Логопедический массаж для детей

Методика проведения логомассажа

Процедура направлена на проработку мышц, расположенных внутри рта, включая губы, язык, щеки и даже глотку. Речевые нарушения могут быть связаны с недоразвитыми или, наоборот, слишком тонизированными мышцами, нескоординированными движениями языка.

Удивительно, но навыки, необходимые для постановки правильной речи, пригодятся и для того, чтобы безопасно есть и пить.

При логомассаже могут использоваться как пассивные движения, когда специалист сам давит на нужные мышцы и связки, так и активные: ребенок сам выполняет нужные движения. Но в большинстве случаев врач и его маленький клиент работают в связке.

1. Проработка губ.

Ребенок должен поочередно и протяжно говорить буквы «о», «у», «э», «и». Массажист при этом может помогать складывать губы в соответствующую форму.

Воздействовать лучше указательным и большим пальцем. Также можно аккуратно помочь малышу расслабить щеки. Родителям без опыта, которые планируют проводить логомассаж дома, рекомендуется вначале самостоятельно проговорить звуки и понять, в какой части щек появляется сильное напряжение. Именно эту область нужно аккуратно массировать ребенку.

Между «пропеванием» звуков малыш может надувать щеки, губы. Это также поможет расслабиться и подготовиться к новым упражнениям.

2. Массаж языка.

Слишком слабая или напряженная мышца мешает артикуляции. Для массирования могут использоваться специальные инструменты: молоточки, скребки, ролики. Но в домашних условиях лучше обойтись без дополнительных аксессуаров. Для проработки языка нужно проговаривать с ребенком так называемые «переднеязычные» звуки «тттт», «дддд».

При этом малыш должен стараться не касаться языком внутренней поверхности губ. Кончик должен упираться в зубы.

3. Укрепление щечных мышц.

Чтобы малыш правильно произносил шипящие и свистящие звуки, необходимо устранить напряженность в щеках. Для этого разминают ребенку лицо по челюстной кости. Можно аккуратно надавливать четырьмя пальцами на кожу, двигаясь от носогубной складки к ушным раковинам.

Активный массаж всё же стоит оставить сертифицированному специалисту, который точно знает на какие точки давить.

Массирование может утомить малыша, поэтому дома лучше проводить процедуры в форме игры.

Например, можно предложить ребенку надувать мыльные пузыри. Дети обожают такое развлечение! Но выдувание пузырей учит контролировать дыхание. Также малышу придется постоянно скручивать губы в трубочку, что также является одним из элементов логомассажа.

Если звуковые эффекты не пугают, приобретите гармонику. Игра на музыкальном инструменте «учит» ребенка контролировать дыхание, сжимать и разжимать губы. Если есть проблемы со слабым дыханием, то гармоника поможет решить проблему, еще и увеличит силу губ.

Сладкоежкам понравится упражнение «оближись». Нужно втереть немного варенья или сгущенки в уголки губ и попросить малыша тщательно вылизаться. Кончик языка при этом должен «ходить» из стороны в сторону.

Перечисленные выше упражнения достаточно легкие, но лучше проводить их в игровой форме. Детям быстро наскучивают однообразные движения, поэтому лучше одновременно с логомассажем петь песенки, кривляться и делать прикольные фотографии. Игровые упражнения можно повторять от трех до шести раз каждый день.

Но помните, что каждый ребенок уникален, учится в своем собственном темпе, поэтому прогресс может появиться как через несколько дней, так и через несколько месяцев.

Несколько полезных рекомендаций

При расслабляющем массаже для усиления указанного эффекта можно на лицо пациента за пять минут до процедуры положить теплый компресс, например, полотенце, смоченное в воде 45℃ и тщательно отжатое.

Нужно правильно использовать инструменты и приспособления. Для этого необходима консультация у логопедов там, где делают логопедический массаж. Инструментальный метод часто применяется для массирования языка, дополняя массажные ручные приемы. Но заменять их полностью не стоит, поскольку определить состояние мышечного тонуса может только логопед, опираясь на свои ощущения во время проведения процедуры.

Польза массажа

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение. А следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи.

Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки.

Дифференцированное применение различных приемов логопедического массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Проводится логопедический массаж после обследования мышц речевого аппарата.

Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей.

Альтернативы логомассажу

Услуги логопеда стоят не так дорого. Но родители, чадо которых не показывает положительных результатов, начинают искать альтернативы процедуре.

Одним из вариантов является нейробиоуправление или биоакустическая коррекция.

Во время процедуры к коже головы человека прикрепляются датчики, которые регистрируют активность мозговых волн. Врач сможет записать график работы мозга во время общения. Затем ребенку надевают наушники, через которые можно услышать «озвученные» сигналы мозговых импульсов. Такое лечение назначают детям с серьезными задержками развития речи.

Маленьким пациентам без ЗРР больше подойдет музыкальная терапия. Малышу предлагается слушать ритмичные песенки, подпевать им.

Для чего логопедами назначается массаж

Логопедический массаж – это механическое раздражение (поглаживание, разминание) в зонах мышц верхнего плечевого пояса, шеи, головы, особенно области языка, мягкого неба, щек и губ. Практически физиопроцедура сокращает период формирования и нормализации произносительной стороны речи при воздействии логопедического характера, способствует улучшению состояния голоса, речевого дыхания, стабилизирует эмоциональный фон человека. Указанная процедура рассматривается одним из инструментов развития речи – вот как можно охарактеризовать, что такое логопедический массаж (ЛМ).

Но причинами непонятной для окружающих речи может быть не только нарушения тонуса органов артикуляции (подвижности мышечных тканей губ, языка), но и проблемы грамматического построения речи и слоговых структур слов, недоразвитость фонематического слуха. Следовательно, для коррекции общего и речевого развития необходим подход системный.

О показаниях и противопоказаниях к массажу

Существуют определенные показания к логопедическому массажу, связанные с нарушениями артикуляционной моторики. К ним относят:

– состояние дизартрии – когда имеются нарушения иннервации (снабжения нервами) мышц речевого аппарата;

– механическую дислалию (укороченность подъязычной связки);

– ринолалию (нарушения речепроизношения вследствие дефектов строения аппарата речи).

Для этого врач-логопед обследует пациента, исключая противопоказания:

– состояния с острыми воспалительными процессами и повышенной температурой тела;

– наличие эпилепсии, судорог;

– инфекционные заболевания полости рта;

– высыпания герпеса на губах, болезни кожи на голове;

– склонность к кровотечениям из носа;

– рвота, тошнота;

– конъюнктивит.

Бывают случаи назначения ЛМ ребенку при аутизме, моторной алалии, задержке речевого развития (ЗРР). Логопедический массаж при ЗРР – сомнительное назначение, так как он помогает корректировать звукопроизношение, а ребенок в данном случае не говорит. Следовательно, использоваться может не как основной метод коррекции, а только в комплексе с другими методиками.

Новости

8 ноября

Исправление прикуса не брекетами

Миофункциональные аппараты отлично справляются с начальными нарушениями прикуса, помогают челюстям развиваться, а зубам прорезываться правильно. Миофункциональные аппараты EF Line Orthoplus (Франция) могут применяться с 3 лет. Широкая линейка аппаратов разработана с различными целями – нормализуют положение языка, стабилизируют работу мышц губ и щек, направляют развитие челюстей в нужном направлении, снимают нагрузку с ВНЧС. Подробнее о миофункциональных аппаратах EF Line Orthoplus тут. Помните, что назначает аппарат только специалист после очной диагностики, это медицинское изделие и лечение должно проводиться под контролем.

31 октября

Ремонт скола винира

При занятиях боксом без защитной капы для зубов, вероятность получить травму зубов достаточно велика. Степень травмы – от маленького скола до полной потери зуба, зависит только от везения. В работе “Скол винира из-за спортивной травмы” мужчине повезло, что откололся кусочек винира, и был всего один осколок, который сохранился целым, так что винир восстановили за один визит. Стоматологи починят всё, но все же лучше изготовить индивидуальную защитную капу для зубов, чтобы предотвратить травмы.

26 октября

Ортодонтическое лечение прозрачными капами 3D Smile

Ортодонтическое лечение может быть незаметным для окружающих, это особенно актуально, если вы уже когда-то носили брекеты, но зубы стали разъезжаться. В работе “Закрытие щели между зубами капами 3D Smile” показано, как планировалось лечение капами и результат ортодонтического лечения.

21 октября

Как лечат зубы стоматофобам? В седации! Еще и импланты устанавливают!

Молодой человек очень боится лечить зубы, поэтому ситуация с зубами доведена до критической. Узнав от знакомых про лечение зубов в седации, он смог не только пролечить зубы, но даже установить импланты и восстановить разрушенные зубы, которые пришлось удалить, коронками на имплантах. Подробнее об этом случае в работе “Коронки из диоксида циркония (в том числе на имплантах) для протезирования жевательных зубов – имплантация и лечение зубов в седации”

15 октября

Полный прайс-лист на услуги косметологического отделения

Косметологическое отделение “Диал-Дент” предлагает широкий спектр услуг: уколы ботокса, мезотерапия, биоревитализация и контурная пластика, плацентарная терапия, плазмолифтинг, нитевая подтяжка, чистка лица, химический пилинг, лечение акне, удаление доброкачественных новообразований кожи, массаж. Полный прайс лист на косметологические услуги смотрите тут. Подробнее о нашем косметологическом отделении тут.

все новости

Курс логопедического массажа: подготовка к сеансам и другие детали

Очень важна правильная подготовка к процедуре:

  • Проследите за тем, чтобы в помещении было тепло и комфортно. Никаких сквозняков и духоты!
  • Предупредите родителей ребенка, что массаж можно проводить не раньше, чем через два часа после еды. Пациенту нужно почистить зубы или хотя бы прополоскать рот перед сеансом.
  • Снимите все украшения с рук — кольца, браслеты. Ваша кожа должна быть чистой и здоровой, ногти — коротко подстриженными. На курсах массажа для логопедов вам расскажут о требованиях к внешнему виду специалиста.
  • Позаботьтесь о том, чтобы ребенок не боялся. Это можно сделать разными способами: позволить ему увидеть, как массаж делают кому-то еще (конечно, при условии, что процедура будет проходить хорошо), пригласить его родителей, попросить их держать малыша за руку во время сеанса.

Есть также нюансы, о которых важно помнить. Позвольте ребенку сидеть во время первых 2-3 сеансов

Когда он привыкнет к процедуре, можно начать проводить ее на массажном столе

Позвольте ребенку сидеть во время первых 2-3 сеансов. Когда он привыкнет к процедуре, можно начать проводить ее на массажном столе.

Первый сеанс должен быть коротким, около 5-7 минут (для ребенка до 3 лет — 2-3 минуты). Впоследствии вы сможете увеличивать его длительность, наблюдая за тем, как ребенок реагирует на процедуру. Обычно полный курс логомассажа — это 20-25 сеансов, которые проводятся ежедневно, но если нарушение речи у пациента тяжелое, может потребоваться более 100 сеансов.

Боль во время процедуры абсолютно недопустима! На дистанционных* курсах для логопедов по логопедическому массажу вам подробно расскажут, в каком порядке проводить манипуляции, как помочь ребенку расслабиться, как определить, какие участки повреждены сильнее других, и научиться правильно с ними работать.

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Преимущества и эффективность детского массажа языка

Логопедический массаж – наиболее эффективный метод корректировки дефектов речи и проблем в задержке развития. Комплекс точечного воздействия абсолютно безболезненный и не вызывает неприятных ощущений у ребенка, позволяя:

  • снизить эмоциональное напряжение;
  • активизировать работу мышц языка;
  • скорректировать сложные для детей звуки (Л и Р, Г и Д, шипящие);
  • избавиться от заикания, нарушений голоса;
  • уменьшить отделение слюны;
  • улучшить показатели речевого дыхания;
  • нормализовать мышечный тонус.

Сложность при массаже языка заключается в том, что не каждый малыш готов длительное время находиться в одной позе с открытым ртом – непоседливыми детьми манипуляции переносятся труднее, поэтому особенно важна психологическая подготовка со стороны родителей.

Эффективность логопедического массажа

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

У детей с речевыми нарушениями, получающих логопедический массаж, наблюдается:

  • Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры,
  • Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата,
  • Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.),
  • Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений,
  • Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность,
  • Формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

Понятие

При помощи рук, пальцев и специальных приспособлений (зондом, шпателем, зубной щеткой с мягкой щетиной) проводится воздействие на нужную область щек, зубов, языка. При помощи регулярного массажа удается за короткий срок улучшить состояние нервной системы, кровеносных сосудов речевого аппарата. Снимаются артикуляционные спазмы, нормализуется тонус мышц.

Требования к проведению речевого массажа

Массаж для развития речевого аппарата должен проводить логопед. Врач проходит специальный курс обучения, в результате которого получает знания в области детской анатомии и физиологии. Это помогает специалисту без вреда для здоровья детей выполнять манипуляции и улучшать речевые и коммуникативные показатели.

Логопедический кабинет для массажа обустраивается таким образом, чтобы ребенку там было приятно находиться. Чтобы отвлечь малыша и помочь ему расслабиться, в помещении расставляют игрушки, погремушки, располагают его в удобном мягком кресле.

При назначении курса логопедического массажа его выполняют ежедневно до тех пор, пока не достригутся положительные результаты. Некоторые элементы массажа можно проводить родителям самостоятельно дома. Специалист дает рекомендации по выбору техники воздействия, продолжительности и числу подходов.

Какой специалист назначает

К логопедическим манипуляциям можно приступать только после консультации у врача невролога. Именно он рассматривает возникшую проблему с развитием речи со всех сторон и назначает определенный курс лечебных мероприятий, в число которых и входит массаж. Невролог может назначить процедуру как самостоятельно, так и по рекомендации логопеда, который осматривает ребенка.

Показания и противопоказания

Логопедический массаж назначается детям раннего возраста при обнаружении у них следующих нарушений:

  • задержка речевого развития, а также отставание по возрасту в произношении определенных слогов (как правило, это распространяется на ребятишек до 3 лет);
  • неправильное произношение звуков (дислалия);
  • замедленность в движении артикуляционных мышц, зажимы речевых нервов (дизартрия);
  • задержка психического развития, при котором нарушается память, мышление, внимательность и, как следствие, затормаживается речь.

Логопедический массаж нельзя проводить ребятишкам раннего возраста при наличии у них следующих заболеваний:

  • грибковые или гнойные поражения кожи;
  • гематомы в ротовой полости, на губах;
  • инфекционные раны на кожных покровах;
  • эпилепсия;
  • онкология любой стадии;
  • туберкулез;
  • сосудные болезни;
  • проблемы с капиллярами (замедленная проходимость кровотока, слабая капиллярная сетка);
  • аллергические проявления.

Массаж при повышенном тонусе мышц: основные приемы и методика

Увеличенное мускульное возбуждение, обусловленное гипоксией, родовыми травмами, купируется расслабляющей техникой массажа. Из классических приемов предпочтение отдается поглаживаниям и вибрациям.

Логопедический массаж при повышенном тонусе языка начинается в воротниковой зоне, переходит на плечи, затем – лицо, язык и губы. Для расслабления языка проводится легкое массирование шеи с поворотами головы вправо-влево, против часовой и по часовой стрелке.

Массаж выполняется слегка давящими, плавными, легкими движениями. Проводится серия разглаживающих приемов в зонах лба, щек, глаз, подбородка, с переходом на участок шея-ключица и возвратом к лицу (мочки ушей).

Расслабляющий логопедический массаж предусматривает проработку мускулатуры языка с использованием покачиваний вверх-вниз и вправо-влево, плавных поглаживаний краев и центра. Направление перемещений по языку осуществляется к корню от кончика. Под окончание сеанса язык вытягивается вперед и выполняются движения в стороны.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий