кого? (На сороку.) Сорока тоже не знала, где солнышко, но отправилась с ними в путь и привела их к кому? (К зайцу.) Но и заяц не знал, где солнышко. Он повел всех к ручью, где жила кто? (Утка.) Но утка не знала, где искать солнышко, зато она знала, что за ручьем под большим деревом живет кто? (Ежик.) А ежик все знает. Пришли к ежику все они — кто? (Цыплята, улитка, сорока, заяц, утка.)

И ежик сказал им: «Как не знать! Знаю, где солнышко живет. За деревом — большая гора. На горе — большое облако. Над облаком — серебристый месяц. А там и до солнца рукой подать!»

И привел их ежик на макушку высокой горы, где облако лежит-полеживает. Залезли на облако. Кто? (Цыплята, улитка, сорока, заяц, утка, ежик.) И прямо куда? (К месяцу.) А месяц привел их к воротам солнышкиному дому.

Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами захлопал,а еж палочкой застучал: «Солнышко-ведрышко, выгляни, высвети!»

Ну-ка, скажем, дети все хором!

Дети хором повторяют реплику.

Разбудили они солнышко, стало всюду тепло и светло.

Вот так хорошо заканчивается словацкая сказка «У солнышка в гостях» Запомнили сказку?

4)Гимнастика для пальчиков.

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять

Помогают рисовать.

Рисовали, рисовали –

Пальцы все мои устали:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул,

Этот пальчик уж заснул,

А другой – давненько спит.

Кто у нас ещё шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите.

(Говорим шёпотом)

Утро ясное придет.

Солнце красное взойдет.

(Говорим погромче)

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

5) Воспитатель предлагает детям сделать картинки – аппликации о том, как цыпленок и утенок разбудили солнышко. Показывает варианты сюжетной композиции («Солнышко и цыпленок с утенком) и бумажные заготовки – квадраты желтого или оранжевого цвета разного размера. Спрашивает, из каких по величине квадратов лучше всего вырезать солнышко и цыпленка с утенком. Поочередно показывает большой, средний и маленький квадраты. Дети догадываются, что из большого можно вырезать солнце, из средний по величине – туловище, из маленьких – голову.

6) Воспитатель уточняет представление детей о технике вырезания круга из квадрата способом закругления уголков. Советует вырезать сначала самый большой круг для солнца и приклеить его в верхней части листа, а затем уже вырезать и приклеивать цыплят.

Воспитатель показывает сначала незавершенную аппликацию –композицию из пяти кругов : вверху по центру самый большой круг- солнце, ниже по бокам – силуэты цыпленка и утенка (круг – туловище + кружок – голова).

Затем воспитатель демонстрирует завершенные композиции и советует дорисоватьпо своему представлению детали: для цыпленка с утенком – клювики, глаза, крылышки, хвостики, для солнышка – лучики и лицо.

7) самостоятельная работа детей.

Итоги урока

ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ:

Оформление выставки «У солнышка в гостях»

Техники аппликации в детском саду

В ДОУ применяются два вида техники аппликации:

  • традиционная, то есть из бумаги, где образы создаются плоскостными, то есть без объёма;
  • нетрадиционная, для которой используются разные материалы, в том числе ткань, крупы, макаронные изделия и пр., изображения могут быть объёмными.

Каждая из техник, в свою очередь, также классифицируется на виды — именно такой подход взят за основу в работе ДОУ.

Виды аппликации могут классифицироваться по наличию или отсутствию объёма изображения, по материалу изготовления, по цвету. Кроме того, существует разделение аппликаций на предметные (фигурки вырезаются и приклеиваются), сюжетные (несколько деталей соединяются в один элемент) и декоративные, используемые для украшения посуды, рамок и пр.

Учимся создавать интерьер при помощи аппликаций

Аппликация стол

Лампа должна непременно стоять на столе. Хотя эту поделку можно сделать и в качестве самостоятельного варианта в теме мебель. Аппликацию можно выполнить пошагово по инструкции, а можно и распечатать готовые картинки.

В старшей группе аппликацию мебель можно и усложнить, создав настоящий интерьер комнаты.

Совет! Стол – это не только предмет мебели, но еще и поверхность для вкусного обеда.

Можно разнообразить картину, украсив ее различными продуктами или посудой, которые можно найти и поэтапно вырезать самому.

Собираем стул

Конечно, столу нужен стул. Это одна из базовых поделок аппликации по теме мебель.

Опять же можно взять готовую детскую картинку. Хотя детям будет очень интересно, если стул будет как настоящий – в этом случае легко найти и изготовить аппликацию на основе фотографий в каталоге мебели.

Мебель

И еще одна интересная идея – почему бы в подготовительной группе не сделать целую панораму в технике аппликации? Для этого можно взять самый большой лист ватмана формата А1, распечатать шаблоны красивой мебели по заранее подобранным схемам, нарисовать несколько этажей и создать свой собственный домик.

Вот пример одной из таких комнат.Насчет вариантов дизайна можно дать свободу детскому воображению – для дошкольников такая игра будет очень полезна и познавательна.

Выполнение в домашних условиях

Чаще всего поделки изготавливают из бумаги или картона. Также детей увлекает лепка. Эти предметы можно вполне заменить на ткань или фетр.

Цена на все предметы доступная. Дома ребенок мастерит аппликацию «Овощи» под наблюдением родителей. К заранее сшитой корзине он будет прикреплять элементы.

Для крох к овощам приклеивают липучки. Подобная игра познавательна, интересна и совершенно безопасна. Чтобы больше увлечь малыша, овощам рисуют глазки, нос и ротик.

Работа в коллективе приносит больше удовольствия, поскольку после занятия можно сравнить результаты и отметить лучшие работы. Дети учатся радоваться своему труду и оценивать старания своих сверстников.

Аппликация «Овощи» является наиболее распространенной, поскольку это близкая тема для каждого ребенка, с которой он знакомится в первые годы своей жизни. При выполнении такой поделки, как правило, не возникает трудностей!

Суть аппликации: цели и задачи в средней группе

Аппликация — это разновидность изотехники, которая основывается на создании сюжетной композиции при помощи бумажных, тканевых деталей, элементов из природных материалов, крупы или зёрна, расположенных и приклеенных/пришитых на плотную подложку — картонную, бумажную или драпированную тканью.

В средней группе малыши становятся более самостоятельными при выполнении аппликации

Миссия занятий аппликацией заключается в следующем:

  • обогащении представлений детей об окружающем мире, в частности о понятиях формы, оттенков цветов, начальном понимании пропорциональности и расположении элементов на ограниченном пространстве (на листе бумаги или картона);
  • формировании основы критического мышления, то есть умения сравнивать, обобщать, делать простые выводы;
  • развитии логики, образного мышления, речи через составление рассказов по мотивам аппликаций;
  • тренировке моторики рук;
  • пробуждении вкуса к творческой работе, стремления гармонизировать цвет и форму в целостных сюжетах;
  • воспитании инициативности, самоорганизации и умения работать с напарником или в группе.

Задачами занятий по этому виду изобразительного творчества в средней группе является:

  • освоение навыка прямого вырезания в разных (!) направлениях, а также с элементами создания округлых форм путём срезания углов у квадрата;
  • отработка умения комбинировать элементы для получения цельной композиции (если положить квадраты друг над другом, получится башня, а если над квадратом расположить треугольник — домик);
  • тренировка составления сюжетов из разных по размеру геометрических форм (из 10–12 деталей), в частности в форме треугольника, круга, квадрата, прямоугольника;
  • развитие навыка находить эстетически привлекательные сочетания аппликации с другими видами изотворчества;
  • формировать навык работы в парах;
  • воспитывать умение давать оценку своей работы.

Дети учатся работать и просто рядом, и в парах, мини-группах

Новые навыки аппликации в средней группе

Главным «приобретением» среднего дошкольного возраста является тренировка умения пользоваться ножницами. Кроме этого, малыши 4–5 лет:

  • располагают и клеят элементы сюжета на основу, имеющую неправильную форму;
  • учатся формировать нужные по форме и размеру детали путём отрезания углов, обрезания элемента по всему периметру или только снизу/сверху/справа/слева, например, делают круг, обрезая углы квадрата;
  • совершенствуют обрывной вид аппликации, в том числе и во время подготовки материалов (срезают или обрывают углы прямоугольника так, чтобы придать заготовке форму квадрата и пр.).

Организация процесса

Геометрическая аппликация не требует от взрослых серьезных художественных навыков для организации процесса детского творчества. Главное — обеспечить малышей всеми необходимыми материалами и инструментами, организовать безопасное и удобное для работы пространство.

Для самых маленьких.

Чтобы детки 2–4 лет успешно сделали аппликацию, для них нужно подготовить рисунок с четкими контурами и вырезать соответствующее количество деталей. При этом им может потребоваться личный пример старшего, показывающего на такой же заготовке, что, куда и как наклеивать.

Для детей 4–5 лет.

В этом возрасте ребята уже могут без готовых контуров расположить геометрические фигуры на листе, глядя на образец. Детали с прямыми линиями, например треугольники, им можно поручить вырезать самостоятельно из расчерченных листов цветной бумаги. При этом следует позаботиться о том, чтобы ножницы были безопасными — с закругленными концами.

Для старших дошкольников.

В 6–7 лет дети способны сами обводить несложные шаблоны и вырезать детали аппликации. В этом возрасте полезно предоставлять им самостоятельный выбор цветовой гаммы поделки: например, при изображении цветов, геометрических узоров, бабочек. Это помогает им научиться сочетать цвета и развивает творческие способности.

Бумага

Основной материал для создания плоских поделок — бумага. Она используется для фона и для вырезания геометрических элементов. Для основы можно выбрать цветной картон или плотную бумагу. Мелкие детали вырезаются из двусторонней бумаги средней плотности. Яркие аппликации получаются из цветных листов для офиса.

Клей

Клеящий состав подбирается в соответствии с возрастом ребёнка. Малышам 2 лет для работы подходит клейстер из картофельного крахмала или пшеничной муки. Такой клей не вызывает аллергии и не причинит вреда в случае проглатывания, поэтому его можно намазывать на маленькие детали пальцами.

Для изготовления 1 литра клейстера 5 столовых ложек сухого вещества разводят небольшим количеством воды до образования однородной пасты. Затем её разводят оставшейся жидкостью. Раствор кипятят на медленном огне до уплотнения массы и процеживают через сито.

Детям 3-4 лет удобно работать с канцелярским клеем в виде карандаша

При его выборе следует особое внимание уделить качеству продукта. Он должен наноситься ровным слоем, не оставлять комков на бумаге и не иметь резкого запаха

ПВА и кисти для его нанесения используются ребятами со старшей группы детского сада. Работа с жидким клеем требует достаточного развития мелкой моторики, внимания и аккуратности. Кисти для нанесения клеящего вещества на бумагу выбираются средней жёсткости. Их величина зависит размера рабочей детали.

Ножницы

Главное требование к ножницам, которыми пользуются дети — безопасность. Для ребёнка покупают ножницы с круглыми концами. Перед началом детского творчества взрослый человек должен проверить качество функционирования механизма, так как ножницы с неразработанными рычагами могут быть опасны для ребёнка.

Длина лезвия детских ножниц составляет примерно 10-12 см. При вырезании больших деталей можно использовать более длинные модели.

Важно! Прежде чем учить детей работать ножницами, необходимо познакомить их с техникой безопасности, состоящей в следующем:

  1. Во время работы нельзя ими размахивать и играть.
  2. Передавать их следует кольцами вперёд, взяв за сложенные лезвия.
  3. После использования инструменты убираются на место.
  4. Хранят ножницы в коробках или высоких подставках кольцами вверх.

Методика подготовки открытого занятия по аппликации в средней группе

Работа по составлению сценария открытого урока по аппликации в средней группе мало чем отличается от написания конспекта обычного занятия: те же три этапа, то же распределение времени между ними. Однако есть ряд особенностей на уровне содержания:

  • открытый урок обязательно должен иметь сюжетную основу, в средней группе удобно работать со сказками, герои которых приходят к малышам за помощью или за советом по теме;
  • чтобы занятие прошло успешно, отрабатываемый вид аппликации должен быть уже знаком ребятам;
  • на заключительном этапе урока малышам нужно дать возможность оценить свою аппликацию — нравится/не нравится и почему.

С позиции реализации этих условий интересен конспект открытого занятия по аппликации на тему «Самый лучший дом» Е.А. Иютинской.

Критерии оценки открытого занятия проверяющими

Показательный урок оценивается и самим педагогом, и присутствующими по единой схеме:

  • соответствие целей, задач занятия теме и требованиям ФГОС;
  • действенность приёмов;
  • наличие подходящей и доступной для понимания малышами наглядности;
  • логичность видов работы, объяснений педагога;
  • проведение физкультпауз на занятии (гимнастики для пальчиков и физкультминутки);
  • формы осуществления индивидуального подхода;
  • общая атмосфера урока, его темп;
  • оценка готовых работ;
  • рекомендации педагогу (какие уровни методической работы нужно откорректировать).

В средней группе малыши учатся давать собственную оценку своей работе на занятии

Другие материалы для поделок по пожарной безопасности

Существует масса других материалов, которые тоже можно использовать для изготовления поделок. И каждый мастер волен самостоятельно подобрать для себя более подходящий.

Бисер

Великолепные композиции получаются при использовании бисера. На картоне изображается контур машины. По контуру выкладывается и приклеивается бисер при помощи кисти. Когда контур будет готов, можно заполнить бисером внутренние части рисунка.

Ткань

Работы из ткани выглядят достаточно выразительно. Плюс картины в том, что ее можно оставить мягкой, если в качестве основания использовать толстую материю:

  • На нее пришиваются необходимые части аппликации. Для создания объёмных фигур потребуется вата или синтепон. Чтобы сделать акцент на определенных фигурах, их можно вышить.
  • Из ткани можно создавать не только поделки, но и объёмные фигуры.
  • Для создания поделки огнетушитель потребуется поролон, свернутый в цилиндр, который необходимо обтянуть красным материалом.
  • На ткань нужно нашить разные детали из лент.
  • Поделка достаточно легка в исполнении и подойдет для детского сада. Изделие совершенно не опасно для малышей.

Крупа

Крупа может стать хорошим материалом для поделки. Для создания цветной крупы потребуется гуашь разных оттенков. Манку необходимо перемешать с краской ярко-красного, черного и темно-серого оттенков. Также оставить немного некрашеной манки для стекол.

На картоне изображаются очертания машины. Внутри изображение покрывается клеем и посыпается манкой соответствующего цвета. Остатки крупы убираются. Когда композиция подсохнет, остальную часть картинки можно покрыть обычной манкой или оставит все, как есть.

Тесто

Тесто, по своей консистенции, может использоваться вместо пластилина. Тесто обладает способностью хранить форму долгий срок. Готовую форму можно покрывать лаком.

На 200 гмуки понадобится 150 г соли и 5 столовых ложек подсолнечного масла. Все ингредиенты смешиваются между собой. Консистенция позволит слепить пожарного, горящие дома, технику.

Предметы помещаются в духовой шкаф на 1 час с температурой около 80 градусов. Остывшие предметы покрываются краской или лаком.

Салфетки

Благодаря бумажным салфеткам изделие выглядит объёмно. Наиболее часто используемый вариант: салфетка рвется на части, скатывается в небольшие шарики и красится гуашью. Полученные «шарики» необходимы для создания объёмных работ. Методика напоминает работу с бисером или пайетками.

С подобной работой справится даже начинающий, не говоря о школьнике. Для работы потребуется собрать основание машины из картонных коробок. Коробки надежно фиксируются между собой при помощи клея и обклеиваются подготовленными шариками.

Фетр

Фетр – превосходный материал для рукодельниц, подходящий для разного рода аппликаций. Из фетра можно составить композицию «спасатели»:

  • Для нее потребуется твердая основа, на которую натягивается ткань размером А4.
  • Изделие нужно начинать с заднего фона. Ярко-голубой цвет подойдет для неба, а ярко-зеленый – для травы.
  • Из красного материала вырезается костюм пожарного, из бежевого – лицо и руки.
  • Зеленые оттенки подойдут для формирования кустов, красные цвета – для спецтехники.
  • Костер вырезается из ярко-оранжевых, желтых и красных оттенков.
  • Лица профессионалов и мелкие детали можно вышить.

Спички

Спички подойдут для создания макетов пожарной техники и изображения горящих домиков. Серные головки нужно удалить заранее, чтобы материал не казался неуместным для создания изделий на противопожарную тему.

Из спичек можно сформировать пожарную лестницу или машину целиком. Получившийся корпус нужно обклеить красной цветной бумагой. Из плотного картона вырезать колеса, из обычной бумаги – окна.

Макеты, изделия, сувениры, выполненные в подобной тематике, способствуют усвоению у школьника правил пожарной безопасности. Для ребенка главное – найти мотивацию для выполнения работы, во время которой он получит всю необходимую информацию о профилактике пожаров.

Образцы конспектов уроков по аппликации в средней группе

Занятие по аппликации в средней группе проводится один раз в неделю и, как отмечалось выше, длится 20 минут. Это время включает:

  • вводный этап, на котором педагог актуализирует имеющие у детей знания по теме — 2–3 минуты (обычно в форме разгадывания загадок, чтения стихотворений или просмотра мультфильма);
  • основной этап, подразделяющийся на подготовительный — заготовку фона, материалов, инструментов для аппликации, проведение пальчиковой гимнастики — и выполнение поделки — дети с помощью взрослого создают, вырезают детали, наклеивают их на подложку — 15 минут (в середине основного этапа проводится физкультпауза);
  • заключительный этап — воспитатель благодарит детей за работу, даёт оценку их деятельности — 2 минуты.

Примером реализации всех трёх этапов может быть занятие по геометрической аппликации на тему «Украшение платочка» О. Рассейкиной. Образец конспекта занятия, в котором комбинируется аппликация с рисованием, представлен в работе И.Е. Ульяниной «Лыжники». Интересный вариант методики отработки прямого движения ножницами представлен в конспекте В. Золотарёвой «Цветные кубики».

Обрывная аппликация занимает особое место в системе занятий этим видом творчества, так как детям очень нравится рвать бумагу, а это, в свою очередь, является отличной тренировкой мелкой моторики. К тому же поделки из обрывков бумаги или салфеток оригинально смотрятся. Пример занятия по обрывной аппликации можно найти в конспекте «Письмо незнакомого друга» О.Г. Лебедевой.

Сюжеты для аппликации в средней группе

Композиция для аппликаций в средней группе подбирается под тематику занятий цикла «Художественно-эстетическое творчество», обозначенных ФГОС, а также под тематику уроков других направлений, если этот вид работы уместен для её раскрытия.

В список тем уроков по аппликации среди прочих входят:

  • «Детский сад»;
  • «Сад. Фрукты»;
  • «Овощи. Огород»;
  • «Лес. Грибы. Ягоды»;
  • «Деревья»;
  • «Дикие животные»;
  • «Мебель»;
  • «Транспорт. ПДД»;
  • «Зима»;
  • «Птицы»;
  • «Игрушки»;
  • «Посуда»;
  • «Космос»;
  • «День Победы»;
  • «Скоро лето».

На занятиях по развитию речи аппликация привлекается на таких темах:

  • «Дружба» (малыши делают ладошковую аппликацию «Дерево дружбы»);
  • «Профессии» (ребята наклеивают заготовки инструментов на «чемоданчики» представителей той или иной профессии);
  • «Мой город» (дети выполняют поделку «Зима укрыла дома на моей улице», используя геометрические фигуры и ватные диски).

Уроки по ФЭМП можно разнообразить выполнением аппликации на изучении таких тем:

  • «Форма. Цвет» (ребята выполняют аппликацию из геометрических фигур «Светофор»);
  • «Простейшие геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг» (если эта тема близка к празднованию Дня народного единства, то малышам можно предложить сделать поделку из цветных салфеток «Флаг России»);
  • «Количественный и порядковый счёт. Сутки» (дети выполняют плоскую аппликацию «Ночь»).

Ещё одним образовательным циклом, где аппликации очень уместны для закрепления материала, являются занятия по ознакомлению с окружающим миром. В частности, такие темы, как:

  • «Пожар» (ребята выполняют аппликацию «Пожарная машина»);
  • «Урожай» (дети выполняют аппликацию из бумаги и семечек «Золотые подсолнухи»);
  • «Зимушка-зима» (воспитанники средней группы делают снеговиков из вырезанных из ватных дисков заготовок).

Методическая литература по аппликации

При подготовке занятий по аппликации педагогу будут полезны следующие пособия:

  1. Аппликации и поделки из бумаги. — М.: Стрекоза, 2012.
  2. Григорьева Г. Использование игровых приёмов в руководстве изобразительной деятельностью./Дошкольное воспитание, 1991.
  3. Гусакова, М.А. Аппликация. — М.: Просвещение, 1987.
  4. Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. — М.: Астрель, Сова, 2012.
  5. Дубровская Н.В. Аппликации из семян и косточек. — М.: АСТ, Сова, 2013. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги. — М.: Детство-Пресс, 2013.
  6. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. — М., Просвещение, 1991.
  7. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. институтов — М.: Просвещение, 1987.
  8. Малышева А.И., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – М.: 2000.

Образцы составления планов занятий по аппликации можно найти в пособиях:

  1. Колдина, Д. Н. Аппликация с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий / Д.Н. Колдина. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада: конспекты занятий. – М.: 2008.
  3. Конспекты занятий по аппликации в средней группе.

Творческому развитию детей 4–5 лет в образовательной программе детского сада уделяется много времени. При этом особое значение имеют занятия по аппликации, позволяющие малышам не только научиться пользоваться ножницами, отработать навыки работы с клеем и кисточками, но и узнать об изобразительных возможностях бумаги и других материалов для поделок. Всё это формирует у ребят важные учебные навыки и приобщает к интересному занятию, пробуждающему фантазию.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий