Звуковая культура речи во второй младшей группе

Ход занятия:

Восп.: Доброе утро, дети! А утро действительно доброе.

У нас у всех хорошее настроение

И мы улыбаемся, как весёлые лягушата.

Артикуляционная гимнастика.

Подражаем мы лягушкам

Тянем губы прямо к ушкам (улыбаются с напряжением).

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки (улыбаются, показывая зубы).

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

Сюрпризный момент.

Восп.: Дети,послушайте: кто-то плачет? (воспитатель прислушивается)

Как вы думаете, кто это может быть? (ответы детей).

Восп.: Посмотрите – это Маша. (Из сказки «Маша и медведь»).

Что с тобой случилось?

(Маша говорит, что пошла в лес за грибами, отстала от подружек и заблудилась. Ей очень страшно).

Дыхательная гимнастика.

Восп.: Посмотрите, как страшно Маше

(вос-ль становится прямо,

руки вниз – в стороны – вдох;

за голову –на выдохе произносит:

«Ах, как страшно!»)

Восп.: Покажите, как страшно Маше.

(Дети выполняют 3 раза).

Вдох делаем спокойный, посылаем воздух в животик.

Выдох – произносим слова.

Восп.: Поможем Маше? (ответы детей)

Восп.: Маша, а почему тебе страшно?

Восп.: (от имени Маши).

Я слышу какие-то странные звуки, я их боюсь.

Восп.: Не бойся, наши малыши тебе помогут

Определить, что звучит.

Игра «Что звучит?»

(игра на определение на слух бытовых шумов: колокольчик звенит, погремушка шумит, бумага шуршит, вода течёт).

(ноутбук)

Восп.: Вот видишь, Маша, эти звуки совсем не страшные.

Дети их узнали.

Физкультминутка.

Восп.: Машенька, давай поиграй с нами.

Когда звенит колокольчик – покружимся, как волчки.

А когда звучит погремушка – попрыгаем, как зайчики.

(дети и вос-ль с Машенькой играют).

Машенька: А ещё за ёлкой какие-то страшные тени.

Восп.: Не бойся, Маша, сейчас мы тебе поможем.

Узнаем, кто спрятался за ёлкой.

Игра «Определи по силуэту».

Восп.: Кто это?

(вос-ль показывает по очереди черные силуэты:

медведя, мышки, мухомора, морковки (зайчик потерял).

(Дети узнают, вос-ль переворачивает.

На обратной стороне – рисунки.)

Восп.: Вот видишь, Машенька, как наши дети тебе помогают.

Потому что они очень добрые.

А ещё наши дети очень внимательные.

Игра «Чего не стало?»

(вос-ль прячет по очереди морковку, мышку, медведя,

дети угадывают чего не стало)

Восп.: Давайте прислушаемся.

Слышите, кто-то тихонько зовёт: «А-у, Маша».

А вот уже слышно громче. Покажите, как.

И совсем громко.

Наверное, подружки Машеньки уже близко.

Давайте поможем их Маше отыскать.

Игра: «Большие ноги шли по дороге».

«Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

(низким голосом, идём медленно)

Маленькие ножки бежали по дорожке.

«Топ-топ-топ, топ-топ-топ (высоким голосом).

Восп.: А вот и подружки.

Они говорят: «Маша, Маша – это мы, мы, мы» (3 раза)

Восп.: (от имени Маши).

Спасибо, ребята, что вы помогли найти мне подружек.

Я угощу вас за это пирожками.

(«подаёт» корзинку с пирожками).

Восп.: Ой, а пирожки горячие.

Давайте на них подуем.

Вдохнём плавно носиком, плечи не поднимаем.

Складываем губки трубочкой.

Плавно выдыхаем через ротик. (3 раза).

Восп.: Дети, давайте поблагодарим Машу

И её подружек за пирожки и отправимся в путь.

Нам пора в детский сад (благодарят и прощаются).

Глазки закрываем.

Раз-два-три-четыре-пять, глазки пора открывать.

Вот мы и дома.

Ход занятия

Ребята, посмотрите какой необычный кубик, у нас появился в группе. Интересно, а как можно с ним поиграть?

Ответы детей.

Давайте рассмотрим грани кубика. Что мы видим на них?

Ответы детей. (Паровоз, ребенок, курочка, колокольчик).

У нас кубик необычный сегодня и играть я вам предлагаю сегодня с ним по другому.

«Крутись, вертись, на бочок ложись», какую картинку вы сейчас увидели?

Давайте вспомним как гудит паровоз : «У- у-у».

«Крутись, вертись, на бочок ложись», какую картинку вы сейчас увидели?

Если на картинке нарисован малыш,следует спеть его песенку: „А-а-а“, если на картинке – курочка,нужно проговорить: „Ко-ко-ко“ или „Квох-квох-квох“. А о песенке колокольчика я вам еще расскажу».

Присаживайтесь на стульчики.

Посмотрите, кто к вам в гости пришел? Давайте поздороваемся с лошадкой. Здравствуй лошадка. А какую песенку умеет петь лошадка? Кто знает?

«И-и-и-и». Давайте споем длинную песенку лошадки «И-и-и-и». У меня есть волшебный ключик, он превратит вас в жеребят. Кого я сейчас заведу волшебным ключиком, тот и исполнит длинную песенку лошадки.

(по очереди 5-6 детей завожу ключиком) Молодцы, вы хорошо справились, отличные песенки спели.

Что это за звук? Ширма с колокольчиками. Для чего нужны колокольчики? (муз. инструменты, использовать как шумелки)

Большие колокола рассказывали людям о тревоге, опасности.

«Маленькие колокольчики умеют петь вот такую песню: „Ли-и-и-ли-и-и-ли-и-и“ (звук и произносится протяжно). Как поют колокольчики?А колокольчики побольше поют: „Ди-и-и-инь-ди-и-и-инь“. (Хоровые и индивидуальные повторения.)

Ребята, слышите, кто это такую песенку поет? (воробей).

Выставляю мольберт на нем картинка с изображением воробья на черном фоне.

Что случилось, почему воробей сидит в темноте?

Ответы детей… ночь наступила, не успел спрятаться в гнездышко…

А что сделал крокодил в сказке Чуковского с солнышком? Правильно он его проглотил и стало темно, ничего не видно.

Плачет серый воробей:

„Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно —

В поле зернышка не видно!

“ Плачут зайки

На лужайке:

Сбились, бедные, с пути,

Им до дома не дойти».

Давайте вместе с вами расскажем еще раз отрывок. Вы будете мне помогать договаривать слова, будьте внимательны.

Плачет серый воробей:

„Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно —

В поле зернышка не видно!

“ Плачут зайки

На лужайке:

Сбились, бедные, с пути,

Им до дома не дойти».

Ребята, вспомните, как называется сказка? (К. Чуковский «Краденное солнце»)

«Выглянуло солнышко,воробей перестал плакать и зачирикал: „Чи-и-ив, чи-и-ив, чи-и-ив, жив-жив-жив! Как он зачирикал?. Услышали веселую песню другие воробьи, прилетели, тоже стали чирикать. Сначала один зачирикал (воспитатель дотрагивается до ребенка, тот произносит звукоподражание, потом другой, третий… „Что за шум? Что за писк?“ – рассердилась киска и стала подкрадываться к воробьям». «Уходи, киса, уходи!» – приговаривают дети (3–4 раза).

Рассказывают вместе с воспитателем потешку: «Киска, киска, киска, брысь!»

Ход занятия.

I Организационный момент

1. Знакомство с гостем

В о с п и т а т е л ь. Дети, сегодня к нам на занятие пришел гость. А кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку. (Загадывает детям загадку).

Встает на заре, поет во дворе,

На голове гребешок – кто это?

Д е т и. Петушок.

В.: Верно. Какую песенку про петушка знаете?

Д.: Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка. (Показывает детям куклу – петушка – и далее говорит за него).

П е т у ш о к. Здравствуйте, ребята. Я рад всех вас видеть.

В.: И мы тебя рады видеть, петушок. Верно, дети? Давайте и мы поздороваемся с петушком.

Петушок любит петь. Какую песенку поет петушок?

Д.: Ку-ка-ре-ку.

В. Чтобы громко петь, ему надо надо сделать зарядку для язычка. Давайте ему поможем.

Артикуляционные упражнения

Воспитатель предлагает детям поиграть с язычком.

1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин – язычок,

Он удобно в доме лег. (Широко открыть рот)

В.: (напоминает). Когда мы широко открываем рот, то можем спеть песенку звука «а». Давайте попробуем спеть такую песенку.

Д.: (поют) А-А-АА.

2. Двери – губы гибкие.

Могут стать улыбкою. (Изобразить улыбку).

В.:Ответьте мне: когда губки улыбаются, какую песенку мы можем спеть?

Д.: Песенку звука «и».

И-И-И-И-И.

3.А теперь наоборот:

Губки тянутся вперед. (Вытянуть губы трубочкой).

В.:Вспоминайте, какой звук поют губки, когда они – трубочкой?

Д.: Звук «у».

У-У-У-У

В.:Я хочу сообщить вам,что мой язычок научился хорошо петь новую песенку: «П-п-п». Повторите за мной этот звук.

(Дети повторяют).

(Обратить внимание детей на то, что язычок не может также плавно и на одной ниточке петь эту песенку, как он делал это раньше с такими звуками, как «а», «о», «у, «и». Язычок натыкается на преграду, и песенка получается глухая и не певучая.). Дети хором и поочередно произносят новый звук

Дети хором и поочередно произносят новый звук.

Сегодня мы познакомимся со словами, которые начинаются на звук «П».

У Петушка есть сыночек. Кто он?

Д.: Цыпленок.

В.: Как говорит цыпленок? Зато песенка нового звука отчетливо звучит, когда пищат цыплята.

Д.: Пи-пи-пи.

Пальчиковая гимнастика.

В.: Покажем клювики цыплят, при этом будем петь их песенку.

(указательный палец соединяется с большим на обеих руках, три других – прижаты вместе)

II Основной этап.

(Стук в дверь. Письмо-приглашение)

В.:Что это?

Д.: Письмо.

В.: Повторите. (дети повторяют)

В.: Это письмо Петушку от его друзей Поросенка Пуф и попугая Пиф. Они приглашают нас с петушком в гости.

Отправляемся в путешествие.

Что это? (картинка Пароход)

Д.: Пароход.

В.: На чем поплывем?

Д.: Мы поплывем на пароходе.

В.: Волны бьются о пароход.

Д. П-П-П.

(Остров с пальмой, на дереве попугай)

В.: К кому приехали? Как называется эта птица?

Д.: Попугай.

В.: На чем сидит попугай? (На каком дереве)

Д.: Пальма.

В.: Попугай Пиф хочет с вами поиграть.

Физминутка “Птички”.

Птички в гнездышке сидят (приседают).

И на улицу глядят (повороты головы,

Погулять они хотят (кивают головой)

И тихонечко летят (разлетаются, машут руками).

В.: Попугай Пиф приготовил нам подарок. Что это? (коробка-подарок с перышками)

Д.: Подарок. Перышки.

В.: Что надо сказать?

Д.: Спасибо.

(Попугай: Пожалуйста.)

В.: Поиграем с перышками.

(Дети играют с перышками: дуют на них) Во время игры педагог следит за тем, чтобы дети не поднимали плечи, вдыхали носом, не надували щеки).

В.: Поехали дальше, но теперь. На чем (картинка- паровоз).

(Дети встают друг за другом: Пых-пых-пых.)

В.: В гости поросенку Пуф. Какой поросенок?

Д.: Маленький,розовый.

В.: А Кто мама поросенка?

Д.: Свинья.

В.: Поросенок приготовил подарок. Это?

Д. Пряник.

В.: Нам пора ехать обратно. Что скажем?

Д.: До свидания.

В.: Петушок хочет с вами поиграть.

Звуки /п, пь/

Па-па-па – на столе крупа.

Пы-пы-пы – варю кашу из крупы.

Пы-пы-пы – нет крупы.

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп – варю вкусный суп.

Уп-уп-уп – мы ели суп.

Пи-пи-пи – пирожок купи.

В.: Петушок Петя тоже приготовил подарок – платочки.

III Итог.

В.: Куда мы ездили? (в путешествие)

С кем мы подружились? (с поросенком Пуфом, попугаем Пифом, петушком)

На чем мы путешествовали? (на пароходе, на паровозе)

Что нам подарили? (пряник, перышки, платочки)

Какой одинаковый звук вы слышите? (звук «П»)

Становление звуковой культуры речи во второй младшей группе

Речь — это уникальная возможность обмена информацией, на формирование которой природой отведен короткий отрезок времени — ранний и дошкольный периоды детства. В этот срок в наиболее благоприятных условиях развития проходит становление устной и закладка фундамента для письменной ее формы

Воспитанию звуковой культуры речи уделяют основное внимание именно на раннем этапе детского развития

Сказкотерапия направляет творческую активность детей

Для формирования фонетической и орфографической правильности речепроизношения, его выразительности (с помощью дикции, тональности, мимики, жестов) важна полноценная среда, в которой происходит постоянное, мотивированное условиями практической деятельности общение детей и взрослых.

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Для определения уровня освоения языка ребенком ориентируются на нормы речевого развития детей четвертого года жизни. Существует ряд признаков, по которым несложно проверить навыки малыша:

  • проговаривание собственного имени, отчества, фамилии, а также имен близких людей;
  • восприятие образов и описывание увиденной ситуации;
  • распределение предметов погрупповым признакам;
  • называние действий;
  • точное повторение услышанного;
  • изложение короткими фразами из3-4 слов;
  • пересказывание мультфильма, короткой сказки.

Важно! Согласно ФГОС, словарь (как активный, так и пассивный) в этот период увеличивается до 800-1000 слов. Несовершенства касаются неправильного порядка слов в построении фразы несогласованности («пришло много гостев» пришло много гостей), недостатков произношения («лисипед» — велосипед), перестановок звуков в словах («певрые» — первые); пропусков согласных в стечении звуков («босая девича» — большая девочка)

Несовершенства касаются неправильного порядка слов в построении фразы несогласованности («пришло много гостев» пришло много гостей), недостатков произношения («лисипед» — велосипед), перестановок звуков в словах («певрые» — первые); пропусков согласных в стечении звуков («босая девича» — большая девочка).

Такие ошибки считают допустимыми и легко исправляемыми в процессе регулярных курсовых занятий.

Однако если речь идет об отклонениях, их следует вовремя выявить и корректировать у специалистов.

Отклонения речевого развития диагностирует специалист

Роль родного языка в развитии личности ребенка

Феномен речи как средства связи человека с внешним миром основан на знаковой сущности языка — возможности кодировать окружающую действительность, социализироваться, усваивать культурный опыт общества и на его основе заложить систему смыслов. Таким образом, роль родного языка в развитии личности ребенка состоит в постепенном переходе от познания мира к познанию себя.

Обратите внимание! Сказка предоставляет уникальную возможность посредством речи через освоение культурных ценностей формировать систему личностных смыслов ребенка

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий