Логопедические массажи, игры и забавные упражнения

Пальчиковые игры для развития речи

Суть занятия на пальчиковую моторику состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху», «снизу», «правый», «левый» и т. д. После того как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и вашим маленьким актером (например, встреча ежика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений.

  • Пальчиковая игра \
  • . Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак. Человечек. «Бегаем» указательным и средним пальцами по столу.
  • Пальчиковая игра \
  • . Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой выпрямить. Кошка. Соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх. Коза рогатая. Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец — на согнутых безымянном и среднем. Бабочка. Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые; ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях — «бабочка летит». Очки. Пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.

Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений для ребенка для развития речи.

Как часто проводится массаж?

Обычно логопедический массаж обычно проводится курсами, количество и периодичность которых назначается логопедом или наблюдающим врачом. Их длительность подбирается персонально для каждого пациента. Среднее число процедур обычно в районе 10 продолжительностью от 5 до 25 минут. Между курсами делают месячный перерыв. Чаще всего требуется для появления результата нужно 3-4 курса, но иногда хватает и одного

Важно помнить, что результат появится только при регулярности курсов

На длительность процедуры влияет возраст пациента, степень поражения и индивидуальные особенности.

Например, часть логопедов предпочитают предварять сеанс массажем перед всеми своими занятиями.

Массаж детям от 1 года при нарушениях функции ЦНС:

Самым распространенным заболеванием центральной нервной системы у детей является детский церебральный паралич (ДЦП). При различных формах детского церебрального паралича массаж применяется с целью расслабления гипертонуса мышц, торможения гиперкинезов, предупреждения деформации костей, стимулирования функций паретичных мышц, а также улучшения обмена веществ, снижения вегетативных и трофических расстройств и улучшения работоспособности мышц (спастический тип). В частности, при нарушениях центральной нервной системы применяют следующие виды массажа детям: классический массаж, массаж по системе Монакова, сегментарный массаж, периостальный массаж.

  • общий классический массаж для улучшения работоспособности мышц – 20-25 сеансов
  • сегментарный массаж — 10-15 сеансов

Сочетание и дозирования различных видов массажа подбирается индивидуально.

Пассивная гимнастика (массаж)

Лучше, если технику массажа вам покажет опытный профессионал, однако самые простые приемы вы можете освоить сами.

Массаж выполняется одной рукой, другая придерживает массируемую кисть. Продолжительность сеанса — 3 – 5 минут; проводится несколько раз в день.

Массаж включает в себя следующие типы движений: 

  • Поглаживание — совершается в разных направлениях;
  • Растирание — отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
  • Вибрация — нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев;
  • Массаж с помощью специального мячика — мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик нужно использовать твердый, то есть он не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным);
  • Сгибание-разгибание пальцев — пальцы изначально сжаты в кулак, каждый по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Мы подробнее рассказываем о массаже здесь.

Роль логопедического массажа при лечении дизартрии

Массаж, как способ воздействия на определенные участки тела, давно применяется в медицине при лечении различных заболеваний. В логопедической практике его стали использовать относительно недавно. С его помощью можно нормализовать тонус артикуляционных мышц и улучшить моторику органов речи. В результате удается сделать произношение более выразительным.

Логопедический массаж является частью комплексного логопедического занятия. Он предшествует дыхательной, артикуляционной и голосовой гимнастике. У детей такое воздействие может проводиться при наличии показаний.

Этот метод логопедического воздействия весьма эффективен при коррекции произношения, но если у ребенка нет речи вообще, то массаж будет малоэффективен.

Проблемой коррекции тяжелых расстройств речи при помощи логопедического массажа занимались многие исследователи. Сегодня наиболее распространенной методикой является тот, который предложила в своей книге Е. Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии». Сеанс массажа должен состоять несколько этапов:

расслабляющий массаж. Его проводят для каждой из групп мышц, участвующих в речи. Логопед выполняет движения обеими руками, легкие, поглаживающие

На этом этапе важно добиться полного расслабления мышц лица. Все движения выполняются по 5–7 раз, а на расслабляющий массаж отводится не более трех минут для каждой зоны

Завершает этот этап расслабление языка и коррекции его патологической формы;

укрепляющий массаж проводится при ярко выраженной вялости мышц. Существуют разные методики проведения укрепляющего массажа, их подбор зависит от особенностей патологии ребенка. Логопед может использовать поглаживания, надавливания, вибрацию, точечный массаж и т.д. Используемые приемы помогают устранить как гипотонус оральной мускулатуры, так и гиперкинез языка.

Логопедический массаж может производиться вручную или с использованием специального вибромассажера. Аппарат имеет несколько разных насадок, использование которых проводится в строгом соответствии с инструкцией. Могут применяться также специальные зонды и другие приспособления.

Инструменты

В ходе массажа могут быть использованы особые приспособления – специальные логопедические зонды. Поскольку наиболее эффективными они являются при работе с дизартриками, то их часто называют дизартрическими зондами.

Впервые такие приспособления стали использовать в школе глухонемых, расположенной в Берлине, в начале прошлого века. Их разработчиком стал директор этой школы, врач и сурдопедагог А. Гутцман. В то время царила мода на всевозможные технические приспособления и лечение при помощи механических устройств. Позднее зонды Гутцмана модернизировал и использовал в своей практике отечественный сурдопедагог и логопед Ф.А. Рау. С небольшими изменениями эта модификация дошла до наших дней.

Сейчас существует несколько типов зондов, но наиболее известными являются:

  • дизартрические зонды Скляренко. Были разработаны в 1992 году. В набор входит пятнадцать приспособлений, выполненных из пластмассы или металла. Каждый из зондов предназначен для воздействия на определенную зону;
  • набор логопедических зондов Е.В. Новиковой входит восемь специальных приспособлений. Их необходимо применять согласно авторской методике, разработанной логопедом в 2000 году.

Широкое применение в логопедической практике зонды приобрели лишь недавно. В ХХ веке общественность была плохо информирована о подобных приспособлениях, да и изготавливались они практически вручную в единственном экземпляре.

Несмотря на то, что сегодня у логопедов есть больше возможностей по использованию таких инструментов, логопедические зонды применяют немногие специалисты и лишь в особо тяжелых случаях. Связано это с тем, что дети пугаются странных металлических предметов, которые им пытаются засунуть в рот. Из-за этого логопеды при работе с дизартриками по-прежнему пользуются медицинскими шпателями, ватными палочками, резиновыми сосками и другими подручными средствами.

Зачем нужен логопедический массаж

В основе любой патологии лежат нарушения кровоснабжения и мышечного тонуса, которые делают невозможным овладение правильным произношением по подражанию, а в дальнейшем и формированию грамматически правильной речи. Сами диагнозы речевых нарушений говорят об этом: моторная (двигательная) алалия; дизартрия (нарушение согласованности мышц артикуляционного аппарата); дистония, спастические формы нарушения и т.д. Все это говорит о том, что применение массажа при речевых расстройствах не просто желательно, а крайне необходимо для успешной работы над дефектом, так как только педагогическими методами здесь не обойтись. Выясним очаги и способы воздействия логопедического массажа, его структуру.

В человеческом организме все органы и функциональные системы взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Ни одну часть тела, ни один орган, особенно вовлеченный в патологический процесс (в нашем случае это речевые патологии) нельзя рассматривать изолированно.

Основное воздействие массажа испытывает на себе наша кожа, которая представляет собой обширное рецепторное поле. Именно в коже расположены сеть нервов, лимфатических и кровеносных сосудов (капилляров). Кожа участвует в регуляции кровообращения, уменьшая или увеличивая приток крови к органам. Мы не будем подробно разбирать механизм действия массажа на организм. Физиологи доказали, что под влиянием массажа (особенно разминания) количество работающих капилляров увеличивается в несколько десятков раз (от 9 до 140), в результате чего убыстряется ток крови, который вызывает положительные изменения возникающие в мышцах. Общеукрепляющее воздействие оказывает массаж на мышечную систему. Под его влиянием нормализуется тонус и эластичность мышц, улучшается их сократительная функция, возрастает сила, повышается работоспособность. Особенно это актуально при речевых расстройствах, связанных с нарушением мышечного тонуса артикуляционного аппарата, которые приводят к их рассогласованию (дизартрия). Массаж оказывает разностороннее влияние на организм и прежде всего на нервную систему, которая в свою очередь координирует жизнедеятельность всех других систем организма, обеспечивая тем самым его целостность. В результате массажа в организме возникают различные реакции рефлекторного характера, благодаря которым происходит мобилизация защитных и приспособительных сил организма, приводящих к нормализации его функции при самых различных нарушениях, в том числе и речевых. По этому, логопедический массаж не ограничивается массажем только артикуляционного аппарата. При коррекции речи предусматривается массаж следующих отделов тела: шейного, верхнегрудного (воротниковой зоны), волосистой части головы, лица.

При сегментарно-рефлекторном воздействии применяют все основные приемы классического массажа + дополнительно разработанные и научно обоснованные для различных паталогий методик. Выбор приемов массажа, техника их применения и дозирование воздействия зависят от формы и стадии паталогического процесса. Все это устанавливается при первом посещении специалиста.

При рефлекторно-сегментарном массаже используются элементы гимнастики и изотомические (с элементами сопротивления) упражнения для нормализации работы мышц шеи, губ, языка.

Массаж рефлексогенных зон регенерирует органы, улучшает их кровоснабжение, способствует расслаблению. Уже только этим создаются важные предпосылки для восстановления нарушенных функций в организме. Опыт показывает, что такой массаж способен снять блокаду или перенапряжение. Массаж рефлексогенных зон включает в себя: массаж кистей рук, стоп, ушных раковин, волосистой части головы, языка.

Длительность сеанса 45 минут. Курс 10 массажей, не реже 2х раз в неделю. Часто логопедический массаж может быть частью логопедического занятия. Необходимость того или иного воздействия определяет специалист после 1 посещения.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.

Как развивать речь ребенка

Движения организма и органов, участвующих в воспроизведении речи, имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно по этой причине пальчиковая гимнастика для развития речи малышей должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

Тренировка движений пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых 5 месяцев. Подробнее о мелкой моторике мы рассказываем здесь.

А теперь давайте посмотрим, как можно помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей.

Помните: занятия должны проходить в максимально легкой, веселой и игровой форме. Тогда они и принесут реальную пользу, и доставят настоящее удовольствие вам обоим.

Комплекс мер по развитию речи (для проведения в домашних условиях):

  • Развитие мелкой моторики
  • Речевая гимнастика
  • Логоритмика

Мы не упоминаем здесь такие направления работы по развитию речи, как логопедический массаж, специальные упражнения на отработку различных звуков, на развитие фонематического слуха и некоторые другие. Они являются областью применения исключительно профессиональных знаний и умений. Здесь лучше довериться специалисту, а не пытаться справиться с этой задачей самостоятельно. Пособия для развития мелкой моторики:

  • Матрешки
  • Бархатная бумага
  • Пластилин
  • Мозаика
  • Шнуровки
  • Фасоль, горох
  • Манная крупа
  • Соленое тесто
  • Счетные палочки
  • Разноцветные прищепки
  • Бусины
  • Тряпочки с пришитыми пуговицами
  • Трафареты
  • Массажный мячик
  • Деревянные конструкторы

Мелкая моторика:

  • Пассивная гимнастика — массаж для развития мелкой моторики.
  • Активная гимнастика — игры для развития мелкой моторики: стихи и потешки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.

Логопедический массаж при дизартрии: основные приёмы

•    Поглаживание и разминание лобной области. Чередуются приёмы поглаживания и разминания. Обычно правой рукой проводятся зигзагообразные разминающие движения в направлении поперёк лба к началу роста волос. Вслед за этим левая рука последовательно совершает лёгкое поглаживающее движение от лобного бугра к виску слева, затем справа.
•    Разминание носа. Поддерживая затылок ребёнка левой рукой, массажист указательным и большим пальцами правой руки совершает слегка вибрирующие зигзагообразные движения от кончика и крыльев к основанию носа.
•    Разминание скуловых областей. Логопедический массаж выполняется обеими руками. Большие и указательные пальцы сгибаются под углом 90 градусов и разминают лицо в направлении от нижней челюсти к уху, скуловой области и нижнему веку. При разминании правой стороны логопед располагается справа, левой – слева.
•    Разглаживание лобных мышц массажист проводит, находясь сзади ребёнка. Указательными и средними пальцами он поглаживает лоб от средней линии к вискам.
•    Вибрация лица. Если вам не показали, как она проводится – наберите в поисковой строке «логопедический массаж видео» и посмотрите. Вам нужно будет встать сзади ребёнка, расположить пальцы рук между скуловой костью и нижней челюстью слева и делать быстрые, но мягкие вибрирующие движения. Затем повторить всё справа.
•    Разглаживание мышц под глазами проводится от спинки носа к основанию, скуловым костям, нижним векам и вискам. Можно проводить одновременно с двух сторон двумя руками или поочерёдно слева и справа.
•    Разглаживание мышц между губой и подбородком проводится двумя большими пальцами, которые двигаются от точки под нижней губой к восходящим ветвям нижней челюсти.

Это – полноценный логопедический массаж, который могут делать родители в домашних условиях своим детям. Он безопасен и достаточно эффективен. И им, конечно, стоит пользоваться в тех случаях, когда по каким-то причинам вы не можете посещать логопеда с необходимой частотой. 

Однако результата можно добиться быстрее и проще, поручив логопедический массаж для детей специалисту – человеку, имеющему необходимые знания и достаточный опыт. Придерживаясь разработанной схемы массажа, он может вносить в неё коррективы в режиме реального времени, ощущая кончиками пальцев все «зажимы» и вялость лицевых мышц ребёнка. Кроме того, логопед может применять и другие, более эффективные в каждом конкретном случае методы, к примеру, массаж языка логопедический. Прекрасно зная анатомию языка, педагог детально проработает его поперечную, вертикальные и продольные мышцы, существенно приближая день победы над дизартрией.

Ещё один метод, который родители вряд ли смогут хорошо освоить сами – логопедический массаж зондами. Специалист сможет провести точечное воздействие, чтобы помочь расслабиться напряжённой мышце или, напротив, обрести тонус слишком расслабленной. Для этого используются дизартрические зонды. Они отличаются от обычных хорошими электропроводными и электростатическими свойствами. С помощью подобных зондов проводится массаж и лёгкое поверхностное обкалывание биологически-активных точек полости рта, лица и шейно-воротниковой зоны.

Важно, чтобы логопедический массаж для детей, как в домашних, так и в любых других условиях, был комфортным и не доставлял неприятных или болезненных ощущений. Тогда любой ребёнок будет с удовольствием приходить на занятия, а результаты не заставят себя долго ждать.
 

Логопедический массаж языка

Язык — основной орган речи. Поэтому логопедический массаж языка при дизартрии — необходимый элемент лечения. Помогает бороться со слабостью, ограничении подвижности мускулатуры, парезах и параличах. Специалисты в своей работе используют несколько методик. Рассмотрим их подробнее.

Массаж зубной щеткой

Зубная щетка за счет своей ворсинок отлично разминает язык. Ее можно использовать и на занятиях с логопедом, и для самостоятельного логопедического массажа в домашних условиях. Примерные этапы следующие:

  • положите бумажную салфетку или носовой платок под язык, чтобы слюна не стекала и не раздражала кожу. По мере намокания салфетку нужно менять;
  • ребенок должен расслабить язык настолько, насколько он сможет;
  • сначала выполните круговые разминающие движения по спинке языка, нажим при этом должен быть несильным;
  • поглаживание по всей площади языка, движения прерывистые, как при чистке зубов;
  • малыш напрягает язык, приподнимая его кверху, вы массируете нижнюю часть языка и ямку под ней.

При массировании следите за тем, чтобы не вызвать рвотный рефлекс у ребенка.

Массаж языка пальцами

Пальцевый логопедический массаж языка при дизартрии позволяет проработать все группы мышц, в том числе глубокие. Сеансы помогают снять гипертонус мимических и артикуляционных мышц. Для проведения процедуры нужны чистый носовой платок, салфетки тканевые, специальные напальчники

Этапы такие:

  1. Расслабление мышц языка;
  2. Захватите язык двумя пальцами, крутите по и против часовой стрелки, постучите по спинке;
  3. Движения на себя, при этом захват тремя пальцами за кончик: один — сверху, два — снизу;
  4. Теперь займемся средней частью языка. Также захватите язык и потяните к себе, задержавшись в этом положении на пару секунд;
  5. Захватите язык, немного оттяните к себе. В таком положении пальцами другой руки делайте сжимающие движения по всей поверхности языка. Сжали — отпустили, сжали — отпустили;
  6. Повороты вокруг оси, при этом язык нужно ставить на одно ребро, продержаться так пару секунд, потом на другое ребро;
  7. Необходимо работать и с губами — их роль в артикуляции значительная. Стучите по ним подушечками пальцев, растягивайте кверху и книзу, сворачивайте в трубочку.

Логопедический массаж при разных формах дизартрии нужно выполнять один-два раза в день, в течение 15 минут, в течение пары недель. Точную продолжительность и количество вам подскажет логопед: всё зависит от диагноза и степени нарушений. Учитывайте также возраст: маленькие дети не могут долго усидеть, поэтому один день выберите несколько упражнений, и выполните только их. А на следующий день делайте другие.

Зондовый массаж

Один из современных методов коррекции — зондовый массаж при дизартрии. Это из новых способов лечения, который постепенно завоевывает популярность. Проводится он при помощи специальных, зондов, разработанных Новиковой Е. В. — доктором педагогических наук.

Стандартный набор состоит из 9 инструментов, каждый из которых предназначен для определенных целей. Например, «саночки» в форме полозьев санок с закругленными концами предназначены для стимуляции мышц. «Топорик» в форме двух сплющенных петель может применяться и при повышенном (легкое воздействие), и при пониженном тонусе (сильное нажатие) мышц.

Есть вариации других авторов, например, зонды с су-джок эффектом для дополнительной стимуляции нервных окончаний и мышц.

После сеансов у детей нормализуется речевое дыхание, голос становится выразительным, сильным, устраняются дефекты звукопроизношения, улучшается состояние центральной нервной системы.

Артикуляционный массаж зондами при дизартрии нельзя делать детям до полугода, в этом возрасте такой необходимости и нет.

Последовательность проведения расслабляющего массажа определяет логопед/дефектолог, исходя из конкретной ситуации, тяжести заболевания и возраста пациента. Стандартная тактика следующая:

  1. Инструментом в виде маленького шара нужно водить по всей поверхности языка;
  2. Обкалывание языка зондом в виде вил. Происходит сокращение мышц. Затем врач совершает колебательные и вращательные движения инструментом в различных точках в течение пяти секунд;
  3. «Восьмеркой» нажимают на орган в нескольких точках;
  4. «Саночки» существуют в трех размерах. Ими тоже производят надавливающие движения;
  5. «Топорики» используются для скольжения с небольшим нажатием;
  6. «Крестовиной», «толкачиком»нажимают на язык, а потом убирают зонд. Происходит сокращение мускулатуры языка.

Зондовый массаж при дизартрии проводится длительно: обычно курсами по 2 – 3 недели. Каждое движение нужно повторить по 20 – 30 раз. Повторный курс показан через полтора месяца.

Логопедическая «Улитка»

Логопедическая улитка помогает процессам автоматизации звуков у детей, развивают фонетический слух. Малыш ведет рукой по картинкам в улитке, называя предметы, которые видит.

Логопедическая улитка на букву «ш»

Вместе со звуковой улиткой по логопедии проводятся различные дидактические игры:

  • «С улиткой называем цвета»,
  • «Спорим с улиткой»,
  • «Язычок и улитка делают зарядку».

Звукопроизношение

Звукопроизношение это в логопедии процесс формирования речевых звуков. Он осуществляется разными отделами речевого аппарата:

  • Генераторный,
  • Резонаторный,
  • Энергетический.

Игры на автоматизацию звуков

В играх с логопедическими улитками для автоматизации звуков ребенок учится новым словам. Одновременно улучшает произношение.

Существуют и другие игры для автоматизации:

  • Игры-ходилки. При ходьбе рассказывается какой-то стих со сложным звуком.
  • Повторялки. Малыш рассказывает, что и кто делает, повторяя за взрослым.
  • Половинки. Ребенку предлагается добавить половинку предмету: «Была половинка платья, а стало целое платье.»

Лечение дизартрии

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием. Это расстройство речи возникает на фоне различных патологий нервной системы. Хотя в ряде случаев, именно оно становится наиболее ярким проявлением заболевания. Именно поэтому диагноз должен быть подтвержден врачом-неврологом, который учитывает мнения логопеда.

Лечение дизартрии должно быть комплексным, включающим в себя следующие методы:

  1. Медикаментозная терапия. Усилия врачей будут направлены на устранение неврологического дефекта. Если повреждения ЦНС не обратимы, то лекарственные препараты назначаются для стабилизации состояния пациента.
  2. Процедуры, направленные на общее укрепление организма.
  3. Физиотерапия. При дизартрии будет полезна лечебная физкультура, рефлексотерапия и иглоукалывание. Все это позволяет нормализовать тонус мышц и двигательную способность органов артикуляции.
  4. Логопедические занятия. Сделать речь идеальной при дизартрии вряд ли получится. В большинстве случаев целью работы логопеда является достижение речи, которая была бы понятна окружающим.

Воздействие логопеда заключается в выполнении артикуляционной гимнастики, исправлении произношения звуков, правильной организации речевого дыхания, повышении выразительности речи. Проводится также массаж органов артикуляции – логопедический

Комплекс массажных упражнений

После массажа желательно перейти к специальным упражнениям, которые не только закрепляют эффект от процедур, но и позволяют развить речевой аппарат, улучшают моторику, двигательную функцию мышц.

Для губ

Упражнения для улучшения подвижности губ включают в себя:

  • медленные поглаживания от середины к уголкам;
  • плотное смыкание губ, после чего по ним проходят легкими постукиваниями. Повторить не более 4 раз;
  • 3-4 спиральных движения указательным пальцем. Ведем от середины губ к уголкам. Выполняется при сомкнутых или приоткрытых губах;
  • сомкнутые и вытянутые вперед губы;
  • круговые движения пальцев в уголках рта (5-7 повторов);
  • поглаживание с легким нажатием.

Движения должны быть направлены на стимуляцию мышечной ткани, поэтому слишком медленные и мягкие поглаживания желательно не использовать.

Для языка

Упражнения для работы с языком подразделяются на несколько комплексов. Первый — это классическое массирование, дополненное вибрационными похлопываниями в течение 15 секунд.

Второй начинается с расслабляющего массирования, включающего:

  • надавливание на подчелюстную ямку в течение 15 секунд;
  • проведение пальцами от середины подбородка к краю скулы.

Затем с использованием салфетки одной рукой придерживают язык за кончик, а второй массируют. Движения — прямолинейные, спиралевидные или круговые. Направление:

  • от центра к кончику и в стороны;
  • поперек.

После этого переходят к перекатыванию языка, пощипыванию краев, поглаживанию всей поверхности и поглаживанию подъязычной зоны. Десну проходят в горизонтальном направлении.

Третий комплекс упражнений требует использование зубной щетки. Если у малыша язык слабый, то движения проводят от краев к центру. При напряженных мышцах приемы совершают от центра в стороны. Ребенка просят высунуть язык. Если имеется патология, то язык через некоторое время отклонится в сторону. Сторона отклонения — спастическая, и ее нужно прорабатывать поглаживаниями, мягкими растираниями и вибрациями. Воздействие на нее минимально. Вторая сторона — вялая, и ее нужно стимулировать сильными пощипываниями и надавливаниями.

Во время проработки язык удерживают 2 пальцами левой руки. Тыльной стороной зубной щетки проводят в разных направлениях волнообразными, спиралевидными и прямыми движениями.

Для ушей

На ушах расположено много биологически активных точек, и воздействие на них позволяет улучшить слух и зрение, речь, память, концентрацию внимания. Детский массаж ушей может выполняться как родителями, так и самостоятельно уже подросшими малышами.

При проведении обязательно соблюдать последовательность:

  • мочку размять и потянуть вниз;
  • размять завиток;
  • хорошо растереть внутреннюю и наружную поверхность;
  • скрутить ушную раковину, потянув вперед и назад, вверх и вниз;
  • сделать несколько круговых движений ушами.

Упражнения можно повторять несколько раз в день, а лучшее время для проведения — утро и вечер.

Для шеи и рук

Массирование шеи выполняется из положения лежа. Голова должна лежать ниже уровня плеч. Шею поддерживают одной рукой, другой совершают медленные вращательные движения головой в стороны. Затем плавно поворачивают голову вправо, влево, вперед и назад. Не более 5 повторов для каждой стороны. После этого переходят к поглаживанию задней поверхности от линии роста волос вниз и в стороны. Увеличивая нажим, совершают разминания и растирания сверху вниз.

Массаж рук рекомендован с двухмесячного возраста. Начинают с массирования суставов пальцев, затем на каждую подушечку нажимают до 10 раз. Сила нажима увеличивается постепенно. За нажатиями следуют круговые движения по ладошке и поглаживания от центра к краям. Дополнительно можно пкрутить пальцами, сделать несколько сгибательно-разгибательных движений или массировать от основания ладони вверх.

III. Особенности логомассажа для детей в домашних условиях

Где делать массаж, дома или в клинике? Выбирайте то место, где ваш ребенок будет чувствовать себя комфортнее. Одни дети лучше проходят процедуру, находят в новых условиях – они затихают и поддаются гипнозу врача. Другие дети любят домашние знакомые условия, а в клинике ведут себя беспокойно. Конечно, рядом с малышом должна быть мать, чтобы снять его волнение.

Руки перед процедурой следует обработать раствором с содержанием спирта.

Ребенок должен хорошо себя чувствовать во время процедуры, так что не стоит делать ее перед сном или сразу после еды. Сеансы не должны быть длинными.

Положите малыша на кровать и подложите под его голову подушку либо посадите его в кресло. Главное, чтобы ребенок расслабился и ему ничего не мешало свободно дышать. Не помешает несколько одобряющих слов.

Продолжительность сеанса в зависимости от возраста:

  • дети до 2-3 лет – до 8-10 мин.;
  • дошколята – до 17-20 мин.;
  • от 7 лет – до 26-30 мин.

Повторять сеансы можно не чаще трех раз в неделю. Достаточный курс может включать от 10 до 15 сеансов.

Во время сеанса не забывайте разговаривать с ребенком, чтобы ему не было скучно. Можно рассказать малышу сказку или включить приятную музыку. Вы сами можете спеть песенку.

Теперь разберем конкретные приемы логомассажа для детей.

Особенности проведения занятий по методике О. И. Крупенчук

Обязательно нужно вымыть руки и столовые приборы, прежде чем специалист приступит к проведению сеанса. В начале занятия взрослый знакомит детей с частями ложки. Ребенку дают сначала один столовый прибор и просят взять той рукой, какою он обычно держит. Логопед проговаривает стихотворение и показывает движения, а малыши за ним повторяют.

Сначала не делают никаких движений с лицом, а просто внимательно рассматривают столовый прибор:

  • Его держат вертикально перед лицом и делают повороты ямкой от себя и к себе.
  • Держа ложку в одной руке, другой показывают и называют все ее части.

Освоив эти действия, дети берут вторую ложку. Все манипуляции теперь делают синхронно. Затем переходят к проведению самомассажа:

Горками ложек поглаживание линий лба.
Выполняют те же манипуляции в области щек по кругу.
Аналогичные действия выполняют уже в височных областях

Только в конце осторожно надавливают в конце каждого движения.
Боковой стороной совершают движение по направлению снизу−вверх по щекам.
Поглаживающие движения верхней губы кончиками ложек.
Аккуратные, но частые надавливания по всей поверхности губ той же частью ложек.
Горками ложек выполняют разминающие движения щек по кругу.
Те же манипуляции, только по направлению от уголков рта к вискам.
Похлопывающие движения горками ложек по щекам.

Каждый специалист может добавить свои движения – в зависимости от особенностей ребенка. Благодаря тому, что есть возможность контролировать температуру столовых приборов, можно нормализовать состояние мышечного тонуса. Если они теплые, то получится расслабляющий массаж, необходимый при повышенном тонусе. Холодными ложками получится оказать стимулирующее воздействие, что эффективно при гипотонусе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий